Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шишканова
Е.
Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 6 (июнь). – С.
86–90. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15190.htm.
Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с современным состоянием системы таможенно-тарифного регулирования, а также её формированием, реализацией и совершенствованием в рамках обеспечения экономической безопасности страны. Рассматриваются проблемы и пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования для создания благоприятных условий в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность, экономическая безопасность, таможенно-тарифное регулирование, таможенные преференции, таможенный тaрuф, таможенная полuтика
Текст статьи
Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 1
ART15190УДК 339.543
Шишканова Евгения Эдуардовна,
студентка ФГБОУ ВПО«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимирzhеnуа_shishkаnоvа@таil.rи
Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны
Аннотация.В статье исследуются вопросы, связанные с современным состоянием системы таможеннотарифногорегулирования, атакжееё формированием, реализациейи совершенствованием в рамках обеспечения экономической безопасности страны. Рассматриваются проблемы и пути совершенствования таможеннотарифного регулирования для создания благоприятных условий в сфере внешнеэкономической деятельности.Ключевые слова: таможеннотарифное регулирование, таможенные преференции, таможенный тариф, таможенная политика, экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность.Раздел: (04) экономика.
В современных условиях таможеннотарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торговополитическом механизме, так как оно применяется в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности внешней торговой системы. Поэтомуэффективнодействующая система таможеннотарифногорегулирования является основным условием для проведения Российской Федерациейдейственной и целостной таможенной политики, атакжерешения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.Таможеннотарифное регулирование внешнеторговой деятельности–совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил[1].В процессе развития мировых хозяйственных связей был разработан довольно разнообразный перечень инструментов государственного влияния на экспортноимпортные товаропотоки, которые характерны для всех стран мира. К одним из них относится система таможеннотарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности.На территории Российской Федерации таможеннотарифное регулирование осуществляется в рамкахтаможенного законодательства Таможенного союзас учётом законодательства Российской Федерации. Таможенное регулирование фактическизаключается в формированиипорядка и правил регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации в рамках Таможенного союза[2].В Российской Федерациитаможенное дело являетсясовокупностью средств и методов, направленных на обеспечение соблюдения таможеннотарифного регулирования, в том числе наложение запретов и ограниченийна ввоз товаров на территорию Российской Федерации и навывоз товаров за пределы Российской Федерации.Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших экономических методов управления. Вступлениев силу1 июля 1993 г.Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» усилилозначение таможеннотарифного регулирования, его элементов[3].Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 2
В настоящее время таможеннотарифное регулирование служит не толькоинструментом общей экономической политики нанациональном уровне, но и объектом регулирующей деятельности экономических организаций,в первую очередь Всемирной торговой организации. Деятельность Всемирной торговой организации направлена на создание общих принципов, методов, правил таможеннотарифного регулирования с целью предотвращения препятствий для развития международной внешней торговли. В основетаможеннотарифного регулирования внешнеторговой деятельности лежит решение значимых задач и стремление к достижению интересов личности, общества и государства[4].Система таможеннотарифногорегулированиявключает использование таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплатакоторых является неотъемлемым условием ввозатоваров на таможенную территорию Российской Федерации и вывозас этой территории, тоесть таможеннотарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Главным принципом таможеннотарифного регулирования является принцип установления таможенных пошлин, запрещающих участникам таможеннотарифных отношений заключать какиелибосоглашения по вопросам размера, оснований, сроков уплаты пошлины.Осуществление тарифного регулирования заключается в применении адекватного внутреннего механизма подготовки и аргументации решений в интересах отечественной экономики. Для успешного осуществления системы таможеннотарифного регулирования страны в целях обеспечения её экономической безопасности можно определить следующие направления таможенного администрирования: введение процедурупрощённого оформления и использование порядка возмещения НДС по экспортным сделкам[5].Таможеннотарифноерегулирование призвано оказывать содействие целям изадачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечивать безопасность страны и защитунациональных интересов.Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур,таможеннотарифное регулированиепродолжает оказывать большоевлияниена динамикуи структурутоварооборота, поскольку таможенныетарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают большуючасть товарной номенклатуры и являются наиболеетранспарентным видом торговых ограничений.Методы таможеннотарифногорегулирования плодотворновыполняют свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверногостатистического учёта и строгого контроля, направленного на обеспечениеуплаты полагающихся платежей, борьбус контрабандой и ввозом некачественной и подделанной продукции. Таможеннотарифноерегулирование различных групп стран имеетсвою специфику, что отражает объективно имеющиеся различия в национальных интересах. В отличие от низкогоуровня таможенного обложения в развитых странах,большинство развивающихся государств применяют среднюю ставку пошлин в диапазоне15–20%. Высокий уровень таможенногообложения позволяет разнообразить структуруэкономики, создавать собственную промышленность, а также значительнопополнять доходную часть бюджета. Вступив во Всемирную торговую организацию, многие развивающиеся страны установили ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют болеенизкие ставки, сохранив возможность существенногоповышения импортных пошлин[6].Таможеннотарифное регулирование–этоважный и трудоёмкий процесс, который включает в себя нескольковзаимосвязанных операций: определение страны прохождения товара; определение таможенной стоимости товара; уплатутаможенных платежей.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 3
Целями применения мер таможеннотарифного регулирования могут быть:1)Протекционистская функция –этозащита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции[7].2)Фискальная функция –это обеспечение поступления средств в бюджет.Основными задачами таможеннотарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности в настоящеевремя являются:повышение конкурентоспособности российской промышленности, защиты экономических интересов отечественных производителей на внутренних и внешних рынках;поддержаниеуровня инвестиционной привлекательности производства;устранение барьеров для развития конкуренции, а такжесоздание условий для замещения отсталых технологий[8];повышение эффективности реализации таможеннотарифной политики;совершенствование механизматаможеннотарифного регулирования.В настоящее время конкурентоспособность отечественных товаров и услуг сталакомплексным показателем, определяющим нашебудущее.В целях повышения конкурентоспособности российских производителей, защиты их национальных интересов российская экономикав области таможеннотарифного регулирования должна быть направлена:наусиление регулирующей функции и совершенствование структуры Единоготаможенного тарифа при сохранении фискальной функции[9];создание возможностей для защиты экономических интересов во внешней торговлепутём сочетания инструментов таможеннотарифного регулирования и нетарифного регулирования; оказание поддержки экспортуспомощью применения тарифных и экономических инструментов, атакженахожденияновых методов продвижения отечественных товаров на внешние рынки.В последнее время в РоссийскойФедерациинаблюдаютсясущественные изменения в области таможенного дела. Это связанос рядом проблем в системе таможеннотарифного регулирования[10].Основые из них:1)неполноценноеправовое обеспечение. Ведь условием эффективногофункционирования таможенного законодательстваявляетсяегоупрощённость, его доступность, неущемлённость прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности;2)некорректное применение мертаможеннотарифного регулирования;3)невполном объёмеосуществляется приток инвестиций в Российскую Федерацию;4)непостоянноеведение мониторинга и анализа последствий изменения ставок таможенного тарифа;5)отсутствие проведения анализа современногосостоянияотраслей производства государства;6)слабая система предоставления тарифных преференций.При решении проблем совершенствования механизма таможеннотарифного регулирования необходимо учитывать:развитие российской экономики наосновеотраслевых программ и стратегий модернизации, а также повышение конкурентоспособности;соотнесение интересовразвития отечественных производств с интересами аналогичных производств других членовТаможенного союза;снижение ставок ввозных таможенных пошлин на импорт сцелью повышения конкурентоспособности отечественной продукции.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 4
