Особенности предпринимательской деятельности в курортном регионе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дулоглу
О.
А. Особенности предпринимательской деятельности в курортном регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
216–220. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54303.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей предпринимательства в курортном регионе, которое можно рассматривать как хозяйствование, осуществляемое предприятиями для удовлетворения рекреационных потребностей населения, а также получения прибыли. В целях исследования все предприятия делятся на три группы: рекреационные предприятия, инфраструктурные предприятия и взаимодействующие предприятия, что позволяет раскрыть особенности предпринимательской деятельности в курортном регионе.
Ключевые слова:
предпринимательство, предпринимательская деятельность, курортный регион, рекреационная деятельность, рекреационные предприятия
Текст статьи
Дулоглу Оксана Анатольевна,студентка,НОУ ВПО «Международный инновационный университет»,г. Сочиfecup@miusochi.ru
Особенности предпринимательскойдеятельностив курортномрегионе
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей предпринимательствав курортном регионе, котороеможно рассматривать какхозяйствование, осуществляемое предприятиями дляудовлетворения рекреационных потребностей населения, а также получения прибыли.В целях исследования все предприятия делятся натригруппы:рекреационные предприятия, инфраструктурныепредприятия и взаимодействующие предприятия, что позволяет раскрыть особенности предпринимательской деятельности вкурортном регионе.Ключевые слова:предпринимательство, предпринимательская деятельность, курортныйрегион, рекреационная деятельность, рекреационные предприятия.
Курортный регион этотерритория, которая обладает особо благоприятнымиприроднымиусловиямии лечебнымифакторами, объединяякомпактно размещенные курорты.Указанные факторы формируют рекреационный потенциал курортного региона, тоесть его способностьоказывать на человека положительное физическое, психическое, гигиеническое воздействие, удовлетворяя рекреационные потребности.Наличие платежеспособных рекреационных потребностей порождает спрос на рекреационные услуги, которые оказываются в курортном регионе. Вследствие этого, курортный регион непременно включает совокупность предприятий, взаимосвязанная деятельность которых направленана удовлетворение рекреационных потребностейпосредством обслуживаниярекреантов. Представляет интерес изучениеособенностейфункционирования и развитиятаких предприятий, что предполагает необходимость, в первую очередь, понимать сущность предпринимательства. Понятие«предпринимательство»впервые (вначалеXVIIIвека)ввелв научный оборотР. Кантильон[1]. Помимо него,существенныйвкладвразвитиетеориипредпринимательства внеслиП. Друкер, Й. Шумпетер и многие другие ученые.Тем не менее, в экономическойлитературедо сих пор нет однозначного определения сущности этого понятия. Исходя из различных подходов, можно выделить две его основные формы:
предпринимательство, рассматриваемоев широком смысле слова, то естьбизнес;
инновационное предпринимательство, которое основано на создании и внедрении в практику хозяйственной деятельностиразного рода нововведений.С точки зрениябольшинства ученых, в наибольшейстепени сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается принципиально новаякомбинация факторов производства.Так, Й. Шумпетер говорил о том, что предприниматели представляют собой особый тип людей, деятельность которых является особенной, так как они «делают не то, что делают другие … и не так, как делают другие» [2]. П. Друкер [3] отмечал, что не все предприятия являются предпринимательскими, а только те, которые формируютновый рыноки привлекают новых покупателей.Функцией предпринимательствав таком случае является внедрение нововведенийво всех сферах деятельности.На современном этапе наибольшее распространение получилатрактовка предпринимательствакакособого типахозяйствования, особенностью которого является непрестанный поиск новых возможностей, ориентированностьна инновации, умениепривлекать и использовать для достижения поставленныхцелейразнообразные ресурсы. Предпринимательствосущественным образом связано с повышением эффективности использования всех видов экономических ресурсовв целях достижения социальноэкономического эффекта, удовлетворения потребностей на основе сочетания личной выгоды предпринимателя с пользой для общества.Предпринимательство находит свое выражение в непрерывном поиске новых идей и их реализации, основанной на сочетании двух взаимосвязанных составляющих:1) целенаправленное формирование внутренней среды предприятия, организация производственной или иной егодеятельности, направленной на получение желаемого результата;2) организация эффективного взаимодействия с внешней средой, то есть с другими предприятиями, наемными работниками, государством, осуществление деятельности с учетом экономических законов спроса и предложения, механизма конкуренции, в рамках действующего законодательства.Таким образом, предпринимательство в курортном регионеможно рассматривать какхозяйствование, осуществляемое предприятиями в целях удовлетворения рекреационных потребностей населения, а также получения прибыли.
