Актуальные проблемы духовного воспитания в системе художественного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балина Т. Г. Актуальные проблемы духовного воспитания в системе художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1036–1040. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54471.htm.
Аннотация. Определена значимость духовного воспитания в системе художественного образования. Выявлены наиболее актуальные проблемы духовного воспитания на примере учреждений художественного направления г. Камышина, составившие систему художественного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балина Татьяна Геннадьевна,

заведующая методическимкабинетом, преподаватель художественных дисциплинфилиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственныйинститут искусстваи культуры» в г. Камышин,художественное отделение;аспирант кафедры педагогики ФГБОУВПО «Волгоградский государственныйсоциальнопедагогический университет»balina.t75@mail.ru

Актуальные проблемыдуховного воспитаниявсистеме художественного образования

Аннотация. Определена значимость духовного воспитания в системе художественного образования. Выявлены наиболее актуальные проблемы духовного воспитания на примере учреждений художественного направления г. Камышина, составившие систему художественного образования. Ключевые слова:духовное воспитание, проблемы духовного воспитания,система художественного образования.

Изобразительное искусство и художественная деятельность являются важнымии необходимыми компонентамив обучении детей и молодежикак неотъемлемаячастьвоспитывающего и развивающего образования, как значимаясоставляющая в процессе приобщения подрастающего поколения к духовному опыту народа.В Концепции художественного образования в РФ [6,С. 3] определены позиции государства в области образовательной политики художественного направления, где за основу берется Национальная доктрина образования в Российской Федерации, как ориентир на духовноевозрождениестраны.

Система художественного образования сложна и многоступенчата. Знакомство с изобразительном искусством начинается еще в дошкольных учреждениях и продолжается в общеобразовательной школе, где имеются отдельные уроки творчества. Достаточно большое разнообразие видов и направлений художественнотворческой деятельности можно выделить вдополнительном образовании–этохудожественные школы и студии, а также кружки и творческие объединения. Дополнительное образование является начальной точкой в профессиональном ориентировании подрастающего поколения. Художественное образование возможно продолжить учащимся на профессиональном уровне в среднеспециальных и высших учреждениях.Однако следует заметить, что на разных ступенях познания и овладения изобразительной деятельностью имеются совершенно разные целевые установки: в дошкольных и школьных учреждениях дается более общее представление обизобразительном искусстве и художественнотворческой деятельности, в дополнительном образовании идет более углубленное освоение этой деятельности, получение навыков более высокого порядка, а в профессиональных учреждениях обучающиеся овладевают той или иной художественной деятельностью вболее конкретномнаправлении в соответствии с выбранной художественной профессией.Несмотря на разность целеполагания в отношенииуровней художественного образования, изобразительное искусство несет в себе большой потенциал духовного воспитания, так как искусство (в широком понимании этого значения) особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.Другими словамиискусство –особая сфера духовнопрактической деятельности людей.Ученые (Д.Л.Зрелых, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Г. Русакова, Т.Я.Шпикалова, Б.П.Юсов и др.) выделяют одну из важнейших функций изобразительного искусства –воспитательную. На основе восприятия произведений мирового искусства, собственного художественного творчества идет обогащение духовного мира детей и молодежи.Согласно официальному определению «художественное образование –это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [6,С.2].В зависимости от того или иного уровня или формы художественного образования к обучающимся не только предъявляются разные учебные требования, о которых говорилось выше, но и выступают как основные разные компоненты духовного воспитания. Так, в общеобразовательной школе обучающиеся постигают базовые основания духовных ценностей, в дополнительном образовании обучающиеся имеют возможность более полно приобщаться к духовному наследию, развиваться и реализовываться в духовном плане, в колледжах и ВУЗах молодые люди в большей мере могут духовно самоопределяться и самосовершенствоваться.Понятие «духовность» является не до конца отработанной категорией в философском или педагогическом плане. Не существует четко установленного определения этому понятию. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «духовность» определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». В современной отечественной педагогике вопросамидуховности идуховного воспитания,

занимались Е.В. Бондаревская, Н.М.Борытко,Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Н.Н. Никитина, Т.И.Петракова, И.А. Соловцова, С.Б. Крымский и др.Втрактовке Т.И.Петраковой духовность —«это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится «личность» [7, С.23].

