Успешная пиар–кампания: преодоление стереотипа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарнавский
Е.
Р. Успешная пиар–кампания: преодоление стереотипа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4866–4870. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55238.htm.
Аннотация. Статья посвящена политическому пиару и проблеме его эффективного использования. В работе автор выражает свои мысли по поводу того, какой должна быть успешная пиар-кампания. Он предлагает стратегию разработки позитивного политического имиджа политика и раскрывает основные, на его взгляд, тайны применения пиар-технологий для получения желаемого результата.
Текст статьи
Тарнавский Емельян Романович,студент 4 курса кафедры политологии и государственного управление Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича, г. Черновцы, Украинаdjk_melan@rambler.ru
Успешная пиар–кампания: преодоление стереотипа
Аннотация. Статья посвящена политическому пиару и проблеме его эффективного использования. В работе автор выражает свои мысли по поводу того, какой должна быть успешная пиаркампания. Он предлагает стратегию разработки позитивного политического имиджа политика и раскрывает основные, на его взгляд, тайны применения пиартехнологий для получения желаемого результата.Ключевые слова.политический пиар, лидер, пиартехнологии, успех, пиаркампания.
Политическая сфера жизни людей довольно сложная, многогранная и неоднозначная. Она характеризуется постоянной конкурентностью политических актеров, наличием у них меркантильного интереса, непостоянством и,в основном,отсутствием дружбы между ними и, как писал Н. Макиавелли, абсолютной несовместимостью с моралью. Список характерных черт политической сферы жизни можно продолжать достаточно долго, однако, хватит только одного определения, чтобы полностью понять ее суть: политика–это сфера жизни, в которой идет постоянная борьба за власть. Учитывая человеческие амбиции, эгоистические желания управлять другими, может быть вызвано различными факторами, в частности, компенсацией собственных физических или психических недостатков, манией величия, денежным соблазном, лидерской потребностью и собственно жизненным призванием, можно представить, дажебольше–вживую наблюдать, какой жестокой иногда бывает эта борьба.Учитывая различные аспекты политики, неожиданность действий ее субъектов, частую аморальность методов, которые они используют, чтобы получить власть, искусством и одновременно наукой выступает умениепобедить в той или иной борьбе, сохраняя при этом человечность и нравственность действий. Немалую роль в получении власти играет популярность политического актера, который претендует на роль управленца.Именно поэтомуцелью данной работы является формулировка автором алгоритмауспеха политической пиар–кампании.Политический пиарестьдостаточно действенным инструментом управления электоральным процессом,важным элементом управленческой деятельности,даже больше–основой политического процесса. Ведь действительно,пиар в политике необходим не только для того,чтобы получить власть,но и,чтобы ее удержать и реализовать.Эффективный политический пиар обеспечивает формирование положительного / отрицательного имиджа или правящей партии,или одного управленца. В случае « положительного » подразумевается ряд мер политического пиара,которые направлены на конструирование имиджа того или иного политического субъекта,который тратит собственные средства на свой образ. Негативный имидж в данном случае –тот, который формируется для дисквалификации оппонентов–т.н. черный пиар. Сейчас политический пиар является одним из самых необходимых составляющих элементов политического менеджмента,а система предвыборных технологий лежит в основе современного избирательного процесса,от уровня успеваемости которого во многом зависит электоральный выбор граждан.Политический пиар ─ это,прежде всего,практика поддержки успешности политической значимости субъекта политики,которая, в своюочередь,влияет на управление политическим процессом, позволяющим сохранять позитивный имидж у общественности. То есть, он является той важной звеном, которое,несмотря на другие средства и методы,обеспечивает взаимодействие власти и общественности черезтехнологии политического процесса.Для эффективного проведения пиаркампании важно знать не только ее теоретические основы,средства предвыборной борьбы,которые на практике себя оправдали,но и понимать причины успеха или поражения конкретных политических технологий и стараться, благодаря практике других,не повторять ошибок и совершенствовать приобретенное.Несомненно,такое понимание возможно только в случае владения необходимыми знаниями,когда пиартехнологи способны адекватно оценить ситуацию,сформулировать стратегию действий,понять тенденции изменений массовых настроений,факторы, влияющие на них,найти те « болевые точки » в сознании и повседневной жизни людей,воздействие на которые может привести к нужному результату.Применяя политический пиар,мы должны понимать,что его целью,в первую очередь,является создание благоприятного информационного поля,на платформе которого формируется имидж того или иного субъекта политики.Эта специфическая составляющая современного общества заключается во владении высокоразвитымиНе столько техническими,сколько межличностными информационными технологиями; создании принципиально новых путей информационного контроля,учитывая современное развитие информативности как таковой,в росте важности и эффективности информационной составляющей, всегда имеет положительный отпечаток на объекте воздействия. Это объясняется использованием различных манипулятивных технологий,которые призваны подсознательно влиять на человеческое сознание.Развитие информационной сферы современного общества,зависимость от нее большей половины его членов позволяет пиартехнологам контролировать содержание информационных потоков,который из контекста политического пиарав основном направлен на поддержание имиджа политических актеров,несмотря на их реальную деятельность или бездеятельность,влияние на электорат и т.п..Сегодня уже необязательно отличаться действиями на благо народа,чтобы быть популярным политиком. Однако,ошибочно мнение,что достаточно лишь информационно влиять на электорат,чтобы удержать статус успешного политика.Ведь следует учитывать возможность контрстратегии оппонентов. Поэтому сочетание информирования электората и реальных действий политического актора на благо населения в полной мере может обеспечить ему успех.