Особенности формирования имиджа современного дошкольного образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дунаева О. В., Лосева Н. А. Особенности формирования имиджа современного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3266–3270. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54917.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования имиджа современного дошкольного учреждения, раскрыты основные понятия, обозначены этапы работы по формированию положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лосева Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», город Череповецlosevana1972@yandex.ru

Дунаева Ольга Владимировна,магистрант, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050100.68 Педагогическое образование, город Череповецdunya1983@mail.ru

Особенности формирования имиджа современного дошкольного образовательного учреждения

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования имиджа современного дошкольного учреждения, раскрыты основные понятия, обозначены этапы работы по формированию положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: имидж, корпоративный имидж организации, имидж дошкольной образовательной организации

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений(ДОУ). Детский садсегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация –это открытая социальнаясистема, активно взаимодействующаясразнообразными социальными партнерами:родителями воспитанников, школами, музеями, библиотеками, спортивными учреждениями и другими.Современный детский сад обязан решать задачи проведения маркетинга и рекламы оказываемыхуслуг.Для их эффективного решения появиласьнеобходимость разработки маркетинговой стратегии развития дошкольного образовательного учреждения, что позволит не толькоструктурировать ситуацию внутри организации, но и даст понимание, куда икак нужно двигаться в условиях рынка. Стратегия комплекс действий, направленных на достижениецели. Вся стратегия маркетинга должна ориентироваться на самыеглавные факторы рынка, влияющие на существование организации.Таким образом, дошкольное учреждение, оказавшись в рыночныхотношениях, как и вся образовательная система, должно разрабатывать непросто стратегию развития, аразрабатывать маркетинговуюстратегиюразвития дошкольной образовательной организации.КовтуновС.П.в книге «Развитие детского сада в условиях рынка»называет четыре фактора рынка:1) удовлетворенность потребителей (детей) и покупателей(родители);2) соответствие ожиданиям общественности;3) реальные конкурентные преимущества;4) идеальный образ будущего развития ДОУ, то есть мечта, дающаяспособность делать чтото более великое[1].Современныесоциокультурныеусловиядиктуют необходимость решенияпроблемыблагоприятного внешнего представлениядошкольного образовательного учреждения. В связи с этим к образовательным учреждениям предъявляются новые требования, среди которых немаловажную роль играет сложившаяся позитивная репутация как результат развития имиджа дошкольного учреждения. В настоящее время наблюдается рост публикаций, посвященных проблемам формирования профессиональных имиджей: руководителей (Андреева Ю. В.), государственных служащих (Орлова Е. А., Маркин В. М.), воспитателей (М. В. Апраксина), учителей (Петрова Е. А., Панасюк А. Ю., Попова Л. Г., Черепанова В. Н., Шепель В. М.), педагогов высшей школы (Донская Л. Ю., Бусыгина Г. А.,) и т.д.Имидж организации или корпоративный имидж изучают менеджеры,психологи,экономисты, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, дизайнеры и прочие. Важностьсоздания имиджа дошкольной образовательнойорганизацииопределяется следующими причинами:

конкуренция среди ДОУодной территории в борьбе за набор детейи сохранение контингента;

сложившаяся репутациясущественно упрощает доступ ДОУк оптимальнымресурсам из потенциальных: информационным, финансовым, человеческим и т.д.;

имея сформированный благоприятныйимидж, ДОУ при иныхравных условиях становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может обеспечить в большей степени постоянствои социальную защиту, удовлетворенность трудоми профессиональное развитие;

