Разработка модели дистанционного курса «Основы информационной культуры работника образования»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жук О. Н. Разработка модели дистанционного курса «Основы информационной культуры работника образования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4011–4015. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55067.htm.
Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования информационной культуры работников образования, анализируются различные модели информационной подготовки в рамках дистанционного обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЖукОксана Николаевна,методист, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемеровоzhukox@yandex.ru

Разработка модели дистанционного курса«Основы информационной культуры работника образования»

Аннотация.В статье рассматривается специфика формирования информационной культуры работников образования, анализируются различные моделиинформационной подготовки в рамках дистанционного обучения.Ключевые слова:информационная культура работника образования, модель дистанционного курса, информационная подготовка работников образования

Вопросы формирования информационной культуры работников образования являются актуальными на протяжении длительного периода. Это связанно с постоянным развитием информационных технологий и информационных отношений во всех сферах общества, в том числе и образовании. Доступность современных средств информационнокоммуникационных технологийприводит к включению в информационную деятельность все большего числа людей. Наблюдается активное вовлечение различных слоев населения в многочисленные самокоординирующиеся сетевые сообщества. Информационнокоммуникационные технологии массово используются в политической и социальной жизни. Все это подкрепляется развитием нормативноправовой базы в сфере информации и информационной деятельности. Происходит складывание глобального информационнообразовательного пространства. В этих условиях закономерно появление нового социального заказа к образованию, выраженного в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые предполагают воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

По нашему мнению, информационная культура работника образования –это разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, формирующееся под воздействиемпрофессиональной среды, необходимая для его успешной деятельности в условиях развитияинформационного общества. Она представляет собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, определяющую эффективность использования информационнообразовательного пространства и направленную на активизацию информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса в целях повышения качества образования.На протяжении ряда лет на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования реализовалисьочные курсы, направленные на развитие информационной культуры различных категорий работников образования.Традиционно образовательная программа включала в себя следующие основные разделы:

Информационные ресурсы и информационная культура;

Основные типы информационнопоисковых задач;

Аналитикосинтетическая переработка источников информации;

Технология подготовки информационных продуктов [1].Однако развитие информационной сферы привело к необходимости включения в программу разделов, содержанием которых являются технологии информационного обмена в образовательных целях через сеть Интернет и нормативноправовое обеспечение информационнообразовательной деятельности. В целях повышения доступности образовательных услуг и предоставления возможности непрерывности образованиявозникла необходимость адаптировать данную модель курса под условия дистанционной формы обучения.В процессе разработки предполагаемой модели дистанционного курса была определена его специфика. Специфика дистанционного курса «Основы информационной культуры работника образования» складывается из сочетания особенностей изучаемойпредметной области «информационная культура», особенностей дистанционной формы обучения и особенностей категории обучаемых –слушателей системы повышения квалификации работников образования. Рассмотрим каждую группу особенностей.К особенностям предметнойобласти нами была отнесена следующая совокупность признаков:

формирование целостного, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики представления об информационной сфере во всём многообразии и взаимосвязи её компонентов;

формирование и развитие широкого круга информационных компетенций;

освоение социальных норм и правил поведения при осуществлении информационной деятельности и информационного взаимодействия. Особенностями дистанционной формы обучения являются:

пространственная удаленность участников процесса обучения;

наличие временного разрыва между субъектами образовательной коммуникации (под образовательной коммуникацией понимается процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов обучающего и обучающегося)[6];

взаимодействие посредством сети Интернет и других технологий, обеспечивающих интерактивность. В качестве особенностей категории обучающихся были выделены:

профессиональная принадлежность к сфере образования, общая направленность профессиональной деятельности при различии должностных обязанностей и конкретных условий труда;

разный уровень информационной подготовки слушателей одной группы/потока;

различные виды и степень мотивации (основными мотивами выступают необходимость получения документа о повышении квалификации, возможность обучения без отрыва от профессиональной деятельности и места проживания, возможность повысить уровень информационной подготовки в соответствии с требованиями профессиональной среды).