Настоящее нам представляет информационное общество,в котором каждый может получить фактически любую информацию из различных источников. Это позволяет пользователям информационных технологий разбираться в заинтересованной сфере и самосовершенствоваться,что усложняет процесс влияния на их подсознание. Однажды У.Черчилль сказал: « Кто владеет информацией,тот владеет миром». Сегодня,интерпретировав его слова,можно выразиться так: кто владеет информацией,тот защищен.Эта гипотеза заслуживает внимания хотя бы потому,что уровень возможности влияния на индивидов,пользующихся интернетом для собственного умственного развития,могут проверить правдивость той или иной информации,узнать о определенного политика или политическую партию,почитать много интересной и важной информации на подобную тематику,самостоятельно понять суть действий различных субъектов политики значительно ниже по сравнению с прошлой эпохой,в которой люди таких возможностей не имели.Однако,такая ситуация вовсе не означает,что нужно работать над совершенствованием технологий воздействия на людей. Скорее наоборот: сегодня успех политику может обеспечить его близость с народом. Это обусловлено потребностью общества.Люди разочарованы властью,они не доверяют политикам,с осторожностью относятся к политической сфере жизни,но предварительно надеяться на тех,кто якобы с искренностью выступает во имя народа,за его благополучие и благо. Однако,часто ошибаются. Поэтому сегодня выиграет легитимность власти тот, кто использует эту доверчивость людей и не разочарует. И,как ни странно,это не трудно сделать.Все детали и нюансы победы постараюсь описать ниже.Публичная политическая личность,которая стремится добиться успеха,непременно должна быть образованной,интеллектуально и морально развитой,мудрой,тактичной и последовательной в своих действиях и высказываниях.Политик должен актуально мыслить,уметь устанавливать связь между электоратом разных возрастов.Всесторонняя развитость даст ему возможность быть среди народа современным человеком.Будучи образованным,политический кандидат может обезопасить себя от внутрикомандных махинаций.Его политические действия должны быть интеллектуальными,а не рациональными.Поскольку в данном случае интеллектуальность означает умение вести за собой народ,зная,куда,а рациональность–деятельность ради собственного интереса,выгоды,обогащения. Такой подход позволит политическомукандидату быть на несколько шагов впередиего оппонентов. Особенность интеллектуализации политики заключается в том,чтобы деятельность ее субъектов была на благо народа. Если принцип рационализма « будь проще и люди к тебе подтянутся »,то принципом интеллектуализации политики являются: « будьинтеллектуальным и веди народ с общей идеей ». Этот козырь пока никто не использовал. Большинство геополитиков современности утверждает о рационализации политики как внутренней,так и внешней.Однако,почемуто никто не учитывает,что это нужно политикам,ане общественности. Последняя требует того,кто всех объединит и поведет за собой. Народу нужен интеллектуальный лидер,вышедший из его рядов.Сегодня политики начинают осознавать,что их деятельность имеет не столько реальный,сколько виртуальный характер. Это свидетельствует,что она требует не отдельных пиаракций и услуг для политика на начальном этапе карьеры или же в ходе очередной избирательной кампании,а в постоянном пиарсопровождении публичной деятельности и жизни вообще. Однако,это не означает,что политик должен ограничиться постоянным пиарсопровождением своей личности только в виртуальном мире. Такая деятельность в значительной степени касается его реальных действий.Оба измерения существования публичного лица должны подпитываться информациейо его деятельности,чтобы постоянно быть в центре информационного поля актуальной проблемы. Такое публичность может обеспечить нетрадиционное комментирования различных событий,как это делают российский и украинский политики В.Жириновский и О.Ляшко,харизматичность и непохожесть на других которых в большей степени импонирует населению или собственно и быть инициатором определенного информационного повода и т.д.Так,политику необходимо быть в центре практически всех общегосударственных актуальных проблем,как тот, кто предлагает оптимальный выход из ситуации или тот,кто собственно создал проблемную ситуацию,но не для народа,а от имени народа для власти. Аргументация его действий должна соответствовать реалиям жизни простых людей. Например,всегда актуальная тема о повышении зарплат,пенсий,социальной защиты,то есть,уровня и даже ремонта дорог и т.д..Именно на такие элементарные,будничные нужды,которые почемуто уже традиционно являются проблемами,нужно обращать внимание и непременно пользоваться этими слабыми местами населения. Вышеуказанные,первоочередные для людей,необходимости,как на чудо,не является лозунгами современных политических,властных личностей,которые имеют рычаги воздействия. Но именно такая « точечная» помощь, для начала пусть и проявляется в виде речей,но позже–в форме законопроектов,предложений,требований и т.д. поможет политику получить поддержку населения,потому что он отвечает таким образом на реальные потребности людей.Сегодня политик должен понимать,что народу никак не нужна пустая болтовня,ему нужны действия.Нынешнее общество–общество интеллектуалов. Оно не потерпит лжи,обмана и властных махинаций,подтверждением чего в последние годы является «революция роз » в Грузии (ноябрь 2003года), « оранжевая революция » в Украине (декабрь 2004–начало января 2005 года),« тюльпановой революции » в Киргизии ( март 2005 ) и последние события в нашем государстве,связанные с т.н. « Евромайданом ». Подытоживая вышенаписанное,следует отметить,что политик непременно должен быть на стороне народа и,что важно,имеет это демонстрировать,подтверждая как словами,так и действиями.Политическое лицо обязательно,чтобы поддерживать свой имидж,должноотличаться от других действиями,которые направлены на благо народа. Так,периодические публичные поступки,которые являются полезными гражданам,могут быть ключом к егозапоминаемости в кругах общественности и сми.Политик должен участвовать в различных политических токшоу,чтобы афишировать себя и свою деятельность.Для этого необходимо учиться ораторскому искусству и совершенствовать его,чтобы подтверждать свою образованность и интеллектуальность.Чтобы демонстрировать свою простоту,а это крайне необходимо,нужно,чтобы политик часто появлялся в общественных местах.Однако,он должен понимать,что его человечность и простота должны чемто отличаться,чтобы другие понимали,почему именно он должен быть или народным депутатом,илиглавой государства и т.д. Такой подход позволит политику получить статус « выходца из народа».