Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андреева
Н.
А.,
Носов
А.
Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 12 (декабрь). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15409.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к классификации основных методов управления государственной и муниципальной собственностью. Показаны положительные и отрицательные характеристики приватизации государственной и муниципальной собственности, передачи государственной и муниципальной собственности в аренду, передачи государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование, передачи государственной и муниципальной собственности в доверительное управление, управления государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения. Делается вывод о влиянии выбранного метода на эффективность экономических процессов.
Ключевые слова:
государственное и муниципальное управление, методы управления, приватизация, передача собственности в аренду, доверительное управление, концессионное соглашение
Текст статьи
Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15409УДК 338.24
Андреева Надежда Александровна, ассистент кафедры экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Носов Александр Леонидович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров Logistic_vgu@mail.ru
Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к классификации основных методов управления государственной и муниципальной собственностью. Показаны положительные и отрицательные характеристики приватизации государственной и муниципальной собственности, передачи государственной и муниципальной собственности в аренду, передачи государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование, передачи государственной и муниципальной собственности в доверительное управление, управления государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения. Делается вывод о влиянии выбранного метода на эффективность экономических процессов.Ключевые слова:государственное и муниципальное управление, методы управления, приватизация, передача собственности в аренду, доверительное управление, концессионное соглашение.Раздел: (04) экономика.
Эффективное управление собственностью определяется,с одной стороны,видом собственности, с другой стороны,методом управления. Прежде чем классифицировать методы управления государственной и муниципальной собственностью, необходимо знать, что такое государственная и муниципальная собственность и что такое методы управления.Под государственной собственностью понимают имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.К муниципальной собственности относят имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.
Методы управления –это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.Методы управления государственным имуществом –способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:организационноправовые методы –распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;организационноэкономические методы –воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 2
К определению методов управления государственной и муниципальной собственностьюи их классификации разные авторы подходят поразному [1]. Так, М.Б.Двинский и Е.Н. Почекутова рассматривают в качестве методов управления государственной и муниципальной собственностью пять наиболее часто встречающихся способов:продажу объектов государственной и муниципальной собственности;передачу в аренду;создание на базе объектов собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий; внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ;развитие объекта собственности путем инвестирования.В.Ф. Комченков проводит разделение методов на следующие группы:методы продажи государственного и муниципального имущества;методы закрепления имущества за унитарными предприятиями и государственными учреждениями;передача государственной и муниципальной собственности в аренду;методы использования совместно с бизнесом государственной и муниципальной собственности;методы управления природными ресурсами и недропользованием;методы управления денежными средствами.Т.Ю. Лушникова [2]выделяет только три способа управления государственной собственностью:приватизация;национализация;аренда.По нашему мнению, к основным методам управления государственной и муниципальной собственностью можно отнести следующие:приватизация государственной и муниципальной собственности;передача государственной и муниципальной собственности в аренду;передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование;передача государственной и муниципальной собственности вдоверительное управление;управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.Приватизация государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[3]. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственностиРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и/илиюридических лиц. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606, гл. 34, ч.2 ГК РФ) [4]. В качестве арендодателя выступают органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Арендатором может быть какфизическое, так и юридическое лицо. Договор аренды государственного и муниципального имущества Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 3