Следующим этапом сталивыявление и анализ моделей дистанционного обучения, представленных в профессиональных публикациях. Для упорядочивания описываемых моделей дистанционного обучения исследователи предлагают разнообразные критерии, большинство из которых так или иначе связаны с используемыми в процессе обучения информационнокоммуникационными технологиями. Эта группа критериев обычно «лежит на поверхности», но важно помнить, что средства информационнокоммуникационных технологий хоть и являются основополагающим компонентом, однакоподчинены педагогическим целям и не имеют высшего приоритета в организации учебного процесса. Из многообразия предложенных критериев, используемых для систематизации моделей дистанционного обучения, мы выделили те, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при разработке дистанционных курсов, направленных на формирование информационной культуры личности и специалиста. Результатом стала типология моделей дистанционного обучения, представленная в таблице.

Типология моделей дистанционного обучения

КритерийсистематизацииИсследователиМодели обученияСтепень углубленности в изложении материалаИ.А. Озеркова [3]Модель эпизодического курса,предполагающего получение сведений о некоторых фактах, методах предметной сферыМодель систематического курса, предполагающего целостное, систематическое изложение знаний, относящихся к конкретному предмету, направленного на классификацию и обоснованиеметода исследования фактовМодель научного курса, имеющего содержанием актуальное научное знание и построенная по принципам научного познанияДидактические возможности в зависимости от используемых конфигураций Е.С. Полат[4, с.83]Модель интеграции очной и дистанционной форм обучения Модель сетевого обучения Модель обучения, базирующаяся на интерактивном видео Характер взаимодействия преподавателя и обучаемых в сочетании с характером и последовательностью этапов обучения во времениЕ.Б. Сергиенко [5]Модель синхронизированного обучения без обратной связи (обеспечивается только взаимодействием обучаемого с обучающим средством: цифровыми носителями, печатным материалом)Модель синхронизированного обучения с обратной связью (предполагает наличие сетей для связи с преподавателем)Модель асинхронного обучения с обратной связью (предусматривает использование групповой дифференциации деятельности обучаемых в зависимости от уровня развития или продвинутости в прохожденииобразовательных программ)Модель асинхронного обучения с вертикальной и горизонтальной обратной связью (предусматривает наличие связи обучаемого не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, возможность групповых видов деятельности)Диагностичноасинхронная модель обучения с вертикальной и горизонтальной обратной связью (деление по группам происходит на основе предварительной диагностики обучаемых)Тип используемых в учебном процессе информационных технологийГ.Р. Биккулова [1, с.78]Модель с использованием неинтерактивных технологий (печатных материалов, аудио, видеоносителей)Модель с использованием средств компьютерного обучения (электронных учебников, компьютерного тестирования и контроля знаний, новейших средств мультимедиа)Модель с использованием видеоконференцийМодель, основанная на мультимедиаподходе, подразумевающем использование нескольких взаимодополняющих информационных технологийРоль обучающих специалистовВ.И. Овсянников [4, с. 6465], Н.И. Городецкая [2, с.2224]Модель с выделением двух категорий специалистов: преподавателей, которые проводят аудиторные занятия, и тьюторов, организующих самостоятельную работу слушателейС.А. Щенников, Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина [4, с. 6465]Модель, в которой обучающий специалист совмещает функции преподавателя и тьютораКатегория обучаемых О.Н. ЖукМодель формирования определённой информационной компетенции, обучения определенной информационной работников образованиятехнологии вне зависимости от должности работника образования Модель формирования информационных компетенций, характерных для одной должности/группы должностей работников образованияМодель формирования информационных компетенций работников образования, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках общей информационнообразовательной среды

