Социокультурная компетентность будущих инженеров: проблемы и решения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саксонова
Л.
П. Социокультурная компетентность будущих инженеров: проблемы и решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3276–3280. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54919.htm.
Аннотация. В статье проанализированы проблемы подготовки современного инженера, обоснованы решения по преобразованию целеполагания и содержания высшего технического образования. На основе формирования социокультурной компетентности представлена методика преподавания гуманитарных дисциплин, в которой ключевая роль принадлежит «занятию - образу культуры».
Текст статьи
Саксонова Лариса Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Сызраньsaxon@artsfer.ru
Социокультурная компетентностьбудущих инженеров: проблемы и решения
Аннотация.В статье проанализированы проблемы подготовки современного инженера,обоснованы решения по преобразованию целеполаганияисодержания высшего технического образования. На основеформирования социокультурной компетентности представленаметодикапреподавания гуманитарных дисциплин, в которой ключевая роль принадлежит «занятию
образу культуры».Ключевые слова: культура, культуросообразность, социокультурная компетентность.
Последние события в современной России и на Украиненастойчиво напоминают о необходимости формирования социокультурной компетентности будущих специалистов. Что мешает решению этой социально значимой проблемы? Какие методологические заблуждения необходимо учесть, и какие методические трудности преодолеть?Первая проблема разрыв между образованием, культурой и условиями жизни общества, который отражает суть мирового кризиса образования. По мнению ФилиппаГ. Кумбсас середины XXвека во многихстранах мира наблюдаются значительные изменения вкультуре, социальных условиях, науке и технике, экономике и демографии. Но при этом образованиемедленно приспосабливаетсяк стремительному темпу глобальных изменений культуры[1]. Серьезным недостатком в организации современного образования является некритический перенос западноевропейских ценностей в российскую действительность, нарушение преемственности в развитиикультуры. Отказ от педагогического наследия,достижений отечественной культурыинавязывание в качестве идеальной модели человека европейского стандарта привело к кризису социализации подрастающего поколения и нарастанию среди молодежи деструктивных тенденций: дисбалансу социальных идеалов и ценностей, росту социальной агрессии, бездуховности, появлению «рыночного» типа личности. Объективно это отражает выполнение установки бывшего руководителя ЦРУ США А. Даллеса, в которой рекомендовано проводить в отношении нашей молодежи политику нравственного разложения[2]. Психологопедагогические исследования доказывают, что приобщение к культуре является основным звеном повышения качества подготовки современных специалистов, которое помогает реформироватьотечественноеобразование. Таким образом, идея разработки и реализации системы формирования социокультурной компетентности студентов технического университета заключается в том, что для инженерного образования наступает новая эпоха, приоритетным вектором развития которого стало выдвижение культуры на первый план педагогического внимания. Культура становитсянеобходимойформойсовременного общения и бытия людей прошлого, настоящегои будущего[3]. Единство «мозаичной» культурысовременностипредполагает синтез множества дискретных фрагментов без строгих границ между понятиями и смыслами [4]. Культура способна, изменяя тип мышления современного инженера, ставить в центр познания культурныеявления и доминанты, притягивая и соединяя отдельные фрагменты разных культур. Динамичность преобразований отражает усложнение и ускорение процесса изменения культурных паттернов форм социальной организации и моделей социального действия ценностей и типов мировоззрения. Поэтому культура формирования, трансформации, преобразования готовыхзнаний, умений, навыков, компетенцийдолжнавыделятьбудущегороссийского специалиста[5]. В теоретическом плане проблема приобщения учащейся молодежи к традиционной отечественной и мировой культуре связана с педагогическим принципом культуросообразности, который «…предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» [6, с. 47]. В обозначенном контексте все настойчивее выдвигается идея о необходимости приобщения будущих инженеров к мировой, отечественной культуре и к культуре региона. Врезультате децентрализации управления страной и передачи многих функций центральной власти в регионы на повестке дня стоит главный вопрос: «Как усовершенствовать подготовку кадров в регионе и для региона?». Отсутствие государственного распределения настраивает выпускников вузов трудиться в регионе, где находится высшее учебное заведение. Существование возможностей по организации социального партнерства между высшими учебными заведениями и местными предприятиями по подготовке кадров позволяет связать обучение с жизнью, производством и подготовкой инженеров на конкретное рабочее место, способствует их ускоренной социализации и созданию образовательных комплексов.Компетентного инженераотличает универсализм знаний и помыслов, цельность мировоззрения, понимание связанности человека и общества. Существенной чертой труда становится его интеллектуализация, основанная на знаниях и компетенциях, расширяющих креативный диапазон личности, развертывающийся в условиях нарастающего динамизма и неопределенности. Все отчетливее вырисовывается социальная ответственностьинженера за ошибки и просчеты в производственных и общественных процессах, которая характеризует результативность образования с позиций придания ему характера опережающего последствия в формировании личности.Поэтому формирование социокультурной компетентности будущегоинженера определяет степень его знакомства с социокультурным опытом нации, нормами отношений, оценочными иерархиями, уровнем знания языка общества проживания. Социокультурная компетентность будущего инженера является одновременно единицей социализации и инкультурации (процесса освоения и последовательного присвоения социокультурных норм и ценностных ориентиров), позволяет прогнозировать гибкое социокультурное поведение, комфортность его пребывания в обществе, эффективность исполнения им определенных социальных и культурных ролей, успешное функционирование на производстве и в окружающей среде. Анализ современныхпроцессов винженерном образованиипоказал, что для репликации культуры общества необходимо соответствующим образом перестроить все компоненты учебновоспитательного процесса в техническом вузе.Глубина их перестройки будет варьироваться в зависимости от связей процессов, основных тенденций и инвариантных направлений преобразований. Остановимся на анализе цели технического образования, которая предопределяет и прогнозирует результат, под нее подбираются соответствующие содержание, методы и средства. С появлением цели возникает активность и самостоятельность личности. В педагогической науке существует множество определений цели, но при всем их многообразии в каждом из них можно найти инвариантные признаки. Большинство исследователей считают, что будущий результат по форме отражения может быть представлен в перцептивных образах и моделях, либо в виде вербализованных понятий, суждений и умозаключений. Однако образ будущего результата не образует цели, а становится ею, когда появляется потребность достигнуть или приблизиться к этому результату.Очевидно, чтоцелью современноготехнического образования должно стать развитие будущего инженера, его задатков испособностей, а знания, умения, навыки и компетенции будут рассматриваться как средство решения этих задач.Но среди основных недостатков Б.С. Гершунский выделяет: прагматичность, недостаточнуюконкретность, декларативность илокальность цели [7].