Принципы и методы современного менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова
Л.
А.,
Мазуров
Д.
Г. Принципы и методы современного менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
861–865. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54436.htm.
Аннотация. В статье речь идёт о том, что управлять организацией сегодня должны конкурентоспособные менеджеры. Подготовка таких менеджеров должна начинаться ещё в общеобразовательном учреждении, осуществляющем управление с позиций системного подхода, в основе которого – деятельностное начало. Подобная система управления, разработанная и проверенная на практике, не потеряла свой актуальности. Это система управления детским коллективом А. С. Макаренко. Приведённый сравнительный анализ принципов управления А. Файоля и А. С. Макаренко доказывает это.
Ключевые слова:
система, управляемая организация, менеджер, принципы управления, социальный эксперимент, общественное устройство
Текст статьи
Холопова Любовь Алексеевна,
наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт (филиал) «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга kholopova_53@mail.ru
Мазуров Дмитрий Геннадьевич,студент, Юргинский технологический институт (филиал) «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаmazur10@rambler.ru
Принципы и методы современного менеджментав теории и практикеА.С. Макаренко
Аннотация.В статье речь идёт о том, чтоуправлять организацией сегодня должны конкурентоспособные менеджеры. Подготовка таких менеджеров должна начинаться ещё в общеобразовательном учреждении, осуществляющем управление с позиций системного подхода, в основе которого деятельностное начало. Подобная система управления, разработанная и проверенная на практике, не потеряла свой актуальности.Это система управления детским коллективом А.С.Макаренко. Приведённый сравнительный анализ принципов управления А.Файоляи А.С. Макаренко доказывает это.Ключевые слова: управляемая организация, менеджер,принципы управления, система, социальный эксперимент, общественное устройство
Фундаментом современного общества, по верному определению Питера Друкера, является управляемая организация. Управление этой организацией должны осуществлять не просто профессиональные руководители, а конкурентоспособные менеджеры, сочетающие в себе как профессиональные качества, так и лидерские, постоянно занимающиеся самообразованием. Где же взять таких менеджеров? На первый взгляд, всё просто. В образовательном поле сегодня много факультетов и вузов, занимающихся подготовкой менеджеров. Однако мы попрежнему говорим о том, что у нас мало менеджеров, отвечающих выше названным требованиям. Думается, проблема здесь не столько в качестве подготовки в вузах, сколько в уровне подготовки в школе будущих абитуриентов. Ни для кого не секрет, что в основе обучения общеобразовательной школы лежит знаниевый подход, только в ухудшенном варианте, через подготовку к ЕГЭ. Деятельностный подход отсутствует.Между тем, бесспорным становится факт «признания уникальной целостности личности в процессе её самовыражения»[4, c.1]. Без деятельностного подхода это невозможно.Под деятельностным подходом мы пониманием взаимодействие всех видов классноурочной, внеклассной и внешкольной деятельности[3, с.129].Одним словом, в школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способствовало бы успешной социализации личности. Управлять таким пространством должен менеджер. В качестве примера хотелось бы обратиться к незаслуженно забытой системе воспитания детского коллектива А.С. Макаренко. А.С. Макаренко, признанный по решению ЮНЕСКОв 1988 году в числе всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, Джона Дьюи,Георга Кершенштейнера,Марии Монтессори, до сих пор не получил должного признания в своей стране. А между тем, его принципы и методы управления,разработанные и проверенные на практике в сложное для России время, время смены идеологий, роста беспризорности, преступности, в том числе и детской, совершили революцию не только в педагогической мысли, но и управленческой. Нина Санникова в своей статье «Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С.Макаренко» пишет: «Опыт Макаренко как руководителя связан именно с оптимизацией всех ресурсов организации для достижения поставленных целей. И его теоретические обобщения на основеэтого опыта представляют огромный интерес с позиций современного социального менеджмента. Идея о направленности менеджмента напоиск наиболее эффективных путей достижения целей организации–общая для всех школ менеджмента. И в работах Антона Семёновичаэта идея стоит на первом месте»[2].
