Торговые кластеры на рынке FMCG как перспективное направление развтития компаний-производителей

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шумский Н. В., Щепакин М. Б. Торговые кластеры на рынке FMCG как перспективное направление развтития компаний-производителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4746–4750. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55214.htm.
Аннотация. В последние годы особое внимание уделяется особенностям развития корпоративных образований в сфере постоянно усиливающегося влияния процессов глобализации мировой экономики и особенностей её эффективного развития. Особую актуальность приобретают подходы к функционированию компаний на рынке FMCG, основанные на концепции инновационного кластера. Данный подход структурно увязан с социально-экономическим развитием регионов, в которых работают рыночные субъекты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шумский Николай Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры МУП КубГТУ

Щепакин Михаил Борисович,доктор экономических наук, профессор, декан ФЭУБКубГТУ

Торговые кластеры на рынке FMCGкак перспективное направление развития компанийпроизводителей

Аннотация. В последние годы особое внимание уделяется особенностям развития корпоративных образований в сфере постоянно усиливающегося влияния процессов глобализации мировой экономики и особенностей её эффективного развития.Особуюактуальность приобретают подходы к функционированию компаний на рынке FMCG, основанные на концепции инновационного кластера. Данный подход структурно увязан с социальноэкономическим развитием регионов,в которых работают рыночные субъекты. Ключевые слова: производственноторговые кластеры, корпоративные структуры, торговля, инновационное управление бизнесом, рынок FMCG, экономическая эффективность.

В современной экономике эффективное развитие рыночных образований должно базироваться на наиболее актуальных и прогрессивных производственноэкономических решениях, в особенности, если речь идет о развитии инновационной составляющейэкономики региона в целом, или экономического субъекта , в частности.Предваряя исследование перспектив развития кластеров на рынке FMCG, следует отметить, что,в общем виде,под кластером понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий или компаний, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией , наличием единого центра и системы сервисных услуг.В этой связи стоит отметить, что на сегодняшний момент рынок FMCG (от английского fast moving consumer goods, что в переводе означает товары повседневного спроса) является наиболее динамичной и быстро развивающейсяотраслью как мировой экономики, так и региональной экономики. Компании, позиционирующие себя на данном рынке, характеризуются: большим разнообразием в ассортименте товаров; значительным оборотом; обширным охватом клиентуры.

Важной характеристикой рынка FMCG является его крайне высокая динамичность, и поэтому, чтобы добиться лидерства и удержать его, компании должны уметь быстро реагировать на изменения, гибко подстраиваться под новую конъюнктуру и принимать оперативные решения.Анализируя данныемы получаем, что за последние 20 лет влияние сектора FMCG резко возросло. Так, его доля в ВВП России увеличилась с 5,6% в 1990г. до 18,2%, что является безусловным показателем динамики развития рынка FMCG и его роли в экономике страны.

Также следует отметитьзначительно увеличение занятости населения в секторе FMCG, что делает его одним из самых социальноответственных секторов экономики, требующим пристального внимание как государственных институтов власти,так и частого бизнеса к динамике, пропорциям и показателям его развития.

Но вместе с тем, бросается в глаза тот факт, что сектор FMCG характеризуется крайне низкими инвестиционными показателями, так его доля за последние 20 лет изменилась незначительно с 1,9% до 3,3%.Данные цифры свидетельствует о низкой инвестиционной активности участников рынка FMCG, которые в большинстве рабо тают с использование старых технологий , ориентируясь на наработки западной торговли прошлого столетия и не вкладывая значительные инвестиционные средства в развития инновационнойсоставляющей своей производственнокоммерческой деятельности на рынке FMCG.В настоящее время одним из основных стопперов эффективного развития участников рынка FMCG является их структурное несоответствие требованиям высоко конкурентной рыночной среды, усиленное необходимостью внедрения инноваций в подавляющее большинство производственнокоммерческих процессов компании.

