Бюджетирование продаж премиксов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулахметова З. С. Бюджетирование продаж премиксов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S5. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость организации системы бюджетирования в организации, производящей премиксы на основе амаранта, приводятся примеры бюджета продаж и бюджета доходов и расходов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кулахметова Зульфия Сябитовна,магистрант IIкурса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»,г.Саратовzulfiyak92@mail.ru

Бюджетирование продаж премиксов

Аннотация.В статье рассматривается необходимость организации системы бюджетирования в организации, производящей премиксы на основе амаранта, приводятся примеры бюджета продаж и бюджета доходов и расходов.Ключевые слова:планирование продаж, бюджет продаж, бюджет доходов и расходов, точка безубыточности.Раздел: (04)экономика.

Проблема кормопроизводства в России встает наиболее остро в связи с ухудшением отношений с Соединенными Штатами и Евросоюзом, поскольку более половины рынка комбикорма, в том числе премиксов, для птицы и скота поставляли западные страны и Украина (26% импорта в Россию). Америка снабжала российских животноводов нестандартными, высококалорийными премиксами на основе семян амаранта. Именно проблема продовольственной безопасности на рынке премиксов России и возможность занять на этом рынке доходную нишу побуждают на открытие и развитие КФХ «Церера» по производству зерновых, премиксов для домашней и промышленной птицы на основе амаранта и реализации указанной культуры на зеленый корм в скотоводческие хозяйства страны и Саратовской области.Премиксы, производимые КФХ «Церера» отличаются особыми свойствами, поскольку они содержат семена амаранта. Введение в рационживотных новых растений с полезными свойствами –одним из путей повышения качества кормов. Наиболее перспективной культурой для Поволжья является амарант. Амарант принадлежит к растениям С4 типа и обладает особым типом фотосинтеза, который и объясняет колоссальные возможности продуктивности и роста.В результате проведенных исследований установлено, что за период выращивания цыплятбройлеров с 5 по 42 день живая масса и ее среднесуточный прирост в четвертой опытной группе (содержание в корме амаранта –15%) были выше, чем в остальных опытных и контрольной группах. Наивысший среднесуточный прирост –81,3 г был у цыплят четвертой группы в период с 29–гопо 42–йдень, что составило 14,8%по отношению к контролю.Затраты комбикормапремикса на 1 кг прироста живой массы в среднем за опыт как в натуральном, так и в денежном выражении в опытных группах был ниже контрольной группы; в натуральном и денежном выражении наименьшими они были в четвертой группе и составили соответственно 1,8 кг и 29,78 руб.Как кормовая культура амарант является культурой с высокой питательной ценностью. Большим преимуществом амаранта перед кормовыми культурами является высокая биологическая продуктивность. Эта культура крайне богата на витамины и минералы: витамины A, B1, B2 и C, калий, железо, кальций и др.Урожай зеленой массы амаранта, реализуемый КФХ «Церера» на корм скоту, превышает на 20–30% продуктивность традиционной силосной культуры–кукурузы и составляет в среднем 1000–2000 ц/га. В вегетативной массе амаранта содержание протеина в 1,8 раза, а лизина–в 3 раза больше чем в кукурузе. По аминокислотной сбалансированности белок листьев амаранта является одним из наилучших для животных, особенно для свиней. Культура очень засухоустойчивая, потребность в воде в 2–2,5 раза меньше, чем у бобовых и злаковых культур. Зеленая масса на 40–60% складывается из листьев, 30–35% из стеблей и 18–28% из соцветий.Положительно характеризуется амарант как кормовая культура за счет: невысокого содержания клетчатки (16–20%), концентрации водорастворимых сахаров в пределах 6,4–7,2%, а пектина в размере 9,5–11,3% на сухую массу.Кормовой амарант в виде зеленой массы или зерна используют для получения качественного корма, силоса, в производстве витаминной муки и гранул. Зеленую массу хорошо поедают все домашние животные. Амарантом кормят уток, кур, кроликов, свиней, коров. Введение в рацион амаранта способствует увеличению поголовья, повышению количества и качества продукции и снижению ее себестоимости.С помощью амаранта можно повысить плодородие почвы. При скашивании и последующем запахивании он может служить прекрасным сидератом–зеленым органическим удобрением.Продукция из амаранта на сегодняшний день в России недостаточно распространена, а поскольку преимуществом амаранта перед другими кормовыми культурами является высокая биологическая продуктивность, высокая питательная ценность, то в условиях ВТО имеет высокую конкурентоспособность.Поскольку для амаранта пригодны любые почвы, это позволяет выращивать его в Саратовской области, а так как он засухоустойчив и не требует проводить в первые годы борьбу с вредителями и болезнями, то не придется прибегать к серьезным затратам на полив и опрыскивание и получать высококачественную здоровую продукцию: питательный зеленый корм и премиксы из амаранта, подавляющее болезни животных. На поле под паром после амаранта возможно получить урожай зеленой массы амаранта с минимальными затратами, поскольку культура вырастет самосевом с прошлого года.Потребительские свойства предлагаемого КФХ «Церера» товара: охотно поедается домашними животными; подходит для кормления экзотических видов птиц; способен вылечить слабую птицу; содержит много питательных веществ, более ценных, чем у пшеницы.КФХ «Церера» выделяет основные каналы сбыта продукции:1.Фермерские хозяйства Саратовской области и др. областей, занимающиеся скотоводством (сбыт зеленой массы амаранта) и занятые выращиванием птицы (сбыт премиксов).1.Личные подсобные хозяйства населения Саратовской области, занимающиеся скотоводством (сбыт зеленой массы амаранта) и занятыевыращиванием птицы (сбыт премиксов).2.Ярмарки и выставки г. Энгельса и г. Саратова (презентация продукта).3.Заказники, зоопарки и вольеры с экзотической птицей.4.Организация самовывоза, интернетзаказы.Бюджет продаж–операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения сосвоей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д.Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:какую продукцию выпускать;в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);какую установить цену продукции;каков график поступленияденежных средств от покупателей.В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.Разработаем бюджет продаж продукциипереработкипо видам комбикормов. Бюджет продаж–это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.Для подготовки этого бюджета используются различные способы оценки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.Таким образом, бюджет продажформируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.Таблица 1