Следовательно, при постановке целей учебновоспитательного процесса, направленного на формирование социокультурной компетентности будущих инженеров, необходимо выполнить следующие требования:учет интересов, направленности и пожеланий студентов;личностная значимость цели и не противоречивость общественным интересам;достижимость, соразмерность цели возможностям студентов;четкость, конкретность, последовательность в достижении цели;прогнозирование трудностей в достижении цели, определение путей их преодоления; развитие и дальнейшее дополнение цели.В связис чем, сначаланеобходимо повысить качество личностного развития будущего инженера, а затемсоотношение личностного и профессионального развития студентов начнет приобретать динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное и социокультурное развитие личности начинает доминировать [8].В большинстве исследований отправной точкой в целеполаганиивысшегообразования является модель специалиста, в основе содержаниякоторой лежит квалификационная характеристика с фиксируемой системой требований к работнику. В настоящее время предпочтительной становится профессиографическая модельспециалиста с характерным набором базовых свойств, основывающихся на требованияхработодателейи специальных способностяхпредставителейэтой профессии. Вперсонологическихмоделяхвыбор свойств ведется от профессионально значимых личностных качеств и основывается на представлении о многофакторной структуре личности. Необходимо отметить, что эффективными являются комплексные профессиографические модели, отражающие требуемые обществом социальные,профессиональные свойстваи личностные качества.Наряду с квалификационными характеристиками в качестве эталонных моделей специалистов многие исследователи используют и профессиограммы, которые включают описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств, противопоказаний по состоянию здоровья [9,10]. По определению А.К. Марковой, профессиограмма это научные нормы и требования профессии к профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, позволяющиеэффективно выполнять профессиональные требования Вместе с тем, профессиограмма это не жесткая стандартная схема, агибко ориентированная основа для развития специалиста [9].В структурепрофессиограммы А.К. Маркова выделяет трудограмму (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии).Ю.К. Чернова дополниламодель социограммой, которая включаетсоциальную значимость профессии в обществе,социальные требованияк профессии, социально значимые качества исоциальные нормы человека в профессии, правила субординации, адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды, возможности обогатить опыт профессии и профессиональное мышление[10].Существенным дополнение стала разработанная автором исследования культурограмма, которая включает основные культурно ориентированные требованияк личности будущего инженераи его профессии, культурные нормы, общую и профессиональную культуру, творческие способности,условия, средства взаимодействия культуры, профессии и личности специалиста.
ТаблицаКультурограмма будущего инженераЭлемент профессиограммыСодержаниеКультурограммамаксимальное использование в деятельности культуры среды, в которой находится инженер (культура региона, нации, общества, страны);поликультурное развитие;формирование организационной, коммуникативной, корпоративной культуры при разработке и анализе вариантов решения проблем, прогнозировании последствий, нахождении компромиссных решений в условиях культурного диалога, профессионального общения и этических норм;разработка проектов изделий с учетом эстетических, механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных и экологических параметров;владение информационной культурой;самореализация личности в культуре;культурная рефлексия (осознание и оценка своего уровня культурного развития);выявление и развитие способностей в области культуры;анализ профессионального прошлого, настоящего и прогнозирование профессионального будущего с учетом социокультурных изменений;построение траектории профессионального и культурного роста;выработка культурных эталонов и стратегий профессионального поведения и общения;выделение аксиологического, гносеологического, праксиологического компонентов профессиональной деятельности и культуры;готовность к творческому саморазвитию и культурному росту, креативность
При построении культурограммыисходим из того, что будущий инженервсегда являетсяконечным звеном в цепи производственных связей. Из его рук выходит конечный материальный продукт, который принимается и потребляется на всех уровнях. От его качества, меры реализации замысла авторов зависит авторитет конкретного предприятия, престиж отрасли, их место и роль в отечественном и мировом производстве. И в этом случае нельзя пренебрегать культурным потенциалом отдельного инженера и целых коллективов. Это опора и основа всего материального производства и культуры страны в целом. Именно поэтому так важно формировать культуру молодых специалистов в высшей технической школе. Культура сущностный признак отдельного человека, групп людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом.Профессиограмма эталон для выбора стратегических целей в изучении различных дисциплин технического вуза,позволяет сделать подготовку будущих инженеров качественной, системной и прозрачной. Для того чтобы формирование социокультурнойкомпетентности будущего профессионала в области техники проходило непрерывно, начиная с изучения фундаментальных дисциплин и заканчивая специальными, необходимо создание единой команды всех преподавателей технического вуза, способной учесть качества, свойства, компетенции и компетентности будущего инженера в его культуросообразной подготовке.Преподавателям следует ориентировать учебный предмет не только на узкопрофильную подготовку, но и на дальнейшее развитие компетентностей будущего специалиста, которые позволили бы оцениватьтехнические изобретения, научные открытия с точки зрения не только технологической и экономической, но социальной и культурной эффективности, ответственности за последствия своей профессиональной деятельности. Будущий инженердолжен стать личностью, обладающей высокой степенью культуры, осознающей свою принадлежность к окружающей культурной и природной среде, понимающей меру своей ответственности за сохранение и приумножение природного, национального и мирового культурного достояния. Поэтому к проектированию содержания высшего технического образования необходимо подойти с новых позиций, и в соответствии с требованиями принципа культуросообразности этому процессу придать целенаправленный, системный характер, создавая специальные педагогические условия для формирования и развития социокультурной компетентности будущих инженеров. Выделим основные направления преобразования содержания высшего технического образования:–учет ведущих тенденций социальнокультурного и экономического развития общества, переосмысление взглядов на культурное образование и воспитание будущих инженеров;–понимание педагогического процесса как составной части культуры общества, семьи, как культурноисторическую ценность прошлого, настоящего и будущего;–планирование содержания образования на основе приоритетных видов деятельности будущих инженеров;–максимальное использование в содержании образования семейной, региональной, народной, материальной и духовной культуры; –формирование качеств личности инженера, необходимых в современной