Сегодняшняя публичная политическая личность,которая стремится добиться успеха и поддержкинаселения,должна сломать все стереотипы по поводу вседозволенности,неприкосновенности,превосходства властных персон и т.д.Небезразлична для общественности и личная жизньполитика,котораяс точки зрения его успешности должнахарактеризоваться добротой,семейственностью,верностью,надежностью лица.Он должен частично быть образцом для других. Внешний вид политикатребует скромности,простоты,но в то же время элегантности также касается и манер поведения.Эти особенности публичной персоны общественность также обращает внимание,поэтому нужно работать также и над его невербальным,семиотический видом,включающий: жестикуляцию политика во время общения,одежду,походку,мимикулица и даже логотип его политической организации,который должен иметь положительнуюсмысловую нагрузкуит.д..Среди таких важных нюансов,касающихся успешной пиаркампании политического лидера или организации,весьма существенным является лозунг,сопровождавший бы деятельность политика.Он должен включать следующие составляющие: надежность,доверие,уверенность. Надежность позволит общественности увидеть политика как человека,который способен изменить ситуацию в стране на лучшее.Доверие в данном случае понимается как проявляемаясо стороны граждан к политическому деятелю.Текст лозунга должен формулироваться так,чтобы было понятно,что политическому кандидату можно доверять. Уверенность как составляющая должна предусмотреть решительность действий политика на благо народа,несмотря на различные препятствия.Лозунг,который содержал бы эти три составляющие,трудно придумать,однако,возможно. Для лозунгов обязательно четкость и понятность смысловой нагрузки для электората.Важным критерием успеха политической деятельности есть также план действий политика,который он будет реализовывать,когда придет к власти и команду,с помощью которой он будет воплощать все задуманное в реальность. Этот план должен характеризоваться возможной реализацией,а не утопическими заявкам,которые не способны себя оправдать в реалиях политической жизни. Потому что разница между провозглашенным и воплощенным–одна из основных причин неудач многих политиков и политических организаций в период избирательных кампаний и после них. Предвыборная программа должна легко поддаваться пропаганде и агитации,быть удобным материалом для создания необходимого имиджа политика,понятной для общественности,что включает отсутствие глубоких философско–научных понятий и лозунгов. Иначе они не будут иметь влияния на электорат,потому будут слишком высокомерными и труднодоступными для понимания широкой аудиторией.Команда политического деятеля должна состоять из образованных профессионалов,надежных и верных людей.Важно,чтобы они идеологически поддерживали политического кандидата, что обеспечит добросовестность выполняемой работы,а политику возможен успех. Работоспособна команда будет заниматьсяпроблемами материальнофинансового обеспечения как деятельности политической партии или отдельного лидера,так и проведения кампании,организационными,политикоидеологическими и пропагандистскими вопросами,которые часто возникают в течение любого политического процесса. Близкое окружение политического лидера должно формироваться в разумных количественных пределах,чтобы политик мог руководить командой,не потеряв свой лидерский статус.Однако,это не означает,что ондолженизбавляться от тех,кто себя активно проявляет и претендует по разным качествам на роль руководителя,а наоборот способствовать их личностному развитию и самому развиваться,чтобы члены команды даже и не подумали составлять политику конкурента в своем лице.При таких условиях политическая команда постоянно будет совершенствоваться,что положительно отразится на будущем управлении государством,когда это делаютпрофессионалы да еще и на благо народа[1, с. 24].Именно в таком случае подтверждается мнение,что в идеале команда политического кандидата должен быть своеобразным прототипом будущей правительственной команды,которая в случае победы без труда сможет взять власть в свои руки. Однако,в жизни все гораздо сложнее,и люди,которые сделали все возможное для того,чтобы их лидер победил на выборах,часто не способны перенять от прежних управленцев рычаги власти и таким образом тормозят процесс управления государством.Но это вовсе не проблема. Ведь именно для того,чтобы обеспечить себя соответствующим аппаратом,политик должен в течение формирования своей команды различными способами готовить ее членов к такому развитию событий.Это возможно за счет тренингов,моделирования ситуаций,функционального распределения членов команды и т.п..Например,кпоследних должны относиться менеджеры,советники по экономике,внутреннеполитических вопросов, проблем внешней политики,пресссекретарь и пиарспециалист,который будет работать над имиджем,специалисты,которые будут мониторить общественную ситуациюв стране,следить за потребностями населения и их требованиями к власти и т.д..Таким образом,политик для успеха своей деятельности фактически не имеет права ошибиться с выбором основного патронажа команды,с которой он будет шагать к заветной цели. Стоит также заметить,что частой ошибкой политических лидеров является формирование состава команды из лиц родственных и дружеских кругов, что фактически прогнозирует крах политической карьеры через семейные дрязги и недоразумения,их непрофессионализм и неумения решатьопределенные проблемные вопросы и т.д. Поэтому лучше остерегаться от такого расклада событий и формировать команду из настоящих профессионалов,решительных,ответственных и готовых к важному делу,преданных как идеологии политического лидера,так и ему самому. Следует заметить,что в формировании политика как известной и влиятельной личности команда играет судьбоносную роль,которая заключается в осуществлении функционерами команды как пропагандистскоагитационной кампании на постоянной основе,так и конструировании положительного имиджа политика.То есть, в процессе пиаркампании поддержка политическомукандидату крайне необходима для того,чтобы охватить большой спектр электората и получить от него необходимые для выигрыша голоса на выборах. Самостоятельно сделать это просто невозможно,поэтому возникает потребность в поддержке.