Участие женщин в «криминальной» колонизации Дальнего Востока России (1860 - 1941 гг.): исторический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильченко Э. А. Участие женщин в «криминальной» колонизации Дальнего Востока России (1860 - 1941 гг.): исторический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2091–2095. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54682.htm.
Аннотация. В статье приведены сведения об участии женщин в «криминальной» колонизации Дальнего Востока в Российской империи и в СССР. Автор характеризует условия жизни осужденных женщин в условиях каторги на о. Сахалине. В статье содержатся данные об участии женщин в спецпереселениях в Дальневосточный регион, которые осуществлялись в СССР. Дается характеристика условиям проживания и хозяйственной деятельности спецпереселенцев, их роли в заселении и освоении региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васильченко Эльвира Александровна,доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы и государственного муниципального управления ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуреAvas_77@mail.ru

Участие женщин в «криминальной»колонизации Дальнего Востока России (1860 –1941 гг.): исторический аспект

Аннотация. В статье приведены сведения об участии женщин в «криминальной» колонизации Дальнего Востока в Российской империи и в СССР. Автор характеризует условия жизни осужденных женщин в условиях каторги на о. Сахалине. В статье содержатся данные об участии женщин в спецпереселениях в дальневосточный регион, которые осуществлялись в СССР. Дается характеристика условиям проживания и хозяйственной деятельности спецпереселенцев, их роли в заселении и освоении региона.Ключевые слова:женщина, Дальний Восток; каторга, история; женский труд, государственная политика, спецпоселенцы.

В отечественной литературе бытует мнение о том, что со времени освоения Дальний Восток был местом ссылки и каторги. На наш взгляд, преувеличивать роль «криминальной» колонизации нет оснований. Лишь остров Сахалин с конца 60х годов XIX века стал центромВсероссийской каторги.Царские власти приняли решение о переселении осужденных на каторгу в дальневосточный регион не случайно. Они руководствовались следующими причинами:

принудительное переселение подневольного контингента должно было на определенное время пополнить число переселившихся на восточную окраину;

после каторги ссыльнопоселенцы, по мнению властей, должны были осесть в этих местах, поскольку связь с родиной у многих была потеряна;

каторжане на острове Сахалин должны были создать сельскохозяйственную колонию и тем самым обжить остров;

власти полагали, что будет спокойнее, если рассредоточить скопление тюрем в Сибири, отправив часть каторжан подальше на восток.Женщиныкаторжанки, попадали в места заключения по мотивам, отличавшимся от мужских преступлений. Мужчины попадали на каторгу за совершение убийства, разбоя и т.д. Женская преступность характеризовалась в основном семейнобытовыми преступлениями (убийство любовницы мужа, отравление, убийство мужа и т.д.). В основном на каторгу осуждались женщины молодого возраста (25 –35 лет).Положение женщинкаторжанок на острове Сахалин было весьма специфичным. Это объяснялось нехваткой женского населения в регионе. Например, количество каторжанок составило на 1 января 1890 года 379 человек. Они насчитывали 11,5 % от общего числа осужденных каторжников [1].Гендерная ассиметрия демографических показателей продолжала сохраняться и дальше. Так, в 1900 годусоотношение мужчин и женщин среди каторжан на Сахалине было 8:1 [2].Нехваткаженского населения отрицательно повлиялана хозяйственнуюжизньострова, плохо отразилась на мужской ролевой занятостии показателях естественного прироста населения Сахалина, а также нанесла урон нравственным устоям жителей. По сути «дефицит» женщин привел к тому, что каторжанки превращались в дорогостоящий товар. Мужчинамипоселенцами были востребованы работницы и хозяйки, чиновникамии надзирателями

«девочки»и прислуги. Даже каторжный имевший влияние и деньги, мог получить женщину.Каторжанки распределялись по округам, как товар, очень неравномерно. Партии арестанток прибывали в Александровск. Там местныечиновники оставляли большую часть молодых и красивыхженщин. Остальной женский «товар»более низкого «качества»поступал в соседнийТымовскому округ, а наиболее невостребованные женщины прибывали в Корсаковскийокруг.