Прогнозируемый бюджет продаж КФХ «Церера» по видампремиксов в 2015 г.

Показатель

Сведения о продажах по кварталамИтого«Премикс+»,упаковка(2,5 кг)«Комплекс Big», упаковка(10 кг)«Здоровая птица», упаковка(5 кг)«Для экзотической птицы», упаковка(2 кг)Объем продаж, шт.3388045705280965053380Контрактная цена, руб.88,0280,0145,075,5хОбъем продаж, тыс. руб.2981,41279,6765,6728,65755,2

Объем реализации комбикормов вденежном выражении, рассчитанный вбюджете продаж, должен найти свое отражение в бюджете доходов и расходов по статье «Выручка от реализации продукции». Бюджет доходов и расходов КФХ «Церера» на 2015 г.нами также разработан и представлен втабл.2.Отметим, что на показатель прибыли в этом бюджете оказывает влияние не только величина выручки и себестоимости реализуемой продукции, но и размер налоговых выплат.Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим –это ЕСХН –единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).Предполагается, что при открытии бизнеса, хозяйство КФХ «Церера» сразу перейдет на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) с прибыли, получаемой от сельскохозяйственных видов деятельности.Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. № 96, уточнен текст пункта 35 перечня продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства». В данном пункте с 2009 года значатся корма готовые для животных и птицы: корма готовые крахмалопаточной промышленности; комбинированные корма (комбикормапремиксы). Таким образом, производимые КФХ «Церера» премиксы являются основной продукцией сельского хозяйства и размер выручки от их продажи не влияет на ограничение применения режима ЕСХН.Формирование БДР (бюджет доходов и расходов предприятия) –этап, на котором внедренная в компании система бюджетного управления позволяет подготовить один из своих ключевых документов. По нему предприятие сможет прогнозировать финансовый результат своей работы в бюджетном периоде –его руководители получат надежный ориентир размера предполагаемой прибыли и показателей доходности компании.

Таблица 2

Бюджет доходов и расходов КФХ «Церера» на 2015 г., тыс. руб.

№ п/пНаименованиепоказателяСумма1Доходы–всего5977,522Выручкаот реализации продукции,в т. ч.:5977,5

от растениеводства

222,3

от кормопроизводства

5755,23Текущиерасходы–всегов том числе:

4587,944Фонд оплаты труда с отчислениями507,655Семена142,566Электроэнергия5,97Покупные материалы для корморопоизводства3347,288Минеральные удобрения14,399Прочие128,1110Амортизация основных средств и аренда442,3111Прибыль (убыток) отреализации1389,6112Прибыль (убыток) до налогообложения

