Влияние государственной политики на формирование и развитие трудовой активности молодежи в Российской Федерации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лузгина
Е.
Н. Влияние государственной политики на формирование и развитие трудовой активности молодежи в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2511–2515. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54766.htm.
Аннотация. В статье представлены факторы и условия трудовой активности молодежи, описывается влияние институтов государственной политики на эффективное управление в сфере трудоустройства и улучшения социально-экономической обстановки.
Ключевые слова:
государственная политика, трудовая активность и пассивность, трудовые мотивы, молодежная занятость.
Текст статьи
Лузгина Елена Николаевнааспирант кафедры «Социология», ФГБОУ ВПО «СанктПетербургский государственный экономический университет», г. СанктПетербургpopova_e_n@mail.ru
Влияние государственной политики на формирование и развитие трудовой активности молодежи в Российской Федерации
Аннотация:В статье представлены факторы и условия трудовой активности молодежи, описывается влияние институтов государственной политики на эффективное управление в сфере трудоустройства и улучшения социальноэкономической обстановки.Ключевые слова:трудовая активность и пассивность, трудовые мотивы, государственная политика, молодежная занятость.
Социальноэкономические преобразования, происходящие в России, неизбежно оказывают воздействиена процессы управления человеческими ресурсами, в том числе на их формирование и развитие.Появляетсянеобходимость в поискеновых знаний в области трудоустройства молодых людей, факторови условий, влияющих на трудовую активность, а также поиск обстоятельствтрудовой пассивности молодых работников.
Эффективное управление в областитрудоустройства молодежи позволитгосударственным структурам изменять негативные последствия, возникающие в трудовой сфере. Научное понимание трудовой активности поможетвыявить варианты адаптации молодежи к новым социальным реалиями ее инновационный потенциал. В современном российском обществе наблюдается возникновение трудовой пассивности молодежи, в числе которых: усиление социальной и трудовой апатии молодежи; рост потребительских настроений, замещающих собой установки на активную трудовую деятельность. Тем не менее, молодое поколение обладает объективно высоким потенциалом, который оставляет пространство для повышения его трудовой активности.Преобразования общества обуславливают необходимость закрепления государством социальных отношений, обязательных для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения.Закрепление отношенийна государственном уровне, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде государственных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.Развитие общества возможнотолько в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия, закрепленные на законодательном уровне. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. Изучив институциональные аспекты и механизмы регулирования трудовой активности молодежи, можно понять характер социальных связей в обществе.Управление не всегда функционирует как динамичная система, его элементы нередко разрозненны, формируются стихийно и спонтанно. По этой причине во многих звеньях управления возникают непредвиденные спонтанные моменты как безразличие, формализм, безответственность, бесконтрольность. Возникает необходимость в установлении реальных элементов, действительного состояния и резервов трудовой активности в сфере молодежного трудоустройства; факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на отношение к труду у молодых работников.Трудовая активность —основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.[1]
Трудовую активность следует рассматривать через призму таких функций производственного коллектива, как производственноэкономическая, социальная и культурновоспитательная. Первая функция направлена на производство материальных ценностей, другие на производство определенных профессиональных и личностных качеств, необходимых для совместного труда.[2]Трудовая активность —сложное явление, обусловленное действием разнообразных факторов. Они связаны с условиями труда, его содержанием и организацией, профессией, потребностями, интересами трудящихся, уровнем их образования, психологическими особенностями, состоянием здоровья, возрастом и т.д.[3]Трудовая активность предполагает не только добросовестное выполнение каждым работником своих прямых обязанностей, но и активное участие в управлении производством.При создании эффективной государственной политики в сфере трудоустройства молодежи, стоит учитывать влияние следующихобъективных факторови субъективныхусловий, которые связаныс индивидуальными свойствами личности.
