Разработка мероприятий по адаптации общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями на примере транспорта города Саратова

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Башлычев Г. А. Разработка мероприятий по адаптации общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями на примере транспорта города Саратова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3521–3525. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54968.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию наиболее актуальных проблем в области перевозки людей с ограниченными возможностями на примере общественного транспорта в городе Саратове. В статье раскрываются основные проблемы данного аспекта, а также предлагаются возможные пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», ФГБОУ ВПО«Саратовскогогосударственного техническогоуниверситета имени Гагарина Ю.А.», г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Башлычев Глеб Алексеевич,студент четвертогокурса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», ФГБОУ ВПО«Саратовскогогосударственного техническогоуниверситета имени Гагарина Ю.А.», г. Саратовbashlichev@gmail.com

Разработка мероприятий по адаптации общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями на примере транспорта города Саратова

Аннотация.Статья посвящена исследованию наиболее актуальных проблем в области перевозки людей с ограниченными возможностями на примере общественноготранспортав городе Саратове. В статье раскрываются основные проблемы данного аспекта, а также предлагаются возможныепути их решения.Ключевые слова:люди с ограниченными возможностями, общественный транспорт, инвалиды, социальные программы.

Актуальность представленной проблемы свободного и беспрепятственного перемещения людей с ограниченными возможностями в России абсолютно очевидна. Последние данные проведенных социологическихопросов показали, что более 60 процентов людей с ограниченными возможностямиоценивают общественный транспорт как неудовлетворяющий их потребности. Так же по данным этого социологического опроса 51 процент из всех опрошенных крайне недовольны качеством предоставляемых транспортных услуг, а 36 процентов во время поездки испытывают такие чувства, как «обида и унижение».В последние годыобщество стремится стать более цивилизованным, такРоссия подписала Конвенцию ООН по правам инвалидов. После подписания данного документа необходимо его внедрение в практической части. Однакоинфраструктура, в особенности транспортная,в России практически отсутствует.В Российской Федерациипо состоянию на начало 2014 года действуют более сотниразличныхзаконодательных актов, направленных на защиту прав людей с ограниченными возможностями. Так же в нашей стране была реализованафедеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006‬2010 годы», но теперь эти законы нужно приводить в соответствие с положениями Конвенции. Ратифицированный документ согласно нормам международного права будетнаиболее главным нормативноправовым актом.

Анализируя особенности данной проблемы необходимо отметить, что инвалиды в России не живутполноценной жизнью, а практически ежедневно выживают, так как транспортная инфраструктура совершенно не соответствует их потребностям. В городах отдаленных от Москвы и СанктПетербургалюдис ограниченными возможностямипросто вынуждены сидеть дома, так как отсутствует транспортная возможностьдля их перемещениявообще. Технические регламенты по транспортной инфраструктуре не соответствуют современным требованиям, и без внедрения совершенно новых, инновационных подходов в данномвопросе не обойтись.Таким образом, необходимо вести работа по следующим основным приоритетным направлениям:

модернизация имеющегося подвижного состава

оборудованиевокзалов и портовгородов всем необходимым для людей с ограниченными возможностями,

проектирование дорог с учётом того, что ими будут пользоваться инвалиды,в частности установка специальных светофоров со звуковым сигналом

разработкав регионах доступноститранспорта и транспортной инфраструктуры;

