Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Руденко
Ю.
А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 4 (апрель). – С.
196–200. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15128.htm.
Аннотация. В статье дана авторская трактовка ключевых понятий исследования «выразительность речи», «педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», а также представлена технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Описана структура словаря-минимума культурно значимой профессионально ориентированной лексики, в частности: принципы составления, содержательный компонент и критерии подбора лексики, а также его содержательная составляющая.
Ключевые слова:
педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей, культурно-значимые профессионально-ориентированные тексты, культурно-значимая профессионально-ориентированная лексика, словарь - минимум
Текст статьи
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 1
ART15128УДК 378.147
Руденко Юлия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГУ «Южноукраинскийнациональный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г.Одесса, Украина rudenkoj@gmail.com
Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента)
Аннотация. В статьедана авторская трактовка ключевых понятий исследования «выразительность речи», «педагогическаятехнология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», а такжепредставлена технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Описана структура словаряминимума культурнозначимой профессиональноориентированной лексики, в частности: принципы составления, содержательный компонент и критерии подбора лексики, а также его содержательная составляющая.Ключевые слова: педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей, культурнозначимые профессиональноориентированные тексты, культурнозначимая профессиональноориентированная лексика, словарьминимум.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные требования, которые предъявляются к специалистам дошкольного образования, а именно к воспитателям дошкольных учебных учреждений, диктуют условия подготовки специалистов, которые владеют необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в данной специальности. Образовательная квалификационная характеристика будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений Украины одним из основных в подготовке будущих воспитателей предлагает набор ключевых компетенций, которые составляют ядро их профессиональной готовности. Одной из основополагающих компетенций будущих воспитателей является профессиональнокоммуникативная компетенция. Профессиональнокоммуникативная компетенция будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений представляет собой наличие и сформированность определенных знаний, умений и навыков,которые обеспечивают успешность личности в осуществлении профессиональноречевой деятельности. Качественными характеристиками профессиональноречевой деятельности будущих воспитателей являются: точность, логичность, четкость, завершенность, образность, выразительность, экспрессивность, богатство, уместность, эстетичность, действенность, правильность, ясность,содержательность,доступность, чистота. Одной из таких качественных характеристик является выразительность речи. Выразительность речи учителя, согласно концепции А.К.Байменовой, представляет собой «умение реализовыватьтакие качества речи,как эмоциональность,экспрессивность, образность и оценочность для успешности коммуникативного,перцептивного и интерактивного компонентов общения с детьми..» [1].Выразительность речи, согласно концепции С.Л.Рубинштейна, способна осуществлять на участников коммуникации эмоциональное влияние исостоит изопреРуденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 2
деленных взаимосвязанных между собой элементов, которые,образуяединство речевой системы, позволяют выразить не только прямое,но и переносное (зачастую скрытое, эмоциональное) содержание сказанного. Такая структура выразительности присуща как внешней, так и внутренней речи [2].Структура выразительности речи, согласно концепции С.Л.Рубинштейна,представлена на рис. 1.
Рис. 1. Элементы художественной выразительности речи (по С.Л.Рубинштейну)
Как видно из рисунка, выразительность является ядром выражения эмоционального подтекста речи,который,в свою очередь,базируется на понимании окружающими основного смысла высказывания. Выразительность речи выступает связующим звеном между тем,«что говорят»,и тем,«как говорят». Именно эмоциональный подтекст является одним из основополагающих в обучении выразительности речидетей дошкольного возраста. Выразительность речи рассматриваем как качество речи индивида,которое,реализуясь в профессиональноречевой деятельности и ее компонентах (лингвокреативная, речемыслительная, речетворческая деятельность),позволяет успешно осуществлять коммуникативные интенции участников процесса коммуникации, значительно улучшая его качественные характеристики. Концепт «педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений» рассматривается в исследованиикак процесс взаимодействия студента и преподавателя,направленный на развитие выразительности речи. Основными методологическими концептами педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей выступили: синергетический, компетентностный, текстообразующий, системноцелостный, культурологический. Технология развития выразительности речи предполагала соблюдение ряда педагогических условий, определенных для каждого этапа экспериментальной работы [35]. В данной работе описана суть подготовительного этапа формирующего эксперимента. На подготовительном этапе совместно со студентами IIIIкурсов дневного и заочного отделениябыл составлен словарьминимум культурнозначимой профессиональноориентированной лексики (в дальнейшем КЗПОЛ). Словарь КЗПОЛ разрабатывался студентами в рамках выполнения индивидуальных учебноисследовательских заданий(ИУИЗ)и самостоятельной работы по дисциплинам «Дошкольная лингводидактика», «Методика ознакомления детей дошкольного Выразительность речиПодбор слов (лексика)Соединение слов и предложений (фразеология и контекст)Структура речи и порядок слов Возможность транслировать предметное содержание мыслиВыражение эмоционального подтекста речиЭмоциональная окраска слов и фраз Выражение отношения говорящего к предмету разговора и собеседникуРуденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 3
возраста с украинским народоведением в дошкольныхучебных учреждениях», «Методика организации художественноречевой деятельности детей дошкольного возраста», «Культура речи и выразительное чтение», «Детская литература», и специально разработанного спецкурса «Методика развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», который читался на IIIкурсе. Приведем примеры заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Методика организации художественноречевой деятельности детей дошкольного возраста». Задание 1. Подобрать пословицы и поговорки для ознакомления детей дошкольного возраста всех возрастных групп стемами: «Природа», «Взаимоотношения между людьми», «Честность», «О труде» и т.д.
