Женское платье – кубелёк как культурное наследие казачьего этноса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаева Т. И. Женское платье – кубелёк как культурное наследие казачьего этноса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2216–2220. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54707.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам рассмотрения культурного наследия донского казачества на примере костюма казачки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаева Тамара Ивановна,учитель мировой художественной культурыМБОУ СОШ №20 г. Шахты

Женское платье –кубелёк как культурное наследие казачьего этноса

Аннотация.Статья посвящена вопросам рассмотрению культурного наследия донского казачества на примере костюма казачки.Ключевые слова: кубелёк, этнос, народный костюм, женская одежда, казачество.

Народный костюм –это память, традиции, менталитет определенной национальности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностей национального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю, быт, традиции и обычаи. Вот почему проблема изучения народного костюма привлекает большое внимание ученых из самых различных сфер науки: историков, этнографов, фольклористов, диалектологов.Значительное количество исследований по традиционной одежде народов России XIX –XX вв. было выполнено на основесравнительноэтнографической методики, рассматривающей костюм как важный источник изучения проблем этногенеза, этнической истории и межэтнических взаимовлияний.Среди них –монографии, альбомы, статьи и методически разработки. Следует отметить огромный вклад в изучение роли народного костюма как выразителя ментальности этноса доктора культурологии, профессора Н.М. Калашниковой. Ее книга «Народный костюм (семиотические функции)» –первое учебное пособие с характеристикой знаковых функций народной одежды, предлагаемое Министерством образования РФ для студентов высших учебных заведений страны. В пособии в частности отмечается, что национальная одежда, как и сам человекпредставитель определенного этноса, сообщает информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т.д. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. П.Г. Богатырев, выделил в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную,половую и моральную функции, указав, что они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле.Своеобразные условия жизни на Дону в XVI–XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. «Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казаки составляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркской культуры»[7, С.448].Влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде. Среди казаков было принято одеваться «потатарски».В столице Донского войска всегда было большое стечение народа. Сюда собирались торговые люди, приезжали турецкие послы с большими свитами, горцы Кавказа, калмыки, постоянно навещали посыльные из Астрахани. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялись своим внешним видом. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный»[2, С. 36].Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками. Казаки очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. Отдельные детали народного гардероба были продиктованы условиями быта. В поход обычно казаки надевали старую одежду, чтобы враг ничего с них не брал. Казаки ревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один из существенных признаков своей самостоятельности.Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.Женская одежда отличалась большим разнообразием.Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки, турчанки, ногайские женщины, поэтому наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока, поскольку по покрою и форме оно напоминало татарский камзол. Обычный кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета[6, С. 92].Шился кубелёк из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками.Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся на плечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка.Лиф кубелька, а иногда и весь кубелёк застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением.Кубелёк носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим,состоящем из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Позднее, с XVIII в., на Дону появился кубелёк, напоминающий по форме платье. Это уже не был распашной кубелек, это было платье, которое сохраняло основу кроя более раннего кубелька.Назначение кубелька было разнообразным –это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы –у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из бархата или парчи.Широкое распространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, его практичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, с другой.Как повседневная одежда кубелек был удобен, так будучи сшитым из разнообразной ткани –более легкого полотна или более теплого –хорошо защищал от жары и холода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платья позволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потом его можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратами времени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей –нарядных и свадебных костюмов.Нарядные, богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения –бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье –кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности –платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить кнему чтото свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи. Кроме того, кубелек являлся символом приумножения богатства –прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы, женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материального благосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например) платье можно было и продать, таким образом, кубелек служил и своеобразным «вложением» капитала. И еще, разумеется, платьекубелек выступало как «презентация» своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многое сказать о женщине –и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошей сохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито, фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива и живет в достатке (если платье богато и обильно украшено).Утилитарные функции платьякубелька дополнялисьэстетическим значением. Потому что такая разновидность народного костюма была по настоящему красива, подчеркивала статность, дородность казачек, их неторопливую величавую походку, прекрасный художественный вкус, отражала стремление к упорядоченности и гармонии.Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой –в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний»[5, С. 326]. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины –свадьба –похороны».Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практически всех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционного характера одежды у многих этносов вплоть до 1920–30х годов и даже до середины ХХв., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения, консервативностью жизненного уклада, устойчивостью связанных с ним обычаев, передававшихся из поколения в поколение.В традиционной одежде донских казачек –платьекубельке отразилась история казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколения смешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Кубелёк был также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.Знаковые функции кубелька максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.В основетрадиционного костюма донских казачек –платьякубелька –заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь казачий женский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь донской казачки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя традиционная одежда казачек не исчерпывалась только кубельком, он наряду с любым народным женским костюмом обладал общими чертами –компактным объемом, мягким, плавным контуром.Платьекубелёк –это не только элемент материальной культуры донского казачества, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характерные элементы края. Ведь такой костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социальноэкономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

Ссылки на источники1. Алмазов,Б.А., Новиков,В.Т., Манжола,А.П. Казаки. –СПб., 1999. –С. 50.2. Казачий Дон: Очерки истории. –Ч. II. –Ростов н/Д., 1995.3. Калашникова,Н.М.. Имидж и семиотика народного костюма// Имиджелогия2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. –М.: РИЦ АИМ, 2005.4. Калашникова,Н.М. Народный костюм (семиотические функции). –М.: Сварог и К, 2002.5. Калашникова,Н.М.. Имидж и семиотика народного костюма// Имиджелогия2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. –М.: РИЦ АИМ, 2005.6. Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. –Т. 1. –М., 1992.7. Мининков,Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). –Ростов н/Д., 1998.8. Фрадкина,И.Г., Новак,Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII–XIX вв. // Донской народный костюм. –Ростов н/Д. –1986.–С. 33.9. Донские казаки в прошлом и настоящем. / под ред. Волкова Ю.Г. –Ростов н/Д., 1998.

Nikolaeva Tamara, teacher of world art school № '20 Mines Women dress kubelek as cultural heritage Cossack ethnicAbstract.Article is devoted to the consideration of the cultural heritage of the Don Cossacks Cossack costume for example. Keywords:kubelek, ethnicity, national costume, women's clothing, the Cossacks.