В гуманитарной педагогической парадигме аналогом «духовности» выступает субъектность. У Н.М.Борытко под субъектностью понимается «неизменная основа «самости» человека, ее уникального, личностноэкзистенциального ядра, способность человека к творческой самореализации в предметной и непредметной деятельности» [2,С.180].

Л.М. Лузина определяет «духовность» как «собственно человеческое в человеке» [3, С.24].Н.Н. Никитина дает сущностную характеристику духовности, наиболее близкую нам: «Духовность есть не что иное, как система высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе» [5, С.46].И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность»,как основополагающее в системе категорий, которое следует понимать в социальном плане как часть менталитета народа. В индивидуальном плане свойство отдельного человека, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытияв мире и способность к саморазвитию [9, С. 152].Таким образом, мы пришли к выводу, что вобщем виде в педагогике чаще всего понятие духовности связано со смыслообразующими компонентами человеческого существования.

«Главная задача духовного воспитания» по мнению И.А. Соловцовой –это обеспечениестановления«человеческого в человеке», того «человеческого качества», которое составляет сущность человека и отличает его от всех других живых существ [11, С.47].Е.В. Бондаревскаяв работах по вопросамвоспитания указывает, что «воспитательный процесс —это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума»[1, С.18].Однакоученые отмечают (Л.М. Лузина, И.А. Соловцова), что процесс духовного воспитания должен быть системным «на основе взаимной дополнительности разных типов знаний»[11, С.47]. Но на практикедуховное воспитание,являясь,тем не менее,приоритетным направлением в любой области образования,рассматривается часто как само собой разумеющееся и не всегда имеет четкиеразработанные установкив соответствии суровнями и ступенями обучения.

Многие ученые выделяют целый спектр проблем,касающихся духовного воспитания,именно в системе художественного образования.

В раскрытие проблемы духовного воспитания средствами художественной культуры и художественной деятельности большой вклад внесли следующие учёные: Г.И. Беленький, И.С. Збарский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др. Мы считаем, что выявление проблем духовного воспитания в системе художественного образования является необходимым,так как это позволит более грамотно выстраивать пути решения проблемдуховного воспитания в целом. К тому же анализ духовного воспитания в конкретной системе художественного образования, на примере конкретных учебных учреждений, а также анализ исследований других ученых, существенно скажется на выявлении противоречий между проводимой государственной политикой в отношении художественного образования и действительным состоянием дел на местах, между вводимыми нормативными актами,регулирующими механизмами реализации Национальной доктрины в вопросах духовного возрождения России,и отсутствием программ духовного воспитания в художественном образовании.Следует отметить, что художественное образованиев России имеет давние традиции и уникальнопо своему содержанию. Однако,система художественного образования не является четко сложившейсявтехнологическом плане, как бы ни были приложены старания педагогов и методистов, руководителей учреждений и министерства образованияпо разработке концепций модернизации художественного образования и преемственностипрограмм духовного воспитания взаимодополняющих друг друга. Это отмечают в своих исследованиятакиеученые, как Д.Л.Зрелых,А.А.МеликПашаев, Т.Г. Русакова и др.Учреждения художественного направления разных уровней иступеней работают разрозненно, не согласованно.А.А.МеликПашаев, являясь заведующим лабораторией психологических проблем художественного развития психологического института Российской Академии образования (ПИРАО),отмечает рядактуальных проблем современного развития школьного художественного образования. Ученый обращает внимание на отсутствие связей между общеобразовательными школами и дополнительным образованием. В аналитических записках А.А.МеликПашаевзаостряет внимание на недостаточное вниманиеобщества и властей к «художественной культуре и художественному образованию в целом». Называет такое отношение «невежественным» [4, С.7].

