Использование некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы как новой технологии в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дымова
Т.
В. Использование некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы как новой технологии в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4261–4265. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55117.htm.
Аннотация. Статья посвящена использованию некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
Текст статьи
Дымова Татьяна Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астраханьtdimova60@mail.ru
Использованиенекоторыхключевых стандартовмировой образовательной инициативыкак новой технологии ворганизационном обучениипедагоговшколвделереализации и управления проектнойиисследовательской деятельностьюобучающихся
Аннотация.Статья посвящена использованию некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.Ключевые слова:ключевые стандарты,проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В условиях динамично развивающейся профессиональной деятельности педагогического сообщества нашей страны к учителю предъявляются всёновые знания и компетенции в области образовательных технологий. Для того, чтобы успешно и плодотворно работать в таких условиях, современному педагогу не только самому всёчаще приходится проявлять поисковую активность, но и вовлекать в такую активность школьниковразличного возраста. В связи с этой усиливающейся из года в год тенденцией, в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения как разновидности современных образовательных технологий. Учителю, вставшему на путь приобщения школьников к исследовательской и проектной работе, приходится решать массу вопросов, связанных с тем, как стимулировать природную потребность ребёнка кновым видам деятельности; как развить у него способности искать новое; как научить видеть проблемы и выдвигать гипотезы; задавать вопросыи находить на них ответы на основе анализа использованных источников или практической работы; наблюдать иэкспериментировать; делать умозаключения и выводы; классифицировать и давать определения понятиям; правильно излагать и защищать сформулированныецели и задачи.Эти вопросы сегодня весьма актуальны, особенно для тех педагогов, кто делает свои первые шаги в оранизации исследовательской и проектной деятельностишкольников, а также для техучителей, кто стремится совершенствовать свои знания и умения в этой области.Общение с педагогами городаАстрахани и Астраханской областипоказывает, что даже опытные учителя порой испытывают затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности школьников, часто отождествляют их, не всегда понимают структуру работы, назначение и характеристику её основныхкомпонентов, путают понятия, относящиеся к методологическому инструментарию, испытывают другие сложности.В связи с этим нами на базе геологогеографического факультета Астраханского государственного университета уже пятый год проводится в течение учебного года лекторий для учителейбиологии,химии, экологии, географии и безопасности жизнедеятельности, самое первое и последнее занятиякоторого всегда посвященыорганизации исследовательской и проектной деятельности учащихсяи секретам их успешного выполнения.
Организационное обучение педагогов в рамках лектория осуществляется нами на основе мировой образовательной инициативы CDIO(conceive
design
implement
operate) как однойиз самых эффективных технологийобучения студентовв настоящее время, ориентированнойна получение прикладного результата ещё во время учёбы. Инициатива CDIOвпервые стала использоваться в Массачусетском технологическом институте более десяти лет тому назад. Внедрение такой инициативы в учебный процесс произошло изза неудовлетворённости качеством подготовки специалистов данного института руководителями инженерных компаний, куда бывшие студенты устраивались на работу. В ответ на такое недовольство команда института по руководством профессора аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT Эдварда Кроули и разработала новый подход к образованию, который основан на практикоориентированном обучении и умении осуществлять сопровождение проектаот стадии задумывания до стадии выведения готового продукта проекта на рынок и управления им. Преимущество такого обучения заключается в том, что уже первокурсники получают конкретные знания для конкретных целей и задач, которые они формулируют либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя. В последующие годы, получая образование в рамках CDIO, каждый выпускник Массачусетского института был ориентирован на свой готовый продукт и прикладные результаты, которые помогают будущему специалисту продвигать продукт на рынке и управлять им, используя его или дальше совершенствуяего для такого продвижения. Таким образом, каждый выпускник заканчивает институт уже будучи готовым к конкретной своей реальной работе, поэтому его не надо доучивать или переучивать благодаря дополнительному образованию, профессиональной переподготовке или повышению квалификации.Инициатива CDIOвключает 4 стадии, которые расшифровываются как:1 стадия С(conceive) задумай, на которой разрабатывается идея и концепция проекта.
2 стадия D(design)
разработай, на которой проект прорабатывается экспериментально или практически.3 стадия I(implement)
реализуй, на которой происходит изготовление законченного продукта, испытание проекта,выявление его недостатков, регистрация, патентование.
