Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мамедова Ф. И. Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2631–2635. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54790.htm.
Аннотация. В статье обоснована необходимость совершенствования форм и методов управления сетевой торговлей. Разработаны рекомендации по формированию стратегии развития сетевой торговли на основе использования современных технологий в торговле.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мамедова Фарида Исабековна,кандидат экономических наук, заведующая кафедрой эконометрики и прикладной информатики в дизайне ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» Республика Дагестан, город Махачкала mamedova2811@mail.ru

Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом

Аннотация.В статье обосновананеобходимость совершенствованияформ и методов управления сетевой торговлей. Разработаны рекомендации по формированию стратегии развития сетевой торговли, на основе использования современных технологий в торговле.Ключевые слова: франчайзинг, бизнес, торговля, риск, инвестиции.

У торговых компаний, так же как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления компаниями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Вопервых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях. Данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций. Вовторых, возможна покупка уже существующихпредприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения). Это также требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение репутации, долговых обязательств и т.д. поглощаемых объектов и их ребрендинга.Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками.Франчайзинг(от фр. franchise—«льгота», «вольность») —система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.Франчайзер(правообладатель) —предприниматель, с успехом проверивший действие определенной формулы организации бизнеса (производства, торговли, сервиса и др.) и сделавший вывод, что успех можно воспроизводить и в дальнейшем, иными словами, тиражировать. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчаизи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.Франчайзи(пользователь) —юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды:франчайзинг товара;производственный франчайзинг;сервисный франчайзинг;

франчайзинг бизнесформата.Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером, под зарегистрированным товарным знаком. Франчайизи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание. На сегодняшний день данный способ франчайзинга применяют такие сети, как Siemensи др.Производственный франчайзинг предполагает, что фирма, владеющая секретом производства и запатентованной технологией изготовления, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии (например, фирма «Мастерфайбр»).Сервисный франчайзинг распространен в сфере услуг. Франчайзи получает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы, как «Кодак», RaddisonSASLazurnayaи др.Франчайзинг бизнесформата является наиболее комплексным. Франчайзер передает франчаизи товарный знак, технологию ведения бизнеса, свои конкурентные преимущества и оказывает поддержку на всем протяжении действия договора. При этом франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы (ТД «КОПЕЙКА», «Красный куб», «Эльдорадо», «БаскинРоббинс»). Ключевое значение имеет не только торговая марка, фирменный стиль и внешнее единообразие, но и единообразие всех элементов деятельности, позволяющих идентифицировать не только самого франчайзера, но и качество продукта, работ или услуг.По сравнению с западными странами темпы развития российского франчайзинга невелики. По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), значительное распространение франчайзинг в России получил только с 20032004 гг.Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере розничной торговли (продукты питания —«КОПЕЙКА», «Пятерочка», и др., одежда —«Sela», «Джинсовая симфония», обувь —«Эконика», «Монарх») и быстрого питания («Елкипалки», «Сбарро», Subwayи др.). В сфере услуг франчайзинг развивается менееактивно, однако и здесь есть свои лидеры. Компания «1С», занимающаяся разработкой и реализацией программного обеспечения для обслуживания предприятий, с 1991 г. открыла по франчайзингу более 3 тыс. компаний, которые продают, устанавливают и обслуживают программное обеспечение под брендом «1С».Более редким видом франчайзинга является производственный («Национальная упаковочная компания „Пагода"», «Мастерфайбр» и др.), хотя именно он сегодня является наиболее востребованным. По франчайзингу развивается сеть интернеткафе Cafemax. В области фитнесуслуг лидируют зарубежные бренды «WorldClass», «World'sGym» и «Gold'sGym», а также отечественная «Планета Фитнес».Следует также отметить появление на российском рынке специализированных зарубежных франшиз в сфере образования и продажи недвижимости («Хирш»), обучения английскому языку (EnglishFirst). На рынке сотовой связи в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг работает компания DIXIS. Широкий размах получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей АЗС под собственным брендом важным фактором повышения сбыта нефтепродуктов («ЛУКОЙЛ», Сибнефть)В таблице 1 представлено распределение франчайзеров по направлениям деятельности, 2012г. (по данным Российской ассоциации франчайзинга).

