Профессионализм и педагогическая одаренность преподавателя вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Котельникова И. М. Профессионализм и педагогическая одаренность преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4561–4565. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55177.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены профессионализм и педагогическая одаренность преподавателя вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Котельникова Ирина Михайловна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополе

Профессионализм и педагогическая одаренность преподавателя вуза

Аннотация.Встатье рассмотренапрофессионализм и педагогическая одаренность преподавателя вуза.Ключевые слов:вуз, преподаватель вуза, профессионализм

Развитие Российского образования на современном этапе делает актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, поскольку возрастает роль педагога в воспитании личности «новой формации». Развитиепрофессиональных способностей и одарённости самого педагога становится весьма предметом изучения различных наук.Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Здесь отражается такая степень овладения человеком структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, образ жизни.Профессионализм рассматривается как система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем –профессионализма личности и профессионализма деятельности.Профессионализм деятельности –качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих нестандартных решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию.Профессионализм личности –качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностноделовыхкачеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие [1]Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.Современные подходы и определения профессиональной компетенции весьма различны. Зарубежные исследователи определяют профессиональную компетенцию как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задач», «способность к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank).В отечественной педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную,индивидуальную:1.Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использоватьих в практической деятельности[3]Особым видом профессиональной компетенции педагога является психологическая компетентность и включает в себя: социальноперцептивную компетентность (знание людей, наблюдательность, проницательность); социальнопсихологическую компетентность (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив); аутопсихологическую компетентность (самосознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью); коммуникативную компетентность (знание методов эффективного общения); психологопедагогическую компетентность (знание методов осуществления влияния)[2].В связи с этим, можно выделитьследующиекомпоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационноволевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.Мотивационноволевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.Функциональный (от лат. functio –исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых педагогудля проектирования и реализации той или иной технологии.Коммуникативный (от лат. communico –связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения,передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.Рефлексивный (от позднелат. reflexio –обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Этоткомпонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы[2]Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.Но профессионализм не сводится к совокупности признаков, он представляет собой системное свойство личности, поэтому его нельзя рассматривать отдельно от личности педагогапрофессионала.Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам может быть отнесено наличие у человека высокоразвитых общих способностей и определенных специальных способностей, обученности, профессиональноважных качеств, развитых эмоциональноволевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социальноэкономической среды и профессионального окружения.Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.Индивидуальный ресурс человека состоит из внутренних резервов человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных, волевых и др. возможностей) и потенций его развития. В процессе деятельности происходит трансформация ресурса человека (как энергетической основы деятельности) в различные виды результатов деятельности (внутренних и внешних).В зависимости от особенностей использования индивидуальных ресурсов (а также внутренних резервов) человека можно получить различные макроструктуры сознательной трудовой деятельности, характеризующие соотношении между целью, средствами, результатами деятельности иудовлетворенностью человека достигнутыми результатами, влияющими на его мотивацию к труду [5].Значимым фактором в уровне профессионализма педагога является педагогическая одаренность. Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизникачество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4]. Исследователи Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, Н.И.Щербаковрассматривают педагогическую одаренность как комплекс способностей, позволяющих наиболее эффективно осуществлять педагогическую деятельность.Структура педагогической одаренности может быть представлена тремя компонентами: мотивационным, креативным и рефлексивным. Мотивационный компонент составляют: способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, активная профессиональная направленность личности преподавателя на развитие сущностных сил ученика; интерес к творческой и профессиональнопознавательной деятельности; потребность в самовыражении и саморазвитии.Креативный компонент включает в себя: творчество, связанное с содействием развитию другого человека; способность к обнаружению и постановке проблем; способность к нестандартным решениям учебнопрофессиональных задач; инициативность, самостоятельность.Рефлексивный компонент определяется направленностью личности на осознание своего «Я», выходом за его пределы; активным поиском путей профессионального и творческого саморазвития [6]Таким образом, личность преподавателя является ведущимфактором в процессе развития, воспитания и обучения студентов. Преподаватель должен быть профессионально компетентен, иметь систему взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы, занимать определенную профессиональноличностную позицию, обладать особыми личностными качествами.

Ссылки на источники1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология / А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин. –М., 2003.2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. 2005. №8. –С.2644.3. Маркова А.К. Психология профессионализма. –М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. –312 с.4. Рабочая концепция одаренности. –М.: Магистр, 2003, 94 с.5. Солнцев Г.И. Об основных видах сознательной деятельности // Комментарии. –1992. –№1. 6. Теряева С.А. Профессионализм педагога и педагогическая одаренность / С.А. Теряева // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы IIМеждународной научнопрактической конференции. –Казань: Отечество, 2012. –с.118.

Kotelnikova Irina Mikhaelovnathe candidate of pedagogical sciences,the associate professor of humanitarian and social and economic disciplines of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in ChistopolProfessionalism and pedagogical endowments of the teacher of higher education institutionSummary:in article it is considered professionalism and pedagogical endowments of the teacher of higher education institutionKey words:higher education institution, teacher of higher education institution, professionalism