Взаимодействие государства и гражданского общества до 2030 г.: проблемы и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чуприна Я. С., Лавриненко Н. И. Взаимодействие государства и гражданского общества до 2030 г.: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1276–1280. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54519.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможные варианты развития отношений государства и гражданского общества до 2030 года. Предположения строятся на основе анализа современного взаимодействия и противостояния. На сегодняшний день государство и гражданское общество находятся в единстве целей и противостоянии в выборе средств их достижения. Государство, выполняя свое прямое предназначение – защиту прав и свобод гражданского общества, в то же время осуществляет сдерживающие и карательные функции. Гражданское общество, со своей стороны. полагает допустимой и обязательной большую ответственность государства. Представляется реальным такой же расклад сил до 2030 года.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чуприна Яна Сергеевна,студентка 4 курса Азовского института экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г.Азовdelightful1993@mail.ru

Лавриненко Наталья Ивановна,кандидат философских наук,доцент кафедры «Конституционного и муниципального права» РГЭУ «РИНХ»nata_lavrinenko@mail.ru

Взаимодействие государства и гражданского общества

до 2030 г.: проблемы и перспективы

Аннотация. В статье рассматриваются возможные варианты развития отношений государства и гражданского общества до 2030 году. Предположения строятся на основе анализа современного взаимодействия и противостояния. На сегодняшний день государство и гражданское общество находятся в единстве целей и противостоянии в выборе средств их достижения. Государство, выполняя свое прямое предназначение –защита прав и свобод гражданского общества, в то же время осуществляет сдерживающие и карательные функции. Гражданское общество, со своей стороны, полагает допустимым и обязательным большую ответственность государства. Представляется реальным такой же расклад сил до 2030 года.Ключевые слова:гражданское общество; правовое государство; взаимоотношения российского государства и гражданского общества; единство и различия гражданского общества и правового государства.

В последние годы вопрос о соотношении гражданского общества и правового государства привлекает все большее внимание. Период постперестроечной демократии показал, что не всегда интересы государства и гражданского общества совпадают, в результате чего возникают противоречия, требующие альтернативных имеющихся решений. В этой связи интерес представляет перспектива развития взаимоотношений государства и гражданского общества, а также возможные варианты этих взаимоотношений.Объектом исследования является гражданское общество и государство.Цель данной работы –рассмотреть возможные варианты и перспективы развития взаимодействий государства и гражданского общества до 2030 года, а также проблемы, возникающие в процессе эволюции структур гражданского общества и институтов государства.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:рассмотреть признаки, объединяющие гражданское общество и государство;показать различия гражданского общества и государства;изучить характер и особенности взаимодействия государства и гражданского общества в постперестроечный период;выявить причины противоречий, лежащие в основе взаимоотношений государства и гражданского общества;спрогнозировать возможные варианты развития взаимоотношений государства и гражданского общества до 2030 года.

В научных исследованиях признается, что гражданское общество начинается там, где открыто создаются и взаимодействуют между собой объединения, без участия государственноправовых институтов[1]. Вместе с тем гражданское общество как социальное явление находится в органической связи с российским

государством, государственной властью. Гражданское общество — закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.)[2]. Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества — экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. —принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научнотехнического прогресса и т.д. Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества[3].Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего —народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования и взаимодействия с гражданским обществом. Принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти закреплен в ст. 32 Конституции Российской Федерации, в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, в частности, применительно к выборам глав администраций краев, областей[4]. Однако приведенный перечень принципов не может быть признан исчерпывающим. Так, португальские юристы И.Мораиш, Ж.М.Ф. де Алмейда и Р.Л. Лейте Пинту пишут о таких принципах, как следование публичному интересу, справедливость и беспристрастность. Итальянский административист М.Джаннини дополняет эти принципы еще одним —равным отношением ко всем людям, что означает недопустимость дискриминации[5]. Для разумной взаимосвязи исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок: —построение действительно демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку; здесь принципиальны как система формированияорганов исполнительной власти, так и политические механизмы; —обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию и выражаются как в единстве, так и в отличиях. Признаками единства государства и гражданского общества выступает