4 стадия O(operate)
управляй, на которой осуществляется использование продукта, совершенствование производства или технологии его получения, продвижение и позиционирование на рынке1.Астраханский государственный университет является одним из трёх вузов Российской Федерации, наряду с Томским политехническим университетом и Сколковским институтом науки и технологий, который впервые стал использовать стандарты CDIOдля своей системы обученияи который стал применять их не только для подготовки студентов инженерных, но и гуманитарных специальностей и направлений подготовки. В настоящее время в нашей стране в рамках инициативы CDIOработают семь вузов, а по всему миру их насчитывается более ста. Инициатива CDIOвключает 12 ключевых стандартов, ккоторым относятся:1. создание и развитие продуктов в их жизненном цикле «задумка проектирование реализация управление общий контекст развития инженерного образования».2. Описание всех приобретённых личностных, межличностных и профессиональных компетенций в создании продуктов.3. Необходимо создавать интегрированный учебный план, содержащий все нужные студенту личностные и межличностные компетенции.4. Должен быть вводный курс основных компетенций, нужных для направления.5. Студент должен участвовать минимум в двух проектах, один из которых на начальном, а другой на продвинутом уровне.6. Должны быть созданы зоны CDIOсо всем необходимым для работы.7. Учебный план должен включать в себя взаимодополняющие учебные дисциплины, который интегрирует в преподавании личностные и межличностные компетенции.8. Активный практический подход в обучении.9. Профессорскопреподавательский состав должен развивать свои личностные и межличностные компетенции.10. Профессорскопреподавательский состав должен развивать свои компетенции в области активного практического обучения студентов.11. Разработка системы оценки успеваемости студентов по личностным и межличностным компетенциям, умению студента создавать продукты.12. Общая оценка системы образования студентами и преподавателями, связь студентов и преподавателей с работодателем1.Конечно, не все ключевые стандарты можно брать за основу, чтобы знакомить с ними учителей школ и тиражировать практику Астраханского государственного университета по их внедрению, поскольку некоторые стандарты имеют большое значение и свою специфику именно в образовательном процессе студентов. Тем не менее, есть такие ключевые стандарты CDIO, которые применяются нами в организационном обучении педагогов школ для более успешной реализации проектной и исследовательской деятельности школьников.Так, первый стандарт CDIOреализуется нами на лектории, когда мы говорим и обсуждаем с учителямипредметниками структуру проектной и исследовательской деятельности и соотносим эти структуры с четырьмя основными стадиями международной образовательной технологии(табл. 1).Таблица 1Соотношение этапов проектной и исследовательской деятельности и стадий CDIO
Стадии проектной деятельностиСтадии CDIOСтадии исследовательской деятельностиСтадии CDIOЦелеполаганиеСАктуальностьСПланированиеDПротиворечие (проблема)ССоздание проектаIЦель исследованияСКонтроль и коррекция результатаООбъект исследованияСПрезентация проектаIПредмет исследованияСРефлексияОГипотезаС
ЗадачиС
ЭтапыD
Методы сбора и обработки данныхI
Практическая значимостьО
Заключение (вывод)О
Как показывают данные таблицы, стадии новой образовательной технологии CDIOмогут использоваться в ходе и проектной, и исследовательской деятельности. Однако, эффективнее всего они применяютсяв проектной деятельности школьников, направленнойне только на создание конкретного результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта, но и науспешное формирование у школьников умений реализовывать продукт и качественно управлять им, видя перспективы его практического примененияилинепосредственно применяя их. Проектная деятельность всегда направлена на получение конкретного задуманного, осмысленного школьником результата –продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования, что и обуславливает чёткую, логичную и последовательную смену одной стадии другими стадиями технологии обучения CDIO.Говоря учителям об использовании второго ключевого стандарта CDIO, мы делаем акцент на приобретении школьниками, занимающимися проектной и исследовательской деятельностью,личностных и межличностных компетенций, к которым относятся: 1. использование учащимися базовых знаний и компетенций, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений в случае рассмотрения разнообразных объектов для изучения. 2. Итогами проектной и исследовательской деятельности учащихся являются не только результаты по отдельным школьным предметам, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности проектной и исследовательской работы. 3. Исследования школьниками объектов на основе межпредметных связей, с использованием знаний и компетенций как смежных, так и несмежных областей.
4. Повышение общей компетентности учащихся в области ведения теоретического и практического поиска в ходе выполнения поставленных задач.5. Участие школьников в социальнозначимой деятельности, в частности, в опросах различных групп населения по проблеме исследования, в реализации различных видов деятельности в соответствии с задачами деятельности.6.Развитие способностей совместной работы в группе из 23 человек, коллективе и способностей к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.7.Осуществление проектной и исследовательской деятельности требует от школьников компетентности в выбранной проблеме, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, организованности2. Многолетняя практика организации проектной и исследовательской деятельности школьников позволяет нам выделить следующие мотивы учащихся заниматьсятакой работой:
интерес к предмету или межпредметной области знаний;
желание углубить свои знания, расширить кругозор;
осознанный выбор будущей профессии;
удовлетворение процессом работы;
желание самоутвердиться;
желание получить награду на конкурсе и пополнить свое портфолио;
поступить в вуз на конкретный факультет и другие.Кроме того, ещё одним мощным мотивом школьников является не только генерация идей, пусть даже и трудно воплощаемыхпорой, но и реализация своей идеи и задумки в обычной жизни, особенно если конечный результат имеет прикладное практическое значение, направленныйне только на то, чтобы быть полезным не только самим школьникам, их выполняющим, но и еще какомуто кругу людей, –одноклассникам, друзьям, родителям, руководству школы, жителям населённого пункта, представителям муниципальной власти, людям разных социальных групп (детям в детских садах, школьникам разных возрастов, пенсионерам) и т.д.