социокультурной ситуации;–обеспечение единства национальных, межнациональных и глобальных начал в воспитании и образовании;–поэтапное усложнение и развертывание содержания учебной информации в высшем техническом образовании;–отражение в содержании профессиональной подготовки технического специалиста взаимосвязи теории и практики;–направленность содержания на интегративные процессы, взаимосвязь специальных, гуманитарных и фундаментальных дисциплин;–овладение навыками культурного самовоспитания, самообразования, саморазвития. Установка на сохранение и создание новых культурных ценностей;–введение в содержание обучения материала, способствующего развитию творческой и учебноисследовательской деятельности;–обеспечение гибкости и вариативности содержания образования в соответствии с динамикой общественных потребностей и индивидуальными способностями будущих инженеров. Очевидно, что одним из ведущих факторов отбора содержания подготовки специалистов является синтезирование и диалектическая взаимосвязь перспектив развития системы образования, производства, техники, труда, рынка квалифицированных кадров и культуры. Авторскую конструкцию построения содержания высшего технического образования представляет сочетание основ принципа культуросообразности (линия «горизонталей») со значимыми интегративными конструктами содержания профессионального образования, которые представлены в виде «вертикалей» (ключевые компетенции, ключевые компетентности, ключевые квалификации) [11]. При этомрезультатом внутриличностной интеграции становится интеграция социальногуманитарного и профессионального знания. Это возможно при совмещении внутренних усилий личности студента и внешнего воздействия целенаправленного образовательного процесса, что всегда связано с проблемой осознания будущим инженером ответственности за свое обучение. В этом многомерном процессе [12]:–ключевые компетентностивыступают в качестве центрального тематического ядра, объединяют интеллектуальную и навыковую составляющие образования, интерпретируют содержание образования, формируемого исходя из результата, и интегрируют однородные или близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.);–ключевые компетенцииинтерпретируют знания, умения, опыт с социальнопрофессиональной ситуацией (конкретной реальной деятельностью), имеют широкий радиус действия и открывают доступ к выполнению общепрофессиональных видов деятельности, обеспечивая тем самым универсальность работника;–ключевые квалификациипредставляют комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции (функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации работника. Ключевые квалификации направляют профессиональную деятельность и обеспечивают специалиста адекватной информацией о себе и внешнем мире. Данный вид профессиональных характеристик не устаревает в ходе технического прогресса, изменения условий работы, действия социальных факторов.Представленная конструкция помогает совместить научные знания из разных отраслей и рассматривается как их органическое взаимопроникновение, которое дает новый результат –системное, целостное и качественное образование. Детализация перестройки содержания помогает определить соотношение качеств будущих инженеров с ключевыми компетенциями, компетентностями, квалификациями и направленностью на построение культуросообразного содержания их образования, отразить взаимосвязь функциональных компонентов профессиональной деятельностии необходимыхличностныхкачествбудущихинженеров. По этому поводу Н.К. Чапаев пишет: «…человек, взятый во всем богатстве его внутренних и внешних связей, должен стать не только конечным, но и исходным пунктом интеграции в педагогике. В противном случае нельзя быть застрахованным от квазинтеграции, лжеинтеграции –процесса и результата формирования «частичного», «фрагментарного» человека» [13, с. 3].Анализ учебных планов Самарского государственного технического университета и его Сызранского филиала по техническим специальностям, составленных в соответствии с государственным образовательным стандартом, показывает возможности реализации спроектированной системы формирования социокультурной компетентности студентов технического вуза. Следует подчеркнуть, что это достаточно сложная работа, требующая глубокого отбора воспитательных возможностей содержания каждой темы учебной дисциплины, оптимального определения форм, методов и средств дальнейшего развития исследуемой компетентности будущих инженеров, соответствующей перестройки деятельности преподавателей и студентов.Преподавание предметов гуманитарного цикла основано на идеях: –внутрипредметного синтеза различных гуманитарных дисциплин в творческой деятельности будущего инженера;–междисциплинарного гуманитарного синтеза философии, искусства, литературы, музыки, истории в создании благоприятных условий для реализации творческих возможностей будущих инженеров;–синтеза разных знаний на основеобразов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным смыслом и символом;–включения регионального компонента в процесс реализации содержания комплекса программ по гуманитарным предметам.Очевидно, что для развития социокультурной компетентности будущего инженера приоритетным в содержании преподавания предметов гуманитарного цикла следует считать мысли, чувства, отношение к жизни, которые предполагают:–переориентирование учебновоспитательного процесса в вузе на личность будущего инженера, его созидательные параметры во взаимодействии с нравственноэстетическим совершенствованием, направленным на оптимизацию личностной культуры студентов как фактора его духовности;–реализацию целостного продуктивного воспитания личности через сотворчество преподавателя и студентов по законам красоты;–оптимизацию эвристического мышления и познавательнойдеятельности;–раскрытие преобразующей силы гуманитарных предметов и их влияние на внутреннюю сферу человека, его отношение к окружающему миру, идейные, нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции;–продуктивное развитие способности этического, эстетического сопереживания действительности как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;–осуществление познания мира через собственную созидательную деятельность;–активизацию способностей обобщения как основы целостного восприятия многомерности культуры и искусства;–формирование интегративных качеств восприятия (ассоциативный принцип), оптимизацию навыков целостного и динамичного охвата явлений культуры;–развитие умений формировать свое собственное поведение и выражать свои чувства, отношение к миру в процессе продуктивной деятельности [14].Для формирования и дальнейшего развития социокультурной компетентности будущих инженеров необходимы программы, нацеленные на новые возможности эстетических способов познания, творческого развития, профессиональной подготовки будущего инженера, который приобретает свободу ориентации в обширном культурноинформационном пространстве, усваивает опыт эстетической и культурной деятельности. Поэтому структура и содержание методики преподавания гуманитарных дисциплин составляют единое целое, отражают исходные положения моделирования образовательной системы студентов и отличаются не только постановкой задач обучения, но и принципиально иной конструкцией. Большинство гуманитарных предметов строятся на поэлементном принципе, в котором отдельно существует методика преподавания истории, методика преподавания философии и т.д. При традиционном обучении эти элементы не связываются между собой, что отнюдь не способствует целостному освоению гуманитарных предметов студентами. Кроме того, в такой модели преподавания невозможно определить уровни знаний, навыков творческого и социокультурного развития выпускника технического университета.В представленном исследовании основу конструкции экспериментальной методики преподавания представляет диалог культур по «горизонтали» как приобщение к мировой духовной культуре и взаимопроникновение «вертикалей», которые отражают знания, навыки по специфичным вопросам гуманитарных дисциплин. Социальнопрофессиональные знания, умения, навыки будущего инженера не исключаются, а входят в конструкцию методики преподавания гуманитарных предметов в качестве одной из подсистем. Таким образом, важнейшим отличием разработанной методики по циклу преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе становится целостное блокотематическое построение единых кругов познания при разнообразии теоретической и практической деятельности. В структуре экспериментальных программ по гуманитарным предметам выделена система доминант на каждом этапе обучения:–первый этап –закрепление основы представлений и содержания, единство восприятия и практической деятельности на каждом занятии;–второй этап –закрепление и развитие основы знаний, состоящей из единства восприятия и практической работы в каждой изучаемой теме;–третий этап –формирование и развитие социокультурной компетентности студентов с разделением практической работы и восприятия на параллельные курсы (теоретический и практический) и их базирование на основах исторической, философской, правовой и культурологическойграмотности.