Исторические аспекты реализации государственной политики модернизации на юге Дальнего Востока России в начале ХХI века
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пилилян
Е.
К. Исторические аспекты реализации государственной политики модернизации на юге Дальнего Востока России в начале ХХI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4881–4885. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55241.htm.
Аннотация. Статья посвящена поэтапному процессу реализации модернизационной политики государства в субъектах юга Дальнего Востока в начале ХХI века.
Текст статьи
Пилилян Елена Константиновна,кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Дальневосточного федерального университета, г. Владивостокelkonpil@gmail.com
Исторические аспекты реализации государственной политики модернизации на юге Дальнего Востока России в начале ХХIвека
Аннотация. Статья посвящена поэтапному процессу реализации модернизационной политики государства в субъектах юга Дальнего Востока в начале ХХIвека.Ключевые слова: модернизация, инновационная составляющая, средний класс, малый и средний бизнес.
Функции государства в процессе модернизации российского общества в исследуемый период менялись, но предпринимательская деятельность оставалась зависимой от решений, государства, причем наиболее ярко это проявлялось в дотационных, депрессивных регионах, отдаленных от центра. Изменение отношения федерального центра к Дальнему Востоку России в процессе модернизации определяет такие аспекты исследования как роль государства в процессе становления новойсоциальной группы среднего класса общества, обеспечивающего его стабильность и развитие, формированиеновой предпринимательской хозяйственной модели.Особенностью российской модернизационной политики явилось то, что вначале была провозглашен инновационный прорыв, лишь позднее модернизационная модель развития.Инновации предполагают создание принципиально новых образцов товаров, технологий, приемов управления и т.д., которые смогут обеспечить ускорение развития на качественно новом уровне. Что касается модернизации, она предполагает лишь частичное улучшение, усовершенствование, то есть без опоры на инновации вряд ли может привести к существенному улучшению экономических показателей. Большинство стран Азиатскотихоокеанского региона начинали модернизацию, азатем переходили к инновационному развитию, так как инновации требуют серьезных инвестиционных вложений и государственной поддержки.
Для развития региона Дальнего Востока особое значение имели 20062008 гг.: именно в этигоды модернизационнаямодель Президента В.В. Путина проявилась в планах инновационного преобразования социальноэкономической политики на Дальнем Востоке России, а также в возрастании значимостиэтого региона для национальной безопасности страны.Если в конце ХХ века основным вектором государственной политики было европейское направление попытка встраивания в экономические отношения со странами ЕЭС, то политическая ситуация и нефтяной бум на мировом рынке к 2000м изменил приоритеты в направлении Азиатскотихоокеанского регионана концепцию©соразвитияªс деловым миром АТР. Для Дальнего Востока России,лишенного государственной поддержки,гдев 90еначался стихийный выход предпринимателей на рынок стран АТР, с целью выживания торгуя сырьем, необходимо было найти новую нишу на этом интенсивно развивающемся рынке. Модернизация рассматривалась, прежде всего, как существенное повышение технологического уровня экономики, развитие ее инновационной составляющей. Современная попытка модернизации носит явно открытый миру характер, хотя проходит параллельно с военной реформой и начавшимся перевооружением после двух десятилетий фактического застоя в этой области. Если, на предшествующем этапе внешняя политика, служила средством и полем державного самоутверждения России, то, в начале 2000х, она превращается в инструмент поиска внешних ресурсов для модернизации страны. Исходной позицией в объединении политики модернизации и внешнеполитического курса является осознание руководством того, что в одиночку, с опорой только на собственные силы Россия с вызовом времени, определяемым бурным развитием стран АТР не справится. . Предназначение государственного регулирования состоитв том, что создается правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений; осуществляется разгосударствление