К объективным относятся следующие факторы: [4]1)Техникоэкономический, который находит свое выражение во внедрении и использовании новой техники, усилению творческого характера на основе ликвидации ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда.2)Организационный, который проявляется в улучшении организации производства и труда, режима, графика работы, в возможностях чередования производственных функций. Новая техника, сокращение рабочего дня, повышение общеобразовательного и профессионального уровней требуют перехода к более высокой организации труда. 3)Социальноэкономический фактор определяется: а) санитарногигиеническими условиями трудового процесса, которые связаны с напряженностью, сложностью, тяжестью труда, с внешней обстановкой трудового процесса;б) содержанием труда, который приобретает все более творческий характер. Все больше увеличивается роль умственного труда, организаторских и творческих функций в производительной деятельности;в) совершенствованием нормирования труда, форм й систем заработной платы, фондов материального поощрения.4)Социальнопсихологический фактор. К нему можно отнести:а) удовлетворенность профессией, выполняемой работой, которая, в свою очередь, зависит от условий,содержания труда, а также от того, насколько избранный вид трудовой деятельности соответствует способностям молодежи;б) моральнопсихологический климат в коллективе это создание необходимой творческой атмосферы, благоприятного климата, развитие морального стимулирования, позволяющих в полной мере развивать способности к труду.5)Общественнополитический фактор проявляется в воспитательной и организационной деятельности профсоюзных и других общественных организаций, которые накопили значительный опыт работы по сплочению трудовых коллективов, формированию активной жизненной позиции у молодежи.6)К субъективному фактору относится, прежде всего личный, человеческий фактор. Он включает индивидуальные особенности работника (возраст, пол, социальное и семейное положение, условия жизни и быта, трудовой стаж, психологический склад, природные наклонности и способности, место жительства и т.д.). Всеобщей формой трудовой активности можно считать труд вообще, труд как взаимодействие человека с природой. Однако, поскольку трудовая активность проявляется не в общей форме, а в определенных особых направлениях, они приобретают особенные формы. А в каждом конкретном случае трудовая активность имеет свои собственные черты проявления, которые относятся к единичным ее формам.Наиболее характерные особенные формы проявления трудовой активности следующие: [5]профессиональнопроизводственная активность; активность восприимчивости новых профессиональных знаний;активность восприимчивости передового опыта; самоуправленческая активность в сфере труда; наставническая активность;изобретательскорационализаторская активность;активность по обеспечению техники безопасности; активность по трудовой взаимопомощи и сотрудничеству.Суть трудовой пассивности состоит в недоиспользованииили в неиспользовании молодым работником некоторой части своего трудового потенциала во взаимодействии с внешней средой при определенных социальноэкономических условиях. Особенными формами трудовой пассивности могут быть:низкая или недостаточно высокая производительность труда;слабое пополнение и обновление профессиональных знаний и опыта;отсутствие или слабая реакция на передовой опыт; низкое качество продукции либо услуг; низкая интенсивность труда с большими «пробелами» в рабочем времени, заполненными лишь «пребыванием» на работе;уход от решения назревших производственных вопросов;отсутствие или слабая трудовая инициативность; Противоречие между трудовой активностью и пассивностью имеет последствия для общества сугубо отрицательного порядка —ухудшение экономической и социальной ситуации. Так, накапливание «сил» и удельного веса пассивности в общем единстве трудовой активности и пассивности приводит к снижению уровня илитемпов роста производительности труда, темпов обновления и развития производительных сил, ухудшению качества товаров, и т. д. При реализации государственной политики, стоит ориентироваться на тот момент, что в подавляющем большинстве молодежь –категорияактивная, мобильная. Молодые люди предпочитают искать работу самостоятельно. Учитывая эту их особенность, желательно учитывать ее интересы при поиске работы –в частности предоставлять удаленный доступ к базе вакансий, размещать вакансии на информационныхпорталах в Интернете или общественно доступных местах.Государственная политика в области трудоустройства призвана обеспечить:1.Разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; 2.Формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; 3.Становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; 4.Освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.Без труда, без трудовой активности не может быть ни человеческого общества, ни человека как личности. Прежде всего, потому, что общество не может существовать без потребностей. Потребности же требуют своего удовлетворения, чтобы их удовлетворять, нужны блага, нужно их создавать, а для этого надо трудиться к тому же потребностей много и они все время возрастают. Следовательно, необходима всевозрастающая трудовая активность. Потребности —начальное звено того ряда явлений и движущих сил, которые и приводят человека к трудовой деятельности. Помимо потребностей, важным элементом формирования активного отношения к труду является мотив. Мотив—это то звено в системе регуляторов человеческой деятельности, которое в качестве внутреннего побудителя непосредственно предшествует трудовому действию.[5]
