Искусствоведческий, стилистический и сравнительно-стилистический методы анализа как средство определения временной принадлежности художественного произведения (на примере вазы из собрания художественной галереи «Смоленского государственного музея-заповедника»)
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Емельяненкова
А.
В. Искусствоведческий, стилистический и сравнительно-стилистический методы анализа как средство определения временной принадлежности художественного произведения (на примере вазы из собрания художественной галереи «Смоленского государственного музея-заповедника») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3881–3885. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55041.htm.
Аннотация. Автор статьи путем проведения ряда исследований доказывает принадлежность вазы Императорского фарфорового завода из коллекции художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника к фарфору эпохи Николая I. Особенность данной публикации в том, что материал представляет собой итог большой исследовательской работы, проведенной автором по изучению специализированной литературы и просмотру экспонатов крупнейших музеев и частных галерей. В результате проведенных исследований автор статьи приходит к выводу о том, что рассматриваемая ваза из коллекции художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника действительно создана на Императорском фарфоровом заводе в период правления императора Николая I. Текст материала богато иллюстрирован фотографиями фарфоровых ваз XIX века. Публикация будет интересна как широкому кругу читателей, так и профессиональным искусствоведам и антикварам.
Ключевые слова:
вазы императорского фарфорового завода, эпоха правления николая i, искусствоведческий, стилистический и сравнительно-стилистический методы анализа
Текст статьи
Емельяненкова Анна Владимировна,лаборант, кафедраизобразительного искусства художественнографического факультета Смоленского государственного университета,г. Смоленскkucanna@yandex.ru
Искусствоведческий, стилистический и сравнительностилистическийметоды анализакак средство определения временной принадлежности художественного произведения (на примере вазы из собрания художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника»)
Аннотация.Автор статьи путем проведения ряда исследований доказывает принадлежность вазыИмператорского фарфорового завода из коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» к фарфору эпохи Николая I. Особенность данной публикации в том, что материал представляет собой итог большой исследовательской работы, проведенной автором по изучению специализированной литературы и просмотру экспонатов крупнейших музеев и частных галерей. В результате проведенных исследований автор статьи приходит к выводу о том, что рассматриваемая ваза из коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» действительно создана на Императорском фарфоровом заводе в период правления императора Николая I. Текст материала богато иллюстрирован фотографиями фарфоровых ваз XIXвека. Публикация будет интересна как широкому кругу читателей, так и профессиональным искусствоведам и антикварам.
Ключевые слова:вазыИмператорского фарфорового завода, эпоха правления Николая I,искусствоведческий, стилистический и сравнительностилистический методы анализа.
В коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» есть немало интересных экспонатов. Но ваза Императорского фарфорового завода (ИФЗ) с живописным портретом неизвестной дамы настоящая жемчужина коллекции. Ваза, созданная во времена правления императора Николая I, в период расцвета производства русского фарфора, представляет собой образец высочайшего технологического и художественного мастерства. Рассматриваемая ваза является примером одного из распространенных в николаевское время типов ваз под названием «бандо». Имеет характерные для вазы –«бандо» признаки: довольно широкий корпус в форме вытянутого овоида (от лат. оvum –яйцо) с уплотненным книзу туловом, шейка вазы удлиненная, а раструб узкий. Тулово имеет довольно выпуклые бока, афигурные ручки вазы, выполненные в форме ангелов, берут свое начало от оплечий. Раструб и горлышко вазы покрыты позолотой, а основная поверхность тулова и ножка синей краской. Великолепный золоченый скульптурный растительный орнамент покрывает оплечья игузку. На лицевой стороне в центральной части тулова вазы помещен великолепный по живописному исполнению портрет, заключенный в четырехугольный резерв, украшенный орнаментом. На лицевой стороне, на боковые части вазы, а также сзади нанесен геометризованныйрастительный орнамент.Контрастное сочетание золотого орнамента с ярко синим цветом служит удачным фоном для помещенного на вазе портрета.На портрете, украшающем вазу, изображена неизвестнаядама, одетая в зеленое платье. Живописьна портретестатична, лицо портретируемой словно застыло, изображено без движения. Кроме того, для данного портрета характерна выписанность, тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически. Монументальность пластической формы подчеркивается высокой квадратной плинтой, на которой установлена ваза.
