Институт помилования в России и Республике Марий Эл: актуальные проблемы и перспективы развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баскакова В. Е., Швецов Н. М. Институт помилования в России и Республике Марий Эл: актуальные проблемы и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3336–3340. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54931.htm.
Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные вопросы реализации в правоприменительной практике положений законодательства о помиловании. Особое внимание уделяется деятельности Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баскакова Василиса Евгеньевна,кандидат юридических наук,доцент,зав. кафедрой уголовного права и криминологии АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», г.ЙошкарОлаbaskakovavasili@mail.ru

Швецов Николай Михайлович,доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, первый проректор АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», г.ЙошкарОлаbaskakovavasili@mail.ru

Институт помилования в России и Республике Марий Эл: актуальные проблемы и перспективы развития

Аннотация.В статье авторы рассматривают актуальные вопросы реализации в правоприменительной практике положений законодательства о помиловании. Особое внимание уделяется деятельности Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл.Ключевые слова:институт помилования, законность, гуманизм, комиссия по вопросам помилования

Проблемы правового регулирования помилования в любой стране сложныи многоплановы. Россия постоянно совершенствует свои правовые институты, в том числе и институт помилования.При всем разнообразии имеющихся позиций нас интересуют в первую очередь те признаки помилования, которые могут быть положены в основу сущности и нормативного определения помилования как правового института права.В последние годы ни один правовой институт в России, пожалуй, не привлекал столько внимания общества, как институт помилования.Как известно, современное развитие государственности характеризуется широким закреплением в законодательстве личных прав и свобод человека и гражданина. Одним из таких прав считается право осуждённого на обращение с просьбой о помиловании. Реализация этого права является составной частью государственноправовой политики цивилизованного мира. В связи с этим в конституциях современных государств находит закрепление право осуждённого просить о помиловании и полномочие органов государственной власти по его осуществлению.Российское право основывается на принципах справедливости, законности и гуманизма. Следовательно, оно допускает возможность освобождения лиц, осужденных за совершение преступлений, от отбывания наказания по различным основаниям. Этим и объясняется особое место, занимаемое институтом помилования. Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации [1], УК РФ [2], УИК РФ. В ч. 3 ст. 50 Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право <…> просить о помиловании или смягчении наказания». Ст. 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. В вопросе о помиловании осужденных Президент РФ обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента РМЭ от 18 февраля 2002 г. № 20 «О Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл» [3] в Республике была создана соответствующая комиссия.Таким образом, значимость исследования вызвана государственным переустройством России и гуманизацией системы уголовного права. Анализ практики реализации норм о помилованиипозволяет констатировать внутренний противоречивый и не всегда последовательный характер идущих в этой области процессов. Причиной этому, является отсутствие единообразного понимания сущности сложившейся модели института помилования и практики его применения.Высоко оценивая значительный вклад исследователей в развитие правового института помилования, в то же время необходимо отметить, что до настоящего времени исследования проводились лишь по отдельным направлениям. Исследования вопросов помилования преимущественно осуществлялись в контексте уголовного и уголовноисполнительного права и в настоящее время не дают полного представления о происходящих конституционноправовых процессах, о месте и роли в этих процессах субъектов правоотношений. Разрозненные труды в области конституционного права преимущественно затрагивают исследование механизмов реализации полномочий по осуществлению помилования. В настоящее время остаются недостаточно исследованными теоретические вопросы сущности права осуждённого просить о помиловании. Совершенно отсутствует системный анализ совокупности конституционноправовых аспектов возникновения и реализации правоотношений по вопросам помилования. В проведённых исследованиях отсутствуют синтезирующие элементы, способствующие развитию законодательства, гарантирующего реализацию права осуждённого просить о помиловании. В связи с этим можно утверждать, что проблема, входящая в предмет исследования настоящей работы, в предложенном исследовательском ключе ставится и решается впервые.Комиссия по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл работает плодотворно. В период с 2002 г. по 2007 г. было рассмотрено 154 дела. В 2009 г. комиссия по вопросам помилования на территории РМЭ рассмотрела 45 ходатайств о помиловании. При этом 28 ходатайств были поданы от осужденных за особо тяжкие преступления, 11 ходатайств было от осужденных за тяжкие преступления, 23 осужденных были рецидивистами, имели две и более судимости, 19 человек были осужденными на срок от 5 до 10 лет, 10 человек имели сроки свыше 10 лет. В комиссию не поступило ни одного дела от осужденных за преступления небольшой тяжести [4].Для сравнения: в 2009 году комиссия по вопросам помилования в Свердловской области рассмотрела 128 прошений от заключенных. Однако ни одному осужденному не разрешили выйти на свободу досрочно [5].Если рассматривать уровень образования заключенных, подавших прошения о помиловании в РМЭ, то только один из 45 имел высшее образование, 14 человек имели среднее образование и 6 человек ‬среднеспециальное образование, остальные имели неполное среднее или начальное образование. Возрастной состав подавших ходатайство о помиловании был следующим: 5 человек в возрасте 60 лет и старше, от 50 до 60 лет 3 человека, от 35 до 50 лет 6 человек, от 20 до 35 лет 25 человек, до 20 лет 4 человека, от 16 до 18 лет 1 заключенный. Как видно из этой статистики, основную массу тех, кто ходатайствовал о смягчении своей участи через помилование, составляют люди в возрасте от 20 до 35 лет.Если говорить о возмещении исков материального ущерба и морального вреда, то среди тех, кто просил помилования, только 7 человек погасили задолженность по искам, 19 человек не погасили иски о возмещении материального и морального вреда, причиненного во время преступления и признанного судом.Многие из них отбыли менее половины срока наказания. Таких среди подавших прошение о помиловании было 25 человек; 20 человек отбыли более половины срока наказания [6].Ряд заключенных хотели получить повторно прощение от государства и его главы. Так, на помилование подали 7 заключенных, к которым ранее применялось условнодосрочное освобождение. К 14 заключенным применялось смягчение наказания, и они получали условное осуждение. К одному из заключенных применялась отсрочка отбытия наказания.В комиссию поступили ходатайства от заключенных, страдающих хроническими заболеваниями различной степени тяжести. Таких заключенных оказалось 13 человек из 45.Многие из заключенных хотят получить работу и иметь определенный заработок в период отбывания наказания, однако кризис коснулся и предприятий УФСИН. Поэтому только 20 из 45 заключенных, подавших ходатайство, были трудоустроены в системе предприятий УФСИН и по обслуживанию заключенных. Остальные 25 человек могли заниматься только тем, что совершенствовать свое преступное «ремесло», находясь в колониях.Председатель и члены комиссии встречаются с родителями заключенных, ведут прием в Общественнополитическом центре Республики МарийЭл, оказывают бесплатную юридическую помощь родственникам заключенных по линии Ассоциации юристов России.В 2012 году комиссией по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл проведено 12 заседаний, на которых было рассмотрено 48 ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы Управления федеральной службы исполнения наказаний России по РМЭ.По результатам рассмотрения ходатайств комиссия рекомендовала Главе Республики Марий Эл направить Президенту Российской Федерации представления о целесообразности отклонения ходатайств о помиловании в отношении 47 осужденных. Глава РМЭ Эл Л.И. Маркелов поддержал рекомендации комиссии в отношении данных осужденных. Президент Российской Федерации согласился с рекомендациями комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл и Главы РМЭ об отклонении ходатайств о помиловании 21 осужденного [7]. 12 ноября 2013 г. члены комиссии по вопросам помилования на территории РМЭ с официальным визитом посетили комиссию по вопросам помилования на территории Республики Татарстан, председатель которыйд.ю.н., профессор Тарханов И.А. отметил, что комиссия работает плодотворно, регулярно выезжает в колонии и там проводит заседания по вопросам помилования.В 2012 г. комиссия по вопросам помилования на территории Республики Татарстан рассмотрела 161 ходатайство о помиловании, 10 ходатайств рекомендовала к помилованию, однако Президент России не поддержал ни одно ходатайство о помиловании. За времяработы комиссии по вопросам помилования на территории Республики Татарстан с 2002 г. по 2013 г. рассмотрено ходатайств 1833, 165 ходатайств рекомендовали к помилованию, Президент России помиловал 48 граждан.В сложной и многоплановой деятельности региональной комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл проявляется ответственность и гуманизм, что связано с высоким уровнем юридического образования и нравственными качествами членов комиссии, которые раз в два года подвергаются ротации.Комиссия работает на общественных началах и не получает никакой помощи от государственных и негосударственных структур. Члены комиссии не получают никакой финансовой поддержки за свою деятельность. Все они являются альтруистами с гуманистической направленностью и высокой ответственностью.Не корысти ради, а для милосердия собирается комиссия, чтобы облегчить чьюто участь. К этому призывает христианская этика и учения большинства мировых религий. К этому призывает и богатая история нашей державы, где помилование и милосердие всегда высоко ценились в обществе. На сегодняшний день отсутствует единообразное понимание института помилования не только среди населения и осужденных, но и среди ученых ‬юристов, а также практических работников.Несмотря на широкое применение, являясь в целом эффективным инструментом правоприменительной практики, институт помилования, тем не менее, нуждается в дальнейшем совершенствовании.Мы надеемся, что проблемы, связанные с помилованием и в дальнейшем не останутся без внимания и по мере возможности будут решены. Это позволит устранить противоречия между внутренней сутью данного правового института и сложившейся практикой его применения.Прозрачность практики помилования, несомненно, послужит гарантией справедливости и незамедлительности соответствующих решений.