собственности создание слоя частных собственников предпринимателей, как необходимое условие существования рыночныхотношений;устраняются барьерыдля выхода на рынок, появляетсявозможностькредитования, обучения, преодоление сложившейся структуры экономики, в которой преобладают крупные предприятия,стимулируется инновационная деятельность, защита от произвола, то есть то, чтобизнес не способен реализоватьсамостоятельно или требуются значительные по масштабам ресурсы. Политика модернизационного прорыва была направлена на обеспечение, необходимого для России превращения в процветающую экономически сильную и влиятельную страну. Для того чтобы начать сокращение отставания от экономически развитых стран, Россия должна расти не менее чем на 8% в год, а для этого исполнительная власть и бизнес должны были сконцентрироваться на создании стабильной экономики и промышленной политики в ее современных формах.Российское правительство начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. В стране после перестроечных событий 1990х гг. начался процесс постепенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Была во многом восстановлена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. В России было восстановлено единое правовое пространство,в основном приведены в соответствие с федеральными законами и Конституцией региональные правовые акты. В стране шло накопление элементов нового социальноэкономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры. Развивались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. Начиная с 1999г., валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6% в год (что было выше среднемировых показателей).С 2000 по 2004г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.Избрание В.В. Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни. Мировой опыт определяет ведущую роль в развитии экономики на современном этапе малогоисреднегобизнесаи здесь государстводолжно выполнить свои функции, создавая условия для формированияпредпринимательства как©среднего классаª, стабилизирующего экономическую, политическую и социальную составляющие общества.Однакок началу 2000 года, как показало исследование, малое предпринимательство фактически не имело условий для своего развития. Итогом было то, что вконце2001 г. начинается сокращение числа предприятий. Особенно остро эта проблема проявилась в отдаленных районах страны, которые в условиях предоставления им самостоятельности были лишены должной государственной поддержки. Дальний Восток, экономика которого зависела от состояния военно промышленного комплекса,аэкономические связи с центральными и западными районами страны были нарушены иззавысоких транспортных тарифов,превращавших продукцию в убыточную, был вынужден направить усилия на экспорт природных ресурсов в страны АТР. Динамика этого процессав Хабаровском крае показывает, что в 2001 г. малых предприятий насчитывалось 10000, в 2002 г. 9086, а в 2003 г. их осталось только 6307. Такие же процессы были в Амурской области и в Приморском крае. Для самосохранения в сфере малого предпринимательстваначинаются поиски поддержки не у государства. В легальном бизнесе надежными партнерами малого предпринимательства становились средние и крупные компании, ряд выдвинутых на российский рынок международных и иностранных государственных программ помощи: льготные кредиты, беспроцентные ссуды, безвозвратные займы на развитие малого бизнеса и создание рыночной инфраструктуры его поддержки, причем в таких актуальных формах, как обучение, бизнесконсалтинг, бизнесинкубирование, микрокредитование, лизинг.Такая переориентация способствовала росту числа субъектов малого предпринимательства: в 2004г. их количество в Приморском крае возросло до 77,2 тыс. ед., в Хабаровском крае до 55,5 тыс. ед. Данное обстоятельство отразилось и на численности работников, занятых в малом бизнесе: максимальное число работавших приходилосьª на Приморский край (95 97тыс. чел.). В Амурской области этот показатель на уровне около 30 тыс. чел. Одновременно в 20032004 гг. численность работников, нанятых индивидуальными предпринимателямивозросла, практически, вдвое [1.С.4148]. Таким образом, через большие препятствия предпринимательство пробивало себе дорогу. Преодолев все трудности к началу ХХIвека в России сложился социальный слой предпринимателей, хотя этот процесс нельзя назвать динамичным.