Иллюстрация №1Точная дата изготовления этого художественного произведения не известна. На дне вазе стоит лишь вензель ИФЗ Николая I, больше ни даты создания вазы, ни имени художника, нарисовавшего портрет дамы, нет.Для установления подлинностивазыИФЗ с живописным портретом неизвестной дамы (ваза№1, иллюстрация №1), а также подтверждения сведений художественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника» о принадлежности данного художественного произведения к продукции ИФЗ эпохи правления Николая I(1825 1855 гг.), автором данной статьи был проделан целый ряд исследований. Были изучены образцы ваз ИФЗ первой трети XIXвека из собрания крупнейших музеев и частных галерей. В результате аналогами для проведения сравнительных анализов были выбраны следующие вазы ИФЗ времени правления императора Николая I:Вазы№2(иллюстрация №2)
парные вазы с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны 1830 года выпуска Императорского фарфорового завода, находящиеся в коллекции Константиновского дворца. Роспись на парных вазах выполнена по оригинальным портретам прусского художника Франца Крюгера, придворного прусского художника и одного из любимых живописцев Николая I;Ваза№3(иллюстрация №3)
фарфоровая ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича, великого князя, старшего сына императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, ставшего в 1855 году императором Александром II. На вазе росписи В.Ф. Мещерякова цесаревич изображен в мундире атамана казачьих войск. Ваза Императорского фарфорового завода 1828 года выпуска из экспозиции Государственного исторического музея; Ваза№4(иллюстрация №4)
фарфоровая ваза с изображением мифологической сцены «Легенда о Телемаке» Императорского фарфорового завода второй половины 1810 –первой половины 1820 гг. Вазу выполнил скульпторформатор Петр Мунстер, проработавший на ИФЗ до 1824 года.Живописная миниатюра изображает сцену из греческого мифа о Телемаке, сыне Одиссея и Пенелопы, который в поисках отца приплыл на остров к нимфе Калипсо. (Российский аукционный дом);Ваза№5(иллюстрация №5)
фарфоровая ваза начала 1830 –х годов Императорского фарфорового завода росписи П. Щетинина, на которой воспроизведена картина Клода Лоррена«Итальянский пейзаж». Ваза из собрания Государственного Русского музея;Вазы№6(иллюстрация№6) парные вазы с городскими пейзажами производства Императорского фарфорового завода 1844 года из галереи «Старые годы» (Санкт –Петербург).
Иллюстрация №2
Иллюстрация №3
Иллюстрация №4
Иллюстрация №5
Иллюстрация №6
В процессе проведения исследования был использован искусствоведческий метод, позволивший выявить особенноститехнологических приемов обработки и сборки ваз ИФЗ периода правления Николая I,а также особенности исполнения пластической и живописной композиции. Кроме того, был применен метод стилистического и сравнительностилистического анализов, с помощью которых удалось выявить характерные приемы формообразования в целом, стилистические особенности декоративного оформления, живописной техники ваз Императорского фарфорового завода периода правления Николая I.