устойчивый позитивный имидж создает резервдоверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.Тем не менее, несмотря на интерес к данной проблеме, проблема создания имиджа дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной, что порождает противоречие между необходимостью работы над созданием иразвитием имиджа современнойдошкольнойорганизациии недостаточной теоретической и методической разработкой данного вопроса. В маркетинге имидж рассматривается как «образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже организации, ее продуктах и услугах, репутации руководителей".Большинство маркетологов рассматриваютимидж организации (в нашем случае дошкольной образовательной организации) каккорпоративный.Корпоративный имидж –символичный, условный имидж организации, образовываемыйв ходесубъект –субъектного взаимодействия, в структурекоторого естьэлементы, провоцирующиевосприятие организации как Субъекта. Имидж организации –это монолитное, цельноевосприятие организации, охватывающееосознаниеи оценку ее разнообразнымигруппами общественности, то есть целевыми аудиториями [2].Таким образом, корпоративный имидж –это цельный имидж организации, включающий какимидж отдельных подразделений, так иитогов ее функционирования.Здесь важное значение приобретаюти репутация организации, и ее достижения, и степень стабильности.При работе над формированием стабильного положительного имиджа образовательной организации необходимо первоочередное значение придавать постоянным и неизменным компонентам, которые с позиции менеджмента условно можно сгруппировать в следующие блоки:

эффективная организационнаякультура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом; четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;

комфортность среды образовательной организации (благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе, оптимизм и пр.);

неизменно высокое качество образовательной услуги (четкое понимание целей образования и воспитания, выраженное в миссии детского сада, высокий процент успешной адаптации выпускников ДОУ к школе, формирование здорового образа жизни; связь дошкольного учреждения с многообразными социальными институтами и пр.);

положительно воспринимаемый стиль образовательного учреждения;

позитивный образ руководителя и сотрудников образовательной организации, проявляющийся в педагогической, социальной и управленческой компетентности;

яркая, запоминающаяся, индивидуальная внешняя атрибутика (наличиевнешней символики, ритуалов и пр.).К переменным имиджа можно причислить:

виды образовательных услуг;

содержание философии, приоритетыобразовательной организации;

материальнотехническую базу образовательной организации.Таким образом, имидж дошкольной образовательной организации –нередко специально выработанный, эмоционально окрашенный, имеющий целенаправленно заданные характеристики, образ образовательного учреждения, призванный оказывать психологическое воздействие определенной направленности на конкретные группы социума [3, с.46].

Под развитием имиджа образовательной организации чаще всего подразумевают процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на базе уже имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является рост конкурентоспособности, установление и расширение партнерских взаимоотношений, привлечение дополнительных инвестиций.Формирование имиджа образовательного учреждения –процесс сложный и длительный, который включает в себя разнообразные формы работы по созданию как внешних, так и внутренних его составляющих.Рассмотрим более подробно этапы работы по созданию условий для формирования положительного благоприятного имиджа ДОУ усилиями сотрудников и родителей воспитанников.Прежде всего,необходимо изучить сложившееся представление социума о детском саде, исследовать и проанализировать реальное отношение сотрудников, родителей и детей к ДОУ. Для определения особенностей имиджа конкретного дошкольного учреждения используют следующие методыисследования:

анализ сайта ДОУ,

экспертная оценка особенностей имиджа ДОУ и его характеристик по критериям, отражающих составляющие имиджа ДОУ: фундамент имиджа (миссия ДОУ, стратегия развития ДОУ); внешний имидж (название ДОУ, предметнопространственная среда, состояние территории ДОУ, дизайн помещений); внутренний имидж ДОУ (организация работы и цена услуг в ДОУ, организация питания в ДОУ, информация о ДОУ, личный имидж администрации ДОУ, имидж персонала и отношение к посетителям, общественная деятельность ДОУ, организационная культура ДОУ); неосязаемый имидж (удовлетворенность родителей услугами ДОУ, удовлетворенность детей),

анкетирование родителей и персонала ДОУ,

наблюдение,

продуктивные методики (рисунок детей на тему детского сада, словесные ассоциации, анализ отзывов родителей о деятельности ДОУ и другое),

групповое интервью (фокусгруппы).

