Резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Выпуск:
ART 75065
УДК
338
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бережная
Е.
В. Резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S3. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75065.htm.
Аннотация. В статье анализируются факторы, которые могут способствовать развитию финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий. Перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно было лишь повышая эффективность работы отечественных предприятий.
Ключевые слова:
финансово-хозяйственная деятельность предприятий, резервы повышения эффективности, технологическая конкурентоспособность
Текст статьи
Бережная Евгения Викторовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) ФГОУВПО «Российский государственный социальный университет», г. АрмавирJaneberezh@yandex.ru
Резервы повышения эффективности
финансовохозяйственной деятельности предприятия
Аннотация.В статье анализируются факторы, которые могут способствоватьразвитию финансовохозяйственной деятельности российских предприятий.Перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно было лишь повышая эффективность работы отечественных предприятий.Ключевые слова:финансовохозяйственная деятельность предприятий, резервы повышения эффективности, технологическая конкурентоспособность.Раздел: (04) экономика.
Переход к рыночной экономике в России отбросил народное хозяйство страны далеко назад. Длительный системный кризис затронул не только государственные основы и общественные устои, но и экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу отрицательной динамики. Резкая либерализация экономики и разрыв хозяйственных связей вызвали в первой половине 90х гг. XX в.глубокий хозяйственный спад. В 1998 г. ВВП упал по сравнению с 1990 г. более чем на 40%, а физический объем промышленного производства снизился более чем на 50%. Лишь с 1999 г. обозначился некоторыйрост экономики страны.В своем послании Федеральному собранию еще в июне 2003 г. президент страны выдвинул задачу–увеличить объем ВВП в ближайшие 10 лет вдвое.Решить эту задачу, перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно было лишь повышая эффективность работы отечественных предприятий.Одним из главных показателей развития научнотехнологической сферы страны является технологическая конкурентоспособность. В отличие от индустриальных государств основной формой организации исследований в России попрежнему остаются научноисследовательские институты, обособленные от предприятий, в то время как ключевую роль в развитии инновационной деятельности должна играть заводская наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок. У нас в стране заводская наука выполняет только 6% общего объема исследований и сориентирована, в основном, на решение краткосрочных технических задач собственного производства. Слабость заводской науки негативным образом сказывается на обеспечении конкурентоспособности продукции предприятий. С другой стороны, российская наука характеризуется слабой инновационной ориентацией. В основном это связано с несоответствием тематики выполняемых исследований, институциональных структур и механизмов функционирования науки потребностям экономики. Даже в условиях инвестиционного роста последних лет существенного притока средств внаучную сферу не наблюдается, в то же время половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта [1].Это предполагает необходимость выявления перспективных направлений международной специализации России, особенно в научнотехнологической области, с учетом имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ нашей страны, а также изменений, происходящих в структуре мирохозяйственных потоков и составе их участников. Необходимо наметить отвечающие современной обстановке методы внешнеэкономической политики, которые обеспечивали бы более эффективную интеграцию России в мировое хозяйство. Имеется, в частности, в виду совершенствование системы государственного регулирования и стимулирования внешнеэкономических операций, связанных с инновационной деятельностью. Сюда же следует отнести вопросы активизации участия России в международном движении капитала, развития кооперационных связей с зарубежными партнерами и транснационализации российских компаний, включая создание зарубежных сетей, обеспечивающих реализацию отечественной продукции и доступ к необходимым иностранным технологиям и материалам. Следует учитывать и то, что низкие цены на отечественные технологии по сравнению с зарубежными, создают благоприятные возможности для внутрироссийской кооперации и повышения удельного веса научнотехнической составляющей в инвестициях, в том числе и иностранных. Это, в свою очередь, делает возможным интегрировать российские компании в международные инновационнопромышленные комплексы, четко определить круг государственных приоритетов, как в самой науке, так и производстве, отдавая преимущества разработкам и технологиям двойного назначения. Новые знания, которые генерируются в результате их реализации будут создавать и формировать родовые технологии иполучать развитие при решении широкого круга технологических задач в разных областях деятельности.На масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде существенное влияние может оказать применение методов косвенного стимулированияинвестиций в научноисследовательскую деятельность: налоговые льготы, займы по сниженным кредитным ставкам, финансовая поддержка процессов лицензирования и патентования. Принципиально важным инструментом стимулирования производства знаний должны стать законодательные акты по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Должны быть задействованы и механизмы льготного, в том числе целевого эмиссионного, кредитования приоритетных исследований и разработок. Немалую роль могут сыграть методы программноцелевого планирования создания высококонкурентных наукоемких продуктов. Важную стимулирующую роль в развитии наукоемкого сектора призвана сыграть реформа оплаты труда. Повышение средней заработной платы в научной сфере должно осуществляться с заметным опережением по отношению к другим секторам экономикиВ нашей стране преобладает догоняющее развитие науки и техники: менее 5% изобретений становятся объектом коммерческих сделок; 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих видов техники и технологий, в большинстве своем –устаревших; основная часть создаваемых образцов новых типов машин характеризуется низкими техникоэкономическими показателями, а 75% из них не имеют сертификатов качества и безопасности, 64% –систем сервиса и эксплуатационного обслуживания. Это толкает инновационные предприятия на приобретение готового оборудования за рубежом.Между темроссийский интеллектуальный потенциал, при всех потерях, понесенных за последние 15 лет, остается одним из наиболее значимых в мире. К сожалению, изза упадка обрабатывающей промышленности, распада проектноконструкторских институтов и слабого развития служб коммерциализации научных результатов он мало востребован внутри страны, авнешний спрос на него сводится по существу к «утечке мозгов» и получению «технологического сырья», не доведенного до конкретных технологических процессов или образцов продукции, не защищенных патентами. В целом, однако, слабое и неэффективное использование отечественного научнотехнологического потенциала приводит к огромным экономическим потерям. Например, только от поставок за рубеж незапатентованной военной техники наша страна ежегодно теряет более 6 млрд. долл. Характерно также, что в США действует свыше тысячи патентов, авторами которых фактически являются российские специалисты.Как правило, в экономической литературе выделяют три основные группы факторов, влияющие на эффективность финансовохозяйственной деятельности предприятий: производственные, коммерческие, финансовые.Производственные факторы связаны с объемом производства предприятий, его ритмичностью, материальной, научнотехнической и организационнотехнической оснащенностью, соответственно–с качественными параметрами выпускаемой продукции,ее ассортиментом и структурой и т.д.и т.п.
Коммерческие факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, как бы поводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта организации, его направление и организационноэкономическое обеспечение фирмы, реклама и т.п.Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации готовой продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности организации, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе оценку в случае замедления реализации или для предпочтительных контрагентов, в частности дебиторов; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение, управление и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках–доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений.Составляющие каждой из групп вышеперечисленных факторов и являются, собственно, теми резервами предприятия, которые способны вывести деятельность предприятия на качественно новый уровень. Этот уровень может предполагать увеличение объемов производимой продукции и улучшение ее качества, увеличение его финансового положения и т.д.Выбор цели зависит от стратегии развития самого предприятия, которую разработают менеджеры высшего звена. Но в качестве решающего фактора и важного, по мнению автора статьи, определяющего дальнейшее развитее предприятия, выступает коммерческаяидея. Причем, выбор той или иной коммерческой идеи очень важен для крупных и малых предприятий, для предприятий с длительным сроком работы на рынке товаров и услуг и фирм–новичков.Разработка собственной коммерческой идеи начинается не с вопроса: «какойтовар или какую услугу я мог бы предложить?», а с поиска решения, которого еще не существует: «для какой проблемы и посредством какого товара или услуги можно предложить решение?». Например, «Единственный японский гуру менеджмента»–Кеничи Омае, (такого титула он удостоился от газеты FinancialTimes») советует не искать готовых ответов и учиться бизнесу у своих потребителей. Нужно любить свою компанию, свой продукт, своего потребителя. Ведите себя так, как будто ваш клиентэто ваша избранница, Представьте, чем вы хотите угодить ему, поразить его [2]. Конкурентоспособная коммерческая идея в современных условиях планируется не с позиции «изнутринаружу», а наоборот двигаясь «извневнутрь». Потребности и запросы покупателей, а также состояние и условия конкурентной борьбы должны быть хорошо известны, чтобы можно было в максимальной степени использовать преимущества собственной коммерческой идеи. В природе не бывает продукции или рынка, которые нельзя было бы усовершенствовать. Материал для новых коммерческих идей предприятие может почерпнуть из многих доступных источников. Это периодические экономические и политические издания, доклады на научных конференциях и семинарах, монографии специализированных издательств. Есть также способы, применение которых помогает открыть актуальную новую коммерческую идею.