На первом этапе изучения рассматриваемой вазы был проведено исследование №1 искусствоведческий анализ, который заключался в изучении специальной литературы, посвященной продукции ИФЗ первой трети XIXвека. В частности, основным источником явилосьфундаментальное издание «Императорский фарфоровый завод 17441904 гг.» под редакцией барона Н.Б. фонВольфа, занимавшего на момент изданиякнигив 1906 году должность управляющего заводом. Было использовано издание 1906 года на дореформенном русском языке. Книга, подготовленная к юбилею старейшего в России фарфорового завода, детально, на основе архивных документов, рассказывает о нелегком пути становления и о каждом последующем этапе развития фарфорового производства на Императорском фарфоровом заводе вплоть до первых лет XX века. В книге в мельчайших деталях описывается техника производства фарфоровых изделий, приводятся данные о штатной численности сотрудников, подробно рассказывается не только об управляющих завода, но и о простых рабочих завода, их бытовых условиях жизни. В книге, снабженной богатым справочным материалом, выписками из архивных документов, многочисленными чернобелыми иллюстрациями и вклейками с изображениями изделий, большое внимание уделяется рассказу о художественных особенностях фарфоровых изделий, достаточно широко представлена информация о специфике живописной техники, ведущих художниках и мастерахскульпторах каждого рассматриваемого периода деятельности завода. В частности, подробно описывают типы и особенности живописного исполнения ваз, выпускаемых заводом.
При проведении исследования также был использован сборник статей «Русский художественный фарфор» под редакцией Э.Ф. Голлербаха и М.В. Фармаковского. Издание рассказывает об истории Императорского фарфорового завода со времениего основания в 1744 году и до революции 1917 года. Особую ценность для изучения особенностей художественной деятельности завода периода Николая I, а также особенностей живописного исполнения ваз, послужила статья Э.Ф. Голлербаха «Сюжеты и характер живописи по фарфору» из вышеупомянутого сборника.
В результате проведенного искусствоведческого анализа было установлено, что многие из ваз ИФЗ периода Николая Iбыли выполнены в форме ваз «бандо», в основе которых лежит древнегреческая амфора, а также достигали в высоту значительных размеров.[1, с.141]. Типичным было скульптурное выполнение ручек в виде фигурок сидящих купидонов, ангелов, сфинксов, античных женщин. Отличительной особенностью ваз был тщательно выделанный рельефный орнамент. [2,с.204, 205, 215]. Большинство ваз ИФЗ Николая I, как и ваза №1 декорировались лепниной в области оплечий, гузки, основания ножки. Характерной особенностью этого периода было живописное оформление центральной и задней частей тулова ваз. Живопись на вазах нередко оформлялась в трапециевидный резерв, на позолоченномрезерве выполнялись цировки. [3, с.141].В ходе изучения искусствоведческой литературы были получены сведения, которыепомогли сделать оценочную характеристику общего вида вазы №1, на основании чего было выдвинуто предположение о том, что изучаемая ваза №1 могла быть произведена на ИФЗ в период правления Николая I.Следующим этапом стало проведение исследования №2 –искусствоведческого,сравнительного исследованияразмеров и технологических приемов изготовления.
Сравнительный анализ на основе изучения искусствоведческих источников пропорций формы горла, тулова, основания ножки вазы №1 и ваз ИФЗ позволил предполагать их схожесть.Также было установлено, что размеры вазы №1 и парных ваз №2 примерно одинаковые, аналогичные по форме –вазы «бандо», металлические ободьи в местах стыков частей вазысвидетельствуют об их общем способе изготовления –методом формовки литьем отдельных частей, сборкой на стержень. [4,с.24]. На основании данных сведений можно предположить,что ваза №1 могла бытьизготовлена, как и вазы №2 на ИФЗ в эпоху правления Николая I.Из истории развития ИФЗизвестно, что многие вазы этого периода изготавливались этим методом.Важным было также проведение исследования № 3 –изучения техники декорирования.Ваза №1, как и вазы № 2, №3, №4, №5, №6 декорированы рельефным орнаментом на античные орнаментальные мотивы.Техника декорирования основания ножки на вазе №1похожа на технику исполнения на вазах №2,№3, №5,№6.
На вазе №1, как и на вазах №2,№3,№4,№5,№6 портреты и живописные картины заключены в трапециевидный резерв с цировками. Гузка вазы №1, как и гузка вазы № 4 украшены абсолютно одинаковым по технике выполнения рельефным растительным орнаментом в виде стилизованных листьев пальмы, аналогичным по технике выполнения рельефным растительным орнаментом, как на вазах №2, №3,№6.Оплечья вазы №1, как и вазы №5 декорированы абсолютно идентичным по технике выполнениярельефным растительным орнаментом.