Вместе с тем И.А. Соловцова в своей исследовательской работе отмечаетважную роли искусства в становлении духовного опытачеловека[10, С.146].Однако на основе проведенных исследований разными учеными, как видно из анализа их работ,системадуховного воспитания в художественном образованиив целомпока не достаточно сформирована. Существуют рекомендации, отдельные методические разработки по некоторым вопросам и отдельным темам, но целостного подхода к обоснованию и раскрытию темы духовного воспитания в системе художественного образованияне существует. До сих пор не разработанаи не принята программа развития художественногообразования в соответствии с Национальной доктриной и современными потребностями государства и общества, где было бы прописано место и содержание духовного воспитанияв системе художественного образования.Нами было проведено исследование с целью выявления актуальных проблем духовного воспитания в системе художественного образования. Базой исследования являлись учебные учреждениях г.Камышина: общеобразовательные школы №1, 3, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 18 и 19, детская художественная школа, детскоюношеский центр (студии художественного творчества), колледж искусств (художественное отделение). Данные учреждения составили определенную систему художественного образования в выше названном городе и позволили более полно провести исследованиесостояния практики духовного воспитания.Анализ содержания духовного воспитания на дисциплинах художественного направления в учреждениях г. Камышина позволил выявить ряд актуальных проблем.Мы выяснили, что основная и,на наш взгляд,одна из важнейшихпроблем состоит в отсутствии преемственности между учреждениями разного уровня, в отсутствии скоординированныхпрограмми разработаннойединой методической базыпо вопросам духовного воспитания. Дальнейшее исследование показало, что это происходит в следствие не налаженной системы взаимосвязиипрежде всего на управленческом уровне. Так,например,дополнительное образование (детская художественная школа и детскоюношеский центр) то относится к министерству образования, то–к министерству культуры. Отсюда несогласованность работы художественных школ, студий (школ искусств) с общеобразовательными учреждениями. На основе проводимых исследований данного явления,на примере г.Камышина,переход художественных школ и студий из одного ведомства в другое наблюдалось в 2005, 2013 годах. В настоящее время художественная школа г.Камышина относится к отделу культуры,а детскоюношеский центр вместе с общеобразовательными школами –к образованию,что значительно влияет на многие вопросы построения системы воспитания. Учителя художественной школы в настоящее время не имеют возможность принимать участие в работе методического объединения учителей общеобразовательных школ. Этот вопрос не регулируется органами управления по причине отсутствия у них полномочий.Происходит утрата многих традиций уникальнойсистемы русского художественного образования, когда учреждение, ниже стоящее по уровню подготовки, являлось базовым для выше стоящего.Следующей важной проблемой мы считаем наличие малого числа компетентных педагогов, способных понимать значение духовноговоспитания в художественном образовании и принимать меры по реализации этого воспитания, способные отслеживать и проводить воспитательные мероприятия в соответствии с преемственностью в системе художественного образования. Так, из исследования, проводимого в художественных учреждениях г.Камышина,видно, что все педагоги (100%) считают необходимым духовное воспитание на уроках художественных циклов. Педагоги общеобразовательных учреждений (87%) считают возможным реализовывать разработанные кемто или свои воспитательные программы. При анкетировании преподавателей художественной школы и руководителей кружков выяснилось, что духовным воспитанием в полной мере можно заниматься только на определенных уроках, либо дисциплинах (композиция, история искусств). А так как эти «удобные» для духовного воспитания дисциплины проходят, как правило, один раз в неделю, то и результат не будет высоким (42%). Педагоги колледжа искусств оказались еще более категоричны и посчитали, что на уроках рисунка и живописи нет возможности осуществлятьв полной мере духовное воспитание (12%). Методы и средствадуховного воспитания наиболее разнообразными былиуказаныу педагогов общеобразовательных школ, тогдакак преподаватели колледжа искусств чаще всего называли среди методов воспитаниябеседы на темы духовности и посещение выставок. Здесь напрашивается выводо том, что, по мнению педагогов, чем старше учащийся, тем в меньшей степени он нуждается в духовном воспитании. Однако исследования многих ученых (Н.Бердяев, А.Ф.Лосев, В.Соловьев, А.С.Хомяков, П.Флоренский) определяют духовное становление как становление через всю жизнь.Психологи считают подростковый и юношеский возраст важным периодом развития самосознания и самоопределения, понимания жизненного смысла (смыслосодержащим и смыслотворческимпериодом) в отличие от сенситивного детского периода.В связи с вышесказанным мы считаем, что проблема лежит в недостаточной компетентности педагоговв вопросах осуществления духовного воспитания в системе художественного образования.При дальнейшем исследовании проблем духовного воспитания в художественном образовании преподавателям художественных дисциплин г.Камышина предложили ответить, что им нужно для более качественной, а,главное, смыслосодержащей работы по духовному воспитанию? Ответы были нами ранжированы по степени значимости и частоты указания на них в следующей последовательности: наличие семинаров и практических конференций, готовых разработанных методических указаний, закрепления духовного воспитания в государственных нормативных документах современного уровня, потребность самого общества в духовноразвитой личности.Действительно, последний ответпедагогов об отсутствии потребности самого общества в духовноразвитой личностивыявляет важную проблему «расчеловечивания»общества. При проведении мониторинга духовных ценностей уучащихся в художественных учреждениях, мы выявили, что на первом месте стоят успех и благосостояние, тогда как милосердие, дружба, вера, миролюбие оказались в конце списка. На вопрос, что дает имхудожественное обучение, учащиеся чаще всего отмечали художественные навыки в разных областях искусства, расширение кругозора, овладение профессией.Таким образом, изобразительное искусство хоть и является по определению духовной деятельностью человека, наполненноесложнымиэмоциональными переживаниями, однако,не в достаточной степени воспринимается именно таки педагогами обучающимися.Проводя исследование по выявлению проблем духовного воспитания в художественном образовании, мы не считаем, что указанные здесь проблемы являются исчерпывающими. Надеемся, что выявленные противоречияпозволят государству и руководящим органам, педагогам и ученым определить пути их решения.В согласованной работе, в скоординированных действиях людей, заинтересованных в вопросах духовного воспитания,заключается становление системы духовного воспитания в условиях многоуровневого подхода в художественном образовании.Важным основанием по изменению ситуации будут являться дальнейшие научные исследования в области проблематики духовного воспитания.