Одним из таких способов является копирование современных успешных концепций, т.е.«браконьерство» в чужих угодьях. Тот, кто копирует идеи, уже ограничивает риск при учреждении своего бизнеса. Идея франчайзингаосновывается именно на концепции копирования.Термин «франчайзинг» происходит от английского слова franchising, означающего «льгота», «привилегия». Если обратиться к истории, то возникновение франчайзинга как формы ведения предпринимательской деятельностиберет начало в средневековой Англии. Понятие «франшиза» в то время означало передачу прав от имени короля. В других странах, например в США и Австралии, франшиза истолковывается как передача прав государственной властью.В материалах Российской ассоциациифранчайзинга это понятие трактуется как,«система продвижения на рынке товаров и (или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами–Франчайзером и Франчайзи. При этом Франчайзер передает Франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес свой в соответствии с концепцией Франчайзера.Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать торговуюмарку и (или) товарный знак Франчайзера, его ноухау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны Франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора».Рынок предложения по франчайзингу можно разделить на 3 вида:товарный франчайзинг;промышленный франчайзинг;деловой франчайзинг.Товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Основное условие данной сделки–приобретение продукции только у своего франчайзера иотказ от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию на рынке. Товарный франчайзинг в России в основном распространен в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров (ВИСТ, RStyle, 1C).Промышленный франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента производимой продукции.По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (например, CocaCola, Pepsi, Shweppes), компании по производству продуктов питания (Mars, Nestle, Danone), компании по производству косметики и бытовой химии (Henco, Procter& Gamble).Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнесформата). Данный вид франчайзинга–наиболее перспективный, поскольку он подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанный и апробированной фирмой–франчайзером. В данном случае франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, его правилами планирования и организации управления бизнесом, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества продукции, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает детальную регламентацию деятельности во всех сферах фирмы и высокую степень ответственности фирмыфранчайзи.В России примером применения франчайзинга бизнесформата могут служить, например, закусочные быстрого обслуживания (MacDonald’s, «Ростик’с» и др.).Другим способом получения новой коммерческой идеи является использование технического прогрессаили применение инноваций.Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.По определению, данному в «Концепции инновационной политики РФ на 1998–2000 годы», инновация–конечный результат инновационный деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе, то есть доведена до коммерческой реализации. Соответственно различают два типа технологических инноваций: продуктивные и процессные.Продуктивные инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации–это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации процесса производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Инновации тесно связаны с научнотехническим прогрессом (НТП), выступая его результатом. НТП–существенный фактор производства продукции и важный резерв повышения эффективности деятельности предприятия. К сожалению, не всегда руководители предприятий понимают всю важность, необходимость и сущность инноваций. Необходимо заметить, что в сфере инновационной деятельности весьма эффективен малый бизнес, так как небольшие объемы производства, гибкость технологических процессов, высокая квалификация работников позволяет быстрее, чем на крупных и средних предприятиях, организовывать выпуск новой продукции.В принятом ещев 1996 г. Федеральном законе «О науке и государственной научнотехнической политике» (с дополнениями 2000 и 2001 гг.) государственная научнотехническая политика трактуется как «составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской федерации в области науки и техники». Законом признается, что одной из основных целей государственной научнотехнической политики выступает увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, укрепление его стабильности, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции.Достижение поставленной цели требует повышения внимания государства к нуждам российской науки. Общеизвестно, что по доле затрат на исследования и разработки в ВВП РФ занимает далеко не первое мест среди экономически развитых стран мира.Таким образом, российские предприятия должны повысить внимание к своей инновационной деятельности, так как она может стать залогом процветания предприятия. Инновация–это не изобретение и не открытие. Она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе–на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного. Характерным качеством современного новатора является способность объединить в систему то, что другим представляется несвязным набором разрозненных элементов.