Следовательно, появляется последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного занятия к другому. Связь лекций и практических занятий становится прочной. Такой принцип построения методики преподавания помогает преподавателю легче отделить главное отвторостепенного, случай от закономерности, дает возможность представить критерии успеха студентов в формировании и развитии их социокультурной компетентности. Традиционные программы делают акцент на том, что и как нужно изучать, потому что в культуре всегда чтото и както изображено (предметы, люди, явления, события). Экспериментальные программы обращают внимание на то, зачемэто нужно познать и понять, подчеркивают социальную цель познания культуры человечества. В экспериментальном обучении лекции и практические занятия становятся образом культуры, эффективной формой развития социокультурной компетентности студентов технического вуза. Следуя идеям Б.М. Неменского, занятия по философии, культурологии, истории можно рассматривать как особый тип, структура которых, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности –законам искусства. По этому поводу Б.М. Неменский писал, что основойнаучнойи художественнойдидактикиявляется переживание, которое представляет уникальный способ освоения человеческого опыта [15]. Проектируя занятие как образ культуры, необходимо обеспечить передачу социального (художественноэмоционального) опыта от преподавателя к студенту, который происходит через эстетическое переживание, эмоциональное напряжение, сопровождающееся увлечением, самоопределением, самоуважением будущего инженера. Поэтому «занятиюобразу» присущи понятия художественного процесса как драматургия, сюжет, кульминация и др. Анализ элементов театрального действия способствует построению новой модели занятия как образа культуры, в которой:–«действительность» –это создание преподавателем программы как прошлой, настоящей и будущей реальности;–«драматическое действие», «сценическая игра» –это диалог, общение, взаимодействие преподавателя и студента в условиях, обстоятельствах места и времени, заданных сценарием занятия; –«участники спектакля» и «зрители» –это студенты и преподаватели в их совместной деятельности, в которой педагог –режиссерпостановщик, а обучаемые –исполнители и зрители в одном лице. «Занятиеобраз» рождается в воображении преподавателя, воплощается назанятии в пластической, звуковой, жестомимической, словесной формах и воссоздается воображением студента. В отличие от других, оно содержитцелостнодуховное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение преподавателя к миру, поэтому всегда будет уникальным с присущими принципами проектирования [16]: –гуманнодемократическийс учетом ценности инженера иего развития как самоценного субъекта; национальных, региональных, религиозных особенностей окружающей среды технического вуза; знания индивидуальных особенностей студентовинженеров; оценки и самооценки личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию будущих инженеров в данной сфере деятельности;–приоритет формирования эмоциональноценностных отношенийчерез освоение, преобразование собственного «Я» студента, коллектива, среды на основе формирования социокультурной компетентности будущих инженеров; интерес к деятельности на занятиях по гуманитарным дисциплинам; переживание образа в процессе его восприятия;
–авторскаясвободапроектированиясодержится в сценарии занятия и создании необходимых условий для участия преподавателей и студентов в сотворчестве и проведении занятия;
–педагогическаядраматургияпредставляет требования к сценарию, замыслу, сюжету; наличию эмоциональнообразных акцентов сюжета, построенных на ролевой, деловой, имитационной игре студентов технического вуза;–вариативностьструктурызависит от педагогической цели; режиссерской и исполнительской функции студентов и преподавателя («занятиепоиск», «занятиеисследование», «занятиемастерская», «занятиецитата» и т.д.);–свободнаяинтеграцияи диалог с другими видами культурноэстетической деятельностиреализуется через использование опыта мировой художественной культуры и связи времен в различных видах искусства; интегрирование с другими видами культурноэстетической деятельности;–открытостьзанятияпредполагает привлечение родителей, работодателей, деятелей различных видов искусств, других преподавателей, ученых; сотрудничество студентов разных групп и возрастов; проведение занятий в мастерских художников, выставочных залах и т.д.;–оценка, самооценкапроцесса и результатов педагогической деятельности на занятиивключает критику через диалог, анализ и сравнение; оценку и самооценку результатов деятельности преподавателя и обучаемых; их совместное определение критериев оценки деятельности.Таким образом, авторское занятие по гуманитарным предметам представляет конструируемую и целостную модель самореализации личностных, творческих возможностей преподавателя и студента в их взаимодействии по передаче и усвоению определенной части содержания образования, как форму реализации педагогического замысла средствами, адекватными самому процессу создания художественного образа. Ежегодный обмен мнениями среди работодателей и представителей муниципальных органов департаментов образования, культуры, фонда занятости населения, отдела по делам молодежи, комитета по делам семьи, материнства и детства способствует выявлению интенсивных методов формирования и дальнейшего развития социокультурной компетентности будущих инженеров.
Ссылки на источники1. Филипп Г. Кумбс. Кризис образования. Системный анализ.–М.: Прогресс, 1970. –261 с.2.Олейник Б. План Даллеса // Молодая гвардия.–1993 –№7 (июль).
3. Библер В.С. Культура. Диалог культур// Вопросы философии.–1986. –№ 6. С. 3241.4. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. –М.: ЛКИ, 2008. —416 с.5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1, 2. –Казань, 1998. –566 с. 6. Безрукова В.С. Педагогика: учебник для инженернопедагогических специальностей.–Екатеринбург: Екатер. обл. инт развития образования, 1994. –312 с.7. Гершунский Б.С.Философия образования.–М.: Флинта, 1998. –432с.8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход.–М.: Психологосоциальный институт, 2005. –216 с. 9. Маркова А.К.Психология профессионализма.–М.: Знание, 1996. –308 с.10. Чернова Ю.К.Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: учебное пособие –Тольятти: Издво ТолПИ, 1992. –121 с.11.Саксонова Л.П.Преобразование содержания высшего технического образования в соответствии с требованиями принципа культуросообразности и социальнопрофессиональной компетентности студентов //Образование и общество.–2010. –№ 1. С. 2327.12.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебноепособие. –М., 2003. –480 с.13.Чапаев Н.К. Интеграционные процессы в дидактике профтехобразования как внутренний фактор педагогического знания / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердл. инжен.пед. инт. –Вып. 2. –Свердловск, 1991. –С. 2332.
14.Саксонова Л.П. Методика формирования социальнопрофессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Сибирский педагогический журнал.–2009. –№ 10.С. 113119.15.Неменский Б.М. Культура –Искусство –Образование: цикл бесед –М.: Центр ХКО, 1994. –79 с.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. –М.: Просвещение, 1987. –225 с.
