Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виштак Н. М. Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4821–4825. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55229.htm.
Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме разработке и мультимедийных средств обучения в учебном процессе вузовских подразделений, реализующих образовательные программы переподготовки и повышения квалификации. Исследованы возможности мультимедийных средств обучения, и выявлены их преимущества, позволяющие повысить эффективность подготовки слушателей по дополнительным программам в сфере информационных технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Виштак Наталья Михайловна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Балаковского институтатехники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»имени ГагаринаЮ.А.kafist2007@mail.ru

Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования

Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме разработке и мультимедийных средств обучения в учебном процессе вузовских подразделений, реализующих образовательные программы переподготовки и повышения квалификации.Исследованы возможности мультимедийных средств обучения ивыявлены их преимущества, позволяющие повысить эффективности подготовки слушателей по дополнительным программам в сфере информационных технологий.Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационные технологии, особенности реализации образовательных профессиональных программ подготовки и повышения квалификации, дидактические возможности мультимедийных средств обучения.

В современных условияхинновационного развития промышленности, внедрения новых технологий и оборудования, информатизации всех сфер деятельности одной из важнейших проблем становится проблема профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала промышленных предприятий, а также деятельность Центров занятости населения, направленная на переподготовку незанятого населения. Решение этой проблемы является основной для дополнительного профессионального образования и определяется как целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан, уже имеющих профессиональное образование, актуализацию их профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности [1]. В реализации программ дополнительного образования в современных условиях активное участие принимают вузы, реализующие образовательные профессиональной программы подготовки и повышения квалификации.Как показывает практика «в настоящее время наиболее востребованными являются образовательные программы сферы информационного обеспечения итехнологий: «Пользователь ПК»,«Информационные системы и технологии», «Дизайнер компьютерной графики», «Специалист САПР», «1С: Предприятие» и т.д. [2], что обусловлено информатизацией всех сфер деятельности предприятий, организаций, фирм.Поэтому в вузовских подразделениях, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации,большое внимание уделяется именно этим образовательным программам.При организации учебного процесса в подразделениях вуза, реализующего дополнительные образовательные программы, следует учитывать следующие особенности [1]:сравнительно короткиесрокиобучения;разработкаобразовательных программс учетом потребностей заказчиковпредприятий;создание учебноорганизационной документации и организация учебного процесса: что предусматривает разработку образовательной программы, графикаучебного процесса, включая расписание учебных занятий, распределение учебной нагрузки среди преподавателей;разработку учебнометодического обеспечения: учебногопланаобразовательной программы с указанием вида промежуточной и итоговой аттестации по каждой преподаваемой дисциплине, рабочих программ, учебнометодических рекомендаций и пособий, контрольнодиагностирующих материалов.Изучение дисциплин в области информационных технологий имеет свои существенные особенности, к которым следует в первую очередь отнести влияние такого феномена как «информационный взрыв». Это явление оказывает очень большое влияние на формирование содержания дополнительных образовательных программ, что должно быть учтено и требует своевременной актуализации изучаемых дисциплин.Такое динамичное изменения содержания дополнительных образовательных программ должно учитываться при выборе технологии, методов и средств обучения. Также следует учитывать, компьютер при изучении информационных дисциплинявляется объектом изучения и в то же время средством обучения. Соответственно необходимо включение изучение понятийного аппарата в области информационных технологий, что может достаточно сложно для слушателей и должно быть учтено преподавателями при формировании контента дисциплины.Особо необходимо учесть «синдром компьютерной тревожности», так как слушатели, обучающиеся по программам дополнительного образования, как правило, являются начинающими пользователями и не имеют развитых практических навыков работы на ПК.Учет этих особенностей изучения информационных дисциплин и усвоение существенного объема знаний в области информационных технологийпроисходит за счет активного использования компьютера, соответственно это требует развитого учебнометодического обеспечения, представленного в электронном виде.Общеизвестно, что ведущими организационными формами учебного процессав подразделениях дополнительного образованиясчитаются лекции, практические занятия, семинары, мастерклассыи пр. Основной целью лекции является формирование базовой основы для последующего усвоения слушателямиучебного материала.Цель практических занятий состоит в углублениии детализации знаний, полученных на лекции,и в содействии выработке навыков использования информационных технологий.Непосредственное общение слушателейс лекторомможно охарактеризовать как процесс взаимодействия между обучающим и обучаемым, который состоит не только впередаче знаний, а выполняет функцию положительного настроя, побуждения к совместной творческой деятельности. Учитывая динамику развитияинформационных технологий, лектору требуется систематически модернизировать учебныйкурс, в противном случае, то процесс обучения окажется малоэффективным. При проведении лекцийпо информационным технологияммел и доска, как средстваобучения малоэффективны, так как специфика преподавания этой области предопределяет как обязательное условие использование мультимедийных средств обучения, что позволяет преподавателюсоздать среду «погружения» в ITсферу.Для самостоятельной подготовке слушателям предоставляются учебники, учебные пособия, справочники, методические рекомендации к практическим и и т.д. На наш взгляд ведущая роль среди этих средств обучения принадлежит учебному пособиюи методическим рекомендациям. Причем, для слушателейнаиболее востребованным оказывается конспект лекций, разработанный в объеме дисциплиныс учетом современного состояния информационных технологий.

