Политика лицензирования как часть стратегического инновационного управления организацией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эктов А. В. Политика лицензирования как часть стратегического инновационного управления организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 726–730. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54409.htm.
Аннотация. Рассмотрены принципы и механизмы формирования и реализации стратегии управления интеллектуальной собственностью и лицензионной политики, устанавливающие на долгосрочный период цели, методы и инструменты коммерциализации интеллектуальной собственности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эктов Алексей Владимирович,преподаватель кафедры экономики и управления, НОУ ВПО «Московская академия препринимательствапри Правительстве Москвы ТФ», г. Тулаa.ectov@yandex.ru

Политика лицензирования как часть стратегического инновационного управленияорганизацией

Аннотация.Рассмотрены принципы и механизмы формирования и реализации стратегии управления интеллектуальной собственностью и лицензионной политики, устанавливающие на долгосрочный период цели, методы и инструменты коммерциализации интеллектуальной собственности.Ключевые слова:интеллектуальная собственность, лицензия, патент, нематериальные активы, лицензионная политика, стратегия, инновации.

Опыт зарубежных компаний наглядно продемонстрировал значение и возможности коммерческого использования интеллектуальной собственности, а глобализация экономического пространства и развитие международного сотрудничества усиливают востребованность разработки эффективных механизмов управления интеллектуальной собственностью. Именно обладание интеллектуальным капиталом позволяет таким компаниям, как IBM, Samsung, Canon, Google, Apple, Microsoft, Toshiba, Facebook, Toyota, Panasonic, Sony и др., получать сверхприбыли, определять вектор технологического развития и влиять на жизнедеятельность всего общества. Так почему же современные российские компании, рассчитывающие на конкурентоспособные позиции на международном рынке, не оказывают должного внимания наращиванию и управлению, интеллектуальным капиталом, как это делают мировые лидеры?Стратегическое управление в крупных инновационных организациях разрабатывается и реализуется на 4 уровнях: управления корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов корпорации (производство, маркетинг, финансы, персонал и т.д.) и региональными менеджерами (менеджерами среднего и низшего звена управления).[1] В современных условиях, если руководство компании хочет выстроить стройную систему управления, следует также логично позиционировать стратегию управления интеллектуальной собственностью по отношению ко всей стратегической пирамиде организации. Большинство экономистов предлагают рассматривать управление интеллектуальной собственностью в крупных компаниях как составную часть инновационного менеджмента. Но можно ли считать стратегию управления интеллектуальной собственностью частью инновационного менеджмента, если речь идет об организациях, в которых существенную часть структуры нематериальных активов составляют, к примеру, товарные знаки или авторские права, т.е. ненаучнотехнологические или не инновационные объекты интеллектуальной собственности? Возникновение подобного вопроса свидетельствует о том, что рассмотрение стратегии управления интеллектуальной собственностью в рамках инновационного менеджмента не способно охватить весь спектр деятельности субъектов экономики. В связи с этим представляется целесообразным перевод стратегии управления интеллектуальной собственностью на уровень функциональной стратегии, поскольку в таком случае стратегия управления сможет в полной мере конкретизировать аспекты использования нематериальных активов в общем плане развития компании (как на уровне бизнесединицы, так и на уровне корпорации), определить методы и инструменты системного управления интеллектуальной собственностью. Такимобразом, правильное позиционирование стратегии управления интеллектуальной собственностью в стратегической пирамиде во многом облегчает понимание механизмов ее разработки и реализации, помогает избежать дублирования функций и разобщенности стратегических целей внутри компаний.Что касается стратегии управления интеллектуальной собственностью (ИС), то перед руководством компании возникают две основные задачи, требующие взвешенного решения в отношении как собственных результатов интеллектуальной деятельности(РИД), так и результатов, полученных сторонними организациями, а именно:1)правообладания ИС;2)коммерциализация ИС.Для наглядности изобразим эти блоки задач в виде матрицы (таб. 1).Таблица 1Матрица задач управления интеллектуальной собственностью