Таблица 1Распределение франчайзеров по направлениям деятельности 2012г.№ п/пСфера бизнесаВ процентном выраженииКоличество франчайзеров1Розничная торговля471242Предприятия питания20523Бытовое обслуживание10274Развлечение и спорт6155Здравоохранение4106Учебные центры377Производство348Автотранспорт269Прочие411

Около2025% небольшого российского рынка франчайзинговыхтехнологий занимают зарубежные бренды. С 90х гг. в России по этой системе развивается ряд известных западных компаний: Kodak, Subway, Xeroxи др.Как и любая бизнессистема, франчайзинг имеет свои преимущества и риски.1.Преимущества для франчайзера:увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода;возможность сбыта на удаленных территориях;увеличение доли рынка;более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой;приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы;возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении;системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу;дополнительный доход от выплат роялти.Таким образом, мы видим, что для правообладателя (франчайзера) франчайзинг является наиболее удобным средством расширения бизнеса. Франчайзинг избавляет его от необходимости открывать большое число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, а также значительно сокращает количество инвестированных средств в развитие.2.Преимущества для франчайзи.Франчайзинг является своего рода уникальной бизнессистемой. Наряду с большим количеством преимуществ для франчайзера она имеет очевидные плюсы и для франчайзи, среди них:использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию;сохранение юридической самостоятельности;вступление в апробированную бизнессистему и использование ее конкурентныхпреимуществ;готовая маркетинговая стратегия;экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинг, рекламу, поиск поставщиков и т.д.;доступность инноваций и новых технологий;поддержка со стороны опытного партнера.

Для франчайзи схема сотрудничества по франчайзингу существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, раскрученной вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности.Начиная развивать бизнес по франчайзингу или собираясь приобрести франшизу, необходимо понимать, что наряду с преимуществами система франчайзинга содержит риски —как дляправообладателя, так и для пользователя.Риски для франчайзера:угроза для репутации в случае невыполнения франчайзи инструкций, стандартов и других необходимых условий;сокрытие франчайзиважной информации или представление неверной информации, дающей ложное представление о рынке;риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации;незаконное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и (или) несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав;использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора;отказ выплаты роялти;несоблюдение договорных условий. Риски для франчайзи:слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка;ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию;неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу, и т.д.);чрезмерное ограничение деятельности франчайзи;жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, непозволяющие своевременно учесть происходящие изменения;досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи.Кроме перечисленных рисков между сторонами франчайзинговых взаимоотношений нередко возникают трудности в процессе общения, поэтому важно понимать, что личные отношения между франчайзером и франчайзи являются порой решающими для успеха или неудачи франчайзинга.В целом система франчайзинга может быть применима почти к любому виду бизнеса, но это не означает, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзинговой схеме. Для того чтобы франчайзинг приносил франчайзеру ожидаемый доход и способствовал его эффективному развитию, бизнес правообладателя должен обладать критериями, позволяющими предварительно оценить успешность франчайзингового проекта. Вопервых, у компаниифранчайзера должен иметься бренд —узнаваемый и связанный в сознании потребителей с качественными товарами и услугами. Вовторых, бизнес сетевой компании должен иметь существенные отличительные особенности, свой имидж, метод, систему, которые позволили бы потребителю безошибочно отличить его от других аналогов и имели бы в его глазах уникальную ценность.