в соответствиис Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135ФЗ «О защите конкуренции» [5]заключаетсятолько по результатам проведения конкурсов или аукционовна право заключения договоров аренды.По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689, гл.36, ч.2 ГК РФ).При передаче государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование субъектами договорных отношений являются:ссудодатель–Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;ссудополучатель–физические и юридические лица, включая органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления.По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст.1012, гл.53, ч.2 ГК РФ).Учредителем управления могут выступать компетентные органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/илиреконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собойи предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее–объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [6].К концедентам, в соответствиис Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115ФЗ «О концессионных соглашениях», относят Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование, которые участвуют в концессионных правоотношениях посредством уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственной компании «Российские автомобильные дороги». Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.Каждый метод управления государственной и муниципальной собственностью, используемый органами исполнительной власти, может оказать положительное и отрицательное воздействие на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований.Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований приведена в таблице.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 4
Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развитиягосударства и муниципальных образований
Метод управления государственнойи муниципальной собственностьюПоложительное воздействиена эффективность экономического развитиягосударстваи муниципальных образованийОтрицательное воздействиена эффективность экономического развитиягосударстваи муниципальных образованийПриватизация государственной и муниципальной собственностиУвеличение доходов соответствующих бюджетов в краткосрочном периоде;сокращение расходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности;повышение эффективности использования государственной и муниципальнойсобственности
Право собственности переходит от государства к другому лицу;уменьшение объема государственной и муниципальной собственности;сокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде;потеря контроля государства и органов местногосамоуправления над приватизируемым объектом собственностиПередача государственной и муниципальной собственности в арендуСтабильный доход соответствующих бюджетов в виде арендной платы в течение срока аренды государственной и муниципальной собственности;повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиПотеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в аренду, в течение срока аренды;отсутствие заинтересованности в развитии объекта государственной и муниципальной собственности со стороны арендатора в случае коротких сроков аренды
Передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользованиеПовышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиСокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде;потеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в безвозмездное пользование, в течение срока безвозмездного пользованияПередача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление
Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;стабильность и прогнозируемость денежных доходов в соответствующий бюджет;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание специализированного подразделения по управлению государственнойи муниципальной собственностьюПотеря возможных налоговых поступлений (налог на имущество организаций);трудности в поиске компетентных доверительных управляющихУправление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашенияУвеличение доходов соответствующих бюджетов в виде концессионной платы;повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;развитиеили создание объектов государственной и муниципальной собственности за счет концессионера;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиСложности в поиске концессионера, обладающего достаточным капиталом для выполнения условийконцессионного соглашения
Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 5
Таким образом, в ходе сравнительного анализа воздействия использования различных методов в управлении государственнойи муниципальной собственностьюмы установили, что наиболее предпочтительным является использование следующих методов управления:передача государственной и муниципальной собственности в аренду;передача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление;управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.Применение перечисленных методов в долгосрочном периоде окажет положительное воздействие на рост эффективности экономического использования объектов государственной и муниципальной собственности при условии наличия квалифицированного человеческого капитала, обладающего необходимыми компетенциями в области управления [7].Любой метод управления должен быть направлен на поиск наиболее эффективных решений как на оперативном, так и на стратегическом уровне. Концептуальные подходы к оптимальному управлению в экономике рассмотрены в работе [8].
Ссылки на источники1.Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб.пособие для студ.высш.учеб.учреждений, обучающихся по специальностям 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения/ В.Ф. Комченков, П.А. Кузин, В.П. Хренков.–Тамбов: Издво ИП Чеснокова А. В., 2008. –308с.2.Лушникова Т. Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб.пособие.–Челябинск: Челяб. гос. унт, 2008. –165с.3.О приватизации государственного и муниципального имущества:федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178ФЗ(с изменениями и дополнениями). –URL:http://base.garant.ru/12125505/4.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14ФЗ.Ч.2.–URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/5.О защите конкуренции:федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135ФЗ(с изменениями и дополнениями).–URL:http://base.garant.ru/12148517/6.О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115ФЗ (с изменениями и дополнениями).–URL:http://base.garant.ru/12141176/7.Катаргина Н.А., Носов А.Л.Человеческий капитал и мобильность трудовых ресурсов как определяющие факторы повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях // Вопросы новой экономики. –2014. –№ 2(30). –С. 68–74.8.Носов А.Л. Концепции оптимального управления экономическими системами // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ2014. –М.: Институт проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН,2014. –С. 6107–6115.