учет в каждом регионепо объёмууслуг, оказанных социальным такси, количество адаптированных для инвалидов остановок, подземных переходов, железнодорожных платформ и другое.Совершенно необходимо проводить работу поанализу и совершенствованиюзаконодательства в сфере транспортного обслуживания инвалидов, а также разработка рекомендаций для Правительства РФ. Кроме того, на региональном уровне необходимо при проведениипроцедурыгосударственных закупок транспорта отдельно учитывать и предусматривать его доступность для людей с ограниченными возможностями, включаяспециально оборудованные автомобили с подъёмникамиипоручнями. На примере Саратовского региона можно сказать, что по данным Росстатав городе Саратовепроживает более 800 тысяч человек, около 5% из которых являются людьмис ограниченными возможностями для беспрепятственного передвижения. Ответственность за перевозку людей с ограниченными возможностями несет Министерство социального развития города Саратов, в распоряжении которого наначало2014года приходилось всего 3 автомобиля «Бесплатного социального такси», 2 из которых не имеют специального подъемного устройства для инвалидных колясок. В связи с дефицитом служебного транспорта очередностьна получение социального таксидоходит вплоть до нескольких недель, что является недопустимым. Социальное таксизанимается перевозкой людей первой ичастично второйгруппы инвалидности, что же касается остальных, то к их услугам предоставляется лишь общественный транспорт со специальными льготами, касающихся оплаты проезда, ив большинстве случаев абсолютно неприспособленный к перевозке инвалидов автобус/трамвай, с узкими дверями и поручнями по центру, высокой платформой, отсутствием пандусов.Тем не менее, необходимо решать данный диапазон вопросов, в первую очередь, расширение персонала и автопарка «Бесплатного социального такси».Как уже отмечалось в данной статье, на весь городприходится всего 3 специализированных автомобиля. Чаще всего социальноетаксииспользуется для перевозки людей на различные медицинские процедуры, посещения поликлиник, аптек, стационарных учреждений здравоохранения и т.д. В одно такси вмещается 2 человека(с коляской) + посадка/высадка инвалидов занимает в целом полтора два часа. Ожидание клиентов занимает примерно такое же количество времени. В итоге выходит около 6часов на один автомобиль и 2человек. За одну 12 часовую смену водитель успевает перевезти всего 4человек, при том учете, что заказ выполняется на групповую перевозку.Если же заказ индивидуальный, то количество перевозимых людей сокращается до двух.При имеющемся количестве людей с ограниченнымивозможностями в городе Саратовэта цифра просто недопустима.[1]Решение этой проблемы заключается в следующих этапах:1.Проведениеанализаспроса на социальное такси.2.Анализ спроса можно провести несколькими способами:3.Методом подсчета заявок на социальное такси.4.Методом телефонного опроса людей с ограниченными возможностями

Для создания определенного алгоритма действия, необходимо в первую очередь провести опрос наимеющийсяспрос. Необходимо определитьколичество людейпользующихсяи нуждающихся вуслугахсоциального такси, а затем подсчитываем количество необходимых автомобилей для выполнения перевозок.Затем произвести подсчетнеобходимого количества автомобилей, наоснове созданного планаподсчитываетсяколичество автомобилей, необходимогодля функционирования данной услуги.Для реализации предложенной идеи, на наш взгляд, просто необходима помощь со стороны частных инвесторов, а частности привлечением частныхтакси.Так как нагрузка на городское социальное такси все равно остается высокой, дополнительное решение данной проблемы лежит в привлечении частных фондов в развитие социального такси, а именно создание частного такси. Для Министерствасоциального развития содержание огромного автомобильного парка является затратным делом, поэтому данный вид альтернативы имеет все шансы на успех. По мере развития частного социального такси появится и конкуренция среди частных компаний, которая скажется положительно на качество предоставляемых услуг, и снижением цен на данный вид услуги.Данный вид услуги широко развит в странах Европы. В России же услуга частного социального такси для людей с ограниченными возможностями лишь на стадии развития, и доступна лишь в Москве и СанктПетербурге.Внедрение специальных социальныхкарт для людей с ограниченными возможностями, так же необходимая мера.Для удобства оплаты частного социального такси каждому пользователю социального таксипредлагается выдачакарта, по которой определенное количество раз в месяц возможен бесплатный проезд. Бесплатный же проезд по социальной карте должен компенсироватьсяМинистерством социального развития города Саратова.Выпуск специальных автобусов дублеровна рейсы с наибольшим пассажиропотоком.Нередко в общественных автобусах наблюдается «картина», когда в час пик вход в автобус невозможен по причине сильной переполненности автобуса , что соответственно лишает людей с ограниченными возможностями с костылями/людей на инвалидных колясках доступа в автобус.[2]Одной из наиболее более частыхситуаций, возникающих при перемещении людей с ограниченными возможностями, этоотсутствие поручней,большой клиренс автобуса без возможности регулировкивысоты, узкие двери, отсутствие пандусов.Всеэти факторы лишают людей с ограниченными возможностями возможностипередвижения на общественном транспорте наряду с остальными согражданами.Полное обновление автобусного паркана полунизкопольные и низкопольные не представляется возможным по ряду известных причин, главной из которых, является экономическая.(рисунок 1)

