Вопросы становления внешнеэкономической деятельности Кемеровской области и развития механизма управления ею

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грентикова И. Г. Вопросы становления внешнеэкономической деятельности Кемеровской области и развития механизма управления ею // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1371–1375. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54538.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы генезиса становления внешнеэкономической деятельности Кемеровской области и развития механизма управления данной деятельностью. Выделены наиболее значимые периоды, когда внешнеэкономическая деятельность непосредственно определяла ход важнейших экономических преобразований в регионе. Сделан вывод о необходимости исследования процессов распределения полномочий в управлении внешнеэкономической деятельностью между федеральным центром и субъектами федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грентикова Инна Геннадьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоgrentikova@mail.ru

Вопросы становления внешнеэкономической деятельности Кемеровской областии развития механизма управления ею

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы генезиса становлениявнешнеэкономической деятельности Кемеровской областии развития механизма управленияданной деятельностью. Выделенынаиболее значимые периоды, когда внешнеэкономическая деятельность непосредственно определяла ход важнейших экономических преобразований в регионе.Сделан вывод о необходимости исследования процессов распределении полномочий в управлении внешнеэкономической деятельностью между федеральным центром и субъектами федерации.Ключевые слова: субъект Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность,этапы становления и развития.

Одним из важнейших направлений перехода от плановодирективной к социальноориентированной рыночной экономике в России стала либерализация условий внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Состояние и особенности функционирования внешнеэкономического комплекса во многом определяют ход экономических преобразований, направления развития региональных хозяйственных систем, общую экономическую ситуацию в России и её регионах.Возросшая в настоящее время активность субъектов Российской Федерации, направленная на реализацию своей внешнеэкономической деятельности,определяет особую актуальность исследования процесса становления и развития механизма управления ею.XXй век стал столетиембеспрецедентного,взрывного роста внешнеэкономических связей во всех формах: внешней торговли, производственного кооперирования,вывоза капитала, миграции рабочей силы, научнотехнического взаимодействия.При этом данный процесс нельзя назвать равномерным.В процессе образования и становления внешнеэкономической деятельности Кемеровской области, как,впрочем,и всей России, по нашему мнению, можно выделить четыре наиболее значимых периода, когда данная деятельность непосредственно определяла ход важнейших экономических преобразований в регионе:

первый (начальный) период с 1912 года до 1919 года включительно;

второй(времена НЭПа) период с 1922 года до 1927 года;

третий (период так называемого «развитого социализма») с 1950 года до 1990 года;