Она, безусловно, права. Вряд ли автор «Педагогической поэмы» знал такое понятие, как «менеджер», но вот действовал как современный, очень талантливый менеджер. Он создал целую систему управления, в основе которой принципы и методы современного менеджмента: принципы объединения людей, способных к совместным действиям;взаимодействие членов коллектива при решении общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека;воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности;единые подходы к оценке возможности личной деятельности;оценка коллективом своих результатов во внешней среде.Более того, как показывает проведённый нами сравнительный анализ, принципы основателя теории административного управления А. Файоля и принципы управления детским коллективом А. С. Макаренко соотносятся в главном –в сущности процесса управления (табл.1)Таблица1
Сравнительный анализ принципов управления А.Файоля и А. С. МакаренкоПринципыЗначение у А. ФайоляЗначение уА.С.МакаренкоРазделение трудаЦель –увеличение объема и повышение качествапроизводства при затрате тех же усилий.Разделение труда –это логикапроизводства, основанного на последних данных.Полномочия и ответственностьПолномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её противоположностьКоллективкак живой организм имеет свои органы, там есть полномочия и ответственность, ДисциплинаПослушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работником.Это явление нравственное и политическое», связанное с общественной моралью.Единство распорядительства
Каждый работник получает распоряжения от одного и только одного руководителя.
Рассматривает единоначалие как принцип управления, который относится не только к руководителю, но и распространяется на организацию в целом,
где каждый долженуметьи приказать товарищу, и в других условиях подчиниться его требованиям.Единство руководстваОдин руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Коллективупедагогов необходимо единоличное руководство для работыпо единому плану, едиными методами для реализации общей целиПодчинённость личных интересов общим
Интересы служащих должны становиться выше интересов предприятия. Интересы коллективадолжны бытьвыше частных интересовВознаграждение персоналаВознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по Не только материальное вознаграждение, но и нематериальное, например,приглашение на возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.Республиканский слет молодёжи является для ребят хорошим стимулом для работы.ЦентрализацияЦентрализация является естественным порядком вещей. Однакодолжна быть сохранена пропорция между централизацией и децентрализацией. Объединение всей воспитательной и хозяйственной властив одних руках, чтобы «сохранить качество детского коллектива» как главного организатора и воспитателя.ИерархияРядруководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими.Педагогическая форма практики Макаренко это форма, абсолютно исключающая авторитаризм.ПорядокМатериальный порядок предполагает, что существует определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Формасоциального порядка такова же, как и материального,–определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
Порядок –это определённое отношение к себе,своим вещам, своим сверстникам,закрепляется на всю жизнь, влияет на формирование характера, нравственных устоев, поведения, т.е. основу личности. СправедливостьСправедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием. Она необходима, чтобы поощрить персонал с особым рвением и преданностью выполнять свои обязанности.
Наказаниядолжны быть продуманными, не назначаться«сгоряча и бессистемно», к ним нужно подходить индивидуально.Стабильность рабочего места для персоналаТекучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб.ИнициативаИнициативой называетсявозможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.Инициатива –это готовность«гражданинакаждую минуту своей жизни выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания»Единение персоналаНе надо разделять персонал. Разделять собственные силы –
ошибка.Единство педагогического коллектива, совершенно определяющая вещь
Бесценным в системе педагога является система детского самоуправления, которая рассматривается Макаренкокак важнейшее средство социализации детей. Полагая, что самоуправление –это живой процесс, он выделял определённые этапы его развития, в основе этого разделения лежит один из законов менеджмента –закон онтогенеза, который рассматривает организацию как живой организм, поэтому имеющую стадии зарождения, становления, развития (табл.2).Таблица 2Характеристика этапов развития самоуправления
Этапы развития самоуправления
Цели деятельностиПути достижения целейЗарождениеЦели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправленияОпределяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенной переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
СтановлениеЦели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определять цели своей деятельности.Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно.
СамосовершенствованиеУчащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагогов.Определяют учащимися самостоятельно.
Система Макаренко доказала свою эффективность: ученики развивали врождённые способности, получали навыки будущей профессии, выпускали в своей организации продукцию, которая пользовалась большим спросом, в частности фотоаппараты ФЭД по американской лицензии, электросвёрла по немецкой лицензии. Они не только содержали себя, но и перечисляли государству налоги, успешно продолжали дальнейшее обучение и профессиональный путь. Именно системный и индивидуальный подход, знание законов менеджмента позволило Макаренко добиться столь значительных успехов в образовании молодых людей.Таким образом, А. С. Макаренко один из первых на практике заговорил об управлении детской организацией как системой, в основе которой практическая деятельность каждого ребёнка, направленная под руководством профессиональных специалистов (педагогов) для достижения цели каждым конкретным воспитанником, что является высшим результатом деятельности всей организации. «Главная заслуга Макаренко в том, что он осуществил грандиозный социальный эксперимент, создал–на все времена –общечеловеческую модель совершенного общественного устройства. Модель, в которой главным действующим персонажем является отдельно взятый человек со всеми его врождёнными потребностями и способностями. Тот самый человек, который звучит«гордо».[1, с. 177].Макаренко был не только великим педагогом, но великим менеджеромв образовании. Изучая его труды и даже только копируя! его систему, можно решить все проблемные вопросы образования, а значит, и вопросы, связанные с требованиями рыночной экономики. Можно уже в условиях образовательной школы развить практические навыки и способности каждого ребёнка, что в итоге приведёт к успешной социализации выпускника в новых экономических условиях, а значит, и к правильному выбору своей будущей профессии. Поэтому начинать образование надо, прежде всего, с подготовки будущих педагоговменеджеров.