Конспекты лекций возможно представить либо в печатной форме, либо в электронной форме. Печатные конспекты лекций отличает простота и удобство в обращении, возможность многократного обращения к прочитанному и изученному раннее, но динамичное обновление информации за достаточно короткое время в области информационных технологий затруднено, то есть актуализация учебного материала в печатном конспекте лекцийпрактически отсутствует.Поэтому предпочтение отдаем электронным конспектам лекций, так как отмечает Машбиц Е.И. использование расширенныхвозможностейпредъявления учебной информации; индивидуализацияпроцесса обучения; возможность усиления мотивации учения; возможность реализации эффективных способов самоуправления учебной деятельности обучаемых[3,4], позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса.Конспект лекций, представленный в электронном виде, реализуется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, звуковое сопровождение.Гипертекстовое построение текстов расширяетобъем лекционного материала за счет введения дополнительных и пояснительных текстов. То есть слушатели имеют возможность изучать учебный материал на различных уровнях сложности.

При самостоятельной подготовке развитая гипертекстовая структура в понятийной части и удобная для слушателясистема управления позволяет каждому выбирать свой маршрут изучения курса, исходя из своей подготовленности; обеспечивает условия быстрого перехода к любому разделу изучаемого материала, тем самым существенно экономится время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.Мультимедийный конспект лекций имеет иерархическую структуру изложения учебного материала, причем, гипертекстовое представление материала и развитая система навигации позволяет оптимально перемещаться по разделам курса, обеспечивает быстрый доступ к анимационным приложениям. Обязательно включение системы самоконтроля по каждому разделу лекции, что позволяет слушателям осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала материала. Важнейшей составляющей при изучении информационных технологийявляются средства наглядности. Технология мультимедиа позволяетпредставить аппаратные средстваих в объемном изображении, продемонстрировать принцип действия, показать работу устройств в динамике. Особую роль в мультимедийных приложениях для практических работиграет дизайн, оказывая непосредственное влияние на мотивацию слушателей, скорость восприятия материала, афактор новизны тоже способствует повышению интереса к работе с таким мультимедийным приложением для практических занятий.Эти особенности мультимедийных средств обученияпредоставляют возможность использовать ихкак комплексныесредства: мультимедийный конспект лекций, которым слушательпользуется при самостоятельном изучении учебного материала;

как лекционное мультимедийное приложение непосредственно на аудиторных занятиях, т.е. на лекциях;

как средство контроля самоконтроля усвоения учебного материала как на аудиторных занятиям, так и дистанционно;мультимедийное приложение к практическим занятиям может быть использовано как на аудиторных занятиях, так и дистанционно, что позволяет слушателю неоднократно возвращаться к изучению разделов практической работы, которые вызывают затруднения и формировать навыки в изучаемой области.Таким образом, разработка и использование современных мультимедийных средств обучения в учебном процессе вузовских подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации, предоставляет следующие дидактические возможности:эффективность восприятия информации при работе с учебным материалом;

возможность полного, системного и последовательного представления информации;

многоуровневость за счет использования гиперссылок;

возможность оперативного обновления учебной информации;

возможность выбора индивидуальногомаршрута изучения учебного материала; осуществление эмоционального воздействия; интерактивность обучения; осуществлении функций самоуправления слушателями своей учебной деятельностью; возможность работы с мультимедийными средствамина аудиторных и внеаудиторных занятиях,дистанционно,чтопоказывает преимущества и перспективность использования мультимедийных средств при реализации программ дополнительного образования и значительное повышение эффективности учебного процесса.

Ссылки на источники1.Виштак О.В., Критерии оценки деятельности вузовского центра дополнительного образования/ О.В. Виштак, И.А. Штырова. Фундаментальные исследования. 2013. №4. С.555559.2.Виштак Н.М., Направления повышения эффективности деятельности вузовских центров дополнительного образования. /Н.М Виштак, Н.П. Ходакова. Инновации в науке. 2013.№ 25. С. 132136.3.Машбиц Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения /Е.И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. 182 с.4.МашбицЕ.И. Психологопедагогические проблемы компьютеризации образования/ Е.И. Машбиц.

М.: Педагогика, 1998. 192 с.

VishtakNataliaMikhailovnacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Information systems and technologies» Balakovo Institute of technique, technology and management (a branch) of the MINISTRY of education «Saratov state technical University named after Gagarin Y.A»kafist2007@mail.ruAbstract. The present work is devoted to the problem of development and multimedia learning tools in the educational process of University departments, implementing educational programs of retraining and qualification improvement. Investigated the possibilities of multimedia learning tools and identified their strengths allowing for increase of efficiency of preparation of students of additional programs in the field of information technologies.Keywords: additional professional education, information technology, especially the implementation of educational and professional programs of training and improvement of professional skills, didactic possibilities of multimedia learning tools.