Эффективность муниципальной управленческой деятельности
Выпуск:
ART 75071
УДК
338.1
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Форзун
Е.
А. Эффективность муниципальной управленческой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S3. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75071.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы эффективности муниципального управления, функции и критерии оценок. Анализируются цели местного самоуправления и пути их достижения. Определяются комплексные подходы к оценке управленческой деятельности муниципальных сотрудников.
Ключевые слова:
социально-экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальное управление, эффективность управленческой деятельности
Текст статьи
Форзун Екатерина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) ФГБОУВПО «Российский государственный социальный университет», г. Армавирeafor@yandex.ru
Эффективность муниципальной управленческой деятельности
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы эффективности муниципального управления, функции и критерии оценок. Анализируются цели местного самоуправления и пути их достижения. Определяются комплексные подходы к оценке управленческой деятельности муниципальных сотрудников. Ключевые слова: муниципальное управление, местное самоуправление, эффективность управленческой деятельности, социальноэкономическое развитие.Раздел: (04) экономика.
Принципы федеративного управления предполагают наделение отдельных территорий в составе государства рядом функций, схожих с функциями самого государства. Подразумевается, что отдельные регионы самостоятельно определяют свою внутреннюю политику и направление социальноэкономического развития в рамках общих государственных концепций. Такое делегирование полномочий между федеральным центром и регионами полностьюсебя оправдывает. Тем не менееостается еще один важный вопрос –развитие местных сообществ. Для реализации функций государственной власти на местах и демократических принципов местного самоуправления, в Российской Федерации существуют муниципальные образования. Это городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы либо внутригородские территории города федерального значения, в которых реализуются принципы местного самоуправления. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»(закон о МСУ) от 06.10.2003 №131ФЗ, дает следующее определение:местное самоуправление есть форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[1].В Российской Федерации насчитывается 22777 муниципальных образований.При этом для каждого из них характерны свои особенности, как характеризующиеся региональной и местной спецификой, так и конкретными вопросами реализации управленческих функций. Из законодательного определения местного самоуправления следует основное его назначение как категории государственноуправленческих отношений: осуществление власти самим народом, то есть осуществление функций управления. Функции управленческой деятельности представляют собой сложную категорию. Их взаимосвязь и взаимопроникновение образуют многогранную структуру управленческой деятельности. Традиционно в отечественной литературе выделяют ряд функций управленческой деятельности, характерных для всех организаций[2].Представляется возможным их проецирование на деятельность органов местного самоуправления, с учетом их специфики:Обеспечение достижения поставленных целей имеющимися в наличии системы управления силами и средствами. Настоящая функция подразумевает целеполагание и целедостижение, которыереализуются посредством установкиориентационных направлений, то есть целей, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав подотчетной структуры людей, групп и подразделений; целевых заданий и планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;целевых систем, обеспечивающих стабильность, устойчивость и гибкостьуправляемойсистемы. Согласование всех компонентов этой функции представляетсобой важнейшую задачу управления, так как их расхождение представляет собой причину неопределенности в вопросах достижения конкретных результатов. В случае с деятельностью органов муниципального управления данная функция приобретает особенное значение. Местная власть зачастую вынуждена действовать в условиях ограниченности ресурсов и их эффективное использование играет важную роль в выполнении функций ее прямых обязанностей по обеспечению достойного уровня жизни населения.2.Функции административного характера, которые отражают деятельность управленческих систем на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровые вопросы и трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и другие подобные вопросы. Учитывая специфику деятельности муниципалитетов, необходимо отметить важность данной функции. Успешное решение административных вопросов повышает эффективность деятельности и способствует решению комплексных задач, стоящих перед органами муниципального управления.3.Функция информационного и аналитического обеспечения. Она обеспечивает достижение своевременного и бесперебойного поступления потока информации, как из окружающей средыв организацию, так и из организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой деятельности системы, подчиненных ей структурных подразделений, включенных в состав организации. В случае отсутствия выполнения данной функции становится невозможным целеполагание и осуществление целей управляющей системы. Выполнение этой функции в органах местного самоуправления имеет специфические черты, в частности, присутствует проблема информационного обмена между населением и местной властью.4.Социальная функция, которая заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. Данная функция имеет наиболее широкий характер. Ее выполнение служит показателем нормального функционирования органов муниципального управления. 5.Функция прогнозирования. Ее суть заключается в определении возможных изменений во внешней среде. Также в процессе создания прогноза учитываются возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом составе, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры и в другихактуальных вопросах. Прогноз должен быть объективным, осуществляться компетентными специалистами и соответствовать определенным, специфичным для конкретной структуры, критериям. Важность прогноза изменения внешних и внутренних факторов в ходе деятельности приобретает особое значение, когда речь идет о выполнении задач муниципального управления. В данном случае можно говорить о своеобразных рисках. Последствия неверных прогнозов могут быть весьма серьезными, так как благополучие местного населения напрямую зависит от решений администрации.6.