Для успешности реализации проектной и исследовательской деятельности считаем, что необходимым условием дляпедагоговявляется их мотивацияшкольниковдля такого рода занятий, для чего можно использовать сообщенияоб их достиженияхна методических объединениях, родительских собраниях, классных и внутришкольных мероприятиях, освещать достижения детей в школьнойпечати, на доске достиженийи других стендах, а также использовать для этого самые разнообразные формы и средства.На лектории мы всегда подчёркиваем, что каждому педагогу, осуществляющему руководство проектной и исследовательской деятельностью,необходимо помнитьо том, что вовлечение в неё школьников любого возраста должносопровождаться постоянным консультированием, причём, чем младше возраст детей, тем в более частых консультациях и помощи они нуждаются. Обязательными являются консультации по выбору темы, формулированию цели деятельности и способам еёдостижения, плана достижения поставленной цели и задач, компоновке материала в содержании теоретического или практического продукта деятельности, представление результатов поиска, написании пунктов заключения, формировании списка источников, используемых в работе. Если у школьников возникают затруднения по отдельным этапам проектной и исследовательскойдеятельности, число консультаций может быть увеличено таким образом, чтобы школьник чётко представлял себе структуру своей работы, способы и средства достижения поставленных цели и задач. Проектная и исследовательская деятельность школьников среднего и старшего звена может быть организована учителемсовместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов, лабораторий и т.д. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного лабораторного оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного учёного 3. При этом задача учёного заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении школьников с современными научными представлениями в выбранной тематике, а задача учителя –в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин разных циклов, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Сегодня всё чаще стали появляться работы школьников, на титульном листе которых стоят фамилии учителяпредметника и преподавателя высшей школы. Как показывает практика, такое сотрудничество в треугольнике «школьник учитель преподаватель»является наиболее эффективным и приводит ребёнка к реальному практическому результату, заключающемуся, в первую очередь, во внедрении результатов деятельности в жизнь. Преподаватели, которые осуществляют руководство проектной и исследовательской деятельностью школьников, а также общее консультирование, постоянно повышают уровень и своих профессиональных компетенций в Центре организационного обучения Астраханского государственного университета, реализуя тем самым, второй, четвёртый, девятый и десятый ключевые стандарты CDIO. В частности, реализации вышеперечисленных принципов новой образовательной технологии осуществляется через повышение квалификации преподавателей по программам «Лидерство в образовании», «Современный компетентностный подход при реализации учебной работыпреподавателем высшей школы», «Инновационный менеджмент в организационной, учебной и научной деятельности вуза», «Изучение опыта совершенствования производства на основе технологий снижения издержек», «Применение информационных технологий в образовательном процессе», «Образовательный маркетинг», «Образовательный менеджмент»и многие другие, в том числе и по программе «Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе», благодаря чему реализуется восьмой ключевой стандарт CDIO.По нашему мнению, весьма важным является такой ключевой стандарт CDIO, как девятый, суть которого заключается в том, чтобы самим педагогам, осуществляющим управление проектной и исследовательской деятельностью школьников, владеть соответствующими компетенциями. Не является секретом тот факт, что, если сам учитель чётко не представляет себе структуру деятельности, этапы её выполнения, путает понятия объекта и предмета, цели и задач, то и школьникииспытывают точно такие же трудности, которые, как правило, и отражены в ихработе.В связи с этим обстоятельством на лектории, учитывая что педагогический состав его меняется из года в год, первое и последнее занятие по организационному обучению всегда посвящаются рассмотрению таких категорий. Делается акцент на такую логическую цепочку, которая включает в себя ряд последовательных и взаимосвязанных звеньев: 1.тема работы должна формулироваться лаконично.2. Под тему работы формулируется одна цель.3. Задач в работе будет столько, сколько в ней глав(параграфов).4. Объект исследования всегда шире, чем его предмет, относительно которого школьники и получают новые данные и сведения как теоретического, так и экспериментального (практического, мониторингового, социологического) характера.5. Выбор методовисследованиясоответствуетпоставленным цели и задачам.6.Планирование должно заключатьсяв определении последовательности и сроков этапов работ.7. Пунктов заключения должно быть столько, сколько сформулировано задач работы.8. Оформление результатов работыдолжно осуществляться в соответствии с поставленной целью и задачами.9. Представление результатов работ происходит в пригодном для использования виде. Очень часто на конференциях различного уровня (школьной, районной, городской, всероссийской, международной) по выступлениям школьников с результатами деятельности можно видетьтакие негативные моменты, как несоблюдение регламента выступления, построение содержания своего выступления, которое наполнено только литературными фактами (легенды, истории), а не результатами собственных изысканий и опорына них, которые, как правило,снижают общее впечатление от работы и наводят на мысль о недостаточном внимании педагога к представляемым результатам. В связи с этимна лектории учителям школ рассказывается о грамотном представлении результатов проектной и исследовательской деятельности с последующей их демонстрацией, на примере которых рассматриваются основные ошибки и отмечаются удачные акценты и находки. Чаще всего результатом проектной или исследовательской деятельности школьников в зависимости от цели и содержания являются отчёт, заметка, тезисы доклада, статья, презентация, компьютерная программа, проблемный реферат, прибор с описанием его действия, видеои аудиоматериалы и т.п.