Что касается совершенствования дополнительных средств таможеннотарифного регулирования, то здесь надообратить внимание на следующиефакторы: активизацию использования специальных инструментов для регулирования импорта, совершенствование системы тарифных преференций и системы таможенных льгот, совершенствование правил определения страны происхождения товаров[11].Качественноеизменение условий осуществления таможеннотарифного регулирования вызывает необходимость принятия институциональных и организационнопроцедурных управленческих решений.Вопервых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенногосоюза, полностью отвечающегозадачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из странучастниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и норм, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках Таможенного союза.Вовторых, предстоит выработать и внедрить рентабельные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социальноэкономических и торговополитических последствий. Необходимо, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торговополитических интересов российской стороны[12].Втретьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость болеетесно объединять системутаможеннотарифного регулирования с процессами диверсификации, обеспечением экономической безопасности и внедрением инноваций в отечественный производственный комплекс. Этотребует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможеннотарифной политики, её согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.Конкретные предложения по совершенствованию таможеннотарифного регулирования, которое выполняет в основном фискальные функции, а таможенный тариф выступает дополнительным налогом,заключаются в следующем:1)Подчинить структуруи ставки таможенноготарифацелям и задачам разработанной Концепции социальноэкономическогоразвития страны до 2020 г. и формируемой на её основенациональной промышленной политики. Речьпрежде всегоидёт о болеетщательном учётесостояния и специфики отдельных отраслей и производств, поотношению к которым таможеннотарифное регулирование может в различной степени выполнять протекционистские или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынкестраны определяетсяглавным образомуровнем их конкурентоспособности[13].2)Болеепоследовательнопроводить в жизнь принцип эскалации таможенноготарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпускаготовых изделий, а также болееактивно применять специальные таможенные режимы.3)Заострить внимание на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенномутарифу.4)Урегулировать действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числепересмотреть существующие преференции в пользуразвивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размерс уровнем экономического развития этих государств.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 5
5)Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счёт осуществления болееполноготаможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, проведенияпроцедурпропуска грузов через границув соответствии с унифицированными международными нормами[14].Исключительноважным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, чтопозволит снизить издержки этогопроцессаи сократить время прохождения товаров.Успешноеприменениесодержательных институциональных и организационнопроцедурных управленческих мерпо совершенствованию таможеннотарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнессреды, конкурентоспособность отечественного производителя, такжепослужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированииинтегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой таможенной территории Таможенногосоюза.Таким образом, система таможеннотарифного регулирования показала, что, несмотря на возможность использования различных мергосударственного воздействия на финансовоэкономическую сферустраны, таможеннотарифный механизм продолжает играть чрезвычайнозначимую роль в экономикесовременногороссийского государства.Таможеннотарифноерегулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой –как наиболеераспространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Поэтомусовершенствование проблем таможеннотарифного регулирования в современных условиях просто необходимо для преодоления кризисных явлений в отечественной экономикеи обеспечения экономической безопасности государства. Ведь для этогонеобходимо определение предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном функционировании экономики небудет повышаться и в дальнейшем может быть снижен[15].Для рядаотраслей отечественной экономики подобные планы могут стать шоком. К ним в первую очередь относятся сельскоехозяйство, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, кожевенная и обувная промышленность.Таможеннотарифное регулирование призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможеннотарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулированиивнешнеэкономической деятельности в современных условиях[16].В современных условиях таможеннотарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
Ссылки на источники1.httр://www.соnsultаnt.ru2.Рассолов М. М. Обеспечение таможеннотарифного регулирования. –М.: Изд. ЮНИТИ, 2012. –403 с.3.www.сustоms.ru–официальный сайт ФТС России. 4.Новиков В. Е. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. –М.:БИНОМ, 2012. –240с.5.Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003I «О таможенном тарифе».6.Бакаева О. Ю. Таможенное право. –М.: Норма, 2010. –260 с.7.www.сustоms.ru–официальный сайт ФТС России.8.Петров Ю.М. Практика таможеннотарифного регулирования. –М.: Норма, 2013. –448с.9.Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».10.www.сustоms.ru11.Козырин А. Н. Правовое регулирование таможеннотарифного механизма. –М.: ЮНИТИ, 2014. –95 с.12.Молчанова О. В. Таможенное дело. –М.: Норма, 2011. –350 с.13.Козырин А. Н. Указ. соч.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 6
14.Молчанова О. В. Указ. соч.15.Петров Ю. М. Указ. соч.16.Молчанова О. В. Указ. соч.
