Полный текст статьи
Печать

Аннотация:Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений. Неуклонное повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки, требует еще более пристального внимания к возможностям оптимизации процессов обучения и тренировки спортсменов.
Ключевые слова: академическая гребля, организация тренировочного процесса, спортивное мастерство

Развитие современного спорта неотъемлемо связано с научными изысканиями и внедрением технологических новинок в тренировочный процесс спортсменов. После нескольких лет кризисных явлений постперестроичного времени во всех общественных сторонах жизни, в том числе и в спорте, наблюдается подъем. Молодежь постепенно возвращается в спортивные секции и клубы. Физическая культура во всех своих направлениях распространяется по всей России. На фоне этого подъема и «заражения» спортом постепенно растут результаты наших атлетов на международных стартах.

Каждый новый этап в развитии любого вида спорта требует качественно нового решения этих задач. Совокупность технической, физической и других сторон подготовленности пловца, гребца как, впрочем, и спортсменов других циклических видов спорта, подчинена одной цели - достижению возможно большей скорости на соревновании.

Стремительный рост спортивных результатов среди спортсменов различных стран, специализирующихся, в частности, в академической гребле, предусматривает серьезное совершенствование тренировочных программ с учетом последних достижений спортивной науки. Проблемой эффективной организации систематических занятий академической греблей на этапе начальной подготовки является учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по академической гребле.

Академическая гребля - вид спорта с преимущественным проявлением выносливости, в котором антропометрические данные (длинные руки и длинные ноги) и масса тела являются преимуществом. Крупные гребцы обладают большой мышечной массой, что позволяет   прикладывать бóльшие усилия к веслам. Безусловно, большая мышечная масса означает большую мощность в любом виде спорта на выносливость, но в отличие от других аэробных видов спорта, эта масса не имеет в гребле обратного действия, потому что в гребле нет гравитационного сопротивления, которое нужно преодолевать.

Развитие спорта высших достижений сопровождается все более активным вовлечением в него представительниц женского пола. Следует отметить, что научные подходы и методические разработки подготовки спортсменок. По мнению ряда специалистов, наряду с несомненной важностью всех указанных компонентов общей подготовленности спортсменов, основное внимание должно уделяться их общей и специальной подготовке [1].

Цель нашей работы: выявить методологические основания и педагогические условия формирования тренировочного процесса академических гребцов.

Методологическую основу исследования составили: системный (Л. фон Берталанфи, А.И. Берг, И.Б. Новик, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, В.М. Новосельцев) и деятельностный (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, С.Д. Неверкович, СВ. Малиновский) подходы; теоретические основы индивидуализации деятельности (Б.Е. Теплов, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, И. Унт); современная теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, В.К. Бальсевич, B.C. Родиченко, Б.Н. Шустин, Н.Н. Чесноков, СЮ. Тюленьков); теория управления подготовкой спортивного резерва (В.П. Филин, М.Я. Набатникова); теоретические основы реализации принципа индивидуализации в спортивной деятельности (В.М. Дъячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, А.В. Родионов, О.А. Сиротин, В.Г. Никитушкин); дифференцированный подход в формировании физической культуры личности и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.А. Ермаков), теория спортивной тренировки (М.А. Годик, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский, Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Б.Н. Шустин и др.)

Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в СССР в 60-е годы ХХ века, получив особенно большое развитие в 70–80-е годы.

Совершенствованию технического мастерства, на основе количественной оценки некоторых параметров движений спортсменов и срочной информации их о результатах этой оценки посвящен ряд исследований в середине 20 века Зациорского В.М., Птушкин Г.М., Хархалуп B.C., Хохлов И.Н., Ганженко 10.В., Моржевиков Н.В., Дольник Ю.А, Дунаев А.Ф., Рогозкин В.А. [2,3,4,5,6].  

Однако в настоящее время внимание к исследованиям, посвященным обоснованию тренировочного процесса академической гребле в должной мере не уделяется. Необходимо активное накапливание экспериментального материала, чтобы осуществить переход к методам, позволяющим оперировать количественными показателями для управления тренировочным процессом.

Например в исследованиях Агеева Ш.К.  освещаются  вопросы управления командной техникой гребли, вскрываются закономерности, лежащие в основе высокой эффективности действий членов экипажа. Командная техника гребли характеризуется одновременностью действий всех спортсменов. В одной лодке необходимо иметь гребцов с близкими по величине параметрами рабочей деятельности. Существует мнение о необходимости выполнения старшими юношами объема тренировочных нагрузок около 750-800 часов в год, при этом 60-65 % отводится на специальную подготовку (гребля на открытой воде, в гребном бассейне, работа на гребных тренажерах), юниорами - 800-900 часов в год (при доле объема специальной подготовки 65-70 %) и ведущими спортсменами - объема нагрузок не более 950-1100 часов в год при дальнейшем увеличении доли специальной подготовки.  При этом следует отметить реальность выполнения такого объема тренировочного процесса при рациональной его организации [8].