Задание 2. Подобрать тексты загадок для разных возрастных групп (описательные, отрицающие,сравнительные),народныхи литературных. На основе отобранных текстов составить словарьлексики загадок.Задание 3. Сделать подборку текстов колыбельных для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработать словарь лексики колыбельных песен.Задание 4. Подобрать тексты скороговорок (скороговоркичистоговорки, скороговоркипутаницы, скороговоркивеселушки) для детей дошкольного возраста на согласные и гласные звуки. Выписать скороговоркив словарь.Задание 5. Подобрать тексты украинских народных сказок и распределить их по группам: «Волшебные», «Про зверей», «Социальнобытовые», «Кумулятивные», «Надоедливые».Экспрессивную, образную, поэтическую и народнопоэтическую лексику отобранных сказок выписать в словарь.Задание 6. Подобрать юморески для детей дошкольного возраста (средней и старшей возрастных групп). Лексику юморесок выписатьв словарь.Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Методика ознакомления с украинским народоведением в дошкольном учебном учреждении»Задание 1. Выписать в рабочий словарь по 30 сказочных зачинов и30 концовок. Задание 2. Составить словарь КЗПОЛ из текстов народных сказок для детей разных возрастных групп.Задание 3.Составить словарь непонятных для дошкольниковслов украинских народных песен. Рядом со словом привестилексическое значение и толкование данного слова.На практических занятиях студенты пользовались составленным словареминимумом, который насчитывал 5000 слов, выражений. Для создания словаряпрофессионально ориентированной лексики были использованы произведения,рекомендованные программами обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении, а именно: «Оберіг», Дитина в дошкільні роки», «Дитина», «Українске дошкілля», «Я у світі», «Впевнений старт». Структурирование культурнозначимых профессиональноориентированныхтекстов (КЗПОТ) предполагало их распределение в пределах жанровой специфики. Для оптимизации использования словаряминимума его материалы были структурированы потрем разделам, содержательная сторона которых соответствовала программному содержанию младшей, средней и старшей группдетского сада. Разделы,в свою очередь,были поделенына параграфы, в каждом из которых содержались слова и выражения,необходимые для отработкиумений и навыков выразительности речи будущих воспитателей. В параграфе лексика была представлена отдельно к каждому произведению, что позволяло сделать словарьминимум универсальным при организации экспериментального обучения в разных видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение, аудирование). Проиллюстрируем отдельными примерами структуру КЗПОЛ для младшей группы дошкольного учреждения.Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 4
Младшая группаКолыбельные «Люли, люли, люлиляй»: птенчик, сон приходит,оконце.«Ой ходит сон возле окон»:Дремота,домик, ребеночек, маленький,колыбелька, головонька, личико.«Котик серенький»: котик серенький, беленький, волосатенький, дитя, воркотать, воркотание, дремота, люлилюли.Сказки«Рукавичка»: собачка, рукавичка,мышкапоскребушка, лягушкапопрыгушка, волчоксерый бочок, лисичкасестричка,кабанклыкан, медведюшкабатюшка, скраешку.«Колобок»: по коробу поскреби, по сусеку намети,крылышко, состряпала, изжарила, окошко, студить, песенка, носок, разок, вскочил на нос, сядь ко мне на язычок, Колобок, короб, скребен, сусеки, метен, мешон, в масле пряжон,на окошке стужон. «Репка»: репка, бабка, дедка, сладка, крепка, большаяпребольшая, тянетпотянет, мышка, кошка, Жучка.«Соломенный бычок»: соломенный, смолокур, смолокурня, травушка,дремучий, ободранный, ни свет ни заря, горюшко, бычоктретьячок, зайчикпобегайчик, медведушка, мордочка, шкурка, монисто.ЗагадкиТема «Домашние животные» «Поросенок»: пятачок, хвостик, крючок, хрюхрюхрю, копытца, корытце, пятачок дырявый, крючок вертлявый.«Кошка»: спинка, шубка полосатая, мордочка усатая, мягкие лапки, в лапках царапки, коготки, замурлычет, печка, водичка, мурлыча,песнь поет.«Корова»: пестрое, зеленое, белое.«Коза»:(козел)витые рожки, ягодкиглазки, детки, дорожка, рогатый, лохматый, травка.