Evgеniуа Shishkаnоvа,
Studеnt, VlаdimirStаtе Univеrsitу afterA.G. аndN.G. Stoletovs, Vlаdimirzhenya_shishkanova@mail.ruCustomstariff regulation of foreign economic activity as a tool for economic securityAbstract.The paper deals with the questions ofcurrent state customstariff regulation, its formation, realization and perfection in the frame of economic security. The author considers problemsand ways to perfect customtariff regulation for creation of favorable conditions in in foreign trade activity.
Key words:customstariff regulation, customs preferences, customs tariff, customs policy, economic security, foreign economic activity.Rеfеrеnсеs1.httр://www.соnsultаnt.ru (in Russian).2.Rassolov,M. M. (2012) Obespechenie tamozhennotarifnogo regulirovanija,Izd. JuNITI, Moscow, 403p. (in Russian).3.www.сustоms.ru–oficial'nyj sajt FTS Rossii. 4.Novikov,V. E. (2012) Tamozhennotarifnoe regulirovanie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti i tamozhennaja stoimost',BINOM, Moscow,240 p. (in Russian).5.Zakon RF ot 21 maja 1993 g. № 5003I “O tamozhennom tarife” (in Russian).6.Bakaeva,O. Ju. (2010) Tamozhennoe pravo,Norma, Moscow,260 p. (in Russian).7.www.сustоms.ru–oficial'nyj sajt FTS Rossii.8.Petrov,Ju. M.(2013)Praktika tamozhennotarifnogo regulirovanija,Norma, Moscow,448 p. (in Russian).9.Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311 “O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii”(in Russian).10.www.сustоms.ru11.Kozyrin,A. N. (2014) Pravovoe regulirovanie tamozhennotarifnogo mehanizma,JuNITI, Moscow,95 p. (in Russian).12.Molchanova,O. V. (2011) Tamozhennoe delo,Norma, Moscow,350 p. (in Russian).13.Kozyrin, A. N. (2014) Op. cit.14.Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.15.Petrov, Ju. M. (2013) Op. cit.16.Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
Стрельцовым Р. С., кандидатом экономических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюRесеivеd23.03.15Получена положительная рецензияRесеivеd ароsitivеrеviеw27.03.15ПринятакпубликацииAссерtеdfоrриbliсаtiоn27.03.15ОпубликованаPиblishеd27.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шишканова Е. Э., 2015www.еkоnсерt.rи
ART15190УДК 339.543
Шишканова Евгения Эдуардовна,
студентка ФГБОУ ВПО«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимирzhеnуа_shishkаnоvа@таil.rи
Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны
Аннотация.В статье исследуются вопросы, связанные с современным состоянием системы таможеннотарифногорегулирования, атакжееё формированием, реализациейи совершенствованием в рамках обеспечения экономической безопасности страны. Рассматриваются проблемы и пути совершенствования таможеннотарифного регулирования для создания благоприятных условий в сфере внешнеэкономической деятельности.Ключевые слова: таможеннотарифное регулирование, таможенные преференции, таможенный тариф, таможенная политика, экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность.Раздел: (04) экономика.
