Аннотация. Предложена методика исследования отраслевых инвестиционных приоритетов региона, основанная на принципах целевой направленности, адресности и динамизма. Методический инструментарий дает основу для выработки дифференцированных механизмов взаимодействия с инвесторами, выявления проблем инвестиционной деятельности, определения необходимости, целесообразности и формы поддержки отраслей регионом.
Ключевые слова: экономические интересы, инвестиционный приоритет, отрасли региона.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-12-33002
Научное понятие «инвестиционный приоритет» выработано в связи с необходимостью решения проблем территориального развития и повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью в регионе.
Категория «инвестиционный приоритет» может быть определена с лингвистической, предметно-экономической, оценочно-экономической точки зрения, рассматривается во взаимосвязи с положениями теории полюсов роста. В рамках данного исследования под инвестиционным приоритетом понимается направление инвестирования, обладающее преимущественным статусом для конкретного участника инвестиционного процесса в соответствии с его целями, экономическими интересами и субъективными предпочтениями. Выбор приоритетов способствует реализации управленческой функции согласования экономических интересов, он должен основываться на следующих принципах: целевой направленности и адресности, особой значимости для решения проблем субъектов инвестиционного процесса, системности, динамизма, эффективности и управляемости.
Изучение научных работ, региональных инвестиционных стратегий и практики инвестирования позволило выделить три группы равнозначных критериев, дающих возможность реализовать указанные принципы в определении инвестиционного приоритета отраслей региона: ключевые характеристики коммерческой привлекательности, социально-экономическая значимость, сравнительные характеристики текущего и будущего состояния отраслей.
Основу для изучения инвестиционных приоритетов составляют методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности, что можно признать обоснованным с учетом близости этих научных категорий. Индикативный подход основан на изучении динамики ограниченного числа ключевых показателей. Многофакторный подход предполагает более глубокий анализ, дает возможность моделировать группы факторов и интегральные показатели, позволяющие осуществлять их свертку и, что представляется наиболее важным, является наиболее гибким, применимым для изучения объектов разной специфики и разного уровня. В рамках двухкомпонентного подхода изучаются две группы факторов, определяющих, соответственно, уровень инвестиционного потенциала и риска. В представленной работе реализован многофакторный подход.
Для расчета частных и интегральных показателей инвестиционной привлекательности и приоритетности на уровне региона, отрасли и отдельного объекта используются многомерные средние, коэффициенты концентрации, индексы, ранжирование, установление оценок в баллах с учетом весомости, нормирование, формирование матриц, методы математической статистики, модель межотраслевого баланса, анализ иерархий, анализ Парето, методы Борда и БОФа.
Предложенная методика включает элементы метода динамического норматива, в том числе формирование нормативного ряда, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена, Кендалла и обобщающего коэффициента, отражающих степень приближения фактической динамики показателей к эталонной [2, 4, 6]; коэффициенты концентрации инвестиций и прибыли. Кроме того, использованы статистические методы – коэффициенты парной корреляции и расчет параметров тренда. Проверка значимости параметров и уравнения тренда проводится с помощью t-статистики, F-критерия, теста Дарбина-Уотсона. Для конечного представления результатов анализа составлены матрицы привлекательности отраслей для частного инвестора и их соответствия сбалансированным интересам участников инвестиционного процесса.
Исследование отраслевых инвестиционных приоритетов региона разделяется на три этапа.
На первом проводится «экспресс-оценка» показателей отраслей по первым двум группам критериев (коммерческая привлекательность и социально-экономическая значимость). Изучается динамика объемов продаж, прибыли, инвестиций в основной капитал, состояния основных средств, добавленной стоимости, занятости. Оценивается теснота корреляционной связи между инвестициями и ключевыми региональными показателями. По итогам оценки отрасли разделяются на четыре группы.
1) Растущие отрасли – положительная динамика всех индикаторов, опережающий рост; высокая занятость и доля в ВРП, хорошее техническое состояние основных средств; высокая связь между инвестициями и оценочными показателями.
2) Стабильные отрасли – положительная динамика индикаторов без явной тенденции к ускорению роста, заметная связь инвестиций с объемами выпуска в отрасли, ВРП, занятостью, состоянием основных средств.
3) Неустойчивые отрасли – демонстрируют отставание от растущих и стабильных отраслей, разнородные изменения, не позволяющие сделать однозначный вывод.
4) Депрессивные отрасли – негативная динамика показателей, невосприимчивость к инвестициям и недостаточная инвестиционная активность, отсутствие значимых корреляционных связей с региональными показателями.