Larisa Saksonova,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of humanitarian Sciences branch of Samara state technical University, SyzranSociocultural competence of future engineers: problems and solutionsAbstract.The article analyses problems of the modernengineer, justified the decision on transformation of the aims and the content of the higher technical education. Based on the formation of sociocultural competence presents the technique of teaching of humanitarian disciplines, in which the key role belongs to the «pursuit
way culture».Key words: culture, culture conformity, sociocultural competence.
Социокультурная компетентностьбудущих инженеров: проблемы и решения
Аннотация.В статье проанализированы проблемы подготовки современного инженера,обоснованы решения по преобразованию целеполаганияисодержания высшего технического образования. На основеформирования социокультурной компетентности представленаметодикапреподавания гуманитарных дисциплин, в которой ключевая роль принадлежит «занятию
образу культуры».Ключевые слова: культура, культуросообразность, социокультурная компетентность.
Последние события в современной России и на Украиненастойчиво напоминают о необходимости формирования социокультурной компетентности будущих специалистов. Что мешает решению этой социально значимой проблемы? Какие методологические заблуждения необходимо учесть, и какие методические трудности преодолеть?Первая проблема разрыв между образованием, культурой и условиями жизни общества, который отражает суть мирового кризиса образования. По мнению ФилиппаГ. Кумбсас середины XXвека во многихстранах мира наблюдаются значительные изменения вкультуре, социальных условиях, науке и технике, экономике и демографии. Но при этом образованиемедленно приспосабливаетсяк стремительному темпу глобальных изменений культуры[1]. Серьезным недостатком в организации современного образования является некритический перенос западноевропейских ценностей в российскую действительность, нарушение преемственности в развитиикультуры. Отказ от педагогического наследия,достижений отечественной культурыинавязывание в качестве идеальной модели человека европейского стандарта привело к кризису социализации подрастающего поколения и нарастанию среди молодежи деструктивных тенденций: дисбалансу социальных идеалов и ценностей, росту социальной агрессии, бездуховности, появлению «рыночного» типа личности. Объективно это отражает выполнение установки бывшего руководителя ЦРУ США А. Даллеса, в которой рекомендовано проводить в отношении нашей молодежи политику нравственного разложения[2]. Психологопедагогические исследования доказывают, что приобщение к культуре является основным звеном повышения качества подготовки современных специалистов, которое помогает реформироватьотечественноеобразование. Таким образом, идея разработки и реализации системы формирования социокультурной компетентности студентов технического университета заключается в том, что для инженерного образования наступает новая эпоха, приоритетным вектором развития которого стало выдвижение культуры на первый план педагогического внимания. Культура становитсянеобходимойформойсовременного общения и бытия людей прошлого, настоящегои будущего[3]. Единство «мозаичной» культурысовременностипредполагает синтез множества дискретных фрагментов без строгих границ между понятиями и смыслами [4]. Культура способна, изменяя тип мышления современного инженера, ставить в центр познания культурныеявления и доминанты, притягивая и соединяя отдельные фрагменты разных культур. Динамичность преобразований отражает усложнение и ускорение процесса изменения культурных паттернов форм социальной организации и моделей социального действия ценностей и типов мировоззрения. Поэтому культура формирования, трансформации, преобразования готовыхзнаний, умений, навыков, компетенцийдолжнавыделятьбудущегороссийского специалиста[5]. В теоретическом плане проблема приобщения учащейся молодежи к традиционной отечественной и мировой культуре связана с педагогическим принципом культуросообразности, который «…предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» [6, с. 47]. В обозначенном контексте все настойчивее выдвигается идея о необходимости приобщения будущих инженеров к мировой, отечественной культуре и к культуре региона. Врезультате децентрализации управления страной и передачи многих функций центральной власти в регионы на повестке дня стоит главный вопрос: «Как усовершенствовать подготовку кадров в регионе и для региона?». Отсутствие государственного распределения настраивает выпускников вузов трудиться в регионе, где находится высшее учебное заведение. Существование возможностей по организации социального партнерства между высшими учебными заведениями и местными предприятиями по подготовке кадров позволяет связать обучение с жизнью, производством и подготовкой инженеров на конкретное рабочее место, способствует их ускоренной социализации и созданию образовательных комплексов.Компетентного инженераотличает универсализм знаний и помыслов, цельность мировоззрения, понимание связанности человека и общества. Существенной чертой труда становится его интеллектуализация, основанная на знаниях и компетенциях, расширяющих креативный диапазон личности, развертывающийся в условиях нарастающего динамизма и неопределенности. Все отчетливее вырисовывается социальная ответственностьинженера за ошибки и просчеты в производственных и общественных процессах, которая характеризует результативность образования с позиций придания ему характера опережающего последствия в формировании личности.Поэтому формирование социокультурной компетентности будущегоинженера определяет степень его знакомства с социокультурным опытом нации, нормами отношений, оценочными иерархиями, уровнем знания языка общества проживания. Социокультурная компетентность будущего инженера является одновременно единицей социализации и инкультурации (процесса освоения и последовательного присвоения социокультурных норм и ценностных ориентиров), позволяет прогнозировать гибкое социокультурное поведение, комфортность его пребывания в обществе, эффективность исполнения им определенных социальных и культурных ролей, успешное функционирование на производстве и в окружающей среде. Анализ современныхпроцессов винженерном образованиипоказал, что для репликации культуры общества необходимо соответствующим образом перестроить все компоненты учебновоспитательного процесса в техническом вузе.Глубина их перестройки будет варьироваться в зависимости от связей процессов, основных тенденций и инвариантных направлений преобразований. Остановимся на анализе цели технического образования, которая предопределяет и прогнозирует результат, под нее подбираются соответствующие содержание, методы и средства. С появлением цели возникает активность и самостоятельность личности. В педагогической науке существует множество определений цели, но при всем их многообразии в каждом из них можно найти инвариантные признаки. Большинство исследователей считают, что будущий результат по форме отражения может быть представлен в перцептивных образах и моделях, либо в виде вербализованных понятий, суждений и умозаключений. Однако образ будущего результата не образует цели, а становится ею, когда появляется потребность достигнуть или приблизиться к этому результату.Очевидно, чтоцелью современноготехнического образования должно стать развитие будущего инженера, его задатков испособностей, а знания, умения, навыки и компетенции будут рассматриваться как средство решения этих задач.Но среди основных недостатков Б.С. Гершунский выделяет: прагматичность, недостаточнуюконкретность, декларативность илокальность цели [7].Следовательно, при постановке целей учебновоспитательного процесса, направленного на формирование социокультурной компетентности будущих инженеров, необходимо выполнить следующие требования:учет интересов, направленности и пожеланий студентов;личностная значимость цели и не противоречивость общественным интересам;достижимость, соразмерность цели возможностям студентов;четкость, конкретность, последовательность в достижении цели;прогнозирование трудностей в достижении цели, определение путей их преодоления; развитие и дальнейшее дополнение цели.