В современных условиях таможеннотарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торговополитическом механизме, так как оно применяется в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности внешней торговой системы. Поэтомуэффективнодействующая система таможеннотарифногорегулирования является основным условием для проведения Российской Федерациейдейственной и целостной таможенной политики, атакжерешения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.Таможеннотарифное регулирование внешнеторговой деятельности–совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил[1].В процессе развития мировых хозяйственных связей был разработан довольно разнообразный перечень инструментов государственного влияния на экспортноимпортные товаропотоки, которые характерны для всех стран мира. К одним из них относится система таможеннотарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности.На территории Российской Федерации таможеннотарифное регулирование осуществляется в рамкахтаможенного законодательства Таможенного союзас учётом законодательства Российской Федерации. Таможенное регулирование фактическизаключается в формированиипорядка и правил регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации в рамках Таможенного союза[2].В Российской Федерациитаможенное дело являетсясовокупностью средств и методов, направленных на обеспечение соблюдения таможеннотарифного регулирования, в том числе наложение запретов и ограниченийна ввоз товаров на территорию Российской Федерации и навывоз товаров за пределы Российской Федерации.Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших экономических методов управления. Вступлениев силу1 июля 1993 г.Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» усилилозначение таможеннотарифного регулирования, его элементов[3].Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 2
В настоящее время таможеннотарифное регулирование служит не толькоинструментом общей экономической политики нанациональном уровне, но и объектом регулирующей деятельности экономических организаций,в первую очередь Всемирной торговой организации. Деятельность Всемирной торговой организации направлена на создание общих принципов, методов, правил таможеннотарифного регулирования с целью предотвращения препятствий для развития международной внешней торговли. В основетаможеннотарифного регулирования внешнеторговой деятельности лежит решение значимых задач и стремление к достижению интересов личности, общества и государства[4].Система таможеннотарифногорегулированиявключает использование таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплатакоторых является неотъемлемым условием ввозатоваров на таможенную территорию Российской Федерации и вывозас этой территории, тоесть таможеннотарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Главным принципом таможеннотарифного регулирования является принцип установления таможенных пошлин, запрещающих участникам таможеннотарифных отношений заключать какиелибосоглашения по вопросам размера, оснований, сроков уплаты пошлины.Осуществление тарифного регулирования заключается в применении адекватного внутреннего механизма подготовки и аргументации решений в интересах отечественной экономики. Для успешного осуществления системы таможеннотарифного регулирования страны в целях обеспечения её экономической безопасности можно определить следующие направления таможенного администрирования: введение процедурупрощённого оформления и использование порядка возмещения НДС по экспортным сделкам[5].Таможеннотарифноерегулирование призвано оказывать содействие целям изадачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечивать безопасность страны и защитунациональных интересов.Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур,таможеннотарифное регулированиепродолжает оказывать большоевлияниена динамикуи структурутоварооборота, поскольку таможенныетарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают большуючасть товарной номенклатуры и являются наиболеетранспарентным видом торговых ограничений.Методы таможеннотарифногорегулирования плодотворновыполняют свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверногостатистического учёта и строгого контроля, направленного на обеспечениеуплаты полагающихся платежей, борьбус контрабандой и ввозом некачественной и подделанной продукции. Таможеннотарифноерегулирование различных групп стран имеетсвою специфику, что отражает объективно имеющиеся различия в национальных интересах. В отличие от низкогоуровня таможенного обложения в развитых странах,большинство развивающихся государств применяют среднюю ставку пошлин в диапазоне15–20%. Высокий уровень таможенногообложения позволяет разнообразить структуруэкономики, создавать собственную промышленность, а также значительнопополнять доходную часть бюджета. Вступив во Всемирную торговую организацию, многие развивающиеся страны установили ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют болеенизкие ставки, сохранив возможность существенногоповышения импортных пошлин[6].Таможеннотарифное регулирование–этоважный и трудоёмкий процесс, который включает в себя нескольковзаимосвязанных операций: определение страны прохождения товара; определение таможенной стоимости товара; уплатутаможенных платежей.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 3