Отчёт–это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих учебных или проектных исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчёт представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений школьника.Отчеты, как и другие работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами и теми терминами, смысл которых школьнику не ясен или не вполне ясен. Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приёмы, которые использовались в работе, полученные данные, выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, фамилию и имя автора, населённый пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.Статья(описание работы) должна содержатьактуальность;цельи задачи;методы; сведения о том, что делали, используя методы, и какие результаты получили;заключение с интерпретацией полученных результатов;литература и другие источники. Стендовый доклад–это оформление наглядного материала, включающего текст и иллюстрации по теме работы.Докладиспользуется для устного выступления на конференции объемом 23 страницы машинописного текста, что соответствует 710 минутному рассказу. Листы доклада имеют тоже оформление, что и в самой работе. На введение и выводы отводится примерно половину одного листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, на изложение оригинальной методики требуется больший объём времени. Также кратко характеризуется район исследований и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных школьником результатов.Для наглядности доклад может сопровождаться демонстрациейиллюстративного материала (рисунков, схем, карты, таблиц, фотографий и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием доклада. Для показа во время доклада отбираются самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные пункты заключения, сделанные по работе. Короткий доклад не должен быть перегружен иллюстративным материалом: 12 таблицы, содержащие первичный фактический материал, и 23 таблицы или графика (диаграммы), иллюстрирующие главные наблюдаемые закономерности.На полях или в тексте доклада для удобства школьника следует сделать яркие пометки в тех местах, когда следует обратиться к таблице или рисунку. Презентацияв логике проектнойи исследовательской деятельности предназначенадля:1. представления полученного продукта такой деятельности и его продвижения; 2. показа сформированностикомпетентности школьника в ходе публичного выступления по результатам такой деятельности;3. привлечения ресурсов для доработки или тиражирования продукта;4. информирования, просвещения, формирования общественного мнения по проблеме исследования;5. самопрезентации, когда происходит позиционирование себя как специалиста в определённой области4.В рамках общего целевого направления школьник формулирует конкретную цель своей презентации и в зависимости от целевой аудитории, планирует содержание и ход презентации.Для реализации восьмого ключевого стандарта CDIO, который направлен на активный практический подход в обучении, мы предлагаем педагогам на самом первом занятии начать работу над любой темой по своему выбору с выполнением всех атрибутов проектной или исследовательской деятельности. На протяжении четырёх месяцев учителям оказывается консультационная помощь и сопровождение по любым интересующим их вопросам. В феврале каждый педагог получает информационное письмо о проведении ежегодногообластного конкурса экологических проектов и проектов по безопасности жизнедеятельности «Моя планета –Мой дом», который проводитсяпреподавателямигеологогеографическогофакультетаАстраханского государственного университета.Цель конкурса заключается в формированииу школьников экологической культуры, культуры безопасности, приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности в области экологобиологических наук и безопасности жизнедеятельности.Конкурс проводится по четырём номинациям:
исследовательский экологический проект;
творческий экологический проект;
исследовательский проект по безопасности жизнедеятельности;
творческий проект по безопасности жизнедеятельности.В этом году на конкурс были представлены проекты, которые имеют практикоориентированное значение, к ним, в частности, относятся проекты «Чайный гриб природный целитель», «Этот удивительный чилим», «Высолы как фактор разрушения фундаментов зданий памятников архитектуры города Астрахани», «Астрахань соляная сокровищница России» и другие. Необходимо отметить, что те педагоги, которые посещают лекторий и сами начинают владетьнеобходимыми компетенциями в деле подготовки проектных и исследовательских работ школьников, также грамотно обучают этому и своих подопечных, которые от одного выступления к другому становятся всё более уверенными, знающими, осознанно воспринимающими материал о цели и задачах, об объекте и предмете, о различных группах методов, о теоретической и практической значимости, об отличиях проектной и исследовательской деятельности и о многих других особенностях, реализуя которые они добиваются реального успеха, учась в школе и являются подготовленными людьми, у которых уже сформированы необходимые компетенции, с которыми легко заниматься научной и грантовой деятельностью в вузе.
Ссылки на источники
1. Вестник Астраханского государственного университета. 2013. № 6 (76). Спецпроект газеты «Организационное обучение».
2. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. –М.: Народное образование, 2001. –120 с.
3.Основы организации естественнонаучных исследований и практики ведения документации: Методические рекомендации /Сост.: Ю.В. Алтуфьев, Т.В. Дымова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. Ч.I. 24 с.
4. Организация учебноисследовательской и проектной деятельности школьников Текст: методические рекомендации/ сост. Т. В. Дымова. –Астрахань: Издатель: Сорокин роман Васильевич, 2012. –40 с.
TatyanaDymova,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of ecology, nature land management and life safetyAstrakhan state university, AstrakhanThe using of same key standards of the global educational initiative such as a new technology in the organizational learning of school teachers in the implementation and management of project and research activities of pupilsAbstract.The article focuses onsame key standards of the global educational initiative such as a new technology in the organizational learning of school teachers in the implementation and management of project and research activities of pupils
Keywords:key standards, project activities, research activities.