«Лошадь»:цокцок, скакать быстрее ветра, искры по копытами, резвая, ушки, копытца, шерстка.Тема «Дикие животные» «Мишка»: шалунишка, длинная зима, сосать лапу, ходит без дороги,прятать нос отмороза.«Лиса»: вся горит, как золотая; шубка дорогая; пушистый, большой; рыжая хозяюшка.«Заяц»: пушистый белый мячик; встал как столбик под сосной; уши больше головы;маленький, беленький; лесочек, снежочек.«Ежик»: из иголок колобок; носик, хвостик, подушечка с иголками; тихонечко; недотрога.«Белка»: скокскок; щелкщелк; рыжеогненный комок; хвостик как парашют; стрелочка, пенек, огонек.СтихотворенияЕкатерина Перелесная«Теплый дождик»: красиво,зелено, радостно,веночек, добрый дождик,мелкий, капельки, цветочки.Анатолий Каминчук «Вишенки»: садочек, вишенка, жменька, косточка.Мария Познанская «Здравствуй,солнышко»: солнышко, золотое, цветочек, дождик, ведерце, добро, улыбка.В отдельный блок словаряминимума КЗПОЛ были выделенылитературные фразы: сказочные зачины и концовки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения, которые также использовались на формирующем этапе эксперимента. Например,сказочные зачины: «Это было во времена царя Панька, когда земля былатонка», « Гденигде в какомто царстве жилисебе царь и царица, а у них три сына, как соколы. Вот подросли сыны, такие молодцы стали, что ни думать, ни гадать, только в сказке сказать!», «Когдато давно, не при нашей памяти, наверное, Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 5
еще и дедов и отцов наших не было на свете, жил себе…». Сказочные концовки:«Вот вам сказочка, а мне бубликов вязочка». Фразеологизмы:не все коту масленица; пятое колесо к телеге; пальцы облизывать; и рыбы не наловить, и ноги не замочить; волосы на голове шевелятся; концы в воду; как мед, так и ложкой; гладить по голове;держать язык за зубами; палец о палец не ударить; рукой подать; как кот наплакал; как на иголках; у страха глаза велики;комар носа не подточит;готовь сани летом, а повозку зимой;в ногах правды нет;горит работа в руках;не лезь в воду, не зная бродуи т.д.Пословицы и поговорки:кашу маслом не испортишь; дорога ложка к обеду;так ест, что аж за ушами трещит; когда я ем, я глух и нем; любишь смородину, люби и оскомину; от теплого слова и лед размерзает; мудрым никто не родился, а научился;на чужой каравай рот не разевай; друзья познаются в беде;без труда не вытащишь и рыбку из пруда;слово не воробей, вылетит не поймаешь.Словарьминимум КЗПОЛ использовалсястудентами на практических, лабораторных занятиях, при проведении коммуникативныхтренингов,а также при прохождении педагогической практики в дошкольном учебном заведении.Структурапостроения словаряминимума КЗПОЛ представлена на рис. 2.Как видно, одним из принципов составления словаряминимума выступил принцип доступности лексики для детей дошкольного возраста. Реализация этого принципа предполагала включение в словарьминимум слов, которые находятся в зоне ближайшего развитиядетей и одновременно могут быть использованы для развития выразительности речи будущих воспитателей.Принцип размещения лексического материала согласно возрастнымгруппамделал доступным материал словаря для воспитателей, родителей и повышал возможности его использования не только со студентами, но и в учебном процессе дошкольных учреждений. Принцип включения в структуру словаря всех частей речи позволил использовать его при построении речевых высказываний будущих воспитателей (описание,размышление, рассказ и т.д.),а такжекак лексический материал вкоммуникативноречевой деятельности с детьми в дошкольном учреждении.Принцип наглядности был реализован при помощи наглядных моделей, которые сопровождалиотдельные фразы (пословицы, поговорки, фразеологизмы), тем самым облегчая пониманиеэмоционального контекста и переносного смысладанной фразы.Принцип единства построениясловаряс развитием мышления и восприятия обеспечивалподбор слов относительно возрастающих возможностей детей дошкольного возраста.Принцип взаимосвязи слова и предыдущего явления предполагалвзаимосвязьпознавательной и речевой деятельности при работе с лексическим материалом.Критерииотбора лексики в словарьминимум предполагали возможность использования отобранного материала в коммуникативноречевых ситуациях в дошкольных учебных заведениях.Обязательным критерием было наличие у слова прямого и переносного значения. Лексика, которая отбиралась для словаря, имела широкое функциональное употребление в речи детейи взрослых.