На втором этапе анализируются перспективы улучшения позиций отрасли, выявляются их количественные и качественные признаки, позволяющие уточнить приоритеты. К таким признаком отнесены:
− наличие пользующихся спросом и новых видов продукции (выявляется на основании анализа динамики выпуска в натуральном выражении и портфеля инвестиционных проектов, наличия статистически значимых повышательных трендов);
− заметный рост инвестиционной активности в отрасли и на уровне отдельных проектов, входящих в портфель;
− высокая активность, непрерывность и эффективность инновационной деятельности (оценивается по показателям доли инновационно активных организаций, затратам на технологические инновации и объемам выпуска инновационной продукции, показателю затрат на рубль стоимости инновационной продукции);
− наличие возможностей территориально-отраслевой интеграции (определяется по наличию технологических связей, местных ресурсов, поставщиков и покупателей на региональном рынке, взаимосвязанных проектов).
По итогам второго этапа выделяют следующие группы приоритетных отраслей: растущие, стабильные, перспективные, отрасли селективного инвестирования. Депрессивные отрасли исключаются из числа приоритетных, однако если в них выявляются признаки возможного улучшения позиций в будущем, они могут войти в группу селективных отраслей. Неустойчивые отрасли, динамика которых обнаруживает явные тенденции улучшений, относятся к перспективным, при частичных признаках – к селективным, если прогноз неблагоприятен – исключаются из рассмотрения. Особое место занимают социально-значимые и инфраструктурные отрасли. Если в таких отраслях и видах деятельности наблюдается положительная динамика, обусловливающая их привлекательность для частных инвестиций, они могут позиционироваться в матрице в составе перечисленных групп. В ином случае эти отрасли получают особый статус – «социальный» или «инфраструктурный» приоритет.
На третьем этапе на основе оценки соответствия динамики развития отрасли интересам частных инвесторов и сбалансированным интересам всех участников инвестиционного процесса составляются две матрицы. Первая рассматривается как матрица инвестиционной привлекательности, вторая – как сбалансированная матрица отраслей.
Для разделения отраслей с точки зрения их соответствия интересам частного инвестора формируется нормативный ряд соподчиненных коэффициентов роста прибыли (П), объемов производства и продаж (В), инвестиций в основной капитал (И), для нивелирования инфляционного фактора учитывается рост цен (Ц):
kрП > kрВ > kрИ > 1 (1)
kрП > kрВ > kрИ > kрЦ (2)
Близость фактической динамики к нормативному ряду оценивается по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена (kотк), Кендалла (kинв), и обобщающему их коэффициенту Рч, определяемому по формуле:
(3)
При значениях Рч от 0 до 0,33 привлекательность отрасли с точки зрения частного инвестора является низкой, 0,33-0,67 – средней и 0,67-1 – высокой. По результатам расчета формируется матрица инвестиционной привлекательности отраслей (рисунок 1).
При выборе целевых аудиторий частных инвесторов имеет большое значение их разделение на иностранных и российских, являющихся и не являющихся резидентами региона. Для иностранных инвесторов наиболее привлекательны отрасли с очень высокой нормой прибыли и быстрой окупаемостью. Для внешних по отношению к региону российских инвесторов привлекательны отрасли с высокой концентрацией инвестиций, одновременная концентрация прибыли в этих отраслях служит дополнительным стимулом. Безусловно, такие отрасли и виды деятельности предпочтительны и для внутренних инвесторов, однако, с учетом ресурсных ограничений приоритетом региональной инвестиционной стратегии является привлечение внешних инвестиций.
Рис. 1 Матрица инвестиционной привлекательности отраслей
Коэффициент концентрации инвестиций, kи, рассчитывается как соотношение доли инвестиций в основной капитал по виду деятельности в общем объеме инвестиций в регионе и доли инвестиций по виду деятельности в их общем объеме в России. Коэффициент концентрации прибыли, kп, определяется как аналогичное соотношение для показателя сальдированного финансового результата. По сочетанию значений коэффициентов концентрации определяется целевая аудитория инвесторов:
− при kи > 1, kп > 1 в качестве целевой аудитории рассматриваются частные российские инвесторы – нерезиденты региона;
− при kи < 1, kп < 1 – развитие отрасли возможно, прежде всего, на основе внутренних инвестиционных ресурсов;
− при kи < 1, kп > 1 или kи > 1, kп < 1 – две возможные целевые аудитории, частные российские инвесторы, внешние и внутренние по отношению к региону;
− kи >> 1, kп >> 1 – в качестве целевой аудитории могут рассматриваться иностранные инвесторы.