Использованиенекоторыхключевых стандартовмировой образовательной инициативыкак новой технологии ворганизационном обучениипедагоговшколвделереализации и управления проектнойиисследовательской деятельностьюобучающихся
Аннотация.Статья посвящена использованию некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.Ключевые слова:ключевые стандарты,проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В условиях динамично развивающейся профессиональной деятельности педагогического сообщества нашей страны к учителю предъявляются всёновые знания и компетенции в области образовательных технологий. Для того, чтобы успешно и плодотворно работать в таких условиях, современному педагогу не только самому всёчаще приходится проявлять поисковую активность, но и вовлекать в такую активность школьниковразличного возраста. В связи с этой усиливающейся из года в год тенденцией, в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения как разновидности современных образовательных технологий. Учителю, вставшему на путь приобщения школьников к исследовательской и проектной работе, приходится решать массу вопросов, связанных с тем, как стимулировать природную потребность ребёнка кновым видам деятельности; как развить у него способности искать новое; как научить видеть проблемы и выдвигать гипотезы; задавать вопросыи находить на них ответы на основе анализа использованных источников или практической работы; наблюдать иэкспериментировать; делать умозаключения и выводы; классифицировать и давать определения понятиям; правильно излагать и защищать сформулированныецели и задачи.Эти вопросы сегодня весьма актуальны, особенно для тех педагогов, кто делает свои первые шаги в оранизации исследовательской и проектной деятельностишкольников, а также для техучителей, кто стремится совершенствовать свои знания и умения в этой области.Общение с педагогами городаАстрахани и Астраханской областипоказывает, что даже опытные учителя порой испытывают затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности школьников, часто отождествляют их, не всегда понимают структуру работы, назначение и характеристику её основныхкомпонентов, путают понятия, относящиеся к методологическому инструментарию, испытывают другие сложности.В связи с этим нами на базе геологогеографического факультета Астраханского государственного университета уже пятый год проводится в течение учебного года лекторий для учителейбиологии,химии, экологии, географии и безопасности жизнедеятельности, самое первое и последнее занятиякоторого всегда посвященыорганизации исследовательской и проектной деятельности учащихсяи секретам их успешного выполнения.
Организационное обучение педагогов в рамках лектория осуществляется нами на основе мировой образовательной инициативы CDIO(conceive
design
implement
operate) как однойиз самых эффективных технологийобучения студентовв настоящее время, ориентированнойна получение прикладного результата ещё во время учёбы. Инициатива CDIOвпервые стала использоваться в Массачусетском технологическом институте более десяти лет тому назад. Внедрение такой инициативы в учебный процесс произошло изза неудовлетворённости качеством подготовки специалистов данного института руководителями инженерных компаний, куда бывшие студенты устраивались на работу. В ответ на такое недовольство команда института по руководством профессора аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT Эдварда Кроули и разработала новый подход к образованию, который основан на практикоориентированном обучении и умении осуществлять сопровождение проектаот стадии задумывания до стадии выведения готового продукта проекта на рынок и управления им. Преимущество такого обучения заключается в том, что уже первокурсники получают конкретные знания для конкретных целей и задач, которые они формулируют либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя. В последующие годы, получая образование в рамках CDIO, каждый выпускник Массачусетского института был ориентирован на свой готовый продукт и прикладные результаты, которые помогают будущему специалисту продвигать продукт на рынке и управлять им, используя его или дальше совершенствуяего для такого продвижения. Таким образом, каждый выпускник заканчивает институт уже будучи готовым к конкретной своей реальной работе, поэтому его не надо доучивать или переучивать благодаря дополнительному образованию, профессиональной переподготовке или повышению квалификации.Инициатива CDIOвключает 4 стадии, которые расшифровываются как:1 стадия С(conceive) задумай, на которой разрабатывается идея и концепция проекта.
2 стадия D(design)
разработай, на которой проект прорабатывается экспериментально или практически.3 стадия I(implement)
реализуй, на которой происходит изготовление законченного продукта, испытание проекта,выявление его недостатков, регистрация, патентование.
