Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10 классе – дань традиции или социальная необходимость?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронова Н. А. Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10 классе – дань традиции или социальная необходимость? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15389.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальность чтения и изучения романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10-м классе, предлагается вариант дискуссии, в основе которой – соотнесение отдельных фрагментов романа с личным читательским опытом школьника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15389УДК 372.882

Миронова Наталия Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы филологического факультета Института филологии и иностранных языков ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москваmnatasha2004@yandex.ru

Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10м классе:дань традиции или социальная необходимость?

Аннотация. В статье рассматривается актуальность чтения и изучения романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10мклассе, предлагается вариант дискуссии, в основе которой ‬соотнесение отдельных фрагментов романа с личным читательским опытом школьника.Ключевыеслова: роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», актуализация прочитанного, дискуссия, романутопия, полемичность произведения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В российской школе «Литература» является ведущим гуманитарным предметом, формирующим духовнонравственную сферу личности. В проекте «Концепции школьного филологического образования» заявлено: «В процессе изучения предмета “Литература”учащиеся получают эстетический и нравственный опыт, развивают читательскую культуру, овладевают научным инструментарием, совершенствуют владение русским языком. Связи литературы с историей, лингвистикой, культурологией и другими областями знаний делают процесс изучения литературы универсальным и уникальным способом познания действительности как целостной, взаимосвязанной системы, меняющейся во времени. Природа учебного предмета (искусство) и природа субъекта обучения (личность ребенка) определяют направленность и механизм литературного развития: диалог читателяшкольника с художественным произведением»[1].Сегодня в литературном образовании как никогда остро стоит проблема отбора произведений художественной литературы для обязательного и внеклассного чтения. Задача учителейсловесников, а также всех тех, кто максимально заинтересован в формировании грамотного читателя, сделать изучение произведений русской литературы в школе не обременительной обязанностью, необходимой для сдачи итогового экзамена и получения аттестата, а потребностью формирующейся личности. По словам Е. О. Галицких, «от учителясловесника общество ждет культуры, культуры языка, культуры личностной, ясности мыслей ичистоты чувств, интеллигентного облика и поведения, «человеческого вчеловеке»» [2].В статьях, посвященных вопросам литературного образования, всечаще звучат вопросы о том, с какой целью то или иное произведение литературы включено в списки для юношеского чтения. Необходимость обращения к тому или иному художественному произведению на уроках литературыи во внеклассном чтении должна быть обусловлена рядом факторов: актуальностью проблем, поставленных в произведении; художественной ценностью текста, его способностью формировать духовнонравственные ориентиры личности. В данной статье речь в первую очередь пойдет о целесообразности включения романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в практику Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 2