Администрация на практике фактически нарушала требования «Устава о ссыльных». Формальным оправданием сложившейся практики служила статья 345[2]. Она разрешала ссыльным женщинам, не состоявшим в браке, зарабатывать себе на содержание работой в ближайших населенных пунктах до своего замужества. С молчаливого согласия чиновников женщины становились сожительницами поселенцев, а не батрачками. В официальных документах подобное сожительство получило название

«совместное устройство хозяйства». Каторжанка и поселенец именовались «свободной семьей».

Существовал своеобразный порядок «получения бабы». Он реализовывался в несколько этапов. Первоначально администрация принимала решение о том, кто из ссыльнопоселенцев и крестьян может получить женщину. Преимуществом пользовались те, кто был отмечен как более домовитый хозяин. Им предписывалось в определенный срок прибыть в тюрьму для получения женщины.Следующий этап заключался в выборе сожительницы. Мужчины общались с женщинами и после этого принимали решение. Женщины селились в поселках проживания поселенцев. Другие мужчины жители этих поселков испытывали зависть к счастливому обладателю «бабы».Почти все каторжанки становились сожительницами. Это являлось«греховным»делом по меркам православной церкви и общественного мнения. Эти взгляды основывались на том, что формой заключения брака могло быть только венчание. Невенчанный брак не признавался и сопровождался негативными последствиями для родившихся детей. Они становились незаконными. Но эти правила на каторге нарушались. Причиной служили как несовершенство законов, так и специфика жизнедеятельности населения региона.Административные запреты было трудно преодолеть, поэтому лицам, осужденным на ссылку с лишением всех прав состояния, запрещалось просить о расторжении брака. Исключение были случаи, когда за ними следовали их жены. В противном случае ходатайствовать о разводе могли только жены, которые не делали это в силу различных причин (религиозных и т.д.). После отбытия наказания и перехода в крестьянское сословие бывшему каторжанину предоставлялась возможность просить о расторжении брака. Даже в случае положительного решения административная волокита препятствовала получению официального документа о разводе. Это было связано как с плохой работой почты, так и с длительностью рассмотрения документов канцелярией. В результате люди не могли годами оформить на законных основаниях свои отношения.Местная практика сформировала двоякое отношение к женщинамкаторжанкам. С одной стороны, поселенцы говорили о них как о рабочих лошадях, полностью игнорируя человеческое достоинство. С другой стороны, мужчины боялись потерять женщин, жалели и дорожили ими. Получив женщин, ссыльные крепко держались за них. Каторжанки признавали свое положение лучшим, чем на родине. Там они терпели побои и упреки, здесь же их жизнь была по большей мере праздная.Предписания регулировали экономическоеположение женщинна каторге. Каторжанки получалиарестантский пай, который состоял из кормовогои одежногодовольствия. Они делили его со своими гражданскими мужьями.Отбыв часть срока, женщиныарестантки переходили в поселенки. В этом случае они уже лишались прав на арестантский пай. Тем самым они прекращали получать содержание со стороны государства. В условиях о. Сахалина значительный срок каторги для женщинкаторжанок был более предпочтительным. В результате, после запрета телесных наказаний для осужденных женщин в 1893 году был отмечен рост женской преступности. Часто происходили убийства женщинами своих гражданских мужей изза желания заработать новый тюремный срок. Это объяснялось их стремлением сохранить свой арестантский пай [3].Установив регулярное морское сообщение из Одессы во Владивосток, в1880 году органы власти стали регулярно отправлять семьи осужденных на о. Сахалин. Это свидетельствовало об изменении политики государства в этом вопросе. Перевозку осуществляли кораблиДобровольческого флота. Так, в 1883 году на остров прибыли 30 жен и детей, в 1889 году число добровольцев выросло в десять раз (335 чел.). Женщины свободного состоянияехали с целью помочь мужьям. В 1890 году свободные женщины составляли более трети женского населения острова.Сахалинская каторга прекратила свое существование в период русскояпонской войны 19041905 годов. Японцы, захватив остров, перебили часть каторжан и поселенцев, часть выслали на материк.В советский период практика переселения осужденных на Дальний Восток продолжилась. Известно, что с 1930 года в стране существовала социальная группа спецпоселенцев, занимавшая самую нижнюю позицию в структуре советского общества (после заключенных). Спецпоселенцы были лишены гражданских прав и свобод, оторваны от родных мест. Их перевозили в отдаленные местности, в том числе и в дальневосточный регион. Цель этого мероприятия трудовое перевоспитание и пополнение трудовых ресурсов малообжитых районов. Они, вместе со своими семьями считались «раскулаченными»за враждебность к новой власти.Основаниемдля этого послужило постановлениеЦИК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством», принятое в феврале 1930 года. В нем отмечалось, что высылке в отдаленные районы подлежали семьи «кулаков» 1й и 2й категории с конфискацией имущества [4].Активные противники колхозного движения были отнесены к 1й категории, богатые местные крестьяне ко 2й. Зажиточные крестьяне были отнесены к 3йкатегория и подлежали переселению внутри региона.Крестьянское хозяйство считалось кулацкого типа, если соответствовало следующим признакам: использовало наемный труд при проведении сельскохозяйственных работ или на кустарных промыслах; если владела мельницей, маслобойней или сложными сельскохозяйственными машинами с механическими двигателями;

