Влияние сверстников на употребление алкогоголя в подростковом возрасте
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белая
Т.
Б.,
Скитневская
Л.
В. Влияние сверстников на употребление алкогоголя в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2431–2435. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54750.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам употребления алкоголя подростками. Авторы рассматривают мотивы употребления алкоголя и влияние сверстников на алкогольное поведение подростков.
Текст статьи
Белая ТатьянаБорисовна,студентка, Нижегородский государственный педагогический университете им. К. Минина, г. Нижний Новгород
Скитневская Лариса Витальевна,кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университетеим. К. Минина, г. Нижний Новгородl.skitnevskaya@yandex.ru
Влияние сверстников на употребление алкоголя вподростковом возрасте
Аннотация. Статья посвящена вопросам употребления алкоголя подростками. Авторы рассматривают мотивы употребления алкоголя и влияние сверстников на алкогольное поведение подростковКлючевые слова: подростка, употребление алкоголя, сверстники
У подростков,употребляющих алкоголь часто наблюдаются вспышки агрессивности,возникающиев кругу близких и родных людей. Бывает, что такиеслучаи происходят даже в присутствии посторонних. Постепенно подросток отдаляется от родного окружения, перестает быть внимательным к своим друзьям и близким, становится неискренним, замкнутым и недоверчивым. Настоящее спокойствие и непринужденность юношаили девушка начинает чувствовать исключительно в кругу таких же несовершеннолетних «алкоголиков», считая всех своих трезвых сверстников неполноценными и ущемленными.По мере усложнения социальной структуры общества потребление алкоголя становится все более индивидуальным, возникают личные мотивы и собственное отношение к спиртному, и одновременно растет число факторов, которые обуславливают злоупотребление им.Большое влияние оказывает ближайшее окружение (родителей, друзей), которое в значительной степениформирует личность и отношение к алкоголю.По всей вероятности, истинная же причина употребления алкоголя подростками –это стремление к элементарному удовольствию, которое не контролируется нравственными нормами и суждениями о возможных социальных и индивидуальных последствиях.Для некоторых определяющим обстоятельством, приводящим к употреблению алкоголя, становится психофизиологическая предрасположенность, имеющая различные формы: нейроэндокринные сдвиги, аномальный онтогенез, «бурная» акселерация, психические расстройства, инфантилизм. Однако эта предрасположенность может проявиться, а может и не проявиться. К этой группе также причисляют подростков с врожденной агрессивностью, которые используют алкоголь как допинг, способный приглушить «муки совести» и ликвидировать нравственные барьеры.Необходимо отметить такую характерную черту как неустойчивость настроения. Так, подобострастие и вкрадчивость в ситуации, сулящей выпивку, резко сменяются агрессивностью и гневными вспышками, если ей препятствуют. С особой легкостью брутальные аффекты развиваются в кругу семьи, редко сменяясь хотя бы формальной вежливостью даже в присутствии посторонних людей.Та же неустойчивость, которая по сути дела имеет ту же подоплеку и логику, характерна и для других черт. Синтонность и возможность созвучности переживаний несовершеннолетних в развернутых стадиях заболевания носят не диффузный, а преимущественно парциальный характер: главным образом это проявляется в отношениях с людьми, чрезмерно употребляющими алкоголь; сверстники с трезвенническими установками третируются как «ненормальные», «неполноценные» и подвергаются остракизму. «Алкоголезависимые»подростки становятся холодными, неискренними, недоверчивыми, замкнутыми, а к близким людям и прежним друзьям не проявляют должного внимания. Лишь в «своем кругу» они чувствуют себя синтонно и непринужденно.Нередко такие подростки обходятся весьма заботливо с себе подобными. Например, могут целыми "делегациями" навещать товарищей, которые находятся на стационарном лечении от алкоголизма. Со злоупотребляющими алкоголем людьми они легко находят общий язык и быстро сближаются с ними, организовывая своеобразное сообщество, в котором господствуют свои нормы поведения и "кодекс чести", основанные на потреблении спиртных напитков [7, с.134].О внешних манерах поведения несовершеннолетних больных можно сказать то, что они часто наигранны и компенсаторны. Бесцеремонность, бахвальство, развязность в условиях строго контроля быстро сменяются беспомощностью, подавленностью и пассивной подчиняемостью.Таблица 1. Мотивы употребления алкоголя.Мотивы употребления алкоголя, типичные для молодых людейМотивы употребления алкоголя, типичные для взрослых людейСтремление испытать новые ощущения,следовать традициям,любопытность,«для храбрости» и т.п.Желание избавиться от скуки,снять с себя напряжение,освободиться от негативных переживаний в семье, учебном и профессиональном коллективе.
