Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений государственной научно-технической политики в Российской Федерации. Авторами рассмотрена нормативно-правовая база государственной поддержки использования научных достижений в предпринимательской деятельности. Определены основные проблемы низкой востребованности инноваций на российском рынке.
Ключевые слова: инновации, научно-технический прогресс, государственная научно-техническая политика.
Важнейшим фактором достижения экономического роста страны является научно-технический прогресс. Для развития науки и должного использования её достижений необходима всесторонняя государственная поддержка. Меры государства по поддержке НИОКР выступают в качестве государственной научно-технической политики, которая являет собой совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны и достижение важнейших стратегических целей общества в целом путем создания необходимых правовых, экономических, организационных условий, способствующих как приросту научных знаний, так и их практическому воплощению в виде конкретных нововведений и товаров на их основе [5, с. 133].
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
Основными инструментами реализации государственной научно-технической политики являются меры прямого и косвенного стимулирования инновационных процессов, от эффективности которых зависит степень активности использования предпринимательским сектором современных достижений науки [8, с. 230].
Прежде чем рассматривать научно-техническую политику РФ необходимо дать характеристику условий, в которых она реализуется.
По данным Росстата РФ, в 2014 году в России насчитывалось 3605 организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками (табл. 1). За прошедшие 4 года число исследовательских организаций увеличилось на 112 единиц, т.е. на 3 %. Численность работников, занятых исследованиями и разработками сократилось на 4266 человек, или на 1 % [6].
Таблица 1
Динамика показателей научно-технического потенциала РФ
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. |
Изменение за период |
|
(+;-) |
% |
||||||
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, ед. |
3492 |
3682 |
3566 |
3605 |
3604 |
112 |
103 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. |
736540 |
735273 |
726318 |
727029 |
732274 |
-4266 |
99 |
Численность аспирантов, чел. |
157437 |
156279 |
146754 |
132002 |
119868 |
-37569 |
76 |
Численность докторантов, чел. |
4418 |
4562 |
4554 |
4572 |
3204 |
-1214 |
73 |
Финансирование науки из средств федерального бюджета, млн.руб. |
237644 |
313899 |
355920 |
425302 |
437273 |
199629 |
184 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн.руб. |
523377 |
610427 |
699870 |
749798 |
847527 |
324150 |
162 |
Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, ед. |
19783 |
20758 |
22660 |
24926 |
- |
5143 |
126 |
Подано заявок на выдачу патентов, ед. |
58759 |
58852 |
62920 |
64266 |
- |
5507 |
109 |
Выдано патентов, ед. |
44469 |
44567 |
47932 |
47752 |
- |
3283 |
107 |
Разработанные передовые производственные технологии, ед. |
864 |
1138 |
1323 |
1429 |
- |
565 |
165 |
Одновременно с уменьшением числа исследователей, значительно сократилась численность аспирантов на 37,5 тыс. чел., или почти на 24% и докторантов на 27%.
Следует отметить, что за рассматриваемый период объём финансирования науки из средств федерального бюджета возрос на 84%. Одновременно с этим внутренние затраты на научные исследования и разработки увеличились на 324 млрд. руб. или на 62%.
За период 2010-2014 гг. число поданных заявок на выдачу патентов увеличилось на 5 тыс. единиц, или 9%. Количество выданных патентов за тот же период выросло на 7%. Число разработанных передовых производственных технологий за рассмотренный период увеличилось на 565 единиц, или 65%.
В целом, по всем показателям наблюдается положительная динамика, что может говорить о нарастании научно-технического потенциала страны за исследуемый период. Из минусов можно отметить лишь незначительное сокращение численности работников НИОКР.
В России государственная научно-техническая политика регулируется множеством законов, постановлений Правительства РФ и указами Президента РФ. Основным документом является Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» [1].Этот закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.
Важную роль в регулировании научно-технической политики играет Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий» [2].Приоритетные направления включают основные направления исследований, которые могут привести к созданию новейших технологий и производств, способствующих развитию экономики и страны в целом. К числу ключевых направлений относятся:
- обеспечение безопасности и противодействие терроризму;
- индустрия наносистем и материалы;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- науки о жизни;
- перспективные вооружения, военная и специальная техника;
- рациональное природопользование;
- транспортные и космические системы;
- энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика.
Указанные направления реализуются в рамках федеральных программ и проектов по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Документом, определяющим направления развития науки и технологий в России на среднесрочную перспективу, является Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» [4], целью которой является формирование эффективно функционирующей сферы исследований и разработок и обеспечение её ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
К задачам программы можно отнести:
- развитие фундаментальных научных исследований; создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
- формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
- обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство и другие.