Использование словаряминимумапозволилосделать процесс развития выразительности речи будущих воспитателей максимально приближенным к ситуации профессиональноречевой деятельности в дошкольном учебном учреждении.Перспективу дальнейших публикаций видим в описании сущности педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений.
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 6
Рис. 2. Структура словаряминимума культурно значимой профессиональноориентированной лексики
Словарьминимум культурнозначимой профессиональноориентированной лексики Принципы составления словаряСодержательный компонент словаря Критерии подбора КЗПОЛ лексикиДоступностьлексики для детей дошкольного возрастаРазмещение лексического материала согласно возрастнымгруппамВключение в структуру словаря всех частей речиНаглядностьЕдинство построения словаря с развитием восприятия, мышленияВзаимосвязь слова и предыдущего явления
Возможность использованияв коммуникативноречевых ситуациях ДНЗ
Наличие у слова (фразы) прямого и переносного значения
Частотность употребления слов (фраз) в произведениях
Широкое функциональное употребление в речи взрослыхВозможность употребления в речи детей дошкольного возрастаКоммуникативная значимость введения слова в словарь ребенка дошкольного возрастаСоставляющие компоненты словаря КЗПОЛ
Народные сказкиПословицы и поговоркиФразеологизмыПотешкиЗагадкиСкороговоркиЮморескиСтихотворения Рассказы КолыбельныеПесни Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 7
Ссылкина источники1.Байменова А. К. Технология развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения // Педагогическое образование в России.2011. №4. URL: httpcyberleninka.ru/article/n/2011.2.Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей // Основы общей психологии: в 2т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. С.480483.3.Руденко Ю.А. Навчальні тексти українських народних загадокв розвитку увиразнення мовлення майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів //Zbiorraportownaukowych“Miedzynarodowakonferencianaukowawymianyosiagniecnaukowych”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamondtradingtour”,2014. Р. 6062.4.Руденко Ю.А. Культурнозначеннєвафахова текстологія як чинник увиразнення мовлення майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів// Zbiorraportownaukowych“Aktualnenaukoweproblemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,2014. Р. 142147.5.Руденко Ю.А. Текстоцентричний підхід до розвитку увиразнення мовлення майбутніх вихователівдошкільних навчальних закладів(на матеріалі текстів скоромовок) //Zbiorraportownaukowych“Naukadzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamondtradingtour”,2014. Р.8788.
YuliaRudenko,
Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chairof Theory and Methods of Preschool Education, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessarudenkoj@gmail.comTechnology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions (based on formative experiment)Abstract. The paper deals withthe author's interpretation of key concepts “expressivenessof speech” and “educational technology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions”. The author suggests the structure of the dictionaryminimum ofprofessionallyoriented language, in particularprinciples of corepresentation, substantial component and selection criteria forvocabulary.Keywords: educational technology,expressiveness of speech,future educators, cultural and meaningful professionally oriented texts, culturally significant professionallyoriented vocabulary, dictionaryminimum.References1.Bajmenova,A. K. (2011) “Tehnologija razvitija kompetentnosti budushhego uchitelja v primenenii vyrazitel'nosti rechi dlja produktivnogo pedagogicheskogo obshhenija”,Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii,№ 4. Available at: http cyberleninka.ru/article/n/2011(in Russian).2.Rubinshtejn,S. L. (1989) “Razvitie rechi u detej”,Osnovy obshhej psihologii: v 2 t.T. 1,Pedagogika,Moscow, pp. 480483(in Russian).3.Rudenko,Ju. A. (2014) “Navchal'nіteksti ukraїns'kih narodnih zagadok v rozvitku uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv”,Zbior raportow naukowych “Miedzynarodowa konferencia naukowa wymiany osiagniec naukowych”,Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 6062(in Ukrainian).4.Rudenko,Ju. A. (2014) “Kul'turnoznachennєva fahova tekstologіja jak chinnik uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv”,Zbior raportow naukowych “Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”,Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 142147(in Ukrainian).5.Rudenko,Ju. A. (2014) “Tekstocentrichnij pіdhіd do rozvitku uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv (na materіalіtekstіv skoromovok)”,Zbior raportow naukowych “Nauka dzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”, Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 8788(in Ukrainian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived27.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Руденко Ю. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15128УДК 378.147
Руденко Юлия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГУ «Южноукраинскийнациональный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г.Одесса, Украина rudenkoj@gmail.com
Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента)
