Особенности рассмотрения судами заявлений об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова С. И. Особенности рассмотрения судами заявлений об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3251–3255. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54914.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные особенности рассмотрения судами заявлений об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в том числе особенности назначения административных ограничений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Светлана Ивановна,кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, ТюменьIvanovasvetaa@mail.ru

Особенности рассмотрения судами заявлений об установлении административного надзораза лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные особенности рассмотрения судами заявлений об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в том числе особенности назначения административных ограничений.Ключевые слова:административный надзор, административное ограничение, лицо, освобожденное из мест лишения свободы, лицо, в отношении которого устанавливается

административный надзор, заявление об установлении административного надзора

Возрождение института административного надзора за лицами, ранее судимыми[1]повлекло за собой рождение еще одной категории дел рассматриваемых судом производство по делам обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которое осуществляется в соответствии с главой 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)[2]. Ранее правоотношения, возникающие в указанной сфере, регулировались указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364VI, которым было утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы[3], в соответствии его положениями административный надзор устанавливался по решению административных органов, а не судебных.Особое значение указанной категории дел заключается в самой сущности административного надзор, поскольку в литературе он определяется либо как административноправовая мера принуждения, как особый персонифицированный полицейский надзор за конкретной категорией лиц[4, с.4, 11],либокак профилактическаямера

поскольку выступает одним из наиболее эффективных способов предупреждения совершения преступлений[5, с.3538].