Политическая пиаркампания кандидата является достаточно сложной в контексте предвыборной агитации. Она содержит ряд необходимых элементов,среди которых личный состав реализаторов кампании ( пиар–специалисты,психологи,агитаторы,другие активисты ),материально–техническое обеспечение,мониторинг СМИ,анализ социологических опросов и многие другие. Данная работа не сосредоточена на анализе хода традиционной пиаркампании, поэтому подробно останавливаться не буду. В политическом процессе все привыкли к стереотипного проведения пиаркампании перед выборами. О том,что политические партии или отдельные кандидаты должны осуществлять предвыборную агитацию знает почти каждый школьник. Ведь о начале пиаркампании сообщают СМИ,даже больше это задекларировано законодательством практически всех государств мира.Успех предвыборной политической гонки для разных политических сил зависит от удачно выбранной стратегии и материальнотехнического обеспечения.В течение нескольких недель,а то и месяцев ( во всех странах поразному) идет предвыборная кампания.Политические кандидаты тратят огромные средства на ее проведение.А результат часто является неожиданным и неоднозначным.Каждый из них является потенциальным победителем и побежденным. Надеяться на достоверность полученных результатов соцопросов не следует,эффективнее иметь собственных специалистов в команде,которые бы отвечали за их проведение.Потому что не всегда можно быть уверенным в неподкупности и нейтральности той компании,которая проводит на заказ социологические опросы.Тем не менее,предвыборная агитация требует огромных финансовотехнических и физических усилий политического кандидата. Однако,феномен,выборы можно выиграть,без применения при этом значительных средств.Все применяют традиционную ( стереотипную) методику проведения предвыборной пиаркампании,о чем выше говорилось.Именно это и является ошибкой. Люди привыкли,что политики активизируются и афишируют себя с хорошей стороны только перед выборами: проводят различные спортивнокультурно массовые мероприятия,готовят видеоролики с объяснениями, почему именно они должны победить,передСМИ демонстрируют свою «помощь»простым людям,на агитационных плакатах изображают себя или как семьянина,или сельского работника,или еще когото, чтобы вклиниться в память общественности именно благодаря манипулятивным семиотический образам. Все в принципе верно,но ошибкой является то,что политики это делают в основном только перед выборами. Такая стратегия давно уже устарела,а политики не прекращают ее использовать,только совершенствуют старое[2].Обеспечить себя успешной пиаркампанией,на мой взгляд,политик может следующим путем: в начале этой работы я замечал,что важное место в поддержании популярности политика занимает постоянноепиарсопровождение, что означает непрерывнуюего связь с общественностью.Политический кандидат должен не исчезать из поля зрения СМИ и общественности как таковой. Это становится возможным путем публичных высказываний,совершение полезных дел,о которых следует предупреждать средства массовой информации,постоянно проводить различные мероприятия и культурного,и научного,и спортивного характера и обязательно афишировать свое лицо и фамилию. Это необходимо для того,чтобы общественность помнила его добрые поступки. Все деяния политика должны сосредотачиваться в пределах потребностей населения. Его основными лозунгами должно быть все то,что нужно народу : низкая зарплата / пенсия,нет работы,плохие дороги,ненадежный суд,дискриминация? Политический кандидат должен нарушать эти проблемные вопросы повсюду и всегда и предлагать путь их решения,чтобы люди видели,что он знает,как все изменить. Эту стратегию должнаразработать его команда. Чтобы вклиниться людям в доверие политику необходимо делать чтото для людей,одни слова сегодня не спасут. Все те средства,которые он должен использовать на предвыборную пиаркампанию,следует потратить именно на благодеяния. План действий необходимо максимально рассчитать с точки зрения выгодности и возможного выигрыша. То есть, команда политического лидера должна кропотливо поработать над такой стратегией,чтобы потраченные средства и время не были напрасными.Несомненно,это не значит,что от предвыборной агитационной кампании следует отказаться. Это свидетельствует,что усилий придется приложить гораздо меньше,чем в той ситуации,если бы постоянного пиарсопровождения не было.Следовательно, успешная пиаркампания–это простой и одновременно сложный процесс взаимодействия политического кандидата / организации с общественностью.Основная ее цель–получить политику поддержку электората.Одних пиармероприятий,которыеполитические кандидаты преимущественно проводят месяцдва перед выборами,мало. Настоящее это не то время,когда людей так легко обмануть.Поэтому возникает вопрос : стоит ли это делать ? На мой взгляд,нет. Общественную поддержку можно получить,будучи искренним и последовательным интеллектуальным политиком,который отражает интересы граждан. Сегодня люди нуждаются в полной отдачи от провластных лиц,потому что они наделили их властными полномочиями,поверили в них. Но управленцы жестоко опровергают эти надежды,обворовывая людей,не давая им жить по стандартам жизни,которые нам предлагает Западный мир.
Поэтому теперь пришло время не реализму,который предусматривает меркантилизм,а политического интеллектуализма,в основекоторого–понимание и мораль.Интеллектуальный политик сможет понять потребности людей и воплотить их элементарные желания в реальность.Для такой персоны нет необходимости как таковой становиться в очередь с теми,кто для того,чтобы одержать победу,ведет исключительно предвыборную агитацию. Стратегически сформирован план действий,команда из образованных профессионалов,материальнофинансовое обеспечение и постоянноепиарсопровождение,которое должнобазироваться на истинных поступках кандидата и подчеркивать его интеллектуальность,простоту и близость с народом,могут гарантировать политической кандидату победу на тех или иных выборах.
Ссылки на источники1.Соловьев А. И., Решетов И. К. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вест. Моск. унта. Сер.12: Политические науки. —1999. —№ 3.2.Имиджсовременногополитическоголидера. –URL: http://eworks.com.ua/work/5567_Imidj_sychasnogo_politichnogo_lidera.html
TarnavskyOmelian R.A student of the department of political science and public administration National University named Yuriy Fedkovych , ChernivtsiSuccessful PRcampaign: overcoming the stereotypeAbstract.Article is devoted to the problem of political PR and its effective use. In this paper, the author expresses his thoughts on of what should be in a successful PR campaign. It offers a strategy formation a positive political image and reveals the main, inhis opinion, nuances PR technologies to produce the desired result.Keywords.Political public relations, leader, PR technology, success, public relations campaign.
