Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm.
Аннотация. Анализируется историко-культурное наполнение концепта «война» в приложении к Кавказской войне ХIХ в., представлены антиномии, в нём реализующиеся (война – мир; противник – союзник; активное разрушение – пассивное созерцание; рабство и произвол – свобода личности и пр.), даётся сравнение индивидуально авторских концептов, связанных с уровнем вхождения автора в ситуацию военных действий, делается вывод об отражении в концепте «война» полного неприятия Кавказской войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать.
Раздел: Филология; искусствоведение; культурология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15258УДК 81.161.1

Гордиенко Ольга Антоновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Кубанскийгосударственныйтехнологическийуниверситет», г. Краснодарgordienkoolga@yandex.ru

Зиньковская Виолетта Евгеньевна,кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г.Краснодарkafedrarus@list.ru

Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)

Аннотация.Анализируется историкокультурное наполнение концепта «война» в приложении к Кавказской войне ХIХ в., представлены антиномии, в нём реализующиеся (война ‬мир; противник ‬союзник; активное разрушение ‬пассивное созерцание; рабство и произвол ‬свобода личности и пр.), даётся сравнение индивидуально авторских концептов, связанных с уровнем вхождения автора в ситуацию военных действий, делается вывод об отражении в концепте «война» полного неприятия Кавказской войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать. Ключевые слова:концепт «война», историкокультурное наполнение концепта, индивидуально авторское наполнение концепта, Кавказская война ХIХ в., А.С.Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, писателидекабристы.Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Концепт представляет интерес как ментальное образование и «единица коллективного знания», когда явление, им обозначаемое, отдалено достаточно большим временным промежутком, кроме того, как считает С.Г. Воркачёв, «отмеченоэтнокультурной спецификой» и «имеет отношение к высшим духовным сущностям» [1]. Именно в таком разрезе рассмотрим концепт «война», понятия которого реализовались в ХIХ в.в представлениях о конкретной войне, разворачивающейся на Кавказе. Понятия имели этнокультурную составляющую, так как оценка войны была многоплановой и включала мнение о ней также и противостоящей стороны. В произведениях писателей ХIХ в., побывавших на Кавказе и отразивших в своём творчестве военное противостояние российских войск и горцев, предстаёт художественная картина мира, настолько отличная от иных по времени ракурсов оценки войны, что её рассмотрение требует анализа исторических реалий и специального исследования в связи с этим концепта «война».Обратимся к исторической составляющей данного концепта. Необходимо разделять Кавказскую войну ХIХ в.и прославившие Россию русскотурецкие войны ХVIII‬ХIХ вв.(1735‬1739 гг., 1768‬1774 гг., 1787‬1791 гг., 1806‬1812 гг.,1828‬1829гг., 1877‬1878 гг.), в результате которых был открыт выход к Чёрному морю, разгромлен турецкий флот в Чесменском бою, был взят Рымник и Измаил под командой А.В. Суворова, выиграны морские сражения под командованием П.А. Румянцева и Ф.Ф. Ушакова. В ХIХ в., как указывает известный историк В.А. Соколов [2], на владение Кавказом претендовали Иран и Турция, Кавказ представлял интерес для Англии и Франции своими богатыми природными ресурсами. Поэтому в первой половине ХIХ в.на Кавказе разыгрываются драматические события ещё и внутренней, Кавказской войны, в которую вступило местное население. Эта Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 2

война продолжалась почти 30 лет. На этом трагическом событии мы и остановимся. Следует подчеркнуть, что такой выбор делается не по какой иной причине, как единственно по причине активного отражения этой войны в русской художественной литературе.Кавказская война со стороны России не относилась к освободительной, как предшествующие и последующие крупные освободительныевойны, напримервойна с НаполеономIи IIмировые войны с Германией. Кавказская война была колониальной [3], велась на дальних южных границах России, в непривычном климате (лихорадки выкашивали до половины солдат русской армии), на неё «ссылали» декабристов после каторги в Сибири, в ней принимала участие прибывшая с Украины казачья армия, состав которой получал земли на Кавказе. Поэтому практически никаких патриотических чувств у солдат российской воюющей стороны не возникало, что и отразилось в русской литературе ХIХ в. Акак известно, художественная литература, рассматриваемая в качестве исторического источника, сочетает достоверность с художественной ёмкостью, потому что создавалась она участниками событий и отразила не официальное представление о войне (мнение политиков), а представление непосредственных участников боёв (мнение окопников).