. Большинство стран АзиатскоТихоокеанского региона к настоящему времени этот этап преодолели и развиваются ускоренными темпами. Япония за 25 лет развития, начиная с 50х годов ХХ века, стала общепризнанным лидером, увеличив ВВП на душу населения до уровняразвитых европейских стран. Начиная с 1975 года по 2003г., Китай увеличил ВВП на душу населения в 8 раз. Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур продемонстрировали высочайшие темпы роста экономики в послевоенные годы. Республика Корея за три десятилетия превратилась в страну, занимающую лидерские позиции по темпам экономического роста (ВВП на душу населения вырос в более 100 раз) [2,С.1516]. Исследования Центра Развития Инноваций Института гуманитарного образования и информационных технологий показывают, что инновационное преимущество азиатских стран связано с технологической политикой Японии, создавшей, так называемую, региональную производственную сеть, которая является базой для модели современной интеграции стран АТР [3]. На определенном этапе развития так называемых ©новых индустриальных странª японская интеграционная модель сыграла для их развития определяющую роль и в этом можно убедиться на основе показателей их развития. Позиционирование юга Дальнего Востока России как региона, через который должна интегрировать Россия со странами АТР в начале 2000х означало окончание периода стихийного выхода дальневосточных предпринимателей на ©соразвитиеª с деловым миром этих стран и переход от модели ©выживанияª к стабилизации и развитию деятельности. Этот процесс осложнен тем, что российское предпринимательство это новое явление в условиях перехода к рыночным отношениям в стране и история его формирования отражает сложный путь, который пришлось пройти тем, кто сумел за 2030 лет выжить, стабилизировать деятельность и перейти к стадии развития. Исследования автора показали, что решение многих проблем предпринимателей находились в зависимости от выполнения государственной властью функций оздоровления финансовой ситуации в стране, преобразованияэкономических условий, обеспечения реальных и равных прав всех субъектов хозяйственной деятельности Дальнего Востока России [4,С.121]. Только в начале ХХIвека серьезные изменения происходят в отношении развития ДФО, которые нашли отражение в принятой Правительством РФ Федеральной целевой программе © Социальноэкономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.ª и Решении ©О проведении саммита АТЭС в 2012 году во Владивостокеª. Основным стратегическим направлением которых стало превращение юга Дальнего Востока России в мировой логистико инновационный терминал,требующий объединения усилий всех субъектов, объединенных в Дальневосточный
федеральный округ, актуализация процессов формирования новых функций государства для стимулированиямасштабных инвестиционных предпринимательских и национальных проектов[5,С.89]. Современное состояние развития рыночных отношений в России не стимулирует активный спрос на инновации практически всех типов, несмотря на провозглашаемую поддержку его всеми уровнями власти. Новое позиционирование дальневосточных районов, определенных стратегическими направлениями, требует развития инфраструктуры, структурной перестройки в экономике, соответствующей конъюнктуре рынка стран АТР и мирового рынка в целом, интенсивного освоения дальневосточных территорий все это становится возможным только благодаря привлечению значительных по масштабу инвестиционных вложений.Однако, до начала 2000х, каждый из дальневосточных субъектов развивался относительно самостоятельно, не учитывая возможности внутренней интеграции, акак известно, в одиночку противодействовать азиатскотихоокеанскому альянсу достаточно сложно. Для реализации модернизационной политики необходимо её последовательное проведение, подобный опыт в настоящее время проверен и дал хорошие результаты в мировой практике. В начале ХХIвека Россия, накопив резервные финансовые средства, сформировав правовое поле для развития предпринимательства, готова системно идти к поставленной цели, укрепив свои позиции на мировомрынке, не только как страна с сырьевой экономикой.,
Ссылки на источники1.Малое предпринимательство на Дальнем Востоке //ЭКО. 2003. №5С.41482.Материалы IIго Всероссийского съезда представителей малых предприятий 27 28 октября 1999 г. в Москве. М., 2000.С.1516.3.Кондратьева Е.В. Азиатский вектор развития инновационной сферы //http://www.igumo.ru/…/aziatskijjvektorrazvitijain…2009/07/29/kondratjeva/html[Дата обращения 04.07.2010].4.
ПилилянЕ.К. Роль и функции государства в историческом процессе становления предпринимательства (юг Дальнего Востока России в конце ХХ начале ХХIвв.): монография. Владивосток: ИздвоДВГТУ, 211. 121с.5.Гурьева М. Карта с пробелами// Дальневосточный капитал.2008.№6. С.8 9.
