Формирование толерантного поведения в подростковой среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коноваленко Т. В. Формирование толерантного поведения в подростковой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54270.htm.
Аннотация. Актуальность работы заключается в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения. Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коноваленко Татьяна Викторовна, учитель биологии, ГБОУ СОШ № 29, г. Сызрань konivvalenkah@yandex.ru

Формирование толерантности в подростковой среде

Аннотация.Актуальность работы заключается в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.

Ключевые слова:воспитательная система, формирование толерантности, подростковая среда, тренинги.

Введение.В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности». Школьное образование должно обеспечить «формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе». В документе отмечается, что в результате воспитания нравственных чувств и этического сознания школьника должно сформироваться представление о толерантности как о ценности.В современных условиях к личности выпускника общеобразовательной школы предъявляются высокие требования. Он должен создавать вокруг себя микроклимат культуры и духовности. Поэтому в современной школе приоритетным становится изучение проблемы формированиявоспитаниямежличностной толерантности, уважения и понимания культур других народов, способности жить в едином поликультурном пространстве вне зависимости от национальности и вероисповедания. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаиоткровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, незадевая значимые аспекты жизни других людей.

Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.Важно обобщить имеющийся передовой педагогический опыт по вопросу формирования толерантностии внедрить его в воспитательную систему школы,

которая будет направлена на изучение аспектов социализации учащихся, их адаптацию в социуме и интеграцию в обществе. Таким образом, актуальность проблемыналицо ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения —одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» —те понятия, без которых невозможны какиелибо преобразования в современной школе.

Актуальностьмоейработы явижув необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.Цель работызаключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностейОбъект исследования –дети подросткового возраста (1314 лет).Соответственно предметом работы ясчитаюопределение способов формирования толерантности в подростковом возрасте:

1. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;2. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.В ходе работы ясобираюсьрешить следующие задачи:1. раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;2. создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;3. поиск способов диагностики толерантности.Для решения данных задач мы используюследующие исследовательские методы: анализ литературы, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.

Глава 1. Проблема толерантности и путей ее формирования.

Теоретическиеаспекты проблемы формирования толерантности.В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.Проблемы формирования толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из актуальных в современном многонациональном российском обществе. Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе». Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы

гражданского согласия в демократическом государстве. В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция «Я и общество», складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательной процесса.Значение толерантности для современного общества очень велико.Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса –политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.В отечественной и зарубежной научной литературе (Л.М.Дробижева, И.Кант, В.А.Лекторский, А.И.Панченко, В.А.Тишков, М.Уолцер и др.) имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Как правило, эти исследования представляют собой анализ толерантности в качестве основного принципа взаимоотношений людей на любом уровне, одного из условий выживания человечества. Проблеме толерантности в политике и в национальноэтнических отношениях посвящены труды В.Е.Козлова, Ф.М.Малхозовой, С.И.Семенова, М.Б.Хомякова и др.В ряде диссертационных работ раскрывается педагогический аспект толерантности –П.Ф.Комогоров, З.Ф.Мубинова, О.В.Скрябина, В.В.Шалина.В исследованиях освещаются важнейшие направления разработки проблемы толерантности: философия духовности, межэтнические отношения, экологические вопросы живых и социальных систем и др. Общие теоретические и методические особенности воспитания подростков достаточно полно описаны в психологопедагогической литературе.

Вместе с тем, структура толерантного поведения, приемы и способы формирования его у подростков еще не являлись объектом специального изучения.Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Давид Камуднжереми, Пауль Вогт, Роберт Вандберг, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему –интолерантности.Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что

люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.Интолерантность –это неприятие другого человека,неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение»[7].В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научнопублицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов. Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:

tolerance(англ.) –готовность быть терпимым, снисходительным;

totolerance(англ.) –быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerance(фр.) –убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia(исп.) –способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuanrong(кит.) –принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul’ (араб.) –снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) –умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чемлибо), принимать/признавать существование коголибо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к комулибо/чемулибо, быть снисходительным к чемулибо/ комулибо»[13].Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская –снисходительность, китайское –великодушие, русское –умение терпеть.В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какойто одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность иактивную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

«ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше –на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)»[13]. Щеколдина также выделяет критерии ипоказатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социальнонравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).Выделяется несколько уровней толерантности:1.Цивилизационный –отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;2.Международный –условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;3.Этнический –терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.4.Социальный –партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;5.Индивидуальный –уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые ивнутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих1».Вывод таков: человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

Глава 2. Формирование толерантности у подростков(1314 лет) в условиях современного образовательного процесса.

Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так, когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент?Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще в дошкольномвозрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые, как правило, расцветают во всей своей «красе» именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром,

познает нового себя и определяет место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия. Часто в этом возрастеподросток идет по пути наименьшего сопротивления –становится членом какоголибо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им.Исходя из всего вышесказанного, ясчитаюсвоей целью создание комплекса тренинговых упражнений, направленных на формирование толерантности именно в подростковом возрасте.Наиболее приемлемым считаем адаптировать данный тренинг под структуру работы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своего времени в образовательной среде. Также проведение тренинга в школе позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации об эффективности тренинга.Как отмечаетЩеколдина С. Д.: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако, при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайноситуативного проявления толерантности (в какойлибо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)»[13]. Мноюразработано два тренинговых комплекса, направленных на формирование толерантности, мы исходили из того, что подростковый возраст является промежуточным междудетством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны ведущая деятельность подростка общение. В связи с этим яразработаладва тренинговых комплекса: один основан на игре, другой –на дискуссиях и обсуждениях. Мы постарались выявить наиболее эффективный тренинг толерантности с целью его практического применения в педагогической и психологической работе. В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:Убеждениекак метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.Детей надологически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят подругому, ведут себя не так, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво. Так логически, при помощисказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.Убеждению соответствует самоубеждение метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какойлибо

социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм иидеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какойлибо информации.Метод внушенияможет реализоваться через использование цитат из библии; высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания),когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?".Методы стимулированияпомогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.Первая группаприемов связана с организацией деятельности детей в классе.Вторая группасвязана с организацией диалоговой рефлексии.Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какойлибо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.Третья группасвязана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д. Педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого. Диагностика толерантности проводится путем психологопедагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)Воспитание толерантности в условиях общеобразовательного процесса играет значительную роль в формировании подростков –выдвинутая нами гипотеза доказана.

Глава 3. Практическая часть.В работе яопиралась на исследование уровня установок толерантности у учащихся 7 классов ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани с целью поиска способов диагностики толерантности у подростков и создания эффективного тренинга формирования толерантного поведения для подросткового возраста.Всреднем по результатам исследования у подростков 7классов толерантность находится на низком уровне. Учащиеся, более старшие по возрасту, менее толерантны. Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, опираясь на опыт родителей, старших братьев и сестёр.

У подростков 7 классов уровень нетерпимости по отношению к людям без определённого места жительства и безработным также очень низок, только 30% всех опрошенных учеников отметили сочувствие и готовность предложить помощь вышеотмеченным группам населения.В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. В современном обществе среди молодёжи появляется огромное количество субкультур, таких как готы, эмо, скинхеды. 40% опрошенных подростков не понимают социальное направление данных групп, относятся к ним с некоей толикой страха и поэтому, как следствие, отвергают людей, входящих в данную группу, а в некоторых случаях применяют к ним силовые приёмы воздействия.Из 25 опрошенных учащихся 7«А» класса 10 человек интолерантно относятся к американцам. Здесь, наверно, сказалось то, что подростки смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, где в образе главного врага всегда предстаёт американский солдат или человек «очень похожий» на американского солдата. Китайцев и вьетнамцев тоже не очень жалуют –6 человек отрицательно относятся к этой национальности. 9 человек интолерантно относятся к людям кавказской национальности. Чем старше становятся дети, тем непримиримее –национальные отношения.Среди социальных групп наиболее толерантно учащиеся относятся к рабочим –84ч., к людям бюджетных организаций –65ч., интеллигенции –67ч., хуже всех относятся к бизнесменам. Это объясняется социальным статусом большинства семей, уровень которых определяется термином «малоимущие».

ЗаключениеТолерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.Из этого можно сделать вывод: образование –это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.

Приложение №1Тренинг толерантности.Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила:1.уважительное отношение к участникам игр;2.уважение к говорящему;3.обращение друг к другу по именам.