Успешная пиар–кампания: преодоление стереотипа
Аннотация. Статья посвящена политическому пиару и проблеме его эффективного использования. В работе автор выражает свои мысли по поводу того, какой должна быть успешная пиаркампания. Он предлагает стратегию разработки позитивного политического имиджа политика и раскрывает основные, на его взгляд, тайны применения пиартехнологий для получения желаемого результата.Ключевые слова.политический пиар, лидер, пиартехнологии, успех, пиаркампания.
Политическая сфера жизни людей довольно сложная, многогранная и неоднозначная. Она характеризуется постоянной конкурентностью политических актеров, наличием у них меркантильного интереса, непостоянством и,в основном,отсутствием дружбы между ними и, как писал Н. Макиавелли, абсолютной несовместимостью с моралью. Список характерных черт политической сферы жизни можно продолжать достаточно долго, однако, хватит только одного определения, чтобы полностью понять ее суть: политика–это сфера жизни, в которой идет постоянная борьба за власть. Учитывая человеческие амбиции, эгоистические желания управлять другими, может быть вызвано различными факторами, в частности, компенсацией собственных физических или психических недостатков, манией величия, денежным соблазном, лидерской потребностью и собственно жизненным призванием, можно представить, дажебольше–вживую наблюдать, какой жестокой иногда бывает эта борьба.Учитывая различные аспекты политики, неожиданность действий ее субъектов, частую аморальность методов, которые они используют, чтобы получить власть, искусством и одновременно наукой выступает умениепобедить в той или иной борьбе, сохраняя при этом человечность и нравственность действий. Немалую роль в получении власти играет популярность политического актера, который претендует на роль управленца.Именно поэтомуцелью данной работы является формулировка автором алгоритмауспеха политической пиар–кампании.Политический пиарестьдостаточно действенным инструментом управления электоральным процессом,важным элементом управленческой деятельности,даже больше–основой политического процесса. Ведь действительно,пиар в политике необходим не только для того,чтобы получить власть,но и,чтобы ее удержать и реализовать.Эффективный политический пиар обеспечивает формирование положительного / отрицательного имиджа или правящей партии,или одного управленца. В случае « положительного » подразумевается ряд мер политического пиара,которые направлены на конструирование имиджа того или иного политического субъекта,который тратит собственные средства на свой образ. Негативный имидж в данном случае –тот, который формируется для дисквалификации оппонентов–т.н. черный пиар. Сейчас политический пиар является одним из самых необходимых составляющих элементов политического менеджмента,а система предвыборных технологий лежит в основе современного избирательного процесса,от уровня успеваемости которого во многом зависит электоральный выбор граждан.Политический пиар ─ это,прежде всего,практика поддержки успешности политической значимости субъекта политики,которая, в своюочередь,влияет на управление политическим процессом, позволяющим сохранять позитивный имидж у общественности. То есть, он является той важной звеном, которое,несмотря на другие средства и методы,обеспечивает взаимодействие власти и общественности черезтехнологии политического процесса.Для эффективного проведения пиаркампании важно знать не только ее теоретические основы,средства предвыборной борьбы,которые на практике себя оправдали,но и понимать причины успеха или поражения конкретных политических технологий и стараться, благодаря практике других,не повторять ошибок и совершенствовать приобретенное.Несомненно,такое понимание возможно только в случае владения необходимыми знаниями,когда пиартехнологи способны адекватно оценить ситуацию,сформулировать стратегию действий,понять тенденции изменений массовых настроений,факторы, влияющие на них,найти те « болевые точки » в сознании и повседневной жизни людей,воздействие на которые может привести к нужному результату.Применяя политический пиар,мы должны понимать,что его целью,в первую очередь,является создание благоприятного информационного поля,на платформе которого формируется имидж того или иного субъекта политики.Эта специфическая составляющая современного общества заключается во владении высокоразвитымиНе столько техническими,сколько межличностными информационными технологиями; создании принципиально новых путей информационного контроля,учитывая современное развитие информативности как таковой,в росте важности и эффективности информационной составляющей, всегда имеет положительный отпечаток на объекте воздействия. Это объясняется использованием различных манипулятивных технологий,которые призваны подсознательно влиять на человеческое сознание.Развитие информационной сферы современного общества,зависимость от нее большей половины его членов позволяет пиартехнологам контролировать содержание информационных потоков,который из контекста политического пиарав основном направлен на поддержание имиджа политических актеров,несмотря на их реальную деятельность или бездеятельность,влияние на электорат и т.п..Сегодня уже необязательно отличаться действиями на благо народа,чтобы быть популярным политиком. Однако,ошибочно мнение,что достаточно лишь информационно влиять на электорат,чтобы удержать статус успешного политика.Ведь следует учитывать возможность контрстратегии оппонентов. Поэтому сочетание информирования электората и реальных действий политического актора на благо населения в полной мере может обеспечить ему успех.Настоящее нам представляет информационное общество,в котором каждый может получить фактически любую информацию из различных источников. Это позволяет пользователям информационных технологий разбираться в заинтересованной сфере и самосовершенствоваться,что усложняет процесс влияния на их подсознание. Однажды У.Черчилль сказал: « Кто владеет информацией,тот владеет миром». Сегодня,интерпретировав его слова,можно выразиться так: кто владеет информацией,тот защищен.Эта гипотеза заслуживает внимания хотя бы потому,что уровень возможности влияния на индивидов,пользующихся интернетом для собственного умственного развития,могут проверить правдивость той или иной информации,узнать о определенного политика или политическую партию,почитать много интересной и важной информации на подобную тематику,самостоятельно понять суть действий различных субъектов политики значительно ниже по сравнению с прошлой эпохой,в которой люди таких возможностей не имели.