В связи с чем, КонституционнымСудомРоссийской Федерации были пресечены попытки со стороны лиц, в отношении которых устанавливался административный надзор обжаловать вынесенные решения под предлогом не конституционности норм об административном надзорелишь на том основании, чтоон является видом уголовного наказания, не включенным в уголовный закон, повторно налагаемым на них за одно и то же преступление. По их мнению, данные нормы ограничивают их конституционные права и свободы, а также имеют обратную силу в отношении лиц, осужденных до его принятия[6]Всвоих определениях Конституционный Суд[7]неоднократно разъяснял, что административный надзор, исходя из смысла его определения (п.1 ст.1 Закона) относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на такое лицо индивидуального профилактического воздействия (ст.2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Его установление согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст.86 УК РФ). Установление административных ограничений в этой связи не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение, соответственно и положениям Закона при их применении, обратная сила не придается[6].Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, отмечая в своем Постановлении, что административный надзор может устанавливаться целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов[8].Подача заявления в суд по рассматриваемой категории дел согласно ст. 261.5 ГПК РФ предусмотрена в следующих случаях при установлении административного надзора; при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений; при досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений. необходимость обращения в суд в следующих случаях:Правом на подачу заявления об установлении административного надзора обладают администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы; территориальный орган внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора.Заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений органом внутренних дел, одосрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем по месту нахождения исправительного учреждения, либо по месту жительства или пребывания этого лица (Статья 2615 ГПК РФ).В заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы.В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.При рассмотрениизаявления об установлении административного надзора следуетпрежде всегообращать внимание на сроки погашения судимости и мотивированностьходатайства об установлении ограничений поднадзорному с предоставлением соответствующих характеризующих материалов.Федеральный закон ©Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободыª от 6 апреля 2011 года № 64ФЗ (далее ФЗ ©Об административном надзореª)[1]использует несколько понятий для определения лица, в отношении которого может быть установлен административный надзор. Это ©лица, в отношении которых устанавливается административный надзорª (ст. 3), ©поднадзорное лицоª (п.3 ч. 1 ст. 1) и ©лицо, освобожденное из мест лишения свободыª (ст.1, 2, 3 и др.). Если два первых понятия, законом используются как тождественные, то последнее понятие носит более широкий характер по отношению к понятиям поднадзорное лицо или лицо,в отношении которого осуществляется административный надзор.Поднадзорное лицо лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор (п.3 ч. 1 ст. 1 ФЗ ©Об административном надзореª).Статья 3 указанного закона устанавливает основания и условия признания лица, нуждающегося в установлении административного надзора. Обязательными условиями, допускающими установления административного надзора, являются совершеннолетие лица, освобождение его из мест лишения свободы и наличие неснятой или не погашенной судимости.Совершеннолетие определяется в соответствии с ч. 1 ст. 21 ГК РФ, то есть по достижению восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что установление административного надзора в отношении несовершеннолетних закон не допускает, даже в случаях эмансипации. Соответственно, для назначенияадминистративногонадзора в отношении конкретного лицанеобходимо определить начальный и конечный момент судимости.Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.Таким образом, возникновение судимости связано лишь с вынесением обвинительного приговора и назначением уголовного наказания. Судимость характеризует юридический аспект состоявшегося осуждения и выступает как его правовое подтверждение. После аннулирования судимости (путем погашения или снятия) лицо не может рассматриваться как судимое. Следовательно, аннулирование судимости влечет за собой устранение правовых последствий предшествующего осуждения (ч. 6 ст. 86 УК РФ).Судимость погашается по истечении установленного законом срока либо может быть снята судом. Погашение судимости ‬это автоматическое прекращение ее действия по истечении установленного законом срока без особого решения суда по этому вопросу. Судимость погашается либо по истечении установленного законом срока после отбытия основного и дополнительного наказаний, либо по истечении испытательного срока.Судимость в отношении рассматриваемой категории погашается: в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления (по истечении 6 лет после отбытия наказания); в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления (по истечении 8 лет после отбытия наказания) (ч. 3 ст. 86 УК РФ).Судьямследует обращать внимание на конечный момент окончания судимости, поскольку если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срокпогашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания наказания. Так, в установлении административного надзора в отношении Михайлова Цивильским районным судом Чувашской Республики было отказано,т.к. он был освобожден условнодосрочно и его судимость погашена[9].В действующем уголовном законодательстве, в отличие от УК 1960г., не предусмотрена возможность перерыва срока погашения судимости. Если лицо совершает новое преступление во время срока погашения судимости, течение этого срока не прерывается. В этом случае сроки погашения судимости за предыдущее и новое преступления исчисляются самостоятельно. Вполне возможны ситуации, когда судимость за первое преступление будет погашена во время отбывания наказания за вновь совершенное преступление. Возможен и другой вариант: течение срока погашения судимости за новое преступление завершится раньше истечения этого срока за первое преступление. При устранении преступности и наказуемости деяния, за совершение которого лицо ранее было осуждено, оно считается не имеющим судимости с момента вступления в силу нового закона.