Рисунок 1 ‬Транспортное средство, оборудованное специальной конструкцией для инвалидов и малоподвижных групп.

На данный момент единственный видом общественного транспортав городе Саратове, на котором возможно беспроблемное перемещение людям с ограниченными возможностями является низкопольный троллейбус.Проблема заключается в том, что до него еще нужно добраться.[3]Отсутствие поручней, пандусов, высокие бордюры‬типичная остановка в Саратове. Такие остановки оставляют без возможности проезда на общественном транспорте не только инвалидовколясочников, но так жеи людей с костылями.Решение всех перечисленныхпроблемвозможно в реализацииследующих идей:

1. Создание специальных остановок для инвалидов:Необходимо создаватьспециальные остановки,либо переоборудоватьтекущие для людей с ограниченными возможностями. Отличительными особенностями данных остановок будут служить следующиеконструкции:

наличие специального пандуса для беспроблемного въезда инвалидной коляски, а так же специальных дорожек для инвалидных колясок.

наличие выпуклой(объемной) разметки по периметру всего павильона, служащей для беспрепятственного движения людей с проблемами со зрением.

наличие участка из тактильного покрытияна остановке для удобной и травмобезопасной посадки пассажиров.

наличие установленной таблички снанесенной шрифтом Брайляинформацией о месторасположении, данных о доступных маршрутах.

наличие звуковых и светодиодных индикаторов для слабовидящих/слабослышащих людей с ограниченными возможностями.Примеромустройства остановок для людей с ограниченными возможностями можно привести остановки города Сочи, которые были разработаны и сконструированы в ближайший год. Городская инфраструктура столицы Паралимпийских игр 2014 года полностью адаптированак приему гостей с инвалидностью.Сочи сталпримером для других городов России в плане создания безбарьерной среды.К требованиям доступности в олимпийской столице 2014 года приведено 1340 объектов. Специальные радиоинформаторы установлены на всех основных остановках общественного транспорта, автобусы оснащены кнопками связи с водителем. Светофоры на перекрестках приятным женским голосом, а не более привычным звуковым сигналом, информируют незрячих прохожих о начале и завершении перехода. Слепых сочинцев, выразивших желание самостоятельно побывать на паралимпийских соревнованиях, были снабженымобильными устройствами, которые помогалиим ориентироваться в городе, узнаватьрасписание и подавать знак водителю подъезжающего автобуса о том, что на остановке его ожидает инвалид.

2. Запуск автобусовдублеров на маршруты с наибольшим пассажиропотоком.На маршрут с интервалом в 1 час пускаются низкопольные автобусы со специально оборудованными ремнями для фиксации колясок, поручнями и пандусом, позволяющий беспрепятственно осуществлять посадку/высадку и перевозку пассажиров.На представленных автобусах будет установлена пневматическая подвеска, позволяющая регулировать угол наклона автобуса, изменять положения высоты автобуса.