Функция планирования. Ее осуществление представляет собой процесс выбора целей данной системы и решений, необходимых для их достижения. Планирование должно обеспечиваться на всех уровнях управления организацией, также планы должны быть дифференцированы по времени и конкретным ситуациям. Планирование деятельности органов муниципального управления подразумевает определение приоритетов и формирование стратегий социальноэкономического развития муниципального образования, а так же постановкуконкретных целей и задач деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.7.Функция мотивационной направленности. Ее обеспечение подразумевает создание необходимых условий (материальнотехнических, финансовых, социальных, психологических, бытовых),побуждающих сотрудников к активной и эффективной деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов. В деле обеспечения данной функции необходимо руководствоваться последними достижениями управленческой науки, предполагающими создание условий для личной вовлеченности каждого сотрудника в дело всей организации и чувство личной ответственности за каждое самостоятельное решение. Выполнение данной функции в органах местного самоуправления имеет свою специфику. Местная власть наиболее приближена кнаселению. Муниципальные служащие должны обладать особыми качествами, в частности ставить в приоритет работу на благо обществу. При этом важным моментом является проведение определенных мероприятий по повышению мотивации чиновников.8.Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности. Данная функция предполагает постоянную профилактическую работу с персоналом, а конечной целью является предупреждение различных нарушений. Реализация данной функции имеет важное значение в процессе деятельности органов муниципального управления. Это обусловлено спецификой работы с населением, возможность наблюдения со стороны общественных структур и другими факторами.9.Контрольная функция, которая обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования. Важность контроля в ходе деятельности должно пониматься руководителями на всех уровнях управления. При этом особое значение приобретает текущий контроль силами структурного подразделения организации или ответственными лицами, как элемент самоконтроля. Важность контроля деятельности власти на уровне муниципальных образований приобретает особый характер. Это связано со спецификой выполнения контрольных функций региональных и федеральных органов власти а также с наличием общественного контроля не только со стороны представительных органов, но и местного населения.
Отличительные черты в вопросах муниципального управления являются следствием уникальных задач, которые стоят перед муниципальными образованиями. Вопервых, муниципальное управление преследует цель повышения благосостояния местного населения.Вовторых, уникальной особенностью является, тот факт, что население представляет собой одновременно как и объект, так и субъект управления. Как на объекте управления, на населении сказывается влияние определенных управленческих воздействий, инициатив органов местного самоуправления. Одновременно с этим, население выступает и в качестве авторов таких инициатив, участвуя ввыборах в представительный орган муниципального управления. Втретьих, отличительной чертой является единство интересов всех участников местного сообщества по принципиальным вопросам: состояние здравоохранения, деятельность местных социальных служб, коммунальное обеспечение и так далее. Вчетвертых, локальный характер и одновременно массовость различных проблем, стоящих перед органами муниципального управления. При этом характерным является отсутствие стратегического подхода в решении данных вопросов. В условиях дефицита бюджета последствия недостатков или полного отсутствия планирования на среднеи долгосрочную перспективу могут оказаться крайне негативными. Деятельность муниципальных образований является уникальной в своем роде. У нее имеется ряд существенных отличий, как от регионального управления, так и от государственного. Муниципальное управление находится в общем поле государственных властных отношений. Но при этом муниципальное образование обладает организационной и экономической обособленностью. Благодаря необходимости действовать в общем русле социальноэкономической политики государства, достигается единство интересов власти и общества на всех уровнях управления: государственном, региональном и местном. Впринятии решений на местном уровне большую роль играет общественное мнение. Оно учитывается при разработке местного бюджета, подготовке различных программных проектов, построении структуры местного самоуправления, оценки и контроле деятельности ответственных лиц. Волеизъявление народа выражается так же в процессе выборов муниципальных органов на демократической основе. Из всего вышеописанного следует вывод о том, что муниципальное управление представляет собой специфическую деятельность по достижению социального и экономического благополучия местного сообщества (домохозяйств и субъектов коммерческой деятельности). Сущность комплексной оценки действий органов муниципального управления состоит в выяснении критериев эффективности деятельности. В научной литературе, посвященной вопросам управления, рассматриваются различныеподходы к оценке эффективности управленческой деятельности[3].Сущность первого подхода состоит в выделении одного обобщающего показателя, на основе которого проводится оценка (отношение величины прибыли к затратам на одного сотрудника; степень выполнения управленческим персоналом нормированных заданий; временные затраты). Второй подход характеризуется использованием системы показателей для объективной оценки (размер прибыли, приходящийся на одного управленца, эффективность использования рабочего времени; выполнение планового задания; качество выполняемых работ). Третий подход предполагает использование единого интегрального показателя, выявляемого по нескольким коэффициентам, характеризующим выполнение поставленных задач и качество работы.