Целями применения мер таможеннотарифного регулирования могут быть:1)Протекционистская функция –этозащита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции[7].2)Фискальная функция –это обеспечение поступления средств в бюджет.Основными задачами таможеннотарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности в настоящеевремя являются:повышение конкурентоспособности российской промышленности, защиты экономических интересов отечественных производителей на внутренних и внешних рынках;поддержаниеуровня инвестиционной привлекательности производства;устранение барьеров для развития конкуренции, а такжесоздание условий для замещения отсталых технологий[8];повышение эффективности реализации таможеннотарифной политики;совершенствование механизматаможеннотарифного регулирования.В настоящее время конкурентоспособность отечественных товаров и услуг сталакомплексным показателем, определяющим нашебудущее.В целях повышения конкурентоспособности российских производителей, защиты их национальных интересов российская экономикав области таможеннотарифного регулирования должна быть направлена:наусиление регулирующей функции и совершенствование структуры Единоготаможенного тарифа при сохранении фискальной функции[9];создание возможностей для защиты экономических интересов во внешней торговлепутём сочетания инструментов таможеннотарифного регулирования и нетарифного регулирования; оказание поддержки экспортуспомощью применения тарифных и экономических инструментов, атакженахожденияновых методов продвижения отечественных товаров на внешние рынки.В последнее время в РоссийскойФедерациинаблюдаютсясущественные изменения в области таможенного дела. Это связанос рядом проблем в системе таможеннотарифного регулирования[10].Основые из них:1)неполноценноеправовое обеспечение. Ведь условием эффективногофункционирования таможенного законодательстваявляетсяегоупрощённость, его доступность, неущемлённость прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности;2)некорректное применение мертаможеннотарифного регулирования;3)невполном объёмеосуществляется приток инвестиций в Российскую Федерацию;4)непостоянноеведение мониторинга и анализа последствий изменения ставок таможенного тарифа;5)отсутствие проведения анализа современногосостоянияотраслей производства государства;6)слабая система предоставления тарифных преференций.При решении проблем совершенствования механизма таможеннотарифного регулирования необходимо учитывать:развитие российской экономики наосновеотраслевых программ и стратегий модернизации, а также повышение конкурентоспособности;соотнесение интересовразвития отечественных производств с интересами аналогичных производств других членовТаможенного союза;снижение ставок ввозных таможенных пошлин на импорт сцелью повышения конкурентоспособности отечественной продукции.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 4
Что касается совершенствования дополнительных средств таможеннотарифного регулирования, то здесь надообратить внимание на следующиефакторы: активизацию использования специальных инструментов для регулирования импорта, совершенствование системы тарифных преференций и системы таможенных льгот, совершенствование правил определения страны происхождения товаров[11].Качественноеизменение условий осуществления таможеннотарифного регулирования вызывает необходимость принятия институциональных и организационнопроцедурных управленческих решений.Вопервых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенногосоюза, полностью отвечающегозадачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из странучастниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и норм, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках Таможенного союза.Вовторых, предстоит выработать и внедрить рентабельные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социальноэкономических и торговополитических последствий. Необходимо, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торговополитических интересов российской стороны[12].Втретьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость болеетесно объединять системутаможеннотарифного регулирования с процессами диверсификации, обеспечением экономической безопасности и внедрением инноваций в отечественный производственный комплекс. Этотребует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможеннотарифной политики, её согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.Конкретные предложения по совершенствованию таможеннотарифного регулирования, которое выполняет в основном фискальные функции, а таможенный тариф выступает дополнительным налогом,заключаются в следующем:1)Подчинить структуруи ставки таможенноготарифацелям и задачам разработанной Концепции социальноэкономическогоразвития страны до 2020 г. и формируемой на её основенациональной промышленной политики. Речьпрежде всегоидёт о болеетщательном учётесостояния и специфики отдельных отраслей и производств, поотношению к которым таможеннотарифное регулирование может в различной степени выполнять протекционистские или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынкестраны определяетсяглавным образомуровнем их конкурентоспособности[13].2)Болеепоследовательнопроводить в жизнь принцип эскалации таможенноготарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпускаготовых изделий, а также болееактивно применять специальные таможенные режимы.3)Заострить внимание на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенномутарифу.4)Урегулировать действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числепересмотреть существующие преференции в пользуразвивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размерс уровнем экономического развития этих государств.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 5