Еще одним условием успешного развития бизнеса в форме франчайзинга является хорошо просчитанная экономическая модель предприятия франчайзи. Франчайзер должен предоставить своему потенциальному партнеру основные финансовые показатели его будущего бизнеса.Кроме того, финансовые показатели являются первоочередными при выборе предпринимателем франшизы —от того, насколько тщательно они будут прописаны франчайзером, зависит успех франчайзинговой сделки. И наконец, решающим критерием готовности к внедрению франчайзинга является апробированность тиражируемых технологий и методов ведения бизнеса, т.е. успешность предприятия франчайзера должна быть продемонстрирована и доказана на практике.Несмотря на быстрый рост популярности франчайзинга в нашей стране, существует ряд факторов, сдерживающих его развитие.Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России является отсутствие стабильности. Если предприниматель, развивающий бизнес на Западе, может четко представить перспективу своей деятельности и ее показатели на ближайший десяток лет, то в нашей стране предприниматель вынужден постоянно сомневаться в стабильности и остерегаться нововведений.Серьезной проблемой для российского предпринимателя попрежнему остается сложность получения банковского кредита.Основанный на системе договорных отношений франчайзинг должен быть подкреплен серьезной правовой базой. Отсутствие закона по франчайзингу, а также утвержденной согласно международным стандартам терминологии тормозит его развитие и создает большие трудности для участников франчайзинговых отношений.Немаловажным препятствием на пути развития франчайзинга в России является отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей, потенциальных франчаизи, провала франчайзинговой системы в целом.Особое внимание следует обратить на то, что в сознании российских предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга.Еще одной очень существенной проблемой франчайзинга является боязнь потенциальных франчайзи потерять независимость. Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему обязывает франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако и франчайзер во многом зависит от деятельности своего партнера, поскольку при недобросовестности последнего рискует репутацией и именем, а при недостаточном внимании к проблемам франчайзи может нанести урон бизнесу в целом.Раскрывая проблемы франчайзинга, также следует отметить слабый уровень образования в данной сфере. Не все предприниматели знают о франчайзинге и, соответственно, не могут воспользоваться его преимуществами на своем предприятии. Отсутствие достаточных знаний о франчайзинге, его применении и особенностях часто препятствует взаимопониманию франчайзера и франчайзи.В сфере розничной торговли представлено наибольшее количество франчайзинговых предложений.Высокая конкуренция на московском рынке, а также недостаточное количество подходящих торговых площадей заставили ритейлеров начать активную деятельность в регионах. Однако самостоятельный выход в регионы связан со значительными рисками и большими инвестиционными затратами. Необходимо вкладывать значительные средства в приобретение, реконструкцию и оснащение торговых объектов и распределительных центров. Определенные трудности могут возникнуть с набором квалифицированного персонала, организацией торговли и

контролем магазинов. Помимо прочего, необходимо преодолеть административные барьеры. Справляться с большинством трудностей при выходе на региональные рынки крупным сетевым структурам помогают местные бизнесменыфранчайзи.В рознице наиболее часто используются два варианта организации франчайзинговых сетей:1)товарный франчайзинг, при котором франчайзи становится единственным продавцом товара франчайзера (обувные сети «Монарх» и «Эконикаобувь», сети «Красный куб», «Для душа и души» и др.);2)франчайзинг бизнесформата, который используется для развития продовольственной сетевой розницы и предполагает высокую стандартизацию и регламентацию всех бизнеспроцессов («Пятерочка», «КОПЕЙКА»).В розничной торговле для оформления франчайзинговых отношений сегодня используют договоры коммерческой концессии, поставки, комиссии, а также агентский и лицензионный договоры. Однако независимо от того, какой договор применяется, помимо основных договорных условий особое внимание следует уделить перечисленным ниже нюансам.1. Товарный знак. Прежде всего, необходимо точно установить, какой именно товарный знак и с какой целью передается пользователю (у одной компании может быть зарегистрировано «сколько товарных знаков). В договоре также следует установить ограничение на использование товарного знака и указать, где и в какой деятельности франчайзи может его использовать.2. Торговое помещение. Особенно важно указать в договоре условия по оформлению и технологической пригодности помещения для ведения розничной торговли, а именно проект помещения, расстановку оборудования, его производителей и поставщиков, технические особенности, а также фирменный стиль в оформлении и др.3. Информационное обеспечение. В современных условиях развития розничной торговли значительную роль играют передовые информационные технологии. Они сопутствуют сокращению издержек, связанных с обслуживанием магазина, ускоряют процесс обмена информацией, упрощают документооборот, а также являются серьезным конкурентным преимуществом на рынке.4. Персонал. В договоре следует указать, на ком лежит ответственность по набору и обучению персонала, а также отразить основные наиболее существенные требования к самому персоналу: квалификация, наличие санитарной книжки, отсутствие запретов занятие определенным видом деятельности и др.5.Ассортимент. Ассортиментная политика важнейший элемент розничной торговли, поскольку она является основой успешного бренда и технологий торговли. При передаче франшизы (договоре необходимо указать, кто разрабатывает и формирует ассортиментную матрицу. Необходимо также определить, какие налагаются ограничения на ассортимент в связи со стандартами франчайзера.6.Ценовая политика. В настоящее время в розничной торэвле происходит четкая ценовая дифференциация форматов и направлений торговли. Так, например, различаются продуктовый бутик, супермаркет, гипермаркет, дискаунтер. Таким образом, договор франчайзинга должен содержать информацию о том, кто устанавливает цены, как они формируются, в зависимости от чего и как изменяются. Неясное ценовое позиционирование может привести к размыванию формата и, следовательно, бренда и самого бизнеса.7.Поставка товаров. Для бесперебойного функционирования торговой деятельности большое значение имеет все, что связано с поставкой реализуемого товара. Поэтому в договоре должны быть указаны основные условия поставки товаров, перечень поставщиков, обязательства по доставке грузов, переход права собственности на товар и т.п. Франчайзи должен быть уверен, что товар,