Рассмотрим возможное влияние каждого критерия на разрабатываемую нами модель. Степень углубленности в изложении материала. Модель эпизодического дистанционного курса, в ходе которых осуществляется информационная подготовка работников образования, представлена достаточно широко. Эпизодические курсы, как правило, краткосрочны, посвящены раскрытию отдельных тем, имеют практическую направленность. Данные курсы не вызывают особых сложностей в разработке и внедрении. В процессе реализации эпизодических курсов возможно формирования отдельных сторон информационной культуры обучающихся. Однако эти возможности ограничены изза фрагментарности получаемых сведений.Модель систематического дистанционного курса наиболее соответствуют задаче формирования информационной культуры. Систематические курсы призваны дать целостную картину информационной сферы, упорядочить полученные знания и умения, привести их в соответствие с современными требованиями профессиональной сферы. Эти курсы имеют более сложную структуру содержания, требуют временных и интеллектуальных затрат при разработке и внедрении. Модель научного дистанционного курса предназначена для обучающихся с высоким уровнем информационной подготовки, так как в основе её лежит научноисследовательская деятельность и имеет своим содержанием актуальные научные знания. Целесообразно использование данной моделидля дальнейшего развития информационной культуры узкой категории обучающихся (например, аспирантов).Дидактические возможности в зависимости от используемых конфигурацийМодель интеграции очной и дистанционной форм обучения позволяет разгрузить аудиторные занятия от рутинных видов деятельности, требующих различного по длительности времени для разных учащихся (формирование навыков), более тщательно и самостоятельно подготовиться к обсуждению важных вопросов по предмету изучения, осуществить поиск и анализ дополнительной информации. Распространение данной модели связано с тем, что на этапе объяснения материала преподаватель и обучающийся находятся в привычной ситуации очного обучения, затем самостоятельно, вдали от преподавателя отрабатываются навыки, выполняются контрольные задания и представляются результаты с помощью средств ИКТ. На данном этапе идёт дистанционное взаимодействие.Модель сетевого обучения требует больших интеллектуальных затрат на этапе разработки, так необходима работа по структурированию содержания, представлению учебного материала в адаптированной под сетевые технологии формы, доступные для восприятия обучающихся. Требуется также решить вопросы организации активной деятельности обучающихся в сети (индивидуальной, групповой, коллективной), доступа к дополнительным источникам информации, программным средствам, базам данных, организации и администрирования деятельности обучающихся). Преимущество данной модели в том, что она позволяет формировать широкий круг информационных компетенций, использовать многообразие ресурсов и технологий, предоставляемых с помощью сети, активизировать образовательные коммуникации.Модель обучения, базирующаяся на интерактивном видео оптимальна, когда привлекаются известные в данной области специалисты, демонстрируются уникальные методики. Технологии видеоконференцсвязи позволяют сократить разрыв между реальным и виртуальным, дают возможность непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях, но как показывает практика, не всегда доступны, особенно на периферии. К тому же существует привязка к определенному времени, что для тех, кто обучается без отрыва от работы не всегда удобно.Характер взаимодействия преподавателя и обучаемых в сочетании с характером и последовательностью этапов обучения во времениВ данной группе моделей наибольший интерес представляют модели асинхронного обучения с вертикальной и горизонтальной обратной связью. Эти модели предполагают возможность взаимодействия как с преподавателем, так и с другими обучающимися, а значит позволяют наладить групповые виды деятельности, сотрудничество обучающихся между собой, разветвлённые образовательные коммуникации. Другие модели (модель синхронизированного обучения без обратной связи, модель синхронизированного обучения с обратной связью, модель асинхронногообучения с обратной связью) такими возможностями не обладают.Тип используемых в учебном процессе информационных технологийНаиболее соответствует концепции формирования информационной культуры модель, основанная на мультимедиаподходе, предполагающая отбор и применение в учебном процессе различных по технологиям производства и использования учебных материалов. Это позволяет обучающимся знакомится с типовидовым разнообразием информационных ресурсов и широким спектром информационнокоммуникационных технологий. Остальные модели (модель с использованием неинтерактивных технологий, модель с использованием средств компьютерного обучения, модель с использованием видеоконференций) рассчитаны на определенную группу учебных материалов, что не позволяет получить полное представление о современной информационной сфере.Роль обучающих специалистовПринципиальным при разработке модели является вопрос о роли обучающих специалистов. На наш взгляд, в такой области, как «информационная культура работника образования», преподаватель, помимо знания теоретических основ, обязан владеть широким спектром информационных и образовательных технологий, демонстрировать на своём примере изменение роли педагога в условиях информатизации общества и образования. Консультируя слушателей по вопросам выбора оптимальной стратегии в условиях данного курса, направляя процесс информационного взаимодействия между субъектами процесса обучения, рекомендуя различные информационные ресурсы и технологии, обучающий специалист выполняет функции тьютора, органично совмещая их с функциями преподавателя.Категория обучаемых работников образованияВ процессеразработки модели важно также определить, для каких категорий работников образования целесообразна разработка общего курса. Можно отметить три подхода к определению категории работников образования. Первый подход связан с определением уровня общей информационной компетентности вне зависимости от должности работника образования и разработке курсов, направленных на приобретение новых информационных компетенций, чаще всего в использовании ИКТтехнологий.Второй базируется на едином перечне информационных компетенций, характерных для каждой категории работников образования. Основой для такого деления могут служить квалификационные характеристики работников образования. Практикоорентированность данного подхода выражается в том, чтобы дать слушателям набор информационных компетенций, которые позволят им наиболее эффективно выполнять свои непосредственные профессиональные обязанности. Как правило, выделяют отдельные курсы для педагогов, учителей, учителейпредметников, руководителей образовательных учреждений, воспитателей ДОУ и др.На наш взгляд, перспективно использование третьего подхода –информационная подготовка работников образования действующих в рамках общей информационнообразовательной среды (к примеру, информационнообразовательная среда общеобразовательной школы). Информационнообразовательная среда является сферой взаимодействия всех участников образовательного процесса. Она имеет определенный набор ресурсов, технологий и общие интересы взаимодействующих в ней субъектов, которые нацелены наповышение качества образовательного процесса. Удовлетворение информационных потребностей субъекта информационнообразовательной среды можно рассматривать в аспектеинформационного сотрудничества с другими субъектами данной среды. Информационнообразовательная среда является сложной, постоянно развивающейся системой, состоящей из включённых в неё подсистем информационнообразовательных сред каждого участника образовательного процесса.Преимуществом третьего подхода является рассмотрение персональной модели информационной культуры в аспекте включенности её в информационную культуру сообщества, которое составляют все субъекты единой информационнообразовательной среды, сопоставление своего уровня информационной культуры с информационной культурой других участников образовательного процесса.Перечень формируемых компетенций в данной модели выводится из описания информационнообразовательной среды, закреплённой Федеральнымигосударственными образовательными стандартами и другими нормативными документами, в которых закреплены требования к информационнообразовательной среде.Представленная типология моделей дистанционного обучения стала основой для разработки и внедрения дистанционного курса повышения квалификации «Основы информационной культуры работников образования.Дистанционный курс «Основы информационной культуры работников образования» был заявлен как систематический, обобщающий, затрагивающий широкий спектр вопросов, связанных с правовыми и этическими нормами функционирования информационнообразовательной среды, современными технологиями поиска, переработки и предоставления информации, внедрения информационных технологий в образовательный процесс.По характеру взаимодействия и последовательности этапов обучения была реализована модель асинхронного дистанционного обучения с вертикальной и горизонтальной связями. Такая модель позволяет не только распространять знания и отрабатывать навыки, но и формировать модель мышления, совместно работать над организацией многофункциональной, коллективно используемой виртуальной учебной среды с разной степенью интерактивности и разными видами передаваемой информации.

