Правовые аспекты неформальной занятости населения в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Амутнов А. И. Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15418.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию правового регулирования неформальной занятости населения России. Анализируются существующие виды неформальной занятости и нормативно-правовые акты, регулирующие неформальную занятость. Предлагаются возможные правовые изменения в налоговом кодексе, способствующие пресечению или выявлению неформально занятых работников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15418УДК 342.734:331.5.024.5

Амутнов Алексей Игоревич,

аспирант, ассистент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУВПО«Пензенский государственный технологический университет»,г.Пензаamutnov91@mail.ru

Правовые аспекты неформальной занятости населения в России

Аннотация.Статья посвящена исследованию правового регулирования неформальной занятости населения России. Анализируются существующие виды неформальной занятости и нормативноправовые акты, регулирующие неформальную занятость. Предлагаются возможные правовые изменения в налоговом кодексе, способствующие пресечению или выявлению неформально занятых работников.Ключевые слова: неформальная занятость, рынок труда, трудовой кодекс, приказ Росстата, патент.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Неформальная занятость населения –это сложное и неоднозначное явление, которое имеетмножество измерений и описывается различными терминами. Говоря о неформальности, мы подразумеваем чтото скрытое, недоступное, неоформленное, находящееся за рамками допустимого.Не существует единого, общепринятого определения неформальной занятости. Очень часто неформальную занятость не отличают от незарегистрированной, что мешает дальнейшему ее изучению. Но, согласно В.Гимпельсону, второй тип гораздо шире, чем первый, так как он включает в себя криминальный сектор, что не свойственно неформальной занятости [1].Общая черта –это сложность регистрации людей, находящихся в данных сферах,изза отсутствия какихлибо письменных соглашений. Отсюда и уязвимость работников, вовлеченных в неформальную занятость, так как нет возможности регулировать их деятельность и функционирование со стороны законодательных органов и государства. Работники являются незащищенными лицами, не могут отстаивать свои права юридически. У истоков данного явления –неоспоримое преимущество перед официальным трудоустройством –увеличенная заработная плата. Работодатель готов был платить работнику больше, лишь бы не оформлять его официально. Со временем неформальная занятость превратилась в явление массовое и иногда представляет собойединственный источникдохода населения, поэтому неофициальная увеличенная заработная плата приравнялась к официальной заработной плате.Другая особенность и отрицательная черта неофициальной занятости–этоуход от налогов и различных выплат, предусмотренных законодательством,поэтому бюджет страны недосчитывается значительной суммы денег, что также сильно влияет на экономику в целом и политику управления ею. В первую очередь страдает Пенсионный фонд РФ, в который не отчисляются взносы. На данный момент на одного пенсионера приходится примерно один работник, а этого недостаточно для нормального функционирования Пенсионного фонда РФ.Неформальная занятость проявляется у ИП, даже при бурном росте ИП в 2011г.наемных работников у ИП стало на 19,43%меньше (см. табл.1). При сокращении количества ИП темп снижения наемных работников также опережает темп снижения ИП. Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 2

Это говорит о незаинтересованности в официальном трудоустройстве работников предпринимателями изза высоких налогов и выплат,связанных с этим.Таблица 1 Численность ИП и наемных работников у ИП в России в 2010–2014 гг.

ГодИПТемп роста,%Наемные работники у ИПТемп роста,%20101914,3–2787,6–20112505,1+ 30,862245,9–19,4320132602,3+3,882213,9

–1,4220142499–3,962096,5–5,3

Так, например, предприниматели, применяющие режимналогообложения ЕНВД,вынуждены увеличивать налоговую выплату в 2 раза при официальном оформлении одного работника, так как увеличивается физический показатель. Формула для исчисления ЕНВД [2]:

ЕНВД=(Базоваядоходность∗К1∗К2∗Физическийпоказатель)∗15%,

где К1–коэффициент дефлятор (корректируется ежегодно на уровень инфляции);К2 –корректирующий коэффициент, установленный на региональном уровне в зависимости от вида деятельности.Согласно п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ,единицей физического показателя может быть:работник (в том числе индивидуальный предприниматель);торговое место;посадочное место;земельный участок;квадратный метр;транспортное средство;торговый автомат и др.[3]Наемный работник как физический показатель увеличивает налог на предпринимателя на такую же сумму, если бы предприниматель был один. Такая ситуация вынуждает ИП уходить от официального трудоустройства работников, что порождает неформальную занятость в малом бизнесе. Большинство работников не устраивает подобная ситуация, они отказываются от работы в малом бизнесе и ищут место в более крупных структурах. Возможно,малый бизнес через несколько лет будет испытывать кадровый голод или недостаток в квалифицированных работниках, что вместе с высокой конкуренцией и жесткими барьерами на рынке приведеткувяданию малого предпринимательства.Занятость, в привычном для всех понимании, регулируют Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.04.1991 №10321 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации»[4].С неформальной занятостью дело обстоит сложнее: люди, занятые ей, как мертвые души, не числятся как работающиеи к безработным не отнесены. То, чего нет или не видно, достаточно сложно регулировать законодательно, так как не видно структуры изнутри.Чтобы понять, какими нормативноправовыми актами регулируется неформальная занятость, необходимо рассмотреть ее сущность. В нашем исследовании мы разделим занятость по секторам экономики, представленнымв табл.2.

Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 3

Таблица 2

Содержание и состав неформальной занятости по секторам экономики

Сектора экономикиФормальный секторНеформальный секторСтандартная занятость по найму у юридических лицСтандартная занятость по найму у физических лицНеформальная занятостьПотенциальная неформальная занятость.Дополнительная/вторичная.Внутреннее совместительство, работа по срочным трудовым договорамПотенциальная неформальная занятость.Дополнительная/вторичная.Совместительство и прочие работы по найму в данном сектореКомпонентная неформальная занятость.Оценка условий перехода (с учетом изменения рыночных компонентов) потенциальной в компонентную и в реальную. Оценка перехода занятых в неформальный сектор. Оценка по факторам: экономические, организационные, социальныеКомпонентная неформальная занятость.Оценка условий перехода (с учетом изменения рыночных компонентов) потенциальной в компонентную и в реальную. Оценка перехода занятых в неформальный сектор. Оценка по факторам: экономические, организационные, социальныеРеальная неформальная занятость.Увеличение доли внешнего совместительства, более половины работ выполняется по устному наймуНеформальная занятость становится основной (самозанятость, увеличение доли помогающих членовд/х, устный найм преобладает)

Формальная занятость в формальном секторе самая распространенная и легитимная, онарегулируется основными нормативноправовыми документами: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, ФЗ РФ от 19.04.1991 №10321 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации»[5]. Формально занятые в формальном секторе выполняют свою работу по трудовому договору на официальном предприятии и выплачивают все необходимые налоги. В данный сектор включены государственные предприятия и крупные коммерческие организации. В таком секторе также наблюдаются скрытые трудовые отношения (за исключением государственных предприятий) в виде серых зарплат. В данном секторе и предприятие, и работники ведут свою деятельность официально, но организация уходит от налогов посредством серыхзарплат. Уличить в этом предприятие и чтолибо доказать практически невозможно, единственным выходом остается призыв граждан соглашаться только на официальное трудоустройство с белой зарплатой. Неформальная занятость в формальном секторе–наиболее распространенное явление, особенно в кризисные времена. Согласно опросам населения по проблемам занятости, средняя численность неформально занятых людей в России в конце 2012 г. достигла 14,1 млн человек, или 19,8% от общей численности занятого населения. При этом за последнее десятилетие численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 3,6 млн человек (+4,1 п.п.).Число неформально занятых оценивается в 16 млн человек, а еще 4 млн человек являются самозанятыми, о чём свидетельствует исследование Сбербанка [6].Согласно приказу Росстата от 21.12.10 № 452,население, занятое в неформальном секторе,включает всех лиц, которые в течение определенного периода были заняты по меньшей мере в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса и от того, является ли данная работа для них основной или дополнительной [7].Данная ситуация связана прежде всего с кризисным сокращением формальных рабочих мест во всех отраслях экономики, в основномэто касается государственного сектора и градообразующих предприятий. Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 4

Сокращения также касаются бюджетников, госслужащих и МВД. Данные меры только увеличивают неформальный сектор, потому что в кризис формальные рабочие места не создаютсяи людям ничего не остается, как уходить в теневую экономику и, следовательно, увеличивать неформальный сектор. Неформальный сектор играет также положительную роль в занятости населения. При увеличении неформальной занятости снижается регистрируемая безработица. Данная зависимость показана на рисунке.