Учитывая специфику муниципального управления, необходимо признать, что ее комплексная оценка является достаточно сложной задачей. Несомненно, основным критерием эффективности должен служить показатель социальноэкономической эффективности труда муниципальных служащих. Социальноэкономический эффект является емким понятием, достижение которого требует мобилизации управленческого потенциала всех ответственных лиц. Условно его можно представить как совокупностьпоказателей производственной, экономической и социальной эффективности. Производственный эффект проявляется в том случае, когда объект управления производит конкретный продукт или является поставщиком социальной услуги например, коммунальные услуги). В данном случае эффект управления, выраженный в результатах деятельности управляемых объектов, будет заключаться в соотношении результатов, полученных на выходе продукта или услуги из производства, и затрат на изготовление или осуществление. В данном случае эффект будет носить в большей степени технологический характер и измеряться по нормативным показателям. Экономический эффект управления подразумевает востребованность в произведенной услуге или продукции. В данном случае речь идет о компенсации затрат на производство и реализацию продукции или услуги и получение определенной прибыли. Наконец, социальный эффектподразумевает положительный результат управленческой деятельности непосредственно на местное сообщество. Социальный эффект является показателем тех реальных результатов, которые получает общество в процессе производства и реализации продукции или оказания услуг. С данной точки зрения не могут быть эффективными управленческие инициативы, подразумевающие нанесение ущерба окружающей среде, жизни и здоровью людей.Взгляды на критерии эффективности муниципального управления, сложившиеся в отечественной научной литературе, достаточно многообразны[4].Но все исследователи признают важность функционирования системы управления в целом: как комплексное взаимодействие субъекта и объекта управления. При таком подходе особого внимания требует вопрос оценки качества управленческой деятельности. Его следует рассматривать как совокупность свойствопределяемых степенью достижения целей управления, обоснованностью и практической целесообразностью, эффективностью использования ресурсов и методов управления. Основными принципами при оценке качества муниципального управления служат: комплексность качественных оценок, так как оценки различных параметров управленческой деятельности по отдельности не могут дать общей картины, следовательно –не будут являться объективными; сочетание качественного и количественного анализа, путем привлечения экспертных групп и использования математических расчетных методов; применение субъективных и объективных подходов, что позволяет получить ясную картину о деятельности того или иного сотрудника вопределенной области, путем совмещения мнений конкретных лиц и нормативных показателей; сочетание внутренних и внешних оценок, то есть как проводимых силами самих муниципальных служащих, так и при помощи контрольных органов или сторонних организаций, благодаря чему повышается степень самоконтроля в ходе ведения управленческой деятельности; непрерывное развитие системы оценок и применение новейших методик, отвечающих требованиям постоянного развития системы качества управления.Муниципальное управление представляет собой сложную категорию со специализированными задачами, определяемыми спецификой деятельности органов местного самоуправления. Сами определения «местное самоуправление»и «муниципальное управление»и их значение является предметом дискуссий (хотя законодательство представляет эти два понятия как тождественные и равнозначные во всех нормативноправовых актах). Ввиду продолжающейся в Российской Федерации реформы местного самоуправления, не прекращаются эксперименты по изменению структуры муниципального управления. Одной из последних инициативявляется предложение Вячеслава Тимченко, председателя Всероссийского совета местного самоуправления[5].Суть инициативы состоит в отмене прямых выборов мэров городов местными жителями. Вместо этого глава администрации муниципального образования будет выбираться членами местного законодательного собрания. При этом предполагается назначать специальное лицо –ситименеджера, зоной ответственности которого будет являться внутригородской район. Позже в законопроект были внесены поправки, согласно которым прямые выборы главы администрации муниципального образования будут определяться региональным законодательством. С одной стороны, у данной схемы имеются определенные преимущества. К положительным моментам можно отнести подотчетность ситименеджера перед местным законодательным собранием, узкую направленность его деятельности и предположительно, ее большую эффективность. Но есть и отрицательные моменты. К таковым относитсяфактическое отсутствие отчетности перед местным населением[6].По мнению автора, можно говорить о снижении роли местного населения в решении жизненно важных для него вопросов. Естественным образомвстает вопрос о реализации демократических принципов местного самоуправления[7].Тем не менееоб эффективности или неэффективности такого подхода говорить пока рано. Оправдан он будет лишь в случае роста эффективности муниципального управления в долгосрочной перспективе.