Именно вся эта необычность ситуации привлекла наше внимание с точки зрения формирования концепта «война», исторически привязанного к данной территории, его понятийной сферы (война на Кавказе), семантического окружения понятия «война» (не освободительная), особенностей отраженияхудожниками слова антиномий (война ‬мир; противник ‬союзник; активное разрушение ‬пассивное созерцание; рабство и произвол ‬свобода личности; достойный восхищения человек ‬не вызывающий симпатии человек).

Этот концепт представляет интерес той значимостью личностей авторов, которые отразили его в своих произведениях. О Кавказской войне высказали суждение самые известные писатели ХIХ в.: А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Оней отзывались уже состоявшиеся к тому времени как писатели декабристы А.И.Одоевский, А.А. БестужевМарлинский, П.А. Катенин и другие, отбывавшие ссылку в так называемой «тёплой Сибири». Действительно, Кавказ явился местом ссылок людей инакомыслящих, местом, где гибель неугодного военного была в порядке вещей и не могла быть напрямую отнесена к проискам сильных мира сего.Кавказ также считался и романтическим местом. Именно здесь А.С. Пушкин помещает своё Лукоморье ‬сказочную страну, географически расположенную в самом загадочном месте, при соединении Чёрного и Азовского морей. Ещё одна особенность, повлиявшая на формирование концепта, состояла в том, что исторически на земли Кавказа и Кубани не распространилось крепостное право. Поэтому жизнь горских народов представлялась свободной и экзотической, что привлекло к Кавказу внимание писателей того времени, удовлетворяло их романтические и байронические представления, связанные с мечтой о свободной и счастливой земле, и на основе этого направляло творческие поиски.Художественное осмысление культурноисторической эпохиКавказской войны объединено исторически сложившимся здесь концептом «кавказский пленник», который разворачивался и интерпретировался в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, продолжает привлекать внимание современных авторов, пишущих о кавказских событиях конца ХХ в.[4]В. В. Цуркан [5] относит концепт «война» к числу культурно значимых для русского народа, так как история России, к несчастью, богата войнами. В.Б. Волкова отмечает в этом концепте антиномию позиций рассмотрения задач и результатов войны, которые разнились у высшего эшелона власти и у солдат, непосредственно несущих на себе тяготы Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 3

военной жизни. Последняя антиномия, получившая у автора название «штабная» и «окопная», позволяет рассматривать концепт «война» «с позиции и общей (государственной), и частной (человеческой) правды» [6]. Каждый писатель обычно выбирает один из этих ракурсов рассмотрения войны. В отражении в литературе Кавказской войны ХIХ в., как уже отмечалось, доминирует мнение непосредственных участников боёв.Данный концепт отличается этнокультурной спецификой. Об этом свидетельствует различие в представлении о войне у враждующих армий, у разных народов на разных исторических этапах развития. Последнее отразилось в самом характере Кавказской войны, которую можно определить как партизанскую со стороны горцев.Нашей задачей является рассмотрение концепта «война» не как культурной универсалии, а с точки зрения особенностей авторского типа мировосприятия, в конкретном авторском дискурсе, с позиции теории интертекстуальности. В этом плане рассмотрения концепт «война» относится к индивидуальноавторским концептам, обретающим смысловую значимость в результате авторской интерпретации явлений и процессов действительности и аккумулирующим в своём содержании и универсальный культурный опыт, и особенности индивидуальноавторской картины мира [7]. Рассмотрим индивидуальноавторское представление о кавказской войне.А.С. Пушкин воспринимает Кавказскую войну романтически. Поэту только один раз пришлось увидеть реальные военные действия ‬сначала из окна штаба генерала Н.Н. Раевскогомладшего (своего друга юности), а затем из строяказачьей сотни, когда поэтпроявил ребячливость новобранца и понёсся на коне в атаку, вооружившись казачьей пикой, следом за конными казаками, по приказу ринувшимися в атаку. Генералу Н.Н. Раевскому срочно пришлось посылать своего адъютанта, чтобы вернуть поэта. Свой романтический поступок, о котором сохранилось множество упоминаний, сам Пушкин представил графически, изобразив себяскачущимна коне в атаку с пикой наперевес. Данное обстоятельство может объяснить характерное для Пушкина человеколюбца концептуальное представление о войнеопасности, которое отразилось в «Кавказском пленнике» и навеяно романтикой и элементом сказочности дальнегоот столиц края:Не спи, казак: во тьме ночной Чеченец ходит за рекой.