сдавала в аренду помещения;

занималась торговлей.Дальневосточный краевой исполнительный комитет опубликовал 12 мая 1929 года постановление. Оно содержало признаки, по которым следовало определять принадлежность крестьянских хозяйств к кулацким в ДальнеВосточном крае[6]. К ним относились:

полное использование своего земельного сельскохозяйственного участка;

наличие промышленных хозяйств в пригороде с огородами на расстояние не более 35 км от города;

владение молочным хозяйство с количеством коров, превышающим 3 головы на расстоянии до35 км от города;

наличие 2х га с посевами риса;

доход хозяйства, превышающий 150 руб. на человека, но не меньше 800 руб. на семью (в Читинском и Сретенском округах); для Хабаровского, Николаевского, Зейского и Владивостокского округов этот показательсоставлял 200 руб. на человека,ана семью –не менее 1000 руб.; для Амурской округи –200 руб. на человека и не менее 1250 руб. на семью.В результате введения подобных «показателей»под определение «кулацкого хозяйства»опали все зажиточные семьи. Советская власть не оценила их трудолюбие и хозяйственность, проявленные при освоении дальневосточного региона.Президиум ДКИК 16 марта 1931 года выпустил постановление, которое предписывало переселить дальневосточников, отнесенных к «кулацким»семьям 3й категории, в специальные поселенияза территориями колхозов. Расстояние от них до других населенных пунктов должно было быть более 20 км. От железной дороги они должны были располагаться на расстоянии более чем 15 км. Это было сделано с целью затруднения побегов. Поэтому любое самовольное оставление поселка считалось побегом. Статья82 Уголовного кодексасодержала наказание для виновников.В постановлении органами власти была сформулирована цель проводимой государственной политики в отношении «кулаков и членов их семей». В немговорилось: «Основная цель организации поселков –использование трудоспособного населения на работах промышленного характера (лесозаготовки, золотодобыча и т.д.), а также освоение кулаками необжитых земельных участков, разработка их и развитие сельского хозяйства»[5].В 1931 году Отдел по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ стал руководить устройством, надзором и хозяйственнобытовым обеспечением семей, попавшим в «кулацкую ссылку». В 1934 его переименовали в Отдел трудовых переселений ГУЛАГа НКВД СССР.Это объяснялось тем обстоятельством, что отправленные в «кулацкую ссылку» крестьяне до 1934 года именовались спецпереселенцами, а в 19341944 годах трудопоселенцами.На Дальний Восток в течении 1930 года было переселено около 10 тыс. «кулаков» и членов их семей. В дальневосточный регион прибывали в «кулацкую ссылку»крестьянские семьи из ЦентральноЧерноземной области, Украины,Белоруссии и других районов СССР. Всего в 19301931 годах было переселено6778 семей крестьян. Их селили в районах с неразвитой дорожной сетью, так как это препятствовало побегу. К ним относились малообжитые участки территорий в Амурском, Зейском, Читинском и других районах, специально подобранные надзирающими органами. Разместив крестьянские семьи в тайге и среди болот, органы власти фактически бросили людей в непривычный климат. Для того, чтобы выжить, спецпереселенцы были вынуждены строить землянки и разрабатывать землю под дальнейшее использование в качестве огородов.В«кулацкуюссылку» попали крепкие крестьянские семьи. Они умели трудиться и стремились выжить. Постепенно возникли спецпоселки.Например, в 1934 году насчитывалось, согласно докладам Дальлага, 127 спецпоселков. Они насчитывали 12226 семей спецпоселенцев в количестве47814 человек. Из них мужчины составляли