Выбор правильной коммерческой идеи–важный резерв для повышения эффективности деятельности предприятия и неотъемлемая часть его основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства предприятия. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность коммерческой идеи отвечающей запросам рынка и потребностям покупателей, предпочитая привычную экономию на затратах, как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность российских организаций и предприятий к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.По нашему мнению, у российских предприятий, несмотря на все трудности, есть необходимые резервы для повышения эффективности их деятельности. Самое главное, на наш взгляд, иметь стратегию развития предприятия, основанную на максимальном использовании имеющихся внутренних ресурсов: материальных, интеллектуальных ичеловеческих. Стратегия–продукт творчества, а не планирования [3]. Американский экономист, создатель теории креативного класса Ричард Флорида тоже считает, что на первый план в современной экономике выходит, именно, творчество [4]. Российский экономист К. К. Чарахчян считает:для тогочтобы креативный класс –«новаторы»–возглавил на местах инновационные преобразования,он должен доверять инициаторам инновационного развития общества и иметь с ними тесную обратную связь [5]. Вышеназванные факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий будут приобретать силу при постоянном использовании их в хозяйственной практике [6].В условиях посткризисной модернизации планомерное осуществление предприятиямистратегии экономического роста[7],основанной на максимальном использовании внутренних резервов непременно скажется на качестве экономического роста России.Ссылки на источники1.Кеничи Омае.Главный гуру японского менеджмента –о том, как стать лучшим бизнесстратегом // Свой бизнес. –2007. –№ 11. 2.Там же.3.Кеничи Омае. Указ. соч.4.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ пер. с англ. –М.: Изд.дом «КлассикаXXI», 2005.5.Чарахчян К.К. Факторы инновационного развития экономики страны // Социальноэкономические аспекты развития общества в условиях неустойчивой экономики: сб.науч.тр.IIIмеждунар.заоч.науч.практ.конф. (5–6 апреля 2012 г., г. Армавир) / науч. ред. И.А. Бондаренко. –Армавир: РИО АГПА, 2011. –132 с.6.Крючкова О. М. Социально ответственноеинвестирование: попытка подчинить личные интересы общественным //Управленческие науки. –2012. –№ 1(2). –С. 70–75.7.Чарахчян К.К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
Evgeniya Berezhnaya,
Candidate of Economic Sciences,Associate Professor, Department of Economics, Management and Finance Law, ArmavirInstitute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavir
Janeberezh@yandex.ruThe reserves of increase of efficiency of financial and economic activity of the enterpriseAbstract.The paper analyzes the factors that may sposobstvat development of financial and economic activity of Russian enterprises. Go to the rapid and sustainable economic growth, return to Russia in the developed industrial countries could only increasing the efficiency of domestic enterprises. Keywords:financialeconomic activity of enterprises, improve the efficiency of reserves, technological competitiveness.
Рекомендовано к публикации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Резервы повышения эффективности
финансовохозяйственной деятельности предприятия
Аннотация.В статье анализируются факторы, которые могут способствоватьразвитию финансовохозяйственной деятельности российских предприятий.Перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно было лишь повышая эффективность работы отечественных предприятий.Ключевые слова:финансовохозяйственная деятельность предприятий, резервы повышения эффективности, технологическая конкурентоспособность.Раздел: (04) экономика.
Переход к рыночной экономике в России отбросил народное хозяйство страны далеко назад. Длительный системный кризис затронул не только государственные основы и общественные устои, но и экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу отрицательной динамики. Резкая либерализация экономики и разрыв хозяйственных связей вызвали в первой половине 90х гг. XX в.глубокий хозяйственный спад. В 1998 г. ВВП упал по сравнению с 1990 г. более чем на 40%, а физический объем промышленного производства снизился более чем на 50%. Лишь с 1999 г. обозначился некоторыйрост экономики страны.В своем послании Федеральному собранию еще в июне 2003 г. президент страны выдвинул задачу–увеличить объем ВВП в ближайшие 10 лет вдвое.Решить эту задачу, перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно было лишь повышая эффективность работы отечественных предприятий.