Научно-исследовательская и инновационная деятельности в современных университетах: ресурсы, результаты и границы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Василенко
Н.
В. Научно-исследовательская и инновационная деятельности в современных университетах: ресурсы, результаты и границы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1911–1915. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54646.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются различия и взаимосвязи между научно-исследовательской и инновационной деятельностью в современных российских университетах. Выделены ресурсные предпосылки, результаты и профессионально-экономические среды, в которых осуществляется оценка эффективности указанных видов деятельности в университетах.
Текст статьи
Василенко НатальяВалерьевна, доктор экономическихнаук, заведующая кафедрой теоретической экономики
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. СанктПетербургnvasilenko@mail.ru
Научноисследовательская и инновационная деятельностив современных университетах: ресурсы, результатыи границы
Аннотация. В статье рассматриваются различия и взаимосвязимежду научноисследовательской и инновационной деятельностями в современных российских университетах. Выделены ресурсные предпосылки, результаты и профессиональноэкономические среды, в которых осуществляется оценка эффективности указанных видов деятельности в университетах.Ключевые слова: университет,инновационная деятельность, научноисследовательская деятельность.
Изменяющиеся экономические условия деятельности российских университетов, их включенность в конкурентные отношения за ресурсы, прежде всего человеческие и финансовые, а также абитуриентов актуализируют необходимость поиска успешных стратегий их развития. Одна из таких стратегий может быть ориентирована на достижение устойчивой взаимосвязи различных видов деятельностив университете. В данной статье рассматриваетсявопрос о соотношении двух видов деятельности: научноисследовательской и инновационнойи обосновывается тезисоб инновационности современного научного творчестванаучнопедагогических работников.Если применить к научному творчеству экономический подход, то можно выделить два аспекта: ресурсный (то есть то, что на входе) и результативный (тоесть то, что на выходе). Ресурсы представляют собой ни что иное как совокупность потенциаловорганизации, основные элементы, которые могут превратить их потенциалв реальные результаты. Стратегическая задача состоит в привлечении необходимых и достаточныхпо объему и качеству ресурсов, а их также рациональном и сбалансированном распределением между основными направлениями деятельности организации.При этом организационная специфика условий протекания творчества найдет отражение именно в различных возможностях привлечения ресурсов, а также особом наборе результатов творческой деятельности. Применительно к университетам такой подход позволяет показать, с одной стороны, различия, а с другой взаимосвязь между научноисследовательской и инновационной деятельностями, как на уровне ресурсных предпосылок, создаваемых тем или иным университетом, так и с позиции проблемы эффективности и оценки качества получаемыхрезультатов.Остановимся начала о различиях между научноисследовательской деятельностью (в ее достаточно традиционном с точки зрения академических ценностей толковании)и инновационной деятельностью, под которой в соответствии со статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации понимается «производство новой или усовершенствованной продукции (товаров, работ, услуг), создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления».
Характеризуя различия между научноисследовательской и инновационной деятельность, прежде всего, следует заметить, что наборы ресурсов для каждой из них не совпадают. Основными ресурсными предпосылками научноисследовательской деятельности являются: −интеллектуальные (люди как генераторы новых идей и способов их воплощения), −материальные (оборудование, необходимые препараты, помещения и пр.), −временные (временные промежутки, достаточные для получения нового знания в той или иной форме);−мотивационные(комплекс внутренних и внешних факторов, побуждающих к ненаблюдаемой творческой деятельности и отчуждению научных результатов в виде текстов, расчетов, образцов и пр.). Поскольку инновацией принято называть внедренное новшество, в рыночных условиях для инновационной деятельности необходимы две иные предпосылки: −рыночную (наличие собственного рынка, где может реализовываться инновационный продукт или технология);−правовую (наличие прав собственности на результаты научной творческой деятельности так как продавать можно только то, на что имеются права). Последняя предпосылка актуализирует проблему интеллектуальной собственности в университетах, связанную прежде всего с распределением прав на результаты интеллектуальной деятельности между авторамиизобретателями как физическими лицами и собственно университетом как юридическим лицом. Принцип справедливости распределения этих прав и, как следствие, распределение потоков доходов, имеет важное мотивационное значение для получения результатовинтеллектуальной деятельности.