Таким образом, мы видим, что мотивы употребления алкоголя могут быть разнообразными. Одни считают его своеобразным лекарством, другие –средством для снятия психологического напряжения, третьи –способом облегчить общение с людьми. Однако главный мотив употребления алкоголя связан, прежде всего, с психотропным действием этилового спирта.Наиболее значимой для подростка является, конечно же, семья. В социализации личности она занимает особое место, ее ничем нельзя заменить. В семье происходит первый адаптивный этап социальной жизни человека. Дети, которые воспитываются вне семьи, как правило, страдают изза нарушения групповой идентичности и эмоциональных контактов.Также важным звеном в жизни ребенка является школа. Она предоставляет подростку широкий диапазон социальных отношений с различными людьми, что позволяет ему апробировать на всех уровнях разные социальные роли.Не менее важной группой людей являются сверстники. Подросток много времени проводит с друзьями, поэтому их мнение очень важно для него. Своя компания, группа как таковая остается, но перестает быть целью, смысловым центром, все больше становясь лишь только средством для удовлетворения возрастающей потребности [8, с.67].Подросток употребляет алкоголь, потому что все друзья так делают, это модно и очень веселит. Никому не хочется быть «белой вороной», вот и выпивают в компаниях.Конечно, каждый человек, который входит в круг общения подростка, очень важен для него. Не стоит забывать, что в этом возрасте формируется личность, и чрезмерное употребление алкоголя может нарушить этот процесс. Подросток должен сам это понять и предпринять меры по истреблению спиртных напитков из его жизни.В нашем исследовании мы изучали, как влияет группа сверстников на употребление алкоголя в подростковом возрасте. Исследование проходило в г. Н. Новгорода, в школе № 181 и школе №75. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики:1. Самостоятельно составленный опросник.2. Методика Ю.М Орлова «Потребность в общении».3. Патохарактерологический диагностический опросник Личко.4. Методика «Большая пятерка».Из составленного опросника мы узнали пол испытуемых, увлечения, отношение к алкоголю. Из методики Орлова мы выявили степень потребности в общении, желание находиться в компании или одному. Из методики Личко выяснили акцентуации характера и личностные особенности испытуемых.Из методики Большая пятерка выявляли:нейротизм экстраверсияоткрытостьопыту
согласие сознательностьДля проведения исследования мы опросили 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы № 181 и 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы №75.Результаты:Таблица 2. Частота употребления алкоголя.Частота употребления алкоголяПроцентыКаждый день246раз в неделю823 раза в неделю85Один раз в неделю3Раз в месяц2Результаты исследования выявили, что основная масса подростков выпивают 23 раза в неделю (85%), каждый день (2%), раз в месяц (2%), один раз в неделю (3%), 46 раз в неделю (8%), это может говорить о том, что подростки поддержаны влиянию СМИ и желанию расслабиться от «трудных будней».Таблица 3 . Количество употребляемых доз алкоголя.Колво дозПроценты12282335425586381Результаты показали, что самое большое количество доз употребления алкоголя8(1%). Наиболее частым ответом стали: 23 дозы (35%), 12 дозы(28%) и 4 дозы(25%), 5 доз (8%), 6 доз выбрали (3%) опрошенных.Таблица 4. Виды употребляемого алкоголя.Виды алкогольных напитковПроцентыПиво53Вино20Водка или коньяк5Коктейли22В ходе исследованиявыяснилось, что самым распространенным алкогольным напитком среди молодежи стало пиво (53%), коктейли(22%) и вино(20%), водку или коньяк выбрали 5% испытуемых.Таблица 5. Употребление алкоголя, в зависимостиот употребления алкоголя друзьями.