четвёртый период (рыночных преобразований) сначала 90х годов до настоящего времени.Национализация в России и её регионах активно осуществлялась в 19201921 годах. В мире реанимация золотого стандарта привела к неконвертируемости большинства валют, что существенно осложнило расчёты и создало дополнительные валютные барьеры международной торговли. Резко возрос протекционизм.За период с 1928 года по 1950 год СССР фактически прервал внешнеэкономические связи с экономически развитыми государствами. В мировой экономике, начиная с 1929 года вплоть до1933 года, наблюдался спад промышленного производства, что усилило вмешательство государства во внешнеэкономические процессы. После «великой депрессии» вплоть до окончания второй мировой войны индустриальные страны продолжали противостоять друг другу, ограждаясь тарифными и нетарифными барьерами, международные связи разрушались. За годы второй мировой войны произошла глубокая трансформация мирового торгового и финансового баланса. Государства установили строжайший контроль надвнешней торговлей и финансами. С начала 50х годов в мире началась либерализация внешнеэкономической деятельности и установилась эпоха конкуренции различных систем хозяйствования вплоть до начала 90х годов.Однако необходимо сразу заметить, что нет оснований говорить о существовании реального и эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью Кемеровской области в период «развитого социализма», когда государственная монополия на внешнюю торговлю, как на основную форму советской внешнеэкономической деятельности того периода, рассматривалась как специфическая «социалистическая» форма управления.Государственнаямонополия на внешнюю торговлю в России ведёт свою историю с декрета от 22 апреля 1918 года о национализации внешней торговли. Сущность монополии внешней торговли состояла в исключительном праве государства осуществлять внешнеэкономические связи от лица общества и в интересах всего общества через специально созданныйправительственный орган или представлять это право посвоему усмотрению какимлибо другим государственным организациям. Регионы как участники внешнеэкономической деятельности даже не рассматривались. Монополия государства на внешнюю торговлю расценивалась как специфическая форма планового управления внешнеэкономической деятельностью страны.За период с конца 20х годов до 1986 года осуществление всех экспортноимпортных операций в стране было монополизировано органами и объединениями, подчинёнными Министерству внешней торговли или Государственному комитету СССР по внешнеэкономическим связям.Защитная направленность государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, ограждая экономикуот мирового рынка, обусловила прочную изоляцию регионов страны от участия в мирохозяйственных связях. На протяжении десятилетий география советской внешней торговли определялась узкими и жёсткими рамками: 2/3 внешнеторгового оборота СССР приходилось на социалистические страны; 1/4 на капиталистические страны и около 1/6 на развивающиеся страны. При этом приблизительно 50 процентов всего торгового оборота СССР приходилось на долю Восточной Германии, Чехословакии, Польши, Венгрии и Болгарии. На таком рынке,оторванном от мировых, преобладали специфические методы взаимного товарообмена и неэкономические принципы внешнеторгового контрактного ценообразования.Между тем во времена НЭПа, система государственной монополии внешней торговли в определенной доле допускала относительную либерализацию, когда предоставлялось право на самостоятельные внешнеэкономические сделки производственным, акционерным, кооперативным организациям.Наличие внутреннего валютного рынка создавало определённые предпосылки для участия в экспортноимпортных операциях специализированных внешнеторговых учреждений и государственных предприятий. Тогда жесуществовала определённая возможность для привлечения иностранного капитала путём организации концессий. Одним из объектов концессий являлся Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс).Наиболее яркой страницей внешнеэкономической деятельности Кемеровской области была колония АИК «Кузбасс». Совет Народных Комиссаров 25 октября 1921 года (протокол 446 п.1) утвердил договор, заключенный Советом труда и Обороны с организационной группой американских рабочих о том, что в целях наиболее успешного развития угольной и металлургической промышленности в Сибири и на Урале учреждается государственное предприятие под наименованием Автономная Промышленная Колония «Кузбасс» «А.И.К.». Правительство передаёт Колонии угольные месторождения Северной группы Кузнецкого бассейна, в частности, в Кемерово.[1, лист 5]