Результативный аспект также подтверждает разделение между научноисследовательской и инновационной деятельностями в университетах. В настоящее время результатами научноисследовательской деятельности принято считать:−публикации различного вида (собственно РИДы), причем тренд смещается от монографий в сторону статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в томчисле Scopusи WebofScience, наличие которых сегодня у авторов является во многих случаях необходимым условием получения финансирования научных исследований;−формы государственного и общественного признания, к которым относятся дипломы, грамоты различных выставок и конкурсов. К таким же формам признания в профессиональной среде следует отнести и индексы цитирования. Так, методика рейтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), признанного лидера в области исследования образования, для оценки научноисследовательской деятельности вуза предполагает оценку научной продуктивности, оценку цитируемости научных публикаций, причем в глобальном пространстве [4].Однако все перечисленное само по себе не несет инновационной нагрузки, поскольку внедрение инновации предполагает ее коммерциализацию, а коммерциализация представляет собой деятельность, направленную на извлечение прибыли. Отсюда непосредственным результатом инновационной деятельность следует считать доходы, получаемые университетом от продажи интеллектуальных продуктов –РИДов. К ним следует отнести доходы от:−издательской деятельности, −продажи прав, в частности продажи лицензий, −реализации образовательных программ различных уровней и продолжительности, −проведения хоздоговорных работ.
Если обратиться к опыту зарубежныхуниверситетов, то внастоящее время они используют как регулируемые, так и нерегулируемые каналы распределения знанийс целью получения доходов, предусматривающие разнообразных формы движения прав интеллектуальной собственности(патенты, авторские права, открытые источники и интеллектуальная собственность без формальной защиты). Выбор канала и формы распространения знаний и изобретений во многом определяется возможностями управления транзакционными издержками в процессе представления интеллектуальной собственности университета и его агентов на рынке. Более крупные университеты, чей организационный потенциал позволяет управлять огромным количеством транзакций, используют большее количество форм интеллектуальной собственности и более дифференцированные каналы ее распространения (наиболее активны в патентных и других регулируемых формах интеллектуальной собственности). Небольшие университеты концентрируют свою активность на конкретных рынках и более активны в продвижении собственных открытых ресурсов с целью привлечения внимания потенциальных инвесторов и развития партнерства. Особенностью инновационной деятельности российских университетов в современных условиях является решение задачи формирование инновационной инфраструктуры, поэтому сегодня к результатам инновационной деятельности относят достижения, носящие явно промежуточный, обеспечивающий возможность получения доходов характер:−различные виды документов, подтверждающих права на объекты интеллектуальной собственности, например, патенты, − объекты инновационной инфраструктуры, такие как МИПы, бизнесинкубаторы и пр.Следующее важноеразличие между научноисследовательской и инновационной деятельностями всовременных российских университетахпроявляется также в ориентировании участников этих деятельности и прочих заинтересованных сторон на разную среду. В первом случае –это академическая среда. Получение РИДов и признание происходит внутри академического экспертного сообщества, представленного профессионалами часто узкой области. Это гарантирует возможность объективной оценки научного достижения, однако не создает условий для коммерциализации новшества. Инновационная деятельность необходимо расширяет состав участников, так как осуществляется в рыночном поле и по рыночным законам, когда партнер по сделке определяется соображениями эффективности.Требованиекачестванаучных исследований заменяется требованием востребованности их результатов во внешней среде. Вышеописанные различиямежду научноисследовательской и инновационной деятельностямив современных российских университетахв обобщенном виде отражены на рис. 1.Однако между рассматриваемыми видами деятельности существует и взаимосвязь, которая в настоящее время под воздействием общих тенденций социальноэкономического развития страны и мира, а также направлениями трансформации сферы высшего образования усиливается. Наиболее отчетливо это проявляетсяв трех аспектах:− формированиеинновационного цикла (периода времени от появления идеи новшества до его создания и коммерческого распространения),− формирование образовательного процесса с инновационными характеристиками («обратное» вовлечение инновационной составляющей в основную деятельность университета),−формирование рейтинговых механизмов оценки эффективности работы университетов.
Рис. 1. Отличительные характеристики научноисследовательской и инновационной деятельности в современных российских университетах.