Однако,такая ситуация вовсе не означает,что нужно работать над совершенствованием технологий воздействия на людей. Скорее наоборот: сегодня успех политику может обеспечить его близость с народом. Это обусловлено потребностью общества.Люди разочарованы властью,они не доверяют политикам,с осторожностью относятся к политической сфере жизни,но предварительно надеяться на тех,кто якобы с искренностью выступает во имя народа,за его благополучие и благо. Однако,часто ошибаются. Поэтому сегодня выиграет легитимность власти тот, кто использует эту доверчивость людей и не разочарует. И,как ни странно,это не трудно сделать.Все детали и нюансы победы постараюсь описать ниже.Публичная политическая личность,которая стремится добиться успеха,непременно должна быть образованной,интеллектуально и морально развитой,мудрой,тактичной и последовательной в своих действиях и высказываниях.Политик должен актуально мыслить,уметь устанавливать связь между электоратом разных возрастов.Всесторонняя развитость даст ему возможность быть среди народа современным человеком.Будучи образованным,политический кандидат может обезопасить себя от внутрикомандных махинаций.Его политические действия должны быть интеллектуальными,а не рациональными.Поскольку в данном случае интеллектуальность означает умение вести за собой народ,зная,куда,а рациональность–деятельность ради собственного интереса,выгоды,обогащения. Такой подход позволит политическомукандидату быть на несколько шагов впередиего оппонентов. Особенность интеллектуализации политики заключается в том,чтобы деятельность ее субъектов была на благо народа. Если принцип рационализма « будь проще и люди к тебе подтянутся »,то принципом интеллектуализации политики являются: « будьинтеллектуальным и веди народ с общей идеей ». Этот козырь пока никто не использовал. Большинство геополитиков современности утверждает о рационализации политики как внутренней,так и внешней.Однако,почемуто никто не учитывает,что это нужно политикам,ане общественности. Последняя требует того,кто всех объединит и поведет за собой. Народу нужен интеллектуальный лидер,вышедший из его рядов.Сегодня политики начинают осознавать,что их деятельность имеет не столько реальный,сколько виртуальный характер. Это свидетельствует,что она требует не отдельных пиаракций и услуг для политика на начальном этапе карьеры или же в ходе очередной избирательной кампании,а в постоянном пиарсопровождении публичной деятельности и жизни вообще. Однако,это не означает,что политик должен ограничиться постоянным пиарсопровождением своей личности только в виртуальном мире. Такая деятельность в значительной степени касается его реальных действий.Оба измерения существования публичного лица должны подпитываться информациейо его деятельности,чтобы постоянно быть в центре информационного поля актуальной проблемы. Такое публичность может обеспечить нетрадиционное комментирования различных событий,как это делают российский и украинский политики В.Жириновский и О.Ляшко,харизматичность и непохожесть на других которых в большей степени импонирует населению или собственно и быть инициатором определенного информационного повода и т.д.Так,политику необходимо быть в центре практически всех общегосударственных актуальных проблем,как тот, кто предлагает оптимальный выход из ситуации или тот,кто собственно создал проблемную ситуацию,но не для народа,а от имени народа для власти. Аргументация его действий должна соответствовать реалиям жизни простых людей. Например,всегда актуальная тема о повышении зарплат,пенсий,социальной защиты,то есть,уровня и даже ремонта дорог и т.д..Именно на такие элементарные,будничные нужды,которые почемуто уже традиционно являются проблемами,нужно обращать внимание и непременно пользоваться этими слабыми местами населения. Вышеуказанные,первоочередные для людей,необходимости,как на чудо,не является лозунгами современных политических,властных личностей,которые имеют рычаги воздействия. Но именно такая « точечная» помощь, для начала пусть и проявляется в виде речей,но позже–в форме законопроектов,предложений,требований и т.д. поможет политику получить поддержку населения,потому что он отвечает таким образом на реальные потребности людей.Сегодня политик должен понимать,что народу никак не нужна пустая болтовня,ему нужны действия.Нынешнее общество–общество интеллектуалов. Оно не потерпит лжи,обмана и властных махинаций,подтверждением чего в последние годы является «революция роз » в Грузии (ноябрь 2003года), « оранжевая революция » в Украине (декабрь 2004–начало января 2005 года),« тюльпановой революции » в Киргизии ( март 2005 ) и последние события в нашем государстве,связанные с т.н. « Евромайданом ». Подытоживая вышенаписанное,следует отметить,что политик непременно должен быть на стороне народа и,что важно,имеет это демонстрировать,подтверждая как словами,так и действиями.Политическое лицо обязательно,чтобы поддерживать свой имидж,должноотличаться от других действиями,которые направлены на благо народа. Так,периодические публичные поступки,которые являются полезными гражданам,могут быть ключом к егозапоминаемости в кругах общественности и сми.Политик должен участвовать в различных политических токшоу,чтобы афишировать себя и свою деятельность.Для этого необходимо учиться ораторскому искусству и совершенствовать его,чтобы подтверждать свою образованность и интеллектуальность.Чтобы демонстрировать свою простоту,а это крайне необходимо,нужно,чтобы политик часто появлялся в общественных местах.Однако,он должен понимать,что его человечность и простота должны чемто отличаться,чтобы другие понимали,почему именно он должен быть или народным депутатом,илиглавой государства и т.д. Такой подход позволит политику получить статус « выходца из народа».Сегодняшняя публичная политическая личность,которая стремится добиться успеха и поддержкинаселения,должна сломать все стереотипы по поводу вседозволенности,неприкосновенности,превосходства властных персон и т.д.Небезразлична для общественности и личная жизньполитика,котораяс точки зрения его успешности должнахарактеризоваться добротой,семейственностью,верностью,надежностью лица.