Для оценки соответствия условию соблюдения интересов всех участников инвестиционного процесса формируются нормативные ряды для видов экономической деятельности и для обрабатывающих производств. Соподчиненность коэффициентов роста в них установлена, исходя из следующих предпосылок. Интересам населения отвечает создание высокооплачиваемых рабочих мест, хозяйствующие субъекты заинтересованы как в привлечении инвестиций (И), так и в увеличении объемов продаж (В) и прибыли (П). Для экономически обоснованного роста занятости (З) и уровня оплаты труда (ЗП) необходимым условием является опережающий рост производительности труда. Целям развития региона отвечает рост инвестиций, объемов производства, добавленной стоимости (ДС), налогов и сборов, занятости и уровня жизни. Увеличение выручки, прибыли и фонда заработной платы определяет рост налоговой базы и, следовательно, наполнение регионального бюджета.
Эталонная динамика по видам экономической деятельности:
kрДС > kрП > kрВ > kрИ > kрЗП > kрЗ > 1 (4)
kрДС > kрП > kрВ > kрИ > kрЗП > kрЦ (5)
По видам обрабатывающих производств:
kрП > kрВ > kрИ > kрЗП > kрЗ > 1 (6)
kрП > kрВ > kрИ > kрЗП > kрЦ (7)
Показатель добавленной стоимости исключен из нормативного ряда, построенного для обрабатывающих производств, поскольку имеющиеся данные региональной статистики не отражают его величину в разрезе отдельных отраслей промышленности, однако этот показатель может быть рассчитан по обрабатывающим производствам в целом с использованием нормативных рядов (4) и (5).
Соответствие фактической динамики нормативным рядам определяется по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена, Кендалла и обобщающему коэффициенту Рс , который рассчитывается аналогично Рч, по формуле (3). Оценка дается по шкале: 0-33 – низкое, 0,33-0,67 – среднее, 0,67-1 – высокое соответствие балансу интересов.
Рис. 4 Сбалансированная матрица отраслей
Отрасли, получившие наиболее высокие оценки в обеих матрицах, могут быть отнесены к виду «неизбежных приоритетов» [1, 3]. К проблемным относятся виды деятельности и производств, не привлекательные для частных инвестиций и демонстрирующие нарушение баланса интересов всех участников.
Поскольку при построении матриц на первом и втором этапах изучается широкий спектр показателей, характеризующих текущее состояние и перспективы развития отраслей, а на третьем сравнивается динамика взаимосвязанных социально-экономических показателей, к тому моменту, когда отрасли позиционированы, накоплен информационный массив, позволяющий предметно охарактеризовать существующие проблемы и оценить необходимость и целесообразность поддержки отраслей регионом.
Поэтому в завершение анализа может быть сформирован как состав целевых аудиторий инвесторов, дающий основу для разработки дифференцированных механизмов взаимодействия с ними, так и перечень наиболее актуальных проблем, препятствующих росту инвестиционной привлекательности и обусловливающих нарушение интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Необходимость, целесообразность и форма поддержки со стороны региона определяется группой приоритета отрасли и её позициями по «горизонтали» матриц. В первоочередной поддержке, в том числе финансовой, помимо отраслей социального и инфраструктурного приоритетов, нуждаются перспективные высокотехнологичные отрасли, не обладающие высокой коммерческой привлекательностью. Для дальнейшего развития растущих и стабильных отраслей требуется их продвижение, активное распространение информации, укрепление инвестиционного имиджа.
Ссылки на источники
- Быстров, О.Ф., Поздняков, В.Я., Прудников, В.М., Перцов, В.В., Казаков С.В. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 358 с.
- 2. Бурцева, Т.А. Мониторинг инвестиционной привлекательности региона на основе индикативной модели // Вестник НГУ. Серия: социально-экономические науки, 2009. – Том 9, выпуск 3. – с. 109-120
- 3. Губанова, Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономике региона. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. – 104 с.
- 4. Тонких А.С., Остальцев А.С. Построение модели экономического роста предприятия нефтяной промышленности // Научные доклады. Уральское отделение РАН. – Екатеринбург – Ижевск: Издательство ИЭ УрО РАН, 2012 – 44 с.
- 5. Ускова, Т.В., Селименков, Р.Ю., Асанович, В.Я. Стратегия социально-экономического развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. – № 1 (37). – с. 30-40