Личностное саморазвитие обучающихся: результаты опытно-экспериментальной работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенкова Е. В., Аксенова С. С., Вязовская С. В. Личностное саморазвитие обучающихся: результаты опытно-экспериментальной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 171–175. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54294.htm.
Аннотация. В работе рассмотрен вопрос о личностном саморазвитии обучающихся средних образовательных учреждений, уточнены уровни личностного саморазвития и определены их отличительные особенности, предложены педагогические факторы и условия, обеспечивающие личностное саморазвитие обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терещенкова Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент кафедры менеджмента,ВолгоградскийфилиалФГБОУ ВПО«Московскийгуманитарноэкономический институт», г. Волгоградelena_tereshenkova@mail.ru

Аксенова Светлана Станиславовна,преподаватель математики, МОУ СОШ № 40 г.Волгограда

Вязовская Светлана Викторовна,преподаватель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 40 г.Волгограда

Личностное саморазвитие обучающихся: результаты опытноэкспериментальной работы

Аннотация.В работе рассмотрен вопрос о личностном саморазвитии обучающихся средних образовательных учреждений, уточнены уровниличностного саморазвития и определены их отличительные особенности, предложены педагогические факторы и условия, обеспечивающие личностноесаморазвитие обучающихся.

Ключевые слова:личностное саморазвитие обучающихся, уровниличностного саморазвития, педагогические условия личностного саморазвития обучающихся.

Кардинальные перемены в социальной, экономической и культурной жизни российскогообщества предполагают трансформацию духовного ипсихологического облика людей. Сегодняшний человек должен трансформируясь внутриличностно, управлятьсобственной жизнью, собственным развитием, развиваяадаптационныеспособности, помогающие емувыживать, и способности быстро и решительно менятьжизненные условия. Современные выпускники средних образовательных учрежденийдолжны быть наделены умениями самоорганизовываться, самостоятельно добывать знания, выявлять приоритетные цели своей жизни, определять тактические, стратегические задачии находить способы их решения, что влечет за собой рост качества базисной компоненты образовательного процесса –учебной деятельности. Следовательно, в настоящий момент становится актуальным вопрос развития личности обучающихся. Предпосылки актуальности изучения вопроса личностного саморазвития обучающихся можно определить востребованностьюразработки адекватныхпедагогических условий и средств, содействующих саморазвитию личности обучающихся. Безусловно, по нашему мнению, решение данной задачи сводится к повышению эффективности образовательногопроцесса путем проектирования педагогическогоинструментального комплекса, включающего в себя, условия и факторы саморазвития личности обучающегося, выявлениязначимости учебных дисциплин и предрасположенности обучающихсяк самоактуализации.Основной задачей самовоспитания и мотивации учебной деятельности обучающихся является саморазвитие личности. Ведущие мотивы у обучающихся должны основываться насистеме внутренних потребностейвсаморазвитии, а нена внешней системе мотивов.

Этой проблеме посвящены научные изыскания С. Л. Франка, Э. В. Ильенкова, Г.С.Батищева и др. Так в своих работах Г.С. Батищев указываетчто сознательное саморазвитие индивида происходит как сопричастное бытие вместе с другими, и сопровождается потребностью в значимых других, втех, без кого он и сам не может существовать и оставаться сами собой.В трудах С. Л. Франкасделан акцент на том, что «…чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми». Автор говорит об идеи взаимозависимости внешнегои внутреннего мира индивида с другими людьми в процессе саморазвития и самосовершенствования личности. Таким образом, следует отметить, что процесс саморазвитияличности претерпевает положительную динамику при условии мотивационного взаимодействия человека с другимилюдьми, его интенсивного и тесного контактас ними, и тем существеннее происходит личностное саморазвитие. Анализируя исследования Е. Н. Князеваи С. П. Курдюмов, необходимо отметить следующую позицию авторов о том, чтобы система двигалась по собственнойтраекторииразвития, необходим хаос, инициирующийпроцесс самодостраивания.Н. А. Бердяевуказывает на то, что личность испытывает необходимость в самоизменении, может и должен реализовать эти изменения путемкреативных контактов и качественной трансформации собственных первоначальных характеристик1, С.9. Следовательно, ведущей идеей большинства философских изысканий опирается на саморазвитие личности человека(являющееся двусторонним процессом), которое нельзя реализоватьбез взаимосвязи с другими людьми. В нашем понимании личностное саморазвитие человека–есть действенный процесс взаимосвязи внешнего и внутреннего мира человека с окружающими для реализации собственных изменений и совершенствования.Нашпедагогический опыт и опыт учителейпрактиков показал, что существуют определенныетрудности в личностномсаморазвитииобучающихся, возникающие в процессе учебной деятельности.Анализ литературы по психологии,педагогике, позволил определитьуровнисаморазвития личности обучающихся, которые мы обобщили на схеме 1.