Elena Pililyan,Candidate of Historical Sciences, associate professor at the chair of culture and art Far Eastern Federal University, VladivostokHistorical aspects of the implementation of the state policy on modernization southern Russian Far East in the early twentyfirst centuryAbstract. Article talks about the implementation of the modernization policy in the remoteregion of Russian Far East in the early twentyfirst century.Keywords: modernizatsiya, innovative component, middle class, small and medium business.
Исторические аспекты реализации государственной политики модернизации на юге Дальнего Востока России в начале ХХIвека
Аннотация. Статья посвящена поэтапному процессу реализации модернизационной политики государства в субъектах юга Дальнего Востока в начале ХХIвека.Ключевые слова: модернизация, инновационная составляющая, средний класс, малый и средний бизнес.
Функции государства в процессе модернизации российского общества в исследуемый период менялись, но предпринимательская деятельность оставалась зависимой от решений, государства, причем наиболее ярко это проявлялось в дотационных, депрессивных регионах, отдаленных от центра. Изменение отношения федерального центра к Дальнему Востоку России в процессе модернизации определяет такие аспекты исследования как роль государства в процессе становления новойсоциальной группы среднего класса общества, обеспечивающего его стабильность и развитие, формированиеновой предпринимательской хозяйственной модели.Особенностью российской модернизационной политики явилось то, что вначале была провозглашен инновационный прорыв, лишь позднее модернизационная модель развития.Инновации предполагают создание принципиально новых образцов товаров, технологий, приемов управления и т.д., которые смогут обеспечить ускорение развития на качественно новом уровне. Что касается модернизации, она предполагает лишь частичное улучшение, усовершенствование, то есть без опоры на инновации вряд ли может привести к существенному улучшению экономических показателей. Большинство стран Азиатскотихоокеанского региона начинали модернизацию, азатем переходили к инновационному развитию, так как инновации требуют серьезных инвестиционных вложений и государственной поддержки.
Для развития региона Дальнего Востока особое значение имели 20062008 гг.: именно в этигоды модернизационнаямодель Президента В.В. Путина проявилась в планах инновационного преобразования социальноэкономической политики на Дальнем Востоке России, а также в возрастании значимостиэтого региона для национальной безопасности страны.Если в конце ХХ века основным вектором государственной политики было европейское направление попытка встраивания в экономические отношения со странами ЕЭС, то политическая ситуация и нефтяной бум на мировом рынке к 2000м изменил приоритеты в направлении Азиатскотихоокеанского регионана концепцию©соразвитияªс деловым миром АТР. Для Дальнего Востока России,лишенного государственной поддержки,гдев 90еначался стихийный выход предпринимателей на рынок стран АТР, с целью выживания торгуя сырьем, необходимо было найти новую нишу на этом интенсивно развивающемся рынке. Модернизация рассматривалась, прежде всего, как существенное повышение технологического уровня экономики, развитие ее инновационной составляющей. Современная попытка модернизации носит явно открытый миру характер, хотя проходит параллельно с военной реформой и начавшимся перевооружением после двух десятилетий фактического застоя в этой области. Если, на предшествующем этапе внешняя политика, служила средством и полем державного самоутверждения России, то, в начале 2000х, она превращается в инструмент поиска внешних ресурсов для модернизации страны. Исходной позицией в объединении политики модернизации и внешнеполитического курса является осознание руководством того, что в одиночку, с опорой только на собственные силы Россия с вызовом времени, определяемым бурным развитием стран АТР не справится. . Предназначение государственного регулирования состоитв том, что создается правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений; осуществляется разгосударствление собственности создание слоя частных собственников предпринимателей, как необходимое условие существования