Закон допускает и возможность досрочного снятия судимости. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ). Законодатель не раскрывает понятия безупречного поведения. Видимо, оно подразумевает ведение лицом законопослушного образа жизни. Из ч. 5 ст. 86 УК РФ не понятно, по истечении какого срока судимости можно поставить вопрос о досрочном ее снятии. Вряд ли целесообразно снимать судимость сразу же после освобождения от отбывания наказания. На наш взгляд, подобный вопрос следует рассматривать не ранее истечения половины предусмотренного ч. 3 ст. 86 УК РФ срока.Установление точных сроков погашения судимости имеет значение для назначения административного надзора. Так, Верховный Суд Республики Татарстан в определении по делу Мухаметзянова указал, что Согласно части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, следовательно, ограничением при назначении срока административного надзора является дата погашения судимости. Этот жедень является основанием для прекращения административного надзора (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64ФЗ)[10].Судимость может быть снята также в соответствии с актами амнистии и помилования. В ч. 6 ст. 86 УК РФ специально подчеркнуто, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В правовом плане лицо считается как бы не подвергавшимся в прошлом наказанию за совершенное преступление, хотя приобщей социальнонравственной оценке личности, в том числе и при назначении наказания за новое преступление (ч. 3 ст. 60 УК РФ), данное обстоятельство (как, впрочем, и прежние заслуги перед обществом) может учитываться.Отмеченные условия являются общими инедостаточны для основания установления административного надзора. Наличие их скорее свидетельствует о правовой предпосылке административного надзора. Возможность установления административного надзора также связывается с категориями преступлений, совершенных лицом, наличием рецидива, объектом условий делает возможным установление административного надзора[11].Термин ©лицо, освобожденное из мест лишения свободыª также не определяется законодателем. Полагаем, что этот термин включает в себя две категории лиц: полностью отбывших наказание и лиц, освобожденных от отбывания наказания. В отношении первой категории лиц может быть установлен административный надзор, как за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограниченияв соответствии с законом, в отношении второй ‬уголовноисполнительный контроль, как за лицами условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы.Ограничение в правах лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор может выражатьсяв одной из трех форм:а) в лишении возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам;б) в установлении ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами;в) в предписании выполнять обязанности, не возлагаемые на других граждан, в которых реализуются элементы государственного принуждения.Ограничения для таких лиц в пользовании конституционными или иными правами и принудительное возложение на них исполнения обязанностей, носящих карательный характер, могут устанавливаться федеральными законами, относящимися к различным отраслям права конституционному, уголовноисполнительному, административному, гражданскому, трудовому, семейному и т.д.Административное ограничение временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Федеральным законом ©Об административном надзореª.В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения[1]: 1) запрещение пребывания в определенных местах. Такие места, как правило, представляют собой точно не определенные объекты, но имеющие определенную специфику деятельности (торговля, образование, и др.). Это могут быть объекты торговли спиртосодержащими напитками, места торговлипивом, школы, детские сады, ночные клубы и пр. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным и определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств[11]. Так Закаменским районным судом (Республика Бурятия) 04 октября 2011 года в отношении Дамбаева применено ограничение в виде запрета пребывания в дошкольных, учебных образовательных учреждениях[12]. Первомайским районным судом г. Ижевска (Удмуртская Республика) 11 октября 2011 года в отношении Суслова установлено ограничение запрещение пребывания в местах, предназначенных для распития спиртного[13]. Тюменским районным судом Тюменской области в отношении Спиридонова установлен запрет посещения питейных и игорных заведений, поскольку лицо имеет склонность к злоупотреблению спиртными напитками[14];2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Массовое мероприятие это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.Так, Мантуровским районным судом (Костромская область) 02 сентября 2011 года в отношении Виноградова установлено ограничение в виде запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, проходящих на территории городского округа город Мантурово и Мантуровского муниципального района[15]. Могут быть указаны конкретные виды мероприятий. Так, Закаменским районным судом (Республика Бурятия) 04 октября 2011 года к Дамбаеву применено ограничение в виде запрета посещение мест проведения массовых мероприятий с участием несовершеннолетних детей и участие в указанных мероприятиях[16]. В тоже время Тюменский районным судом Тюменской области при установлении административного надзора в отношении Дрос в установление такого ограничения как запрет посещения массовых мероприятий и участия в них отказано, поскольку требование по мнению судьи не конкретизировано, а соблюдение данного ограничения связано с выполнением конкретных действия либо бездействия поднадзорным лицом[17]. из этого вытекает, что суд требует либо указать конкретные виды мероприятий, либо указать причину такого ограничения. Скорее всего, последнее. Поскольку, на наш взгляд, любое ограничение, из перечисленных в законе, кроме обязательного, должно быть мотивировано, поскольку вторгается в сферу конституционных прав граждан;3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. Место жительства это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает(ст. 20 ГК РФ). Согласно ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 52421