Трудовая активность отражает состояние, внутренний мир человека, которые обусловлены соотношением его актуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Поэтому социологический анализ мотивации человека к активному труду предполагает выявление и структурирование ее содержательных компонентов, форм перехода «мотивирующего фактора» в «фактор поведенческий». Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) молодежимаксимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.Первый (мотивационный) элемент связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуетсямолодойработник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения, трудовых поступков и действий, в совокупности образуют мотивационное ядро.Второй элемент представляет собой трудовую активность работников и проявляется в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т. д.Третий (оценочный) элемент представляет собой субъективное переживание молодых работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.Существует большое количество условий и факторов влияющих на трудовую активность, поэтому необходимо их применять комплексно, то есть с учетом всех ключевых факторов, воздействующих на молодое поколение как внутри организации, так и вне ее.Обретение смысла в трудовой деятельности, содержание трудовой деятельности должно явиться основным мотивом формирования профессиональных навыков, обеспечивающим высокий социальный статус молодого человека в обществе.Для стабилизации молодежной занятости необходимо объединить усилия государственных структур, занимающихся проблемами занятости, социальной защиты, общего и профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях, общественных объединений и организаций различных форм собственности.Организационный механизм обеспечения активности молодых работников в труде, должен включать в себя: законодательную базу, регламентирующую использование труда молодежи; систему рабочих мест, часть которых целевым назначением формируется и квотируется для молодежи; систему профессионального образования, должным образом адаптированную к потребностям локального рынка труда города. Стоит отметить, что ответственность за пассивность на рынке труда при системе свободного выбора занятости в молодежном сегменте рынка труда выходит за пределы только личной проблемы. В современных условиях совершенно несостоятельными являются методы принудительного распределения выпускников всех уровней учебных заведений образовательной вертикали. Принудительное распределение не позволяет реализовать идею свободно избранной занятости и проявления своей активности к труду, поэтому не может рассматриваться как механизм регулирования выхода молодежи на рынок труда в современных условиях.Важно акцентировать внимание на социальнопсихологических качествах работника, позволяющих более полно реализовать трудовой потенциал и желание трудиться. В связи с этим большое значение имеет создание системы факторов, определяющих выбор профессии, сферы деятельности, характера и содержания труда, уровня оплаты труда и т.д. Знание мотивов, отражающих потребности и интересы молодого работника, является необходимым условием выработки эффективной системы мер, способствующих формированию трудового потенциала.Таким образом, в настоящее время существует необходимость, создания, развития и совершенствования правовых, социальноэкономических и организационных условий для самореализации и трудоустройства молодежи; содействия развитию научных и творческих инициатив молодых людей, занятости молодежи и молодежного предпринимательства; повышения качества работы со студентами и молодыми специалистами.Трудовые ресурсы молодежи как главная рабочая сила общества представляют собой важный фактор развития производства, которая способствует качественному развитию всей социальной системы.
Ссылки на источники:1.Настявин И.М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретикоприкладного исследования): монография/ И.М. Настявин. –Казань: Издво Казанского гос. технолог. унта, 2007. –456 с.2.Эскиндаров М.И. Трудовая активность как категория социальной философии / на примере сельского хозяйства КЧР / Монография. –Карачаевск: КЧГПУ, 2000. –256 с.3.Бильчак, В. С. Рыночный мотивационный механизм и трудовая активность // Калининградский гос. унт. 27 научная конференция профессорскопреподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов / гос. унт Калининградский. Калининград, 1996. Ч.2 . –24с. 4.Мариненко Э.П. Трудовая активность молодежи –важный фактор ускорения социальноэкономического развития страны. / Э.П. Мариненко. Учебное пособие. –Москва: 1987 –86 с.5.Лутохина Э.А. Трудовая активность и заработная плата: научн. метод. пособие по экон. дисциплинам / Под. ред. Г.П. Никитенко. –Мн.: Наука и техника, 1992. –199с.