В связис чем, сначаланеобходимо повысить качество личностного развития будущего инженера, а затемсоотношение личностного и профессионального развития студентов начнет приобретать динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное и социокультурное развитие личности начинает доминировать [8].В большинстве исследований отправной точкой в целеполаганиивысшегообразования является модель специалиста, в основе содержаниякоторой лежит квалификационная характеристика с фиксируемой системой требований к работнику. В настоящее время предпочтительной становится профессиографическая модельспециалиста с характерным набором базовых свойств, основывающихся на требованияхработодателейи специальных способностяхпредставителейэтой профессии. Вперсонологическихмоделяхвыбор свойств ведется от профессионально значимых личностных качеств и основывается на представлении о многофакторной структуре личности. Необходимо отметить, что эффективными являются комплексные профессиографические модели, отражающие требуемые обществом социальные,профессиональные свойстваи личностные качества.Наряду с квалификационными характеристиками в качестве эталонных моделей специалистов многие исследователи используют и профессиограммы, которые включают описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств, противопоказаний по состоянию здоровья [9,10]. По определению А.К. Марковой, профессиограмма это научные нормы и требования профессии к профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, позволяющиеэффективно выполнять профессиональные требования Вместе с тем, профессиограмма это не жесткая стандартная схема, агибко ориентированная основа для развития специалиста [9].В структурепрофессиограммы А.К. Маркова выделяет трудограмму (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии).Ю.К. Чернова дополниламодель социограммой, которая включаетсоциальную значимость профессии в обществе,социальные требованияк профессии, социально значимые качества исоциальные нормы человека в профессии, правила субординации, адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды, возможности обогатить опыт профессии и профессиональное мышление[10].Существенным дополнение стала разработанная автором исследования культурограмма, которая включает основные культурно ориентированные требованияк личности будущего инженераи его профессии, культурные нормы, общую и профессиональную культуру, творческие способности,условия, средства взаимодействия культуры, профессии и личности специалиста.
ТаблицаКультурограмма будущего инженераЭлемент профессиограммыСодержаниеКультурограммамаксимальное использование в деятельности культуры среды, в которой находится инженер (культура региона, нации, общества, страны);поликультурное развитие;формирование организационной, коммуникативной, корпоративной культуры при разработке и анализе вариантов решения проблем, прогнозировании последствий, нахождении компромиссных решений в условиях культурного диалога, профессионального общения и этических норм;разработка проектов изделий с учетом эстетических, механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных и экологических параметров;владение информационной культурой;самореализация личности в культуре;культурная рефлексия (осознание и оценка своего уровня культурного развития);выявление и развитие способностей в области культуры;анализ профессионального прошлого, настоящего и прогнозирование профессионального будущего с учетом социокультурных изменений;построение траектории профессионального и культурного роста;выработка культурных эталонов и стратегий профессионального поведения и общения;выделение аксиологического, гносеологического, праксиологического компонентов профессиональной деятельности и культуры;готовность к творческому саморазвитию и культурному росту, креативность
При построении культурограммыисходим из того, что будущий инженервсегда являетсяконечным звеном в цепи производственных связей. Из его рук выходит конечный материальный продукт, который принимается и потребляется на всех уровнях. От его качества, меры реализации замысла авторов зависит авторитет конкретного предприятия, престиж отрасли, их место и роль в отечественном и мировом производстве. И в этом случае нельзя пренебрегать культурным потенциалом отдельного инженера и целых коллективов. Это опора и основа всего материального производства и культуры страны в целом. Именно поэтому так важно формировать культуру молодых специалистов в высшей технической школе. Культура сущностный признак отдельного человека, групп людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом.Профессиограмма эталон для выбора стратегических целей в изучении различных дисциплин технического вуза,позволяет сделать подготовку будущих инженеров качественной, системной и прозрачной. Для того чтобы формирование социокультурнойкомпетентности будущего профессионала в области техники проходило непрерывно, начиная с изучения фундаментальных дисциплин и заканчивая специальными, необходимо создание единой команды всех преподавателей технического вуза, способной учесть качества, свойства, компетенции и компетентности будущего инженера в его культуросообразной подготовке.Преподавателям следует ориентировать учебный предмет не только на узкопрофильную подготовку, но и на дальнейшее развитие компетентностей будущего специалиста, которые позволили бы оцениватьтехнические изобретения, научные открытия с точки зрения не только технологической и экономической, но социальной и культурной эффективности, ответственности за последствия своей профессиональной деятельности. Будущий инженердолжен стать личностью, обладающей высокой степенью культуры, осознающей свою принадлежность к окружающей культурной и природной среде, понимающей меру своей ответственности за сохранение и приумножение природного, национального и мирового культурного достояния. Поэтому к проектированию содержания высшего технического образования необходимо подойти с новых позиций, и в соответствии с требованиями принципа культуросообразности этому процессу придать целенаправленный, системный характер, создавая специальные педагогические условия для формирования и развития социокультурной компетентности будущих инженеров. Выделим основные направления преобразования содержания высшего технического образования:–учет ведущих тенденций социальнокультурного и экономического развития общества, переосмысление взглядов на культурное образование и воспитание будущих инженеров;–понимание педагогического процесса как составной части культуры общества, семьи, как культурноисторическую ценность прошлого, настоящего и будущего;–планирование содержания образования на основе приоритетных видов деятельности будущих инженеров;–максимальное использование в содержании образования семейной, региональной, народной, материальной и духовной культуры; –формирование качеств личности инженера, необходимых в современной