Ссылки на источники1.Кумарин В.В. Педагогика природособразности и реформа школы. –М: Народное образование, 2004. – 624 с. 2.Санникова Н.Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко/ Институт воспитания строителей страны / [Электронный ресурс] /Режим доступа:http://институтстроителейстраны.рф/статьи/идеисоциальногоменеджментавтеорииипрактикеасмакаренко.html[Дата обращения 19.02.2014]3.Холопова Л.А. Гражданское образование в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы: диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –Казань. –2010. –205 с.
4.Холопова Л.А.Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении//Концепт. –2012. –№ 8август). –ART12105. –0.3 –URLhtt||www.covenok.ru/concept/12105.htm.–Гос рег. Эл.№ ФС 7749965. –ISSN230412OX–[Дата обращения 04.03.2014]Holopova Lyubov Alekseevna, sciences, associate professor of economy and automated control systems of Yurginsky institute of technology (branch) of Federal State Budgetary Institution VPO "The national research, Tomsk polytechnical university, Yurga Kemerovo regionkholopova_53@mail.ruMazurov Dmitry Gennadevich,student of group 17B10 of Yurginsky institute of technology (branch), Federal State Budgetary Institution VPO "The national research, Tomsk polytechnical university, Yurga Kemerovo region mazur10@rambler.ruPrinciples and methods of modern managementin the theory and practician A.S. MakarenkoAbstract.In article it is a question what to operate the organization today competitive managers have to. Training of such managers has to begin in the educational institution exercising control from positions of system approach, at the heart of which activity beginning. The similar control system developed and checked in practice, didn't lose the of relevance. It is a control system of A.S.Makarenko's children's group. The provided comparative analysis of the principles of management of A.Fayol and A.S. Makarenko proves it.Keywords:the operated organization, the manager, the principles of management, system, social experiment, social system
наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт (филиал) «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга kholopova_53@mail.ru
Мазуров Дмитрий Геннадьевич,студент, Юргинский технологический институт (филиал) «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаmazur10@rambler.ru
Принципы и методы современного менеджментав теории и практикеА.С. Макаренко
Аннотация.В статье речь идёт о том, чтоуправлять организацией сегодня должны конкурентоспособные менеджеры. Подготовка таких менеджеров должна начинаться ещё в общеобразовательном учреждении, осуществляющем управление с позиций системного подхода, в основе которого деятельностное начало. Подобная система управления, разработанная и проверенная на практике, не потеряла свой актуальности.Это система управления детским коллективом А.С.Макаренко. Приведённый сравнительный анализ принципов управления А.Файоляи А.С. Макаренко доказывает это.Ключевые слова: управляемая организация, менеджер,принципы управления, система, социальный эксперимент, общественное устройство
Фундаментом современного общества, по верному определению Питера Друкера, является управляемая организация. Управление этой организацией должны осуществлять не просто профессиональные руководители, а конкурентоспособные менеджеры, сочетающие в себе как профессиональные качества, так и лидерские, постоянно занимающиеся самообразованием. Где же взять таких менеджеров? На первый взгляд, всё просто. В образовательном поле сегодня много факультетов и вузов, занимающихся подготовкой менеджеров. Однако мы попрежнему говорим о том, что у нас мало менеджеров, отвечающих выше названным требованиям. Думается, проблема здесь не столько в качестве подготовки в вузах, сколько в уровне подготовки в школе будущих абитуриентов. Ни для кого не секрет, что в основе обучения общеобразовательной школы лежит знаниевый подход, только в ухудшенном варианте, через подготовку к ЕГЭ. Деятельностный подход отсутствует.Между тем, бесспорным становится факт «признания уникальной целостности личности в процессе её самовыражения»[4, c.1]. Без деятельностного подхода это невозможно.Под деятельностным подходом мы пониманием взаимодействие всех видов классноурочной, внеклассной и внешкольной деятельности[3, с.129].Одним словом, в школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способствовало бы успешной социализации личности. Управлять таким пространством должен менеджер. В качестве примера хотелось бы обратиться к незаслуженно забытой системе воспитания детского коллектива А.С. Макаренко. А.