Разработанная нами модель успешно внедрена в практику и доказывает возможность эффективного использования дистанционной формы обучения для формирования информационной культуры работников образования в системе повышения квалификации.

Ссылки на источники1.Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. –М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. –512с.2.Темербекова А.А.Образовательная коммуникация: аксиологический подход [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://infoalt.ru/20101112034454 В надзагол.: 5 Международная научнопрактическая конференция «Информация и образование: границы коммуникаций»INFO'13. [Дата обращения: 25.04.13].3.Озеркова, И. А. Типология образовательных курсов в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Интернетжурнал "Эйдос". 2007. 30 сентября. Реж. Доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/09302.htm [Дата обращения 17.09.11].4.Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –400с.5.Сергиенко, Е.Б. Управление качеством профессионального образования в условиях дистанционного обучения посредством построения моделей дистанционной образовательной программы современного вуза [Электронный ресурс] // Межрегиональная научнопрактическая конференция(заочная) 2007 «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы " . –URL: http://www.sga.su/arch/2007/konf_mSergienko.htm?user=1afda93437b523deba1ed17a8ff407c7–[Дата обращения 23.10.11].6.Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. –2009. №4. –С.413.7.Городецкая Н.И. Дистанционное повышение квалификации педагогов: модели организации и перспективы развития // Нижегородское образование. –2009. №4. –С. 2029.

Zhuk OksanaMethodist Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Education, Kemerovo zhukox@yandex.ruDeveloping a model of a distance course "Fundamentals of Information Culture employee education" Abstract. The article discusses the specifics of information culture of educators, analyzed various models of information training by distance learning. Keywords: information culture worker education, the model of a distance course, awareness training of educators