Одним из главных показателей развития научнотехнологической сферы страны является технологическая конкурентоспособность. В отличие от индустриальных государств основной формой организации исследований в России попрежнему остаются научноисследовательские институты, обособленные от предприятий, в то время как ключевую роль в развитии инновационной деятельности должна играть заводская наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок. У нас в стране заводская наука выполняет только 6% общего объема исследований и сориентирована, в основном, на решение краткосрочных технических задач собственного производства. Слабость заводской науки негативным образом сказывается на обеспечении конкурентоспособности продукции предприятий. С другой стороны, российская наука характеризуется слабой инновационной ориентацией. В основном это связано с несоответствием тематики выполняемых исследований, институциональных структур и механизмов функционирования науки потребностям экономики. Даже в условиях инвестиционного роста последних лет существенного притока средств внаучную сферу не наблюдается, в то же время половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта [1].Это предполагает необходимость выявления перспективных направлений международной специализации России, особенно в научнотехнологической области, с учетом имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ нашей страны, а также изменений, происходящих в структуре мирохозяйственных потоков и составе их участников. Необходимо наметить отвечающие современной обстановке методы внешнеэкономической политики, которые обеспечивали бы более эффективную интеграцию России в мировое хозяйство. Имеется, в частности, в виду совершенствование системы государственного регулирования и стимулирования внешнеэкономических операций, связанных с инновационной деятельностью. Сюда же следует отнести вопросы активизации участия России в международном движении капитала, развития кооперационных связей с зарубежными партнерами и транснационализации российских компаний, включая создание зарубежных сетей, обеспечивающих реализацию отечественной продукции и доступ к необходимым иностранным технологиям и материалам. Следует учитывать и то, что низкие цены на отечественные технологии по сравнению с зарубежными, создают благоприятные возможности для внутрироссийской кооперации и повышения удельного веса научнотехнической составляющей в инвестициях, в том числе и иностранных. Это, в свою очередь, делает возможным интегрировать российские компании в международные инновационнопромышленные комплексы, четко определить круг государственных приоритетов, как в самой науке, так и производстве, отдавая преимущества разработкам и технологиям двойного назначения. Новые знания, которые генерируются в результате их реализации будут создавать и формировать родовые технологии иполучать развитие при решении широкого круга технологических задач в разных областях деятельности.На масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде существенное влияние может оказать применение методов косвенного стимулированияинвестиций в научноисследовательскую деятельность: налоговые льготы, займы по сниженным кредитным ставкам, финансовая поддержка процессов лицензирования и патентования. Принципиально важным инструментом стимулирования производства знаний должны стать законодательные акты по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Должны быть задействованы и механизмы льготного, в том числе целевого эмиссионного, кредитования приоритетных исследований и разработок. Немалую роль могут сыграть методы программноцелевого планирования создания высококонкурентных наукоемких продуктов. Важную стимулирующую роль в развитии наукоемкого сектора призвана сыграть реформа оплаты труда. Повышение средней заработной платы в научной сфере должно осуществляться с заметным опережением по отношению к другим секторам экономикиВ нашей стране преобладает догоняющее развитие науки и техники: менее 5% изобретений становятся объектом коммерческих сделок; 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих видов техники и технологий, в большинстве своем –устаревших; основная часть создаваемых образцов новых типов машин характеризуется низкими техникоэкономическими показателями, а 75% из них не имеют сертификатов качества и безопасности, 64% –систем сервиса и эксплуатационного обслуживания. Это толкает инновационные предприятия на приобретение готового оборудования за рубежом.Между темроссийский интеллектуальный потенциал, при всех потерях, понесенных за последние 15 лет, остается одним из наиболее значимых в мире. К сожалению, изза упадка обрабатывающей промышленности, распада проектноконструкторских институтов и слабого развития служб коммерциализации научных результатов он мало востребован внутри страны, авнешний спрос на него сводится по существу к «утечке мозгов» и получению «технологического сырья», не доведенного до конкретных технологических процессов или образцов продукции, не защищенных патентами. В целом, однако, слабое и неэффективное использование отечественного научнотехнологического потенциала приводит к огромным экономическим потерям. Например, только от поставок за рубеж незапатентованной военной техники наша страна ежегодно теряет более 6 млрд. долл. Характерно также, что в США действует свыше тысячи патентов, авторами которых фактически являются российские специалисты.Как правило, в экономической литературе выделяют три основные группы факторов, влияющие на эффективность финансовохозяйственной деятельности предприятий: производственные, коммерческие, финансовые.Производственные факторы связаны с объемом производства предприятий, его ритмичностью, материальной, научнотехнической и организационнотехнической оснащенностью, соответственно–с качественными параметрами выпускаемой продукции,ее ассортиментом и структурой и т.д.и т.п.
