Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений государственной научно-технической политики в Российской Федерации. Авторами рассмотрена нормативно-правовая база государственной поддержки использования научных достижений в предпринимательской деятельности. Определены основные проблемы низкой востребованности инноваций на российском рынке.
Ключевые слова: инновации, научно-технический прогресс, государственная научно-техническая политика. 

Важнейшим фактором достижения экономического роста страны является научно-технический прогресс. Для развития науки и должного использования её достижений необходима всесторонняя государственная поддержка. Меры государства по поддержке НИОКР выступают в качестве государственной научно-технической политики, которая являет собой совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны и достижение важнейших стратегических целей общества в целом путем создания необходимых правовых, экономических, организационных условий, способствующих как приросту научных знаний, так и их практическому воплощению в виде конкретных нововведений и товаров на их основе [5, с. 133].

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Основными инструментами реализации государственной научно-технической политики являются меры прямого и косвенного стимулирования инновационных процессов, от эффективности которых зависит степень активности использования предпринимательским сектором современных достижений науки [8, с. 230].

Прежде чем рассматривать научно-техническую политику РФ необходимо дать характеристику условий, в которых она реализуется.

По данным Росстата РФ, в 2014 году в России насчитывалось 3605 организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками (табл. 1). За прошедшие 4 года число исследовательских организаций увеличилось на 112 единиц, т.е. на 3 %. Численность работников, занятых исследованиями и разработками сократилось на 4266 человек, или на 1 % [6]. 

Таблица 1

Динамика показателей научно-технического потенциала РФ

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013г.

2014 г.

Изменение за период

(+;-)

%

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, ед.

3492

3682

3566

3605

3604

112

103

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.

736540

735273

726318

727029

732274

-4266

99

Численность аспирантов, чел.

157437

156279

146754

132002

119868

-37569

76

Численность докторантов, чел.

4418

4562

4554

4572

3204

-1214

73

Финансирование науки из средств федерального бюджета, млн.руб.

237644

313899

355920

425302

437273

199629

184

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн.руб.

523377

610427

699870

749798

847527

324150

162

Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, ед.

19783

20758

22660

24926

-

5143

126

Подано заявок на выдачу патентов, ед.

58759

58852

62920

64266

-

5507

109

Выдано патентов, ед.

44469

44567

47932

47752

-

3283

107

Разработанные передовые производственные технологии, ед.

864

1138

1323

1429

-

565

165

Одновременно с уменьшением числа исследователей, значительно сократилась численность аспирантов на 37,5 тыс. чел., или почти на 24% и докторантов на 27%.

Следует отметить, что за рассматриваемый период объём финансирования науки из средств федерального бюджета возрос на 84%. Одновременно с этим внутренние затраты на научные исследования и разработки увеличились на 324 млрд. руб. или на 62%.

За период 2010-2014 гг. число поданных заявок на выдачу патентов увеличилось на 5 тыс. единиц, или 9%. Количество выданных патентов за тот же период выросло на 7%. Число разработанных передовых производственных технологий за рассмотренный период увеличилось на 565 единиц, или 65%.

В целом, по всем показателям наблюдается положительная динамика, что может говорить о нарастании научно-технического потенциала страны за исследуемый период. Из минусов можно отметить лишь незначительное сокращение численности работников НИОКР.

В России государственная научно-техническая политика регулируется множеством законов, постановлений Правительства РФ и указами Президента РФ. Основным документом является Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» [1].Этот закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.

Важную роль в регулировании научно-технической политики играет Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий» [2].Приоритетные направления включают основные направления исследований, которые могут привести к созданию новейших технологий и производств, способствующих развитию экономики и страны в целом. К числу ключевых направлений относятся:

- обеспечение безопасности и противодействие терроризму;

- индустрия наносистем и материалы;

- информационно-телекоммуникационные системы;

- науки о жизни;

- перспективные вооружения, военная и специальная техника;

- рациональное природопользование;

- транспортные и космические системы;

- энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика.

Указанные направления реализуются в рамках федеральных программ и проектов по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Документом, определяющим направления развития науки и технологий в России на среднесрочную перспективу, является Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» [4], целью которой является формирование эффективно функционирующей сферы исследований и разработок и обеспечение её ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.

К задачам программы можно отнести:

- развитие фундаментальных научных исследований; создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;

- формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;

- обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство и другие.