поступающий в его магазин, будет соответствовать всем стандартам, иметь необходимые сопроводительные документы, лицензии, а также появляться на полках вовремя.8.Мерчандайзинг. Управление торговым пространством, расстановка товаров на полках магазина также является конкурентным преимуществом того или иного бренда. Для поддержания единства сетевых стандартов франчайзером должны быть выдержаны все условия по мерчандайзингу.9.Безопасность. Поскольку деятельность партнеров по франчайзингу тесно взаимосвязана, возникновение чрезвычайной ситуации в магазине франчайзиможет серьезно отразиться на репутации франчайзера. В договоре франчайзинга необходимо прописать основные условия безопасности торговых объектов, Таких, как применение противопожарных и противокражных систем, охрана и т.п.10.Маркетинг и реклама. Как правило, рекламные и маркетинговые мероприятия общесетевого масштаба осуществляет компанияфранчайзер. Однако существуют также локальные мероприятия, направленные на франчайзинговые магазины в том или ином регионе. Они могут быть инициированы как франчайзером, так и франчайзи. В договоре франчайзинга следует указать условия проведения маркетинговых и рекламных мероприятий, определить ответственных лиц, а также возможные дополнительные затраты франчайзи на рекламу или маркетинг (если это необходимо).11.Контроль и ответственность. Подписывая франчайзинговый договор, франчайзи обязуется неукоснительно соблюдать все бизнесстандарты своего партнера. Необходимо указать и то, что качество продукции франчайзи не должно быть ниже, чем у правообладателя. В договоре также следует зафиксировать ответственности за нарушения технологий франчайзера и иных требований правообладателя. Франчайзер, со своей стороны, должен обеспечить контроль деятельности франчайзи.12.Обновление бизнесстандартов. Д\я поддержания конкурентоспособностина рынке франчайзеру необходимо постоянно обновлять технологии ведения бизнеса. Обновления должны распространяться и на франчайзинговые объекты. В договоре франчайзинга необходимо указать, каким образом новые решения франчайзера будут отражаться на деятельности франчайзи. Следует также закрепить обязательства франчайзи поддерживать эти нововведения.13.Юридическая чистота бизнеса. Бизнес франчайзера ифранчайзи должен быть легален. Обе стороны обязаны выполнять требования законодательства о наличии разрешительной документации, лицензий, аккредитаций, разрешений, заключений ипроч. В случае несоблюдения юридической чистоты может быть нанесен вред репутации всей сети.14.Риски. В договоре франчайзинга должны быть учтены все возможные риски, которые могут возникнуть во время сотрудничества партнеров. Также следует помнить о необходимости страхования товара, который передается франчайзи, и оборудования, на котором ведется работа.15.Отказ от конкуренции. В договоре франчайзинга следует зафиксировать условия, запрещающие франчайзи торговать товарами, составляющими конкуренцию товарам франчайзера. Также следует указать на запрет для франчайзи заниматься определенным видом бизнеса на срок действия договора франчайзинга и (или) на определенный срок после истечения договора.

Ссылки на источники1.Абрютина М.С. Экономический анализ в торговой деятельности.М.: Дело и сервич, 2000.2.Бланк И.А. Управление торговым предприятием.М.: Ассоциация авторов и издателей, Тамдем, ЭКМОС, 1998.

3.Гончаров П.Г. и др. Организация торговли продовольственными товарами.М.: Экономика, 1982.

Mamedova Farida IsabekovnaCandidate of Science, the Head of Econometrics and Applied Informatics in the Design Department, FSBEU HPE «Dagestan State Technical University», Dagestan Republic, Makhachkala.Abstract.In the article the enhancement need of forms and methods of net market development management is proved. References for strategy forming of net market development on basis of modern technologyuse in trade are developed.Key words:franchising, business, trade, risk, investment