социокультурной ситуации;–обеспечение единства национальных, межнациональных и глобальных начал в воспитании и образовании;–поэтапное усложнение и развертывание содержания учебной информации в высшем техническом образовании;–отражение в содержании профессиональной подготовки технического специалиста взаимосвязи теории и практики;–направленность содержания на интегративные процессы, взаимосвязь специальных, гуманитарных и фундаментальных дисциплин;–овладение навыками культурного самовоспитания, самообразования, саморазвития. Установка на сохранение и создание новых культурных ценностей;–введение в содержание обучения материала, способствующего развитию творческой и учебноисследовательской деятельности;–обеспечение гибкости и вариативности содержания образования в соответствии с динамикой общественных потребностей и индивидуальными способностями будущих инженеров. Очевидно, что одним из ведущих факторов отбора содержания подготовки специалистов является синтезирование и диалектическая взаимосвязь перспектив развития системы образования, производства, техники, труда, рынка квалифицированных кадров и культуры. Авторскую конструкцию построения содержания высшего технического образования представляет сочетание основ принципа культуросообразности (линия «горизонталей») со значимыми интегративными конструктами содержания профессионального образования, которые представлены в виде «вертикалей» (ключевые компетенции, ключевые компетентности, ключевые квалификации) [11]. При этомрезультатом внутриличностной интеграции становится интеграция социальногуманитарного и профессионального знания. Это возможно при совмещении внутренних усилий личности студента и внешнего воздействия целенаправленного образовательного процесса, что всегда связано с проблемой осознания будущим инженером ответственности за свое обучение. В этом многомерном процессе [12]:–ключевые компетентностивыступают в качестве центрального тематического ядра, объединяют интеллектуальную и навыковую составляющие образования, интерпретируют содержание образования, формируемого исходя из результата, и интегрируют однородные или близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.);–ключевые компетенцииинтерпретируют знания, умения, опыт с социальнопрофессиональной ситуацией (конкретной реальной деятельностью), имеют широкий радиус действия и открывают доступ к выполнению общепрофессиональных видов деятельности, обеспечивая тем самым универсальность работника;–ключевые квалификациипредставляют комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции (функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации работника. Ключевые квалификации направляют профессиональную деятельность и обеспечивают специалиста адекватной информацией о себе и внешнем мире. Данный вид профессиональных характеристик не устаревает в ходе технического прогресса, изменения условий работы, действия социальных факторов.Представленная конструкция помогает совместить научные знания из разных отраслей и рассматривается как их органическое взаимопроникновение, которое дает новый результат –системное, целостное и качественное образование. Детализация перестройки содержания помогает определить соотношение качеств будущих инженеров с ключевыми компетенциями, компетентностями, квалификациями и направленностью на построение культуросообразного содержания их образования, отразить взаимосвязь функциональных компонентов профессиональной деятельностии необходимыхличностныхкачествбудущихинженеров. По этому поводу Н.К. Чапаев пишет: «…человек, взятый во всем богатстве его внутренних и внешних связей, должен стать не только конечным, но и исходным пунктом интеграции в педагогике. В противном случае нельзя быть застрахованным от квазинтеграции, лжеинтеграции –процесса и результата формирования «частичного», «фрагментарного» человека» [13, с. 3].Анализ учебных планов Самарского государственного технического университета и его Сызранского филиала по техническим специальностям, составленных в соответствии с государственным образовательным стандартом, показывает возможности реализации спроектированной системы формирования социокультурной компетентности студентов технического вуза. Следует подчеркнуть, что это достаточно сложная работа, требующая глубокого отбора воспитательных возможностей содержания каждой темы учебной дисциплины, оптимального определения форм, методов и средств дальнейшего развития исследуемой компетентности будущих инженеров, соответствующей перестройки деятельности преподавателей и студентов.Преподавание предметов гуманитарного цикла основано на идеях: –внутрипредметного синтеза различных гуманитарных дисциплин в творческой деятельности будущего инженера;–междисциплинарного гуманитарного синтеза философии, искусства, литературы, музыки, истории в создании благоприятных условий для реализации творческих возможностей будущих инженеров;–синтеза разных знаний на основеобразов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным смыслом и символом;–включения регионального компонента в процесс реализации содержания комплекса программ по гуманитарным предметам.Очевидно, что для развития социокультурной компетентности будущего инженера приоритетным в содержании преподавания предметов гуманитарного цикла следует считать мысли, чувства, отношение к жизни, которые предполагают:–переориентирование учебновоспитательного процесса в вузе на личность будущего инженера, его созидательные параметры во взаимодействии с нравственноэстетическим совершенствованием, направленным на оптимизацию личностной культуры студентов как фактора его духовности;–реализацию целостного продуктивного воспитания личности через сотворчество преподавателя и студентов по законам красоты;–оптимизацию эвристического мышления и познавательнойдеятельности;–раскрытие преобразующей силы гуманитарных предметов и их влияние на внутреннюю сферу человека, его отношение к окружающему миру, идейные, нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции;–продуктивное развитие способности этического, эстетического сопереживания действительности как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;–осуществление познания мира через собственную созидательную деятельность;–активизацию способностей обобщения как основы целостного восприятия многомерности культуры и искусства;–формирование интегративных качеств восприятия (ассоциативный принцип), оптимизацию навыков целостного и динамичного охвата явлений культуры;–развитие умений формировать свое собственное поведение и выражать свои чувства, отношение к миру в процессе продуктивной деятельности [14].Для формирования и дальнейшего развития социокультурной компетентности будущих инженеров необходимы программы, нацеленные на новые возможности эстетических способов познания, творческого развития, профессиональной подготовки будущего инженера, который приобретает свободу ориентации в обширном культурноинформационном пространстве, усваивает опыт эстетической и культурной деятельности. Поэтому структура и содержание методики преподавания гуманитарных дисциплин составляют единое целое, отражают исходные положения моделирования образовательной системы студентов и отличаются не только постановкой задач обучения, но и принципиально иной конструкцией. Большинство гуманитарных предметов строятся на поэлементном принципе, в котором отдельно существует методика преподавания истории, методика преподавания философии и т.д. При традиционном обучении эти элементы не связываются между собой, что отнюдь не способствует целостному освоению гуманитарных предметов студентами. Кроме того, в такой модели преподавания невозможно определить уровни знаний, навыков творческого и социокультурного развития выпускника технического университета.В представленном исследовании основу конструкции экспериментальной методики преподавания представляет диалог культур по «горизонтали» как приобщение к мировой духовной культуре и взаимопроникновение «вертикалей», которые отражают знания, навыки по специфичным вопросам гуманитарных дисциплин. Социальнопрофессиональные знания, умения, навыки будущего инженера не исключаются, а входят в конструкцию методики преподавания гуманитарных предметов в качестве одной из подсистем. Таким образом, важнейшим отличием разработанной методики по циклу преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе становится целостное блокотематическое построение единых кругов познания при разнообразии теоретической и практической деятельности. В структуре экспериментальных программ по гуманитарным предметам выделена система доминант на каждом этапе обучения:–первый этап –закрепление основы представлений и содержания, единство восприятия и практической деятельности на каждом занятии;–второй этап –закрепление и развитие основы знаний, состоящей из единства восприятия и практической работы в каждой изучаемой теме;–третий этап –формирование и развитие социокультурной компетентности студентов с разделением практической работы и восприятия на параллельные курсы (теоретический и практический) и их базирование на основах исторической, философской, правовой и культурологическойграмотности.