Предприятияв курортном регионе, в контексте достижения основных целей, связанных с удовлетворением рекреационных потребностей и обеспечением рентабельности функционирования, решают различные задачи, в том числе:
формирование и оказаниерекреационныхуслуг, обладающихновыми потребительскими качествами;
внедрение прогрессивныхрекреационных технологий;
освоение новых рынков сбыта рекреационныхуслуг, вовлечение в хозяйственную деятельность новых видов рекреационных ресурсов;
усиление конкурентных позиций на основе выработки и реализацииболее эффективной стратегии функционирования и развития и др.К важным отличительным особенностям предприятийв курортном регионеотносятся различия в целях деятельности, в оказываемых услугах и технологиях производства, в условиях функционирования, формах собственности,организационноправовых формах хозяйствования.С учетомэтих различий предприятия, осуществляющие деятельностьв курортном регионе, можно классифицировать по ряду признаков, в том числе:1. По форме собственности (частные, государственные, смешанные).2. По размеру (малые, средние и крупные предприятия).3. Поохвату территории и рынкам сбыта (местное, региональное, национальное, международное предпринимательство).4. По темпам роста (быстро растущие и медленно растущие предприятия).5. По уровню рентабельности (высокорентабельные и низкорентабельные).6. По видам деятельности (производственные, коммерческоторговые, финансовокредитные, страховые, посредническиепредприятия).Здесь следует отметить, что в связи с особенностями формированияи реализации рекреационныхуслуг, хозяйственнаядеятельность многих предприятий в курортном регионе, лишь условно может быть отнесена копределенному виду. Например, деятельность туроператоров, в основном, связана с организационной подготовкой рекреационныхуслуги отчасти с ихнепосредственным оказанием и продвижением к потребителю. Поэтому их деятельность можно условно отнести к производственному виду предпринимательства. Рекреационные организации (санатории, пансионаты, дома отдыха и др.) могут совмещать организационную подготовку, продажу и оказание услуг, осуществляяодновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Однако их основная функция заключается в оказании рекреационных услуг, поэтому, на наш взгляд, в большей мере они также относятся к производственному предпринимательству. Туристические агентства, помимо чисто посредническойдеятельности, связаннойс реализацией рекреационныхуслуг, оказывают также консультационные услуги, услуги страхования. Тем не менее, в первую очередь, это посреднические организации. 7. По отраслевой принадлежности (санаторнокурортные, торговые, транспортные предприятия) и др.На наш взгляд, перечисленные выше признаки, характерные длявсехпредприятий, независимо от сферы их хозяйственной деятельности,целесообразно дополнить критериями, отражающимиспецифику рекреационных организаций, расположенных в курортном регионе. Так, мы предлагаем использовать группировку по выполняемым функциям. Достаточно известнойявляетсяклассификация рекреационных организаций в соответствии с выполняемыми имифункциями, основанная наразработанном Ю.А. Ведениным понятии«цикл рекреационных занятий». Циклв данном контексте этообособленная во времени,периодически повторяющаяся устойчивая комбинация занятий рекреантов, которая направлена на удовлетворение их рекреационных потребностей.Ученый выделил следующие виды циклов: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Для осуществления каждого вида циклов необходимо наличие определенных рекреационных ресурсов и рекреационных объектов. В соответствии с этим, различают функциональные типы рекреационных организаций, которые объединяются в следующие группы [4]:
санаторные объекты, специализирующиеся на профилактике и лечении определенных видов заболеваний;
объекты стационарного отдыха;
объекты активного отдыха;
объекты организованного и неорганизованного кратковременного отдыха.Однако с позицийизучения предприятий, ведущих хозяйственную деятельностьв курортном регионе, эта классификация является неполной. Мы предлагаем все предприятиякурортногорегионарассматривать как совокупность трех группорганизаций: рекреационные предприятия, инфраструктурные предприятия и взаимодействующие предприятия.Рекреационные предприятия,ведущие хозяйственную деятельность в курортном регионе, включаютспециализированные организации,обслуживающие прибывающих на курорт потребителей рекреационных услуг, которые в зависимости от выполняемых функций делятся на:
санаторные объекты (санатории, пансионаты с лечением), ориентированные на лечениеи профилактикуопределенных заболеваний;
объекты стационарного отдыха (пансионаты, дома, базы отдыха, оздоровительные лагеря), реализующиеоздоровительнуюфункциюрекреации;
объекты активного отдыха (туристские базы, туристские гостиницы, кемпинги, приюты), организующие различные виды туристскоэкскурсионногоиспортивного отдыха.Предложенная классификация рекреационных предприятийсформирована с учетом того, что курортнаясфера в нашей стране традиционно делится на две относительно обособленные составляющие (санаторнокурортную и туристскоэкскурсионную).Причем до настоящего времени нерешеннымостается вопрос отнесения организаций, осуществляющих лечебную функцию рекреации, либо к здравоохранению, либо к сферетуризма.С позицийсферы здравоохранения, санатории и аналогичные рекреационные предприятияоказывают санаторнокурортную помощь нуждающимся в реабилитации пациентам.Деятельность таких организаций находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, а основные механизмы действия и способы применения с лечебной целью природных факторов разработаны отечественными ученымимедиками, причем высокая медицинская и социальная эффективность санаторнокурортного лечения дает высокий рекреационный эффект.Доминирование медицинской составляющей является особенностью отечественной практики лечебнооздоровительной рекреации. Организации санаторного типа предназначены для лечения больных преимущественно природными лечебнооздоровительными факторами (климат, минеральные воды и др.) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и лечебным питанием, при соблюдении определенного режима. В зарубежных странахпервоочередноевнимание в этой сфере уделяется сбалансированному сочетанию лечебнооздоровительных услуг с развлекательнопознавательными услугами, причем основой этого сочетания является личная инициатива потребителя, влияющегонаформированиеструктуры комплекса рекреационныхуслуг.В последние десятилетия в России происходятактивные процессы интеграции санаторнокурортной и туристской сфер, что в частности проявляется вросте популярности лечебнооздоровительной рекреации, осуществляемой по инициативе самих потребителей рекреационных услугна базе санаторных организаций. При этом широкое развитие получили разнообразные сочетаниякомплексов лечения, оздоровления и активного отдыха [5].В результате возникают противоречащие друг другу концепции развитиярекреационныхпредприятий, включающие различные требования к структуре рекреационныхуслуг, ихкачественным характеристикам, формам управления оказанием и реализацией рекреационныхуслуг.Инфраструктурныепредприятия, функционирующие в курортном регионе, включают:1) специализированную инфраструктуру оказанияи реализации рекреационныхуслуг(туристские фирмы, страховые компании, информационные службы).В частности, важной составляющей инфраструктурныхпредприятий являются посреднические организации, в качестве которых выступают государственные и негосударственныеструктуры.К подобным инфраструктурнымпредприятиям, к примеру,относятся государственные и негосударственные страховые организации. Они заключают договоры с рекреационными предприятиямии частично оплачивают гражданам лечебнооздоровительные рекреационные услуги, предоставляемые им на базе этих объектов. Также к инфраструктурнымпредприятиям следует отнести организации, занимающиеся разработкой и оптовой продажей туристскорекреационныхуслуг, рассчитанныхна массовый потребительский спрос, осуществляющие ихрекламуи сбыт через сеть розничных организаций, а также через компьютерные сети бронирования и резервирования, созданные в сети Интернет.Разработку пакетов туристскорекреационныхуслуг осуществляют туроператоры, которые напрямую заключают договоры с рекреационными, транспортными и другими предприятиями, задействованными в процессе обслуживания рекреантов.