школьного преподавания литературы в 10мклассе [3]. Перед методическим сообществом стоят следующие вопросы: актуален ли роман для современного старшеклассникачитателя? Востребовано ли изучение данного произведения в личном опыте учащегося? Интересен ли такого типа художественный текст ученику? В данной статье делается попытка ответа на все эти вопросы. Автор старается разобраться в указанном и предложить своевидение прочтения и изучения романаН. Г. Чернышевского «Что делать?» в 10мклассе. При этом предлагается следующий путь изучения произведения ‬соотнесение отдельных фрагментов романа с личным читательским опытом школьника. Задача такой работы ‬заинтересовать школьника политическим и социальноутопическим произведением, проникнутым духом полемики. Перед работой с художественным текстом важно актуализировать биографический и творческий путь Н. Г. Чернышевского как человека своего времени. В первую очередь останавливаемся на ключевых моментах биографии писателя.Формирование взглядовН. Г. Чернышевского, отношения к жизни. Для актуализации и систематизации учащимся предлагается следующая информация о писателе: «Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье протоиерея… С 7‬8 лет началось систематическое домашнее обучение, проходившее под руководством отца… Уже в 13‬14 лет Чернышевский знал латинский и греческий языки, усиленно изучал французский и немецкий.Чернышевский называл себя “библиофагом”, “пожирателем книг”… С сентября 1836 годаЧернышевский стал числиться в списках Саратовского духовноприходского училища, а в 1842 году был зачислен в низший класс семинарии… его любили в семинарии, потому что, будучи в числе “первых учеников”, самоотверженно помогал многим семинаристам… с товарищами занимался переводом… Не закончив семинарию, Чернышевский с согласия родителей поступил в Петербургский университет на историкофилологическое отделение философского факультета… Николай Гаврилович остается попрежнему религиозным человеком: он просит отца прислать ему роспись постам и постным дням, ибо намерен строго их соблюдать… настольной книгой… была Библия… В январе 1851 года Чернышевский был назначен преподавателем Саратовской гимназии… Чернышевский уже тогда мыслил радикально, и в политике его больше всего занимала идея революционного переустройства общества» [4]. Возможные вопросы для обсуждения:Н. Г. Чернышевский родился всемье протоиерея. Кто такой протоиерей? (За сведениями обратись к специальной литературе, предварительно подготовленной учителем.) Какие взгляды формировал у своего сына отецпротоиерей? Почему?Подумай, какие книги могли находиться в домашней библиотеке в домеН.Г.Чернышевского в 30е гг. XIXв. А какие книги находятся в вашей домашней библиотеке? Сайты каких электронных библиотек используются в вашей семье? На что вы обращаете внимание, когда впервые берете книгу в руки?Какие качества характера проявлял Н. Г. Чернышевский, учась в духовноприходском училище, а затем в семинарии? Какие взаимоотношения с родителями, отцом сохранялись у Н. Г. Чернышевского в молодости? Как такое отношение к семье характеризует будущего критика?Вспомни, кто из русских писателей, критиков живет и ведет активную литературную деятельность в Петербурге в конце 40х гг. XIXв. Можно ли утверждать, что будущий критик попадает в эпицентр духовной жизни России? Объясни свою позицию.Как вы думаете, работая преподавателем в гимназии, какое влияние оказывалН. Г. Чернышевский на своих учеников? О чем мог говорить со своими воспитанниками?Отношение Н. Г. Чернышевского к искусству, к литературной критике. Старшеклассникам предлагается обратиться к следующему материалу: «Чернышевский… Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 3

в 1855 году… возглавляет отдел критики журнала “Современник”…10 мая 1855 года в Петербургском университете… состоялась защита диссертации “Эстетические отношения искусства кдействительности”. Соратник Чернышевского Н.В.Шелгунов писал: “…Все здание русской эстетики Чернышевский сбрасывал с пьедестала и старался доказать, что жизни выше искусства и что искусство только старается ей подражать”. Краеугольный камень эстетики Чернышевского: “прекрасное есть жизнь”и “общественное в жизни ‬вот содержание искусства”… И. С. Тургенев, прочитавший опубликованную диссертацию, пришел в бешенство и назвал её “гнусной мертвичиной”»[5]. Возможные вопросы для обсуждения:Вспомните, что вызнаете о журнале «Современник». Каким было издание в 50е гг. XIXв.? Кто его главный редактор? Кто и почему сделалН. Г. Чернышевского главным критиком журнала? (За информацией можно обратиться как к прошлому опыту учащихся, так и к справочникам, литературоведческим книгам, электронным ресурсам.)Какие взгляды на искусство развивает Н. Г. Чернышевский в своей магистерской диссертации? В чем понимание искусства Чернышевским расходится с взглядами других писателей? Почему произошел раскол в редакции журнала «Современник»?На данном этапе дискуссии важно также выявить взглядыН. Г. Чернышевскогокритика. Писатель определяет назначение критикитак: «Критика есть суждение о достоинствах и недостатках какогонибудь литературного произведения. Ее назначение ‬служить выражением мнения лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе. Само собою разумеется, что эта цель может быть достигаема скольконибудь удовлетворительным образом только при всевозможной заботе о ясности, определенности и прямоте. Что за выражение общественного мнения ‬выражение обоюдное, темное? Каким образом даст критика возможность познакомиться с этим мнением, объяснить его массе, если сама будет нуждаться в пояснениях и будет оставлять место недоразумениям и вопросам: “да что же вы думаете в самомто деле, г. критик? да в каком же смысле надобно понимать то, что вы говорите, г. критик?”Поэтому критика вообще должна, сколько возможно, избегать всяких недомолвок, оговорок, тонких и темных намеков и всех тому подобных околичностей, только мешающих прямоте и ясности дела. Русская критика не должна быть похожа на щепетильную, тонкую, уклончивую и пустую критику французских фельетонов; эта уклончивость и мелочность не во вкусе русской публики, нейдет к живым и ясным убеждениям, которых требует совершенно справедливо от критики наша публика. Следствия уклончивых и позолоченных фраз всегда были и будут у нас одинаковы: сначала эти фразы вводят в заблуждение читателей, иногда относительно достоинства произведений, всегда относительно мнений журнала о литературных произведениях; потом публика теряет доверие к мнениям журнала; и потому все наши журналы, желавшие, чтобы их критика имела влияние и пользовалась доверием, отличались прямотою, неуклончивостью, неуступчивостью(в хорошем смысле) своей критики, называвшей все вещи ‬сколько то было возможно ‬прямыми их именами, как бы жестки ни были имена…» (из статьи Н. Г. Чернышевского «Об искренности в критике»). Здесь важно выявить позицию самих учащихся: согласны ли они с заявленной точкой зрения? Используют ли они критические статьи в процессе работы над художественным текстом? Помогает или мешает пониманию художественного текста обращение к критической статье? Юный читатель сам должен определить значение критической литературы; объяснить, способствует ли мнение критика пониманию авторской позиции, проблематики произведения; формулированию собственного отношения к художественному тексту. У каждого читателя должен постепенно сформироваться свой взгляд на литературную критику, своеотношение к ней.

Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 4

Н. Г. Чернышевский как центр общественной и политической жизни России 60х гг. XIXв. Предлагаем учащимся обратиться к следующей информации: «Следствие лихорадочно пыталось хоть какнибудь скроить дело против Чернышевского… 5 февраля 1864 года Сенат составил приговор, согласно которому Чернышевского приговаривали к каторжным работам на 14 лет в рудниках, а затем он должен был остаться на поселении в Сибири навсегда. Александр IIсократил срок каторжных работ вполовину ‬до 7 лет» [6]. Возможные вопросы для дискуссии:Чем политические и общественные взгляды Н. Г. Чернышевского не устраивали государственную власть? Почему против критика завели дело и сослали его на каторгу?Подумайте, почему сначала власти приговорили Н. Г. Чернышевского к 14годам каторги, а потом царь сократил срок каторжных работ до 7 лет.Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В литературном процессе XIXв.данный текст занимает особое место, поэтому обсуждение произведения следует сопровождать отсылками к мнению писателей и читателей того времени. После публикации романа Н. С. Лесков писал:«…о романе Чернышевскоготолковалине шепотом, не тишком,‬во всю глотку в залах, на подъездах,застоломгжиМильбретивподвальнойпивнице Штенбокова пассажа.Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость”и т. п.‬всё на разные тоны» [7]. Почему «Что делать?» так активно читали в XIXв.? Почему произведение Н. Г. Чернышевского удостоилось таких противоположных оценок читателей? На эти и другие вопросы отвечаем в ходе дискуссии, организованной учителем на уроке. Роман «Что делать?» Н. Г. Чернышевскоговыходит в мартовском, апрельском и майском номерах журнала «Современник» за 1863 г. Чернышевский начал писать свой роман в Петропавловской крепости 4 декабря 1862 го., закончил его 4 апреля 1863 г. В ходе дискуссии старшеклассники отвечают на следующие вопросы:Почему цензура пропустила роман,и он был напечатан в журнале «Современник»? Подумайте, почему произведение Н. Г. Чернышевского «Что делать?» было написано за очень короткий срок, всего несколько месяцев. Вспомните, сколько по времени писал свои художественные тексты И. А. Гончаров. Как складывался замысел «Отцов и детей» И. С. Тургенева?Что для Н. Г. Чернышевского было самым главным при написании романа? Какими целями и задачами он руководствовался?Роман «Что делать?» не случайно посвящен жене Чернышевского, Ольге Сократовне: в центре произведения ‬судьба женщины, которая «выламывается» из своего социального круга и постепенно, в результате духовной и интеллектуальной эволюции, пополняет ряды «новых людей». Просим учащихся объяснить следующее:Охарактеризуйте Веру Павловну ‬главную героиню романа: её взаимоотношения с Лопуховым, Кирсановым, её характер, формирование взглядов на любовь (от любвиблагодарности к любвиравноправию). Как в романе показан труд женщины в обществе?Прочитайте первый сон Веры Павловны. В чем его символическое и аллегорическое значение в романе? Почему он снится именно Вере Павловне? Как с помощью сна раскрывается эволюция Веры Павловны, её духовное прозрение?Прочитайте четвертый сон Веры Павловны. В Хрустальном дворце Вера Павловна видит прообраз счастливого будущего, где нет «ни воспоминаний, ни опасений нужды и горя», где царят один вольный труд, довольство, добро и наслаждение. Возможно ли такое будущее? Согласны ли вы с тем, что перед нами утопия?Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 5

Здесь в ходе работы над темой учитель организует работу с сообщениемдокладом и просмотр презентации на тему «Особенности романаутопии в европейской литературе» (проверка индивидуального задания). После прослушанного доклада предлагаем старшеклассникам доказать, что романН. Г. Чернышевского «Что делать?» социальноутопический.В произведении Н. Г. Чернышевского «Что делать?» дан ряд «новых людей», которые являются воплощением положительного идеала писателя («Недавно зародился у нас этот тип… он знамение времени»). В ходе дискуссии просим ребят ответить на следующие вопросы:Кто в романе входит в число «новых людей»? Из какой среды, как правило, были эти «новые люди»?Лопухов (герой романа, один из представителей «новых людей») все свои поступки объясняет теорией «разумного эгоизма». В чем сущность этой теории? Как она раскрывается в поступках Лопухова?Прочитайте главу об «особенном человеке» Рахметове, который специально готовит себя к поприщу профессионального революционера. Как формирует силу воли Рахметов? С кем он знакомится? Как он приобщается к жизни простого народа? Почему он отказывается от любви? Не кажутся ли вам поступки Рахметова искусственными? Объясните свою позицию.Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» после своей публикации был очень популярен особенно среди читающей молодежи. Старшеклассники должны объяснить, почему так было, какие особенности произведения импонировали молодой читающей публике в XIXв.Н. С. Лесков писал о своем впечатлении от романа «Что делать?»: «Романг.Чернышевского ‬явлениеоченьсмелое, очень крупное и, в известномотношении,оченьполезное.Критикиполной и добросовестной на него здесьи теперьожидать невозможно, а в будущем он не проживет долго…Тяжело мне было читатьэтотроман…потому, что роман страннонаписаничтовнемсовершеннопренебреженото,чтоназываетсяхудожественностью» [8]. Здесь важно, чтобы ребята порассуждали над тем, почему Н. С. Лесков пишет о том, что роман Н. Г. Чернышевскогознамение времени и он «не проживет долго»; объяснили: согласны ли они с такой точкой зрения?Какое впечатление от романа создалось лично у них? Отказывают ли они в художественности данному произведению? Сложно ли им было читать роман Н.Г.Чернышевского?Изучение романа Н. Г. Чернышевского «Чтоделать?» можно организовать поразному [9], главное, чтобы старшеклассники увидели в ходе обсуждения не следование неким канонам изучения литературы XIXв.в старшей школе, а поняли необычность, полемичность социальнополитического произведения, соотнесли впечатления от прочитанного со своим читательским опытом, ввели произведение в круг своего чтения.

