Актуальность сопоставительного анализа систем управления частной профессиональной образовательной организацией в США и России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яценко
А.
И.,
Завальнюк
Д.
А. Актуальность сопоставительного анализа систем управления частной профессиональной образовательной организацией в США и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75108.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости и возможности внедрения опыта управления США в российскую систему управления.
Ключевые слова:
система управления, частная профессиональная образовательная организация, образовательный менеджмент
Текст статьи
ЯценкоАнтон Иванович,кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниan0001@inbox.ru
ЗавальнюкДарьяАлександровна,магистрант I года обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниdarina.star.z@mail.ru
Актуальность сопоставительного анализасистемуправления
частнойпрофессиональнойобразовательнойорганизациейвСШАиРоссии
Аннотация. В статьерассматриваетсявопросонеобходимостиивозможностивнедренияопытауправленияСШАвроссийскуюсистемууправления.Ключевыеслова: частнаяпрофессиональнаяобразовательнаяорганизация, образовательныйменеджмент, системауправления.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
СвступлениемРоссиинапутьсоциальноэкономическихпреобразованийзначительно возросларольобразования.Принимая за основузакон об образовании, становления частных профессиональных образовательных организаций, который показывает, что будет целесообразно изучить вопрос о системе управления негосударственной специальной профессиональной образовательной организацией, а так же проанализировать опыт управления образовательными системами США с целью выявления негативного и позитивного опыта. Как говорилось выше «новым ФЗ от 29.12.2012 № 273 “Об образовании в РФ” право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим».Интерес к системе управления частной образовательной организацией США мы можем обосновать тем, что именно американские идеи образовательного менеджмента реализуются и разрабатываются особенно активно и давно. Актуальностьотмеченной проблемы, вытекаетизглавныхтенденцийразвитиянаукииобщества, становлениявРоссиирыночныхотношений.Необходимо отметить, что в настоящеевремявРоссийской Федерацииидетстановлениеиной системыпрофессиональногообразования, которая ориентировананавхождениевмировоеобразовательноепространство. Этотпроцессхарактеризуетсяизменениямивпедагогическойиуправленческойтеорииипрактике. Многочисленныенепродуктивныепопыткиупрощенного, прямого, неадаптированногопереносаидейиподходов, реализуемыхвобразовательныхорганизацияхСША, винойобразовательныйикультурныйконтекстРоссийскогообразования, свидетельствуютонеобходимостипоискаианализауниверсальныхиспецифическихчертсистемуправленияобразовательнымиорганизациями.Впоследниедесятилетияотечественнаятеорияуправленияобразовательнымисистемамипретерпелазаметныеизменения. Этиизменениякасаютсякак исущественногопереосмысления управленческогообъекта, такжеиметодовисследованияиописанияуправления.На сегодняшний день существует, огромное количество трудоввобластиуправленияобразовательнымиучреждениямипроводятсянаосновенекоммерческихорганизаций. Опытнегосударственных, частных образовательных учрежденийостаетсязапределамивниманияисследователей, но стоит отметить, что, какпоказываетстатистика, вРоссииоколочетвертиобразовательныхорганизаций, имеющих аккредитацию,составляютнегосударственныеучрежденияпрофессиональногообразования. Актуальностьтемыдиссертационногоисследованияобусловленатакжеидеейобразовательногоменеджментакаксоциальнопедагогическойпроблемы, связаннойс правовым, организационным иэкономическимуправленческим механизмомпрофессиональнымобразованием, инымстатусомучрежденияпрофессиональногообразованиякакреальногосубъектарыночныхотношенийисоциальногопартнерства.