Розничная продажа туристскорекреационных услугнепосредственно потребителям осуществляется через турагентства, которые заключают с туроператорами агентские договоры либо договоры о куплепродаже. 2) обслуживающие рекреантовпредприятия, специализирующиеся на оказании отдельных видов услуг (курортные поликлиники, экскурсионные предприятия, спортивные и развлекательные комплексы, предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания).Взаимодействующие предприятиявключают:1) общую инфраструктуру курортного региона (транспорт, связь и телекоммуникации, коммунальную инфраструктуру и др.);2) поставщиков многообразных ресурсов и услуг, которые ведут хозяйственную деятельность, связанную с функционированием объектов курортного регионаи участвуют в межотраслевом взаимодействии, поставляя все виды материальных ресурсов и услуг рекреационным предприятиям.Функционирование и развитие предприятийв курортном регионехарактеризуется рядом особенностей, среди которых, по нашему мнению, можно выделить:
использованиеконкурентных преимуществ региона, обладающего значительным рекреационным потенциалом;
вовлечение в предпринимательскую деятельность различных рекреационныхресурсов, являющихся предпосылкой для организации и осуществленияразнообразных видов рекреационной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности,в большей степени связаннойс оказанием услуг, чем с производством продукции или выполнением работ;
оказание рекреационных услуг в процессе предпринимательской деятельности нетолько является экономически эффективным, но одновременносоздаетрекреационныйэффект, что обусловливает одновременноэкономическую, социальную и медикобиологическую функции рекреации;
рекреационныеуслугиявляются частично общественнымблагом, поэтому предприятиям оказывается государственная поддержка, в том числе путем создания необходимой инфраструктуры;
предприятия в курортных регионах подвержены сезоннымколебаниямзагрузки, которые приводят к недоиспользованию ихмощностейиснижению рентабельностихозяйственной деятельности;
спрос на рекреационныеуслуги, оказываемыев курортном регионе, существенно зависит от факторов внешней среды, в том числе экологических, политических, социальных и др.;
эластичностьспроса на рекреационныеуслуги относительно высока, так как они не являются товарами первой необходимости, что вызываетсущественноеснижениеобъемов рекреационного спроса и падение загрузки рекреационных предприятийв периоды кризисаи рецессии, сопровождающиеся сокращением потребительских расходов;
на рынке рекреационныхуслугвысок уровень конкуренции, происходит углублениесегментациирынка и одновременно развивается диверсификация видов деятельности рекреационных предприятий;
усиливаются процессы координации и интеграции, совершенствуются средства продвижения рекреационныхуслуг, растет информированность потребителей;
повышается квалификация трудовых ресурсов, занятых в рекреационной сфере, а также менеджеров предприятий, функционирующих в курортном регионе;
создаются условия для развития предприятийразличных форм собственности, организационноправовых форм, в том числе организациймалого бизнеса.
Ссылки на источники1.История экономических учений : Учебник / Под ред. А.С. Квасова. М.: ЮнитиДана, 2012.2.История экономических учений : Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИнфраМ, 2000.3.Друкер, П. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Друкер. М.: Вильямс, 2004.4.Веденин, Ю. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / Ю.А. Веденин. М.: Экономика, 1993.5.ЯковлеваЧернышева,А. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе: Монография/ А.Ю. ЯковлеваЧернышева.М.: ИнфраМ, 2010.Oksana Duloglu,
student,The International Innovative University, Sochifecup@miusochi.ru
The particular qualities of business activities in the resort regionAbstract. Thearticleisdedicatedtotheresearchofbusinessactivitiesintheresortregion, which can be regarded as economic activities of enterprises meetingthe recreational demand and makingprofits. Thetotalityofenterprisesisdividedintothreegroups: recreationalenterprises, infrastructure services and interacting enterprises, displaying the particular qualities of businessactivitiesintheresortregion.Keywords:business, businessactivities, resortregion, recreationalactivities, recreationalenterprises.