Действительно, ресурсные предпосылки научноисследовательскойи инновационной деятельности не просто различны, они дополняют друг друга, образуя основу для инновационного цикла в университетах. В ходе научноисследовательской деятельности в университетах создаются объекты для их последующей коммерциализации, являющейся целью инновационной деятельности. Таким образом, под инновационной в университете следует понимать деятельность, решающую задачи коммерческого трансфера знаний и технологий, генерируемых преподавателями и научными сотрудниками.Для университетов крайневажно, чтоинновационная деятельность становится не только дополнительным источником получения университетскихдоходов. Формирование предпринимательской компетентности, креативности, готовности к инновационной активности сегодня становится важнейшей задачей подготовки бакалавров и магистров по большинству направлений. Как известно инновационная инфраструктура представляет собой совокупность условий, организационных структур и объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура позволяет университету распределить риск между участниками инновационного процесса за счет совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающих как формирование проектов, определение очередности их выполнения, так и сопровождение проектов, продвижение нового продукта на рынок.В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждения Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развитии сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, интеграции системы образования в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан [1]. В настоящее время такаяинфраструктура в университетах во многом представляет собой ни что иное, как«тренажер»для отработки необходимых инновационных исследовательских навыков, включающих не только способность студентов и выпускников генерировать новое знание, но коммерциализировать его.Онеобходимости наличия у научноисследовательской деятельности университетов инновационных характеристик свидетельствуют и современные рейтинговые методики. Например, в рейтинге ВУЗов России, составленном в 2013 году Агентством «Эксперт РА», основанием для ранжирования по уровню научноисследовательской активности служат результаты вуза при оценке по группам показателей: "научные достижения", "инновационная активность", "инновационная инфраструктура"[2].Вопросыразведения содержания, ресурсных предпосылок и результатов научноисследовательской и инновационной деятельностейв современных российских университетах, равно как и их усиливающаяся взаимосвязь имеют большое стратегическое значение.Инновационные акценты в работе университетов меняют их место в экономических системах. Теперь новые продукты, услуги и технологии, создаваемые силами ученыхисследователей,должны приносить ощутимую выгоду за пределами академического сообщества. С точки зрениябизнеса возникает временная проблема, так как его интересует выгода,по крайней мере, в среднесрочной перспективе, а инновационный университетский цикл не дает таких гарантий, но требует ресурсов. Конечный потребитель, например, потенциальный покупатель образовательной услуги,не всегда может верно оценить получаемую выгоду, так как в таком случае услуга будет носить доверительный характер, а выгода−реализацию, отсроченную во времени.Здесь возникает вопрос об эффективности разделения общественного труда между бизнесом, научными и проектными организациямии университетами в современных условиях. Порезультатам исследований, проведенных НИУ ВШЭ, в 2011 году в общей численности организаций, выполняющих исследования и разработки, университеты занимали всего 15,8%, в том время как научноисследовательские, конструкторские, проектные и проектноизыскательские организации 59,3 %, а промышленные предприятия и опытные заводы –8,9 % [3].От того, как видится его решение, и возникает ответ об изменении набора функций современных университетов, включенность которых в инновационные процессы может колебаться от формирования у выпускников инновационных компетентностей до организации собственных инновационных производств.Итак, между научноисследовательской и инновационной деятельностями в российских университетахсуществуют несколько важных различий, требующих специфических ресурсных предпосылок, получаемых результатов, а такжесреды осуществления деятельности.При этом в современных условиях эти виды деятельности во многом дополняют друг друга, а целесообразность перехода от университетских исследований к университетским инновациям определяется местом и ролью университетов в общественном разделении труда.
Ссылки на источники 1. Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования : приказ Минва образования и науки РФ от 23.06.2009 г. N° 218 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru(дата обращения 15.09.2012).2. Рейтинговоеагентство«Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz.3.Структура организаций, выполняющих исследования и разработки. URL: http://www.hse.ru/text/image/79717217.html4. TopUniversities. Worldwide university rankings, guides & events. URL:www.TopUniversities.com.