В результате былсделан следующий вывод. На основании схожеститехники декорирования отдельных частей вазможно предположить, что ваза №1, как и вазы №2,3,4,5,6 была изготовлена на ИФЗ в период правления императора Николая I.
Заключительнымэтапомв ходе изучения рассматриваемой вазы сталопроведение сравнительного стилистического анализа ваз ИФЗ
исследование №4.
Ваза № 1, как и вазы № 2, №4,№6 представляют собой аналогичные по форме вазы –«бандо», в основе которых лежит древнегреческая амфора. Для всех этих ваз характерен широкий корпус в форме вытянутого овоида с уплотненным книзу туловом, шейка удлиненная, а раструб неширокий.[5, с.52]).
Ваза №1, как и вазы № 2,3,4,5,6 декорированырельефным орнаментом, представляющим собой античные орнаментальные мотивы.
Ваза №1, как и вазы №2,4,5,6 имеют ручки не превышающие по размеру раструба.Оплечье, гузка, основание ножки вазы №1, парных ваз №2, вазы №5 имеют идентичное оформление лепниной –рельефный растительный орнамент.На вазе №1 основание ножки, как и основание ножки ваз №3, №4, №6 украшены идентичным орнаментом, представляющим собой волнообразные лиственные формы лавра. Гузка вазы №1, как и гузка вазы № 4 украшены абсолютно одинаковым рельефным растительным орнаментом в виде стилизованных листьев пальмы.Оплечья вазы№1, как и вазы №5 декорированы абсолютно идентичным рельефным растительным орнаментом, представляющим собой стилизованные пальметтообразные формы. [6].На тулове вазы №1, как и на парных вазах №2 нанесен живописный портрет.
На лицевой стороне тулова, на боковых частях, а также сзади вазы №1, как и на парных вазах № 2 и №6 нанесен живописный растительный орнамент.
В результате сходство стилистических особенностей –формы ваз, декоративной отделки отдельных частей, позволяют предположить, что ваза №1, как и вазы №2,3,4,5,6 были созданы в России на ИФЗ в период правления императора Николая I. Итоговые результаты проведенного исследования, в частности сравнительный анализ сходства приемов изготовления и декоративного оформления, сравнительностилистические сравнения с аналогичными вазами ИФЗ, позволили подтвердить сведения художественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника» о том, что изучаемая ваза с живописным портретом неизвестной дамы изготовлена на ИФЗ в период правления Николая I (18251855 гг.).Было доказано, что рассматриваемая ваза имеет характерную для продукции ИФЗ периода правления Николая Iформу, типичные скульптурные ручки, а также свойственные данному периоду стилистические особенности декоративного оформления.На основании данных сведений и был сделан выводо временной принадлежности вазы портретом неизвестной дамы из коллекциихудожественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника».
Ссылки на источники1.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.2.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.3.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.4.
Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производствахудожественных керамических изделий: учебник [Текст] /Л.Ф.Акунова, С.З.Приблуда. –М.: Высшая школа, 1979. –216 с., илл.5.
Русский художественный фарфор:Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе /под ред. Э.Ф. Голлербаха и М.В. Фармаковского.Л., Государственное издательство, 1924. –168 с., 32 л. илл. 6.
Орнамент всех времен и стилей. [Текст]/ 100 таблиц с объяснительным текстом Н.Ф. Лоренца // издание А.Ф. Девриена. 1898.170с.,96цв.табл.