Современная научная теория тренировочного процесса включает в себя следующие основные разделы: теорию тренинга, теорию тренировочной нагрузки, теорию спортивной техники, теорию построения тренировки, теорию программирования тренировки, теорию управления тренировочным процессом [9].

Существует утверждение, что идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чувствах и представлениях о гребле. Задачей тренера является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

На Западе академическая гребля имеет давние традиции, которые соблюдаются неукоснительно несколько веков. С начала XIX века на реке Темза в Лондоне проводится классическая Королевская регата между экипажами университетов Оксфорда и Кембриджа. Длина дистанции составляет 2 километра (за исключением нескольких классических гонок в Великобритании). Очень редко (чаще на юношеских и ветеранских гонках) дистанция составляет один или полтора километра. На старте не используется техника — лодки до стартового сигнала держат стюарды гонок.

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля — это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Полный цикл движений гребца состоит из двух гребков - правой и левой лопастями - у байдарочников и одного - у каноистов. В свою очередь каждый гребок условно целится на две основные фазы: фазу проводки (опорную), во время которой гребец, опираясь лопастью весла в воду, продвигает лодку и фазу проводки (безопорную), во время которой происходит подготовка к следующему гребку.

Гребли на байдарках и каноэ представляет собой динамическую работу циклического характера. Отличительной особенностью гребли на байдарках и каноэ является то, что все движения гребца производятся на неустойчивой опоре, сидя (в байдарке) или стоя на одном колене (в каноэ). Весло в байдарке и каноэ не имеет жесткого соединения с лодкой, как в академической гребле, в результате чего гребец имеет большую свободу движений. Это значительно усложнят координацию движений. Поэтому для овладения сложным двигательным навыком, каким является гребля, необходимо иметь высокий уровень развития координационных способностей. Овладение техникой осложняется тем, что движения гребца редко встречаются в бытовой и трудовой деятельности человека.

Полный цикл движений гребца состоит из двух гребков - правой и левой лопастями - у байдарочников и одного - у каноистов. В свою очередь каждый гребок условно целится на две основные фазы: фазу проводки (опорную), во время которой гребец, опираясь лопастью весла в воду, продвигает лодку и фазу проводки (безопорную), во время которой происходит подготовка к следующему гребку.

Следуя классификации Фарфеля В.С., греблю можно отнести к работе субмаксимальной и большой интенсивности. После тренировочных занятий у гребцов часто наблюдается понижение деятельности функций организма, восстановление которых протекает зачастую сутки и более: Это необходимо учитывать тренеру в работе с юными гребцами [8].

Организация тренировочного процесса включает в себя весь объем знаний, относящихся к технологии построения тренировки (принципиальные установки, методические рекомендации, правила и модели форм построения тренировки), исходит из принципов тренировки и целевых задач подготовки спортсмена и предусматривает целесообразное (системное) использование всего комплекса тренировочных нагрузок, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсменов.

По мнению Верхошанского Ю.В. Организация тренировочного процесса предусматривает решение двух главных задач [9]: а) системного использования всех привлекаемых средств и методов тренировки (что относится как к общей системе нагрузок, так и к нагрузкам одной преимущественной направленности); б) оптимизации содержания тренировочной нагрузки в конкретных организационно-временных формах построения тренировочного процесса.

Известно, что в основе роста спортивных результатов лежит явление адаптации организма к тренировочным нагрузкам. По мере увеличения тренированности нагрузки, ранее вызывавшие в организме спортсмена наибольшие физиологические сдвиги, постепенно перестают их вызывать. Видный американский социолог Т. Парсонс предложил рассматривать изменяющееся общество в контексте четырех взаимосвязанных систем: организм, личность, культурная система, социальная система взаимодействия. Последняя система осуществляет интеграцию и взаимодействие организма, личности и культурной систем[11]. Человеческое действие им рассматривается как культурное по той причине, что оно является не только осмысленным, но и реализованным и представленным на различных символических языках и кодах. Это и отличает человека от остального живого мира. Из этого следует, что спортивная деятельность также может быть отнесена к числу образцов и смыслосодержащих продуктов действия. В связи с этим подготовка спортсменов, способных вести борьбу за первые места на крупных международных соревнованиях, представляет собой высокую гражданскую цель. Она обусловлена уникальной возможностью профессионально организованных спортивных соревнований притягивать к себе внимание людей различных сословий, возраста и т. д. Огромное позитивное воз действие спортивных мероприятий на население благодаря появлению культурных образцов в виде чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, страны очевидно. Благодаря средствам массовой информации, особенно телевидения, проводимые соревнования различного ранга как в одной стране, так и во всем мире эволюционно сформировали, говоря языком Т. Парсонса, общекультурные образцы и высокоустойчивые структурные опоры у нескольких поколений людей[12].