4 стадия O(operate)
управляй, на которой осуществляется использование продукта, совершенствование производства или технологии его получения, продвижение и позиционирование на рынке1.Астраханский государственный университет является одним из трёх вузов Российской Федерации, наряду с Томским политехническим университетом и Сколковским институтом науки и технологий, который впервые стал использовать стандарты CDIOдля своей системы обученияи который стал применять их не только для подготовки студентов инженерных, но и гуманитарных специальностей и направлений подготовки. В настоящее время в нашей стране в рамках инициативы CDIOработают семь вузов, а по всему миру их насчитывается более ста. Инициатива CDIOвключает 12 ключевых стандартов, ккоторым относятся:1. создание и развитие продуктов в их жизненном цикле «задумка проектирование реализация управление общий контекст развития инженерного образования».2. Описание всех приобретённых личностных, межличностных и профессиональных компетенций в создании продуктов.3. Необходимо создавать интегрированный учебный план, содержащий все нужные студенту личностные и межличностные компетенции.4. Должен быть вводный курс основных компетенций, нужных для направления.5. Студент должен участвовать минимум в двух проектах, один из которых на начальном, а другой на продвинутом уровне.6. Должны быть созданы зоны CDIOсо всем необходимым для работы.7. Учебный план должен включать в себя взаимодополняющие учебные дисциплины, который интегрирует в преподавании личностные и межличностные компетенции.8. Активный практический подход в обучении.9. Профессорскопреподавательский состав должен развивать свои личностные и межличностные компетенции.10. Профессорскопреподавательский состав должен развивать свои компетенции в области активного практического обучения студентов.11. Разработка системы оценки успеваемости студентов по личностным и межличностным компетенциям, умению студента создавать продукты.12. Общая оценка системы образования студентами и преподавателями, связь студентов и преподавателей с работодателем1.Конечно, не все ключевые стандарты можно брать за основу, чтобы знакомить с ними учителей школ и тиражировать практику Астраханского государственного университета по их внедрению, поскольку некоторые стандарты имеют большое значение и свою специфику именно в образовательном процессе студентов. Тем не менее, есть такие ключевые стандарты CDIO, которые применяются нами в организационном обучении педагогов школ для более успешной реализации проектной и исследовательской деятельности школьников.Так, первый стандарт CDIOреализуется нами на лектории, когда мы говорим и обсуждаем с учителямипредметниками структуру проектной и исследовательской деятельности и соотносим эти структуры с четырьмя основными стадиями международной образовательной технологии(табл. 1).Таблица 1Соотношение этапов проектной и исследовательской деятельности и стадий CDIO
Стадии проектной деятельностиСтадии CDIOСтадии исследовательской деятельностиСтадии CDIOЦелеполаганиеСАктуальностьСПланированиеDПротиворечие (проблема)ССоздание проектаIЦель исследованияСКонтроль и коррекция результатаООбъект исследованияСПрезентация проектаIПредмет исследованияСРефлексияОГипотезаС
ЗадачиС
ЭтапыD
Методы сбора и обработки данныхI
Практическая значимостьО
Заключение (вывод)О
Как показывают данные таблицы, стадии новой образовательной технологии CDIOмогут использоваться в ходе и проектной, и исследовательской деятельности. Однако, эффективнее всего они применяютсяв проектной деятельности школьников, направленнойне только на создание конкретного результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта, но и науспешное формирование у школьников умений реализовывать продукт и качественно управлять им, видя перспективы его практического примененияилинепосредственно применяя их. Проектная деятельность всегда направлена на получение конкретного задуманного, осмысленного школьником результата –продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования, что и обуславливает чёткую, логичную и последовательную смену одной стадии другими стадиями технологии обучения CDIO.Говоря учителям об использовании второго ключевого стандарта CDIO, мы делаем акцент на приобретении школьниками, занимающимися проектной и исследовательской деятельностью,личностных и межличностных компетенций, к которым относятся: 1. использование учащимися базовых знаний и компетенций, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений в случае рассмотрения разнообразных объектов для изучения. 2. Итогами проектной и исследовательской деятельности учащихся являются не только результаты по отдельным школьным предметам, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности проектной и исследовательской работы. 3. Исследования школьниками объектов на основе межпредметных связей, с использованием знаний и компетенций как смежных, так и несмежных областей.
4. Повышение общей компетентности учащихся в области ведения теоретического и практического поиска в ходе выполнения поставленных задач.5. Участие школьников в социальнозначимой деятельности, в частности, в опросах различных групп населения по проблеме исследования, в реализации различных видов деятельности в соответствии с задачами деятельности.6.Развитие способностей совместной работы в группе из 23 человек, коллективе и способностей к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.7.Осуществление проектной и исследовательской деятельности требует от школьников компетентности в выбранной проблеме, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, организованности2. Многолетняя практика организации проектной и исследовательской деятельности школьников позволяет нам выделить следующие мотивы учащихся заниматьсятакой работой:
интерес к предмету или межпредметной области знаний;
желание углубить свои знания, расширить кругозор;
осознанный выбор будущей профессии;
удовлетворение процессом работы;
желание самоутвердиться;
желание получить награду на конкурсе и пополнить свое портфолио;
поступить в вуз на конкретный факультет и другие.Кроме того, ещё одним мощным мотивом школьников является не только генерация идей, пусть даже и трудно воплощаемыхпорой, но и реализация своей идеи и задумки в обычной жизни, особенно если конечный результат имеет прикладное практическое значение, направленныйне только на то, чтобы быть полезным не только самим школьникам, их выполняющим, но и еще какомуто кругу людей, –одноклассникам, друзьям, родителям, руководству школы, жителям населённого пункта, представителям муниципальной власти, людям разных социальных групп (детям в детских садах, школьникам разных возрастов, пенсионерам) и т.д.