ПроцентыДа96Нет4Исходя из этой таблицы, можно выявить зависимость подростков от мнения в компании(96%). Не употребляют алкоголь (4%) опрошенных.Из данного исследования можно сделать следующие выводы.Подростки в возрасте от 13 до 15 лет подвержены влиянию сверстников. В компании они чаще и больше пьют, обосновывая это тем, «что в компании нельзя подставлять товарищей, все пьют и я должен». Обратить внимание надо на слово «Должен». Подростки уверены, что если не выпить в компании, то ты станешь изгоем общества на всегда. Выпивая алкоголь, им становится интереснее общаться друг с другом, находятся общие темы, даже общие друзья. Выпивают довольно часто23раза в неделю. Самым распространенным напитком оказалось пиво и коктейли. К сожалению, тенденция молодежи в свободное время выпивать, а не заниматься спортом растет с каждым днем.В заключении необходимо еще раз обратить внимание на то, что проблема употребления алкоголя школьниками –комплексная проблема, и её устранение может привести к положительному результату только при условии, что ее решение будет осуществляться не одними усилиями социальных педагогов, но и всех субъектов деятельности.При завышенной оценке собственных способностей или при наличии хобби, интересов, которые превышают когнитивную сложность ребенка или его волевые усилия, достаточно часто возникает чувство непризнанного «гения», приводящее к депрессивному состоянию. Многие подростки используют алкоголь в качестве стимулятора творческих способностей, в особенности это относится к детям шизоидного и астероидного типа акцентуаций.К потреблению алкоголя склонны те подростки, которые не обладают когнитивной сложностью, что вызывает у них трудности в оценивании своих поступков и дифференциации себя и других. Такие подростки характеризуются слабой эмоциональностью и меньшей чувствительностью, у них низкая способность к эмпатии и переживанию по отношению к себе и другим. Также им свойственно непринятие себя. Непринимающие себя подростки становятся психологически неустойчивыми, стрессодоступными, хрупкими и именно такие чаще всего обращаются к спиртному.Подросток, предрасположенный к алкоголю, отличается агрессивностью, которая может быть как прямой, так и защитной. Последняя выступает как реакция на страх или возникает вследствие полового созревания, особенно у мальчиков, когда они подобным образом стремятся снять сексуальное напряжение. Однако даже у девочек в подростковом возрасте быстро закрепляется агрессивность.У подростка, склонного к потреблению алкогольных напитков, отсутствует идентификация с собственной половой ролью. Это свойственно преимущественно ребенку из неблагополучной семьи, в которой родители ведут аморальный образ жизни, поскольку у него нет образцов мужского и женского поведения.
Список литературы1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. —М., 1989.2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социальнопсихологические аспекты профилактики наркои алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научнопрактич. конф. Кемерово 1998. с. 4546.3. Васильева З. А., С. М. Любинская, "Резервы здоровья", Москва, 1984.4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. –М.: Изд. «Академия», 1999. –34 с.5. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.6. Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм полростка”. М., Просвещение, 1989.7. Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. Минск, 2003.8. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М., 2006.9. Малая советская энциклопедия том 1. М., 1978.10. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. –М.: Издательский дом «Твоевремя», 2003.31с. Волкова С.В., Бабенко Л.И., Российская Ю.Н.11. Муратова И.Д., Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе",Архангельск, 1977 г.12. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.