АИК «Кузбасс» имела «право свободно реализовывать свою продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках (с соблюдением всех законов о внешней торговле)».[1, лист 123]АИК «Кузбасс» имела право «на совершение всякого рода дозволенных законом кредитных и валютных операций». [1, лист 121]На предприятиях АИК «Кузбасс» работали инженеры, имеющие мировую известность –Рутгерс, Пирсон, Мелер, а также квалифицированные рабочие, в основном имеющие гражданство США, Германии и Голландии. Проведённое исследование архивных документов Государственного архива Кемеровской области позволяет сделать вывод о том, что на АИК «Кузбасс» была создана региональная организационная структура, что позволяло эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В частности, все импортные операцииосуществлялись через представителей торгпредств за рубежом и Представительства АИК в Ленинграде, Берлине, НьюЙорке. Для приёмки импортных товаров по количеству и качеству АИК были разработаны собственные правила, учитывающие стандарты государствимпортёров, что, по сути, заполняло существующий пробел в законодательстве страны.АИК «Кузбасс» была примером тесного взаимодействия советской экономики с иностранным капиталом и включения в международное разделение труда, хотя и очень непродолжительного –с 1922года по июль 1927 года, когда АИК «Кузбасс» была реорганизована в Государственный трест «Кузбассуголь». С прекращением существования АИК «Кузбасс» упразднилось и то малое, что было достигнуто в слегка либерализованной региональной внешнеэкономической политике 20 годов XXвека.Следует отметить, что внешнеэкономической деятельности АИК «Кузбасс» предшествовала деятельность Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей (с 1 июня 1917 года –Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество)[2, лист 2], учреждённого в октябре 1912 года. Акционерные компании являлись в царской России важнейшим институтом рыночного хозяйства, что позволяло аккумулировать необходимый капитал для ведения дел. Анализ архивных документов государственного архива Кемеровской области позволяет сделать вывод о том, что создание и деятельность АО «Копикуз» является ярчайшим примеромвзаимопереплетения банковского капитала как российского, так и иностранного, промышленного капитала и государственного аппарата.Среди учредителей АО «Копикуз» был тайный советник В.Ф. Трепов, представитель семьи знаменитых государственных деятелей конца 19 века и начала 20 века. В создании АО «Копикуз» непосредственно участвовал капитал Петербургского Международного банка, где председателем правления являлся А.И. Вышнеградский, сынминистра финансов при царе АлександреIII, и опосредованно французские банкиры, которые участвовали в правлении и в акционерном капитале. Тем не менее эти контакты можно оценить как равноправные, так как финансовая зависимость российских банков от иностранных финансовых групп не приводила к потере их самостоятельности. К сожалению, современное состояние информационных источников не позволяет нам определить долю вложений французских банков в АО «Копикуз». При этом необходимо отметить, что полученные иностранными банкирами прибыли от акционерного представительства в России, не вывозились из страны, а реинвестировались в её экономику.Хозяйственная деятельность АО «Копикуз» основывалась на навыках капиталистической организации промышленности, торговли, кредита, а также выработанных в более развитых по сравнению с Россией странах технических идеях, что уже само по себе способствовало установлению и развитию связей региональной экономики с мировым рынком.Внешнеторговая структура России в 1913 году была в три раза эффективнее, чем во времена «развитого социализма».[3]Главная причина этому, на наш взгляд, состоит в том, что отсутствовала государственная монополия на проведение внешнеэкономических операций.В результате радикального экономического реформирования с начала 90х годов до настоящего времени произошли существенные изменения не только в самой внешнеэкономической деятельности России, но и её регионов (субъектов Федерации), а именно: отмена монополии внешней торговли, изменение порядка регистрации участников внешнеэкономической деятельности, масштабная либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от множества валютных курсов, либерализация валютообменных операций. Изменилось также значение внешнеэкономической деятельности для российской и региональной экономики, влияние на производителей и потребителей, начался отказ от импортозамещения как важнейшей функции внешней торговли страны в дореформенный период.Все изменения в разделении полномочий в управлении внешнеэкономической деятельностью между федеральным центром и субъектами федерации в современных условиях должны стать объектом дальнейших серьёзных исследований.

Ссылки на источники1. ГАКО фонд 80, опись 1, ед.хранения 83.2. ГАКО ОФД 13, опись 1, ед.хр. 453. Горшков, А Внешнеэкономическая политика и цены. // Вопросы экономики. –1991.№6.С.38

Grentikova Inna GennadevnaKemerovo State University, candidate of economic science, associate professor Department of Finance and Creditgrentikova@mail.ruQuestions of formation of foreign foreigneconomic activity of the Kemerovo region and its development control mechanismAnnotation. The article examines the genesis of the formation of foreigneconomic activity of the Kemerovo region and development activities of the control mechanism. Separate most significant periods when foreign economic activity directly determines the course of major economic reforms in the region. It is concluded that the need to study processes in the management of the distribution of powers in foreign trade activities between the federal center and the subjects of the federation.Key words: region of the Russian Federation, foreigneconomic activity, stages in the development.