Vasilenko Nataliya,Doctor of Economy, Head of the Department of Theoretical Economics, Herzen State Pedagogical University of Russia, SanktPetersburg nvasilenko@mail.ruResearch and innovation in modern universities: resources, results and borders.Abstract.The article discusses the differences and the relationship between research and innovation in a modern Russian universities. Resource preconditions, results and professionaleconomic environment in which the evaluation of these activities in the universitiesare allocated.Keywords:University , innovation , research and development activities.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. СанктПетербургnvasilenko@mail.ru
Научноисследовательская и инновационная деятельностив современных университетах: ресурсы, результатыи границы
Аннотация. В статье рассматриваются различия и взаимосвязимежду научноисследовательской и инновационной деятельностями в современных российских университетах. Выделены ресурсные предпосылки, результаты и профессиональноэкономические среды, в которых осуществляется оценка эффективности указанных видов деятельности в университетах.Ключевые слова: университет,инновационная деятельность, научноисследовательская деятельность.
Изменяющиеся экономические условия деятельности российских университетов, их включенность в конкурентные отношения за ресурсы, прежде всего человеческие и финансовые, а также абитуриентов актуализируют необходимость поиска успешных стратегий их развития. Одна из таких стратегий может быть ориентирована на достижение устойчивой взаимосвязи различных видов деятельностив университете. В данной статье рассматриваетсявопрос о соотношении двух видов деятельности: научноисследовательской и инновационнойи обосновывается тезисоб инновационности современного научного творчестванаучнопедагогических работников.Если применить к научному творчеству экономический подход, то можно выделить два аспекта: ресурсный (то есть то, что на входе) и результативный (тоесть то, что на выходе). Ресурсы представляют собой ни что иное как совокупность потенциаловорганизации, основные элементы, которые могут превратить их потенциалв реальные результаты. Стратегическая задача состоит в привлечении необходимых и достаточныхпо объему и качеству ресурсов, а их также рациональном и сбалансированном распределением между основными направлениями деятельности организации.При этом организационная специфика условий протекания творчества найдет отражение именно в различных возможностях привлечения ресурсов, а также особом наборе результатов творческой деятельности. Применительно к университетам такой подход позволяет показать, с одной стороны, различия, а с другой взаимосвязь между научноисследовательской и инновационной деятельностями, как на уровне ресурсных предпосылок, создаваемых тем или иным университетом, так и с позиции проблемы эффективности и оценки качества получаемыхрезультатов.Остановимся начала о различиях между научноисследовательской деятельностью (в ее достаточно традиционном с точки зрения академических ценностей толковании)и инновационной деятельностью, под которой в соответствии со статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации понимается «производство новой или усовершенствованной продукции (товаров, работ, услуг), создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления».
Характеризуя различия между научноисследовательской и инновационной деятельность, прежде всего, следует заметить, что наборы ресурсов для каждой из них не совпадают. Основными ресурсными предпосылками научноисследовательской деятельности являются: −интеллектуальные (люди как генераторы новых идей и способов их воплощения), −материальные (оборудование, необходимые препараты, помещения и пр.), −временные (временные промежутки, достаточные для получения нового знания в той или иной форме);−мотивационные(комплекс внутренних и внешних факторов, побуждающих к ненаблюдаемой творческой деятельности и отчуждению научных результатов в виде текстов, расчетов, образцов и пр.). Поскольку инновацией принято называть внедренное новшество, в рыночных условиях для инновационной деятельности необходимы две иные предпосылки: −рыночную (наличие собственного рынка, где может реализовываться инновационный продукт или технология);−правовую (наличие прав собственности на результаты научной творческой деятельности так как продавать можно только то, на что имеются права). Последняя предпосылка актуализирует проблему интеллектуальной собственности в университетах, связанную прежде всего с распределением прав на результаты интеллектуальной деятельности между авторамиизобретателями как физическими лицами и собственно университетом как юридическим лицом. Принцип справедливости распределения этих прав и, как следствие, распределение потоков доходов, имеет важное мотивационное значение для получения результатовинтеллектуальной деятельности.Результативный аспект также подтверждает разделение между научноисследовательской и инновационной деятельностями в университетах. В настоящее время результатами научноисследовательской деятельности принято считать:−публикации различного вида (собственно РИДы), причем тренд смещается от монографий в сторону статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в томчисле Scopusи WebofScience, наличие которых сегодня у авторов является во многих случаях необходимым условием получения финансирования научных исследований;−формы государственного и общественного признания, к которым относятся дипломы, грамоты различных выставок и конкурсов. К таким же формам признания в профессиональной среде следует отнести и индексы цитирования. Так, методика рейтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), признанного лидера в области исследования образования, для оценки научноисследовательской деятельности вуза предполагает оценку научной продуктивности, оценку цитируемости научных публикаций, причем в глобальном пространстве [4].Однако все перечисленное само по себе не несет инновационной нагрузки, поскольку внедрение инновации предполагает ее коммерциализацию, а коммерциализация представляет собой деятельность, направленную на извлечение прибыли. Отсюда непосредственным результатом инновационной деятельность следует считать доходы, получаемые университетом от продажи интеллектуальных продуктов –РИДов. К ним следует отнести доходы от:−издательской деятельности, −продажи прав, в частности продажи лицензий, −реализации образовательных программ различных уровней и продолжительности, −проведения хоздоговорных работ.