Emelyanenkova Anna Vladimirovna.Assistant, Department of fine art is art graphic faculty of the Smolensk state University. The City Of Smolensk.kucanna@yandex.ruArtistic, stylistic and contrastivestylistic analysis techniques as a means of determining the temporary facilities artistic works (on the example of vases from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve»).Annotation.The author of the article by extensive research proves membership of a vase with a picturesque portrait of an unknown lady of the Imperial porcelain factory from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve» to China era of Nicholas I.The feature of this publication that the material is a result of extensive research conducted by the author on the study of the special literature and view exhibits the largest museums and private galleries. In the result of the research the author comes to the conclusion that the vase from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve» has been created in the IPF during the reign of Emperor Nicholas I. The text of the article is richly illustrated with photos of porcelain vases of the 19th century.The publication will be of interest to a wide circle of readers, professional art and Antiques.Keywords:vases produced at the Imperial porcelain factory during the reign of Nicholas I, artistic, stylistic and contrastivestylistic analysis methods.
Искусствоведческий, стилистический и сравнительностилистическийметоды анализакак средство определения временной принадлежности художественного произведения (на примере вазы из собрания художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника»)
Аннотация.Автор статьи путем проведения ряда исследований доказывает принадлежность вазыИмператорского фарфорового завода из коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» к фарфору эпохи Николая I. Особенность данной публикации в том, что материал представляет собой итог большой исследовательской работы, проведенной автором по изучению специализированной литературы и просмотру экспонатов крупнейших музеев и частных галерей. В результате проведенных исследований автор статьи приходит к выводу о том, что рассматриваемая ваза из коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» действительно создана на Императорском фарфоровом заводе в период правления императора Николая I. Текст материала богато иллюстрирован фотографиями фарфоровых ваз XIXвека. Публикация будет интересна как широкому кругу читателей, так и профессиональным искусствоведам и антикварам.
Ключевые слова:вазыИмператорского фарфорового завода, эпоха правления Николая I,искусствоведческий, стилистический и сравнительностилистический методы анализа.
В коллекции художественной галереи «Смоленского государственного музеязаповедника» есть немало интересных экспонатов. Но ваза Императорского фарфорового завода (ИФЗ) с живописным портретом неизвестной дамы настоящая жемчужина коллекции. Ваза, созданная во времена правления императора Николая I, в период расцвета производства русского фарфора, представляет собой образец высочайшего технологического и художественного мастерства. Рассматриваемая ваза является примером одного из распространенных в николаевское время типов ваз под названием «бандо». Имеет характерные для вазы –«бандо» признаки: довольно широкий корпус в форме вытянутого овоида (от лат. оvum –яйцо) с уплотненным книзу туловом, шейка вазы удлиненная, а раструб узкий. Тулово имеет довольно выпуклые бока, афигурные ручки вазы, выполненные в форме ангелов, берут свое начало от оплечий. Раструб и горлышко вазы покрыты позолотой, а основная поверхность тулова и ножка синей краской. Великолепный золоченый скульптурный растительный орнамент покрывает оплечья игузку. На лицевой стороне в центральной части тулова вазы помещен великолепный по живописному исполнению портрет, заключенный в четырехугольный резерв, украшенный орнаментом. На лицевой стороне, на боковые части вазы, а также сзади нанесен геометризованныйрастительный орнамент.Контрастное сочетание золотого орнамента с ярко синим цветом служит удачным фоном для помещенного на вазе портрета.На портрете, украшающем вазу, изображена неизвестнаядама, одетая в зеленое платье. Живописьна портретестатична, лицо портретируемой словно застыло, изображено без движения. Кроме того, для данного портрета характерна выписанность, тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически. Монументальность пластической формы подчеркивается высокой квадратной плинтой, на которой установлена ваза.