Belaya Tatiana Borisovna student, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Nizhny NovgorodSkitnevskaya Larisa VitalievnaPhD. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Nizhny Novgorod l.skitnevskaya@yandex.ruPeer influence on alcohol use in adolescenceAbstract. Paper refers to the use of alcohol by teenagers. The authors examine the motives of alcohol and peer influences on adolescent alcohol behaviorKeywords: adolescent, alcohol, peers
Скитневская Лариса Витальевна,кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университетеим. К. Минина, г. Нижний Новгородl.skitnevskaya@yandex.ru
Влияние сверстников на употребление алкоголя вподростковом возрасте
Аннотация. Статья посвящена вопросам употребления алкоголя подростками. Авторы рассматривают мотивы употребления алкоголя и влияние сверстников на алкогольное поведение подростковКлючевые слова: подростка, употребление алкоголя, сверстники
У подростков,употребляющих алкоголь часто наблюдаются вспышки агрессивности,возникающиев кругу близких и родных людей. Бывает, что такиеслучаи происходят даже в присутствии посторонних. Постепенно подросток отдаляется от родного окружения, перестает быть внимательным к своим друзьям и близким, становится неискренним, замкнутым и недоверчивым. Настоящее спокойствие и непринужденность юношаили девушка начинает чувствовать исключительно в кругу таких же несовершеннолетних «алкоголиков», считая всех своих трезвых сверстников неполноценными и ущемленными.По мере усложнения социальной структуры общества потребление алкоголя становится все более индивидуальным, возникают личные мотивы и собственное отношение к спиртному, и одновременно растет число факторов, которые обуславливают злоупотребление им.Большое влияние оказывает ближайшее окружение (родителей, друзей), которое в значительной степениформирует личность и отношение к алкоголю.По всей вероятности, истинная же причина употребления алкоголя подростками –это стремление к элементарному удовольствию, которое не контролируется нравственными нормами и суждениями о возможных социальных и индивидуальных последствиях.Для некоторых определяющим обстоятельством, приводящим к употреблению алкоголя, становится психофизиологическая предрасположенность, имеющая различные формы: нейроэндокринные сдвиги, аномальный онтогенез, «бурная» акселерация, психические расстройства, инфантилизм. Однако эта предрасположенность может проявиться, а может и не проявиться. К этой группе также причисляют подростков с врожденной агрессивностью, которые используют алкоголь как допинг, способный приглушить «муки совести» и ликвидировать нравственные барьеры.Необходимо отметить такую характерную черту как неустойчивость настроения. Так, подобострастие и вкрадчивость в ситуации, сулящей выпивку, резко сменяются агрессивностью и гневными вспышками, если ей препятствуют. С особой легкостью брутальные аффекты развиваются в кругу семьи, редко сменяясь хотя бы формальной вежливостью даже в присутствии посторонних людей.Та же неустойчивость, которая по сути дела имеет ту же подоплеку и логику, характерна и для других черт. Синтонность и возможность созвучности переживаний несовершеннолетних в развернутых стадиях заболевания носят не диффузный, а преимущественно парциальный характер: главным образом это проявляется в отношениях с людьми, чрезмерно употребляющими алкоголь; сверстники с трезвенническими установками третируются как «ненормальные», «неполноценные» и подвергаются остракизму. «Алкоголезависимые»подростки становятся холодными, неискренними, недоверчивыми, замкнутыми, а к близким людям и прежним друзьям не проявляют должного внимания. Лишь в «своем кругу» они чувствуют себя синтонно и непринужденно.Нередко такие подростки обходятся весьма заботливо с себе подобными. Например, могут целыми "делегациями" навещать товарищей, которые находятся на стационарном лечении от алкоголизма. Со злоупотребляющими алкоголем людьми они легко находят общий язык и быстро сближаются с ними, организовывая своеобразное сообщество, в котором господствуют свои нормы поведения и "кодекс чести", основанные на потреблении спиртных напитков [7, с.134].О внешних манерах поведения несовершеннолетних больных можно сказать то, что они часто наигранны и компенсаторны. Бесцеремонность, бахвальство, развязность в условиях строго контроля быстро сменяются беспомощностью, подавленностью и пассивной подчиняемостью.Таблица 1. Мотивы употребления алкоголя.Мотивы употребления алкоголя, типичные для молодых людейМотивы употребления алкоголя, типичные для взрослых людейСтремление испытать новые ощущения,следовать традициям,любопытность,«для храбрости» и т.п.Желание избавиться от скуки,снять с себя напряжение,освободиться от негативных переживаний в семье, учебном и профессиональном коллективе.