Следовательно, появляется последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного занятия к другому. Связь лекций и практических занятий становится прочной. Такой принцип построения методики преподавания помогает преподавателю легче отделить главное отвторостепенного, случай от закономерности, дает возможность представить критерии успеха студентов в формировании и развитии их социокультурной компетентности. Традиционные программы делают акцент на том, что и как нужно изучать, потому что в культуре всегда чтото и както изображено (предметы, люди, явления, события). Экспериментальные программы обращают внимание на то, зачемэто нужно познать и понять, подчеркивают социальную цель познания культуры человечества. В экспериментальном обучении лекции и практические занятия становятся образом культуры, эффективной формой развития социокультурной компетентности студентов технического вуза. Следуя идеям Б.М. Неменского, занятия по философии, культурологии, истории можно рассматривать как особый тип, структура которых, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности –законам искусства. По этому поводу Б.М. Неменский писал, что основойнаучнойи художественнойдидактикиявляется переживание, которое представляет уникальный способ освоения человеческого опыта [15]. Проектируя занятие как образ культуры, необходимо обеспечить передачу социального (художественноэмоционального) опыта от преподавателя к студенту, который происходит через эстетическое переживание, эмоциональное напряжение, сопровождающееся увлечением, самоопределением, самоуважением будущего инженера. Поэтому «занятиюобразу» присущи понятия художественного процесса как драматургия, сюжет, кульминация и др. Анализ элементов театрального действия способствует построению новой модели занятия как образа культуры, в которой:–«действительность» –это создание преподавателем программы как прошлой, настоящей и будущей реальности;–«драматическое действие», «сценическая игра» –это диалог, общение, взаимодействие преподавателя и студента в условиях, обстоятельствах места и времени, заданных сценарием занятия; –«участники спектакля» и «зрители» –это студенты и преподаватели в их совместной деятельности, в которой педагог –режиссерпостановщик, а обучаемые –исполнители и зрители в одном лице. «Занятиеобраз» рождается в воображении преподавателя, воплощается назанятии в пластической, звуковой, жестомимической, словесной формах и воссоздается воображением студента. В отличие от других, оно содержитцелостнодуховное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение преподавателя к миру, поэтому всегда будет уникальным с присущими принципами проектирования [16]: –гуманнодемократическийс учетом ценности инженера иего развития как самоценного субъекта; национальных, региональных, религиозных особенностей окружающей среды технического вуза; знания индивидуальных особенностей студентовинженеров; оценки и самооценки личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию будущих инженеров в данной сфере деятельности;–приоритет формирования эмоциональноценностных отношенийчерез освоение, преобразование собственного «Я» студента, коллектива, среды на основе формирования социокультурной компетентности будущих инженеров; интерес к деятельности на занятиях по гуманитарным дисциплинам; переживание образа в процессе его восприятия;
–авторскаясвободапроектированиясодержится в сценарии занятия и создании необходимых условий для участия преподавателей и студентов в сотворчестве и проведении занятия;
–педагогическаядраматургияпредставляет требования к сценарию, замыслу, сюжету; наличию эмоциональнообразных акцентов сюжета, построенных на ролевой, деловой, имитационной игре студентов технического вуза;–вариативностьструктурызависит от педагогической цели; режиссерской и исполнительской функции студентов и преподавателя («занятиепоиск», «занятиеисследование», «занятиемастерская», «занятиецитата» и т.д.);–свободнаяинтеграцияи диалог с другими видами культурноэстетической деятельностиреализуется через использование опыта мировой художественной культуры и связи времен в различных видах искусства; интегрирование с другими видами культурноэстетической деятельности;–открытостьзанятияпредполагает привлечение родителей, работодателей, деятелей различных видов искусств, других преподавателей, ученых; сотрудничество студентов разных групп и возрастов; проведение занятий в мастерских художников, выставочных залах и т.д.;–оценка, самооценкапроцесса и результатов педагогической деятельности на занятиивключает критику через диалог, анализ и сравнение; оценку и самооценку результатов деятельности преподавателя и обучаемых; их совместное определение критериев оценки деятельности.Таким образом, авторское занятие по гуманитарным предметам представляет конструируемую и целостную модель самореализации личностных, творческих возможностей преподавателя и студента в их взаимодействии по передаче и усвоению определенной части содержания образования, как форму реализации педагогического замысла средствами, адекватными самому процессу создания художественного образа. Ежегодный обмен мнениями среди работодателей и представителей муниципальных органов департаментов образования, культуры, фонда занятости населения, отдела по делам молодежи, комитета по делам семьи, материнства и детства способствует выявлению интенсивных методов формирования и дальнейшего развития социокультурной компетентности будущих инженеров.
Ссылки на источники1. Филипп Г. Кумбс. Кризис образования. Системный анализ.–М.: Прогресс, 1970. –261 с.2.Олейник Б. План Даллеса // Молодая гвардия.–1993 –№7 (июль).
3. Библер В.С. Культура. Диалог культур// Вопросы философии.–1986. –№ 6. С. 3241.4. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. –М.: ЛКИ, 2008. —416 с.5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1, 2. –Казань, 1998. –566 с. 6. Безрукова В.С. Педагогика: учебник для инженернопедагогических специальностей.–Екатеринбург: Екатер. обл. инт развития образования, 1994. –312 с.7. Гершунский Б.С.Философия образования.–М.: Флинта, 1998. –432с.8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход.–М.: Психологосоциальный институт, 2005. –216 с. 9. Маркова А.К.Психология профессионализма.–М.: Знание, 1996. –308 с.10. Чернова Ю.К.Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: учебное пособие –Тольятти: Издво ТолПИ, 1992. –121 с.11.Саксонова Л.П.Преобразование содержания высшего технического образования в соответствии с требованиями принципа культуросообразности и социальнопрофессиональной компетентности студентов //Образование и общество.–2010. –№ 1. С. 2327.12.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебноепособие. –М., 2003. –480 с.13.Чапаев Н.К. Интеграционные процессы в дидактике профтехобразования как внутренний фактор педагогического знания / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердл. инжен.пед. инт. –Вып. 2. –Свердловск, 1991. –С. 2332.
14.Саксонова Л.П. Методика формирования социальнопрофессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Сибирский педагогический журнал.–2009. –№ 10.С. 113119.15.Неменский Б.М. Культура –Искусство –Образование: цикл бесед –М.: Центр ХКО, 1994. –79 с.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. –М.: Просвещение, 1987. –225 с.
Larisa Saksonova,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of humanitarian Sciences branch of Samara state technical University, SyzranSociocultural competence of future engineers: problems and solutionsAbstract.The article analyses problems of the modernengineer, justified the decision on transformation of the aims and the content of the higher technical education. Based on the formation of sociocultural competence presents the technique of teaching of humanitarian disciplines, in which the key role belongs to the «pursuit
way culture».Key words: culture, culture conformity, sociocultural competence.