Особенности предпринимательскойдеятельностив курортномрегионе
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей предпринимательствав курортном регионе, котороеможно рассматривать какхозяйствование, осуществляемое предприятиями дляудовлетворения рекреационных потребностей населения, а также получения прибыли.В целях исследования все предприятия делятся натригруппы:рекреационные предприятия, инфраструктурныепредприятия и взаимодействующие предприятия, что позволяет раскрыть особенности предпринимательской деятельности вкурортном регионе.Ключевые слова:предпринимательство, предпринимательская деятельность, курортныйрегион, рекреационная деятельность, рекреационные предприятия.
Курортный регион этотерритория, которая обладает особо благоприятнымиприроднымиусловиямии лечебнымифакторами, объединяякомпактно размещенные курорты.Указанные факторы формируют рекреационный потенциал курортного региона, тоесть его способностьоказывать на человека положительное физическое, психическое, гигиеническое воздействие, удовлетворяя рекреационные потребности.Наличие платежеспособных рекреационных потребностей порождает спрос на рекреационные услуги, которые оказываются в курортном регионе. Вследствие этого, курортный регион непременно включает совокупность предприятий, взаимосвязанная деятельность которых направленана удовлетворение рекреационных потребностейпосредством обслуживаниярекреантов. Представляет интерес изучениеособенностейфункционирования и развитиятаких предприятий, что предполагает необходимость, в первую очередь, понимать сущность предпринимательства. Понятие«предпринимательство»впервые (вначалеXVIIIвека)ввелв научный оборотР. Кантильон[1]. Помимо него,существенныйвкладвразвитиетеориипредпринимательства внеслиП. Друкер, Й. Шумпетер и многие другие ученые.Тем не менее, в экономическойлитературедо сих пор нет однозначного определения сущности этого понятия. Исходя из различных подходов, можно выделить две его основные формы:
предпринимательство, рассматриваемоев широком смысле слова, то естьбизнес;
инновационное предпринимательство, которое основано на создании и внедрении в практику хозяйственной деятельностиразного рода нововведений.С точки зрениябольшинства ученых, в наибольшейстепени сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается принципиально новаякомбинация факторов производства.Так, Й. Шумпетер говорил о том, что предприниматели представляют собой особый тип людей, деятельность которых является особенной, так как они «делают не то, что делают другие … и не так, как делают другие» [2]. П. Друкер [3] отмечал, что не все предприятия являются предпринимательскими, а только те, которые формируютновый рыноки привлекают новых покупателей.Функцией предпринимательствав таком случае является внедрение нововведенийво всех сферах деятельности.На современном этапе наибольшее распространение получилатрактовка предпринимательствакакособого типахозяйствования, особенностью которого является непрестанный поиск новых возможностей, ориентированностьна инновации, умениепривлекать и использовать для достижения поставленныхцелейразнообразные ресурсы. Предпринимательствосущественным образом связано с повышением эффективности использования всех видов экономических ресурсовв целях достижения социальноэкономического эффекта, удовлетворения потребностей на основе сочетания личной выгоды предпринимателя с пользой для общества.Предпринимательство находит свое выражение в непрерывном поиске новых идей и их реализации, основанной на сочетании двух взаимосвязанных составляющих:1) целенаправленное формирование внутренней среды предприятия, организация производственной или иной егодеятельности, направленной на получение желаемого результата;2) организация эффективного взаимодействия с внешней средой, то есть с другими предприятиями, наемными работниками, государством, осуществление деятельности с учетом экономических законов спроса и предложения, механизма конкуренции, в рамках действующего законодательства.Таким образом, предпринимательство в курортном регионеможно рассматривать какхозяйствование, осуществляемое предприятиями в целях удовлетворения рекреационных потребностей населения, а также получения прибыли.