Таким образом, мы видим, что мотивы употребления алкоголя могут быть разнообразными. Одни считают его своеобразным лекарством, другие –средством для снятия психологического напряжения, третьи –способом облегчить общение с людьми. Однако главный мотив употребления алкоголя связан, прежде всего, с психотропным действием этилового спирта.Наиболее значимой для подростка является, конечно же, семья. В социализации личности она занимает особое место, ее ничем нельзя заменить. В семье происходит первый адаптивный этап социальной жизни человека. Дети, которые воспитываются вне семьи, как правило, страдают изза нарушения групповой идентичности и эмоциональных контактов.Также важным звеном в жизни ребенка является школа. Она предоставляет подростку широкий диапазон социальных отношений с различными людьми, что позволяет ему апробировать на всех уровнях разные социальные роли.Не менее важной группой людей являются сверстники. Подросток много времени проводит с друзьями, поэтому их мнение очень важно для него. Своя компания, группа как таковая остается, но перестает быть целью, смысловым центром, все больше становясь лишь только средством для удовлетворения возрастающей потребности [8, с.67].Подросток употребляет алкоголь, потому что все друзья так делают, это модно и очень веселит. Никому не хочется быть «белой вороной», вот и выпивают в компаниях.Конечно, каждый человек, который входит в круг общения подростка, очень важен для него. Не стоит забывать, что в этом возрасте формируется личность, и чрезмерное употребление алкоголя может нарушить этот процесс. Подросток должен сам это понять и предпринять меры по истреблению спиртных напитков из его жизни.В нашем исследовании мы изучали, как влияет группа сверстников на употребление алкоголя в подростковом возрасте. Исследование проходило в г. Н. Новгорода, в школе № 181 и школе №75. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики:1. Самостоятельно составленный опросник.2. Методика Ю.М Орлова «Потребность в общении».3. Патохарактерологический диагностический опросник Личко.4. Методика «Большая пятерка».Из составленного опросника мы узнали пол испытуемых, увлечения, отношение к алкоголю. Из методики Орлова мы выявили степень потребности в общении, желание находиться в компании или одному. Из методики Личко выяснили акцентуации характера и личностные особенности испытуемых.Из методики Большая пятерка выявляли:нейротизм экстраверсияоткрытостьопыту
согласие сознательностьДля проведения исследования мы опросили 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы № 181 и 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы №75.Результаты:Таблица 2. Частота употребления алкоголя.Частота употребления алкоголяПроцентыКаждый день246раз в неделю823 раза в неделю85Один раз в неделю3Раз в месяц2Результаты исследования выявили, что основная масса подростков выпивают 23 раза в неделю (85%), каждый день (2%), раз в месяц (2%), один раз в неделю (3%), 46 раз в неделю (8%), это может говорить о том, что подростки поддержаны влиянию СМИ и желанию расслабиться от «трудных будней».Таблица 3 . Количество употребляемых доз алкоголя.Колво дозПроценты12282335425586381Результаты показали, что самое большое количество доз употребления алкоголя8(1%). Наиболее частым ответом стали: 23 дозы (35%), 12 дозы(28%) и 4 дозы(25%), 5 доз (8%), 6 доз выбрали (3%) опрошенных.Таблица 4. Виды употребляемого алкоголя.Виды алкогольных напитковПроцентыПиво53Вино20Водка или коньяк5Коктейли22В ходе исследованиявыяснилось, что самым распространенным алкогольным напитком среди молодежи стало пиво (53%), коктейли(22%) и вино(20%), водку или коньяк выбрали 5% испытуемых.Таблица 5. Употребление алкоголя, в зависимостиот употребления алкоголя друзьями.