Иллюстрация №1Точная дата изготовления этого художественного произведения не известна. На дне вазе стоит лишь вензель ИФЗ Николая I, больше ни даты создания вазы, ни имени художника, нарисовавшего портрет дамы, нет.Для установления подлинностивазыИФЗ с живописным портретом неизвестной дамы (ваза№1, иллюстрация №1), а также подтверждения сведений художественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника» о принадлежности данного художественного произведения к продукции ИФЗ эпохи правления Николая I(1825 1855 гг.), автором данной статьи был проделан целый ряд исследований. Были изучены образцы ваз ИФЗ первой трети XIXвека из собрания крупнейших музеев и частных галерей. В результате аналогами для проведения сравнительных анализов были выбраны следующие вазы ИФЗ времени правления императора Николая I:Вазы№2(иллюстрация №2)
парные вазы с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны 1830 года выпуска Императорского фарфорового завода, находящиеся в коллекции Константиновского дворца. Роспись на парных вазах выполнена по оригинальным портретам прусского художника Франца Крюгера, придворного прусского художника и одного из любимых живописцев Николая I;Ваза№3(иллюстрация №3)
фарфоровая ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича, великого князя, старшего сына императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, ставшего в 1855 году императором Александром II. На вазе росписи В.Ф. Мещерякова цесаревич изображен в мундире атамана казачьих войск. Ваза Императорского фарфорового завода 1828 года выпуска из экспозиции Государственного исторического музея; Ваза№4(иллюстрация №4)
фарфоровая ваза с изображением мифологической сцены «Легенда о Телемаке» Императорского фарфорового завода второй половины 1810 –первой половины 1820 гг. Вазу выполнил скульпторформатор Петр Мунстер, проработавший на ИФЗ до 1824 года.Живописная миниатюра изображает сцену из греческого мифа о Телемаке, сыне Одиссея и Пенелопы, который в поисках отца приплыл на остров к нимфе Калипсо. (Российский аукционный дом);Ваза№5(иллюстрация №5)
фарфоровая ваза начала 1830 –х годов Императорского фарфорового завода росписи П. Щетинина, на которой воспроизведена картина Клода Лоррена«Итальянский пейзаж». Ваза из собрания Государственного Русского музея;Вазы№6(иллюстрация№6) парные вазы с городскими пейзажами производства Императорского фарфорового завода 1844 года из галереи «Старые годы» (Санкт –Петербург).
Иллюстрация №2
Иллюстрация №3
Иллюстрация №4
Иллюстрация №5
Иллюстрация №6
В процессе проведения исследования был использован искусствоведческий метод, позволивший выявить особенноститехнологических приемов обработки и сборки ваз ИФЗ периода правления Николая I,а также особенности исполнения пластической и живописной композиции. Кроме того, был применен метод стилистического и сравнительностилистического анализов, с помощью которых удалось выявить характерные приемы формообразования в целом, стилистические особенности декоративного оформления, живописной техники ваз Императорского фарфорового завода периода правления Николая I.
На первом этапе изучения рассматриваемой вазы был проведено исследование №1 искусствоведческий анализ, который заключался в изучении специальной литературы, посвященной продукции ИФЗ первой трети XIXвека. В частности, основным источником явилосьфундаментальное издание «Императорский фарфоровый завод 17441904 гг.» под редакцией барона Н.Б. фонВольфа, занимавшего на момент изданиякнигив 1906 году должность управляющего заводом. Было использовано издание 1906 года на дореформенном русском языке. Книга, подготовленная к юбилею старейшего в России фарфорового завода, детально, на основе архивных документов, рассказывает о нелегком пути становления и о каждом последующем этапе развития фарфорового производства на Императорском фарфоровом заводе вплоть до первых лет XX века. В книге в мельчайших деталях описывается техника производства фарфоровых изделий, приводятся данные о штатной численности сотрудников, подробно рассказывается не только об управляющих завода, но и о простых рабочих завода, их бытовых условиях жизни. В книге, снабженной богатым справочным материалом, выписками из архивных документов, многочисленными чернобелыми иллюстрациями и вклейками с изображениями изделий, большое внимание уделяется рассказу о художественных особенностях фарфоровых изделий, достаточно широко представлена информация о специфике живописной техники, ведущих художниках и мастерахскульпторах каждого рассматриваемого периода деятельности завода. В частности, подробно описывают типы и особенности живописного исполнения ваз, выпускаемых заводом.