Он должен частично быть образцом для других. Внешний вид политикатребует скромности,простоты,но в то же время элегантности также касается и манер поведения.Эти особенности публичной персоны общественность также обращает внимание,поэтому нужно работать также и над его невербальным,семиотический видом,включающий: жестикуляцию политика во время общения,одежду,походку,мимикулица и даже логотип его политической организации,который должен иметь положительнуюсмысловую нагрузкуит.д..Среди таких важных нюансов,касающихся успешной пиаркампании политического лидера или организации,весьма существенным является лозунг,сопровождавший бы деятельность политика.Он должен включать следующие составляющие: надежность,доверие,уверенность. Надежность позволит общественности увидеть политика как человека,который способен изменить ситуацию в стране на лучшее.Доверие в данном случае понимается как проявляемаясо стороны граждан к политическому деятелю.Текст лозунга должен формулироваться так,чтобы было понятно,что политическому кандидату можно доверять. Уверенность как составляющая должна предусмотреть решительность действий политика на благо народа,несмотря на различные препятствия.Лозунг,который содержал бы эти три составляющие,трудно придумать,однако,возможно. Для лозунгов обязательно четкость и понятность смысловой нагрузки для электората.Важным критерием успеха политической деятельности есть также план действий политика,который он будет реализовывать,когда придет к власти и команду,с помощью которой он будет воплощать все задуманное в реальность. Этот план должен характеризоваться возможной реализацией,а не утопическими заявкам,которые не способны себя оправдать в реалиях политической жизни. Потому что разница между провозглашенным и воплощенным–одна из основных причин неудач многих политиков и политических организаций в период избирательных кампаний и после них. Предвыборная программа должна легко поддаваться пропаганде и агитации,быть удобным материалом для создания необходимого имиджа политика,понятной для общественности,что включает отсутствие глубоких философско–научных понятий и лозунгов. Иначе они не будут иметь влияния на электорат,потому будут слишком высокомерными и труднодоступными для понимания широкой аудиторией.Команда политического деятеля должна состоять из образованных профессионалов,надежных и верных людей.Важно,чтобы они идеологически поддерживали политического кандидата, что обеспечит добросовестность выполняемой работы,а политику возможен успех. Работоспособна команда будет заниматьсяпроблемами материальнофинансового обеспечения как деятельности политической партии или отдельного лидера,так и проведения кампании,организационными,политикоидеологическими и пропагандистскими вопросами,которые часто возникают в течение любого политического процесса. Близкое окружение политического лидера должно формироваться в разумных количественных пределах,чтобы политик мог руководить командой,не потеряв свой лидерский статус.Однако,это не означает,что ондолженизбавляться от тех,кто себя активно проявляет и претендует по разным качествам на роль руководителя,а наоборот способствовать их личностному развитию и самому развиваться,чтобы члены команды даже и не подумали составлять политику конкурента в своем лице.При таких условиях политическая команда постоянно будет совершенствоваться,что положительно отразится на будущем управлении государством,когда это делаютпрофессионалы да еще и на благо народа[1, с. 24].Именно в таком случае подтверждается мнение,что в идеале команда политического кандидата должен быть своеобразным прототипом будущей правительственной команды,которая в случае победы без труда сможет взять власть в свои руки. Однако,в жизни все гораздо сложнее,и люди,которые сделали все возможное для того,чтобы их лидер победил на выборах,часто не способны перенять от прежних управленцев рычаги власти и таким образом тормозят процесс управления государством.Но это вовсе не проблема. Ведь именно для того,чтобы обеспечить себя соответствующим аппаратом,политик должен в течение формирования своей команды различными способами готовить ее членов к такому развитию событий.Это возможно за счет тренингов,моделирования ситуаций,функционального распределения членов команды и т.п..Например,кпоследних должны относиться менеджеры,советники по экономике,внутреннеполитических вопросов, проблем внешней политики,пресссекретарь и пиарспециалист,который будет работать над имиджем,специалисты,которые будут мониторить общественную ситуациюв стране,следить за потребностями населения и их требованиями к власти и т.д..Таким образом,политик для успеха своей деятельности фактически не имеет права ошибиться с выбором основного патронажа команды,с которой он будет шагать к заветной цели. Стоит также заметить,что частой ошибкой политических лидеров является формирование состава команды из лиц родственных и дружеских кругов, что фактически прогнозирует крах политической карьеры через семейные дрязги и недоразумения,их непрофессионализм и неумения решатьопределенные проблемные вопросы и т.д. Поэтому лучше остерегаться от такого расклада событий и формировать команду из настоящих профессионалов,решительных,ответственных и готовых к важному делу,преданных как идеологии политического лидера,так и ему самому. Следует заметить,что в формировании политика как известной и влиятельной личности команда играет судьбоносную роль,которая заключается в осуществлении функционерами команды как пропагандистскоагитационной кампании на постоянной основе,так и конструировании положительного имиджа политика.То есть, в процессе пиаркампании поддержка политическомукандидату крайне необходима для того,чтобы охватить большой спектр электората и получить от него необходимые для выигрыша голоса на выборах. Самостоятельно сделать это просто невозможно,поэтому возникает потребность в поддержке.Политическая пиаркампания кандидата является достаточно сложной в контексте предвыборной агитации. Она содержит ряд необходимых элементов,среди которых личный состав реализаторов кампании ( пиар–специалисты,психологи,агитаторы,другие активисты ),материально–техническое обеспечение,мониторинг СМИ,анализ социологических опросов и многие другие. Данная работа не сосредоточена на анализе хода традиционной пиаркампании, поэтому подробно останавливаться не буду. В политическом процессе все привыкли к стереотипного проведения пиаркампании перед выборами. О том,что политические партии или отдельные кандидаты должны осуществлять предвыборную агитацию знает почти каждый школьник. Ведь о начале пиаркампании сообщают СМИ,даже больше это задекларировано законодательством практически всех государств мира.