Следующий этап –маркетинговый,суть его заключаетсяв разработке комплекса мероприятий по формированию благоприятного имиджа ДОУ(концепция развития имиджа ДОУ и его продвижения). Необходимо четко прописать направления работы (работа с кадрами, взаимодействие с родителями и общественными организациями), запланированные мероприятия (например, конкурс на самый ухоженный прогулочный участок, выпуск газеты ДОУ, выпуск рекламных буклетов «Праздники в детском саду», мультимедиапрезентация ДОУ родителям неорганизованных детей района и родителей детей, впервые поступивших в ДОУ, семинар для педагогов «Имидж внешнего вида сотрудников» и другие), сроки реализации и ответственных за их проведение.

Необходимо помнить и о такой важной составляющей позитивного имиджа ДОУ, как создание неповторимого визуального образа, узнаваемого аудиторией, с помощью определенных атрибутов, которые формируют фирменный стиль или внешний имидж ДОУ.

Элементы фирменного стандарта: логотип, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ (летопись), газета ДОУ, публикации в СМИ, фирменный цвет, корпоративный сайт и другие, позволяют занять свое место на рынке образовательных услуг, стать непохожим на другие ДОУ.

Когда концепция имиджа ДОУ создана, необходимо обозначить каналы и средства ее осуществления. Для продвижения имиджа применяют такие способы как позиционирование и самореклама. Маркетинговые операции: предоставление новостей и информации о ДОУ и его услугах в наиболее выгодном для него свете, но без дезинформации, продвижение «философии» деятельности конкретного ДОУ, налаживание эффективной обратной связи с группами общественности, презентация работы в ДОУ, позволяют сформировать предельно понятный образ дошкольного учреждения. Основная цель чтобы люди узнавали особенности, выделяли среди прочих дошкольных учреждений, испытывали стабильную потребность в услугах данногоДОУ.Сегодня все чаще администрации ДОУ приходитсяобщаться со средствами массовой информации, вести переговоры со спонсорами. Заинтересованный в успехе руководитель должен сам выступать на конференциях, конгрессах, а также подбирать докладчиков из числа членов педагогического коллектива; организовывать интервью для прессы с известными сотрудниками ДОУ, дискуссии по проблемамкачества образовательных услуг и другое. Умение готовить грамотные выступления положительно влияет на имидж учреждения.Большое значение в информировании целевых клиентов о том, какиеобразовательные услуги предлагает ДОУ, имеют также ежегодные публикуемые отчеты, брошюры,научные статьи специалистов ДОУ, информационные бюллетени, печатные материалы об инновационной деятельности, практические пособия из опыта работы, аудиовизуальные материалы. Статьи, написанные руководителем и педагогами ДОУ, привлекают внимание к учреждению, опыту работы специалистов.

В результате сформированного яркого и позитивного имиджа дошкольное образовательное учреждение, несомненно, получит ряд преимуществ:

будет наиболее привлекательно для родителей, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, заинтересованных в приобретении качественных образовательных услуг, небезразличных к достижениям своих детей и осознающих ценность образования;

сможет заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся на работу), сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Этобудет способствовать стабильности коллектива и развитию благоприятного социальнопсихологического климата;

продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность деятельности всего коллектива.

Таким образом, поэтапное развитие имиджа, формирование позитивного, благоприятного образа и, как результат, сложившаяся положительная репутация –необходимое условие становления современной дошкольной образовательной организации, конкурентоспособной, привлекательной для родителей и сотрудников.

Ссылки на источники1. Ковтунов С.П., Рублева Г.А. Развитие детского сада в условиях сада. –М.,2010

2.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.,2007.3. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. –С. 4551.

Loseva Natalia Aleksandrovna, Ph.D., assistant professor of cathedra preschool education FSEE HPE "Cherepovets State University", Cherepovetslosevana1972@yandex.ru

Olga Dunaeva,master student, FSEE HPE "Cherepovets State University", a specialty 050100.68 “Pedagogical education”, Cherepovetsdunya1983@mail.ruFeatures an image of a modern preschool educational institutionAbstract.The article is devoted to an image of a modern preschool, basic concepts, identify the stages of the work on formation of positive image of preschool educational institutions.Keywords:image, corporate image, the image of preschool educational organizations.