ПроцентыДа96Нет4Исходя из этой таблицы, можно выявить зависимость подростков от мнения в компании(96%). Не употребляют алкоголь (4%) опрошенных.Из данного исследования можно сделать следующие выводы.Подростки в возрасте от 13 до 15 лет подвержены влиянию сверстников. В компании они чаще и больше пьют, обосновывая это тем, «что в компании нельзя подставлять товарищей, все пьют и я должен». Обратить внимание надо на слово «Должен». Подростки уверены, что если не выпить в компании, то ты станешь изгоем общества на всегда. Выпивая алкоголь, им становится интереснее общаться друг с другом, находятся общие темы, даже общие друзья. Выпивают довольно часто23раза в неделю. Самым распространенным напитком оказалось пиво и коктейли. К сожалению, тенденция молодежи в свободное время выпивать, а не заниматься спортом растет с каждым днем.В заключении необходимо еще раз обратить внимание на то, что проблема употребления алкоголя школьниками –комплексная проблема, и её устранение может привести к положительному результату только при условии, что ее решение будет осуществляться не одними усилиями социальных педагогов, но и всех субъектов деятельности.При завышенной оценке собственных способностей или при наличии хобби, интересов, которые превышают когнитивную сложность ребенка или его волевые усилия, достаточно часто возникает чувство непризнанного «гения», приводящее к депрессивному состоянию. Многие подростки используют алкоголь в качестве стимулятора творческих способностей, в особенности это относится к детям шизоидного и астероидного типа акцентуаций.К потреблению алкоголя склонны те подростки, которые не обладают когнитивной сложностью, что вызывает у них трудности в оценивании своих поступков и дифференциации себя и других. Такие подростки характеризуются слабой эмоциональностью и меньшей чувствительностью, у них низкая способность к эмпатии и переживанию по отношению к себе и другим. Также им свойственно непринятие себя. Непринимающие себя подростки становятся психологически неустойчивыми, стрессодоступными, хрупкими и именно такие чаще всего обращаются к спиртному.Подросток, предрасположенный к алкоголю, отличается агрессивностью, которая может быть как прямой, так и защитной. Последняя выступает как реакция на страх или возникает вследствие полового созревания, особенно у мальчиков, когда они подобным образом стремятся снять сексуальное напряжение. Однако даже у девочек в подростковом возрасте быстро закрепляется агрессивность.У подростка, склонного к потреблению алкогольных напитков, отсутствует идентификация с собственной половой ролью. Это свойственно преимущественно ребенку из неблагополучной семьи, в которой родители ведут аморальный образ жизни, поскольку у него нет образцов мужского и женского поведения.
Список литературы1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. —М., 1989.2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социальнопсихологические аспекты профилактики наркои алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научнопрактич. конф. Кемерово 1998. с. 4546.3. Васильева З. А., С. М. Любинская, "Резервы здоровья", Москва, 1984.4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. –М.: Изд. «Академия», 1999. –34 с.5. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.6. Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм полростка”. М., Просвещение, 1989.7. Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. Минск, 2003.8. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М., 2006.9. Малая советская энциклопедия том 1. М., 1978.10. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. –М.: Издательский дом «Твоевремя», 2003.31с. Волкова С.В., Бабенко Л.И., Российская Ю.Н.11. Муратова И.Д., Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе",Архангельск, 1977 г.12. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.
Belaya Tatiana Borisovna student, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Nizhny NovgorodSkitnevskaya Larisa VitalievnaPhD. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Nizhny Novgorod l.skitnevskaya@yandex.ruPeer influence on alcohol use in adolescenceAbstract. Paper refers to the use of alcohol by teenagers. The authors examine the motives of alcohol and peer influences on adolescent alcohol behaviorKeywords: adolescent, alcohol, peers