Nadezhda Andreeva,Assistant of a lecturer at the chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, KirovAlexander Nosov, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Professor, head of chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, Kirov Logistic_vgu@mail.ru Classification of the main methods of state and municipal propertycontrolAbstract.The paper describes the approach to classification of the main methods of management of state and municipal property. The authors showpositive and negative characteristics of the privatization of state and municipal property, the transfer of state and municipal property for rent, transfer of state and municipal property in the free use, transfer of state and municipal property in trust management of state and municipal property by the concession agreement. It is concluded that the effect of the chosen method on the efficiency of economic processes.Keywords:state and municipal administration, management, privatization, transfer of property for rent, trust management, concession agreement.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 6
References1.Komchenkov, V. F.,Kuzin, P. A. & Hrenkov, V. P.(2008).Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. uchrezhdenij, obuchajushhihsja po special'nostjam 080504 “Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie”ochnoj i zaochnoj form obuchenija, Izdvo IP Chesnokova A. V., Tambov, 308 p. (in Russian).2.Lushnikova,T. Ju. (2008). Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie, Cheljab. gos. unt, Cheljabinsk, 165 p.(in Russian).3.O privatizacii gosudarstvennogo i municipal'nogo imushhestva:federal'nyj zakon ot 21 dekabrja 2001 g. № 178FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12125505/(in Russian).4.Grazhdanskij kodeks RF (GK RF) ot 26.01.1996 № 14FZ. Ch. 2.Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/(in Russian).5.O zashhite konkurencii: federal'nyj zakon ot 26 ijulja 2006 g. № 135FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12148517/(in Russian).6.O koncessionnyh soglashenijah: federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2005 g. № 115FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12141176/(in Russian).7.Katargina,N. A. & Nosov,A. L. (2014). “Chelovecheskij kapital i mobil'nost' trudovyh resursov kakopredeljajushhie faktory povyshenija konkurentosposobnosti jekonomiki v sovremennyh uslovijah”,Voprosy novoj jekonomiki,№ 2(30), pp. 68–74(in Russian).8.Nosov,A. L.(2014).“Koncepcii optimal'nogo upravlenija jekonomicheskimi sistemami”,XII Vserossijskoe soveshhanie po problemam upravlenija VSPU2014, Institut problem upravlenija im. V. A. Trapeznikova RAN, Moscow,pp. 6107–6115(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционнойколлегии журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived29.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review01.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication01.11.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Андреева Н. А., Носов А. Л., 2015
www.ekoncept.ru
ART15409УДК 338.24
Андреева Надежда Александровна, ассистент кафедры экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Носов Александр Леонидович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров Logistic_vgu@mail.ru
Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к классификации основных методов управления государственной и муниципальной собственностью. Показаны положительные и отрицательные характеристики приватизации государственной и муниципальной собственности, передачи государственной и муниципальной собственности в аренду, передачи государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование, передачи государственной и муниципальной собственности в доверительное управление, управления государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения. Делается вывод о влиянии выбранного метода на эффективность экономических процессов.Ключевые слова:государственное и муниципальное управление, методы управления, приватизация, передача собственности в аренду, доверительное управление, концессионное соглашение.Раздел: (04) экономика.
Эффективное управление собственностью определяется,с одной стороны,видом собственности, с другой стороны,методом управления. Прежде чем классифицировать методы управления государственной и муниципальной собственностью, необходимо знать, что такое государственная и муниципальная собственность и что такое методы управления.Под государственной собственностью понимают имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.К муниципальной собственности относят имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.