совпадение их многих целей и задач. Формирование правового государства, как и создание гражданского общества, имеют одну общую цель: в качестве социальных институтов служить человеку, стоять на защите его прав и интересов. Это единство проявляется и в осуществлении организации и деятельности основных общественнополитических, экономических и социальных структур в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Право граждан на объединение закреплено конституционно (ст. 30 Конституции РФ[6]). Это право дает возможность гражданам свободного и самостоятельного выбора любых форм негосударственной деятельности, не вступающих в противоречия с требованиями закона. Такие объединения являются необходимым составным элементом гражданского общества. Необходимо отметить, что гражданское общество возможно только в условиях построения экономической системы на правовых началах. Рынок имеет место только при наличии свободных субъектов —собственников имущества, что само по себе значит, что каждому из этих собственников должна быть гарантирована защита и от неправового влияния государства, и от диктата поставщика. В этом ярко проявляется единство гражданского общества и государственноправового регулирования общественных отношений. На протяжении веков такое соотношение сил практически не меняется –если только с небольшими отклонениями.Кроме того, единство гражданского общества и государства проявляется и в государственном обеспечении условий для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательской деятельности и т.д. Всё многообразие форм собственности, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина закреплены конституционно.Это говорит о наличии у российских граждан правовых возможностей, позволяющих им не только осознавать себя субъектами гражданского общества, но и осуществлять реализацию и своих личных, и коллективных интересов.Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается в одновременном их формировании, а так же в создании гражданского общества преследуемого одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественнополитических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством[7].Гражданское общество многогранно, т.к. сколько людей и объединений, столько и интересов, а также способов их проявления. Правовое государство едино, олицетворяет собой основу и в то же время форму общества. Если «убрать» правовое государство, то и общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматриваемых социальных и государственноправовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме[8].Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической,экономической, социальнокультурной и иных областях жизни общества. Что на наш взгляд, исходя из динамики взаимоотношений российского государства и его общества, в течение 20и постперестроечных лет не будет отмечен значительными изменениями. Помимо этого, единство гражданскообщественных и государственноправовых явлений выражается в демократическом политическом режиме, содержание

которого заключается в цивилизованных приемах, способах осуществления государственной власти и предоставляемая гражданскому обществу мера его свободы, активного участия в политической, экономической, социальнокультурной и иных областях общественной жизни[9]. Государство и общество взаимосвязано определили приоритет демократического режима. Российское государство и общество проделали долгий путь к демократии, которая является выбором практически всех развитых стран мира, и поэтому вряд ли в этом плане до 2030 году будут какието существенные перемены.

Естественный, устойчивый путь гражданского общества –это развитие конкретных, местами даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.Если в 2006 году ту или иную вовлеченность в общественные инициативы демонстрировали 1015% российских граждан, то потенциал развития общественной активности гораздо выше –до 25%. Этот потенциал, несомненно, будет расти по мере роста доходов населения и укрепления общественных институтов. Основание такого вывода –высокий образовательный уровень российских граждан, не отстающий от ведущих стран мира[10].Важнейшим резервом роста активности являются две социальные группы. Первая –интеллигенция, прежде всего работники бюджетных учреждений, науки и социальных отраслей, часть инженерного корпуса и др. Многие из них не получают достойного вознаграждения за свой труд, но проявляют высокую активность в отстаивании общественных интересов и безвозмездно участвуют в работе некоммерческих организаций. Формирование эффективного контракта между обществом и врачами, учителями и другими представителями социального сектора, вывод их из зоны бедности и перманентного поиска дополнительного заработка не просто оздоровит соответствующие сектора общественной жизни. Это даст новых естественных лидеров и активистов системе некоммерческих организаций и общественных движений, укрепит слабые на сегодняшний день профессиональные сообщества в образовании и медицине.Вторая «группа роста» гражданской активности –это молодежь. Уже сегодня новое поколение, вступившее в активную жизнь в ХХI веке, свободно как от традиций советского прошлого, так и от моральных искажений и безысходного индивидуализма периода бурного формирования российского капитализма 90х. Можно ожидать уже через 10 лет удвоения потенциала востребованности гражданских организаций и инициатив в российском обществе –от 25 до 50% граждан. Это вплотную приблизит Россию к странам с наиболее развитым на сегодня гражданским обществом странам Западной Европы и Северной Америки[11].Однако насколько будет этот потенциал востребован, разовьется ли российское гражданское общество на практике –это зависит от вариантов развития государства и социальнополитической системы России, включая как государственную политику по отношению к структурам гражданского общества, так и позиции основных «игроков» среди самих этих структур и отечественного бизнеса. Сегодня в общественном мнении нет какойлибо определенности в понимании нынешней политики государства в отношении кобщественным организациям, движениям и гражданским инициативам. Такое положение дел –вызов для активных организаций гражданского общества.Помимо этого, различия гражданского общества и государства заключены в их структуре и специфических функциях. Правовое государство подразумевает организацию публичной власти, обеспечивающей, «обслуживающей» гражданское