Ссылки на источники1.Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»(закон о МСУ) от 06.10.2003 №131ФЗ.–URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ (дата обращения 21.11.2014).2.Рой О.М. Система государственного и муниципального управления // Питер. –2006.–С. 206(дата обращения 21.11.2014).3.Моисеев Г.В. Эффективность работников управления // Наукова думка. –2009. –С. 202(дата обращения 21.11.2014).4.Казанская А.Ю., Синельников Т.Т. Социальноэкономическое состояние муниципального образования: инструментарий анализа и механизмы развития //Известия Южного федерального университета. –2012.–№ 8. –Т.133. –
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoekonomicheskoesostoyaniemunitsipalnogoobrazovaniyainstrumentariyanalizaimehanizmyrazvitiya (дата обращения 21.11.2014).5.В городах России появятся районные ситименеджеры // РБК Ежедневная деловая газета. –2014. –URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949990805204 (дата обращения 21.11.2014).6.Крючкова О.М., Фешина О.А., Гузенко А.Д. Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития // Материалы международной научнопрактической конференции. ООО «Академия управления»ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет». –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22421523(дата обращения 21.11.2014).7.Чарахчян К.К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
Ekaterina Forzun,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Economics, Management and Finance Law, Armavir Institute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavireafor@yandex.ruThe effectiveness of municipal managementAbstract.This article maps the topical issues of the effectiveness of municipal government functions and assessment criteria. Analyzes the purpose of local government and ways to achieve them. Defined integrated approaches to the assessment of the management of municipal employees.Keywords: municipal government, local government, the effectiveness of management, socioeconomic development.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Эффективность муниципальной управленческой деятельности
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы эффективности муниципального управления, функции и критерии оценок. Анализируются цели местного самоуправления и пути их достижения. Определяются комплексные подходы к оценке управленческой деятельности муниципальных сотрудников. Ключевые слова: муниципальное управление, местное самоуправление, эффективность управленческой деятельности, социальноэкономическое развитие.Раздел: (04) экономика.
Принципы федеративного управления предполагают наделение отдельных территорий в составе государства рядом функций, схожих с функциями самого государства. Подразумевается, что отдельные регионы самостоятельно определяют свою внутреннюю политику и направление социальноэкономического развития в рамках общих государственных концепций. Такое делегирование полномочий между федеральным центром и регионами полностьюсебя оправдывает. Тем не менееостается еще один важный вопрос –развитие местных сообществ. Для реализации функций государственной власти на местах и демократических принципов местного самоуправления, в Российской Федерации существуют муниципальные образования. Это городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы либо внутригородские территории города федерального значения, в которых реализуются принципы местного самоуправления. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»(закон о МСУ) от 06.10.2003 №131ФЗ, дает следующее определение:местное самоуправление есть форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[1].В Российской Федерации насчитывается 22777 муниципальных образований.При этом для каждого из них характерны свои особенности, как характеризующиеся региональной и местной спецификой, так и конкретными вопросами реализации управленческих функций. Из законодательного определения местного самоуправления следует основное его назначение как категории государственноуправленческих отношений: осуществление власти самим народом, то есть осуществление функций управления. Функции управленческой деятельности представляют собой сложную категорию. Их взаимосвязь и взаимопроникновение образуют многогранную структуру управленческой деятельности. Традиционно в отечественной литературе выделяют ряд функций управленческой деятельности, характерных для всех организаций[2].Представляется возможным их проецирование на деятельность органов местного самоуправления, с учетом их специфики:Обеспечение достижения поставленных целей имеющимися в наличии системы управления силами и средствами. Настоящая функция подразумевает целеполагание и целедостижение, которыереализуются посредством установкиориентационных направлений, то есть целей, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав подотчетной структуры людей, групп и подразделений; целевых заданий и планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;целевых систем, обеспечивающих стабильность, устойчивость и гибкостьуправляемойсистемы. Согласование всех компонентов этой функции представляетсобой важнейшую задачу управления, так как их расхождение представляет собой причину неопределенности в вопросах достижения конкретных результатов. В случае с деятельностью органов муниципального управления данная функция приобретает особенное значение. Местная власть зачастую вынуждена действовать в условиях ограниченности ресурсов и их эффективное использование играет важную роль в выполнении функций ее прямых обязанностей по обеспечению достойного уровня жизни населения.2.