ИС компанииИС сторонней организацииПравообладаниеОхрана: получение патента и свидетельств регистрации, введение режима охраны ноухау, охрана авторских прав, защитная публикация РИДЗащита: нападающая или оборонительная тактика, применение системы медиации и/или судебные разбирательства с третьими лицамиКоммерциализацияВнутриорганизационное использование, передача правПокупка лицензий

При создании коммерчески перспективного результата интеллектуальной деятельности внутри компании необходимо принять решение в пользу одного или различной комбинации следующих способов охраны: получение патента, охрана в режиме ноухау или защитная публикация. Для реализации стратегии охраны ИС выделены два принципа: комплексности (комбинация нескольких способов охраны в отношении ключевых объектов ИС) и своевременности (подача патентной заявки как можно раньше для закрепления приоритетной даты за первым заявителем). Типичными ошибками при выборе стратегии охраны являются неверный выбор объекта и территории патентования, составление “некачественной” формулы, неверное определение собственника прав или недостоверное указание авторов, преждевременное публичное раскрытие существа РИД, отсутствие предварительного патентного исследования. В отношении интеллектуальной собственности, приобретенной у сторонних организаций, необходимо продумать стратегию защиты собственного бизнеса и прав от нарушений, как со своей стороны, так и со стороны третьих лиц. В связи с тем, что в производство товаров и услуг вкладывается все больше интеллектуальной составляющей, количество патентов ежегодно увеличивается, поэтому становится все сложнее обеспечивать охрану результатов интеллектуальной деятельности, не затрагивая исключительных прав других правообладателей. Данная тенденция стала причиной многих “патентных войн” в судебных, административных, информационных направлениях между организациями по вопросу исключительного правообладания интеллектуальной собственностью.Следует специально подчеркнуть, что поскольку гражданское право регулирует главным образом имущественные отношения, то и гражданскоправовая защита имеет по большей части имущественное содержание и состоит в применении к нарушителю мер имущественного характера (гражданскоправые санкции). Вместе с тем для целей пресечения нарушения прав обладателя интеллектуальных прав в определенных случаях не только допустимо, но и эффективно применение мер защиты неимущественного характера (например, признание за субъектом интеллектуальных прав на конкретный нематериальный объект).Для защитыисключительных имущественных прав предусмотрены специальные способы защиты, к которым в соответствии со ст. 1252 ГК РФ отнесены, в частности, требования о:1) признаниеправа (требование предъявляется к лицу, которое отрицает или иным образом не признаетправо, нарушая интересы правообладателя);2) пресечениедействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (требование предъявляется к лицу, которое совершает подобные действия илиосуществляет необходимые приготовления к ним);3) возмещениеубытков (требование предъявляется к лицу, незаконно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без оформления договорас правообладателем (бездоговорное использование) либо другимобразом ущемившемуего исключительное право и причинившему ему материальный убыток);4) изъятиематериального носителя объекта интеллектуальной собственности (требование предъявляется к изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю);5) опубликованиерешениесуда о допущенном нарушении (требование предъявляется к нарушителю исключительного имущественного права);6) выплате компенсации (вместо взыскания убытков) за нарушение исключительного имущественного права (требование предъявляется к нарушителю исключительного имущественного права);7) признаниенедействительным предоставления правовой охраны товарному знаку или знаку обслуживания (требование предъявляется в отношении знака, тождественного или сходного до степени смешения, в результате чего могут быть введены в заблуждение потребители или контрагенты правообладателя);8) полном или частичном запрете на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения (требование предъявляется в отношении обозначения, тождественного или сходного до степени смешения, в результате чего могут быть введены в заблуждение потребители или контрагенты правообладателя).Также компания может прибегнуть к найму патентного поверенного. Деятельностьпатентных поверенных осуществление деятельности, связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжение такими правами.Патентные поверенные, являющиеся профессиональными участниками рынка интеллектуальной собственности,подлежат государственной аттестации. Осуществляются все процедуры аттестации и последующего контроля наддеятельностью патентных поверенных Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент).В то же время, контроль осуществляется со стороны работодателя (если патентный поверенный работает по трудовому договору), либо со стороны контрагента (клиента, заказчика), от имени которого патентный поверенный действует на основании договора поручения.