5)Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счёт осуществления болееполноготаможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, проведенияпроцедурпропуска грузов через границув соответствии с унифицированными международными нормами[14].Исключительноважным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, чтопозволит снизить издержки этогопроцессаи сократить время прохождения товаров.Успешноеприменениесодержательных институциональных и организационнопроцедурных управленческих мерпо совершенствованию таможеннотарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнессреды, конкурентоспособность отечественного производителя, такжепослужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированииинтегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой таможенной территории Таможенногосоюза.Таким образом, система таможеннотарифного регулирования показала, что, несмотря на возможность использования различных мергосударственного воздействия на финансовоэкономическую сферустраны, таможеннотарифный механизм продолжает играть чрезвычайнозначимую роль в экономикесовременногороссийского государства.Таможеннотарифноерегулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой –как наиболеераспространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Поэтомусовершенствование проблем таможеннотарифного регулирования в современных условиях просто необходимо для преодоления кризисных явлений в отечественной экономикеи обеспечения экономической безопасности государства. Ведь для этогонеобходимо определение предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном функционировании экономики небудет повышаться и в дальнейшем может быть снижен[15].Для рядаотраслей отечественной экономики подобные планы могут стать шоком. К ним в первую очередь относятся сельскоехозяйство, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, кожевенная и обувная промышленность.Таможеннотарифное регулирование призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможеннотарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулированиивнешнеэкономической деятельности в современных условиях[16].В современных условиях таможеннотарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
Ссылки на источники1.httр://www.соnsultаnt.ru2.Рассолов М. М. Обеспечение таможеннотарифного регулирования. –М.: Изд. ЮНИТИ, 2012. –403 с.3.www.сustоms.ru–официальный сайт ФТС России. 4.Новиков В. Е. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. –М.:БИНОМ, 2012. –240с.5.Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003I «О таможенном тарифе».6.Бакаева О. Ю. Таможенное право. –М.: Норма, 2010. –260 с.7.www.сustоms.ru–официальный сайт ФТС России.8.Петров Ю.М. Практика таможеннотарифного регулирования. –М.: Норма, 2013. –448с.9.Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».10.www.сustоms.ru11.Козырин А. Н. Правовое регулирование таможеннотарифного механизма. –М.: ЮНИТИ, 2014. –95 с.12.Молчанова О. В. Таможенное дело. –М.: Норма, 2011. –350 с.13.Козырин А. Н. Указ. соч.Шишканова Е. Э. Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15190. –0,4 п. л. –URL: httр://еkоnсерt.rи/2015/15190.htт.–ISSN 2304120X. 6
14.Молчанова О. В. Указ. соч.15.Петров Ю. М. Указ. соч.16.Молчанова О. В. Указ. соч.
Evgеniуа Shishkаnоvа,
Studеnt, VlаdimirStаtе Univеrsitу afterA.G. аndN.G. Stoletovs, Vlаdimirzhenya_shishkanova@mail.ruCustomstariff regulation of foreign economic activity as a tool for economic securityAbstract.The paper deals with the questions ofcurrent state customstariff regulation, its formation, realization and perfection in the frame of economic security. The author considers problemsand ways to perfect customtariff regulation for creation of favorable conditions in in foreign trade activity.
Key words:customstariff regulation, customs preferences, customs tariff, customs policy, economic security, foreign economic activity.Rеfеrеnсеs1.httр://www.соnsultаnt.ru (in Russian).2.Rassolov,M. M. (2012) Obespechenie tamozhennotarifnogo regulirovanija,Izd. JuNITI, Moscow, 403p. (in Russian).3.www.сustоms.ru–oficial'nyj sajt FTS Rossii. 4.Novikov,V. E. (2012) Tamozhennotarifnoe regulirovanie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti i tamozhennaja stoimost',BINOM, Moscow,240 p. (in Russian).5.Zakon RF ot 21 maja 1993 g. № 5003I “O tamozhennom tarife” (in Russian).6.Bakaeva,O. Ju. (2010) Tamozhennoe pravo,Norma, Moscow,260 p. (in Russian).7.www.сustоms.ru–oficial'nyj sajt FTS Rossii.8.Petrov,Ju. M.(2013)Praktika tamozhennotarifnogo regulirovanija,Norma, Moscow,448 p. (in Russian).9.Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311 “O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii”(in Russian).10.www.сustоms.ru11.Kozyrin,A. N. (2014) Pravovoe regulirovanie tamozhennotarifnogo mehanizma,JuNITI, Moscow,95 p. (in Russian).12.Molchanova,O. V. (2011) Tamozhennoe delo,Norma, Moscow,350 p. (in Russian).13.Kozyrin, A. N. (2014) Op. cit.14.Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.15.Petrov, Ju. M. (2013) Op. cit.16.Molchanova, O. V. (2011) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
Стрельцовым Р. С., кандидатом экономических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюRесеivеd23.03.15Получена положительная рецензияRесеivеd ароsitivеrеviеw27.03.15ПринятакпубликацииAссерtеdfоrриbliсаtiоn27.03.15ОпубликованаPиblishеd27.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шишканова Е. Э., 2015www.еkоnсерt.rи