Кибердинамичность в формировании мультимедиа компетенции студентов по иностранному языку технических вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиа компетенции студентов по иностранному языку технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15106.htm.
Аннотация. В статье раскрывается проявление кибердинамичности в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку в сфере профессионального общения. Трехкомпонентный состав кибердинамики: мультимедийный (информационный), интерактивный (коммуникативный или дискурсивный) и гипертекстуальный (связообразующий) – помогает расширить мультимедиакомпетенцию через информационно насыщенное тематическое поле техносистемы и деятельностно-дискурсивный принцип отбора информации в киберпространстве.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15106УДК 378.147:004.9

Надвикова Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «КомсомольскнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуреnadvikova@rambler.ru

Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов

Аннотация.В статье раскрывается проявление кибердинамичности в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку в сфере профессионального общения. Трехкомпонентный состав кибердинамики: мультимедийный (информационный), интерактивный (коммуникативный или дискурсивный) и гипертекстуальный (связообразующий) ‬помогает расширить мультимедиакомпетенцию через информационно насыщенное тематическое поле техносистемы и деятельностнодискурсивный принцип отбора информации в киберпространстве. Ключевые слова:кибердинамика, мультимедиакомпетенция, техносистема, мультимедийность, деятельностнодискурсивный принцип, полидискурсивность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое,тихое побеждает громкое.ЛаоЦзы

Язык ‬мир, лежащиймежду миром внешних явлений и внутренним миром человека.Гумбольдт

Скаждым новым периодом временизарождается новое веяние или соционаправление.При этом мы можем наблюдать либо их взаимосвязь, либо расхождение. Однакодинамика языка претерпевает существенные колебания, особенно в кибердинамике мультимедиакомпетенции, что объясняется натиском передовых технологий и нарастаниемширокого диапазона ИКТ, в связи с чемтехноинфонасыщенность информационного поля существенно и весомо глобализирует формирование и конструктивизм мультимедиакомпетенции студентов разных специальностей технического вуза. Вся жизнь пронизана инфозвеньями и техноресурсами ИКТ. Большуючастьили почти стопроцентовинформациимы получаем из медиаресурсов, интернетсайтов по следующим основным причинам:временной фактор, социальная необходимость, геополитика и рост глобализации.

Следовательно, нашазадача ‬определение роли и степени кибердинамики в мультимедиакомпетенции студентов на практических занятиях по иностранному языку в сфере профессионального общения.Современные информационнокомпьютерные технологии предлагают исключительные возможности дляэффективногоразвитиямежкультурной компетенции по иностранному языку в сфере профессионального общения.Безусловно, при помощи компьютерных технологий и использования Интернета в качестве эффективного инструмента развития коммуникативной компетенции обучающихся происходит одновременно прагматизация и синтетизация мульНадвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

тимедиакомпетенции: умение обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве.

Но прежде всегонеобходимо уяснить для себя значение мультимедиакомпетенции и определить составляющиеее компоненты.

Если посмотреть любой словарь, то можно увидеть, что определенийдостаточно много, но у них есть общее,а именно:посредством владения интернеттехнологиями вырабатывается способность самоорганизации когнитивного процесса. ОднакоопределениеМэйераболееточноивтожевремяпростораскрываетсутьмультимедиакомпетенции:мультимедиакомпетенция‬the presentation of information using both words and pictures (Mayer, 2001), i.e. things that simultaneously stimulate a visual and auditory channel (e.g., narration with animation) илиthe seamless integration of two or more formsof media (Heller, Martin, Haneef & GievskaKrliu, 2001) which are used to stimulate two or more human senses (e.g., eye and ears, respectively) simultaneously. [1]…“a knowledge, skill or [ability] that enables one to effectively perform the activities of a given occupation or function to the standards expected in employment‬the Association of Educational and Communication Technology (Aect), Association for the Advancement of Computing in Education (AAce), International Society for Performance Improvement (ISPI), American Society for Training and Development (AstD), and International Society for Technology in Education (ISTE) which makes its unique contribution to the field and to the competencies of the professionals within the field” [2].

ПомнениюКристиныБарт, немецкойисследовательницымультимедиакомпетенции,“multimedia as a learning tool offers new opportunities in supporting learning processes. At the same time, it also plays a role in teacher education through elearning platforms, which provide online resources for learning or computeror webbased training, which facilitate the acquisition of specialized knowledge. Soft skills (e.g., communicative or diagnostic skills) can also be trained in a multimediabased learning environment, video sequences of classroom sessions and enables students to reflect on existing Interpretation could be a promising approach in helping to develop the skills to be able to make a competent diagnosis”[3].