С. Макаренко, признанный по решению ЮНЕСКОв 1988 году в числе всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, Джона Дьюи,Георга Кершенштейнера,Марии Монтессори, до сих пор не получил должного признания в своей стране. А между тем, его принципы и методы управления,разработанные и проверенные на практике в сложное для России время, время смены идеологий, роста беспризорности, преступности, в том числе и детской, совершили революцию не только в педагогической мысли, но и управленческой. Нина Санникова в своей статье «Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С.Макаренко» пишет: «Опыт Макаренко как руководителя связан именно с оптимизацией всех ресурсов организации для достижения поставленных целей. И его теоретические обобщения на основеэтого опыта представляют огромный интерес с позиций современного социального менеджмента. Идея о направленности менеджмента напоиск наиболее эффективных путей достижения целей организации–общая для всех школ менеджмента. И в работах Антона Семёновичаэта идея стоит на первом месте»[2].
Она, безусловно, права. Вряд ли автор «Педагогической поэмы» знал такое понятие, как «менеджер», но вот действовал как современный, очень талантливый менеджер. Он создал целую систему управления, в основе которой принципы и методы современного менеджмента: принципы объединения людей, способных к совместным действиям;взаимодействие членов коллектива при решении общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека;воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности;единые подходы к оценке возможности личной деятельности;оценка коллективом своих результатов во внешней среде.Более того, как показывает проведённый нами сравнительный анализ, принципы основателя теории административного управления А. Файоля и принципы управления детским коллективом А. С. Макаренко соотносятся в главном –в сущности процесса управления (табл.1)Таблица1
Сравнительный анализ принципов управления А.Файоля и А. С. МакаренкоПринципыЗначение у А. ФайоляЗначение уА.С.МакаренкоРазделение трудаЦель –увеличение объема и повышение качествапроизводства при затрате тех же усилий.Разделение труда –это логикапроизводства, основанного на последних данных.Полномочия и ответственностьПолномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её противоположностьКоллективкак живой организм имеет свои органы, там есть полномочия и ответственность, ДисциплинаПослушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работником.Это явление нравственное и политическое», связанное с общественной моралью.Единство распорядительства
Каждый работник получает распоряжения от одного и только одного руководителя.
Рассматривает единоначалие как принцип управления, который относится не только к руководителю, но и распространяется на организацию в целом,
где каждый долженуметьи приказать товарищу, и в других условиях подчиниться его требованиям.Единство руководстваОдин руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Коллективупедагогов необходимо единоличное руководство для работыпо единому плану, едиными методами для реализации общей целиПодчинённость личных интересов общим
Интересы служащих должны становиться выше интересов предприятия. Интересы коллективадолжны бытьвыше частных интересовВознаграждение персоналаВознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по Не только материальное вознаграждение, но и нематериальное, например,приглашение на возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.Республиканский слет молодёжи является для ребят хорошим стимулом для работы.ЦентрализацияЦентрализация является естественным порядком вещей. Однакодолжна быть сохранена пропорция между централизацией и децентрализацией. Объединение всей воспитательной и хозяйственной властив одних руках, чтобы «сохранить качество детского коллектива» как главного организатора и воспитателя.ИерархияРядруководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими.Педагогическая форма практики Макаренко это форма, абсолютно исключающая авторитаризм.ПорядокМатериальный порядок предполагает, что существует определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Формасоциального порядка такова же, как и материального,–определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
Порядок –это определённое отношение к себе,своим вещам, своим сверстникам,закрепляется на всю жизнь, влияет на формирование характера, нравственных устоев, поведения, т.е. основу личности. СправедливостьСправедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием. Она необходима, чтобы поощрить персонал с особым рвением и преданностью выполнять свои обязанности.