Функции административного характера, которые отражают деятельность управленческих систем на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровые вопросы и трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и другие подобные вопросы. Учитывая специфику деятельности муниципалитетов, необходимо отметить важность данной функции. Успешное решение административных вопросов повышает эффективность деятельности и способствует решению комплексных задач, стоящих перед органами муниципального управления.3.Функция информационного и аналитического обеспечения. Она обеспечивает достижение своевременного и бесперебойного поступления потока информации, как из окружающей средыв организацию, так и из организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой деятельности системы, подчиненных ей структурных подразделений, включенных в состав организации. В случае отсутствия выполнения данной функции становится невозможным целеполагание и осуществление целей управляющей системы. Выполнение этой функции в органах местного самоуправления имеет специфические черты, в частности, присутствует проблема информационного обмена между населением и местной властью.4.Социальная функция, которая заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. Данная функция имеет наиболее широкий характер. Ее выполнение служит показателем нормального функционирования органов муниципального управления. 5.Функция прогнозирования. Ее суть заключается в определении возможных изменений во внешней среде. Также в процессе создания прогноза учитываются возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом составе, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры и в другихактуальных вопросах. Прогноз должен быть объективным, осуществляться компетентными специалистами и соответствовать определенным, специфичным для конкретной структуры, критериям. Важность прогноза изменения внешних и внутренних факторов в ходе деятельности приобретает особое значение, когда речь идет о выполнении задач муниципального управления. В данном случае можно говорить о своеобразных рисках. Последствия неверных прогнозов могут быть весьма серьезными, так как благополучие местного населения напрямую зависит от решений администрации.6.Функция планирования. Ее осуществление представляет собой процесс выбора целей данной системы и решений, необходимых для их достижения. Планирование должно обеспечиваться на всех уровнях управления организацией, также планы должны быть дифференцированы по времени и конкретным ситуациям. Планирование деятельности органов муниципального управления подразумевает определение приоритетов и формирование стратегий социальноэкономического развития муниципального образования, а так же постановкуконкретных целей и задач деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.7.Функция мотивационной направленности. Ее обеспечение подразумевает создание необходимых условий (материальнотехнических, финансовых, социальных, психологических, бытовых),побуждающих сотрудников к активной и эффективной деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов. В деле обеспечения данной функции необходимо руководствоваться последними достижениями управленческой науки, предполагающими создание условий для личной вовлеченности каждого сотрудника в дело всей организации и чувство личной ответственности за каждое самостоятельное решение. Выполнение данной функции в органах местного самоуправления имеет свою специфику. Местная власть наиболее приближена кнаселению. Муниципальные служащие должны обладать особыми качествами, в частности ставить в приоритет работу на благо обществу. При этом важным моментом является проведение определенных мероприятий по повышению мотивации чиновников.8.Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности. Данная функция предполагает постоянную профилактическую работу с персоналом, а конечной целью является предупреждение различных нарушений. Реализация данной функции имеет важное значение в процессе деятельности органов муниципального управления. Это обусловлено спецификой работы с населением, возможность наблюдения со стороны общественных структур и другими факторами.9.Контрольная функция, которая обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования. Важность контроля в ходе деятельности должно пониматься руководителями на всех уровнях управления. При этом особое значение приобретает текущий контроль силами структурного подразделения организации или ответственными лицами, как элемент самоконтроля. Важность контроля деятельности власти на уровне муниципальных образований приобретает особый характер. Это связано со спецификой выполнения контрольных функций региональных и федеральных органов власти а также с наличием общественного контроля не только со стороны представительных органов, но и местного населения.