Иными словами, мультимедиакомпетенция представляет собой умение использовать интернеттехнологии в процессе овладения иностранным языком, т. е.изучать язык и обучать ему в мультимедийной, интерактивной и гипертекстовой среде, в которых срабатывает умение самоорганизации познавательного процесса как процесса воспроизведения речи и письма, как процесса,совершающегося внутри человеческого мозга и вовне (в пространстве мультимедийных сетей)[4]. Мы можем рассматривать еекак способ обучения ИЯ на трехкомпонентном уровне кибердинамики в киберпространстве: мультимедийном, интерактивном и гипертекстуальном.

Следовательно, мультимедийность ‬«ядро» информационного пространства, представленного в виде иностранных сайтов, лингвистических виртуальных программ, поисковых систем, интернетпорталов, через которые студенты быстро, эффективно и целенаправленно получают профессиональную информацию по иностранному языку для подготовки к семинарам и лабораторным занятиям. Для примера можно указать следующие ОКП, использующиеся многими студентами разных специальностей нашего технического университета, а именно:

Englishteachers.English langteach.Tell me more Ultimate.Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Oxford Platinum.Doki English.Language Bridge.English Courses.Test your English.

www.eb.com.www.linguistc.ru.www.TV5.fr.www.unil.ch/ling.clicnet.swarthmore.edu/fle.html.www.eun.org/exam.ru(европейская сетьпрограмма, которая объединяет весь мир и предлагает обучающие материалы, новости, поиск партнеров для проектов и переписки).www.exam.ru.

www.bkcmba.ru.www.londonSlang.com.www.fluentenglish.ru.www.englishdaily.com.Lang8.Interpals.Sharedtalk.com.Livemocha.Omegle.Mylanguageexchange.Italki.Busuu.com.Lingualeo.minooAngloLink.Duncaninchina.Britishcouncil.Manythings.

www.ielts.www.toefl.Нужно отметить, чтовпоследнее время делается существенный упор на видеоподкастинг ‬метод публикации видеопрограммчерез Интернет, позволяющий пользователямподписываться на автоматическое получениеновых файлов. Данный метод широко используется студентами по причине экономии времени и высокой степени интерактивности мультимедийности интернетресурса. Интерактивность ‬особая форма развития познавательной деятельности и мультимедиакомпетенции посредством прямой аутентичности коммуникации между носителем языка и говорящим на изучаемом языке. Как мы видим, данный компонент открывает огромные возможности в познании профессионального языка в киберпространстве:при входе в систему студенты начинают активный поиск необходимых сайтов и программ по изучению профессионального иностранного языка или по нахождению требуемой информации для практических занятий по языку, в результатемы можем выявить достижение лингвопрагматической цели посредством информационногообмена. Также интерактивность может рассматриваться как инструмент реализации Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

информационной деятельности, позволяющий оперативно получать отклик,или же является эффективным инструментом привлечения внимания и интереса к использованию информационного ресурса. В настоящее время интерактивность испытывает существенное влияние со стороны новых ИКТ, получивших название Web 2.0. Сервисы, создаваемые в рамках этой модели, направлены на достижение коммуникативного равноправия между создателем продукта и его потребителем. Наличие таких сервисов на сетевых информационных ресурсах связано состремлением расширить круг пользователей за счет расширения коммуникативнойсреды и облегчить доступ читателей к оригинальным материалам (источникам). Наиболее распространенными формами реализации Web2.0 информационными ресурсами стали сетевые дневники и новостные RSSрассылки. Следовательно, мы видим, как происходит взаимодействие (интеракция) компетенции человека с мультимедийностью [5].

И наконец, гипертекстуальность,по мнению Теда Нельсона[6], система cвязи между отдельнымидокументами с помощью встроенных в текст гиперссылок, помогающих лучше ориентироваться в потоке информации. Поэтомумногие студенты могут неограниченно расширить мультимедиакомпетенцию через информационно насыщенное тематическое поле ссылок на публикации по предлагаемой тематике. Кроме того, полидискурсивность гипертекстуальности качественно воздействует на формирование мультимедиакомпетенции по изучению профессионального иностранного языка.