Аннотация. В статьедана авторская трактовка ключевых понятий исследования «выразительность речи», «педагогическаятехнология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», а такжепредставлена технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Описана структура словаряминимума культурнозначимой профессиональноориентированной лексики, в частности: принципы составления, содержательный компонент и критерии подбора лексики, а также его содержательная составляющая.Ключевые слова: педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей, культурнозначимые профессиональноориентированные тексты, культурнозначимая профессиональноориентированная лексика, словарьминимум.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные требования, которые предъявляются к специалистам дошкольного образования, а именно к воспитателям дошкольных учебных учреждений, диктуют условия подготовки специалистов, которые владеют необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в данной специальности. Образовательная квалификационная характеристика будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений Украины одним из основных в подготовке будущих воспитателей предлагает набор ключевых компетенций, которые составляют ядро их профессиональной готовности. Одной из основополагающих компетенций будущих воспитателей является профессиональнокоммуникативная компетенция. Профессиональнокоммуникативная компетенция будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений представляет собой наличие и сформированность определенных знаний, умений и навыков,которые обеспечивают успешность личности в осуществлении профессиональноречевой деятельности. Качественными характеристиками профессиональноречевой деятельности будущих воспитателей являются: точность, логичность, четкость, завершенность, образность, выразительность, экспрессивность, богатство, уместность, эстетичность, действенность, правильность, ясность,содержательность,доступность, чистота. Одной из таких качественных характеристик является выразительность речи. Выразительность речи учителя, согласно концепции А.К.Байменовой, представляет собой «умение реализовыватьтакие качества речи,как эмоциональность,экспрессивность, образность и оценочность для успешности коммуникативного,перцептивного и интерактивного компонентов общения с детьми..» [1].Выразительность речи, согласно концепции С.Л.Рубинштейна, способна осуществлять на участников коммуникации эмоциональное влияние исостоит изопреРуденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 2
деленных взаимосвязанных между собой элементов, которые,образуяединство речевой системы, позволяют выразить не только прямое,но и переносное (зачастую скрытое, эмоциональное) содержание сказанного. Такая структура выразительности присуща как внешней, так и внутренней речи [2].Структура выразительности речи, согласно концепции С.Л.Рубинштейна,представлена на рис. 1.
Рис. 1. Элементы художественной выразительности речи (по С.Л.Рубинштейну)
Как видно из рисунка, выразительность является ядром выражения эмоционального подтекста речи,который,в свою очередь,базируется на понимании окружающими основного смысла высказывания. Выразительность речи выступает связующим звеном между тем,«что говорят»,и тем,«как говорят». Именно эмоциональный подтекст является одним из основополагающих в обучении выразительности речидетей дошкольного возраста. Выразительность речи рассматриваем как качество речи индивида,которое,реализуясь в профессиональноречевой деятельности и ее компонентах (лингвокреативная, речемыслительная, речетворческая деятельность),позволяет успешно осуществлять коммуникативные интенции участников процесса коммуникации, значительно улучшая его качественные характеристики. Концепт «педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений» рассматривается в исследованиикак процесс взаимодействия студента и преподавателя,направленный на развитие выразительности речи. Основными методологическими концептами педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей выступили: синергетический, компетентностный, текстообразующий, системноцелостный, культурологический. Технология развития выразительности речи предполагала соблюдение ряда педагогических условий, определенных для каждого этапа экспериментальной работы [35]. В данной работе описана суть подготовительного этапа формирующего эксперимента. На подготовительном этапе совместно со студентами IIIIкурсов дневного и заочного отделениябыл составлен словарьминимум культурнозначимой профессиональноориентированной лексики (в дальнейшем КЗПОЛ). Словарь КЗПОЛ разрабатывался студентами в рамках выполнения индивидуальных учебноисследовательских заданий(ИУИЗ)и самостоятельной работы по дисциплинам «Дошкольная лингводидактика», «Методика ознакомления детей дошкольного Выразительность речиПодбор слов (лексика)Соединение слов и предложений (фразеология и контекст)Структура речи и порядок слов Возможность транслировать предметное содержание мыслиВыражение эмоционального подтекста речиЭмоциональная окраска слов и фраз Выражение отношения говорящего к предмету разговора и собеседникуРуденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 3
возраста с украинским народоведением в дошкольныхучебных учреждениях», «Методика организации художественноречевой деятельности детей дошкольного возраста», «Культура речи и выразительное чтение», «Детская литература», и специально разработанного спецкурса «Методика развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», который читался на IIIкурсе. Приведем примеры заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Методика организации художественноречевой деятельности детей дошкольного возраста». Задание 1. Подобрать пословицы и поговорки для ознакомления детей дошкольного возраста всех возрастных групп стемами: «Природа», «Взаимоотношения между людьми», «Честность», «О труде» и т.д.