……....Бегите, русские певицы, Спешите, красные, домой: Чеченец ходит за рекой.Здесь можно видеть повторы, характерные для русских сказок, позицию автора, проявляющуюся в прямом обращении к действующим лицам с предостережением. Концепт «война» в «Кавказском пленнике» реализуется через бинарную оппозицию: «война» ‬«мир». При этом «мир» понимается максимально светло и романтично как осознанный отказ от насилия и ужасов разрушения, как объятия дружбы, уже открытые другим жителяммногонациональной России:Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно; Но не спасла вас наша кровь, Ни очарованные брони, Ни горы, ни лихие кони, Ни дикой вольности любовь! Подобно племени Батыя, Изменит прадедам Кавказ, Забудет алчной брани глас, Оставит стрелы боевые.Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 4

Также романтично реализуется бинарная оппозиция «война» ‬«мир» в незаконченной поэме А.С. Пушкина «Тазит», в которой юный горец меняет социальную парадигму поведения: отказывается от жестокости и избирает христианское смирение: Он только знает без трудовВнимать волнам, глядеть на звезды,А не в набегах отбиватьКоней с ногайскими быкамиИ с боя взятыми рабамиСуда в Анапе нагружать.Здесь также звучит призыв к мирному выходу изпротивостояния народов, но уже выраженный не философски, отчасти напрямую, а через сложную образную систему, отражающую быт горцев, характерный для этапа социальных отношений, исторически уже пройденных в России. В романтичном восприятии мира автор един смолодым офицером, героем «Кавказского пленника», что свидетельствует о стабильности реализации миропонимания автора:Как часто пленник над ауломНедвижим на горе сидел!У ног его дымились тучи,В степи взвивался прах летучий,Орлы с утёсов поднимались

Ив небесах перекликались.Романтический герой Пушкина и в «Тазите», и в «Кавказском пленнике» имеет мирные планы: Тазит хочет жениться на любимой, а пленника отпускает горянка, потому что того ждёт на родине возлюбленная.Таким образом, в бинарной позиции «война» ‬«мир» Пушкин активно отстаивает позицию «мир». Индивидуально авторским в этой позиции является то, что она сорганизуется с другой бинарной позицией ‬«активное разрушение» и «пассивное созерцание». Позиция «мир» у Пушкина принимает форму «пассивного созерцания» (созерцательные настроения Тазита и пленника), что свойственно романтизму.Концепт «война» у Пушкинаромантика реализуется параллельно с бинарной оппозицией «свобода личности» ‬«рабство и произвол». Тазит ‬пленник царящих в его семье кровожадных законов кровной мести, черкешенка ‬пленница своей семьи как в девичестве, так и в замужестве:Я знаю жребий мне готовый: Меня отец и брат суровый Немилому продать хотят В чужой аул ценою злата.Если в антиномии «активное разрушение» и «пассивное созерцание» автор избирает «пассивное созерцание», то в антиномии «свобода личности» ‬«рабство и произвол» избирает позицию «активного разрушения», причём авторромантик декларирует совершение активного поступка на грани невозможного: черкешенка совершает самоубийство, а Тазита проклинает отец,и герою не отдают в жёны любимую девушку.Таким образом, «мир» у Пушкина в его кавказском цикле ассоциируется с «пассивным созерцанием», а «свобода личности» ‬с действием, с необходимостью борьбы, с «активным разрушением» существующего порядка вещей.Иное индивидуальноавторское представление о Кавказской войне у А.С. Грибоедова, сатирика по своей сути, которому по служебной необходимости приходилось видеть страшные результаты войны. Изучая обычаи и языки горцев, помогая русским Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 5

солдатам вернуться из плена, А.С. Грибоедов воспринимает войну глазами её непосредственного участника. Автор реализует в стихотворении «Хищники на Чегеме» так называемый «окопный» вариант представлений о войне, причёмв антиномии«противник» ‬«союзник» он актуализирует составляющую «противник», т. е. рассматривает ситуацию войны с точки зрения «противника», что даёт возможность разобраться в психологии этого «противника»:

Наши ‬камни, наши ‬кручи!

Русь! зачем воюешь ты

Вековые высоты? Стихотворение построено по типу древней обрядовой песнивосхваления. Горцы делят добычу и пируют в честь удачного военного похода, выигранной битвы, как это делали в древности и русские князья. Такое поведение было нормой для общинного, родового ведения хозяйства, поэтому удачный набег считался доблестью, его восхваляли, о нём слагали песни. Автор объясняет позицию противной воюющей стороны проявлением этнокультурного патриотизма и принадлежностью горцев к общинному, родовому укладу жизни. Здесьможно видеть проявление в художественном концепте авторского типа мировосприятия, демонстрацию культурноисторической и этнокультурной специфики концепта «война». При этом позиция автора определяется научными взглядами историка и этнографа. Таким образом,бинарная позиция «противник» ‬«союзник» представлена у Грибоедова аналитически. При этом авторрассказчик чётко стоит на позиции «мира».Концепт «война» у профессионального военного, М.Ю. Лермонтова, представлен двояко. Как и А.С. Грибоедов, он показывает войну в стихотворении «Валерик» глазами горца, чеченца Галуба:Да! будет, ктото тут сказал, Им в память этот день кровавый!Чеченец посмотрел лукаво

И головою покачал.Автор представляет читателям Галуба как своего кунака, который сражается вместе сним в одном отряде «охотников» (подобие партизанского отряда, в который входили и горцы, и казаки). Здесь специфично реализуется антиномия «противник»‬«союзник»: союзником выступает тот, кто должен был быть в стане врагов. Причёмэтот человек искренне переживает за свой народ, что очень хорошо видно в диалоге, состоявшемся после боя на реке Валерик, боя, который закончился поражением горцев и обернулся крупными потерями русской армии:Как месту этому названье?Он отвечал мне: Валерик,А перевесть на ваш язык,Так будет речка смерти: верно,Дано старинными людьми.‬А сколько их дралось примерноСегодня? ‬Тысяч до семи.‬А много горцы потеряли?‬Как знать? ‬зачем вы не считали!В антиномии «война» ‬«мир» Лермонтов выступает какромантиксозерцатель и одновременно как философ:

Окрестный лес, как бы в тумане,Синел в дыму пороховом.А там вдали грядой нестройной,Но вечно гордой и спокойной,Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 6

Тянулись горы ‬и КазбекСверкал главой остроконечной.И с грустью тайной и сердечнойЯ думал: жалкий человек.Чего он хочет!.. небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он ‬зачем?Лермонтов никогда не рисует сам процесс боя, когда пишет о Кавказской войне, хотя яркие картины боя представлены в его знаменитом «Бородино», где он описывает освободительную войну и патриотизм русских солдат, которые «клятву верности сдержали». Война на Кавказе для него ‬кощунство («тревоги дикие войны»), и он говорит о ней в стихотворении «Валерик» очень сдержанно, как о вынужденном занятии, которое противно его человеческому естеству:На вашем молодом лицеСледов заботы и печалиНе отыскать, и вы едва лиВблизи когданибудь видали,Как умирают. Дай вам БогИ не видать.Хотя здесь представлено обращение к женщине, развлекающейся на балах, написанное военным, только что вышедшим из кровавого боя, но отсутствует всякая рисовка, которая могла бы быть эффектной в такой романтической ситуации. Индивидуальноавторская картина мира, проявляемая в концепте «война», у Лермонтова почеловечески горькая, максимально сниженная. Иначе концепт «война» выражен у писателядекабриста А.А. БестужеваМарлинского. Кавказскую войну он воспринимает как соревнование в лихости и храбрости. Антиномия «противник» ‬«союзник» выстраивается у него в личностную позицию: «человек, достойный восхищения» ‬«человек, не вызывающий симпатии». Приэтом«человеком, достойным восхищения, отличающимся ратным духом», он называет противника: «…прелесть что за народ! Надо самому презирать опасность во всех видах, чтоб оценить это мужество… Они достойные враги, и я долгом считаю не уступать им ни в чем. У меня даже в числе их есть знакомцы, которые не стреляют ни в кого, кроме меня, выехав поодаль; это род поединка без условий. Быстрота их движений и их коней невообразима…»Как можно понять, БестужевМарлинский видит в «противнике» героя, а в Кавказской войне ‬только спортивное состязание в ловкости. Сам он оценивает свою жизнь невысоко, так как понимает, что приговорён умереть на Кавказе. Для него, как и для А.И. Одоевского, антиномия «война» ‬«мир» не является основной в кавказский период творчества, писатели хранят идеалы свободы России, как её понимали декабристы, а Кавказская война к этим идеалам отношения не имеет. В повести «Он был убит» БестужевМарлинский рисует войну как стихию, сравнивая грохочущую в горах грозу со стремительным нападением противника. Писательдекабрист П.А. Катенин в стихотворении «Сонет» определяет войну на Кавказе, в которой он вынужден был участвовать, как «прискорбную жизнь». Онасоставляет антиномию с понятиями«доблесть» и «врождённая чистота» человека. Таким образом, он также не принимает эту войну в «тёплой Сибири».