В свою очередь,каждый компонент развивает, формирует и изменяет мультимедиакомпетенцию по иностранному языку у студентов разных специальностей технического вуза. В данной ситуации мы можем наблюдать принцип Л.М. Митиной [7], который базируется на взаимодействии (интеракции) двух подструктур изучения ИЯ: деятельностной и коммуникативнодискурсивной,необходимых для формирования мультимедиакомпетенции в процессе обучения ИЯ, когдапроисходит сочетание в равных пропорциях теории с практикой.

Более того, посредством мультимедийной компьютерной программы обучения ИКТ осуществляется целостное и глубинное формирование и развитие социальнокоммуникативной компетенции. Интернеттестирование, видеотестирование ‬формы мультимедийного социальнокоммуникативного обучения и контролязнаний по изучаемой дисциплине (в частности, в нашей ситуации, по иностранному языку). Данная модель была предложена и использована в Нидерландах ученым Ван дер Санденом (2000) [8] применительно к студентамтехнических вузов. Результаты оказались положительными, так какмультимедийность благоприятствует эффективности протекания процесса обучения, формирования социальнокоммуникативной компетенции и контроля знаний. Следственно, мультимедийность можно считать стимулятором формирования и развития социальнокоммуникативной компетенции.Более того, мультимедиа как обучающий инструмент предоставляетновыевозможности в процессеобучения как студентам, так и преподавателям (использование и выработка диагностической компетенции, предусматривающей умение педагога приспособить методику обучения к каждому слушателю в индивидуальном порядке с учетом требований социальной интеракции: мотивации, эмоцийи понимания(гностики), компетентноговосприятияситуации ‬способностиструктурировать ситуацию осознанно и адаптировать иные перспективы субъективности через призму гипотетичности). Кроме того, вебинары представляют собой новый формат обучения, который предполагает проведение совместных занятий в режиме реального времени на основе современных компьютерных технологий, позволяющих передаватьаудиои видеоинформацию.

Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Следовательно, обучение студентов с использованием самых современных информационнотехнических технологий готовит их к современным видам профессиональной деятельности, таким как виртуальные межкультурные презентации и переговоры, работа в виртуальных международных командах, виртуальные научные конференции. Студенты развивают уникальную систему общекультурных и профессиональных компетенций, особенно востребованных в настоящее время. Итак, мы можем заключить, что кибердинамика в мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку в сфере профессионального общения проявляется в трехкомпонентном диапазоне: мультимедийном (информационном), интерактивном (коммуникативном), гипертекстуальном (связеобразующем или дискурсивном).Их взаимосвязь должна бытьсопредельной икомбинаторной, поскольку отсутствие одного из компонентовприводит к неполноценной модели мультимедиакомпетенции. Огромный спектр техноресурсов, техноразработок иностранного и российского производства расширяети качественно повышаетдиапазон компетенции в мультимедийном пространстве информационной глобальной системы. Зарубежная мультимедиа более передовая в силу ее раннего зарождения и использования в социальной системе, нонаша общероссийская мультимедийная реализация тоже стремительно растет и набирает обороты в данной области. Тем не менеекаждый из нас знает, что в любой ситуации,независимо от эффективности результатов, всегда будет присутствовать и оборотная сторона, т. е.негативный момент. В нашем случае он вполне контролируемый и компенсируемый. Посколькуинформации предостаточно, а интернетресурсов ‬огромное количество, однаконе все может полезным и важным для компетенции. Поэтомуследует руководствоваться принципом жесткого отбора информации посредством анализа и глубинного синтеза. Дальнейшее действие направлено на сравнение и отождествление найденной информации с проведенными научными исследованиями и экспериментами в той или иной профессиональной направленности. Итак,кибердинамичность вформировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов варьируема и изменяемав зависимостиот времени, социальных норм и требований, технологических инноваций и передовых ИКТресурсов в системе всеобщей глобализации. Интеракция и компетенция ‬неразрывные элементы мультимедийности. Технологические составляющие влияют на гипертекстуальность языка:он приобретает характерныесвойства и признаки иерархичности, типологии, информационности, реферативной медиаконвергентности. Более того, наблюдается процессдигитализации, т. е.перевода текстовых, графических и видеоматериалов в цифровую форму мультимедийности, как многоаспектный процесс схождения, взаимоуподобления различных информационных ресурсов медиапорталов. Следовательно, можно наблюдать действие новой интерактивной модели взаимодействия между производителем и потребителем контента мультимедийности.