Если обратиться к опыту зарубежныхуниверситетов, то внастоящее время они используют как регулируемые, так и нерегулируемые каналы распределения знанийс целью получения доходов, предусматривающие разнообразных формы движения прав интеллектуальной собственности(патенты, авторские права, открытые источники и интеллектуальная собственность без формальной защиты). Выбор канала и формы распространения знаний и изобретений во многом определяется возможностями управления транзакционными издержками в процессе представления интеллектуальной собственности университета и его агентов на рынке. Более крупные университеты, чей организационный потенциал позволяет управлять огромным количеством транзакций, используют большее количество форм интеллектуальной собственности и более дифференцированные каналы ее распространения (наиболее активны в патентных и других регулируемых формах интеллектуальной собственности). Небольшие университеты концентрируют свою активность на конкретных рынках и более активны в продвижении собственных открытых ресурсов с целью привлечения внимания потенциальных инвесторов и развития партнерства. Особенностью инновационной деятельности российских университетов в современных условиях является решение задачи формирование инновационной инфраструктуры, поэтому сегодня к результатам инновационной деятельности относят достижения, носящие явно промежуточный, обеспечивающий возможность получения доходов характер:−различные виды документов, подтверждающих права на объекты интеллектуальной собственности, например, патенты, − объекты инновационной инфраструктуры, такие как МИПы, бизнесинкубаторы и пр.Следующее важноеразличие между научноисследовательской и инновационной деятельностями всовременных российских университетахпроявляется также в ориентировании участников этих деятельности и прочих заинтересованных сторон на разную среду. В первом случае –это академическая среда. Получение РИДов и признание происходит внутри академического экспертного сообщества, представленного профессионалами часто узкой области. Это гарантирует возможность объективной оценки научного достижения, однако не создает условий для коммерциализации новшества. Инновационная деятельность необходимо расширяет состав участников, так как осуществляется в рыночном поле и по рыночным законам, когда партнер по сделке определяется соображениями эффективности.Требованиекачестванаучных исследований заменяется требованием востребованности их результатов во внешней среде. Вышеописанные различиямежду научноисследовательской и инновационной деятельностямив современных российских университетахв обобщенном виде отражены на рис. 1.Однако между рассматриваемыми видами деятельности существует и взаимосвязь, которая в настоящее время под воздействием общих тенденций социальноэкономического развития страны и мира, а также направлениями трансформации сферы высшего образования усиливается. Наиболее отчетливо это проявляетсяв трех аспектах:− формированиеинновационного цикла (периода времени от появления идеи новшества до его создания и коммерческого распространения),− формирование образовательного процесса с инновационными характеристиками («обратное» вовлечение инновационной составляющей в основную деятельность университета),−формирование рейтинговых механизмов оценки эффективности работы университетов.
Рис. 1. Отличительные характеристики научноисследовательской и инновационной деятельности в современных российских университетах.