1389,6113Налоги и другие обязательные платежи из прибыли, в т. ч.:83,4

ЕСХН83,4114Чистая прибыль

1306,2115Рентабельностьпроизводства,%

28,5116Рентабельность продаж,%

23,0

Грамотно поставленная система бюджетного управления на любом предприятиидает возможность его менеджменту выйти на новый, принципиально другой уровень управления бизнесом. Она позволяет получать информацию о ближайшем будущем, которое его ожидает. При этом необходимо помнить, что такая система будет стабильно работать лишь тогда, когда бюджетирование осуществляется на регулярной основе и когда охватывает все уровни управления компанией. Бюджет доходов и расходов предприятия является одним из ключевых документов системы, и внимательная его подготовка создаст основу бюджетирования не только для торговой компании, но и для любого бизнеса вообще.КФХ «Церера» в плановом периоде развивается достаточно динамично, имеет хорошие показатели рентабельности. Некоторые виды продукции, например, зеленый корм из амаранта могут пользоваться сезонным спросом, приносить выручку до уборки амаранта на зерно, что положительно влияет на темпы изменения планируемых показателей платежеспособности.В процессе бюджетирования продаж целесообразно не только определить объем реализации внатуральном и стоимостном выражении и рассчитать денежные поступления, но и провести маржинальный анализ. Несмотря на то, что положительный финансовый результат можно увидеть врассчитанном нами бюджете доходов и расходов, анализбезубыточности позволяетполучить дополнительные данные для управления ценой или объемом продаж.В современной экономике достаточно широко применяется такой термин как «точка безубыточности» в разного рода модификациях. Расчет такого параметра позволяет определить риск инвестиционных проектов.Сутьанализа этого показателя заключается в определении критического уровня производства, при котором компания не несет убытков, но еще не имеет прибыль –это и будет точка безубыточности.Для успешного ведения коммерческой деятельности, организации необходимоточно знать в каком объеме понадобится реализовать продукцию для покрытия всех издержек производства.При этом продажа товара в объеме, меньшем объема значения точки безубыточности, ведет организацию к убыткам, в большем –к прибыли.Подразумевается, что реализация продукции осуществляется равномерно, цены за товар и материал за рассматриваемый период времени постоянны. При изменении объема реализуемого товара, переменные затраты из расчета на единицу товара постоянны. Постоянные затраты в указанном периоде не меняются, реализуется весь объем производимой продукции.

График безубыточности КФХ «Церера» в 2015 г.

Как известно, точка безубыточности –это такой объем производимых товаров, при котором полученные доходы перекроют все расходы, то есть прибыль будет равна нулю. Как и в графическом методе, так и в аналитическом учитывается, что весь произведенный товар реализован, то есть объем выпускаемой продукции равен объему реализованной продукции.Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитана следующим образом: 74,4 тыс. руб. * 3,27 тыс. руб. / (3,27 тыс. руб. –2,56 тыс. руб.) = 343 тыс. руб. Тогда пороговый объем продаж равен: 74,4 тыс. руб. / (3,27 тыс. руб. –2,56 тыс. руб.) = 105 центнера (для премиксов).

Список литературы1.Бюджет доходов и расходов.–URL: www.astrosoft.ru/products/astrosoft/astrosoftbyudzhetirovanie/thebudgetofincomeandexpendituresoftheenterprise/2.Бюджет предприятия.–URL: www.grandars.ru/college/ekonomikafirmy/byudzhetpredpriyatiya.html3.Бюджетирование: учеб.пособие/ сост. Н.А. Земцова, С.А. Новоселова;ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ».–Саратов: Буква, 2014. –168 с.4.Земцова Н.А. Учетное обеспечение управления ассортиментом готовой продукции мясокомбината с использованием методамаржинального анализа // Перспективные разработки науки и техники –2009: сб.материалов 4 Междунар.науч.практ.конф.–Чехия, 2009.5.Земцова Н.А., Новоселова С.А. Бюджетирование в системе сбыта продукции мясокомбината // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. –2010. –№ 5. 6.Земцова Н.А. Сбытовая деятельность мясокомбината как объект управленческого учета // Актуальные научные достижения–2010: сб.материалов 6 Междунар.науч.практ.конф.–Прага, 2010. –112 с.7.Ларина Г. Я не вяну // Крестьянский двор.–2009. –29 янв.

Zulfia Kulahmetova,

muster,Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratovzulfiyak92@mail.ruBudgeting of sales of premixesAbstract.In article need of the organization of system is consideredbudgetings in the organization making premixes on the basis of an amaranthexamples of the budget of sales and the budget of the income and expenses are given.Keywords:planning of sales, budget of sales, budget of the income and expenses, profitability point.

Рекомендовано к публикации:

ЗемцовойН. А., кандидатом экономических наук, доцентом кафедры бухгалтерского учета СГАУ им. Н. И. Вавилова