Рис.1. Основные уровниличностного саморазвития обучающихся

Нами уточнены трудности обучающихся, характерные для каждого уровнясаморазвития личности обучающихся. Трудности обучающихся, находящихся на примитивном уровне, можно объяснитьне совсем развитой системой мотивовсаморазвития, отсутствием желания постоянно работать над своей личностью. При решении задач, обучающиесяпытались убедить своих одноклассниковв том, что и так все само собой получится. Основной причинойтрудностей,на наш взгляд, является недостаточнаясформированность компонентов личностного саморазвития(самоосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления). Неразвитая составляющая самоосознания не позволяет реализовать функциюцелеполагания. Несовсем адекватно сформированная составляющая самооценкиуказывает на некоторуюсамодостаточность таких обучающихся2. Уровниличностного саморазвития обучающихсяпримитивныйадаптационныйпознавательныйустойчивопознавательныйустойчивомотивационныйПри осуществлении эмпирической части исследования обучающимся, находящимся на примитивном уровнеличностного саморазвития, были предложенопреодолеть трудности при помощи смоделированной педагогической учебной ситуации. Обучающиесяпримитивного уровняадекватно восприняли роль и старались повысить собственный статус. Взаимодействие с одноклассниками при решении смоделированной учебной задачи,стало толчком для актуализации формированияпознавательной деятельности обучающихся примитивного уровняличностного саморазвития.

Обучающиеся, которые находятся на адаптационном уровнеличностного саморазвития, испытывают трудностипри самостоятельном планировании и решении различных учебных задач.Им трудно выявить и определить главный вопрос учебной задачи, они испытывают трудности и в осмысленииданных. Мы полагаем, что предпосылки указанных выше затруднений лежатнедостаточной самооценкеи самоорганизации обучающихся. Недостаточносформированная самооценка не позволяет обучающемуся правильно оценить собственные качества, а отсутствие самоорганизациинеспособствуетрегулированию универсальных учебныхдействий. Как показывает практический опыт нашего исследования, дифференцированная и индивидуализированная работас такими обучающимися, способствует снятию затруднений и помогает развитию таких качествличности как самооценка, самоорганизация. В нашейопытноэкспериментальной работе мы давали возможность обучающимся выполнятьиндивидуальныеучебныезадачи,связанныес самостоятельным поиском информации. Приизучении новой темы мы старались привлечь к обсуждению некоторыхпроблемобучающихсяадаптационного уровняличностного саморазвития. Обязательной составляющей при изложении и изучении темы стало формулировка конкретных тематических вопросов, позволяющих осмыслить остальными обучающимся услышанный материали поддержать дисциплинуво время выступления.Таким образом, при тесном взаимодействиис обучающимисяпознавательного, устойчивопознавательного и устойчивомотивационного уровнейличностного саморазвития формировались такие компоненты как самооценка и самоорганизация. На основании выше изложенного, следует констатировать, что каждому уровнюличностного саморазвития ставятся в соответствие условия и факторы, обеспечивающие качественную трансформацию при переходе с одного уровня саморазвития на другой. Выявленные педагогические факторы и условия, обеспечивающие личностноесаморазвитие обучающихся, мы систематизировали по каждому уровнюличностного саморазвития, и обобщили в таблице1.

Таблица 1Педагогические факторы и условия, обеспечивающие личностное саморазвитие обучающихсяУровеньличностного саморазвитияПедагогические условияличностного саморазвития Факторыличностного саморазвитияпримитивныйДеловая игра на учебных занятиях, взаимодействие с педагогами и с обучающимися, подготовка индивидуальных сообщений по новой теме, публичные выступления, рейтинг

Ответственноеотношения к учебе, потребность впознании нового,мотивация долга

адаптационныйВзаимодействие с классом, нестандартные учебные ситуации, опора на личный опыт обучающихся, различныеролевыепозиции, рейтингПознавательная активность, ориентация на будущую деятельность, идентификация собственной личности с классным коллективом, стремление к быть совершенным, мотивация успеха,познавательныйВзаимодействие с обучающимися, с педагогом, рецензирование, рейтинг,публичные выступленияПознавательная активность, потребность самовыражения, мотивация ответственности,нацеленность на результат