Предприятияв курортном регионе, в контексте достижения основных целей, связанных с удовлетворением рекреационных потребностей и обеспечением рентабельности функционирования, решают различные задачи, в том числе:
формирование и оказаниерекреационныхуслуг, обладающихновыми потребительскими качествами;
внедрение прогрессивныхрекреационных технологий;
освоение новых рынков сбыта рекреационныхуслуг, вовлечение в хозяйственную деятельность новых видов рекреационных ресурсов;
усиление конкурентных позиций на основе выработки и реализацииболее эффективной стратегии функционирования и развития и др.К важным отличительным особенностям предприятийв курортном регионеотносятся различия в целях деятельности, в оказываемых услугах и технологиях производства, в условиях функционирования, формах собственности,организационноправовых формах хозяйствования.С учетомэтих различий предприятия, осуществляющие деятельностьв курортном регионе, можно классифицировать по ряду признаков, в том числе:1. По форме собственности (частные, государственные, смешанные).2. По размеру (малые, средние и крупные предприятия).3. Поохвату территории и рынкам сбыта (местное, региональное, национальное, международное предпринимательство).4. По темпам роста (быстро растущие и медленно растущие предприятия).5. По уровню рентабельности (высокорентабельные и низкорентабельные).6. По видам деятельности (производственные, коммерческоторговые, финансовокредитные, страховые, посредническиепредприятия).Здесь следует отметить, что в связи с особенностями формированияи реализации рекреационныхуслуг, хозяйственнаядеятельность многих предприятий в курортном регионе, лишь условно может быть отнесена копределенному виду. Например, деятельность туроператоров, в основном, связана с организационной подготовкой рекреационныхуслуги отчасти с ихнепосредственным оказанием и продвижением к потребителю. Поэтому их деятельность можно условно отнести к производственному виду предпринимательства. Рекреационные организации (санатории, пансионаты, дома отдыха и др.) могут совмещать организационную подготовку, продажу и оказание услуг, осуществляяодновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Однако их основная функция заключается в оказании рекреационных услуг, поэтому, на наш взгляд, в большей мере они также относятся к производственному предпринимательству. Туристические агентства, помимо чисто посредническойдеятельности, связаннойс реализацией рекреационныхуслуг, оказывают также консультационные услуги, услуги страхования. Тем не менее, в первую очередь, это посреднические организации. 7. По отраслевой принадлежности (санаторнокурортные, торговые, транспортные предприятия) и др.На наш взгляд, перечисленные выше признаки, характерные длявсехпредприятий, независимо от сферы их хозяйственной деятельности,целесообразно дополнить критериями, отражающимиспецифику рекреационных организаций, расположенных в курортном регионе. Так, мы предлагаем использовать группировку по выполняемым функциям. Достаточно известнойявляетсяклассификация рекреационных организаций в соответствии с выполняемыми имифункциями, основанная наразработанном Ю.А. Ведениным понятии«цикл рекреационных занятий». Циклв данном контексте этообособленная во времени,периодически повторяющаяся устойчивая комбинация занятий рекреантов, которая направлена на удовлетворение их рекреационных потребностей.Ученый выделил следующие виды циклов: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Для осуществления каждого вида циклов необходимо наличие определенных рекреационных ресурсов и рекреационных объектов. В соответствии с этим, различают функциональные типы рекреационных организаций, которые объединяются в следующие группы [4]:
санаторные объекты, специализирующиеся на профилактике и лечении определенных видов заболеваний;
объекты стационарного отдыха;
объекты активного отдыха;
объекты организованного и неорганизованного кратковременного отдыха.Однако с позицийизучения предприятий, ведущих хозяйственную деятельностьв курортном регионе, эта классификация является неполной. Мы предлагаем все предприятиякурортногорегионарассматривать как совокупность трех группорганизаций: рекреационные предприятия, инфраструктурные предприятия и взаимодействующие предприятия.Рекреационные предприятия,ведущие хозяйственную деятельность в курортном регионе, включаютспециализированные организации,обслуживающие прибывающих на курорт потребителей рекреационных услуг, которые в зависимости от выполняемых функций делятся на:
санаторные объекты (санатории, пансионаты с лечением), ориентированные на лечениеи профилактикуопределенных заболеваний;
объекты стационарного отдыха (пансионаты, дома, базы отдыха, оздоровительные лагеря), реализующиеоздоровительнуюфункциюрекреации;
объекты активного отдыха (туристские базы, туристские гостиницы, кемпинги, приюты), организующие различные виды туристскоэкскурсионногоиспортивного отдыха.Предложенная классификация рекреационных предприятийсформирована с учетом того, что курортнаясфера в нашей стране традиционно делится на две относительно обособленные составляющие (санаторнокурортную и туристскоэкскурсионную).Причем до настоящего времени нерешеннымостается вопрос отнесения организаций, осуществляющих лечебную функцию рекреации, либо к здравоохранению, либо к сферетуризма.С позицийсферы здравоохранения, санатории и аналогичные рекреационные предприятияоказывают санаторнокурортную помощь нуждающимся в реабилитации пациентам.Деятельность таких организаций находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, а основные механизмы действия и способы применения с лечебной целью природных факторов разработаны отечественными ученымимедиками, причем высокая медицинская и социальная эффективность санаторнокурортного лечения дает высокий рекреационный эффект.Доминирование медицинской составляющей является особенностью отечественной практики лечебнооздоровительной рекреации. Организации санаторного типа предназначены для лечения больных преимущественно природными лечебнооздоровительными факторами (климат, минеральные воды и др.) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и лечебным питанием, при соблюдении определенного режима. В зарубежных странахпервоочередноевнимание в этой сфере уделяется сбалансированному сочетанию лечебнооздоровительных услуг с развлекательнопознавательными услугами, причем основой этого сочетания является личная инициатива потребителя, влияющегонаформированиеструктуры комплекса рекреационныхуслуг.В последние десятилетия в России происходятактивные процессы интеграции санаторнокурортной и туристской сфер, что в частности проявляется вросте популярности лечебнооздоровительной рекреации, осуществляемой по инициативе самих потребителей рекреационных услугна базе санаторных организаций. При этом широкое развитие получили разнообразные сочетаниякомплексов лечения, оздоровления и активного отдыха [5].В результате возникают противоречащие друг другу концепции развитиярекреационныхпредприятий, включающие различные требования к структуре рекреационныхуслуг, ихкачественным характеристикам, формам управления оказанием и реализацией рекреационныхуслуг.Инфраструктурныепредприятия, функционирующие в курортном регионе, включают:1) специализированную инфраструктуру оказанияи реализации рекреационныхуслуг(туристские фирмы, страховые компании, информационные службы).В частности, важной составляющей инфраструктурныхпредприятий являются посреднические организации, в качестве которых выступают государственные и негосударственныеструктуры.К подобным инфраструктурнымпредприятиям, к примеру,относятся государственные и негосударственные страховые организации. Они заключают договоры с рекреационными предприятиямии частично оплачивают гражданам лечебнооздоровительные рекреационные услуги, предоставляемые им на базе этих объектов. Также к инфраструктурнымпредприятиям следует отнести организации, занимающиеся разработкой и оптовой продажей туристскорекреационныхуслуг, рассчитанныхна массовый потребительский спрос, осуществляющие ихрекламуи сбыт через сеть розничных организаций, а также через компьютерные сети бронирования и резервирования, созданные в сети Интернет.Разработку пакетов туристскорекреационныхуслуг осуществляют туроператоры, которые напрямую заключают договоры с рекреационными, транспортными и другими предприятиями, задействованными в процессе обслуживания рекреантов.