Luzgina Elena postgraduate student of Sociology, SaintPetersburg State University of Economics, SaintPetersburgpopova_e_n@mail.ruThe impact of governmentpolicy on the formation and development of the labor activity of young people in the Russian FederationAbstract: The article presentsaboutthe factors and conditions of employment activity of youth, described the impact of institutions of government policy on the effective management in employment and improving the socioeconomic environment.Keywords: labor activity and passivity, labor motivation, public policy, youth employment.
Влияние государственной политики на формирование и развитие трудовой активности молодежи в Российской Федерации
Аннотация:В статье представлены факторы и условия трудовой активности молодежи, описывается влияние институтов государственной политики на эффективное управление в сфере трудоустройства и улучшения социальноэкономической обстановки.Ключевые слова:трудовая активность и пассивность, трудовые мотивы, государственная политика, молодежная занятость.
Социальноэкономические преобразования, происходящие в России, неизбежно оказывают воздействиена процессы управления человеческими ресурсами, в том числе на их формирование и развитие.Появляетсянеобходимость в поискеновых знаний в области трудоустройства молодых людей, факторови условий, влияющих на трудовую активность, а также поиск обстоятельствтрудовой пассивности молодых работников.
Эффективное управление в областитрудоустройства молодежи позволитгосударственным структурам изменять негативные последствия, возникающие в трудовой сфере. Научное понимание трудовой активности поможетвыявить варианты адаптации молодежи к новым социальным реалиями ее инновационный потенциал. В современном российском обществе наблюдается возникновение трудовой пассивности молодежи, в числе которых: усиление социальной и трудовой апатии молодежи; рост потребительских настроений, замещающих собой установки на активную трудовую деятельность. Тем не менее, молодое поколение обладает объективно высоким потенциалом, который оставляет пространство для повышения его трудовой активности.Преобразования общества обуславливают необходимость закрепления государством социальных отношений, обязательных для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения.Закрепление отношенийна государственном уровне, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде государственных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.Развитие общества возможнотолько в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия, закрепленные на законодательном уровне. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. Изучив институциональные аспекты и механизмы регулирования трудовой активности молодежи, можно понять характер социальных связей в обществе.Управление не всегда функционирует как динамичная система, его элементы нередко разрозненны, формируются стихийно и спонтанно. По этой причине во многих звеньях управления возникают непредвиденные спонтанные моменты как безразличие, формализм, безответственность, бесконтрольность. Возникает необходимость в установлении реальных элементов, действительного состояния и резервов трудовой активности в сфере молодежного трудоустройства; факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на отношение к труду у молодых работников.Трудовая активность —основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.[1]
Трудовую активность следует рассматривать через призму таких функций производственного коллектива, как производственноэкономическая, социальная и культурновоспитательная. Первая функция направлена на производство материальных ценностей, другие на производство определенных профессиональных и личностных качеств, необходимых для совместного труда.[2]Трудовая активность —сложное явление, обусловленное действием разнообразных факторов. Они связаны с условиями труда, его содержанием и организацией, профессией, потребностями, интересами трудящихся, уровнем их образования, психологическими особенностями, состоянием здоровья, возрастом и т.д.[3]Трудовая активность предполагает не только добросовестное выполнение каждым работником своих прямых обязанностей, но и активное участие в управлении производством.При создании эффективной государственной политики в сфере трудоустройства молодежи, стоит учитывать влияние следующихобъективных факторови субъективныхусловий, которые связаныс индивидуальными свойствами личности.