рыночныхотношений;устраняются барьерыдля выхода на рынок, появляетсявозможностькредитования, обучения, преодоление сложившейся структуры экономики, в которой преобладают крупные предприятия,стимулируется инновационная деятельность, защита от произвола, то есть то, чтобизнес не способен реализоватьсамостоятельно или требуются значительные по масштабам ресурсы. Политика модернизационного прорыва была направлена на обеспечение, необходимого для России превращения в процветающую экономически сильную и влиятельную страну. Для того чтобы начать сокращение отставания от экономически развитых стран, Россия должна расти не менее чем на 8% в год, а для этого исполнительная власть и бизнес должны были сконцентрироваться на создании стабильной экономики и промышленной политики в ее современных формах.Российское правительство начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. В стране после перестроечных событий 1990х гг. начался процесс постепенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Была во многом восстановлена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. В России было восстановлено единое правовое пространство,в основном приведены в соответствие с федеральными законами и Конституцией региональные правовые акты. В стране шло накопление элементов нового социальноэкономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры. Развивались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. Начиная с 1999г., валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6% в год (что было выше среднемировых показателей).С 2000 по 2004г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.Избрание В.В. Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни. Мировой опыт определяет ведущую роль в развитии экономики на современном этапе малогоисреднегобизнесаи здесь государстводолжно выполнить свои функции, создавая условия для формированияпредпринимательства как©среднего классаª, стабилизирующего экономическую, политическую и социальную составляющие общества.Однакок началу 2000 года, как показало исследование, малое предпринимательство фактически не имело условий для своего развития. Итогом было то, что вконце2001 г. начинается сокращение числа предприятий. Особенно остро эта проблема проявилась в отдаленных районах страны, которые в условиях предоставления им самостоятельности были лишены должной государственной поддержки. Дальний Восток, экономика которого зависела от состояния военно промышленного комплекса,аэкономические связи с центральными и западными районами страны были нарушены иззавысоких транспортных тарифов,превращавших продукцию в убыточную, был вынужден направить усилия на экспорт природных ресурсов в страны АТР. Динамика этого процессав Хабаровском крае показывает, что в 2001 г. малых предприятий насчитывалось 10000, в 2002 г. 9086, а в 2003 г. их осталось только 6307. Такие же процессы были в Амурской области и в Приморском крае. Для самосохранения в сфере малого предпринимательстваначинаются поиски поддержки не у государства. В легальном бизнесе надежными партнерами малого предпринимательства становились средние и крупные компании, ряд выдвинутых на российский рынок международных и иностранных государственных программ помощи: льготные кредиты, беспроцентные ссуды, безвозвратные займы на развитие малого бизнеса и создание рыночной инфраструктуры его поддержки, причем в таких актуальных формах, как обучение, бизнесконсалтинг, бизнесинкубирование, микрокредитование, лизинг.Такая переориентация способствовала росту числа субъектов малого предпринимательства: в 2004г. их количество в Приморском крае возросло до 77,2 тыс. ед., в Хабаровском крае до 55,5 тыс. ед. Данное обстоятельство отразилось и на численности работников, занятых в малом бизнесе: максимальное число работавших приходилосьª на Приморский край (95 97тыс. чел.). В Амурской области этот показатель на уровне около 30 тыс. чел. Одновременно в 20032004 гг. численность работников, нанятых индивидуальными предпринимателямивозросла, практически, вдвое [1.С.4148]. Таким образом, через большие препятствия предпринимательство пробивало себе дорогу. Преодолев все трудности к началу ХХIвека в России сложился социальный слой предпринимателей, хотя этот процесс нельзя назвать динамичным.