Задание 2. Подобрать тексты загадок для разных возрастных групп (описательные, отрицающие,сравнительные),народныхи литературных. На основе отобранных текстов составить словарьлексики загадок.Задание 3. Сделать подборку текстов колыбельных для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработать словарь лексики колыбельных песен.Задание 4. Подобрать тексты скороговорок (скороговоркичистоговорки, скороговоркипутаницы, скороговоркивеселушки) для детей дошкольного возраста на согласные и гласные звуки. Выписать скороговоркив словарь.Задание 5. Подобрать тексты украинских народных сказок и распределить их по группам: «Волшебные», «Про зверей», «Социальнобытовые», «Кумулятивные», «Надоедливые».Экспрессивную, образную, поэтическую и народнопоэтическую лексику отобранных сказок выписать в словарь.Задание 6. Подобрать юморески для детей дошкольного возраста (средней и старшей возрастных групп). Лексику юморесок выписатьв словарь.Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Методика ознакомления с украинским народоведением в дошкольном учебном учреждении»Задание 1. Выписать в рабочий словарь по 30 сказочных зачинов и30 концовок. Задание 2. Составить словарь КЗПОЛ из текстов народных сказок для детей разных возрастных групп.Задание 3.Составить словарь непонятных для дошкольниковслов украинских народных песен. Рядом со словом привестилексическое значение и толкование данного слова.На практических занятиях студенты пользовались составленным словареминимумом, который насчитывал 5000 слов, выражений. Для создания словаряпрофессионально ориентированной лексики были использованы произведения,рекомендованные программами обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении, а именно: «Оберіг», Дитина в дошкільні роки», «Дитина», «Українске дошкілля», «Я у світі», «Впевнений старт». Структурирование культурнозначимых профессиональноориентированныхтекстов (КЗПОТ) предполагало их распределение в пределах жанровой специфики. Для оптимизации использования словаряминимума его материалы были структурированы потрем разделам, содержательная сторона которых соответствовала программному содержанию младшей, средней и старшей группдетского сада. Разделы,в свою очередь,были поделенына параграфы, в каждом из которых содержались слова и выражения,необходимые для отработкиумений и навыков выразительности речи будущих воспитателей. В параграфе лексика была представлена отдельно к каждому произведению, что позволяло сделать словарьминимум универсальным при организации экспериментального обучения в разных видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение, аудирование). Проиллюстрируем отдельными примерами структуру КЗПОЛ для младшей группы дошкольного учреждения.Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 4
Младшая группаКолыбельные «Люли, люли, люлиляй»: птенчик, сон приходит,оконце.«Ой ходит сон возле окон»:Дремота,домик, ребеночек, маленький,колыбелька, головонька, личико.«Котик серенький»: котик серенький, беленький, волосатенький, дитя, воркотать, воркотание, дремота, люлилюли.Сказки«Рукавичка»: собачка, рукавичка,мышкапоскребушка, лягушкапопрыгушка, волчоксерый бочок, лисичкасестричка,кабанклыкан, медведюшкабатюшка, скраешку.«Колобок»: по коробу поскреби, по сусеку намети,крылышко, состряпала, изжарила, окошко, студить, песенка, носок, разок, вскочил на нос, сядь ко мне на язычок, Колобок, короб, скребен, сусеки, метен, мешон, в масле пряжон,на окошке стужон. «Репка»: репка, бабка, дедка, сладка, крепка, большаяпребольшая, тянетпотянет, мышка, кошка, Жучка.«Соломенный бычок»: соломенный, смолокур, смолокурня, травушка,дремучий, ободранный, ни свет ни заря, горюшко, бычоктретьячок, зайчикпобегайчик, медведушка, мордочка, шкурка, монисто.ЗагадкиТема «Домашние животные» «Поросенок»: пятачок, хвостик, крючок, хрюхрюхрю, копытца, корытце, пятачок дырявый, крючок вертлявый.«Кошка»: спинка, шубка полосатая, мордочка усатая, мягкие лапки, в лапках царапки, коготки, замурлычет, печка, водичка, мурлыча,песнь поет.«Корова»: пестрое, зеленое, белое.«Коза»:(козел)витые рожки, ягодкиглазки, детки, дорожка, рогатый, лохматый, травка.