©О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерацииª[18], местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиницаприют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, доминтернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Помимо определения помещения при установлении рассматриваемого административного ограничения должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. Время суток определяется с учетом конкретных обстоятельств, в т.ч. режимомрабочего времени поднадзорного лица, характеризующих его личность сведений, поведения, семейного положения, обстоятельств совершенного им деяния (деяний). Так, решением Чухломского районного суда Костромской области от 2 ноября 2011г. в отношении С. установлен административный надзор с запрещением пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания поднадзорного лица, в ночное время, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время[11]. Аналогичные решения приняты Серовским районным судом (Свердловская область) 17 мая 2012 года в отношении Хабибуллина[19]; Подольским городским судом (Московская область) 22 декабря 2011 года в отношении Цой[20].Соответственно наличие работы в ночное время не может выступать препятствием к установлению такого ограничения. В то же время, Центральный районный суд г. Тюмени при назначении административного надзора в отношении Х. не установил ограничение в виде запрета пребывания вне места проживания в период с 22 часов до 06 часов, как было указано в заявлении начальника ОП4, по просьбе самого осужденного Х., т.к. его работа может быть связана с поздним временем. При этом суд не пояснил, почему не назначено такое ограничение, не смотря на то, что со слов матери он уходит издома и отсутствует недели по две, а также судом не оценен факт отсутствия постоянной работы Х. работает по найму[21]. В решении Тюменского районного суда в отношении Садовщикова сказано, что удовлетворении возложения обязанности находится по месту жительства отказать, т.к. Садовщиков собирается устраиваться сторожем[22]. Получается наличие абстрактной возможности ночной работы не позволили установить такого ограничения. При этом во втором случае судом не учтено, что лицо судимо за совершение преступлений против половой свободы несовершеннолетней;4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; Данный пункт предусматривает запрещение выезда за установленные судом пределы территории поднадзорному лицу. Законодатель не конкретизировал понятие территории и ее пределов. Выезд может быть осуществлен не только в пределах Российской Федерации, но и за ее пределы. Кроме того, не стоит забывать, что территорией России являются кроме сухопутной территории еще водные и воздушные суда, территории дипломатических представительств РФ за рубежом и др. Вместе с тем ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114ФЗ ©О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерациюª[23]содержит исчерпывающий перечень временного ограничения выезда гражданина Российской Федерации за ее пределы, что позволяет лицу, находящемуся под административным надзором, свободно покидать Российскую Федерацию.Так, Алейским городским судом (Алтайский край) 24 октября 2011 года в отношении Лукьянова установлено ограничение не менять место жительства, без уведомления межмуниципального отдела, осуществляющего административный надзор, не выезжать за пределы Алейского района без маршрутного листа и уведомления межмуниципального отдела, осуществляющего административный надзор[24]. Грязинским городским судом (Липецкая область) 19 сентября 2011 года при установлении административного надзора в отношении Долматова В.Н. установлено ограничение в виде запрета выезда за пределы Грязинского района без уведомления ОМВД России по Грязинскому району[25].5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом суд назначает лишь количество явок в органы внутренних дел. А вот график визитов поднадзорных, в соответствии с п. 6.2 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утверждается начальником территориального органа МВД и доводится до сведения поднадзорного под роспись.При этом установлениесудом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является по мнению законодателя обязательным. Из смысла п. 3 ст. 4 ФЗ ©Об административном надзореª можно сделать вывод о том, что суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, так и комбинацию отдельных ограничений[26, С. 10]. Поэтому при составлении заявления об установлении административного надзора необходимо учитывать все обстоятельства характеризующие как лицность осужденного, так и его поведение. Так, Еловский районный суд Пермского края обоснованно отказал заявителю в установлении такого ограничения как запрещение посещать места проведения массовых мероприятий и иных мероприятий, т.к. Павлов к административной ответственности не привлекался[27].Установленный изначально перечень ограничений не является неизменным в течение срока административного надзора, он может быть увеличен или сокращен. А именно суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.Принципиальным общим моментом является то, что административные ограничения могут налагаться только судом (подп. 2 ч. 1 ст. 1 ФЗ ©Об административном надзореª).Следует учитывать цели установления указанных административных ограничений. Они заключаются в первую очередь в воспрепятствовании продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных противоправных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах. Например, запрещение выезда или ограничение продолжительности пребывания вне жилого и иного помещения, а также установление обязательной явки в орган внутренних дел в определенные дни для регистрации необходимы для воспрепятствования уклонения лица от административного надзора, обеспечения самой возможности осуществления наблюдения за ходом его социальной реабилитации. Запрещение поднадзорному лицу пребывания вне места жительства или пребывания в определенное время, пребывания в определенных местах, посещения проведения массовых и иных мероприятий также имеет своей целью предотвращение возможности или побуждения для совершения других уголовно наказуемых деяний со стороны поднадзорного лица[11].При этом при подаче заявления об установлении административного надзора заявитель обязан предоставить суду документы, подтверждающие как основания установления административного надзора, так и целесообразность установления указанных ограничений. Так Судья Ельнинского районного суда обоснованно отказал в удовлетворении заявления об установлении в отношении С. административного надзора, поскольку в материалах дела отсутствовал весь характеризующий материал на С. как по месту отбывания им наказания (характеристики, справки о поощрениях и взысканиях, постановление об условно досрочном освобождении), так и по месту его настоящего пребывания , также к материалам дела не были приложены сведения о поквартирном (подворном) обходе участковым уполномоченным административного участка, рапорта на имя начальника территориального органа о необходимости установления административного надзора, сведения о проведении с С. профилактической работы, его объяснения по данному поводу, не представлены анкеты и листы учета профилактических мероприятий, а также не представлены акты посещения С. по месту жительства[28].Таким образом, судам при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы необходимо правильно определять наличие судимости, срок ее погашения, не была ли судимость снята в установленном законом порядке, наличие того или иного вида рецидива, категорию преступлений, его вид, в частности, совершено ли преступление в отношении несовершеннолетнего, устанавливать обстоятельства, определяющие наличие того или иного основания для установления надзора, его срока, исчисления срока, вид и количество применяемых ограничений, их обоснованностьи др.