Упражнение №1.Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями»10 мин.Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.1.Попросите участников встать в круг.2.Предложите всем рассчитаться на «одинчетыре» и сделать следующее:каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку –на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;каждый «номер четвертый» держитсложенные крестнакрест руки на груди (локти смотрят в сторону).3.Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.4.Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение №2.Упражнение «Сходства и различия».На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.Вопросы для обсуждения:1.Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?2.Национальность влияет на взаимоотношения людей?3.Лица людей какихрас и национальностей вам трудно различить?4.Какие религии вы знаете?5.Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?6.Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?7.Как общаются между собой старые и молодые люди?Ведущий делает вывод.О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает изза боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем...»Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).1.Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?2.Хорошо или плохо, что мы все разные?3.Как жить в мире, где столько разных людей?Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Упражнение №3.Соглашение с инициативой других. «Воображаемый мяч». 15 мин.Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность. 2. Из участников группы назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает комунибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пингпонга»3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.5. После игры обсуждаются следующим вопросы:

а) Как идет в группе совместная работа?б) Все ли участники были задействованы в этой игре?в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?е) Все ли игроки старались одинаково?ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?з) Как можно улучшить совместную работу?

Упражнение №4.Повышение самооценки. «Мой вклад». 30 мин.Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета –один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу.

Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:а) Какой опыт принес я с собой в группу?б) Что я умею делать?в) Как я могу способствовать общей работе?Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группыстоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом.

Упражнение №5.Настройка нагруппу. «Передача ритма».10 мин.1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.2. Участники легко держат друг друга за руки.3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.4. Дается инструкция: «Сжатые руки –сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.6. В заключении участники должны сильносжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение №6.Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. «Тест на доверие». 15 мин.1. На середину круга ложится какойлибо предмет, например, ваза или книга. Группе объясняется, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает, вплотную к нему, то тем самым говорит о высокой, по его мнению, степенью доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние.2. Тренер просит участников поэксперементировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.3. Когда все найдут свои места, тренер предлагает всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.

4. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.5. В заключении можно подытожить результаты игры: доверие в группе –не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и связанно с конкретным опытом. С другой, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.

2.Диагностика формирования толерантного поведения подростков.Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростковво время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений. Суть опросника такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или несогласны с содержащимися в опроснике утверждениями.Опрос по теме «Толерантность»(опросник составлен на основе черт авторитарной личности Т. Адорно психологом Российской государственной юношеской библиотеки Ю.В.Овчинниковой).Участники опроса отмечают крестиком нужный вариант ответа. При проведении опроса методику следует распечатать и раздать учащимся. Каждому ответу присваивается 1 балл. Отдельно подсчитывается число баллов в каждой колонке. Максимальное число баллов —15. Последняя графа ответов составлена так, что удовлетворяет требованиям авторитарной личности. Первая графа ответов соответствует человеку толерантного склада. Опросник позволит определить лиц, склонных к авторитарному типу поведения, и процент таких учащихся в группе.

1. Как ты считаешь, в твоей личности больше достоинств или недостатков?ДостоинствНедостатковНе знаю2. А как считают твои родители?ДостоинствНедостатковНе знаю3. Чувствуешь ли ты поддержку родителей?ДаНе знаюНет4. Можешь ли рассчитывать на помощь друзей?ДаНе знаюНет5. Часто ли в твоих неприятностях бывают виноваты другие?НетНе знаюДаб. Считают ли тебя родители ответственным человеком?ДаНе знаюНет7. Могут ли положиться на тебя друзья?ДаНе знаюНет8.Считаешь ли ты, что любое событие, ситуацию

нужно оценивать как хорошие или плохие?НетНе знаюДа9. Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов, недругов или ты считаешь свое мнение более важным?Готов выслушатьНе всегдаИх мнение мне не интересно

10. Часто ли ты прислушиваешься к авторитетному мнению?Не всегдаЧастоВсегда, когда надо принимать решение11. Кто является для тебя авторитетом?РодителиДрузьяУчителя12. Любишь ли ты порядок в своих вещах?Не оченьДаСтараюсь всегда держать вещи в порядке13. Позволяешь ли копаться в своих вещах родителям, братьям или сестрам?ДаИногдаНикогда14. Хорошо ли ты чувствуешь настроение, чувства других людей?ДаНе всегдаНе очень15. Есть ли у тебя чувство юмора?Меня считают человеком с юморомТолько когда хорошее настроениеНе люблю смеяться над собой

