Состояние гражданской позиции молодежи Поволжского региона

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Манова М. В. Состояние гражданской позиции молодежи Поволжского региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S10. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75167.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема становления гражданской позиции молодежи. Современная общественная система неустойчива, так как в ней неустойчиво, изменчиво отношение к вечным ценностям, а такие ценности, как идеалы и вера, оказываются в числе последних. В этих условиях особую значимость приобретает процесс формирования у молодежи ценностей и принципов, необходимых для свободного развития общества.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Манова Маргарита Викторовна,кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольяттиmanmarga@mail.ru

Состояние гражданской позиции молодежи Поволжского региона

Аннотация. В статье рассматривается проблема становления гражданской позиции молодежи. Современная общественная система неустойчива, так как в ней неустойчиво, изменчиво отношение к вечным ценностям, а такие ценности, как идеалы и вера, оказываются в числе последних. В этих условиях особую значимость приобретает процесс формирования у молодежи ценностей и принципов, необходимых для свободного развития общества. Ключевые слова:состояние гражданского общества, личностная позиция, межэтническая ксенофобия, экстремизм, социальная идентификация, ценности и принципы.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Нарастание межэтнической, межконфессиональной, политической ксенофобии и экстремизма стало опасной тенденцией в российском обществе, а их предотвращение–одной из важнейших задач российского государства. В связи с этим особую значимость приобретают проблемы формирования личности, ее социальной идентификации [1,2].Отсутствие общегосударственной идеологической доктрины, формировавшей ранее «простого» советского человека, стремятся восполнить идеи национализма и этнической нетерпимости. В то же время государственногражданская позиция (идентификация с гражданами России), в современных условиях выражена в гораздо меньшей степени, чем это было в СССР, а резкаяполяризация доходов населения актуализировала идентификацию россиян по социальному слою. В настоящее время именно доход является основным признаком социального неравенства. Утрата ощущения принадлежности к общности «советский народ», повлекла за собой потребность населения в поиске новых общностей (этнических и гражданских).Таким образом, позицию можно разделить по объектам на: личностную или персональную идентификацию (например, я–студент), этническую (я–русский), гражданскую (я–россиянин). Разрушение или резкое изменение социальных регуляторов–институтов–приводит к массовой утрате позиции, т.е.ведет к поиску её новых форм, и даже к девиантному поведению. В этой ситуации молодежь является одной из групп, в наибольшей степени подверженной риску социального исключения и аутсайдерства. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкиваются к проявлениям экстремизма и даже терроризма. По разным оценкам, суммарная численность молодежных экстремистских организаций составляет 10 тысяч человек[3, с. 78; 3, с. 133].Возникновение экстремизма в молодежной среде обусловлено, с одной стороны, взаимодействием негативных факторов социальной среды –экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе.С другой стороны, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе, обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды экстремистов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности [4, с.10; 5, с. 78].В связи с этим особую значимость приобретают условия, в которых происходит становление современной молодой личности. Ее формирование происходит в ситуации экономического кризиса, кризиса культуры, усугубления социальной несправедливости, когда практическиотсутствует система передачи ценностей, обеспечивающих устойчивость личности и общества. Современная общественная система неустойчива, так как в ней неустойчиво, изменчиво отношение к вечным ценностям, а такие ценности, как идеалы и вера, оказываются в числе последних. Тем не менее, современная молодежь проявляет в основном позитивное отношение к российской действительности. Разумеется, речь в данном случае идет о субъективном восприятии условий жизни, но оно является одним из важнейших составляющих ее (жизни) качества.В этих условиях особую значимость приобретает процесс формирования у молодежи ценностей и принципов, необходимых для свободного развития общества. Различные исследования показывают, что молодежь особенно чувствительна к проявлениям несправедливости. В то же время она довольно легко адаптируется к жизни. А поскольку большинство молодых людей оптимистичны (иногда даже чрезмерно оптимистичны) и при этом недостаточно рефлексивны, для них характерна завышенная самооценка своего положения. Диверсификация молодежного сознания и поведения наиболее ярко проявляется в российских регионах, практически каждый из которых имеет свою специфику, накладывающую свой неповторимый отпечаток на все группы молодежи и, тем более, не позволяет однозначно определитьстатус молодежи.В условиях регионального сообщества процессы личностной и гражданской позиции имеют свои специфические особенности, которые зависят от таких факторов как [5, с. 133]:уровень социальноэкономического развития региона;состояние местного рынка труда;интенсивность миграционных процессов;характер отношений молодого поколения с местными институтами власти и самоуправления;расстановка социальных, конфессиональных и политических сил, включая молодежные организации, электоральные объединения и другие общественные формирования. На сегодняшний день, основной сложностью формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14–18 до 25–27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста. Общая цель молодежной политики различных европейских государств –содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно условно выделить 2 стратегии:первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики;вторая –на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики [6, с. 10]. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Интерес для России представляют следующие подходы и практики реализации молодежной политики:система оплаты образования в ЕС (на долю образования члены ЕС выделяют от 9 до 16% госбюджета). В большинстве стран с платным высшим образованием семьи с высоким или средним достатком вносят относительно более высокую плату, чем малообеспеченные, которые полностью или частично освобождаются от платы за обучение посредством грантов, займов, пособий, налоговых льгот;интеграционные образовательные программы ЕС («Эразм», «Комет», «Сократ», «Леонардо да Винчи», «Минерва» и др.), направленные на «обмен» студентами, преподавателями и молодыми учеными, совершенствование их языковой практики и квалификации, формирование единого информационного пространства;