Творческая работа тренеров и научных работников приводит к формированию новых подходов к различным составляющим спортивного мастерства, уточнению существующих и выявлению новых закономерностей и методических положений в подготовке спортсменов.

Обширный экспериментальный материал, представленный в работах отдельных авторов, показывает, что для совершенствования двигательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта необходимо использовать такие упражнения, при выполнении которых обеспечивалось бы соответствие двигательных координационных структур координационным особенностям основного соревновательного упражнения. Это соответствие присуще упражнениям, выполнение которых одновременно с развитием физических качеств совершенствует и спортивную технику, то есть отвечает принципу сопряженного воздействия [10].

Тренировочный цикл, согласно теории Л. П. Матвеева, состоит из трех периодов: подготовительного (обеспечение становления спортивной формы); соревновательного (создание условий для сохранения спортивной формы и реализации приобретенных оптимальных возможностей в спортивных достижениях) и переходного (поддерживание тренированности на определенном уровне средствами активного отдыха), являющегося связующим звеном двух циклов тренировок. (Л. П. Матвеев (1965, 1977, 1997).

А. П. Бондарчук (2005) большое внимание уделяет процессу управления спортивной тренировкой и принципам достижения состояния спортивной формы. Он пишет, что процесс управления состояниями систем организма начинается с изучения индивидуальных реакций каждого спортсмена. Прежде всего, это касается закономерностей развития спортивной формы. А. П. Бондарчук (2005) выделяет три периода спортивной тренировки – развития, сохранения и утраты спортивной формы, в отличие от подготовительного, соревновательного и переходного в теории спортивной тренировки Л. П. Матвеева. По его мнению, изменение названий периодов спортивной тренировки позволило освободиться от влияния сезонно-климатических условий и календаря соревнований и максимально приспособиться к индивидуальным особенностям спортсменов. По мнению А. П. Бондарчука (2005) многие тренеры и ученые ви­дят в адаптации не благо, а специфическое зло, которое якобы препятствует росту спортивного мастерства. Их основной ошибкой является отождествление адаптации с совершенно другим явлением, которое характеризует эффективность ответной реакции систем организма в виде определенного уровня спортивных достижений при частом использовании (из года в год) одних и тех же упраж­нений, отрезков в беге, режимов тренировочных воздействий и др.

В статье профессора Ю. П. Сергеева «О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки» (1980) [14] говорится о том, что биологические знания о закономерностях и механизмах адаптации организма к мышечной работе составляют естественнонаучную основу физического воспитания и спорта.

Следует отметить, что подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [7]. Надо полагать,  что рост спортивных результатов в ближайшее время будет зависеть в основном от прогрессивного увеличения данных показателей при должном внимании к технической и психологической подготовленности гребцов. Немаловажное значение имеют отбор рослых, двигательно одаренных спортсменов через проведение углубленного медицинского обследования и оценку функциональной  и физической подготовленности большого количества кандидатов в сборные команды России всех возрастов, научно обоснованное комплектование сборных экипажей.

Следует особо отметить, что детализация тренировочных программ для конкретного экипажа возможна только после тщательного анализа физических нагрузок, выполненных спортсменами за предшествующие сезоны их подготовки. Реальность выполнения больших тренировочных нагрузок возможна при достаточно серьезном отношении тренеров к процессу перспективного и оперативного планирования в многолетней подготовке гребцов высокой квалификации и выполнению запланированных заданий. Обоснованное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок позволяет увеличивать из года в год их объем и интенсивность, которые наряду с качественным совершенствованием структуры и содержания тренировочного процесса продолжают оставаться одним из важнейших резервов управления развитием тренированности и повышения спортивных результатов.

На схеме (рис. 1), содержащей кривую, характеризующую мощность работы организма спортсмена (N) в условиях спортивной деятельности в зависимости от ее продолжительности (t). Каждому виду спорта соответствует конкретная точка на этой кривой. Чем выше требуемая мощность (например, тяжелая атлетика), тем ближе к началу координат расположена эта точка, и, наоборот, чем длительнее работа (например, стайерские дистанции), тем ниже мощность работы, тем дальше от начала координат находится соответствующая точка [9]. 