Вернувшись к вышесказанному, необходимо отметить, что развитиетеорииипрактикиуправления образовательными системами невозможнобезучетамировыхтенденций, изучениянегативныхипозитивныхаспектовопытазарубежныхстран, вчастности, США. Итак, всвязисвышесказанным представляетсяцелесообразнымобратитьсякамериканскому опыту.Актуальностьиновизнаобозначеннойпроблемы, потребностипрактиков, осуществляющихподобнуюдеятельность, веенаучномобосновании.Учитываяактуальностьтемыисследования, необходимо было провести работупоподборуисследовательскихтрудов, которые посвященыизучениюзарубежногоопытавобластиуправлениянегосударственнымипрофессиональнымиобразовательнымиучреждениямииегосопоставительного анализасопытомроссийскихобразовательных организаций. Итак, анализзащищенныхдиссертационныхисследованийзапериодс2000 по2013г. свидетельствуетотом, чтонаучнойразработанности исследуемойпроблемыявнонедостаточно. Попредоставленным даннымРоссийскойгосударственнойбиблиотекизауказанныйпериодизданолишьдве монографии[1, 2] изащищенопять диссертаций[3, 4, 5, 6, 7] объектомкоторыхявлялсяамериканский опыт. Специальныхисследований, которые посвященыуправлениюнегосударственнойпрофессиональнойобразовательнойорганизацией, определениюособенностейуправлениясистемамиобразования зарубежом и в РФ, наминеобнаружено. ПроблеманаучногоисследованиясостоитвраскрытиииоценкеновыхразработоквтеориипедагогическогоменеджментаспозицииадаптацииэтихспецифическиххарактеристиккусловиямРоссии.На основании проведенного нами анализа актуальности, делаем выводы, что изучениеопытаСША, вобластиуправлениячастнымипрофессиональнымиорганизациямиможетспособствоватьсовершенствованиюроссийскойсистемыуправлениянегосударственнымиобразовательнымиорганизациями. Предстоящее исследование по данному вопросу будет направлено на выявление основных тенденций позитивных и негативных аспектов отечественного и американского опыта управления негосударственной образовательной организацией. Работа будет выполняться в русле нового научного исследования «компаративистике», которая осуществляет сравнительный анализ социальных процессов разных странах.Для достижения поставленной цели необходимо будет провести подробный подбор материалов по всем аспектам сопоставительного анализа. Обобщая сказанное, обозначим основные источники исследования:официальные документы (законодательные и нормативноправовые акты в области управления образованием федеральных и региональных уровней, позволяющие изучить и определить официальные подходы к управлению образовательной организацией);документация образовательной организации США и России, регламентирующая и описывающая системы управления;отечественная и американская литература по образовательному менеджменту;публикации в педагогической прессе, освещающие особенности управления частными образовательными организациями в США и РФ;монографические и диссертационные исследования по компоративному менеджменту и сравнительной педагогике.В этой статье мы поставили определенные задачи и попытались на них ответить, а так же пришли к некоторому выводу.
Ссылки на источники1.Беляков С. А. Модернизация образования в России.2.Сухарев С. А. Мировойопытвуправлении персоналом.3.Широкова М. В. Ведущие тенденции управления качеством педагогического образования в США.4.Фишман И. С. Гуманистические тенденции в теории образовательного менеджмента США.–Самара, 2000. 5.Негрей Е. А. Планирование в теорииобразовательногоменеджментаСША.–Самара, 2003.6.Швецов М.Н. Педагогические условия эффективного управления негосударственнойобразовательной организацией.–Казань,2003.7.Бессарабова О.Н. Образовательныестандарты средней школыСША: состояние и тенденции развития.–Волгоград,2006.8.АйдрусИ.А., ФилипповВ.М. Мировойрынокобразовательныхуслуг. –М.: РУДН,2008.9.АрефьевА.Л. Российскиевузынамеждународномрынкеобразовательныхуслуг. –М.: Центрсоциальногопрогнозирования, 2007.10.
НиколаевБ.В. ФедеральноезаконодательствоовысшемобразованиивСША// Правоиобразование. –2010. –№ 6.