Одновременно с выбором способов охраны руководству компании необходимо продумать стратегию коммерциализации, ведь неспособную приносить какуюлибо экономическую выгоду интеллектуальную собственность по большому счету не стоит обеспечивать охраной. Мы будем исходить из более широкого определения, включающего в себятакие понятия, как внутриорганизационная коммерциализация и внешняя коммерциализация. Внутриорганизационное использование подразумевает под собой любые формы извлечения выгоды, это чаще всего внедрение в производство, внесение в качестве уставного капитала или залога и др. Вторым способом распоряжения собственным объектом интеллектуальной собственности является передача прав на его использование заинтересованному лицу в виде продажи полной и ограниченной лицензии. Если в традиционном смысле лицензия документ (соглашение), содержащий разрешение получателю лицензии на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности, ограниченное по объему прав, территории и сроку действия, то (будем опираться на зарубежную терминологию) в нашем случае это соответствует лишь определению ограниченной лицензии. А под полной лицензией мы понимаем полную передачу исключительных прав заинтересованной стороне, т.е. безвозвратную продажу всех прав на объект интеллектуальной собственности. Для определения способа коммерческого использования ИС большую роль играют цели коммерциализации, стоимость и качество охраны объекта ИС, спрос и предложение на рынке, характер конкуренции продавцов и покупателей, ожидаемая величина, продолжительность и вероятность получения доходов от использования объекта ИС.Тот факт, что лицензирование является одним из самых распространенных видов трансакций на рынке ИС, объясняется несколькими причинами. Вопервых, лицензирование является как самостоятельной формой коммерциализации ИС, так и составной частью других способов коммерциализации: договора о создании совместного предприятия, лизинга и франчайзинга.[2] Вовторых, лицензирование представляет собой наименее рисковый и то же время выгодный вид инвестиций. Так, по результатам исследования Научноисследовательского конъюнктурного института на период до 2004 г. каждый вложенный доллар в покупку лицензии на международном рынке ИС был эквивалентен (без учета временных затрат) денежным расходам на проведение собственных НИОКР: в Японии 16 долл., в США 6,2 долл., во Франции 5,4 долл., в Англии 3,1 долл.[3] Втретьих, мировые тенденции, главным образом, глобализация производственных и научноисследовательских процессов привели к увеличению объемов лицензионных сделок. Это говорит об установившейся зависимости между степенью активности лицензионной деятельности и развитостью деятельности транснациональных компаний (ТНК).Современные эксперты в области стратегического менеджмента все больше склоняются, что разработка стратегии не является определяющим фактором эффективности управления по сравнению с ее реализацией. Роберт С. Каплан и Дейвид П. Нортон считают, что корректирование стратегий изза непрерывно изменяющихся внешних условий служит в то же время главной причиной экономических провалов компании, так как инструменты и методы, с помощью которых оцениваются эффективность и результативность стратегии, не успевают за изменениями самой стратегии.[4]Поэтому изменения в стратегии должны сопровождаться соответствующими изменениям в методах работы и управлении организационными процессами. Для этого в рамках стратегии управления интеллектуальной собственностью необходим инструмент ее операционализации, в качестве которого выступает лицензионная политика компании. Лицензионная политика устанавливает методы и процедуры решения вышеописанныхблоков задач (см. таб. 1) и выполнения конкретных действий для достижения целей управления. Увязывая действия и решения по вертикальной и горизонтальной линии в единое целое, она способствует улучшению выполнения стратегии.Коммерциализация интеллектуальных активов компании сопровождается установлением в лицензионной политике механизмов принятия решений по множеству вопросов: отбор лицензируемых технологий и потенциальных лицензиатов / лицензиаров, оценка стоимости, маркетинговые исследования, полномочия субъектов лицензирования, порядок оплаты ираспределения лицензионных доходов, порядок заключения исключительных (один лицензиат) и неисключительных лицензий (много лицензиатов), обязанности или права сторон по развитию лицензируемых результатов интеллектуальной деятельности, порядок сублицензирования и др.Лицензирование представляет собой поэтапный и многопрофильный процесс, поэтому подразумевает взаимодействие различных структур организации, в силу чего в лицензионной политике должен быть упорядочен и скоординирован весь лицензионный процесс начиная от процедуры “дью дилиженс” (due diligence полное обследование и весь аналитический процесс, на основе которого менеджеры компаний принимают решение о лицензировании объекта ИС) до заключения лицензионного соглашения (таб. 2). [5] Таблица 2 Основные этапы лицензирования