При проведении исследования также был использован сборник статей «Русский художественный фарфор» под редакцией Э.Ф. Голлербаха и М.В. Фармаковского. Издание рассказывает об истории Императорского фарфорового завода со времениего основания в 1744 году и до революции 1917 года. Особую ценность для изучения особенностей художественной деятельности завода периода Николая I, а также особенностей живописного исполнения ваз, послужила статья Э.Ф. Голлербаха «Сюжеты и характер живописи по фарфору» из вышеупомянутого сборника.
В результате проведенного искусствоведческого анализа было установлено, что многие из ваз ИФЗ периода Николая Iбыли выполнены в форме ваз «бандо», в основе которых лежит древнегреческая амфора, а также достигали в высоту значительных размеров.[1, с.141]. Типичным было скульптурное выполнение ручек в виде фигурок сидящих купидонов, ангелов, сфинксов, античных женщин. Отличительной особенностью ваз был тщательно выделанный рельефный орнамент. [2,с.204, 205, 215]. Большинство ваз ИФЗ Николая I, как и ваза №1 декорировались лепниной в области оплечий, гузки, основания ножки. Характерной особенностью этого периода было живописное оформление центральной и задней частей тулова ваз. Живопись на вазах нередко оформлялась в трапециевидный резерв, на позолоченномрезерве выполнялись цировки. [3, с.141].В ходе изучения искусствоведческой литературы были получены сведения, которыепомогли сделать оценочную характеристику общего вида вазы №1, на основании чего было выдвинуто предположение о том, что изучаемая ваза №1 могла быть произведена на ИФЗ в период правления Николая I.Следующим этапом стало проведение исследования №2 –искусствоведческого,сравнительного исследованияразмеров и технологических приемов изготовления.
Сравнительный анализ на основе изучения искусствоведческих источников пропорций формы горла, тулова, основания ножки вазы №1 и ваз ИФЗ позволил предполагать их схожесть.Также было установлено, что размеры вазы №1 и парных ваз №2 примерно одинаковые, аналогичные по форме –вазы «бандо», металлические ободьи в местах стыков частей вазысвидетельствуют об их общем способе изготовления –методом формовки литьем отдельных частей, сборкой на стержень. [4,с.24]. На основании данных сведений можно предположить,что ваза №1 могла бытьизготовлена, как и вазы №2 на ИФЗ в эпоху правления Николая I.Из истории развития ИФЗизвестно, что многие вазы этого периода изготавливались этим методом.Важным было также проведение исследования № 3 –изучения техники декорирования.Ваза №1, как и вазы № 2, №3, №4, №5, №6 декорированы рельефным орнаментом на античные орнаментальные мотивы.Техника декорирования основания ножки на вазе №1похожа на технику исполнения на вазах №2,№3, №5,№6.
На вазе №1, как и на вазах №2,№3,№4,№5,№6 портреты и живописные картины заключены в трапециевидный резерв с цировками. Гузка вазы №1, как и гузка вазы № 4 украшены абсолютно одинаковым по технике выполнения рельефным растительным орнаментом в виде стилизованных листьев пальмы, аналогичным по технике выполнения рельефным растительным орнаментом, как на вазах №2, №3,№6.Оплечья вазы №1, как и вазы №5 декорированы абсолютно идентичным по технике выполнениярельефным растительным орнаментом.
В результате былсделан следующий вывод. На основании схожеститехники декорирования отдельных частей вазможно предположить, что ваза №1, как и вазы №2,3,4,5,6 была изготовлена на ИФЗ в период правления императора Николая I.
Заключительнымэтапомв ходе изучения рассматриваемой вазы сталопроведение сравнительного стилистического анализа ваз ИФЗ
исследование №4.
Ваза № 1, как и вазы № 2, №4,№6 представляют собой аналогичные по форме вазы –«бандо», в основе которых лежит древнегреческая амфора. Для всех этих ваз характерен широкий корпус в форме вытянутого овоида с уплотненным книзу туловом, шейка удлиненная, а раструб неширокий.[5, с.52]).