Anton Yatsenko,
Candidate of Philology, the associate professor of foreign languages,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanan0001@inbox.ruDarya Zavalnyuk,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubandarina.star.z@mail.ruRelevance of the comparative analysis of control systems of the private professional educational organization in the USA and Russia.Abstract.In article the question of need and possibility of introduction of experience of management of the USA in the Russian control system is considered. It also includes the analysis of the works devoted to this problem. Keywords:private professional educational organization, educational management, control system.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
ЗавальнюкДарьяАлександровна,магистрант I года обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниdarina.star.z@mail.ru
Актуальность сопоставительного анализасистемуправления
частнойпрофессиональнойобразовательнойорганизациейвСШАиРоссии
Аннотация. В статьерассматриваетсявопросонеобходимостиивозможностивнедренияопытауправленияСШАвроссийскуюсистемууправления.Ключевыеслова: частнаяпрофессиональнаяобразовательнаяорганизация, образовательныйменеджмент, системауправления.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
СвступлениемРоссиинапутьсоциальноэкономическихпреобразованийзначительно возросларольобразования.Принимая за основузакон об образовании, становления частных профессиональных образовательных организаций, который показывает, что будет целесообразно изучить вопрос о системе управления негосударственной специальной профессиональной образовательной организацией, а так же проанализировать опыт управления образовательными системами США с целью выявления негативного и позитивного опыта. Как говорилось выше «новым ФЗ от 29.12.2012 № 273 “Об образовании в РФ” право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим».Интерес к системе управления частной образовательной организацией США мы можем обосновать тем, что именно американские идеи образовательного менеджмента реализуются и разрабатываются особенно активно и давно. Актуальностьотмеченной проблемы, вытекаетизглавныхтенденцийразвитиянаукииобщества, становлениявРоссиирыночныхотношений.Необходимо отметить, что в настоящеевремявРоссийской Федерацииидетстановлениеиной системыпрофессиональногообразования, которая ориентировананавхождениевмировоеобразовательноепространство. Этотпроцессхарактеризуетсяизменениямивпедагогическойиуправленческойтеорииипрактике. Многочисленныенепродуктивныепопыткиупрощенного, прямого, неадаптированногопереносаидейиподходов, реализуемыхвобразовательныхорганизацияхСША, винойобразовательныйикультурныйконтекстРоссийскогообразования, свидетельствуютонеобходимостипоискаианализауниверсальныхиспецифическихчертсистемуправленияобразовательнымиорганизациями.Впоследниедесятилетияотечественнаятеорияуправленияобразовательнымисистемамипретерпелазаметныеизменения. Этиизменениякасаютсякак исущественногопереосмысления управленческогообъекта, такжеиметодовисследованияиописанияуправления.На сегодняшний день существует, огромное количество трудоввобластиуправленияобразовательнымиучреждениямипроводятсянаосновенекоммерческихорганизаций. Опытнегосударственных, частных образовательных учрежденийостаетсязапределамивниманияисследователей, но стоит отметить, что, какпоказываетстатистика, вРоссииоколочетвертиобразовательныхорганизаций, имеющих аккредитацию,составляютнегосударственныеучрежденияпрофессиональногообразования. Актуальностьтемыдиссертационногоисследованияобусловленатакжеидеейобразовательногоменеджментакаксоциальнопедагогическойпроблемы, связаннойс правовым, организационным иэкономическимуправленческим механизмомпрофессиональнымобразованием, инымстатусомучрежденияпрофессиональногообразованиякакреальногосубъектарыночныхотношенийисоциальногопартнерства.Вернувшись к вышесказанному, необходимо отметить, что развитиетеорииипрактикиуправления образовательными системами невозможнобезучетамировыхтенденций, изучениянегативныхипозитивныхаспектовопытазарубежныхстран, вчастности, США. Итак, всвязисвышесказанным представляетсяцелесообразнымобратитьсякамериканскому опыту.Актуальностьиновизнаобозначеннойпроблемы, потребностипрактиков, осуществляющихподобнуюдеятельность, веенаучномобосновании.