Ссылки на источники1.Концепцияшкольного филологического образования: русский язык и литература. ‬М.: ООО «Русское слово ‬учебник», 2015. ‬112 с.2.Галицких Е. О. Призвание учителясловесника в контексте философии гуманной педагогики // Концепт: Философские основы гуманной педагогики. Вып.2.‬2015.‬С. 20.‬URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65259.html.3.Миронова Н. А. Концепция непрерывного литературного образования: практикоориентированный подход. ‬Ярославль: Ремдер, 2012. ‬132 с.4.Чернышевский Н. Г. Что делать?: роман. ‬М.: Дрофа, 2003. ‬С. 5‬8.Миронова Н. А.Чтение и изучение романа Н. Г. Чернышевского «Что де0лать?» в 10м классе: дань традиции или социальная необходимость?// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15389. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15389.htm.2ISSN 2304120X. 6

5.Там же. ‬С. 10‬11.6.Там же. ‬С. 15‬16.7.Лесков Н. С. Николай Гаврилович Чернышевский в его романе «Что делать?» // Северная пчела.‬1863.‬URL: http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_001141.shtml.

8.Там же. 9.Миронова Н. А. Отражение концепции непрерывного литературного образования в современных программах по литературе для основной школы (в методическую лабораторию учителясловесника) // Начальная школа плюс До и После. ‬2013. ‬№ 1. ‬С. 57‬61.

Natalia Mironova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of Methodology of Teaching Literature,Philological Department of the Institute of Philology and Foreign Languages, Moscow State Pedagogical University, Moscowmnatasha2004@yandex.ruReading and studying N.G.Chernyshevsky’snovel “Whatis to Be Done?” with10thgradestudents:a tribute to tradition or social need?Abstract.The paper discusses the relevance of reading and studying N.G.Chernyshevsky’snovel “Whatis to Be Done?” with 10thgradestudents. The author suggeststhe variant of the debate, based on the correlation of the individual fragments of the novel with personal reading experience of astudent.Keywords:N.G.Chernyshevsky’snovel “Whatis to Be Done?”, updated reading, discussion, novelutopia, polemical works.References1.(2015). Koncepcija shkol'nogo filologicheskogo obrazovanija: russkij jazyk i literatura, OOO “Russkoe slovo ‬uchebnik”, Moscow, 112 p.(in Russian)2.Galickih, E. O. (2015). “Prizvanie uchiteljaslovesnika v kontekste filosofii gumannoj pedagogiki”, Koncept: Filosofskie osnovy gumannoj pedagogiki. Vyp. 2, p. 20. Available at: http://ekoncept.ru/teleconf/65259.html(in Russian).3.Mironova,N. A. (2012). Koncepcija nepreryvnogo literaturnogo obrazovanija: praktikoorientirovannyj podhod, Remder, Jaroslavl', 132 p.(in Russian).4.Chernyshevskij,N. G. (2003). Chto delat'?: roman, Drofa, Moscow, pp. 5‬8(in Russian).5.Ibid., pp. 10‬11.6.Ibid., pp. 15‬16.7.Leskov,N. S. (1863). “Nikolaj Gavrilovich Chernyshevskij v ego romane 'Chto delat'?’”, Severnaja pchela, Available at: http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text _001141.shtml(in Russian).

8.Ibid. 9.Mironova,N. A. (2013). “Otrazhenie koncepcii nepreryvnogo literaturnogoobrazovanija v sovremennyh programmah po literature dlja osnovnoj shkoly (v metodicheskuju laboratoriju uchiteljaslovesnika)”, Nachal'naja shkola pljus Do i Posle, № 1, pp. 57‬61(inRussian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived16.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.09.15ОпубликованаPublished28.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Миронова Н. А., 2015

www.ekoncept.ru