Еще одним немаловажным документом, обеспечивающим действие государственной научно-технической политики, является «Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3].
Данная концепция определяет 6 основных направлений научно-технической политики государства:
- Совершенствование человеческого потенциала России. Реализация данного направления предполагает с одной стороны создание благоприятных условий для развития способностей каждого отдельно взятого человека, улучшения условий жизни общества и качества социальной среды, но с другой стороны повысится конкурентоспособность человеческого капитала;
- Создание конкурентной институциональной среды, направленной на стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в национальную экономику. Реализация данного направления обеспечивается созданием и развитием конкурентных рынков, поддержкой новых компаний и бизнеса, отказом от повышения налогов, снижением рисков за счет защиты прав собственности;
- Инновационное развитие экономики страны путем формирования национальной инновационной системы, включающей систему научных исследований и разработок, инновационную инфраструктуру, формирования мощного научно-технического комплекса, содействия повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики за счет повышения доступа российских предприятий к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами;
- Расширение глобальных конкурентных преимуществ России в таких сферах как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов. Эта цель достигается посредством расширения поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, развития в стране крупных точек международной энергетической инфраструктуры, с использованием новых технологий, перехода от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции, реализации водного и аграрного потенциала России;
- Укрепление внешнеэкономических позиций России на мировом рынке, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, включая формирование стабильных отношений с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики.
- Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, достигается путем формирования новых центров социально-экономического развития, которые основаны на развитии энергетической и транспортной инфраструктуры, сокращения дифференциации уровня и качества жизни на территории РФ благодаря мерам социальной и региональной политики.
В целях обеспечения высокого уровня благосостояния граждан и закрепление позиции страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, необходимо осуществить переход экономики страны на инновационный путь развития, для чего в 2011 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация данной Стратегии предусматривает изменения в рамках следующих направлений социально-экономической политики:
- бюджетная политика – обеспечение приоритетности инновационных расходов и определение параметров изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций;
- налоговая политика – оптимизация уровня налоговой нагрузки на факторы инновационного развития;
- техническая политика – формирование стимулов к технологической модернизации и инновациям;
- конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией –минимизация возможностей для несправедливой конкуренции и формирование благоприятного предпринимательского климата;
- политика в сфере государственных закупок – создание необходимых инструментов и процедур, дающих возможность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству стимулировать за счет государственных закупок создание инновационной продукции;
- внешняя и внешнеэкономическая политика – более активное отстаивание интересов российских инновационных компаний на внешних рынках, а также поиск за рубежом партнеров для российских предприятий;
- региональная политика – установление более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые инвестируют в инновационное развитие.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации обеспечением для реализации государственной научно-технической политики является довольно широкая нормативно-правовая база, представленная различного вида законами, указами, распоряжениями и постановлениями. Этот факт свидетельствует о достаточности нормативной базы научно-технической политики. Одновременно с этим нужно отметить, что степень реализации государственных программ инновационного развития остается крайне низкой либо в силу завышения плановых ориентиров [9, с.123], либо в связи с отсутствием стимулов у предпринимателей к использованию инноваций в своей практической деятельности, неразвитости инновационной инфраструктуры и недостатка финансовых ресурсов [7, с. 26].
Таким образом, несмотря на интенсивную законодательную деятельность и устойчивый рост финансового обеспечения, показатели, характеризующие состояние научно-технического прогресса, ухудшаются, либо остаются на неизменном уровне: число организаций, выполняющих исследования и разработки увеличилось незначительно, а численность исследовательского персонала, аспирантов и докторантом и вовсе сократилась. Поэтому, законодательное обеспечение развития науки и экономики должно постоянно контролироваться на предмет его соответствия современным условиям и в случаях необходимости, следует вносить в него адекватные изменения и дополнения.
Ссылки на источники
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: http://base.garant.ru/135919.
- Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий». URL: http://poisk-zakona.ru/3794.html.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 301 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». URL: http://base.garant.ru/70643478.
- Алиев А.Б., Ананьева Е.П. и др. Прогнозирование, планирование и моделирование: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией О.А. Подкопаева. Самара, 2015.
- Наука и инновации. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/science/
- Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.
- Поротькин Е.С. Стимулирование инноваций в аграрном секторе экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 228-231.
- Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации //
- В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.