Ссылкинаисточники1.Heller R. S., Martin C. D., HaneefN.,GievskaKrliuS. Using a theoretical multimedia taxonomy framework//Journal of Educational Resources in Computing. ‬2001. ‬№ 1(1). ‬P.1‬22.2.Liu M., Gibby S., Quiros O. & DempsE. Challenges of being an instructional designer for new media development: A view from the practitioners //Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. ‬2002. ‬№11(3). ‬P. 195‬219.3.Dudeney G., Hockly N. How to Teach with Technology.‬Pearson Education Limited, Longman, 2007.‬192 p.4.Титова С.В. Информационнокоммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. ‬М., 2009.Надвикова И. А. Кибердинамичность в формировании мультимедиакомпетенции студентов по иностранному языку технических вузов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15106. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15106.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

5.Kohn K. Distributive Language Learning in a Computerbased Miltilingual Communication Environment//Jung H., Vanderplank R. Barriers and Bridges: Media Technology in Language Learning. ‬Frankfurt am Main: Peter Lang, 1994. ‬P. 31‬43.6.Халяпина Л.П. Интернеткоммуникация и обучение иностранным языкам. ‬Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. ‬210 с. 7.Набирухина А. В., Соболева О.Ю. Интернетпроект как средство развития коммуникативной компетенции в условиях межкультурной коммуникации// Иностранные языки в экономических вузах России. ‬СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2007. ‬С. 84‬97. 8.BakxAW.E.A., Sijtsma K., Van der SandenJ.M.M. Development and evaluation of a studentcentered multimedia selfassessment instrument for social communicative competence, 2002. Submitted.

Irina Nadvikova,

Senior lecturer at the chair of Foreign Languages,KomsomolskonAmur State Technical University,KomsomolskonAmurnadvikova@rambler.ruCyber dynamism in formation of multimedia competence of technical universities students in learning a foreign languageAbstract.Thepaperreveals the display of cyber dynamism in formation of multimedia competence of students in learning a foreign language in a sphere of professional communication. Ternary structure of cyber dynamism: multimedia (informative), interactive (communicative or discursive), hypertextual (links binding) helps to widen the multimedia competence through informatively saturated thematic field of the whole techno system and due to operativediscursive principle of infoselection in cyber space.Key words:Cyber dynamism, multimedia competence, techno system, multimediasm, operativediscursive principle, polydiscursiveness.

References1.Heller, R. S., Martin, C. D., Haneef, N. & GievskaKrliu, S. (2001). “Using a theoretical multimedia taxonomy framework”,Journal of Educational Resources in Computing,1(1), pp. 122(in English).2.Liu, M., Gibby, S., Quiros, O. & Demps, E. (2002). “Challenges of being an instructional designer for new media development: A view from the practitioners”,Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 11(3), pp. 195219(in English).3.Dudeney, G. &Hockly,N.(2007) How to Teach with Technology, Pearson Education Limited, Longman, 192 p.(in English).4.Titova,S. V. (2009) Informacionnokommunikacionnye tehnologii v gumanitarnom obrazovanii: teorija i praktika, Moscow(in Russian).5.Kohn,K. (1994) “Distributive Language Learning in a Computerbased Miltilingual Communication Environment”, in H. Jung & R. Vanderplank Barriers and Bridges: Media Technologyin Language Learning,Frankfurt am Main: Peter Lang, pp. 3143(in English).6.Haljapina,L. P. (2005) Internetkommunikacija i obuchenie inostrannym jazykam,Kuzbassvuzizdat,Kemerovo,210 p. (in Russian).7.Nabiruhina, A. V. &Soboleva,O.Ju. (2007) “Internetproekt kak sredstvo razvitija kommunikativnoj kompetencii v uslovijah mezhkul'turnoj kommunikacii”,Inostrannye jazyki v jekonomicheskih vuzah Rossii,Izdvo SPbGUJeF,St. Petersburg, pp.84‬97(in Russian). 8.Bakx, AW.E.A., Sijtsma, K. &Van der Sanden, J.M.M. (2000). Development and evaluation of a studentcentered multimedia selfassessment instrument for social communicative competence. Submitted(in English).

Рекомендованокпубликации:

ЛатинойС.В., кандидатомкультурологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.02.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Надвикова И. А., 2015www.ekoncept.ru