Ссылки на источники1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 20132. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // СПС Консультант Плюс, 20133. Указ Президента Республики Марий Эл от 18 февраля 2002 г. № 20 «О Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл» (ред. от 13 июня 2012 г.) // СПС Консультант Плюс, 20134. Текущий архив Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл за 2009 г. ЙошкарОла, 2009. С. 2 3.5. Новая свердловская комиссия по помилованию подала первые прошения об освобождении заключенных// pingvinov.net6. Швецов Н.М., Швецов М.Н. Ответственность и гуманизм комиссии по помилованию // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 2. С. 15.7. Отчет о работе Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл за 2012 год / Утвержден протоколом заседания Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл от 16 января 2013 г. № 1.

Baskakova Vasilisa EvgenievnaPhD, Associate Professor, Head . Department of Criminal Law and Criminology ANO VPO " Interregional Open social institution " , Yoshkar Olabaskakovavasili@mail.ruShvetsov Nikolai MikhailovichEdD, PhD, Professor , First Vice Rector of ANO VPO "Interregional Open Social Institute " , Yoshkar Olabaskakovavasili@mail.ruPardon power in Russia and the Republic of Mari El: Problems and ProspectsAbstract.In this article the authors examine the current issues in the implementation of the provisions of the law enforcement practice for clemency. Particular attention is paid to the activities of the Commission for Pardons in the Republic of Mari El.Keywords:a pardon, legality, humanism , the Commission for Pardons