финансирование молодежных проектов посредством специально созданного Европейского молодежного фонда (возможно создать такой фонд для обеспечения молодежной политики России или для поддержки совместных проектов на постсоветском пространстве);программы и проекты, нацеленные на воспитание солидарности между народами и толерантности, борьбу с ксенофобией, вовлечение молодых людей в диалог культур и конфессий, адаптацию мигрантов представляются особенно актуальными для России с ее многонациональным и поликонфессиональным населением (могут осуществляться как на внутрироссийском уровне, так и между членами СНГ). В Европе такие программы реализуются в основном силами различных неправительственных организаций при координирующей роли государственных структур и охватывают молодых людей из числа представителей коренных групп и мигрантов, а также преподавателей и экспертов. Частично представим данные, полученные в ходе опроса среди молодежи на территории городского округа Тольятти по пропорциональной выборке объемом 650человек (от 16 до 35 лет) в режиме личного интервью по месту жительства респондентов. Отбор респондентов проходил случайным маршрутным методомс применением квот по полу и возрасту. Социологическая выборка соответствует требованиям репрезентативности по основным признакам (пол, возраст, основная деятельность, семейное положение, место проживания).Самочувствие молодежи отражает противоречивое (амбивалентное) отношение к будущим событиям, которое может резко меняться от оптимизма (21%) до состояния беспокойства, неуверенности (19%). 18% респондентов выражают надежду по отношению к будущему. Очевидно, что позитивные эмоции преобладают над негативными в соотношении 53% к 28% соответственно. Безразличие испытывают 10% опрошенных, среди них: преобладают мужчины (12%), преимущественно до лет (15%), в основном студенты вузов и те кто не работает и не учится (по 15% соответственно).По роли молодежи в жизни города, мнения тоже отличаются противоречивостью, что может объяснить низкую активность молодежи в общественной жизни города: 39% считают, что наряду с другими группами людей могут серьезно повлиять на будущее города, 28%–не играет большой роли в жизни города, 27%–что к мнению молодежи не прислушиваются.Среди 39% молодежи, считающих, что они могут серьезно повлиять на будущее города, наиболее активны женщины (42%), преимущественно до 20 лет (50%), учащиеся школ и колледжей (44% и 71% соответственно).Основываясь на опыте европейских стран, следует отметить: 1)сегодня молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений (образование, социальное обеспечение, спорт, строительство доступного жилья для молодежи как часть национального проекта), но отсутствует целостный, системный подход. Возможно обозначение приоритетности реализации молодежной политики как единого комплекса мероприятий по формированию будущего конкурентного потенциала России первыми лицами государства;2)привлечение к разработке базового федерального закона о молодежи, наряду с парламентариями, лиц, непосредственно работающих с молодежью, экспертов, представителей НПО, широкого спектра молодежных объединений, в т.ч. и политических;3)формирование единого экспертного сообщества по молодежной проблематике с участием исследовательских структур неправительственных организаций;4)оценка эффективности и ресурсной обеспеченности молодежной политики на региональном и местном уровнях;5)разработка целостного комплекса общенациональных мероприятий по помощи маргинальной молодежи (не только беспризорным, но также несовершеннолетним родителям, правонарушителям) и ее социальной адаптации;6)создание системы информационной и консультационной поддержки молодых людей, предоставляющей сведения по актуальной для молодежи проблематике–обучение, трудоустройство, защита своих прав;7)поощрение молодежного творчества, инициативы и достижений в науке, искусстве, предпринимательстве комплексом государственных премий и льгот, поддержка качественного молодежного кинематографа, ориентированного на здоровый патриотизм, единство представителей различных народов и культур России, формирование образов активной молодежи, добивающейся успеха в рамках закона и норм общественной морали, отказ от формирования завышенных жизненных стандартов; 8)интенсификация контактов с молодежью стран СНГ: увеличение квот в российских вузах для молодых людей; обмен студентами и научнопреподавательскими кадрами; государственная поддержка совместных исследований молодых ученых; организация молодежного интернетпортала странчленов СНГ; создание молодежного радио, вещающего на постсоветские государства в FMдиапазоне. Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направленияДля профилактики проявления экстремизма со стороны молодежи можно рекомендовать следующие меры:Разработать систему профессиональной пропаганды, ориентированной на все слои населения, а не только на учащуюся молодежь с целью формирования позитивного имиджа востребованных потребностей.2.Организовать конкурс макросоциальных проектов, которые ориентируют работодателей на включение в процесс адресной профориентации школьников с использованием каналов коммуникации, популярных в молодежной среде. 3.Выстраивать планомерную работу по повышению ценности профессионального труда в общественном сознании, так как общественное мнение в современных условиях однобоко ориентировано на признание престижности сфер бизнеса, коммерции и торговли.