устойчивопознавательныйРазнообразие решаемых учебных задач, взаимодействие с одноклассниками и педагогом, анализ собственного опытарешения,стремление решатькреативные задачи, публичные выступления,участие в учебных и исследовательскихпроектах

Устойчивая познавательная активность,потребность в самовоспитании, самосовершенствовании, мотивация ответственности и долгаустойчивомотивационныйВзаимодействие содноклассниками, с педагогом, консультантами,участие вовнеучебной, научной, исследовательскойработе, участие в различных научных конференцияхи семинарахУстойчивая потребностьвсамоактуализации,самоосознании.самоутверждении, устойчивая познавательная мотивация, устойчивое желание стать лучше, стремление к самосовершенству

Таким образом, результаты проведенной опытноэкспериментальной работыподтвердилиприменение уточненной нами в исследовании уровневоймоделиличностного саморазвития обучающихся, а также дали возможность определить конкретные педагогические факторы и условия личностного саморазвития обучающихся различных уровней; в качестве дополнительногоусловия, обеспечивающего личностноесаморазвитие обучающихся, может служитьмежличностное взаимодействие по линиям: педагог –обучающийся,обучающийся –обучающийся –класс, обучающийся –обучающийся). Полученные результаты полностью соответствуют выводам ученых о движущих факторах саморазвития. Однако, наблюдения за педагогами, их профессиональной деятельностью, а также анализ изучаемых дисциплин, показал, что не всегда происходит саморазвитиеличности или этот вклад мизерный. Большинство педагогов не волнует мнение обучающегося и его отношение к изучаемому предмету. Содержание предмета не состыковывается с реальностью, не соотносится с решением практических жизненных проблем.Мы полагаем, что результат личностного саморазвития обучающихся будет достаточно высоким, если педагог станет учитывать склонности и интересыобучающихся, станет конструировать процесс обучения,создавая обширное поле для активизациипознавательной деятельностиличности. Диагностика по уровню личностного саморазвития обучающихся проводилась намидважды: в начале опытноэкспериментальной работы и на заключительном уровне. При определении личностной значимости учебного предмета(согласно данным первой диагностики)как фактора, влияющего на личностное саморазвитие мы получилив экспериментальной группе достаточно низкие показатели. Данные второй диагностики указали на рост в экспериментальной группе количества обучающихся, находящихся на более высоких уровнях личностного саморазвития. Данные мы обобщили в таблице 2.Таблица 2Количество обучающихся с определенным уровнемличностного саморазвития(%)Учебный предметПримитивный уровеньАдаптационныйуровеньПознавательныйуровеньУстойчивопознавательный уровеньУстойчивомотивационный уровеньрусский язык3131323233литература2525262727алгебра4040404242геометрия3434353535физика2930303131химия3030293232история4547484848география5353545354иностранный язык3232333434Таким образом, следует констатировать, что личностное саморазвитие обучающихся на конкретных уровнях обусловлены объективными закономерностями и большая часть зависитот педагогови социума. На наш взгляд,целесообразносоздание такой образовательного пространства, обеспечивающего гуманизацию,креативность современного образования, создающего благоприятствующие условиядля личностного саморазвития обучающихся и чем полнее обучающийсяиспользует возможность такого образовательного пространства, тем успешнееосуществляется саморазвитие. Ведущей идеей современногообразования является на гуманистическая парадигма, в центре которой личность обучающегося рассматривается как основная ценность. Гуманистическая парадигма оперирует богатым инструментальным комплексомтехнологий и методовобразования, которые не являются не самоцелью, а помогают обеспечивать личностное саморазвитие обучающихся.

Ссылки на источники1.Бердяев Н.А.Самопознание: (Опыт философской автобиографии).—М., 1991.

2.Терещенкова Е.В., Романова Л.Н., Татаринцева А.В., Сорокина М.Ф. Школа социокультуного развития личности: основные положения программы развития. Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск1. сборник материалов /Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова //Концепт.–Приложение № 1.–Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013.–С.292295.

Elena Tereshchenkova,Candidate of pedagogical sciences, professorRAE, associate professor of the «Management» chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic instituteelena_tereshenkova@mail.ruSvetlana Aksenova,

mathematics teacher, school № 40,VolgogradSvetlana Vyazovskaya,teacher of russian language and literature, school № 40,Volgograd

Personal selfdevelopment of the students: the results of experimental workAbstract.In the paper a question on personal selfdevelopment of students of secondary educational institutions of specified levels of personal selfdevelopment and defined their characteristics, offered pedagogical factors and conditions to ensure personal selfdevelopment of pupils.Keywords:personal selfdevelopment of students, levels of personal selfdevelopment, pedagogical conditions of personal development of students.