Ссылки на источники1.БондаревскаяЕ.В.Смыслыистратегииличностноориентированноговоспитания//Педагогика, №1,2001, С. 1724.2.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгогра, 2000.3.Лузина Л.М. Теория воспитания: философскоантропологический подход. Псков, 2000.4.МеликПашаев А.А. Осостоянииивозможностяххудожественногообразования.Аналитическаязаписка. Искусство в школе, 2011.5.Никитина Н.Н. Социальнопедагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. –Ульяновск: УлГПУ, 2006.6.О концепции художественного образования в Российской Федерации. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 14037.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания —М. Импэто, 1997. 8.

Русакова Т.Г. Формирование духовного опыта личности в младшем школьном возрасте. / Педагогическое образование. –2009. №2. –С.2126.9.Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности / И.А. Соловцова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С. 149163.10.Соловцова И.А.Духовное воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учебнометодическое пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова /Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Издво ВГИПК РО, 2004. 160 с.11.Соловцова И.А. Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования // Вестник ОГУ. 2006. №2. т. 1. С. 4751.

Tatyana Balina,

the head of methodology department, the teacher of branch GOBUK VPO "The Volgograd state institute of art and culture" to Kamyshin, art office;graduate student of chairof pedagogics FGBOU VPO "The Volgograd state social and pedagogical university"Actual problems of spiritual education in system of art educationAbstract.The importance of spiritual education in system of art education is defined. The most actual problems of spiritual education on the example of establishments of the art direction of Kamyshin, made system of art education are revealed. Keywords: spiritual education, problems of spiritual education, system of art education.