4.Разрабатывать систему мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлеченности в различные формы политического участия. 5.Необходима комплексная программа социального развития молодежи города, включающей ряд подсистем –политику в области образования, занятости, здравоохранения и социальной защиты молодежи. Механизм реализации программы должен предусматривать основные блоки: нормативноправовой, организационный, технологический и ресурсный.Сформировать действенный механизм представительства и защитызаконных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.6.Создать условия для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста, внедрения системы общественного признания успехов молодежи.

Ссылки на источники1.Журнал социологии и социальной антропологии.–1998.–Т. 1.–№3.–С. 119–145.2.Данилова Е. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. –2000.–№3/4. –С. 76–86.3.Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ):сб.материалов социологического исследования / под ред. проф.Л.Я. Дятченко. –Белгород: Издво БелГУ, 2008. –С. 77.4.Молодежная политика: европейский опыт: доклад Института Европы РАН №163. –М.: ИЕ РАН«Огни ТД», 2005. –С.8–46.5.Манова М.В. Тенденции формирования молодежной политики в трансформирующемся обществе // Актуальные вопросы развития науки: сб. ст.междунар.науч.практ.конф.: в 6 ч. Ч. 6.–Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.–С.132–136.6.Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе.–М., 2009.

Margarita Manova,

Candidate of Sociological Sciences, Associate professor of the chair “Sociology”, Togliatti State University, Togliatti manmarga@mail.ruThe state of citizenship of young people in the Volga regionAbstract.The article considers the problem of formation of citizenship of young people. Modern social system is unstable, because it is unstable, changeable attitude toward eternal values, and such values as ideals and faith, be among the last. In these conditionsof particular importance is the process of formation among young people of the values and principles necessary for the free development of society.Keywords:the state of civil society, personal position, ethnic xenophobia, extremism, social identity, values and principles.

Рекомендовано к публикации:

Ивановой Т. Н., доктором социологических наук