Как можно видеть, концепт «война» в художественной литературе о Кавказской войне ХIХ в.содержит исторические, этнографические и индивидуальноавторские характеристики, его рассмотрение требует учёта культурноисторического контекста. Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 7

Концепт «война» в данном ракурсе рассмотрения представляет собой ментальное образование, отражающее полное неприятие этой войны русскими людьми, вынужденными в ней участвовать. Все антиномии, которые выстраиваются внутри концепта «война», свидетельствуют об этом. Анализ данного концепта позволил выявить исторические реалии, которые не проявляются при современной трактовке этого понятия. Перемещение семантических слоёв данного концепта, которое наблюдается при сравнении концептуального представления о войне у различных писателей в зависимости от их принадлежности к определённому литературному направлению, даёт возможность проведения многомерного анализа наполнения данного концепта.

Ссылки на источники1.Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. ‬М.: Гнозис, 2004.‬С. 51‬52.2.Соловьев В. А. Лермонтов на Кубани. ‬Краснодар: M&Dproduction, 2005. ‬С. 11.3.Там же.4.Волкова В.Б. Концептосфера современной военной прозы: автореф. …дра филол. наук. ‬Екатеринбург, 2014. ‬С. 19.5.Антология художественных концептов русской литературы XX века //Антология художественных концептов русской литературы XX века/ ред. и авт.сост. Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева, В.В. Цуркан. ‬М.: ФЛИНТА,2013. ‬С. 32. ‬URL:http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6604026. 6.Волкова В. Б. Указ. соч. ‬С. 4.7.Тамже. ‬С. 17‬18.

OlgaGordienko,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kuban State Technological University, professor Russian Kuban State University of Technology, professor Russian Academy ofNatural History, Krasnodargordienkoolga@yandex.ru ViolettaZin'kovskaya,Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, head of the Department of the Russian language of Kuban State Technological University, Krasnodarkafedrarus@list.ruThe concept "war" in the literature of the XIX century (on materials of the Caucasian War)Abstract. The authorsanalyze the historical and cultural content of the concept "war" in the annex to the Caucasian war of the nineteenth centurywithantinomies in it (war‬world; enemy‬ally,active destruction‬passive contemplation; slavery and tyranny‬freedom of the individual and so on.). There is a comparison of individual copyright concepts related to the level of occurrence of the author in a situation of war, the conclusion of the reflection in the concept of "war" the complete rejection of the Caucasian War, the Russian people, forced to participate.Keywords: concept "war", historical and cultural content of concept, concept of individual copyright content, the Caucasian war of the nineteenth century, A.S.Griboyedov, A.S.Pushkin, M.Y.Lermontov, Decembristwriters.References1.Vorkachjov, S. G. (2004) Schast'e kak lingvokul'turnyj koncept, Gnozis, Moscow, pp. 51‬52 (in Russian).2.Solov'ev,V. A. (2005) Lermontov na Kubani, M&D production, Krasnodar,p.11(in Russian).3.Ibid.4.Volkova,V. B. (2014) Konceptosferasovremennoj voennoj prozy: avtoref. … dra filol. nauk,Ekaterinburg, p.19(in Russian).5.Vasil'eva, T. I.,Karpicheva, N. L. & Curkan V. V. (eds.) (2013) “Antologija hudozhestvennyh konceptov russkoj literatury XX veka”,Antologija hudozhestvennyh konceptov russkoj literatury XX veka,FLINTA, Moscow,p.32.Available at: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6604026 (in Russian). 6.Volkova, V. B. (2014) Op.cit., p. 4.7.Ibid.,pp.17‬18.

Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е.Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15258. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15258.htm.–ISSN 2304120X. 8

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished31.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е., 2015

www.ekoncept.ru