Методы управления –это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.Методы управления государственным имуществом –способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:организационноправовые методы –распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;организационноэкономические методы –воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 2
К определению методов управления государственной и муниципальной собственностьюи их классификации разные авторы подходят поразному [1]. Так, М.Б.Двинский и Е.Н. Почекутова рассматривают в качестве методов управления государственной и муниципальной собственностью пять наиболее часто встречающихся способов:продажу объектов государственной и муниципальной собственности;передачу в аренду;создание на базе объектов собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий; внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ;развитие объекта собственности путем инвестирования.В.Ф. Комченков проводит разделение методов на следующие группы:методы продажи государственного и муниципального имущества;методы закрепления имущества за унитарными предприятиями и государственными учреждениями;передача государственной и муниципальной собственности в аренду;методы использования совместно с бизнесом государственной и муниципальной собственности;методы управления природными ресурсами и недропользованием;методы управления денежными средствами.Т.Ю. Лушникова [2]выделяет только три способа управления государственной собственностью:приватизация;национализация;аренда.По нашему мнению, к основным методам управления государственной и муниципальной собственностью можно отнести следующие:приватизация государственной и муниципальной собственности;передача государственной и муниципальной собственности в аренду;передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование;передача государственной и муниципальной собственности вдоверительное управление;управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.Приватизация государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[3]. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственностиРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и/илиюридических лиц. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606, гл. 34, ч.2 ГК РФ) [4]. В качестве арендодателя выступают органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Арендатором может быть какфизическое, так и юридическое лицо. Договор аренды государственного и муниципального имущества Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 3
в соответствиис Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135ФЗ «О защите конкуренции» [5]заключаетсятолько по результатам проведения конкурсов или аукционовна право заключения договоров аренды.По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689, гл.36, ч.2 ГК РФ).При передаче государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование субъектами договорных отношений являются:ссудодатель–Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;ссудополучатель–физические и юридические лица, включая органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления.По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст.1012, гл.53, ч.2 ГК РФ).Учредителем управления могут выступать компетентные органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/илиреконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собойи предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее–объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [6].К концедентам, в соответствиис Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115ФЗ «О концессионных соглашениях», относят Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование, которые участвуют в концессионных правоотношениях посредством уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственной компании «Российские автомобильные дороги». Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.Каждый метод управления государственной и муниципальной собственностью, используемый органами исполнительной власти, может оказать положительное и отрицательное воздействие на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований.Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований приведена в таблице.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 4
Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развитиягосударства и муниципальных образований
Метод управления государственнойи муниципальной собственностьюПоложительное воздействиена эффективность экономического развитиягосударстваи муниципальных образованийОтрицательное воздействиена эффективность экономического развитиягосударстваи муниципальных образованийПриватизация государственной и муниципальной собственностиУвеличение доходов соответствующих бюджетов в краткосрочном периоде;сокращение расходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности;повышение эффективности использования государственной и муниципальнойсобственности
Право собственности переходит от государства к другому лицу;уменьшение объема государственной и муниципальной собственности;сокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде;потеря контроля государства и органов местногосамоуправления над приватизируемым объектом собственностиПередача государственной и муниципальной собственности в арендуСтабильный доход соответствующих бюджетов в виде арендной платы в течение срока аренды государственной и муниципальной собственности;повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиПотеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в аренду, в течение срока аренды;отсутствие заинтересованности в развитии объекта государственной и муниципальной собственности со стороны арендатора в случае коротких сроков аренды
Передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользованиеПовышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиСокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде;потеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в безвозмездное пользование, в течение срока безвозмездного пользованияПередача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление
Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;стабильность и прогнозируемость денежных доходов в соответствующий бюджет;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание специализированного подразделения по управлению государственнойи муниципальной собственностьюПотеря возможных налоговых поступлений (налог на имущество организаций);трудности в поиске компетентных доверительных управляющихУправление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашенияУвеличение доходов соответствующих бюджетов в виде концессионной платы;повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;развитиеили создание объектов государственной и муниципальной собственности за счет концессионера;сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственностиСложности в поиске концессионера, обладающего достаточным капиталом для выполнения условийконцессионного соглашения
Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 5
Таким образом, в ходе сравнительного анализа воздействия использования различных методов в управлении государственнойи муниципальной собственностьюмы установили, что наиболее предпочтительным является использование следующих методов управления:передача государственной и муниципальной собственности в аренду;передача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление;управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.Применение перечисленных методов в долгосрочном периоде окажет положительное воздействие на рост эффективности экономического использования объектов государственной и муниципальной собственности при условии наличия квалифицированного человеческого капитала, обладающего необходимыми компетенциями в области управления [7].Любой метод управления должен быть направлен на поиск наиболее эффективных решений как на оперативном, так и на стратегическом уровне. Концептуальные подходы к оптимальному управлению в экономике рассмотрены в работе [8].