Отличительные черты в вопросах муниципального управления являются следствием уникальных задач, которые стоят перед муниципальными образованиями. Вопервых, муниципальное управление преследует цель повышения благосостояния местного населения.Вовторых, уникальной особенностью является, тот факт, что население представляет собой одновременно как и объект, так и субъект управления. Как на объекте управления, на населении сказывается влияние определенных управленческих воздействий, инициатив органов местного самоуправления. Одновременно с этим, население выступает и в качестве авторов таких инициатив, участвуя ввыборах в представительный орган муниципального управления. Втретьих, отличительной чертой является единство интересов всех участников местного сообщества по принципиальным вопросам: состояние здравоохранения, деятельность местных социальных служб, коммунальное обеспечение и так далее. Вчетвертых, локальный характер и одновременно массовость различных проблем, стоящих перед органами муниципального управления. При этом характерным является отсутствие стратегического подхода в решении данных вопросов. В условиях дефицита бюджета последствия недостатков или полного отсутствия планирования на среднеи долгосрочную перспективу могут оказаться крайне негативными. Деятельность муниципальных образований является уникальной в своем роде. У нее имеется ряд существенных отличий, как от регионального управления, так и от государственного. Муниципальное управление находится в общем поле государственных властных отношений. Но при этом муниципальное образование обладает организационной и экономической обособленностью. Благодаря необходимости действовать в общем русле социальноэкономической политики государства, достигается единство интересов власти и общества на всех уровнях управления: государственном, региональном и местном. Впринятии решений на местном уровне большую роль играет общественное мнение. Оно учитывается при разработке местного бюджета, подготовке различных программных проектов, построении структуры местного самоуправления, оценки и контроле деятельности ответственных лиц. Волеизъявление народа выражается так же в процессе выборов муниципальных органов на демократической основе. Из всего вышеописанного следует вывод о том, что муниципальное управление представляет собой специфическую деятельность по достижению социального и экономического благополучия местного сообщества (домохозяйств и субъектов коммерческой деятельности). Сущность комплексной оценки действий органов муниципального управления состоит в выяснении критериев эффективности деятельности. В научной литературе, посвященной вопросам управления, рассматриваются различныеподходы к оценке эффективности управленческой деятельности[3].Сущность первого подхода состоит в выделении одного обобщающего показателя, на основе которого проводится оценка (отношение величины прибыли к затратам на одного сотрудника; степень выполнения управленческим персоналом нормированных заданий; временные затраты). Второй подход характеризуется использованием системы показателей для объективной оценки (размер прибыли, приходящийся на одного управленца, эффективность использования рабочего времени; выполнение планового задания; качество выполняемых работ). Третий подход предполагает использование единого интегрального показателя, выявляемого по нескольким коэффициентам, характеризующим выполнение поставленных задач и качество работы.
Учитывая специфику муниципального управления, необходимо признать, что ее комплексная оценка является достаточно сложной задачей. Несомненно, основным критерием эффективности должен служить показатель социальноэкономической эффективности труда муниципальных служащих. Социальноэкономический эффект является емким понятием, достижение которого требует мобилизации управленческого потенциала всех ответственных лиц. Условно его можно представить как совокупностьпоказателей производственной, экономической и социальной эффективности. Производственный эффект проявляется в том случае, когда объект управления производит конкретный продукт или является поставщиком социальной услуги например, коммунальные услуги). В данном случае эффект управления, выраженный в результатах деятельности управляемых объектов, будет заключаться в соотношении результатов, полученных на выходе продукта или услуги из производства, и затрат на изготовление или осуществление. В данном случае эффект будет носить в большей степени технологический характер и измеряться по нормативным показателям. Экономический эффект управления подразумевает востребованность в произведенной услуге или продукции. В данном случае речь идет о компенсации затрат на производство и реализацию продукции или услуги и получение определенной прибыли. Наконец, социальный эффектподразумевает положительный результат управленческой деятельности непосредственно на местное сообщество. Социальный эффект является показателем тех реальных результатов, которые получает общество в процессе производства и реализации продукции или оказания услуг. С данной точки зрения не могут быть эффективными управленческие инициативы, подразумевающие нанесение ущерба окружающей среде, жизни и здоровью людей.Взгляды на критерии эффективности муниципального управления, сложившиеся в отечественной научной литературе, достаточно многообразны[4].