«Лошадь»:цокцок, скакать быстрее ветра, искры по копытами, резвая, ушки, копытца, шерстка.Тема «Дикие животные» «Мишка»: шалунишка, длинная зима, сосать лапу, ходит без дороги,прятать нос отмороза.«Лиса»: вся горит, как золотая; шубка дорогая; пушистый, большой; рыжая хозяюшка.«Заяц»: пушистый белый мячик; встал как столбик под сосной; уши больше головы;маленький, беленький; лесочек, снежочек.«Ежик»: из иголок колобок; носик, хвостик, подушечка с иголками; тихонечко; недотрога.«Белка»: скокскок; щелкщелк; рыжеогненный комок; хвостик как парашют; стрелочка, пенек, огонек.СтихотворенияЕкатерина Перелесная«Теплый дождик»: красиво,зелено, радостно,веночек, добрый дождик,мелкий, капельки, цветочки.Анатолий Каминчук «Вишенки»: садочек, вишенка, жменька, косточка.Мария Познанская «Здравствуй,солнышко»: солнышко, золотое, цветочек, дождик, ведерце, добро, улыбка.В отдельный блок словаряминимума КЗПОЛ были выделенылитературные фразы: сказочные зачины и концовки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения, которые также использовались на формирующем этапе эксперимента. Например,сказочные зачины: «Это было во времена царя Панька, когда земля былатонка», « Гденигде в какомто царстве жилисебе царь и царица, а у них три сына, как соколы. Вот подросли сыны, такие молодцы стали, что ни думать, ни гадать, только в сказке сказать!», «Когдато давно, не при нашей памяти, наверное, Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 5
еще и дедов и отцов наших не было на свете, жил себе…». Сказочные концовки:«Вот вам сказочка, а мне бубликов вязочка». Фразеологизмы:не все коту масленица; пятое колесо к телеге; пальцы облизывать; и рыбы не наловить, и ноги не замочить; волосы на голове шевелятся; концы в воду; как мед, так и ложкой; гладить по голове;держать язык за зубами; палец о палец не ударить; рукой подать; как кот наплакал; как на иголках; у страха глаза велики;комар носа не подточит;готовь сани летом, а повозку зимой;в ногах правды нет;горит работа в руках;не лезь в воду, не зная бродуи т.д.Пословицы и поговорки:кашу маслом не испортишь; дорога ложка к обеду;так ест, что аж за ушами трещит; когда я ем, я глух и нем; любишь смородину, люби и оскомину; от теплого слова и лед размерзает; мудрым никто не родился, а научился;на чужой каравай рот не разевай; друзья познаются в беде;без труда не вытащишь и рыбку из пруда;слово не воробей, вылетит не поймаешь.Словарьминимум КЗПОЛ использовалсястудентами на практических, лабораторных занятиях, при проведении коммуникативныхтренингов,а также при прохождении педагогической практики в дошкольном учебном заведении.Структурапостроения словаряминимума КЗПОЛ представлена на рис. 2.Как видно, одним из принципов составления словаряминимума выступил принцип доступности лексики для детей дошкольного возраста. Реализация этого принципа предполагала включение в словарьминимум слов, которые находятся в зоне ближайшего развитиядетей и одновременно могут быть использованы для развития выразительности речи будущих воспитателей.Принцип размещения лексического материала согласно возрастнымгруппамделал доступным материал словаря для воспитателей, родителей и повышал возможности его использования не только со студентами, но и в учебном процессе дошкольных учреждений. Принцип включения в структуру словаря всех частей речи позволил использовать его при построении речевых высказываний будущих воспитателей (описание,размышление, рассказ и т.д.),а такжекак лексический материал вкоммуникативноречевой деятельности с детьми в дошкольном учреждении.Принцип наглядности был реализован при помощи наглядных моделей, которые сопровождалиотдельные фразы (пословицы, поговорки, фразеологизмы), тем самым облегчая пониманиеэмоционального контекста и переносного смысладанной фразы.Принцип единства построениясловаряс развитием мышления и восприятия обеспечивалподбор слов относительно возрастающих возможностей детей дошкольного возраста.Принцип взаимосвязи слова и предыдущего явления предполагалвзаимосвязьпознавательной и речевой деятельности при работе с лексическим материалом.Критерииотбора лексики в словарьминимум предполагали возможность использования отобранного материала в коммуникативноречевых ситуациях в дошкольных учебных заведениях.Обязательным критерием было наличие у слова прямого и переносного значения. Лексика, которая отбиралась для словаря, имела широкое функциональное употребление в речи детейи взрослых.