1Согласование целей лицензирования м целями бизнесстратегии2Технологический аудит (due diligence)3Формирование портфеля лицензируемых объектов ИС4Оценка полноты охраны объектов ИС5Отбор лицензиатов согласно критериям лицензионной политики6Организация переговоров: предварительная фаза, фаза обсуждения деталей, заключение 7Мониторинг: техническая поддержка и контроль отчётности в зависимости от вида лицензии

Приведем пример компании Доу Кемикал (Dow Сhemical). В 1993 г. в эту компанию был приглашен Гордон Петраш на созданную должность директора по активам знаний для того, чтобы реанимировать пассивный патентный портфель (29 000 патентов) [6]. Разработанная под его руководством лицензионная политика в соответствии с новой стратегией управления ИС четко разграничила роль знаний на каждом предприятии, в каждом подразделении: в одной структурной единице приоритет отдавался выпуску новой продукции, в другой силы были направлены на экономию расходов в области ИС. Проведена классификация содержимого собственного патентного портфеля, и составлена турнирная таблица патентов по критериям: что приносит прибыль, что имеет коммерческий потенциал и что не нужно компании. По результатам этого этапа выяснилось, что компания постоянно использовала лишь 36 % патентов, потенциально полезными считала 50 %, а оставшиеся 14 % не представляли для компании интереса. Также был определен порядок сбора разведывательных данных о стратегиях и портфеле патентов конкурентов. На основе выявленных пробелов в области технологий, охраны и коммерциализации ИС была продумана новая схема инвестирования и сформирован новый портфель патентов для дальнейшей коммерциализации. Только за счет отказа от ненужных патентов за первые полтора года компания сэкономила 1 млн. долл.Таким образом, если компания рассматривает лицензирование не как эпизодическое явление, а как инструмент повышения конкурентоспособности, взаимовыгодного партнерства и источник стабильного дохода, разработка лицензионной политики является необходимым условием реализации стратегического подхода к управлению ИС. Лицензионная политика выступает инструментом, утверждающим алгоритм действий, понятных каждому лицу, вовлеченному в процесс лицензирования, и необходима для конкретизацииположений общей стратегии управления ИС.

Ссылки на источники1. ВалынецРуссет Э.Я.Коммерческая реализация изобретений и ноухау (на внешних и внутренних рынках). М., 2004. С. 326.2. Король Н.Г.Лицензионные соглашения в коммерциализации интеллектуальной собственности в РФ // Современные исследования социальных проблем. 2012. 10 (IS). URL: www.sisp.nkras.ru.ISSN ONLINE: 22187405. [Дата обращения 23.01.2014]3. ВолынецРуссет Э.Я.Коммерческая реализация изобретений и ноухау (на внешних и внутренних рынках). М., 2004. С. 59.4. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. —М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003, C154.5. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов / А.Е. Абрамешин [и др.]; под ред. О.П. Молчановой. М., 2001. С. 72.6. URL: http://www.dow.com/innovation/achievemеnts/patents.

Ektov AlexeyLecturer, Department of Economics and Management, NOU VPO Mos AP Moscow Government TF Tulaa.ectov @ yandex.ruLicensing policy as part of a strategic innovation management organizationAbstract.The principles and mechanisms of formation and implementation of strategies to manage intellectual property and licensing policy , establishing long term objectives, methods and tools of intellectual property commercialization .Keywords:intellectual property, licenses, patents , intangible assets, licensing policy , strategy, innovation , commercialization, intellectual capital and knowhow.