Но все исследователи признают важность функционирования системы управления в целом: как комплексное взаимодействие субъекта и объекта управления. При таком подходе особого внимания требует вопрос оценки качества управленческой деятельности. Его следует рассматривать как совокупность свойствопределяемых степенью достижения целей управления, обоснованностью и практической целесообразностью, эффективностью использования ресурсов и методов управления. Основными принципами при оценке качества муниципального управления служат: комплексность качественных оценок, так как оценки различных параметров управленческой деятельности по отдельности не могут дать общей картины, следовательно –не будут являться объективными; сочетание качественного и количественного анализа, путем привлечения экспертных групп и использования математических расчетных методов; применение субъективных и объективных подходов, что позволяет получить ясную картину о деятельности того или иного сотрудника вопределенной области, путем совмещения мнений конкретных лиц и нормативных показателей; сочетание внутренних и внешних оценок, то есть как проводимых силами самих муниципальных служащих, так и при помощи контрольных органов или сторонних организаций, благодаря чему повышается степень самоконтроля в ходе ведения управленческой деятельности; непрерывное развитие системы оценок и применение новейших методик, отвечающих требованиям постоянного развития системы качества управления.Муниципальное управление представляет собой сложную категорию со специализированными задачами, определяемыми спецификой деятельности органов местного самоуправления. Сами определения «местное самоуправление»и «муниципальное управление»и их значение является предметом дискуссий (хотя законодательство представляет эти два понятия как тождественные и равнозначные во всех нормативноправовых актах). Ввиду продолжающейся в Российской Федерации реформы местного самоуправления, не прекращаются эксперименты по изменению структуры муниципального управления. Одной из последних инициативявляется предложение Вячеслава Тимченко, председателя Всероссийского совета местного самоуправления[5].Суть инициативы состоит в отмене прямых выборов мэров городов местными жителями. Вместо этого глава администрации муниципального образования будет выбираться членами местного законодательного собрания. При этом предполагается назначать специальное лицо –ситименеджера, зоной ответственности которого будет являться внутригородской район. Позже в законопроект были внесены поправки, согласно которым прямые выборы главы администрации муниципального образования будут определяться региональным законодательством. С одной стороны, у данной схемы имеются определенные преимущества. К положительным моментам можно отнести подотчетность ситименеджера перед местным законодательным собранием, узкую направленность его деятельности и предположительно, ее большую эффективность. Но есть и отрицательные моменты. К таковым относитсяфактическое отсутствие отчетности перед местным населением[6].По мнению автора, можно говорить о снижении роли местного населения в решении жизненно важных для него вопросов. Естественным образомвстает вопрос о реализации демократических принципов местного самоуправления[7].Тем не менееоб эффективности или неэффективности такого подхода говорить пока рано. Оправдан он будет лишь в случае роста эффективности муниципального управления в долгосрочной перспективе.
Ссылки на источники1.Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»(закон о МСУ) от 06.10.2003 №131ФЗ.–URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ (дата обращения 21.11.2014).2.Рой О.М. Система государственного и муниципального управления // Питер. –2006.–С. 206(дата обращения 21.11.2014).3.Моисеев Г.В. Эффективность работников управления // Наукова думка. –2009. –С. 202(дата обращения 21.11.2014).4.Казанская А.Ю., Синельников Т.Т. Социальноэкономическое состояние муниципального образования: инструментарий анализа и механизмы развития //Известия Южного федерального университета. –2012.–№ 8. –Т.133. –
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoekonomicheskoesostoyaniemunitsipalnogoobrazovaniyainstrumentariyanalizaimehanizmyrazvitiya (дата обращения 21.11.2014).5.В городах России появятся районные ситименеджеры // РБК Ежедневная деловая газета. –2014. –URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949990805204 (дата обращения 21.11.2014).6.Крючкова О.М., Фешина О.А., Гузенко А.Д. Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития // Материалы международной научнопрактической конференции. ООО «Академия управления»ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет». –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22421523(дата обращения 21.11.2014).7.Чарахчян К.К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. –2014. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
Ekaterina Forzun,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Economics, Management and Finance Law, Armavir Institute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavireafor@yandex.ruThe effectiveness of municipal managementAbstract.This article maps the topical issues of the effectiveness of municipal government functions and assessment criteria. Analyzes the purpose of local government and ways to achieve them. Defined integrated approaches to the assessment of the management of municipal employees.Keywords: municipal government, local government, the effectiveness of management, socioeconomic development.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»