Взаимосвязь уровня безработицы и неформальной занятости в РФ

Рассматривая данную зависимость, можно сделатьвывод, что неформальная занятость–это не способ сэкономить на отчислениях и взносах, это возможность иметь работу и поддерживать минимальный уровень жизни.В приказе Росстата от 21.12.10 № 452 в качестве критерия определения единиц неформального секторапринято положение отсутствия государственной регистрации как юридического лица.Предприятиями неформального сектора считаются организации домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации и не имеют зарегистрированного юридического лица. К предприятиям неформального сектора не относятся ФПГ, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц независимо от того, что эти организации не имеют оформленного ИП или юридического лица.Неформальный сектор в целом и занятость в нем очень трудно оценить количественно. С одной стороны,к неформальной занятости относятся высококвалифицированные услуги, оказываемыев индивидуальном порядке (репетиторство, ремонт компьютеров). С другой стороны,к неформальной занятости относится малопроизводительная деятельность, направленная на поддержание жизнедеятельности семей (выращивание овощей в домашнем хозяйстве для последующей продажи). Еще один дополнительный сегмент неформальной занятости–это малое предпринимательство. Оно может носить индивидуальный характер и поэтому остается вне отчетности формального сектора.Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 5

Важнейший источник информации о занятости в неформальном секторе–обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), проводимые Госкомстатом России. Они отвечают международным стандартам по измерению неформальной занятости. С 1999 г.они проводятсяпоквартально, что позволяет определить сезонные колебания в динамике неформальной занятости.Выделение занятых в неформальном секторе осуществляется на основе комбинирования ответов на рядвопросов, ключевым из которых является вопрос о месте работы. Он предполагает следующие варианты:а)в фирме; б)в сельском хозяйстве; в)неоформленная предпринимательская деятельность; г)самозанятость; д)по найму.Группы (в)(г) полностью относятся к неформальному сектору. Занятые в (а) и (б) также относятся к неформально занятым в том случае, если они работают «без регистрации документов»на собственном предприятии или в собственном деле для получения дохода. К неформальному сектору также относятся занятые производством продукции или оказанием услуг в домашнем хозяйстве, если эта продукция или услуги реализуются с целью получения прибыли.Неформальную занятость по своей сути можно отнести к латентной преступности, так как она совершается неофициально (скрыто), по ней не платятся налоги и отчисления в пенсионной фонд, что пагубно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Посути, неформальная занятость–это уход населения (подобно организациям) от налогов, поэтому она должна наказываться уголовным или налоговым кодексом как уклонение от налогообложения. Реальность такова, что неформальная занятость–это реакция населения на экономическую ситуацию в стране, когда официальные рабочие места не создаются, а только сокращаются. Населению просто ничего не остается,как уходить в тень после сокращения с официальной работы. Основной проблемой неформальной занятости является метод ее определения. В последних рекомендациях МОТ по измерению неформальной занятости также используется метод сопоставления занятости по данным, полученным от работодателей и от работников [8]. Предлагаются две схемы, относящиеся к несельскохозяйственному сектору.Первый метод рекомендуется применять, когда национальная статистика не располагает сведениями о занятых в неформальном секторе:1)по данным обследований рабочей силы/переписей определяется численность занятых несельскохозяйственными видами деятельности;2)обследования предприятий используются для оценки численности формально занятых в несельскохозяйственном секторе. Оплачиваемые работники корпораций, квазикорпораций, других официально зарегистрированных предприятий классифицируются как формально занятые. Затем данные корректируются на численность государственных служащих и военнослужащих;3)общая численность неформально занятых соответствует разнице первого и второго показателей;4)из общей численности занятых выделяются занятые по найму и не по найму (самозанятые);5)численность неформально занятых по найму определяется как разность от уменьшения общей численности неформально занятых на численность занятых не по найму (при этом предполагается, что все самозанятые относятся к неформальному сектору).Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 6