Ссылки на источники1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Федеральный закон от № 64ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ©Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободыª: Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 66ФЗ // 3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30. Ст. 597.4. Бекетов, О. И. Полицейский надзор :теоретикоправовое исследование : автореф… д.ю.н. Челябинск,2011. 5. Миронов Р.Г. Меры законодательного противодействия рецидивной преступности // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 3538.6. Определение СанктПетербургского городского суда от 05.02.2013 N 33530/2013Требование об установлении административного надзора в отношении осужденного, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, удовлетворено правомерно ввиду наличия у него неснятойи непогашенной судимости за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Документ опубликован не был [Электр. ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=507845. (дата обращения20.03.2014г.)

7.Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1741О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дуванова Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3, 4, части 3 статьи 13 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Документ опубликован не был [Электр. ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=ARB;n=299659. (дата обращения20.03.2014г.)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 ©О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзореª // Бюллетень Верховного Суда РФª, № 8, август, 2013.9. Архив Цивильского районного суда Чувашской Республики за 2011 г. Решение от 24 августа 2011 года № 2556/2011 [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/21079330/(дата обращения 20.03.2014.)10. Архив Верховного Суда Республики Татарстан за 2012 г. дело № 33 2302/2012. [электронный ресурс] // http://судебнаяинформация.рф/bsr/case/1279988(дата обращения 20.03.2014 г.). 11. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64ФЗ ©Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободыª (под ред. С.А. Денисова). Система ГАРАНТ, 2012.12Архив Закаменского районного суда (Республика Бурятия) за 2011 год [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/19945872/(дата обращения 20.03.2014 г.). 13. Архив Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) за 2011 год. [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/21079330/(дата обращения 20.03.2014 г.).14 Архив Тюменского районного суда Тюменской области за 2012 г. Решение от 12 января 2012 г.15. Архив Мантуровского районного суда (Костромская область) за 2011 год. [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/21390601/(дата обращения 20.03.2014 г.).16. Архив Закаменского районного суда (Республика Бурятия) за 2011 год [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/19945872/(дата обращения 20.03.2014 г.)17. Архив Тюменского районного суда Тюменской области за 2012 г. Решение от 24 января 2012 г.18. Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 32, ст. 1227.19. Архив Серовского районного суда (Свердловская область) за 2012 года в отношении Хабибуллина [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/25507999/(дата обращения 20.03.2014 г.)20.рхив Подольского городского суда (Московская область) за 2011 год. Решение от 22 декабря 2011 года. [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/(дата обращения 20.03.2014 г.).21. Архив Центрального районного суда г. Тюмени за 2012 г. Материал № 22212/12.22. Архив Тюменского районного суда Тюменской области за 2012 г. Решение от 26.марта 2012 г.23.Собрание законодательства РФ,1996, № 34, ст. 4029.24. Архив Алейским городским судом (Алтайский край) за 2011 год.[электронныйресурс]//http://docs.pravo.ru/document/view/(дата обращения 20.03.2014 г.).25. Архив Грязинским городским судом (Липецкая область) за 2011 года. [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/19833200/(дата обращения 20.03.2014 г.).26. Косихин Д. Бывший осужденный, пройдите на регистрацию // ЭЖЮрист. 2011. № 37. С. 10.27. Архив Еловского районного суда Пермского края Решение от 28 октября 2011 года № 2226/2011. [электронный ресурс] // http://docs.pravo.ru/document/view/20818204/(дата обращения 20.03.2014 г.).28. Архив Ельнинского районного суда. Дело № 2289/2012[электронный ресурс] // https://rospravosudie.com/courtelninskijrajonnyjsudsmolenskayaoblasts/act106829169/(дата обращения 20.03.2014 г.).

Ivanova Svetlana IvanovnaCandidate of legal sciences, docent, docent chair of the Administrative activity Department of Law Enforcement agencies of the Tyumen Institute of Advanced Training of the Internal Affairs Ministry Personnel of the Russian Federation, Tyumen.Features of consideration of application by the courts of administrative supervision of persons released from places of imprisonmentAbstract: the article considers some features of consideration by courts of applications on the establishment of the administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty, including peculiarities of appointment ofadministrative restrictions.Keywords: administrative supervision, administrative restrictions, a person released from prison, the person against whom administrative oversight established, a statement on the establishment of administrative supervision.