общество. В этом смысле можно говорить о государстве как о форме гражданского общества.Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных осуществлять реализацию интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и реализовываются через следующие институты гражданского общества: семья, церковь,система образования, научные, профессиональные объединения, организации, политические партии, консенсуально функционирующие с другими институтами гражданского общества, ассоциации с формой деятельности на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, по интересам). Здесь речь идет об объединениях, созданных «снизу», а не по директиве вышестоящих органов. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностной чертой гражданского общества является сосуществование в его рамках различных социальных сил, общественных образований, а человек (гражданин) со всей его системой потребностей и интересов является главным действующим лицом такого общества.Отличие государства от гражданского общества состоит в его (государства) способности принимать законы и другие нормативноправовые акты, а также возможность применения мер государственного принуждения на предусмотренных законом основаниях. Вместе с тем имеет место взаимодействие рассматриваемых явлений, т.е. государство и гражданское общество находятся в тесном взаимодействии друг с другом, образуя определенное единство.Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационноправовых формах. Это: 1) государственноправовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционноправового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и, прежде всего, тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации[12]. Расклад сил во взаимодействии государства и гражданского общества на сегодняшний день является, по сути, оптимальным, и вряд ли можно считать целесообразным внесение в него какихлибо новшеств до 2030 году.Таким образом, правовое государство может быть сформировано только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И в какой степени создается такое общество, в той же степени складывается и правовое государство. Гражданское общество возможно только при условии, что построение экономической системы основано на правовых началах. Рынок же возможен только при наличии свободных собственников имущества. Данные положения, являющие собой основные характеристики взаимоотношений государства и гражданского общества, сформированы путем проб и ошибок, оптимально скоординированы, проверены временем и сомнительно, что подвергнутся пересмотру. Поэтому в 2030 году ситуация возможна ровно такая же.Вместе с тем есть и моменты, которые могут стать отправной точкой для кардинальных изменений в государстве и гражданском обществе. Так, на

современном этапе развития отношений государства и гражданского общества наблюдается резкая двойственность. С одной стороны, в постперестроечной России идет активное построение правовой государственности, в которой заложена главенствующая мысль защиты законных интересов гражданского общества. Это выражается в активной реконструкции законодательной базы в течение всего постперестроечного периода, в формировании принципиально нового права на демократических основах, начиная с Конституции Российской Федерации, где отдельной главой прописаны права и свободы человека и гражданина. И в течение двадцати лет реформирования законодательства держится четкий курс на обеспечение укрепления прав и свобод граждан, соответственно и гражданского общества. Подразумевается, что и общество должно становиться все более законопослушным в ответ на государственную заботу. Но наблюдается обратный процесс –криминализация гражданского общества, коррумпированность, фактически открытое попрание закона имеют опасно положительную тенденцию.Государственные законы, призванные защищать гражданское общество, зачастую имеют обратное значение. В качестве примера можно привести, в частности, закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Благие намерения выливаются в создание препятствий на местах; масштабы бюрократической машины являются реальной причиной нескоординированности федерального и местного законодательства, в результате чего возникают коллизии и противоречия между правовой теорией и правоприменительной практикой. Государство –это не только аппарат, источник законодательства, это и территория, на которой проживает гражданское общество, причем территория, богатая природными ресурсами и недрами. Противоречие возникает в вопросах использования государственных богатств. Подразумевается, что государство создано для общества, служит ему, защищает, координирует, карает. Следовательно, и гражданское общество служит государству, живет по законам, установленным государством, контролирует его, поддерживает или порицает государственную политику. В ряде стран, в частности, арабских, государственные богатства, такие, как нефть, служат источником материального благополучия не только государства, но и гражданского общества в лице его граждан: каждому новорожденному открывается банковский счет с вкладом государства от средств, вырученных от природных богатств. В некоторых странах Ближнего Востока, например, каждый гражданин получает свою часть прибыли от продажи нефти. Жители Саудовской Аравии получают беспроцентную ссуду порядка 80 тысяч долларов на покупку дома и земли, также можно получить кредит на приобретение машины. В этой стране разработана и запущена в действие система бесплатного медицинского обслуживания, причем в случае необходимости проведения операции за рубежом государство берет расходы на себя. В Кувейте семья погибшего военнослужащего вне зависимости от звания получает пенсию ранга полковника и освобождается от налогов при наличии малолетних детей –вплоть до их совершеннолетия. Для граждан страны предусмотрено получение бесплатного жилья и бесплатной возможности получения образования за границей. Кроме того, еще при рождении на гражданина открывается банковский счет с вкладом не менее 3 тысяч долларов –и все это из нефтяных фондов. Йемен освободил своих людей от квартплаты, а стоимость проезда в общественном транспорте и налоги там мизерные[13]. Нет подоходных налогов в Омане и Катаре. Граждане Омана выплачивают 6,5% от своей зарплаты на систему социального страхования и 3%й сбор в случае продаже или покупки имущества[14]. Граждане Катара облагаются 5%ым налогом на социальные нужды, работодатели –платят 10%.Российское же государство, имеяв активе и нефть, и газ, и алмазы, и другие полезные ископаемые, с гражданским обществом в лице его граждан прибылью не