К объективным относятся следующие факторы: [4]1)Техникоэкономический, который находит свое выражение во внедрении и использовании новой техники, усилению творческого характера на основе ликвидации ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда.2)Организационный, который проявляется в улучшении организации производства и труда, режима, графика работы, в возможностях чередования производственных функций. Новая техника, сокращение рабочего дня, повышение общеобразовательного и профессионального уровней требуют перехода к более высокой организации труда. 3)Социальноэкономический фактор определяется: а) санитарногигиеническими условиями трудового процесса, которые связаны с напряженностью, сложностью, тяжестью труда, с внешней обстановкой трудового процесса;б) содержанием труда, который приобретает все более творческий характер. Все больше увеличивается роль умственного труда, организаторских и творческих функций в производительной деятельности;в) совершенствованием нормирования труда, форм й систем заработной платы, фондов материального поощрения.4)Социальнопсихологический фактор. К нему можно отнести:а) удовлетворенность профессией, выполняемой работой, которая, в свою очередь, зависит от условий,содержания труда, а также от того, насколько избранный вид трудовой деятельности соответствует способностям молодежи;б) моральнопсихологический климат в коллективе это создание необходимой творческой атмосферы, благоприятного климата, развитие морального стимулирования, позволяющих в полной мере развивать способности к труду.5)Общественнополитический фактор проявляется в воспитательной и организационной деятельности профсоюзных и других общественных организаций, которые накопили значительный опыт работы по сплочению трудовых коллективов, формированию активной жизненной позиции у молодежи.6)К субъективному фактору относится, прежде всего личный, человеческий фактор. Он включает индивидуальные особенности работника (возраст, пол, социальное и семейное положение, условия жизни и быта, трудовой стаж, психологический склад, природные наклонности и способности, место жительства и т.д.). Всеобщей формой трудовой активности можно считать труд вообще, труд как взаимодействие человека с природой. Однако, поскольку трудовая активность проявляется не в общей форме, а в определенных особых направлениях, они приобретают особенные формы. А в каждом конкретном случае трудовая активность имеет свои собственные черты проявления, которые относятся к единичным ее формам.Наиболее характерные особенные формы проявления трудовой активности следующие: [5]профессиональнопроизводственная активность; активность восприимчивости новых профессиональных знаний;активность восприимчивости передового опыта; самоуправленческая активность в сфере труда; наставническая активность;изобретательскорационализаторская активность;активность по обеспечению техники безопасности; активность по трудовой взаимопомощи и сотрудничеству.Суть трудовой пассивности состоит в недоиспользованииили в неиспользовании молодым работником некоторой части своего трудового потенциала во взаимодействии с внешней средой при определенных социальноэкономических условиях. Особенными формами трудовой пассивности могут быть:низкая или недостаточно высокая производительность труда;слабое пополнение и обновление профессиональных знаний и опыта;отсутствие или слабая реакция на передовой опыт; низкое качество продукции либо услуг; низкая интенсивность труда с большими «пробелами» в рабочем времени, заполненными лишь «пребыванием» на работе;уход от решения назревших производственных вопросов;отсутствие или слабая трудовая инициативность; Противоречие между трудовой активностью и пассивностью имеет последствия для общества сугубо отрицательного порядка —ухудшение экономической и социальной ситуации. Так, накапливание «сил» и удельного веса пассивности в общем единстве трудовой активности и пассивности приводит к снижению уровня илитемпов роста производительности труда, темпов обновления и развития производительных сил, ухудшению качества товаров, и т. д. При реализации государственной политики, стоит ориентироваться на тот момент, что в подавляющем большинстве молодежь –категорияактивная, мобильная. Молодые люди предпочитают искать работу самостоятельно. Учитывая эту их особенность, желательно учитывать ее интересы при поиске работы –в частности предоставлять удаленный доступ к базе вакансий, размещать вакансии на информационныхпорталах в Интернете или общественно доступных местах.Государственная политика в области трудоустройства призвана обеспечить:1.Разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; 2.Формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; 3.Становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; 4.Освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.Без труда, без трудовой активности не может быть ни человеческого общества, ни человека как личности. Прежде всего, потому, что общество не может существовать без потребностей. Потребности же требуют своего удовлетворения, чтобы их удовлетворять, нужны блага, нужно их создавать, а для этого надо трудиться к тому же потребностей много и они все время возрастают. Следовательно, необходима всевозрастающая трудовая активность. Потребности —начальное звено того ряда явлений и движущих сил, которые и приводят человека к трудовой деятельности. Помимо потребностей, важным элементом формирования активного отношения к труду является мотив. Мотив—это то звено в системе регуляторов человеческой деятельности, которое в качестве внутреннего побудителя непосредственно предшествует трудовому действию.[5]
