Формирование готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бадрутдинов
М.
Н. Формирование готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 10 (октябрь). – С.
156–160. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15366.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда. Автор полагает, что совершенствованию и повышению эффективности готовности преподавателя к проектированию и реализации мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда в процессе профессиональной подготовки способствуют: создание параметрических моделей научно-методической деятельности преподавателей; разработка системы психолого-педагогических, физиологических, эргономических и социальных факторов, обеспечивающих интенсификацию и оптимизацию научно-педагогического труда; обучение преподавателя отбору и структурированию учебного материала для мультимедийно-обучающего комплекса и установление систематизированных нормативных и технических требований к комплексу информационных технических средств профессиональной подготовки и программ.
Текст статьи
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15366УДК 378.1
Бадрутдинов Марат Наилевич,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньbadrutdinovm@gmail.com
Формирование готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда
Аннотация.Статья посвящена формированию готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда.Авторполагает, что совершенствованию и повышению эффективности готовности преподавателя к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда в процессе профессиональной подготовки способствуют: создание параметрических моделей научнометодической деятельности преподавателей;разработка системы психологопедагогических, физиологических, эргономических и социальных факторов, обеспечивающих интенсификацию и оптимизацию научнопедагогического труда; обучение преподавателя отбору и структурированию учебного материала для мультимедийнообучающего комплекса и установление систематизированных нормативных и технических требований к комплексу информационных технических средств профессиональной подготовки и программ.Ключевые слова: мультимедийнообучающий комплекс, охрана труда, информационнометодическое средство.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мультимедийнообучающий комплекс(далее –МОК) –это информационнометодическое средство профессиональной подготовки, представляющее собой учебное,самостоятельное, обновляемое, однотомноеинтерактивное издание, в котором равноправно и взаимосвязанно присутствует информация различных видов для решения определенных образовательных задач [1].Экспертный опрос преподавателей вузов показал, что их рабочий день длится от8 до 14 часов. При этом аудиторные занятия составляют от 2 до 6 часов, научнометодическая деятельность–от 1 до 3 часов, общественная –от 1 до 3 часов и научноисследовательская–от 1 до 2 часов научнопедагогического труда.Конечно, затраты на виды деятельности зависят от целого ряда субъективных и объективных факторов. Субъективными факторами, оказывающими влияние на эффективность научнопедагогического труда, могут быть: ощущение своей профессии в качестве престижной, степень удовлетворения от выбора предмета преподавания, условия труда и отдыха в вузе, уровень организации работы на кафедре и психологический климат в коллективе, материальное и моральное стимулирование, взаимоотношения со студентами, отношение студентов к учебной деятельности. Важную роль также играет рациональное сочетание коллективных и самостоятельных усилий в выполнении учебнометодических работ, помощь по их изданию [2].Объективные факторы, оказывающие влияние на эффективность научнопедагогического труда:его имманентные свойства (динамичность, устойчивость, непрерывность, цикличность, последовательность, дискретность), а также научная степень, Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 2
научное звание, стаж работы, должность преподавателя, содержание читаемой имучебной дисциплины. Имманентныесвойства научнопедагогического труда опосредованы:изменениями форм, методов, средств профессиональной подготовки (динамичностью) и ее нормативноправовым обеспечением (устойчивостью);повторяемостью учебного материала (цикличностью) и алгоритмом усвоения новых знаний и видов учебнопрофессиональной деятельности (последовательностью);неравномерностью трудозатрат (дискретностью) и преемственностью видов педагогической деятельности (непрерывностью). Следует отметить, что научно обоснованные нормативы нагрузки на преподавателя вуза отсутствуют, также до сих пор не определен и перечень работ преподавателя с учетом сложности его труда. В силу этого бюджет времени научнопедагогического труда распределяется нерационально, свободное время расходуется непродуктивно, не используются резервы для расширения границ творческого труда [3]. Все это отрицательно сказывается на внедрениив процесс профессиональной подготовки МОК. Именно поэтому формирование у преподавателей готовности к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда (далее –МОКОТ) –одно из необходимых педагогических условий [4].Установлено, что в процессе проектирования и реализации МОКОТ преподаватель выполняет разные действия, которые носят как рутинный, так и творческий характер.К рутинным действиям, по нашему мнению, можно отнести изучение нормативной и учебнометодической документации, составление библиографии, выбор и установку программного обеспечения, техническое оснащение и т. п. К творческим действиям мы относим анализ, обобщение, осмысление учебного материала, установление взаимосвязей между его компонентами, моделирование производственных ситуаций, составление плакатовпособий, написание сценария учебного видеофильма, определение композиционного и цветового решения учебнометодических средств.Удельный вес рутинных и творческих действий зависиткак от предмета МОКОТ, так и от готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки.Выяснено, что готовность преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки–это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее активнодейственную направленность на педагогическое творчество и актуализацию знаний, умений и навыков для выполнения задачи.По нашему мнению, педагогическое творчество –это создание качественно нового продукта (форм, методов, средств образования). Использование компьютерной и телекоммуникационной техники расширяет возможности педагогического творчества, позволяя создавать инновационные средства профессиональной подготовки (МОК). Исходя из изложенного, можно выделить следующие структурообразующие компоненты готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки: знаниевый, мотивационный, деятельностный (см. таблицу).Например, при создании учебного фильма по безопасности производства работ краномтрубоукладчиком [5] оказались востребованными:знания об основных конструктивных элементах кранатрубоукладчика, опасных зонах при работе кранатрубоукладчика (см. рис.1); зонахвозможного обрушения грунта вблизи откосов земляных выемок, противооткатных упоров, устанавливаемых Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 3
позади трубоплетевозов либо самосвалов, предотвращающихдвижение автомобиля назад в сторону площадки складирования грузов и землеройной техники [6];установка на проектирование и реализацию МОК с применением современных программных средств, необходимых для представления учебной информации в наглядной графической форме;умения и навыки организации учебного диалога (обсуждение, в процессе которого обучающиеся соотносят увиденные производственные ситуации с реальными на их участке производства работ и анализируют сходства и различия); подбора заданий, в которых обучающимся представляются производственные ситуации:(а) без графически отмеченных требований безопасности,и предлагается самостоятельно их перечислить и выдать рекомендации по безопасной организации представленной производственной ситуации; (б) с нарушениями требований безопасности,и предлагается самостоятельно их найти и отметить; а также проведения тестового контроля.
Структурообразующие компоненты готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки и их характеристики
Компоненты
Характеристики ЗнаниевыйМотивационныйДеятельностныйОбщепедагогическиеЗнание педагогики профессионального образования (педагогики высшей школы, общей возрастной и педагогической психологии, методики преподавания учебной дисциплины)Направленность на сотворчество со студентамиУмения организовывать взаимодействие со студентами; умения и навыки отбора и структурирования учебного материала, адаптации учебного материала до уровня подготовленности студентов, организации учебных занятий, логического и последовательного изложения учебного материала, использования различных средств обучения; способности сформировать у студентов интерес к учебной дисциплинеСпециальныеПредставления о сущности, типах и видах МОК, компьютерной и телекоммуникационной технике, структурных связях между разными информационными техническими средствами Положительное отношение к проектированию и реализации МОКОТ, программам трёхмерного моделирования и визуализацииУмения и навыки разработки макетов использования в ТСО конкретных информационных технологий,построенияинформационного оргтехнического комплекса в процессе профессиональной подготовкиПрофессиональныеЗнание федеральных, государственных образовательных стандартов, отраслевых стандартов безопасности трудаЗнание функциональной науки по специальности, смежных со специальностью наукУмения проектирования и реализации мультимедийных обучающих комплексов по охране труда
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 4
Рис. 1. Изменение зоны возможного падения груза в зависимости от высоты подъёма стрелы
Особенностью тестовых заданий является наличие в них графической составляющей, отражающей те или иные производственные ситуации, процессы, приемы и методы выполнения работ, требования безопасной эксплуатации машин, оборудования, приспособлений и инструмента [7]. Графическая составляющая накладывает особые требования к проектированию и разработке тестов, а также к методике их использования. Графическая информация тестового задания должна проектироваться таким образом, чтобы она была понята однозначно всеми обучающимися. Эту достаточно сложную педагогическую задачу удается выполнить в результате многократного апробирования на практике разработанных тестовых заданий.Тестовые задания разрабатываются таким образом, чтобы студенты достаточно хорошо ориентировались в задании, не испытывали затруднений в конструировании показателей теста, обеспечении его содержательной валидности.Например, тестовые задания по теме «Производство работ краномтрубоукладчиком», имея в своем составе графическую составляющую,позволяют студентам видеть предмет вопроса и строить ответ опираясь на него. Это позволяет «не уходить в сторону» от правильного ответа. Графическая информация в тестах способствует корректной и однозначной постановке дидактической задачи (см. рис.2).
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 5
Рис. 2. Примеры билетов срезовых заданий с элементами графических производственных ситуаций
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 6
Исходя из изложенного, мыразработалинаучнометодические рекомендации по формированию готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки:1.Диагностический анализ готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки:личностные характеристики преподавателя (должность, сведения об образовании, ученая степень и звание, стаж работы);качественные характеристики научнометодической деятельности преподавателя (владение технологией создания научнометодического комплекса по дисциплине и активными методами профессионального образования; знание ТСО и методов их применения, информатики и вычислительной техники);количественные характеристики научнометодической деятельности преподавателя (нормативы временных затрат (в часах) на научнометодическую деятельность, оценка трудозатрат и бюджета времени преподавателя по видам работ и операциям, анализ временных затрат на одно аудиторное занятие)[8].
В ходе диагностического анализа готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки используются самонаблюдение, метод хронометража и экспрессметод, которые проводятся самимпреподавателем. Полученные результаты оцениваются по 2балльной системе: «1»–положительная оценка, «0»–отрицательная. Таким образом, мы выявляем «узкие места» в качественной и количественной характеристике научнометодической деятельности преподавателя по следующей формуле:
нз=∑=1
(1);
где Тн3–«узкие места» в работе преподавателя;i–вид, подвид работ;ri–оценка преподавателя по виду, подвиду работ;ki–коэффициент значимости данного вида, подвида работ (определяется экспертным путем).Диагностический анализ готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки позволяет изучить возможности преподавателя, выявить его сильные стороны и ограничения, а также разработать рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности готовности к проектированию и реализации МОК. 2.Рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки: 1)создание параметрических моделей научнометодической деятельности преподавателей с учетом должности, содержания учебной дисциплины для обоснования параметров и временных затрат по всем видам работ и педагогическим операциям во взаимосвязи и взаимодействии и оптимизации среднесуточного и недельного бюджетов рабочего времени. Расчеты параметров и временных затрат по всем видам работ и педагогическим операциямпроводятся по формуле:
Тт=ТОП∙ЭТС100
(2);
где ТТ–экономия временных затрат на рутинные операции в результате внедрения технических средств;ТОП–фактические или нормативные временные затраты на выполнение видов, подвидов работ, операций, выполняемых до внедрения ТСО;ЭТС–норматив экономии, соответствующий внедряемому техническому средству, % (получен по каталогу ТСО);100–приведенное к процентному исчислению значение;Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 7
2)разработка системы психологопедагогических, физиологических, эргономических и социальных факторов, обеспечивающих интенсификацию и оптимизацию научнопедагогического труда и влияющих на эффективность готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК:а)психологопедагогическихфакторов: доступность изложения учебного материла, повышение интереса к изучаемому, соблюдение логическойпоследовательности в изложении, рациональный темп изложения учебного материала, уровень обратной связи, изменение информационной ёмкости в учебной информации, улучшение процесса понимания, улучшение процесса закрепления знаний, улучшение качества усвоения, объективность в оценке знаний студента, напряжённость и усталость при изучении материала, гибкость и оригинальность мышления, создание оптимального психологического климата в группе, пространственновременная сопряжённость преподавательского процесса [9];б)физиологических: сокращение напряжённости труда, санитарногигиенические условия труда, влияние технических средств на физиологию человека, острота и напряжённость зрения, устранение превышающих вибраций, память, умение и знание эксплуатации ТСО и компьютерной техники, режим труда и отдыха, освещённость, световая и цветовая гамма, обеспеченность вентиляцией, уровень шума в учебном помещении;в)эргономических: безопасность и комфортность в условиях применения ТСО, оптимальное распределение техники между людьми, способы деятельности «человектехникасреда»;г)социальных факторов: заинтересованность студентов в успехе, стимулирование интереса к предмету, стимулирование творческой активности;3)обучение преподавателя отбору и структурированию учебного материала для МОК с учетом:а)психологопедагогических факторов –посредством многобинарного параметрического моделирования, кластерного анализа, экспертных оценок; б)физиологических факторов –посредством применения персональных компьютеров, компьютерных игровых технологий, автоматизированных обучающих систем,оптимизации режима труда и отдыха, таймменеджмента;в)эргономических–посредством исследования особенностей внедрения различных систем автоматизированного обучения с целью исключения связанных с ними серьёзных негативных проблем и их дискредитации;г)социальных–посредством повышения мотивации на работу со студентами, установления взаимоотношений со студентами и рабочим коллективом [10];4)установлениесистематизированных нормативных и технических требований к комплексу информационных технических средств профессиональной подготовки и программ, обеспечивающих:а)автономное и системное применение преподавателем комплекса информационных технических средств профессиональной подготовки в системном и локальном режимах для расширения границ педагогического творчества, сокращения рутинных операций и рационализации всего процесса проектирования и реализации МОК;б)совместимость стандартных пакетов программ и серийного программного обеспечения, функционирующих в процессе профессиональной подготовки, и их адаптируемости к различным конфигурациям технической системы для организации мультипрограммной работы, то есть установления рационального режима времени и обеспечения работы в заданном режиме, и многопланового использования всех приборов и устройств комплекса информационных технических средств.Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 8
Обобщая все изложенное, отметим, что готовность преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда диалектически взаимосвязана не только с его функциональнодолжностными обязанностями, специальностью, квалификацией, но и с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательной политикой вуза.
Ссылки на источники1.Бадрутдинов М.Н. Функции мультимедийнообучающего комплекса как средства социальной практики // Общество: социология, психология, педагогика.–2014.–№ 1. –URL:http://domhors.ru/issue/spp/20141/badrutdinov.pdf.2.Воскобойникова М., Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза// Высшее образование в России. –2008. –№5. –С. 139–143.3.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика.–2008.–№ 8. –С. 9–16.4.Бадрутдинов М.Н. Принципы структурирования учебного материала мультимедийнообучающего комплекса по охране труда для бакалавров инженерностроительного профиля // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –URL: http://ekoncept.ru/2014/14042.htm.
5.Шарафутдинов Д.К., Сибагатуллин Р.Р.,Бадрутдинов М.Н. Повышение качества профессиональной подготовки в сфере безопасности труда работников, занятых на ремонте магистральных трубопроводов// Журнал нефтегазового строительства.–2011.–№ 2.–С. 46–54.6.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. –2013.–№ 4. –URL:http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.7.Шарафутдинов Д.К., Бадрутдинов М.Н., Сибагатуллин Р.Р. Дидактические средства по охране труда при ремонте и реконструкции магистральных трубопроводов на основе графического дизайна и информационных технологий// Безопасность труда в промышленности.–2011.–№ 9.–С. 61–68.8.Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов.–2012. –№1.–С. 64–71.9.Шарафутдинов Д.К., Сибгатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н.Инновационный учебнометодический комплекс на основе графического дизайна и информационных технологий как средство формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работающих на ремонте и реконструкции магистральных газопроводов // Нефтегазовое дело.–2011.–№ 6.–С. 471–479. –URL:http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf.10.Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2009. –№ 1.–С. 79–82.
Marat Badrutdinov,
Candidate of Pedagogic Sciences, lecturerat thechair of Occupational Safety and Right,Kazan State ArchitecturalConstruction University, Kazanbadrutdinovm@gmail.comFormation of teachers’readiness to the design and implementation of multimediatraining complex on laborprotectionAbstract. The paper is devoted to formation of teachers’readiness to the design and implementation of multimediatraining complex on laborprotection. The authorbelievesthat improved and effective teacher readiness to design and implementation of multimediatraining complex on labor protection in the process of training contribute tothe creation of parametric models of scientific and methodological activities of teachers, development of a system of psychological, educational, physiological, ergonomic and social factors that provide intensification and optimization of scientific and pedagogical work, teacher training selection and structuring of educational material for multimediatraining complex and systematic establishment of regulatory and technical requirements for complex information technology tools and training programs.Keywords: multimedia training complex, labor protection, informational methodical instrument.References1.Badrutdinov,M. N. (2014) “Funkcii mul'timedijnoobuchajushhego kompleksa kak sredstva social'noj praktiki”,Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika,№ 1. Available at: http://domhors.ru/issue/spp/20141/badrutdinov.pdf (in Russian).Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 9
2.Voskobojnikova,M., Pugacheva, N. B. &Chepuryshkin,I. P. (2008) “Kachestvo obrazovanija kak faktor konkurentosposobnosti vuza”,Vysshee obrazovanie v Rossii,№ 5,pp.139–143(in Russian).3.Pugacheva, N. B. &Chepuryshkin,I. P. (2008) “Regionalizacija obrazovanija kak predmet nauchnyh issledovanij”,Pedagogika,№ 8,pp.9–16(in Russian).4.Badrutdinov,M. N. (2014) “Principy strukturirovanija uchebnogo materiala mul'timedijnoobuchajushhego kompleksa po ohrane truda dlja bakalavrov inzhenernostroitel'nogo profilja”,Koncept,№ 02 (fevral'). Available at: http://ekoncept.ru/2014/14042.htm (in Russian). 5.Sharafutdinov,D. K., Sibagatullin, R. R. &Badrutdinov,M. N. (2011) “Povyshenie kachestva professional'noj podgotovki v sfere bezopasnosti truda rabotnikov, zanjatyh na remonte magistral'nyh truboprovodov”,Zhurnal neftegazovogo stroitel'stva,№ 2,pp.46–54(in Russian).6.Lunev, A. N. &Pugacheva,N. B. (2013) “Social'najapraktika kak filosofskoe osnovanie pedagogicheskogo strategirovanija v tehnicheskom vuze”,Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura,№ 4. Available at: http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html (in Russian).7.Sharafutdinov,D. K., Badrutdinov, M. N. &Sibagatullin,R. R. (2011) “Didakticheskie sredstva po ohrane truda pri remonte i rekonstrukcii magistral'nyh truboprovodov na osnove graficheskogo dizajna i informacionnyh tehnologij”,Bezopasnost' truda v promyshlennosti,№ 9,pp.61–68(in Russian).8.Pugacheva,N. B., Suddenkova, N. V. &Tatarinova,I. P. (2012) “Sushhnostnaja harakteristika innovacionnoj obrazovatel'noj sredy”,Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov,№ 1,pp.64–71(in Russian).9.Sharafutdinov,D. K., Sibgatullin, R. R. &Badrutdinov,M. N. (2011) “Innovacionnyj uchebnometodicheskij kompleks na osnove graficheskogo dizajna i informacionnyh tehnologij kak sredstvo formirovanija professional'nyh kompetencij po bezopasnosti truda rabotajushhih na remonte i rekonstrukcii magistral'nyh gazoprovodov”,Neftegazovoe delo,№ 6,pp.471–479. Available at: http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf (in Russian).10.Pugacheva,N. B. (2009) “Konceptual'nye osnovy modernizacii sistemy professional'nogo obrazovanija dlja regional'nogo rynka truda”,Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom,№ 1,pp.79–82(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived19.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.10.15ОпубликованаPublished31.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бадрутдинов М. Н., 2015
www.ekoncept.ru
ART15366УДК 378.1
Бадрутдинов Марат Наилевич,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньbadrutdinovm@gmail.com
Формирование готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда
Аннотация.Статья посвящена формированию готовности преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда.Авторполагает, что совершенствованию и повышению эффективности готовности преподавателя к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда в процессе профессиональной подготовки способствуют: создание параметрических моделей научнометодической деятельности преподавателей;разработка системы психологопедагогических, физиологических, эргономических и социальных факторов, обеспечивающих интенсификацию и оптимизацию научнопедагогического труда; обучение преподавателя отбору и структурированию учебного материала для мультимедийнообучающего комплекса и установление систематизированных нормативных и технических требований к комплексу информационных технических средств профессиональной подготовки и программ.Ключевые слова: мультимедийнообучающий комплекс, охрана труда, информационнометодическое средство.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мультимедийнообучающий комплекс(далее –МОК) –это информационнометодическое средство профессиональной подготовки, представляющее собой учебное,самостоятельное, обновляемое, однотомноеинтерактивное издание, в котором равноправно и взаимосвязанно присутствует информация различных видов для решения определенных образовательных задач [1].Экспертный опрос преподавателей вузов показал, что их рабочий день длится от8 до 14 часов. При этом аудиторные занятия составляют от 2 до 6 часов, научнометодическая деятельность–от 1 до 3 часов, общественная –от 1 до 3 часов и научноисследовательская–от 1 до 2 часов научнопедагогического труда.Конечно, затраты на виды деятельности зависят от целого ряда субъективных и объективных факторов. Субъективными факторами, оказывающими влияние на эффективность научнопедагогического труда, могут быть: ощущение своей профессии в качестве престижной, степень удовлетворения от выбора предмета преподавания, условия труда и отдыха в вузе, уровень организации работы на кафедре и психологический климат в коллективе, материальное и моральное стимулирование, взаимоотношения со студентами, отношение студентов к учебной деятельности. Важную роль также играет рациональное сочетание коллективных и самостоятельных усилий в выполнении учебнометодических работ, помощь по их изданию [2].Объективные факторы, оказывающие влияние на эффективность научнопедагогического труда:его имманентные свойства (динамичность, устойчивость, непрерывность, цикличность, последовательность, дискретность), а также научная степень, Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 2
научное звание, стаж работы, должность преподавателя, содержание читаемой имучебной дисциплины. Имманентныесвойства научнопедагогического труда опосредованы:изменениями форм, методов, средств профессиональной подготовки (динамичностью) и ее нормативноправовым обеспечением (устойчивостью);повторяемостью учебного материала (цикличностью) и алгоритмом усвоения новых знаний и видов учебнопрофессиональной деятельности (последовательностью);неравномерностью трудозатрат (дискретностью) и преемственностью видов педагогической деятельности (непрерывностью). Следует отметить, что научно обоснованные нормативы нагрузки на преподавателя вуза отсутствуют, также до сих пор не определен и перечень работ преподавателя с учетом сложности его труда. В силу этого бюджет времени научнопедагогического труда распределяется нерационально, свободное время расходуется непродуктивно, не используются резервы для расширения границ творческого труда [3]. Все это отрицательно сказывается на внедрениив процесс профессиональной подготовки МОК. Именно поэтому формирование у преподавателей готовности к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда (далее –МОКОТ) –одно из необходимых педагогических условий [4].Установлено, что в процессе проектирования и реализации МОКОТ преподаватель выполняет разные действия, которые носят как рутинный, так и творческий характер.К рутинным действиям, по нашему мнению, можно отнести изучение нормативной и учебнометодической документации, составление библиографии, выбор и установку программного обеспечения, техническое оснащение и т. п. К творческим действиям мы относим анализ, обобщение, осмысление учебного материала, установление взаимосвязей между его компонентами, моделирование производственных ситуаций, составление плакатовпособий, написание сценария учебного видеофильма, определение композиционного и цветового решения учебнометодических средств.Удельный вес рутинных и творческих действий зависиткак от предмета МОКОТ, так и от готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки.Выяснено, что готовность преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки–это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее активнодейственную направленность на педагогическое творчество и актуализацию знаний, умений и навыков для выполнения задачи.По нашему мнению, педагогическое творчество –это создание качественно нового продукта (форм, методов, средств образования). Использование компьютерной и телекоммуникационной техники расширяет возможности педагогического творчества, позволяя создавать инновационные средства профессиональной подготовки (МОК). Исходя из изложенного, можно выделить следующие структурообразующие компоненты готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки: знаниевый, мотивационный, деятельностный (см. таблицу).Например, при создании учебного фильма по безопасности производства работ краномтрубоукладчиком [5] оказались востребованными:знания об основных конструктивных элементах кранатрубоукладчика, опасных зонах при работе кранатрубоукладчика (см. рис.1); зонахвозможного обрушения грунта вблизи откосов земляных выемок, противооткатных упоров, устанавливаемых Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 3
позади трубоплетевозов либо самосвалов, предотвращающихдвижение автомобиля назад в сторону площадки складирования грузов и землеройной техники [6];установка на проектирование и реализацию МОК с применением современных программных средств, необходимых для представления учебной информации в наглядной графической форме;умения и навыки организации учебного диалога (обсуждение, в процессе которого обучающиеся соотносят увиденные производственные ситуации с реальными на их участке производства работ и анализируют сходства и различия); подбора заданий, в которых обучающимся представляются производственные ситуации:(а) без графически отмеченных требований безопасности,и предлагается самостоятельно их перечислить и выдать рекомендации по безопасной организации представленной производственной ситуации; (б) с нарушениями требований безопасности,и предлагается самостоятельно их найти и отметить; а также проведения тестового контроля.
Структурообразующие компоненты готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки и их характеристики
Компоненты
Характеристики ЗнаниевыйМотивационныйДеятельностныйОбщепедагогическиеЗнание педагогики профессионального образования (педагогики высшей школы, общей возрастной и педагогической психологии, методики преподавания учебной дисциплины)Направленность на сотворчество со студентамиУмения организовывать взаимодействие со студентами; умения и навыки отбора и структурирования учебного материала, адаптации учебного материала до уровня подготовленности студентов, организации учебных занятий, логического и последовательного изложения учебного материала, использования различных средств обучения; способности сформировать у студентов интерес к учебной дисциплинеСпециальныеПредставления о сущности, типах и видах МОК, компьютерной и телекоммуникационной технике, структурных связях между разными информационными техническими средствами Положительное отношение к проектированию и реализации МОКОТ, программам трёхмерного моделирования и визуализацииУмения и навыки разработки макетов использования в ТСО конкретных информационных технологий,построенияинформационного оргтехнического комплекса в процессе профессиональной подготовкиПрофессиональныеЗнание федеральных, государственных образовательных стандартов, отраслевых стандартов безопасности трудаЗнание функциональной науки по специальности, смежных со специальностью наукУмения проектирования и реализации мультимедийных обучающих комплексов по охране труда
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 4
Рис. 1. Изменение зоны возможного падения груза в зависимости от высоты подъёма стрелы
Особенностью тестовых заданий является наличие в них графической составляющей, отражающей те или иные производственные ситуации, процессы, приемы и методы выполнения работ, требования безопасной эксплуатации машин, оборудования, приспособлений и инструмента [7]. Графическая составляющая накладывает особые требования к проектированию и разработке тестов, а также к методике их использования. Графическая информация тестового задания должна проектироваться таким образом, чтобы она была понята однозначно всеми обучающимися. Эту достаточно сложную педагогическую задачу удается выполнить в результате многократного апробирования на практике разработанных тестовых заданий.Тестовые задания разрабатываются таким образом, чтобы студенты достаточно хорошо ориентировались в задании, не испытывали затруднений в конструировании показателей теста, обеспечении его содержательной валидности.Например, тестовые задания по теме «Производство работ краномтрубоукладчиком», имея в своем составе графическую составляющую,позволяют студентам видеть предмет вопроса и строить ответ опираясь на него. Это позволяет «не уходить в сторону» от правильного ответа. Графическая информация в тестах способствует корректной и однозначной постановке дидактической задачи (см. рис.2).
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 5
Рис. 2. Примеры билетов срезовых заданий с элементами графических производственных ситуаций
Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 6
Исходя из изложенного, мыразработалинаучнометодические рекомендации по формированию готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки:1.Диагностический анализ готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки:личностные характеристики преподавателя (должность, сведения об образовании, ученая степень и звание, стаж работы);качественные характеристики научнометодической деятельности преподавателя (владение технологией создания научнометодического комплекса по дисциплине и активными методами профессионального образования; знание ТСО и методов их применения, информатики и вычислительной техники);количественные характеристики научнометодической деятельности преподавателя (нормативы временных затрат (в часах) на научнометодическую деятельность, оценка трудозатрат и бюджета времени преподавателя по видам работ и операциям, анализ временных затрат на одно аудиторное занятие)[8].
В ходе диагностического анализа готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки используются самонаблюдение, метод хронометража и экспрессметод, которые проводятся самимпреподавателем. Полученные результаты оцениваются по 2балльной системе: «1»–положительная оценка, «0»–отрицательная. Таким образом, мы выявляем «узкие места» в качественной и количественной характеристике научнометодической деятельности преподавателя по следующей формуле:
нз=∑=1
(1);
где Тн3–«узкие места» в работе преподавателя;i–вид, подвид работ;ri–оценка преподавателя по виду, подвиду работ;ki–коэффициент значимости данного вида, подвида работ (определяется экспертным путем).Диагностический анализ готовности преподавателя к проектированию и реализации МОКОТ в процессе профессиональной подготовки позволяет изучить возможности преподавателя, выявить его сильные стороны и ограничения, а также разработать рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности готовности к проектированию и реализации МОК. 2.Рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК в процессе профессиональной подготовки: 1)создание параметрических моделей научнометодической деятельности преподавателей с учетом должности, содержания учебной дисциплины для обоснования параметров и временных затрат по всем видам работ и педагогическим операциям во взаимосвязи и взаимодействии и оптимизации среднесуточного и недельного бюджетов рабочего времени. Расчеты параметров и временных затрат по всем видам работ и педагогическим операциямпроводятся по формуле:
Тт=ТОП∙ЭТС100
(2);
где ТТ–экономия временных затрат на рутинные операции в результате внедрения технических средств;ТОП–фактические или нормативные временные затраты на выполнение видов, подвидов работ, операций, выполняемых до внедрения ТСО;ЭТС–норматив экономии, соответствующий внедряемому техническому средству, % (получен по каталогу ТСО);100–приведенное к процентному исчислению значение;Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 7
2)разработка системы психологопедагогических, физиологических, эргономических и социальных факторов, обеспечивающих интенсификацию и оптимизацию научнопедагогического труда и влияющих на эффективность готовности преподавателя к проектированию и реализации МОК:а)психологопедагогическихфакторов: доступность изложения учебного материла, повышение интереса к изучаемому, соблюдение логическойпоследовательности в изложении, рациональный темп изложения учебного материала, уровень обратной связи, изменение информационной ёмкости в учебной информации, улучшение процесса понимания, улучшение процесса закрепления знаний, улучшение качества усвоения, объективность в оценке знаний студента, напряжённость и усталость при изучении материала, гибкость и оригинальность мышления, создание оптимального психологического климата в группе, пространственновременная сопряжённость преподавательского процесса [9];б)физиологических: сокращение напряжённости труда, санитарногигиенические условия труда, влияние технических средств на физиологию человека, острота и напряжённость зрения, устранение превышающих вибраций, память, умение и знание эксплуатации ТСО и компьютерной техники, режим труда и отдыха, освещённость, световая и цветовая гамма, обеспеченность вентиляцией, уровень шума в учебном помещении;в)эргономических: безопасность и комфортность в условиях применения ТСО, оптимальное распределение техники между людьми, способы деятельности «человектехникасреда»;г)социальных факторов: заинтересованность студентов в успехе, стимулирование интереса к предмету, стимулирование творческой активности;3)обучение преподавателя отбору и структурированию учебного материала для МОК с учетом:а)психологопедагогических факторов –посредством многобинарного параметрического моделирования, кластерного анализа, экспертных оценок; б)физиологических факторов –посредством применения персональных компьютеров, компьютерных игровых технологий, автоматизированных обучающих систем,оптимизации режима труда и отдыха, таймменеджмента;в)эргономических–посредством исследования особенностей внедрения различных систем автоматизированного обучения с целью исключения связанных с ними серьёзных негативных проблем и их дискредитации;г)социальных–посредством повышения мотивации на работу со студентами, установления взаимоотношений со студентами и рабочим коллективом [10];4)установлениесистематизированных нормативных и технических требований к комплексу информационных технических средств профессиональной подготовки и программ, обеспечивающих:а)автономное и системное применение преподавателем комплекса информационных технических средств профессиональной подготовки в системном и локальном режимах для расширения границ педагогического творчества, сокращения рутинных операций и рационализации всего процесса проектирования и реализации МОК;б)совместимость стандартных пакетов программ и серийного программного обеспечения, функционирующих в процессе профессиональной подготовки, и их адаптируемости к различным конфигурациям технической системы для организации мультипрограммной работы, то есть установления рационального режима времени и обеспечения работы в заданном режиме, и многопланового использования всех приборов и устройств комплекса информационных технических средств.Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 8
Обобщая все изложенное, отметим, что готовность преподавателей к проектированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда диалектически взаимосвязана не только с его функциональнодолжностными обязанностями, специальностью, квалификацией, но и с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательной политикой вуза.
Ссылки на источники1.Бадрутдинов М.Н. Функции мультимедийнообучающего комплекса как средства социальной практики // Общество: социология, психология, педагогика.–2014.–№ 1. –URL:http://domhors.ru/issue/spp/20141/badrutdinov.pdf.2.Воскобойникова М., Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза// Высшее образование в России. –2008. –№5. –С. 139–143.3.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика.–2008.–№ 8. –С. 9–16.4.Бадрутдинов М.Н. Принципы структурирования учебного материала мультимедийнообучающего комплекса по охране труда для бакалавров инженерностроительного профиля // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –URL: http://ekoncept.ru/2014/14042.htm.
5.Шарафутдинов Д.К., Сибагатуллин Р.Р.,Бадрутдинов М.Н. Повышение качества профессиональной подготовки в сфере безопасности труда работников, занятых на ремонте магистральных трубопроводов// Журнал нефтегазового строительства.–2011.–№ 2.–С. 46–54.6.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. –2013.–№ 4. –URL:http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.7.Шарафутдинов Д.К., Бадрутдинов М.Н., Сибагатуллин Р.Р. Дидактические средства по охране труда при ремонте и реконструкции магистральных трубопроводов на основе графического дизайна и информационных технологий// Безопасность труда в промышленности.–2011.–№ 9.–С. 61–68.8.Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов.–2012. –№1.–С. 64–71.9.Шарафутдинов Д.К., Сибгатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н.Инновационный учебнометодический комплекс на основе графического дизайна и информационных технологий как средство формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работающих на ремонте и реконструкции магистральных газопроводов // Нефтегазовое дело.–2011.–№ 6.–С. 471–479. –URL:http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf.10.Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2009. –№ 1.–С. 79–82.
Marat Badrutdinov,
Candidate of Pedagogic Sciences, lecturerat thechair of Occupational Safety and Right,Kazan State ArchitecturalConstruction University, Kazanbadrutdinovm@gmail.comFormation of teachers’readiness to the design and implementation of multimediatraining complex on laborprotectionAbstract. The paper is devoted to formation of teachers’readiness to the design and implementation of multimediatraining complex on laborprotection. The authorbelievesthat improved and effective teacher readiness to design and implementation of multimediatraining complex on labor protection in the process of training contribute tothe creation of parametric models of scientific and methodological activities of teachers, development of a system of psychological, educational, physiological, ergonomic and social factors that provide intensification and optimization of scientific and pedagogical work, teacher training selection and structuring of educational material for multimediatraining complex and systematic establishment of regulatory and technical requirements for complex information technology tools and training programs.Keywords: multimedia training complex, labor protection, informational methodical instrument.References1.Badrutdinov,M. N. (2014) “Funkcii mul'timedijnoobuchajushhego kompleksa kak sredstva social'noj praktiki”,Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika,№ 1. Available at: http://domhors.ru/issue/spp/20141/badrutdinov.pdf (in Russian).Бадрутдинов М. Н.Формирование готовности преподавателей к проек0тированию и реализации мультимедийнообучающего комплекса по охране труда // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15366. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15366.htm.2ISSN 2304120X. 9
2.Voskobojnikova,M., Pugacheva, N. B. &Chepuryshkin,I. P. (2008) “Kachestvo obrazovanija kak faktor konkurentosposobnosti vuza”,Vysshee obrazovanie v Rossii,№ 5,pp.139–143(in Russian).3.Pugacheva, N. B. &Chepuryshkin,I. P. (2008) “Regionalizacija obrazovanija kak predmet nauchnyh issledovanij”,Pedagogika,№ 8,pp.9–16(in Russian).4.Badrutdinov,M. N. (2014) “Principy strukturirovanija uchebnogo materiala mul'timedijnoobuchajushhego kompleksa po ohrane truda dlja bakalavrov inzhenernostroitel'nogo profilja”,Koncept,№ 02 (fevral'). Available at: http://ekoncept.ru/2014/14042.htm (in Russian). 5.Sharafutdinov,D. K., Sibagatullin, R. R. &Badrutdinov,M. N. (2011) “Povyshenie kachestva professional'noj podgotovki v sfere bezopasnosti truda rabotnikov, zanjatyh na remonte magistral'nyh truboprovodov”,Zhurnal neftegazovogo stroitel'stva,№ 2,pp.46–54(in Russian).6.Lunev, A. N. &Pugacheva,N. B. (2013) “Social'najapraktika kak filosofskoe osnovanie pedagogicheskogo strategirovanija v tehnicheskom vuze”,Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura,№ 4. Available at: http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html (in Russian).7.Sharafutdinov,D. K., Badrutdinov, M. N. &Sibagatullin,R. R. (2011) “Didakticheskie sredstva po ohrane truda pri remonte i rekonstrukcii magistral'nyh truboprovodov na osnove graficheskogo dizajna i informacionnyh tehnologij”,Bezopasnost' truda v promyshlennosti,№ 9,pp.61–68(in Russian).8.Pugacheva,N. B., Suddenkova, N. V. &Tatarinova,I. P. (2012) “Sushhnostnaja harakteristika innovacionnoj obrazovatel'noj sredy”,Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov,№ 1,pp.64–71(in Russian).9.Sharafutdinov,D. K., Sibgatullin, R. R. &Badrutdinov,M. N. (2011) “Innovacionnyj uchebnometodicheskij kompleks na osnove graficheskogo dizajna i informacionnyh tehnologij kak sredstvo formirovanija professional'nyh kompetencij po bezopasnosti truda rabotajushhih na remonte i rekonstrukcii magistral'nyh gazoprovodov”,Neftegazovoe delo,№ 6,pp.471–479. Available at: http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf (in Russian).10.Pugacheva,N. B. (2009) “Konceptual'nye osnovy modernizacii sistemy professional'nogo obrazovanija dlja regional'nogo rynka truda”,Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom,№ 1,pp.79–82(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived19.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.10.15ОпубликованаPublished31.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бадрутдинов М. Н., 2015
www.ekoncept.ru