Еще одним немаловажным документом, обеспечивающим действие государственной научно-технической политики, является «Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»  [3].

Данная концепция определяет 6 основных направлений научно-технической политики государства:

  1. Совершенствование человеческого потенциала России. Реализация данного направления предполагает с одной стороны создание благоприятных условий для развития способностей каждого отдельно взятого человека, улучшения условий жизни общества и качества социальной среды, но с другой стороны повысится конкурентоспособность человеческого капитала;
  2. Создание конкурентной институциональной среды, направленной на стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в национальную экономику. Реализация данного направления обеспечивается созданием и развитием конкурентных рынков, поддержкой новых компаний и бизнеса, отказом от повышения налогов, снижением рисков за счет защиты прав собственности;
  3. Инновационное развитие экономики страны путем формирования национальной инновационной системы, включающей систему научных исследований и разработок, инновационную инфраструктуру, формирования мощного научно-технического комплекса, содействия повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики за счет повышения доступа российских предприятий к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами;
  4. Расширение глобальных конкурентных преимуществ России в таких сферах как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов. Эта цель достигается посредством расширения поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, развития в стране крупных точек международной энергетической инфраструктуры, с использованием новых технологий, перехода от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции, реализации водного и аграрного потенциала России;
  5. Укрепление внешнеэкономических позиций России на мировом рынке, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, включая формирование стабильных отношений с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики.
  6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, достигается путем формирования новых центров социально-экономического развития, которые основаны на развитии энергетической и транспортной инфраструктуры, сокращения дифференциации уровня и качества жизни на территории РФ благодаря мерам социальной и региональной политики.

В целях обеспечения высокого уровня благосостояния граждан и закрепление позиции страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, необходимо осуществить переход экономики страны на инновационный путь развития, для чего в 2011 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация данной Стратегии предусматривает изменения в рамках следующих направлений социально-экономической политики:

- бюджетная политика – обеспечение приоритетности инновационных расходов и определение параметров изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций;

- налоговая политика – оптимизация уровня налоговой нагрузки на факторы инновационного развития;

- техническая политика – формирование стимулов к технологической модернизации и инновациям;

- конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией –минимизация возможностей для несправедливой конкуренции и формирование благоприятного предпринимательского климата;

- политика в сфере государственных закупок – создание необходимых инструментов и процедур, дающих возможность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству стимулировать за счет государственных закупок создание инновационной продукции;

- внешняя и внешнеэкономическая политика – более активное отстаивание интересов российских инновационных компаний на внешних рынках, а также поиск за рубежом партнеров для российских предприятий;

- региональная политика – установление более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые инвестируют в инновационное развитие.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации обеспечением для реализации государственной научно-технической политики является довольно широкая нормативно-правовая база, представленная различного вида законами, указами, распоряжениями и постановлениями. Этот факт свидетельствует о достаточности нормативной базы научно-технической политики. Одновременно с этим нужно отметить, что степень реализации государственных программ инновационного развития остается крайне низкой либо в силу завышения плановых ориентиров [9, с.123], либо в связи с отсутствием стимулов у предпринимателей к использованию инноваций в своей практической деятельности, неразвитости инновационной инфраструктуры и недостатка финансовых ресурсов [7, с. 26].

Таким образом, несмотря на интенсивную законодательную деятельность и устойчивый рост финансового обеспечения, показатели, характеризующие состояние научно-технического прогресса, ухудшаются, либо остаются на неизменном уровне: число организаций, выполняющих исследования и разработки увеличилось незначительно, а численность исследовательского персонала, аспирантов и докторантом и вовсе сократилась. Поэтому, законодательное обеспечение развития науки и экономики должно постоянно контролироваться на предмет его соответствия современным условиям и в случаях необходимости, следует вносить в него адекватные изменения и дополнения.  

Ссылки на источники 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: http://base.garant.ru/135919.
  2. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий». URL: http://poisk-zakona.ru/3794.html.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.  №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134.
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 301 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». URL: http://base.garant.ru/70643478.
  5. Алиев А.Б., Ананьева Е.П. и др. Прогнозирование, планирование и моделирование: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией О.А. Подкопаева. Самара, 2015.
  6. Наука и инновации. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/science/
  7. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.
  8. Поротькин Е.С. Стимулирование инноваций в аграрном секторе экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 228-231.
  9. Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации //
  10. В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.