Структура типичного участника рынка FMCG

имеетчетко выраженную линейность управленческих воздействий и основывается на жестко централизованном управлении компанией, слабо учитывающем региональные особенности рынков, на которых происходит дальнейшая реализация произведенной продукции.Нами предлагается новый подход к функционированию компаний на рынке FMCG, основанныйна концепции инновационного кластера, который, в свою очередь, будет структурно увязан с социальноэкономическим развитием регионов ,вкоторых работает рассматриваемая компания. То есть создаваемый кластер будет интегрирован в рыночную инфраструктуру региона , взаимоувязан с региональными показателями развития и иметь взаимосогласованный характер долгосрочного развития, базирующийся на стратегии развития компании и специфики региональной деловой среды.Кластерный подход , несмотря на его первоначальное предназначение для решение задач конкурентоспособности экономических субъектов, имеет значительно более широкое поле применения и это подтверждено неоднократными примерами его эффективного использования в современной экономике. С нашей точки зрения, кластерный подход наиболее полно позволяет интегрировать стратегические цели развития компаниипроизводителя продукции рынке FMCG с региональными особенностями и географией рынков сбыта, провести анализ собственной конкурентоспособности в регионе, выработать наиболее эффективные инструменты конкурентной борьбы.Основной целью создания производственноторгового кластера на рынке FMCG является достижение наиболее эффективным способом ключевых критериев конкурентоспособности на территории присутствия и достижение синергетического эффекта от комплексного функционирования всех системы рыночного субъекта.Отметим, что предлагаемая кластерная модель прежде всего является сетевой структурой, включающей горизонтальные и вертикальные связи между всем ее участниками, при этом в отличии от традиционного промышленного кластера, конкуренция здесь фокусируется не внутри кластера, а направлена во вне, на потенциальных конкурентов компании на рынке FMCG.

Таким образом, в рамках регионального кластера мы формирует определенный специфичный торговый технополис, имеющий строгое целевое предназначение. Данный «торгполис» является площадкой и торговокоммерческим узлом , концентрирующим торговопосредническую инфраструктуру вокруг компаниипроводника высоких технологий и характеризующийся высокими требованиями к инновационному наполнению деятельности всех составляющих его элементов[1,с.24].Как следует из предложенной модели, нами предлагается создание взамен линейной структуры управления кластерной структуры, количество кластеров в которой будет варьироваться в зависимости от географии рынков сбыта; ассортимента выпускаемой продукции; размещения базовых производств, выпускающих продукцию; численности персонала; стратегии развития компании; региональной инфраструктуры и т.п.Особенностью данной структуры является создание практически самодостаточных в экономическом и коммерческом смысле кластеров, которые будет максимально

полно учитывать региональные особенности рынков сбыта и формировать структуры продвижения продукции, наиболее полно им отвечающие.Предложенная модель производственноторгового кластера на рынке FMCG логически вписывается в методику «умного регулирования»[2,с.37]в экономике, концепция которой представляет собой «золотую» середину между двумя разнонаправленными курсами –командным регулированием и дерегулированием, и предполагает гибкий, творческий и плюралистический взгляд на регулирование экономической среды[3,с.35]. Данная концепция, многократно освещенная в трудах ведущих европейских и российских ученых, нашла свое отражение в Стратегии «Европа 2020», которая предлагает три взаимосвязанных приоритета развития, в том числе и экономического субъекта:

умный рост, развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях;

устойчивый рост, развитие экономики на основе более эффективного и целесообразного использования ресурсов, сохранения среды окружения и конкуренции;

содержательный рост, достижение территориального согласия. Таким образом, создание производственноторговых кластеров на рынке FMCG с использование инновационных составляющих позволит повысить его инвестиционную привлекательность, создаст предпосылки для его дальнейшего эффективного развития и обеспечит компаниямучастникам данного рынка значительные конкурентные преимущества, особенно в условиях дальнейшей интеграции экономики России в мировую экономическую систему.

Ссылки на источники1.Пилипенко И.В. Повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов.Гуманитарный стратегический маневр / Под ред. В.Н.Кузнецова. –М.:Книга и бизнес,20042.Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей:лучшее будущее для всех.М.: Издательство «Весь мир»,20113.

«Умное регулирование» в экономике, основанной на знаниях// Сафиуллин А., журнал «Проблемы теории и практики управления»

Shumsky Nikolay Vladimirovich PhD, assistant professor of MUP KubGTUShchepakin Mikhail BorisovichDoctor of Economics, professor, dean FEUB KubGTUBusiness clusters in the FMCG market as a promising direction for manufacturersAbstract.In recent years, special attention is paidto the peculiarities of development of corporate entities in the constantly increasing impact of globalization of the world economy and especially its effective development. Enhanced the importance of approaches to the functioning of companies in the FMCG, based on the concept of innovation cluster . This approach is structurally linked to the socioeconomic development of regions that in which the work market actors .Keywords:production and trade clusters , corporate structure , trade, innovative business management, market FMCG, Skye economic efficiency.