Коммерческие факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, как бы поводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта организации, его направление и организационноэкономическое обеспечение фирмы, реклама и т.п.Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации готовой продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности организации, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе оценку в случае замедления реализации или для предпочтительных контрагентов, в частности дебиторов; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение, управление и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках–доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений.Составляющие каждой из групп вышеперечисленных факторов и являются, собственно, теми резервами предприятия, которые способны вывести деятельность предприятия на качественно новый уровень. Этот уровень может предполагать увеличение объемов производимой продукции и улучшение ее качества, увеличение его финансового положения и т.д.Выбор цели зависит от стратегии развития самого предприятия, которую разработают менеджеры высшего звена. Но в качестве решающего фактора и важного, по мнению автора статьи, определяющего дальнейшее развитее предприятия, выступает коммерческаяидея. Причем, выбор той или иной коммерческой идеи очень важен для крупных и малых предприятий, для предприятий с длительным сроком работы на рынке товаров и услуг и фирм–новичков.Разработка собственной коммерческой идеи начинается не с вопроса: «какойтовар или какую услугу я мог бы предложить?», а с поиска решения, которого еще не существует: «для какой проблемы и посредством какого товара или услуги можно предложить решение?». Например, «Единственный японский гуру менеджмента»–Кеничи Омае, (такого титула он удостоился от газеты FinancialTimes») советует не искать готовых ответов и учиться бизнесу у своих потребителей. Нужно любить свою компанию, свой продукт, своего потребителя. Ведите себя так, как будто ваш клиентэто ваша избранница, Представьте, чем вы хотите угодить ему, поразить его [2]. Конкурентоспособная коммерческая идея в современных условиях планируется не с позиции «изнутринаружу», а наоборот двигаясь «извневнутрь». Потребности и запросы покупателей, а также состояние и условия конкурентной борьбы должны быть хорошо известны, чтобы можно было в максимальной степени использовать преимущества собственной коммерческой идеи. В природе не бывает продукции или рынка, которые нельзя было бы усовершенствовать. Материал для новых коммерческих идей предприятие может почерпнуть из многих доступных источников. Это периодические экономические и политические издания, доклады на научных конференциях и семинарах, монографии специализированных издательств. Есть также способы, применение которых помогает открыть актуальную новую коммерческую идею.Одним из таких способов является копирование современных успешных концепций, т.е.«браконьерство» в чужих угодьях. Тот, кто копирует идеи, уже ограничивает риск при учреждении своего бизнеса. Идея франчайзингаосновывается именно на концепции копирования.Термин «франчайзинг» происходит от английского слова franchising, означающего «льгота», «привилегия». Если обратиться к истории, то возникновение франчайзинга как формы ведения предпринимательской деятельностиберет начало в средневековой Англии. Понятие «франшиза» в то время означало передачу прав от имени короля. В других странах, например в США и Австралии, франшиза истолковывается как передача прав государственной властью.В материалах Российской ассоциациифранчайзинга это понятие трактуется как,«система продвижения на рынке товаров и (или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами–Франчайзером и Франчайзи. При этом Франчайзер передает Франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес свой в соответствии с концепцией Франчайзера.Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать торговуюмарку и (или) товарный знак Франчайзера, его ноухау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны Франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора».Рынок предложения по франчайзингу можно разделить на 3 вида:товарный франчайзинг;промышленный франчайзинг;деловой франчайзинг.Товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Основное условие данной сделки–приобретение продукции только у своего франчайзера иотказ от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию на рынке. Товарный франчайзинг в России в основном распространен в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров (ВИСТ, RStyle, 1C).Промышленный франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента производимой продукции.По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (например, CocaCola, Pepsi, Shweppes), компании по производству продуктов питания (Mars, Nestle, Danone), компании по производству косметики и бытовой химии (Henco, Procter& Gamble).Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнесформата). Данный вид франчайзинга–наиболее перспективный, поскольку он подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанный и апробированной фирмой–франчайзером. В данном случае франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, его правилами планирования и организации управления бизнесом, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества продукции, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает детальную регламентацию деятельности во всех сферах фирмы и высокую степень ответственности фирмыфранчайзи.В России примером применения франчайзинга бизнесформата могут служить, например, закусочные быстрого обслуживания (MacDonald’s, «Ростик’с» и др.).Другим способом получения новой коммерческой идеи является использование технического прогрессаили применение инноваций.Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.По определению, данному в «Концепции инновационной политики РФ на 1998–2000 годы», инновация–конечный результат инновационный деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе, то есть доведена до коммерческой реализации. Соответственно различают два типа технологических инноваций: продуктивные и процессные.Продуктивные инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации–это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации процесса производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Инновации тесно связаны с научнотехническим прогрессом (НТП), выступая его результатом. НТП–существенный фактор производства продукции и важный резерв повышения эффективности деятельности предприятия. К сожалению, не всегда руководители предприятий понимают всю важность, необходимость и сущность инноваций. Необходимо заметить, что в сфере инновационной деятельности весьма эффективен малый бизнес, так как небольшие объемы производства, гибкость технологических процессов, высокая квалификация работников позволяет быстрее, чем на крупных и средних предприятиях, организовывать выпуск новой продукции.В принятом ещев 1996 г. Федеральном законе «О науке и государственной научнотехнической политике» (с дополнениями 2000 и 2001 гг.) государственная научнотехническая политика трактуется как «составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской федерации в области науки и техники». Законом признается, что одной из основных целей государственной научнотехнической политики выступает увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, укрепление его стабильности, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции.Достижение поставленной цели требует повышения внимания государства к нуждам российской науки. Общеизвестно, что по доле затрат на исследования и разработки в ВВП РФ занимает далеко не первое мест среди экономически развитых стран мира.Таким образом, российские предприятия должны повысить внимание к своей инновационной деятельности, так как она может стать залогом процветания предприятия. Инновация–это не изобретение и не открытие. Она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе–на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного. Характерным качеством современного новатора является способность объединить в систему то, что другим представляется несвязным набором разрозненных элементов.Выбор правильной коммерческой идеи–важный резерв для повышения эффективности деятельности предприятия и неотъемлемая часть его основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства предприятия. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность коммерческой идеи отвечающей запросам рынка и потребностям покупателей, предпочитая привычную экономию на затратах, как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность российских организаций и предприятий к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.По нашему мнению, у российских предприятий, несмотря на все трудности, есть необходимые резервы для повышения эффективности их деятельности. Самое главное, на наш взгляд, иметь стратегию развития предприятия, основанную на максимальном использовании имеющихся внутренних ресурсов: материальных, интеллектуальных ичеловеческих. Стратегия–продукт творчества, а не планирования [3]. Американский экономист, создатель теории креативного класса Ричард Флорида тоже считает, что на первый план в современной экономике выходит, именно, творчество [4]. Российский экономист К. К. Чарахчян считает:для тогочтобы креативный класс –«новаторы»–возглавил на местах инновационные преобразования,он должен доверять инициаторам инновационного развития общества и иметь с ними тесную обратную связь [5]. Вышеназванные факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий будут приобретать силу при постоянном использовании их в хозяйственной практике [6].В условиях посткризисной модернизации планомерное осуществление предприятиямистратегии экономического роста[7],основанной на максимальном использовании внутренних резервов непременно скажется на качестве экономического роста России.Ссылки на источники1.Кеничи Омае.Главный гуру японского менеджмента –о том, как стать лучшим бизнесстратегом // Свой бизнес. –2007. –№ 11. 2.Там же.3.Кеничи Омае. Указ. соч.4.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ пер. с англ. –М.: Изд.дом «КлассикаXXI», 2005.5.Чарахчян К.К. Факторы инновационного развития экономики страны // Социальноэкономические аспекты развития общества в условиях неустойчивой экономики: сб.науч.тр.IIIмеждунар.заоч.науч.практ.конф. (5–6 апреля 2012 г., г. Армавир) / науч. ред. И.А. Бондаренко. –Армавир: РИО АГПА, 2011. –132 с.6.Крючкова О. М. Социально ответственноеинвестирование: попытка подчинить личные интересы общественным //Управленческие науки. –2012. –№ 1(2). –С. 70–75.7.Чарахчян К.К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
Evgeniya Berezhnaya,
Candidate of Economic Sciences,Associate Professor, Department of Economics, Management and Finance Law, ArmavirInstitute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavir
Janeberezh@yandex.ruThe reserves of increase of efficiency of financial and economic activity of the enterpriseAbstract.The paper analyzes the factors that may sposobstvat development of financial and economic activity of Russian enterprises. Go to the rapid and sustainable economic growth, return to Russia in the developed industrial countries could only increasing the efficiency of domestic enterprises. Keywords:financialeconomic activity of enterprises, improve the efficiency of reserves, technological competitiveness.
Рекомендовано к публикации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»