Наказаниядолжны быть продуманными, не назначаться«сгоряча и бессистемно», к ним нужно подходить индивидуально.Стабильность рабочего места для персоналаТекучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб.ИнициативаИнициативой называетсявозможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.Инициатива –это готовность«гражданинакаждую минуту своей жизни выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания»Единение персоналаНе надо разделять персонал. Разделять собственные силы –
ошибка.Единство педагогического коллектива, совершенно определяющая вещь
Бесценным в системе педагога является система детского самоуправления, которая рассматривается Макаренкокак важнейшее средство социализации детей. Полагая, что самоуправление –это живой процесс, он выделял определённые этапы его развития, в основе этого разделения лежит один из законов менеджмента –закон онтогенеза, который рассматривает организацию как живой организм, поэтому имеющую стадии зарождения, становления, развития (табл.2).Таблица 2Характеристика этапов развития самоуправления
Этапы развития самоуправления
Цели деятельностиПути достижения целейЗарождениеЦели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправленияОпределяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенной переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
СтановлениеЦели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определять цели своей деятельности.Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно.
СамосовершенствованиеУчащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагогов.Определяют учащимися самостоятельно.
Система Макаренко доказала свою эффективность: ученики развивали врождённые способности, получали навыки будущей профессии, выпускали в своей организации продукцию, которая пользовалась большим спросом, в частности фотоаппараты ФЭД по американской лицензии, электросвёрла по немецкой лицензии. Они не только содержали себя, но и перечисляли государству налоги, успешно продолжали дальнейшее обучение и профессиональный путь. Именно системный и индивидуальный подход, знание законов менеджмента позволило Макаренко добиться столь значительных успехов в образовании молодых людей.Таким образом, А. С. Макаренко один из первых на практике заговорил об управлении детской организацией как системой, в основе которой практическая деятельность каждого ребёнка, направленная под руководством профессиональных специалистов (педагогов) для достижения цели каждым конкретным воспитанником, что является высшим результатом деятельности всей организации. «Главная заслуга Макаренко в том, что он осуществил грандиозный социальный эксперимент, создал–на все времена –общечеловеческую модель совершенного общественного устройства. Модель, в которой главным действующим персонажем является отдельно взятый человек со всеми его врождёнными потребностями и способностями. Тот самый человек, который звучит«гордо».[1, с. 177].Макаренко был не только великим педагогом, но великим менеджеромв образовании. Изучая его труды и даже только копируя! его систему, можно решить все проблемные вопросы образования, а значит, и вопросы, связанные с требованиями рыночной экономики. Можно уже в условиях образовательной школы развить практические навыки и способности каждого ребёнка, что в итоге приведёт к успешной социализации выпускника в новых экономических условиях, а значит, и к правильному выбору своей будущей профессии. Поэтому начинать образование надо, прежде всего, с подготовки будущих педагоговменеджеров.
Ссылки на источники1.Кумарин В.В. Педагогика природособразности и реформа школы. –М: Народное образование, 2004. – 624 с. 2.Санникова Н.Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко/ Институт воспитания строителей страны / [Электронный ресурс] /Режим доступа:http://институтстроителейстраны.рф/статьи/идеисоциальногоменеджментавтеорииипрактикеасмакаренко.html[Дата обращения 19.02.2014]3.Холопова Л.А. Гражданское образование в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы: диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –Казань. –2010. –205 с.
4.Холопова Л.А.Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении//Концепт. –2012. –№ 8август). –ART12105. –0.3 –URLhtt||www.covenok.ru/concept/12105.htm.–Гос рег. Эл.№ ФС 7749965. –ISSN230412OX–[Дата обращения 04.03.2014]Holopova Lyubov Alekseevna, sciences, associate professor of economy and automated control systems of Yurginsky institute of technology (branch) of Federal State Budgetary Institution VPO "The national research, Tomsk polytechnical university, Yurga Kemerovo regionkholopova_53@mail.ruMazurov Dmitry Gennadevich,student of group 17B10 of Yurginsky institute of technology (branch), Federal State Budgetary Institution VPO "The national research, Tomsk polytechnical university, Yurga Kemerovo region mazur10@rambler.ruPrinciples and methods of modern managementin the theory and practician A.S. MakarenkoAbstract.In article it is a question what to operate the organization today competitive managers have to. Training of such managers has to begin in the educational institution exercising control from positions of system approach, at the heart of which activity beginning. The similar control system developed and checked in practice, didn't lose the of relevance. It is a control system of A.S.Makarenko's children's group. The provided comparative analysis of the principles of management of A.Fayol and A.S. Makarenko proves it.Keywords:the operated organization, the manager, the principles of management, system, social experiment, social system