Действительно, ресурсные предпосылки научноисследовательскойи инновационной деятельности не просто различны, они дополняют друг друга, образуя основу для инновационного цикла в университетах. В ходе научноисследовательской деятельности в университетах создаются объекты для их последующей коммерциализации, являющейся целью инновационной деятельности. Таким образом, под инновационной в университете следует понимать деятельность, решающую задачи коммерческого трансфера знаний и технологий, генерируемых преподавателями и научными сотрудниками.Для университетов крайневажно, чтоинновационная деятельность становится не только дополнительным источником получения университетскихдоходов. Формирование предпринимательской компетентности, креативности, готовности к инновационной активности сегодня становится важнейшей задачей подготовки бакалавров и магистров по большинству направлений. Как известно инновационная инфраструктура представляет собой совокупность условий, организационных структур и объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура позволяет университету распределить риск между участниками инновационного процесса за счет совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающих как формирование проектов, определение очередности их выполнения, так и сопровождение проектов, продвижение нового продукта на рынок.В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждения Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развитии сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, интеграции системы образования в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан [1]. В настоящее время такаяинфраструктура в университетах во многом представляет собой ни что иное, как«тренажер»для отработки необходимых инновационных исследовательских навыков, включающих не только способность студентов и выпускников генерировать новое знание, но коммерциализировать его.Онеобходимости наличия у научноисследовательской деятельности университетов инновационных характеристик свидетельствуют и современные рейтинговые методики. Например, в рейтинге ВУЗов России, составленном в 2013 году Агентством «Эксперт РА», основанием для ранжирования по уровню научноисследовательской активности служат результаты вуза при оценке по группам показателей: "научные достижения", "инновационная активность", "инновационная инфраструктура"[2].Вопросыразведения содержания, ресурсных предпосылок и результатов научноисследовательской и инновационной деятельностейв современных российских университетах, равно как и их усиливающаяся взаимосвязь имеют большое стратегическое значение.Инновационные акценты в работе университетов меняют их место в экономических системах. Теперь новые продукты, услуги и технологии, создаваемые силами ученыхисследователей,должны приносить ощутимую выгоду за пределами академического сообщества. С точки зрениябизнеса возникает временная проблема, так как его интересует выгода,по крайней мере, в среднесрочной перспективе, а инновационный университетский цикл не дает таких гарантий, но требует ресурсов. Конечный потребитель, например, потенциальный покупатель образовательной услуги,не всегда может верно оценить получаемую выгоду, так как в таком случае услуга будет носить доверительный характер, а выгода−реализацию, отсроченную во времени.Здесь возникает вопрос об эффективности разделения общественного труда между бизнесом, научными и проектными организациямии университетами в современных условиях. Порезультатам исследований, проведенных НИУ ВШЭ, в 2011 году в общей численности организаций, выполняющих исследования и разработки, университеты занимали всего 15,8%, в том время как научноисследовательские, конструкторские, проектные и проектноизыскательские организации 59,3 %, а промышленные предприятия и опытные заводы –8,9 % [3].От того, как видится его решение, и возникает ответ об изменении набора функций современных университетов, включенность которых в инновационные процессы может колебаться от формирования у выпускников инновационных компетентностей до организации собственных инновационных производств.Итак, между научноисследовательской и инновационной деятельностями в российских университетахсуществуют несколько важных различий, требующих специфических ресурсных предпосылок, получаемых результатов, а такжесреды осуществления деятельности.При этом в современных условиях эти виды деятельности во многом дополняют друг друга, а целесообразность перехода от университетских исследований к университетским инновациям определяется местом и ролью университетов в общественном разделении труда.
Ссылки на источники 1. Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования : приказ Минва образования и науки РФ от 23.06.2009 г. N° 218 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru(дата обращения 15.09.2012).2. Рейтинговоеагентство«Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz.3.Структура организаций, выполняющих исследования и разработки. URL: http://www.hse.ru/text/image/79717217.html4. TopUniversities. Worldwide university rankings, guides & events. URL:www.TopUniversities.com.
Vasilenko Nataliya,Doctor of Economy, Head of the Department of Theoretical Economics, Herzen State Pedagogical University of Russia, SanktPetersburg nvasilenko@mail.ruResearch and innovation in modern universities: resources, results and borders.Abstract.The article discusses the differences and the relationship between research and innovation in a modern Russian universities. Resource preconditions, results and professionaleconomic environment in which the evaluation of these activities in the universitiesare allocated.Keywords:University , innovation , research and development activities.