Ваза №1, как и вазы № 2,3,4,5,6 декорированырельефным орнаментом, представляющим собой античные орнаментальные мотивы.
Ваза №1, как и вазы №2,4,5,6 имеют ручки не превышающие по размеру раструба.Оплечье, гузка, основание ножки вазы №1, парных ваз №2, вазы №5 имеют идентичное оформление лепниной –рельефный растительный орнамент.На вазе №1 основание ножки, как и основание ножки ваз №3, №4, №6 украшены идентичным орнаментом, представляющим собой волнообразные лиственные формы лавра. Гузка вазы №1, как и гузка вазы № 4 украшены абсолютно одинаковым рельефным растительным орнаментом в виде стилизованных листьев пальмы.Оплечья вазы№1, как и вазы №5 декорированы абсолютно идентичным рельефным растительным орнаментом, представляющим собой стилизованные пальметтообразные формы. [6].На тулове вазы №1, как и на парных вазах №2 нанесен живописный портрет.
На лицевой стороне тулова, на боковых частях, а также сзади вазы №1, как и на парных вазах № 2 и №6 нанесен живописный растительный орнамент.
В результате сходство стилистических особенностей –формы ваз, декоративной отделки отдельных частей, позволяют предположить, что ваза №1, как и вазы №2,3,4,5,6 были созданы в России на ИФЗ в период правления императора Николая I. Итоговые результаты проведенного исследования, в частности сравнительный анализ сходства приемов изготовления и декоративного оформления, сравнительностилистические сравнения с аналогичными вазами ИФЗ, позволили подтвердить сведения художественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника» о том, что изучаемая ваза с живописным портретом неизвестной дамы изготовлена на ИФЗ в период правления Николая I (18251855 гг.).Было доказано, что рассматриваемая ваза имеет характерную для продукции ИФЗ периода правления Николая Iформу, типичные скульптурные ручки, а также свойственные данному периоду стилистические особенности декоративного оформления.На основании данных сведений и был сделан выводо временной принадлежности вазы портретом неизвестной дамы из коллекциихудожественной галереи «Смоленского государственного музея –заповедника».
Ссылки на источники1.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.2.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.3.Императорский фарфоровый завод 17441904 [Текст] / Под редакцией барона Н.Б. фонВольфа. Управление Императорскими заводами. 1906. –446 с.4.
Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производствахудожественных керамических изделий: учебник [Текст] /Л.Ф.Акунова, С.З.Приблуда. –М.: Высшая школа, 1979. –216 с., илл.5.
Русский художественный фарфор:Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе /под ред. Э.Ф. Голлербаха и М.В. Фармаковского.Л., Государственное издательство, 1924. –168 с., 32 л. илл. 6.
Орнамент всех времен и стилей. [Текст]/ 100 таблиц с объяснительным текстом Н.Ф. Лоренца // издание А.Ф. Девриена. 1898.170с.,96цв.табл.
Emelyanenkova Anna Vladimirovna.Assistant, Department of fine art is art graphic faculty of the Smolensk state University. The City Of Smolensk.kucanna@yandex.ruArtistic, stylistic and contrastivestylistic analysis techniques as a means of determining the temporary facilities artistic works (on the example of vases from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve»).Annotation.The author of the article by extensive research proves membership of a vase with a picturesque portrait of an unknown lady of the Imperial porcelain factory from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve» to China era of Nicholas I.The feature of this publication that the material is a result of extensive research conducted by the author on the study of the special literature and view exhibits the largest museums and private galleries. In the result of the research the author comes to the conclusion that the vase from the collection of the art gallery «Smolensk state Museumreserve» has been created in the IPF during the reign of Emperor Nicholas I. The text of the article is richly illustrated with photos of porcelain vases of the 19th century.The publication will be of interest to a wide circle of readers, professional art and Antiques.Keywords:vases produced at the Imperial porcelain factory during the reign of Nicholas I, artistic, stylistic and contrastivestylistic analysis methods.