делится. В эпоху приватизации нефтяные компании перешли в руки частных владельцев, но за государством остались в собственности недра[15]. За прошедшие 20 лет постперестроечного периода уровень жизни разных слоев гражданского общества стал резко розниться –от роста числа нищих, живущих за чертой бедности, и в то же время работающих и получающих заработную плату на государственных предприятиях, до респондентов журнала Форбс, где наши соотечественники не единожды занимали первые строки. Средний класс, составляющий основу любого цивилизованного государства и общества, в России крайне малочисленный. «По оценкам Министерства экономического развития РФ, в настоящий момент в России 22% населения можно отнести к среднему классу. К среднему классу относятся люди, у которых доходы выше шести прожиточных минимумов, а также обладающие автомобилем, жильем, возможностью частичной оплаты образования, здравоохранения, отдыха за границей»[16].В то же время в Центре исследований страховой компании «Росгосстрах» к среднему классу рекомендуют отнести социальную группу, «способную своим трудом обеспечить себе достаточный уровень благополучия. По оценкам экспертов центра, нижним имущественным порогом, позволяющим отнести домохозяйство к среднему классу, сегодня является доход в размере 20 тыс. долл. в год на семью». Таких семей исследователи в 2011 году насчитали 15 млн, или 29% от общего числа жителей страны,что составляет разницу в 10% с положительной динамикой по отношению к 2010 году[17].Но в целом в России нет единой методики определения среднего класса; каждый исследователь опирается на свои убеждения (наличие жилплощади, достижение некоего материального порога и т.д. Кроме того, при определении среднего класса необходимо учитывать степень расслоения общества в разных субъектах России. При этом, по подсчетам экспертов для относительного уравнивания граждан по доходам с целью вывода их на средний уровеньв целом в России необходимо было бы перераспределить чуть более 30% общих доходов страны. Некоторые политологи отмечают внимание государства в лице власти к среднему классу, в частности, предвыборная компания В.В. Путина была направлена именно на среднийкласс. Стремление российских властей учитывать интересы среднего класса неудивительно на фоне официальных прогнозов по существенному увеличению этой прослойки общества. Минэкономразвития РФ прогнозирует к 2020г. увеличение доли среднего класса в России с нынешних 22% до 37%, а к 2030г. –до 48%[18]. Это может произойти при переходе страны на инновационную модель развития экономики, которая даст возможность существенно сократить разрыв с развитыми странами по объему подушевого ВВП.А между тем, ещё Аристотель рекомендовал государству для предотвращения смут и гражданских войн опираться именно на средний класс, полагая его из трех классов (два других –богатый и бедный) лучшим. Сложившаяся ситуация порождает недовольство гражданского общества государством. Патриархом Алексием было высказано утверждение, получившее поддержку политологов и социологов, что на обозримый промежуток времени Россия исчерпала революционный ресурс, поэтому кардинальные перемены и государству, и обществу, устроенные силовыми методами,не грозят.