Рис. 1. Схема, иллюстрирующая связь теории и методологии спортивной тренировки с практикой спорта (объяснение в тексте) (Ю.В Верхошанский).

Подготовка организма к работе в том или ином режиме мощности и является одной из главных целевых задач тренировки. Анализ подходов к осмыслению тренировочного процесса в циклических видах спорта, в том числе академической гребле, указывает на недостаточную разработанность в современных условиях. Построение успешной системы подготовки спортивных команд высокого класса тесно связано с образовательными учреждения и не решающееся в короткие сроки.  Однако, для того, чтобы двигаться в сторону совершенствования этого общественно-значимого феномена, необходимо наметить обратить внимание на обеспечение интеграции систем спорта в образовательных учреждениях по специализированной спортивной подготовке и спорта в университетах, а также обеспечение преемственности этих систем; необходимость финансового и налогового стимулирования деятельности и развития спортивных организаций, создаваемых в образовательных учреждениях; привлечение университета и его базы для включения научных знаний и разработок в систему технологического и материально-технического обеспечения студенческого спорта, сопровождения тренировочного процесса.

Ссылки на источники

  1. Дьяченко А. Ю. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных спортсменов в академической гребле / А. Ю. Дьяченко – К. : НПФ Славутич-Дельфин, 2004. – 338 с.; Дяченко А. Методика вдосконалення силового компонента спеціальної витривалості веслувальників із застосуванням спеціалізованого ергометра Dyno-Concept / А. Дяченко, В. Ярмошук // Теорія і методика фізичного виховання і спорту.  2009.  № 1.  С. 7–12.
  2. Птушкин Г.М., Распределение специальных силовых нагрузок в соревновательном периоде при подготовке квалифицированных гребцов на байдарках // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Развитие выносливости в циклических видах спорта" - М., 1987, 62-63.
  3. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теор. и практ. физ. культ. 1993, 8, 21-28; Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //.Теория и практика физической культуры, 1998. №7.
  4. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л. П.  Матвеев. - М.: ФиС, 1965.- 173 с.; Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки /  Л. П.  Матвеев.- М.: ФиС, 1977. – 263 с.; Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л. П. Матвеев. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997.- 304 с.
  5. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки / Ю.П. Сергеев // Научн.-спорт. вестн., 1980, № 5, С. 14-19.
  6. Хархалуп B.C. Установка как фактор самоуправления двигательшми действиями спортсмена. В кн.: Вопросы управления процессом совершенствования технического мастерства. - Москва, 1972, с.83-91.
  7. Хохлов И.Н., Ганженко 10.В., Моржевиков Н.В., Дольник Ю.А, Дунаев А.Ф. Количественная оценка качества выполнения рабочего усилия в гребле. Гребной спорт. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1978, с.84-85.
  8. Рогозкин В.А. Перспективы развития научных исследований по управлению тренировочным процессом спортсменов старших разрядов. В кн.: Вопросы управления тренировочным процессом подготовки спортсменов высших разрядов. - Л., 1972, с.16-23.
  9. Ежова Н. М. Построение годичного цикла подготовки высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ / Н. М. Ежова. –Малаховка : МГАФК, 2000. – 52 с.
  10. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт как фактор подготовки спортсменов высших достижений  // Электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем. 2015. №3 С. 140-163. http://sisp.nkras.ru/e-ru/index.html
  11. Агеев Ш.К. Основные аспекты Современной  системы  подготовки квалифицированных спортсменов в академической гребле / Ш. К. Агеев // Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2012.  8 с.
  12. Красиков А.Ф. Природа спортивного плавания / А.В.Красиков // Монография. М.; МГИУ, 2009. - 216 с.; Парфенов, В. А. Тренировка квалифицированных пловцов / В. А. Парфенов, В. Н. Платонов. М. : Физкультура и спорт, 1979. - 168 с.
  13. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль [Текст]. - М., 1996. - С. 462-478.
  14. Узилевский, Г. Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Г. Я. Узилевский. - Орел, 1996. - 250 с.
  15. Шинкарук О. А. Совершенствование научно-методического обеспечения подготовки спортсменов Украины к Олимпийским играм на современном этапе развития спорта / О. А. Шинкарук // XIV Междунар. науч. конгр. «Олимпийский спорт и спорт для всех» : [сб. тезисов]. – К. : Олимп. лит., 2010.  С. 143.