Когда данные о численности занятых в неформальном секторе доступны, рекомендуется применять второй метод:1)по данным обследований рабочей силы/переписей определяется численность занятых несельскохозяйственными видами деятельности;2)обследования предприятий используются для оценки численности формально занятых в несельскохозяйственном секторе, причем оплачиваемые работники корпораций, квазикорпораций, других официально зарегистрированных предприятий классифицируются как формально занятые. Затем данные корректируются данных на численностьгосударственных служащих и военнослужащих;3)общая численность неформально занятых соответствует разницепервого и второго показателей;4)на основе специальных обследований неформального сектораопределяется общая численность занятых в неформальном секторе(вне сельского хозяйства);5)неформальная занятость вне неформального сектора определяется как разность третьего и четвертого показателей. Несмотря на то что метод, основанный на сопоставлении показателей занятости населения, позволяет выйти на прямые оценки неформальной занятости, он не лишен серьезных недостатков. Вопервых, предполагается, что один человек может быть либо формально, либо неформально занятым, тогда как и в российской, и в зарубежной литературе имеется немало свидетельств совмещения формальной и неформальной занятости. Вовторых, определяя расхождения между числом занятых по данным переписи и статистикой предприятий, мы упускаем из виду деятельность индивидуально занятых, которая может регистрироваться налоговыми органами и, таким образом, не являться полностью неформальной. Втретьих, нет оснований также полагать, что все неформально занятые работники будут учтены в переписи или обследованиях рабочей силы.Хотя оценки масштабов неформальной занятости могут быть получены с помощью сопоставления данных об использовании и предложении труда, этот метод следует дополнять прямыми оценками неформальной занятости, в основе которых лежат специальные количественные и качественные социологические обследования, опросы экспертов, а также анализ налоговых регистров. Качественные методы более эффективны для изучения природы и особенностей неформальной экономики и неформальной занятости, нежели обследования, построенные на простых опросах. В то же время, несомненно, существует необходимость в количественных оценках, которые были бы сопоставимы на международном уровне [9].Подводя итог, можно сказать, что неформальную занятость сложно контролировать и регулировать. У государства остается два пути дальнейшего решения вопроса по неформальной занятости: 1) создавать официальные рабочие места, которые повлекут за собой сокращение неформалов; 2) создавать нормативноправовую базу, регулирующую теневую экономику. Одним из таких документов может стать патент для физических лиц без регистрации ИП, позволяющий осуществлять самостоятельную деятельность без привлечения наемных рабочих.В данном вопросе необходимо найти компромисс. Иначе возможность пострадать есть у всех: население останется без пенсии, а государство недосчитается поступлений в бюджет и пенсионный фонд.Несколько лет назад на рынке неформального труда рыночные механизмы проявлялисьв чистом виде на основе спроса и предложения, а государство являлось сторонним наблюдателем и регулятором. Подобная ситуация устраивала и работников,и работодателей. Страдало только государство,не получая налоги по НДФЛ с незарегистрированных работников.Амутнов А. И.Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15418. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15418.htm.2ISSN 2304120X. 7

На данный момент неформальная занятость находится в трансформируемом периоде, при котором главным условием наличия неформальной занятости является возможность работать, чтобы существовать и поддерживать привычный уровень жизни.

Ссылки на источники1.Гимпельсон В.Е. Неформальная занятость в России/ Демоскопweekly. –2003. –URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0107/tema01.php.2.http://www.nalog.ru/rn63/ip/ip_pay_taxes/envd/ 3.Налоговый кодекс РФ.4.Трудовой кодекс РФ.5.Там же.6.http://www.sberbank.ru/moscow/ru/press_center/all/?id114=200000987.7.Приказ Росстата от 21.12.10 № 452.8.http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/download/guidelines/russian/defempl.pdf.9.Синявская О.В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика. –М.: Поматур, 2005.

Alexey Amutnov,

PhD student, assistantof a lecturer at the chair of Economics and Management, Penza State Technological University, Penzaamutnov91@mail.ruLegal aspects of informal employment in RussiaAbstract.The paper isdevoted to legal regulation of informal employment of Russianpopulation. The author analyzes the existing types of informal employment and regulatory legal acts governing informal employment; offers possible legal changes to the tax code, contributing to the suppression or detection of informally employed workers.Keywords:informal employment, labormarket, laborcode, Rosstatorder, the patent.References1.Gimpel'son,V. E. (2003). Neformal'naja zanjatost' v Rossii / Demoskopweekly. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0107/tema01.php(in Russian).2.http://www.nalog.ru/rn63/ip/ip_pay_taxes/envd/ (in Russian).3.Nalogovyj kodeks RF(in Russian).4.Trudovoj kodeks RF(in Russian).5.Ibid.6.http://www.sberbank.ru/moscow/ru/press_center/all/?id114=200000987(in Russian).7.Prikaz Rosstata ot 21.12.10 № 452(in Russian).8.http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/download/guidelines/russian/defempl.pdf(in Russian).9.Sinjavskaja,O. V. (2005). Neformal'naja zanjatost' v sovremennoj Rossii: izmerenie, masshtaby, dinamika, Pomatur,Moscow (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Поповой Н. В., кандидатом экономических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.09.15ОпубликованаPublished30.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Амутнов А. И., 2015

www.ekoncept.ru