Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, так как образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления. Современная система образования пытается ориентироваться на подготовку молодого поколения к реальной жизни, так как в настоящее время, для того чтоб быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности. Таким образом, в результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается проблемой века. Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает обеспечение активной самостоятельной, творческой деятельности учащихся.
Коммуникативно-диалоговые формы организации урока (для развития творческих способностей):
1) дискуссия;
2) уроки с элементами театрализации, позволяющих учится видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта;
3) проектная деятельность.
Основу уроков–дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументировании суждений, решении задач и т. д. Различают дискуссии–диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога ее главных участников; групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. При подготовке урока–дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения.
Театрализация как одно из средств процесса обучения выполняет функцию интегративную и является весьма эффективной для развития творческих способностей учащихся. Ведь театр – искусство синтетическое по своей природе. Синтез искусств позволяет воспринимать все явления действительности во взаимосвязанности и целостности, где все происходит одновременно, не разрываясь на отдельные части, органично проникая друг в друга и формируя у учащихся целостную картину искусства, поэтому воспитательную роль театра трудно переоценить [2].
Наиболее интересная форма урока – проектная. В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Преимущества этого метода на уроках МХК неоспоримы. Ограниченными временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Проектная деятельность представляет собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непрерывным условием которого является наличие заранее выработанного плана, промежуточных этапов и путей реализации [3].
Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся [4].