Трудовая активность отражает состояние, внутренний мир человека, которые обусловлены соотношением его актуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Поэтому социологический анализ мотивации человека к активному труду предполагает выявление и структурирование ее содержательных компонентов, форм перехода «мотивирующего фактора» в «фактор поведенческий». Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) молодежимаксимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.Первый (мотивационный) элемент связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуетсямолодойработник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения, трудовых поступков и действий, в совокупности образуют мотивационное ядро.Второй элемент представляет собой трудовую активность работников и проявляется в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т. д.Третий (оценочный) элемент представляет собой субъективное переживание молодых работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.Существует большое количество условий и факторов влияющих на трудовую активность, поэтому необходимо их применять комплексно, то есть с учетом всех ключевых факторов, воздействующих на молодое поколение как внутри организации, так и вне ее.Обретение смысла в трудовой деятельности, содержание трудовой деятельности должно явиться основным мотивом формирования профессиональных навыков, обеспечивающим высокий социальный статус молодого человека в обществе.Для стабилизации молодежной занятости необходимо объединить усилия государственных структур, занимающихся проблемами занятости, социальной защиты, общего и профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях, общественных объединений и организаций различных форм собственности.Организационный механизм обеспечения активности молодых работников в труде, должен включать в себя: законодательную базу, регламентирующую использование труда молодежи; систему рабочих мест, часть которых целевым назначением формируется и квотируется для молодежи; систему профессионального образования, должным образом адаптированную к потребностям локального рынка труда города. Стоит отметить, что ответственность за пассивность на рынке труда при системе свободного выбора занятости в молодежном сегменте рынка труда выходит за пределы только личной проблемы. В современных условиях совершенно несостоятельными являются методы принудительного распределения выпускников всех уровней учебных заведений образовательной вертикали. Принудительное распределение не позволяет реализовать идею свободно избранной занятости и проявления своей активности к труду, поэтому не может рассматриваться как механизм регулирования выхода молодежи на рынок труда в современных условиях.Важно акцентировать внимание на социальнопсихологических качествах работника, позволяющих более полно реализовать трудовой потенциал и желание трудиться. В связи с этим большое значение имеет создание системы факторов, определяющих выбор профессии, сферы деятельности, характера и содержания труда, уровня оплаты труда и т.д. Знание мотивов, отражающих потребности и интересы молодого работника, является необходимым условием выработки эффективной системы мер, способствующих формированию трудового потенциала.Таким образом, в настоящее время существует необходимость, создания, развития и совершенствования правовых, социальноэкономических и организационных условий для самореализации и трудоустройства молодежи; содействия развитию научных и творческих инициатив молодых людей, занятости молодежи и молодежного предпринимательства; повышения качества работы со студентами и молодыми специалистами.Трудовые ресурсы молодежи как главная рабочая сила общества представляют собой важный фактор развития производства, которая способствует качественному развитию всей социальной системы.
Ссылки на источники:1.Настявин И.М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретикоприкладного исследования): монография/ И.М. Настявин. –Казань: Издво Казанского гос. технолог. унта, 2007. –456 с.2.Эскиндаров М.И. Трудовая активность как категория социальной философии / на примере сельского хозяйства КЧР / Монография. –Карачаевск: КЧГПУ, 2000. –256 с.3.Бильчак, В. С. Рыночный мотивационный механизм и трудовая активность // Калининградский гос. унт. 27 научная конференция профессорскопреподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов / гос. унт Калининградский. Калининград, 1996. Ч.2 . –24с. 4.Мариненко Э.П. Трудовая активность молодежи –важный фактор ускорения социальноэкономического развития страны. / Э.П. Мариненко. Учебное пособие. –Москва: 1987 –86 с.5.Лутохина Э.А. Трудовая активность и заработная плата: научн. метод. пособие по экон. дисциплинам / Под. ред. Г.П. Никитенко. –Мн.: Наука и техника, 1992. –199с.
Luzgina Elena postgraduate student of Sociology, SaintPetersburg State University of Economics, SaintPetersburgpopova_e_n@mail.ruThe impact of governmentpolicy on the formation and development of the labor activity of young people in the Russian FederationAbstract: The article presentsaboutthe factors and conditions of employment activity of youth, described the impact of institutions of government policy on the effective management in employment and improving the socioeconomic environment.Keywords: labor activity and passivity, labor motivation, public policy, youth employment.