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс –опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности –интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.Опрос проводится среди учащихся 9 классов (подростки 14–15 лет).Инструкция: предлагалось оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:Экспресс –опросник «Индекс толерантности»



УтверждениеАбсолютно не согласенНе согласенСкорее не согласенСкорее согласенСогласенПолностью согласен1.В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение



2.В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности



3.Если друг предал, надо отомстить ему



4.К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение



5.В споре может быть правильной только одна точка зрения



6.Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах



7.Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные



8.С неопрятными людьми неприятно общаться





9.Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения



10.Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества



11.Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности



12.Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше



13.Если ктото поступает со мной грубо, я отвечаю тем же



14.Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей



15.Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»



16.Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители



17.Человек, который думает не так, как я, вызывает уменя раздражение



18.К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться



19.Беспорядок меня очень раздражает



20.Любые религиозные течения имеют право на существование



21.Я могу представить чернокожего человека своим близким другом



22.Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим





Обработка результатовДля количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» –1 балл, «полностью согласен» –6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» –6 баллов, «полностью согласен» –1 балл). Затем полученные баллы суммируются.Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:22–60 –низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.61–99 –средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.100–132 –высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователяи целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Ссылки на источники1.Артюхова, Т. Ю. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности подростков и юношей / Т. Ю. Артюхова, О. А. Шулакова // Психология обучения. –2008. –№ 6. –С. 4–13. –Библиогр.: с. 12–13 (23 назв.).2.Арцыбашев, И. Г. О некоторых аспектах проблемы определения толерантности / И. Г. Арцыбашев // Известия Уральского государственного университета. –2007. –№ 54, вып. 4. –С. 165–178.3.Бахчиева, О. А. Формирование терпимости –основа духовно–нравственного развития общества / О. А. Бахчиева // СОТИС –социальные технологии, исследования. –2008. –№ 2. –С. 41–43.4.Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства / М. С. Бережная // Философские науки. –2008. –№ 4. –С. 58–68.5.Борсук, И. В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики / И. В. Борсук // Мир образования –образование в мире. –2007. –№ 3. –С. 133–142.6.Гулиев, М. А. Некоторые исторические сведения политической толерантности / М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева, И. А. Гулиев // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2007. –№ 3. –С. 176–177.7.Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научнопублицистический вестник. –М.: Издво МГУ, 2001г8.Морозова, О. Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. –2007. –№ 6. –С. 80–82.9.Мы –разные : книга для чтения по проблемам толерантности / сост.: И. К. Кирьянов, О.Б. Подвинцев ; Краев. целевая программа развития полит. культуры и гражд. образования населения Перм. края. –[Изд. 2–е, перераб. и доп.]. –Пермь: Тип. купца Тарасова, 2007. –159, [1] с.10.Николаева, Е. И. Воспитание толерантности : психологическое сопровождение обучения в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 "Педагогика" (профиль 540607 "Начальное образование") / Е. И. Николаева. –[Изд. 2–е, перераб. и доп.]. –М.: Мой учебник, 2007 (Пермь: Звезда). –271 с. –(Практическая психология).11.Толерантность как образ жизни современного человека / Департ. внутр. политики, Адм. губернатора Перм. края, Адм. Ленин. р–на, Перм. гос. ун–т ; [сост. : О. К. Яковлева]. –Пермь : [б. и.], 2007. –73 с. : ил. –На обл. загл.: Я и другой. Толерантность как образ жизни современного человека.12.Хаустова, Р. Т. "Фундаментализм и толерантность": к проблеме двойственности человеческой морали / Р. Т. Хаустова // Социум и власть. –2007. –№ 1. –С. 36–38. –Библиогр.: с. 38 (4 назв.).13.Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. –М.: «Ось89», 2004 г., с 1415, с 1718.14.www. pedmir.ru15.www.pedsovet.su16.www. 1september.ru

Konovalenko Tatyana Viktorovna,Biology Teacher, Government StateFinanced General Institution, Comprehensive Secondary School #29, Syzrankoniwalenkah@yandex.ruFormation of tolerance among adolescents Abstract.Relevance of the work is the need to identify the most effective ways of formation of tolerant behavior in adolescents. Objective is to provide effective training to promote tolerance, adapted for

adolescents with regard to their psychophysiological characteristics. Keywords:educational system, development of tolerance, teenage environment training.