Успех предвыборной политической гонки для разных политических сил зависит от удачно выбранной стратегии и материальнотехнического обеспечения.В течение нескольких недель,а то и месяцев ( во всех странах поразному) идет предвыборная кампания.Политические кандидаты тратят огромные средства на ее проведение.А результат часто является неожиданным и неоднозначным.Каждый из них является потенциальным победителем и побежденным. Надеяться на достоверность полученных результатов соцопросов не следует,эффективнее иметь собственных специалистов в команде,которые бы отвечали за их проведение.Потому что не всегда можно быть уверенным в неподкупности и нейтральности той компании,которая проводит на заказ социологические опросы.Тем не менее,предвыборная агитация требует огромных финансовотехнических и физических усилий политического кандидата. Однако,феномен,выборы можно выиграть,без применения при этом значительных средств.Все применяют традиционную ( стереотипную) методику проведения предвыборной пиаркампании,о чем выше говорилось.Именно это и является ошибкой. Люди привыкли,что политики активизируются и афишируют себя с хорошей стороны только перед выборами: проводят различные спортивнокультурно массовые мероприятия,готовят видеоролики с объяснениями, почему именно они должны победить,передСМИ демонстрируют свою «помощь»простым людям,на агитационных плакатах изображают себя или как семьянина,или сельского работника,или еще когото, чтобы вклиниться в память общественности именно благодаря манипулятивным семиотический образам. Все в принципе верно,но ошибкой является то,что политики это делают в основном только перед выборами. Такая стратегия давно уже устарела,а политики не прекращают ее использовать,только совершенствуют старое[2].Обеспечить себя успешной пиаркампанией,на мой взгляд,политик может следующим путем: в начале этой работы я замечал,что важное место в поддержании популярности политика занимает постоянноепиарсопровождение, что означает непрерывнуюего связь с общественностью.Политический кандидат должен не исчезать из поля зрения СМИ и общественности как таковой. Это становится возможным путем публичных высказываний,совершение полезных дел,о которых следует предупреждать средства массовой информации,постоянно проводить различные мероприятия и культурного,и научного,и спортивного характера и обязательно афишировать свое лицо и фамилию. Это необходимо для того,чтобы общественность помнила его добрые поступки. Все деяния политика должны сосредотачиваться в пределах потребностей населения. Его основными лозунгами должно быть все то,что нужно народу : низкая зарплата / пенсия,нет работы,плохие дороги,ненадежный суд,дискриминация? Политический кандидат должен нарушать эти проблемные вопросы повсюду и всегда и предлагать путь их решения,чтобы люди видели,что он знает,как все изменить. Эту стратегию должнаразработать его команда. Чтобы вклиниться людям в доверие политику необходимо делать чтото для людей,одни слова сегодня не спасут. Все те средства,которые он должен использовать на предвыборную пиаркампанию,следует потратить именно на благодеяния. План действий необходимо максимально рассчитать с точки зрения выгодности и возможного выигрыша. То есть, команда политического лидера должна кропотливо поработать над такой стратегией,чтобы потраченные средства и время не были напрасными.Несомненно,это не значит,что от предвыборной агитационной кампании следует отказаться. Это свидетельствует,что усилий придется приложить гораздо меньше,чем в той ситуации,если бы постоянного пиарсопровождения не было.Следовательно, успешная пиаркампания–это простой и одновременно сложный процесс взаимодействия политического кандидата / организации с общественностью.Основная ее цель–получить политику поддержку электората.Одних пиармероприятий,которыеполитические кандидаты преимущественно проводят месяцдва перед выборами,мало. Настоящее это не то время,когда людей так легко обмануть.Поэтому возникает вопрос : стоит ли это делать ? На мой взгляд,нет. Общественную поддержку можно получить,будучи искренним и последовательным интеллектуальным политиком,который отражает интересы граждан. Сегодня люди нуждаются в полной отдачи от провластных лиц,потому что они наделили их властными полномочиями,поверили в них. Но управленцы жестоко опровергают эти надежды,обворовывая людей,не давая им жить по стандартам жизни,которые нам предлагает Западный мир.
Поэтому теперь пришло время не реализму,который предусматривает меркантилизм,а политического интеллектуализма,в основекоторого–понимание и мораль.Интеллектуальный политик сможет понять потребности людей и воплотить их элементарные желания в реальность.Для такой персоны нет необходимости как таковой становиться в очередь с теми,кто для того,чтобы одержать победу,ведет исключительно предвыборную агитацию. Стратегически сформирован план действий,команда из образованных профессионалов,материальнофинансовое обеспечение и постоянноепиарсопровождение,которое должнобазироваться на истинных поступках кандидата и подчеркивать его интеллектуальность,простоту и близость с народом,могут гарантировать политической кандидату победу на тех или иных выборах.
Ссылки на источники1.Соловьев А. И., Решетов И. К. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вест. Моск. унта. Сер.12: Политические науки. —1999. —№ 3.2.Имиджсовременногополитическоголидера. –URL: http://eworks.com.ua/work/5567_Imidj_sychasnogo_politichnogo_lidera.html
TarnavskyOmelian R.A student of the department of political science and public administration National University named Yuriy Fedkovych , ChernivtsiSuccessful PRcampaign: overcoming the stereotypeAbstract.Article is devoted to the problem of political PR and its effective use. In this paper, the author expresses his thoughts on of what should be in a successful PR campaign. It offers a strategy formation a positive political image and reveals the main, inhis opinion, nuances PR technologies to produce the desired result.Keywords.Political public relations, leader, PR technology, success, public relations campaign.