Использование словаряминимумапозволилосделать процесс развития выразительности речи будущих воспитателей максимально приближенным к ситуации профессиональноречевой деятельности в дошкольном учебном учреждении.Перспективу дальнейших публикаций видим в описании сущности педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений.
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 6
Рис. 2. Структура словаряминимума культурно значимой профессиональноориентированной лексики
Словарьминимум культурнозначимой профессиональноориентированной лексики Принципы составления словаряСодержательный компонент словаря Критерии подбора КЗПОЛ лексикиДоступностьлексики для детей дошкольного возрастаРазмещение лексического материала согласно возрастнымгруппамВключение в структуру словаря всех частей речиНаглядностьЕдинство построения словаря с развитием восприятия, мышленияВзаимосвязь слова и предыдущего явления
Возможность использованияв коммуникативноречевых ситуациях ДНЗ
Наличие у слова (фразы) прямого и переносного значения
Частотность употребления слов (фраз) в произведениях
Широкое функциональное употребление в речи взрослыхВозможность употребления в речи детей дошкольного возрастаКоммуникативная значимость введения слова в словарь ребенка дошкольного возрастаСоставляющие компоненты словаря КЗПОЛ
Народные сказкиПословицы и поговоркиФразеологизмыПотешкиЗагадкиСкороговоркиЮморескиСтихотворения Рассказы КолыбельныеПесни Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих вос0питателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формиру0ющего эксперимента)// Концепт. 22015. 2№ 04(апрель).2ART15128. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15128.htm. 2Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.2ISSN 2304120X. 7
Ссылкина источники1.Байменова А. К. Технология развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения // Педагогическое образование в России.2011. №4. URL: httpcyberleninka.ru/article/n/2011.2.Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей // Основы общей психологии: в 2т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. С.480483.3.Руденко Ю.А. Навчальні тексти українських народних загадокв розвитку увиразнення мовлення майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів //Zbiorraportownaukowych“Miedzynarodowakonferencianaukowawymianyosiagniecnaukowych”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamondtradingtour”,2014. Р. 6062.4.Руденко Ю.А. Культурнозначеннєвафахова текстологія як чинник увиразнення мовлення майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів// Zbiorraportownaukowych“Aktualnenaukoweproblemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,2014. Р. 142147.5.Руденко Ю.А. Текстоцентричний підхід до розвитку увиразнення мовлення майбутніх вихователівдошкільних навчальних закладів(на матеріалі текстів скоромовок) //Zbiorraportownaukowych“Naukadzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”. Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamondtradingtour”,2014. Р.8788.
YuliaRudenko,
Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chairof Theory and Methods of Preschool Education, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessarudenkoj@gmail.comTechnology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions (based on formative experiment)Abstract. The paper deals withthe author's interpretation of key concepts “expressivenessof speech” and “educational technology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions”. The author suggests the structure of the dictionaryminimum ofprofessionallyoriented language, in particularprinciples of corepresentation, substantial component and selection criteria forvocabulary.Keywords: educational technology,expressiveness of speech,future educators, cultural and meaningful professionally oriented texts, culturally significant professionallyoriented vocabulary, dictionaryminimum.References1.Bajmenova,A. K. (2011) “Tehnologija razvitija kompetentnosti budushhego uchitelja v primenenii vyrazitel'nosti rechi dlja produktivnogo pedagogicheskogo obshhenija”,Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii,№ 4. Available at: http cyberleninka.ru/article/n/2011(in Russian).2.Rubinshtejn,S. L. (1989) “Razvitie rechi u detej”,Osnovy obshhej psihologii: v 2 t.T. 1,Pedagogika,Moscow, pp. 480483(in Russian).3.Rudenko,Ju. A. (2014) “Navchal'nіteksti ukraїns'kih narodnih zagadok v rozvitku uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv”,Zbior raportow naukowych “Miedzynarodowa konferencia naukowa wymiany osiagniec naukowych”,Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 6062(in Ukrainian).4.Rudenko,Ju. A. (2014) “Kul'turnoznachennєva fahova tekstologіja jak chinnik uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv”,Zbior raportow naukowych “Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”,Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 142147(in Ukrainian).5.Rudenko,Ju. A. (2014) “Tekstocentrichnij pіdhіd do rozvitku uviraznennja movlennja majbutnіh vihovatelіv doshkіl'nih navchal'nih zakladіv (na materіalіtekstіv skoromovok)”,Zbior raportow naukowych “Nauka dzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”, Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”,Warszawa, pp. 8788(in Ukrainian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived27.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Руденко Ю. А., 2015www.ekoncept.ru