Ссылки на источники1.Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб.пособие для студ.высш.учеб.учреждений, обучающихся по специальностям 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения/ В.Ф. Комченков, П.А. Кузин, В.П. Хренков.–Тамбов: Издво ИП Чеснокова А. В., 2008. –308с.2.Лушникова Т. Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб.пособие.–Челябинск: Челяб. гос. унт, 2008. –165с.3.О приватизации государственного и муниципального имущества:федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178ФЗ(с изменениями и дополнениями). –URL:http://base.garant.ru/12125505/4.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14ФЗ.Ч.2.–URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/5.О защите конкуренции:федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135ФЗ(с изменениями и дополнениями).–URL:http://base.garant.ru/12148517/6.О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115ФЗ (с изменениями и дополнениями).–URL:http://base.garant.ru/12141176/7.Катаргина Н.А., Носов А.Л.Человеческий капитал и мобильность трудовых ресурсов как определяющие факторы повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях // Вопросы новой экономики. –2014. –№ 2(30). –С. 68–74.8.Носов А.Л. Концепции оптимального управления экономическими системами // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ2014. –М.: Институт проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН,2014. –С. 6107–6115.
Nadezhda Andreeva,Assistant of a lecturer at the chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, KirovAlexander Nosov, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Professor, head of chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, Kirov Logistic_vgu@mail.ru Classification of the main methods of state and municipal propertycontrolAbstract.The paper describes the approach to classification of the main methods of management of state and municipal property. The authors showpositive and negative characteristics of the privatization of state and municipal property, the transfer of state and municipal property for rent, transfer of state and municipal property in the free use, transfer of state and municipal property in trust management of state and municipal property by the concession agreement. It is concluded that the effect of the chosen method on the efficiency of economic processes.Keywords:state and municipal administration, management, privatization, transfer of property for rent, trust management, concession agreement.Андреева Н. А., Носов А. Л.Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15409. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15409.htm.2ISSN 2304120X. 6
References1.Komchenkov, V. F.,Kuzin, P. A. & Hrenkov, V. P.(2008).Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. uchrezhdenij, obuchajushhihsja po special'nostjam 080504 “Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie”ochnoj i zaochnoj form obuchenija, Izdvo IP Chesnokova A. V., Tambov, 308 p. (in Russian).2.Lushnikova,T. Ju. (2008). Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie, Cheljab. gos. unt, Cheljabinsk, 165 p.(in Russian).3.O privatizacii gosudarstvennogo i municipal'nogo imushhestva:federal'nyj zakon ot 21 dekabrja 2001 g. № 178FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12125505/(in Russian).4.Grazhdanskij kodeks RF (GK RF) ot 26.01.1996 № 14FZ. Ch. 2.Available at: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/(in Russian).5.O zashhite konkurencii: federal'nyj zakon ot 26 ijulja 2006 g. № 135FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12148517/(in Russian).6.O koncessionnyh soglashenijah: federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2005 g. № 115FZ (s izmenenijami i dopolnenijami).Available at: http://base.garant.ru/12141176/(in Russian).7.Katargina,N. A. & Nosov,A. L. (2014). “Chelovecheskij kapital i mobil'nost' trudovyh resursov kakopredeljajushhie faktory povyshenija konkurentosposobnosti jekonomiki v sovremennyh uslovijah”,Voprosy novoj jekonomiki,№ 2(30), pp. 68–74(in Russian).8.Nosov,A. L.(2014).“Koncepcii optimal'nogo upravlenija jekonomicheskimi sistemami”,XII Vserossijskoe soveshhanie po problemam upravlenija VSPU2014, Institut problem upravlenija im. V. A. Trapeznikova RAN, Moscow,pp. 6107–6115(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционнойколлегии журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived29.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review01.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication01.11.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Андреева Н. А., Носов А. Л., 2015
www.ekoncept.ru