Вместе с тем рост количества оппозиционных партий и инфантильной, все увеличивающейся части общества, приводит к определенным размышлениям. В перспективе взаимоотношений российского государства и гражданского общества два пути развития. Если брать за условный временной период прошедшие 20 лет, то в 2030 году можно прогнозировать следующие ситуации: инфантильная часть общества скоординируется с растущей оппозицией, и в стране произойдет

«бескровный» переворот. Второй путь развития: средний класс будет расти за счет желания работать и жить достойно и использования для этого возможностей, предоставленных государством. Средний класс и богатые граждане объединятся в политических предпочтениях и будут активно поддерживать правящий режим, при условии, что не произойдет ужесточения карательного законодательства и явного ущемления интересов названных классов.Таким образом, государство и гражданское общество, будучи органически едины в природе и общих целях, а именно: мир и безопасность, соблюдение прави свобод, в том числе волеизъявления и труда, противоборствуют в выборе путей достижения этих целей. Государство пытается при минимуме затрат поддержать status quo за счет гражданского общества, а гражданское общество, в свою очередь, систематически осуществляет попытки обойти жесткие с его точки зрения правовые рамки, установленные государством. В то же время позиции государства и гражданского общества не равноценны: государство представляет собой некий организационный и организованный силовой институт, а гражданское общество –непосредственно силу, неорганизованную до определенного периода. Приоритет государства в получении благ, извлекаемых из пользования недрами и природными ресурсами, не устраивает гражданское общество. Отталкиваясь от опыта стран, где государство делится благами с обществом, обладая неограниченной и неделимой властью над источниками этих благ, гражданское общество выражает известное недовольство. Не только этот факт является причиной противостояния гражданского общества и государства, это ещё и ужесточение контроля за экономической деятельностью граждан. В перспективе при таком же раскладе возможны два пути развития отношений между государством и обществом: 1) при поддержке богатых членов общества и непротивлении граждан со средним достатком государство сохранит свои позиции; 2) при ужесточении контролирующих и карательных мер возможна «бескровная» революция.В завершении отметим, что идеи правового государства необходим. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политикоправового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое. Утверждения типа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру. В работе были рассмотрены исходные теоретикоправовые положения, характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.

Ссылки на источники1. Бабаев В.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2013. С. 157.2. Влазнев В.Н. Гражданское общество и правовое государство в современной России // Национальные интересы. 2014. №5. –С.5.3. Влазнев В.Н. Указ. соч. С.7.4. Загидулин Р.А., Нечепуренко А.А. Проблемы и основные принципы совершенствования законодательства о порядке финансирования политических партий и выборов // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4. № 4. С. 2022.5. Влазнев В.Н. Указ. соч. С.7.6. Конституция Российской Федерации (в последней ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6ФКЗ, №7ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.7.

Гражданское общество и политический режим [Электронный ресурс] // URL:

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=438224 8.

Гражданское общество и политический режим [Электронный ресурс] // URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=4382249. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Норма, 2013 С.73.10. Состояние гражданского общества в Российской Федерации (Проект Доклада Общественной Палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: hppt://www.polit.ru/article/2012/02/07/report/11. Там же.12.

Щекочихин П.Г. Конституционные основы гражданского общества в РФ // Проблемы науки конституционного права. –Екатеринбург, 2013. С. 8586.13. Чижов М. Каждому по капле нефти // Аргументы и факты. 2012..№ 38 (1143). 14. 8 стран, где не надо платить подоходный налог //http://www.vestifinance.ru/articles/15656. 15. Чижов М.Указ.соч.16.

Привалова М. Средний класс России: фантом становится реальностью // URL: http://top.rbc.ru/economics / 25/04/2012/647997.shtml.17.

Там же.18.

Там же.

Chuprina Yana SergeevnaThe 4th year student of the Azov Institute of Economics, Management and Law (affiliate) FGBOU VPO "RGEU (RINH)",Azovdelightful1993@mail.ruLavrinenko Natalya Ivanovnak.f.n.,associate Professor of the Department of constitutional and municipal law» "RGEU (RINH)"nata_lavrinenko@mail.ruThe interaction between the state andcivil society to 2030: problems and prospectsAbstract: The article discusses the possible options for the development of relations between the state and civil society to 2030. Assumptions are based on analysis of the contemporary interaction and confrontation. At present the government and civil society are in unity of purpose and confrontation in the choice of means to achieve them. The state, in fulfilling its original purpose the protection of the rights and freedoms of civil society, at the same time provides a deterrent and punitive functions. Civil society, for its part, believes valid and binding greater responsibility of the state. Seems realistic same alignment of forces until 2030.Keywords:civil society, legal state; relations of the Russian state and civil society, the unity and difference of civil society and legal state.