Розничная продажа туристскорекреационных услугнепосредственно потребителям осуществляется через турагентства, которые заключают с туроператорами агентские договоры либо договоры о куплепродаже. 2) обслуживающие рекреантовпредприятия, специализирующиеся на оказании отдельных видов услуг (курортные поликлиники, экскурсионные предприятия, спортивные и развлекательные комплексы, предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания).Взаимодействующие предприятиявключают:1) общую инфраструктуру курортного региона (транспорт, связь и телекоммуникации, коммунальную инфраструктуру и др.);2) поставщиков многообразных ресурсов и услуг, которые ведут хозяйственную деятельность, связанную с функционированием объектов курортного регионаи участвуют в межотраслевом взаимодействии, поставляя все виды материальных ресурсов и услуг рекреационным предприятиям.Функционирование и развитие предприятийв курортном регионехарактеризуется рядом особенностей, среди которых, по нашему мнению, можно выделить:
использованиеконкурентных преимуществ региона, обладающего значительным рекреационным потенциалом;
вовлечение в предпринимательскую деятельность различных рекреационныхресурсов, являющихся предпосылкой для организации и осуществленияразнообразных видов рекреационной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности,в большей степени связаннойс оказанием услуг, чем с производством продукции или выполнением работ;
оказание рекреационных услуг в процессе предпринимательской деятельности нетолько является экономически эффективным, но одновременносоздаетрекреационныйэффект, что обусловливает одновременноэкономическую, социальную и медикобиологическую функции рекреации;
рекреационныеуслугиявляются частично общественнымблагом, поэтому предприятиям оказывается государственная поддержка, в том числе путем создания необходимой инфраструктуры;
предприятия в курортных регионах подвержены сезоннымколебаниямзагрузки, которые приводят к недоиспользованию ихмощностейиснижению рентабельностихозяйственной деятельности;
спрос на рекреационныеуслуги, оказываемыев курортном регионе, существенно зависит от факторов внешней среды, в том числе экологических, политических, социальных и др.;
эластичностьспроса на рекреационныеуслуги относительно высока, так как они не являются товарами первой необходимости, что вызываетсущественноеснижениеобъемов рекреационного спроса и падение загрузки рекреационных предприятийв периоды кризисаи рецессии, сопровождающиеся сокращением потребительских расходов;
на рынке рекреационныхуслугвысок уровень конкуренции, происходит углублениесегментациирынка и одновременно развивается диверсификация видов деятельности рекреационных предприятий;
усиливаются процессы координации и интеграции, совершенствуются средства продвижения рекреационныхуслуг, растет информированность потребителей;
повышается квалификация трудовых ресурсов, занятых в рекреационной сфере, а также менеджеров предприятий, функционирующих в курортном регионе;
создаются условия для развития предприятийразличных форм собственности, организационноправовых форм, в том числе организациймалого бизнеса.
Ссылки на источники1.История экономических учений : Учебник / Под ред. А.С. Квасова. М.: ЮнитиДана, 2012.2.История экономических учений : Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИнфраМ, 2000.3.Друкер, П. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Друкер. М.: Вильямс, 2004.4.Веденин, Ю. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / Ю.А. Веденин. М.: Экономика, 1993.5.ЯковлеваЧернышева,А. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе: Монография/ А.Ю. ЯковлеваЧернышева.М.: ИнфраМ, 2010.Oksana Duloglu,
student,The International Innovative University, Sochifecup@miusochi.ru
The particular qualities of business activities in the resort regionAbstract. Thearticleisdedicatedtotheresearchofbusinessactivitiesintheresortregion, which can be regarded as economic activities of enterprises meetingthe recreational demand and makingprofits. Thetotalityofenterprisesisdividedintothreegroups: recreationalenterprises, infrastructure services and interacting enterprises, displaying the particular qualities of businessactivitiesintheresortregion.Keywords:business, businessactivities, resortregion, recreationalactivities, recreationalenterprises.