18264, женщины

13227 и дети 16323чел.Документы прокурорских проверок позволяют получить представление об условияхпроживания семей спецпереселенцев. Об этом также свидетельствуют постановления органов власти в ДальнеВосточном крае (ДВК).Например, 3 октября 1931 года вышло постановление Дальневосточного краевого исполнительного комитета «О состоянии работы и положении спецпереселенцев в Оборском леспромхозе» [2], направленное на увеличение снабжения семей спецпереселенцев продовольствием,одеждой и обувью, борьбу с различными эпидемиями.Об условиях жизни спецпоселенцев свидетельствует уровень смертности среди детей. Например, среди 4,6 тыс. детей спецпоселенцев Оборской ветки за 5 месяцев 19331934 года умерло 232 ребенка[6].Женщиныспецпоселенки использовались на работах. Иждивенки могли рассчитывать на норму продуктов, которая выделялась на них работающим мужчинам. Так, году на лесозаготовках в 1933 году иждивенцам выдавали из расчета на одного человека в месяц: сахару 0,4 кг, муки 5 кг, рыбы 0,8 кг, крупы 0,5 кг [7]. Часто эти очень маленькие нормы не соблюдались.Часто в качестве пищи люди были вынуждены использоватьмуку, приготовленнуюиз стручков бобовых культури листвы. Но это не могло спасти от истощения. Наблюдались смертельные случаи от голода.Очень суровыми были условия проживания в специальных бараках. Люди ютились на 11,5 м2жилой площади.Тяжелые жилищные и бытовые условия резко повлияли на рождаемость, снизив ее. В 1932 году на Дальнем Востоке среди спецпоселенцев смертность превысила рождаемость в 1,7 раза, в 1933 году в 4,1 раза[8]. Свирепствовала цинга, сыпной и брюшной тиф и другие заболевания.В соответствии с Конституцией 1936 года спецпоселенцы были объявлены полноправными гражданами, но без права покинуть установленное место жительства. Поэтому многие из них остались на Дальнем Востоке.Сравнивая трудовой вклад, который внесли женщиныкаторжанки и женщиныспецпоселенки в дело развития региона, можно утверждать, что:

Каторжанки представляли небольшую по численности группу женщин, ведущих специфический образ жизни. Они фактически не занимались производительным трудом и, следовательно, не оказали заметного влияния на процесс освоения Дальнего Востока.

Спецпоселенки, оказавшись по политическим мотивам в труднейших условиях существования, наряду со свободными женщинами сумели внесли заметный трудовой вклад в дело развития дальневосточного региона.

Ссылки на источники1.Чехов А.П. Остров Сахалин (из путевых заметок). М. 1985. Т. 11 289 с.2.Государственный архив Хабаровского края (ГАХК.) Ф. Р1228. Оп. 1. Д. 501, Л. 11.3.Миролюбов И.П.Восемь лет на Сахалине. СПб., 1901. 320 с.4.ГАХК. Ф. Р137. Оп. 4. Д. 7а. Л. 383.5.ГАХК. Ф. Р1228. Оп. 1. Д. 164. Л. 66.6.Васильченко О. А. Социальноправовоеположение семей на советском Дальнем Востоке в 2030х годах XXвека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2(16) –0,3 п.л.7.Чернолуцкая Е.Н.Условия жизни спецпоселенцев в Приамурье в 1934 г. // Семья и семейный быт в восточных регионах России. Владивосток, 1997. –0.3 п.л.8.Ткачева Г.А.Спецколонизация Дальневосточного края в 30е годы // Материалы историкокраеведческой конференции, посвященной 100летию Хабаровскогокраеведческогомузея. Хабаровск, 1994. –0,3 п.л.

ElviraVasilchenko,Doctor of historical sciences, professor of social work and state municipal management KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmurAvas_77@mail.ruWomen's participation in a "criminal" colonization of the Far East Russia (1860 1941 gg.): Historical aspectsAbstract.The article presents information on women's participation in the "criminal" colonization of the Far East of the Russian Empire and the USSR. The author characterizes the living conditions of women prisoners in the prison conditions on the island Sakhalin.This article contains information on the participation of women in spetspereseleniyah in Far drip region, which were carried out in the USSR. The characteristic conloviyam and economic activities of the special settlers, their role in the settlement anddevelopment of the region.Keywords: woman, the Far East, hard labor, history, women's work, public policy, special settlers.