Для успешности реализации проектной и исследовательской деятельности считаем, что необходимым условием дляпедагоговявляется их мотивацияшкольниковдля такого рода занятий, для чего можно использовать сообщенияоб их достиженияхна методических объединениях, родительских собраниях, классных и внутришкольных мероприятиях, освещать достижения детей в школьнойпечати, на доске достиженийи других стендах, а также использовать для этого самые разнообразные формы и средства.На лектории мы всегда подчёркиваем, что каждому педагогу, осуществляющему руководство проектной и исследовательской деятельностью,необходимо помнитьо том, что вовлечение в неё школьников любого возраста должносопровождаться постоянным консультированием, причём, чем младше возраст детей, тем в более частых консультациях и помощи они нуждаются. Обязательными являются консультации по выбору темы, формулированию цели деятельности и способам еёдостижения, плана достижения поставленной цели и задач, компоновке материала в содержании теоретического или практического продукта деятельности, представление результатов поиска, написании пунктов заключения, формировании списка источников, используемых в работе. Если у школьников возникают затруднения по отдельным этапам проектной и исследовательскойдеятельности, число консультаций может быть увеличено таким образом, чтобы школьник чётко представлял себе структуру своей работы, способы и средства достижения поставленных цели и задач. Проектная и исследовательская деятельность школьников среднего и старшего звена может быть организована учителемсовместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов, лабораторий и т.д. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного лабораторного оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного учёного 3. При этом задача учёного заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении школьников с современными научными представлениями в выбранной тематике, а задача учителя –в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин разных циклов, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Сегодня всё чаще стали появляться работы школьников, на титульном листе которых стоят фамилии учителяпредметника и преподавателя высшей школы. Как показывает практика, такое сотрудничество в треугольнике «школьник учитель преподаватель»является наиболее эффективным и приводит ребёнка к реальному практическому результату, заключающемуся, в первую очередь, во внедрении результатов деятельности в жизнь. Преподаватели, которые осуществляют руководство проектной и исследовательской деятельностью школьников, а также общее консультирование, постоянно повышают уровень и своих профессиональных компетенций в Центре организационного обучения Астраханского государственного университета, реализуя тем самым, второй, четвёртый, девятый и десятый ключевые стандарты CDIO. В частности, реализации вышеперечисленных принципов новой образовательной технологии осуществляется через повышение квалификации преподавателей по программам «Лидерство в образовании», «Современный компетентностный подход при реализации учебной работыпреподавателем высшей школы», «Инновационный менеджмент в организационной, учебной и научной деятельности вуза», «Изучение опыта совершенствования производства на основе технологий снижения издержек», «Применение информационных технологий в образовательном процессе», «Образовательный маркетинг», «Образовательный менеджмент»и многие другие, в том числе и по программе «Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе», благодаря чему реализуется восьмой ключевой стандарт CDIO.По нашему мнению, весьма важным является такой ключевой стандарт CDIO, как девятый, суть которого заключается в том, чтобы самим педагогам, осуществляющим управление проектной и исследовательской деятельностью школьников, владеть соответствующими компетенциями. Не является секретом тот факт, что, если сам учитель чётко не представляет себе структуру деятельности, этапы её выполнения, путает понятия объекта и предмета, цели и задач, то и школьникииспытывают точно такие же трудности, которые, как правило, и отражены в ихработе.В связи с этим обстоятельством на лектории, учитывая что педагогический состав его меняется из года в год, первое и последнее занятие по организационному обучению всегда посвящаются рассмотрению таких категорий. Делается акцент на такую логическую цепочку, которая включает в себя ряд последовательных и взаимосвязанных звеньев: 1.тема работы должна формулироваться лаконично.2. Под тему работы формулируется одна цель.3. Задач в работе будет столько, сколько в ней глав(параграфов).4. Объект исследования всегда шире, чем его предмет, относительно которого школьники и получают новые данные и сведения как теоретического, так и экспериментального (практического, мониторингового, социологического) характера.5. Выбор методовисследованиясоответствуетпоставленным цели и задачам.6.Планирование должно заключатьсяв определении последовательности и сроков этапов работ.7. Пунктов заключения должно быть столько, сколько сформулировано задач работы.8. Оформление результатов работыдолжно осуществляться в соответствии с поставленной целью и задачами.9. Представление результатов работ происходит в пригодном для использования виде. Очень часто на конференциях различного уровня (школьной, районной, городской, всероссийской, международной) по выступлениям школьников с результатами деятельности можно видетьтакие негативные моменты, как несоблюдение регламента выступления, построение содержания своего выступления, которое наполнено только литературными фактами (легенды, истории), а не результатами собственных изысканий и опорына них, которые, как правило,снижают общее впечатление от работы и наводят на мысль о недостаточном внимании педагога к представляемым результатам. В связи с этимна лектории учителям школ рассказывается о грамотном представлении результатов проектной и исследовательской деятельности с последующей их демонстрацией, на примере которых рассматриваются основные ошибки и отмечаются удачные акценты и находки. Чаще всего результатом проектной или исследовательской деятельности школьников в зависимости от цели и содержания являются отчёт, заметка, тезисы доклада, статья, презентация, компьютерная программа, проблемный реферат, прибор с описанием его действия, видеои аудиоматериалы и т.п.