3. Часть транспортных средств и обслуживающего персонала предоставляется частными компаниями.Согласно Статье 30, Федерального закона N 181ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", люди с ограниченными возможностями имеют право проезда на всех видах транспорта общего пользования бесплатно. Как известно, перевозчики, осуществляющие перевозку людей по социальным билетам,имеют определенные льготы от государства помимо материальной компенсации. Дополнительные, выгодные льготы привлекут многих частных фирм, владеющихбольшим автобусным парком.Речь пока не идет о каждодневном выпуске частных автобусов.Выпуск автобусов по выходным/праздникам серьезно разгрузят ситуацию в городе.

4.Поощрение водителей за помощь инвалидамколясочникам.

В низкопольных автобусах пандус откидывается механическим путем, соответственно водителю приходится каждую остановку поднимать/опускать пандус, помогать посадке/высадке.За оказание помощи в посадке и высадке людей с ограниченными возможностями поощрять водителей транспортных средств ежемесячно, добавляя определенную сумму к заработной плате. 5.Разработка новых требованийк подвижному составу.И социальное такси для людей с ограниченными возможностями, и городской автобус должны выполнять свою основную функцию ‬комфортно и безопасно перевозить пассажиров с имеющимися приспособлениями (костыли, инвалидное кресло). [4]Таким образом, для адаптации общественного транспорта,используемогов городе Саратовеи предназначенногодля перевозки людей с ограниченными возможностями, конструкция транспортных средств, должна соответствовать следующим требованиям:

Социальное такси должно быть оснащено следующимиконструкциями:1. Электрогидроподъемникомдля коляски, установленный в заднем проёме двериавтомобиля.(Рисунок 2)2. Напольнымпокрытием, выполненное из тактила.3. Установленными поручнямивдоль оконных проемов, на дверях.4. Установленными в салоне кнопкамидля связи с водителем.5. Устройствамикрепления для инвалидной коляски.

Рисунок 2 Электрогидроподъемникдля коляски, установленный в заднем проёме двери автомобиля

Низкопольный автобус/троллейбусдолжен быть оснащен следующими конструкциями:1. Механическимпандусом для осуществлениябеспрепятственногозаезда/выезда.2. Специальнымикреплениямидля инвалидных колясок (ременной)3. Дополнительнымипоручнямидля удобной посадки/высадки пассажиров.4. Пневматическойподвеской, с возможностью наклона иизменения клиренса транспортного средства.5. Звуковымии светодиоднымииндикаторамидля слабовидящих/слабослышащих людей с ограниченными возможностями.При внедрении данных мероприятий, люди с ограниченными возможностями, будут иметь возможностьбеспрепятственно передвигаться Саратовском регионе, испытывая только положительные эмоции.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24ноября1995г. №5Ф3//.Ст. 30. С. 573‬604.1.Красникова, Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками: автореф. Дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.05./ Красникова Дарья Андреевна.‬Саратов, 2005. ‬20 с.2.Басков В.Н., Гусев С.А., Золотушкина Ж.А. Оценка резервов повышения качества работы транспортного комплекса города. /Вестник Тихоокеанского государственного университета. ‬2013, № 1. С. 077082.3.Попова И.М., Беликов А.П., Попова Е.А. Внедрение системы мониторинга как возможность повышения эффективности работыгородского пассажирского транспорта ‬Вестник СГТУ №2 (71), Выпуск 2, 20134.Гусев, С. А. Логистические подходы в модернизации городского пассажирского транспорта / С. А. Гусев // Вестник МГОУ. 2011,

№ 2. ‬5559с. (0,4 п.л.)



Evseeva Anna A. PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, SaratovAnnaevseeva@mail.ruBashlichev Gleb A. Fourthyear student majoring "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named after Yuri Gagarin, Saratovbashlichev@gmail.comAbstract.The article is devoted to the actualproblems in the field of transportation of people with disabilities on the example of public transport in the city of Saratov. The article describes the main problems in this aspect, as well as suggests possible ways of their solution, disclosing the problem and its solution.Keywords.people with disabilities, public transport, invalids and social programs.