. Большинство стран АзиатскоТихоокеанского региона к настоящему времени этот этап преодолели и развиваются ускоренными темпами. Япония за 25 лет развития, начиная с 50х годов ХХ века, стала общепризнанным лидером, увеличив ВВП на душу населения до уровняразвитых европейских стран. Начиная с 1975 года по 2003г., Китай увеличил ВВП на душу населения в 8 раз. Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур продемонстрировали высочайшие темпы роста экономики в послевоенные годы. Республика Корея за три десятилетия превратилась в страну, занимающую лидерские позиции по темпам экономического роста (ВВП на душу населения вырос в более 100 раз) [2,С.1516]. Исследования Центра Развития Инноваций Института гуманитарного образования и информационных технологий показывают, что инновационное преимущество азиатских стран связано с технологической политикой Японии, создавшей, так называемую, региональную производственную сеть, которая является базой для модели современной интеграции стран АТР [3]. На определенном этапе развития так называемых ©новых индустриальных странª японская интеграционная модель сыграла для их развития определяющую роль и в этом можно убедиться на основе показателей их развития. Позиционирование юга Дальнего Востока России как региона, через который должна интегрировать Россия со странами АТР в начале 2000х означало окончание периода стихийного выхода дальневосточных предпринимателей на ©соразвитиеª с деловым миром этих стран и переход от модели ©выживанияª к стабилизации и развитию деятельности. Этот процесс осложнен тем, что российское предпринимательство это новое явление в условиях перехода к рыночным отношениям в стране и история его формирования отражает сложный путь, который пришлось пройти тем, кто сумел за 2030 лет выжить, стабилизировать деятельность и перейти к стадии развития. Исследования автора показали, что решение многих проблем предпринимателей находились в зависимости от выполнения государственной властью функций оздоровления финансовой ситуации в стране, преобразованияэкономических условий, обеспечения реальных и равных прав всех субъектов хозяйственной деятельности Дальнего Востока России [4,С.121]. Только в начале ХХIвека серьезные изменения происходят в отношении развития ДФО, которые нашли отражение в принятой Правительством РФ Федеральной целевой программе © Социальноэкономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.ª и Решении ©О проведении саммита АТЭС в 2012 году во Владивостокеª. Основным стратегическим направлением которых стало превращение юга Дальнего Востока России в мировой логистико инновационный терминал,требующий объединения усилий всех субъектов, объединенных в Дальневосточный
федеральный округ, актуализация процессов формирования новых функций государства для стимулированиямасштабных инвестиционных предпринимательских и национальных проектов[5,С.89]. Современное состояние развития рыночных отношений в России не стимулирует активный спрос на инновации практически всех типов, несмотря на провозглашаемую поддержку его всеми уровнями власти. Новое позиционирование дальневосточных районов, определенных стратегическими направлениями, требует развития инфраструктуры, структурной перестройки в экономике, соответствующей конъюнктуре рынка стран АТР и мирового рынка в целом, интенсивного освоения дальневосточных территорий все это становится возможным только благодаря привлечению значительных по масштабу инвестиционных вложений.Однако, до начала 2000х, каждый из дальневосточных субъектов развивался относительно самостоятельно, не учитывая возможности внутренней интеграции, акак известно, в одиночку противодействовать азиатскотихоокеанскому альянсу достаточно сложно. Для реализации модернизационной политики необходимо её последовательное проведение, подобный опыт в настоящее время проверен и дал хорошие результаты в мировой практике. В начале ХХIвека Россия, накопив резервные финансовые средства, сформировав правовое поле для развития предпринимательства, готова системно идти к поставленной цели, укрепив свои позиции на мировомрынке, не только как страна с сырьевой экономикой.,
Ссылки на источники1.Малое предпринимательство на Дальнем Востоке //ЭКО. 2003. №5С.41482.Материалы IIго Всероссийского съезда представителей малых предприятий 27 28 октября 1999 г. в Москве. М., 2000.С.1516.3.Кондратьева Е.В. Азиатский вектор развития инновационной сферы //http://www.igumo.ru/…/aziatskijjvektorrazvitijain…2009/07/29/kondratjeva/html[Дата обращения 04.07.2010].4.
ПилилянЕ.К. Роль и функции государства в историческом процессе становления предпринимательства (юг Дальнего Востока России в конце ХХ начале ХХIвв.): монография. Владивосток: ИздвоДВГТУ, 211. 121с.5.Гурьева М. Карта с пробелами// Дальневосточный капитал.2008.№6. С.8 9.
Elena Pililyan,Candidate of Historical Sciences, associate professor at the chair of culture and art Far Eastern Federal University, VladivostokHistorical aspects of the implementation of the state policy on modernization southern Russian Far East in the early twentyfirst centuryAbstract. Article talks about the implementation of the modernization policy in the remoteregion of Russian Far East in the early twentyfirst century.Keywords: modernizatsiya, innovative component, middle class, small and medium business.