Отчёт–это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих учебных или проектных исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчёт представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений школьника.Отчеты, как и другие работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами и теми терминами, смысл которых школьнику не ясен или не вполне ясен. Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приёмы, которые использовались в работе, полученные данные, выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, фамилию и имя автора, населённый пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.Статья(описание работы) должна содержатьактуальность;цельи задачи;методы; сведения о том, что делали, используя методы, и какие результаты получили;заключение с интерпретацией полученных результатов;литература и другие источники. Стендовый доклад–это оформление наглядного материала, включающего текст и иллюстрации по теме работы.Докладиспользуется для устного выступления на конференции объемом 23 страницы машинописного текста, что соответствует 710 минутному рассказу. Листы доклада имеют тоже оформление, что и в самой работе. На введение и выводы отводится примерно половину одного листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, на изложение оригинальной методики требуется больший объём времени. Также кратко характеризуется район исследований и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных школьником результатов.Для наглядности доклад может сопровождаться демонстрациейиллюстративного материала (рисунков, схем, карты, таблиц, фотографий и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием доклада. Для показа во время доклада отбираются самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные пункты заключения, сделанные по работе. Короткий доклад не должен быть перегружен иллюстративным материалом: 12 таблицы, содержащие первичный фактический материал, и 23 таблицы или графика (диаграммы), иллюстрирующие главные наблюдаемые закономерности.На полях или в тексте доклада для удобства школьника следует сделать яркие пометки в тех местах, когда следует обратиться к таблице или рисунку. Презентацияв логике проектнойи исследовательской деятельности предназначенадля:1. представления полученного продукта такой деятельности и его продвижения; 2. показа сформированностикомпетентности школьника в ходе публичного выступления по результатам такой деятельности;3. привлечения ресурсов для доработки или тиражирования продукта;4. информирования, просвещения, формирования общественного мнения по проблеме исследования;5. самопрезентации, когда происходит позиционирование себя как специалиста в определённой области4.В рамках общего целевого направления школьник формулирует конкретную цель своей презентации и в зависимости от целевой аудитории, планирует содержание и ход презентации.Для реализации восьмого ключевого стандарта CDIO, который направлен на активный практический подход в обучении, мы предлагаем педагогам на самом первом занятии начать работу над любой темой по своему выбору с выполнением всех атрибутов проектной или исследовательской деятельности. На протяжении четырёх месяцев учителям оказывается консультационная помощь и сопровождение по любым интересующим их вопросам. В феврале каждый педагог получает информационное письмо о проведении ежегодногообластного конкурса экологических проектов и проектов по безопасности жизнедеятельности «Моя планета –Мой дом», который проводитсяпреподавателямигеологогеографическогофакультетаАстраханского государственного университета.Цель конкурса заключается в формированииу школьников экологической культуры, культуры безопасности, приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности в области экологобиологических наук и безопасности жизнедеятельности.Конкурс проводится по четырём номинациям:
исследовательский экологический проект;
творческий экологический проект;
исследовательский проект по безопасности жизнедеятельности;
творческий проект по безопасности жизнедеятельности.В этом году на конкурс были представлены проекты, которые имеют практикоориентированное значение, к ним, в частности, относятся проекты «Чайный гриб природный целитель», «Этот удивительный чилим», «Высолы как фактор разрушения фундаментов зданий памятников архитектуры города Астрахани», «Астрахань соляная сокровищница России» и другие. Необходимо отметить, что те педагоги, которые посещают лекторий и сами начинают владетьнеобходимыми компетенциями в деле подготовки проектных и исследовательских работ школьников, также грамотно обучают этому и своих подопечных, которые от одного выступления к другому становятся всё более уверенными, знающими, осознанно воспринимающими материал о цели и задачах, об объекте и предмете, о различных группах методов, о теоретической и практической значимости, об отличиях проектной и исследовательской деятельности и о многих других особенностях, реализуя которые они добиваются реального успеха, учась в школе и являются подготовленными людьми, у которых уже сформированы необходимые компетенции, с которыми легко заниматься научной и грантовой деятельностью в вузе.
Ссылки на источники
1. Вестник Астраханского государственного университета. 2013. № 6 (76). Спецпроект газеты «Организационное обучение».
2. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. –М.: Народное образование, 2001. –120 с.
3.Основы организации естественнонаучных исследований и практики ведения документации: Методические рекомендации /Сост.: Ю.В. Алтуфьев, Т.В. Дымова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. Ч.I. 24 с.
4. Организация учебноисследовательской и проектной деятельности школьников Текст: методические рекомендации/ сост. Т. В. Дымова. –Астрахань: Издатель: Сорокин роман Васильевич, 2012. –40 с.
TatyanaDymova,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of ecology, nature land management and life safetyAstrakhan state university, AstrakhanThe using of same key standards of the global educational initiative such as a new technology in the organizational learning of school teachers in the implementation and management of project and research activities of pupilsAbstract.The article focuses onsame key standards of the global educational initiative such as a new technology in the organizational learning of school teachers in the implementation and management of project and research activities of pupils
Keywords:key standards, project activities, research activities.