Учитываяактуальностьтемыисследования, необходимо было провести работупоподборуисследовательскихтрудов, которые посвященыизучениюзарубежногоопытавобластиуправлениянегосударственнымипрофессиональнымиобразовательнымиучреждениямииегосопоставительного анализасопытомроссийскихобразовательных организаций. Итак, анализзащищенныхдиссертационныхисследованийзапериодс2000 по2013г. свидетельствуетотом, чтонаучнойразработанности исследуемойпроблемыявнонедостаточно. Попредоставленным даннымРоссийскойгосударственнойбиблиотекизауказанныйпериодизданолишьдве монографии[1, 2] изащищенопять диссертаций[3, 4, 5, 6, 7] объектомкоторыхявлялсяамериканский опыт. Специальныхисследований, которые посвященыуправлениюнегосударственнойпрофессиональнойобразовательнойорганизацией, определениюособенностейуправлениясистемамиобразования зарубежом и в РФ, наминеобнаружено. ПроблеманаучногоисследованиясостоитвраскрытиииоценкеновыхразработоквтеориипедагогическогоменеджментаспозицииадаптацииэтихспецифическиххарактеристиккусловиямРоссии.На основании проведенного нами анализа актуальности, делаем выводы, что изучениеопытаСША, вобластиуправлениячастнымипрофессиональнымиорганизациямиможетспособствоватьсовершенствованиюроссийскойсистемыуправлениянегосударственнымиобразовательнымиорганизациями. Предстоящее исследование по данному вопросу будет направлено на выявление основных тенденций позитивных и негативных аспектов отечественного и американского опыта управления негосударственной образовательной организацией. Работа будет выполняться в русле нового научного исследования «компаративистике», которая осуществляет сравнительный анализ социальных процессов разных странах.Для достижения поставленной цели необходимо будет провести подробный подбор материалов по всем аспектам сопоставительного анализа. Обобщая сказанное, обозначим основные источники исследования:официальные документы (законодательные и нормативноправовые акты в области управления образованием федеральных и региональных уровней, позволяющие изучить и определить официальные подходы к управлению образовательной организацией);документация образовательной организации США и России, регламентирующая и описывающая системы управления;отечественная и американская литература по образовательному менеджменту;публикации в педагогической прессе, освещающие особенности управления частными образовательными организациями в США и РФ;монографические и диссертационные исследования по компоративному менеджменту и сравнительной педагогике.В этой статье мы поставили определенные задачи и попытались на них ответить, а так же пришли к некоторому выводу.
Ссылки на источники1.Беляков С. А. Модернизация образования в России.2.Сухарев С. А. Мировойопытвуправлении персоналом.3.Широкова М. В. Ведущие тенденции управления качеством педагогического образования в США.4.Фишман И. С. Гуманистические тенденции в теории образовательного менеджмента США.–Самара, 2000. 5.Негрей Е. А. Планирование в теорииобразовательногоменеджментаСША.–Самара, 2003.6.Швецов М.Н. Педагогические условия эффективного управления негосударственнойобразовательной организацией.–Казань,2003.7.Бессарабова О.Н. Образовательныестандарты средней школыСША: состояние и тенденции развития.–Волгоград,2006.8.АйдрусИ.А., ФилипповВ.М. Мировойрынокобразовательныхуслуг. –М.: РУДН,2008.9.АрефьевА.Л. Российскиевузынамеждународномрынкеобразовательныхуслуг. –М.: Центрсоциальногопрогнозирования, 2007.10.
НиколаевБ.В. ФедеральноезаконодательствоовысшемобразованиивСША// Правоиобразование. –2010. –№ 6.
Anton Yatsenko,
Candidate of Philology, the associate professor of foreign languages,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanan0001@inbox.ruDarya Zavalnyuk,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubandarina.star.z@mail.ruRelevance of the comparative analysis of control systems of the private professional educational organization in the USA and Russia.Abstract.In article the question of need and possibility of introduction of experience of management of the USA in the Russian control system is considered. It also includes the analysis of the works devoted to this problem. Keywords:private professional educational organization, educational management, control system.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани