Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рязанова
О.
А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S11. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75179.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственной финансовой поддержке предприятий малого и среднего бизнеса
Ключевые слова:
субсидирование, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, микрокредитование, льготное кредитование
Текст статьи
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART75179УДК336.27
Рязанова Олеся Александровна,старший преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Кировolesya_pihota@mail.ru
Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственной финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.Ключевые слова: инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидирование, микрокредитование, льготное кредитование.Раздел: (04) экономика.
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее –СМП)–важнейший приоритет для региональной экономики, основа для развития конкурентной среды, обеспечения занятости населения и повышения качества жизни для жителей Кировской области, формирования среднего класса и демократических институтов современного гражданского общества.По А.И. Меркушеву [1],«малое предпринимательство–феномен региональный». Основная сфера его деятельности –это регион или территория, где функционирует бизнес.Предприниматели области берут на себя организацию торговли в самых разных населенных пунктах, оказывают услуги, занимаются производством и другими видами деятельности. Малые и средние предприятия, развиваясь в основном, за счет собственных средств, функционируютво всех отраслях экономики.Малое предпринимательство как субъект рыночной экономики существует в Кировской области более двадцати лет. Сегодня сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике региона достаточно мощную экономическую и социальную силу.Предпосылки к тому, чтобы малый бизнес как социальноэкономическое явление, занял достойное место в экономике региона, сформировались издревле.Вятская земля имеет богатую историю, период возникновения предпринимательства на Вятке относится ещё к средневековью, так какещё в домосковский период у предпринимателей на Вятке имелись многосторонние торговые связи.
Основные показатели деятельности малых предприятий [2]
Наименование показателя2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий, руб.9095987710401111251308414335Средняя численность работников–всего на малых предприятиях, чел.100555127634134879129956133847131736Количество малых предприятий94881443815797177481992822070Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) на малых предприятиях, чел.89794113851119553119247125332123397Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, млн руб.121838,3130744,4159193,5176019,7196513,5207388,4Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Малый бизнес–это динамично развивающийся сектор экономики Кировской области, что подтверждает уверенный рост числа субъектов предприятий малого и среднего бизнеса.По итогам 2013 г.в Кировской области функционировало 22070 малых предприятий, в работе которых было задействовано свыше 131 тысячи человек. За 2008–2013 гг. отчетливо виден рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых предприятий, хоть он и на порядок отстает от средней заработной платы по Кировской области, которая в 2013 г. составляла 17458,8[3]руб. По состоянию на 01.01.2014 Кировская область входит, по данным Национального института системных исследованийпроблем предпринимательства, в число лидеров регионов по количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей–на 176,2 ед.[4](среднее увеличение). Кировская область по всем показателям занимает позиции выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее–ПФО):количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения–6еместо по России и 1еместо по ПФО;доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в регионе–2еместо по России и 1еместо по ПФО;оборот малых предприятий в расчете на душу населения–13еместо по России и 3еместо по ПФО;инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения–6еместо по России и 1еместо по ПФО.Среднее предпринимательство в области можно охарактеризовать устойчивой тенденцией его развития, которая соответствует динамике развития крупного предпринимательства региона, что подтверждается ключевыми экономическими показателями развития Кировской области (статистика среднего предпринимательства не выделяется).Деятельность субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках законодательного поля, в том числе на региональном уровне законы Кировской области, подзаконные акты, документы Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.В Кировской области создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая представлена рядом субъектов[5]:1)Координационный совет по развитию предпринимательства при Правительстве области;2)департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области;3)Исполнительный орган муниципального образования(44 субъекта);4)Областной/районный фонд поддержки предпринимательства(25 субъектов);5)Бизнесинкубатор(7 субъектов);6)Учебноделовой центр;7)Автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области» (АНО «Центр поддержки экспорта»).Перечисленные организации оказывают субъектам малого предпринимательства ряд услуг:консалтинг по широкому кругу вопросов; юридическая консультация и помощь; предоставление льготных кредитов; Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
предоставление поручительств, необходимых для привлечения банковских кредитов; юридический и бухгалтерский аутсорсинг; предоставление помещений для размещения в них компаний; развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности; иные виды и формы поддержки.Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами поддержки малого предпринимательства и представлена следующими формами[6]:1.Гарантийное кредитование СМП–предоставление поручительств фондами поддержки предпринимательства кредитным организациям (коммерческим банкам)засубъектов малого или среднего предпринимательства (далее –СМСП), испытывающих трудности в привлечении заемных средств изза недостаточности собственного залога. Максимальный размер поручительства Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства–70% от суммы запрашиваемого кредита, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства –50%. Оставшиеся соответственно 30% и 50% суммы залога СМСП должны предоставить самостоятельно. Поручительство Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется по кредитам в сумме более одного млнрублей, районными фондами поддержки малого предпринимательства –без установления минимальной суммы кредита.2.Льготное кредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на пополнение оборотных средств. Условиями льготного кредитования являются: максимальная сумма займа –1 000 000 рублей;максимальный срок займа –1 год;обеспечение по займу –не менее 70% от суммы займа;базовая ставка процента –от 5,5 до 9,5% годовых.3.Льготное инвестиционное кредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на приобретение основных средств, а также на строительство и реконструкцию коммерческой недвижимости.Условиями льготного инвестиционного кредитования являются:максимальная сумма займа –2,5 млнрублей;максимальный срок займа –2 года;обеспечение по займу –не менее 70% от суммы займа;базовая ставка процента –от 11,5 до 14,2% годовых.4.Микрокредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях в размере до 100 000 рублей с целью оказания финансовой поддержки при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Условия кредитования:максимальная сумма займа –100 000 рублей;максимальный срок займа –1 год;обеспечение по займу –не менее 100% от размера займа с учётом процентов за весь период пользования займом;ставка процента –10% годовых.5.Микрофинансирование начинающих предпринимателей–предоставление начинающим СМП, прошедшим обучение по программе «Начинающий предприниРязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
матель» микрозаймов на льготных условиях для реализациибизнесинициатив. Микрозаймы предоставляются на условиях: срок до 2 лет, максимальная сумма микрозайма –500 000 рублей, базовая ставка процента –от 5,5% до 12% годовых.6.Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) –предоставление субсидийСМП, которые приобретают основные фонды по договорам финансовой аренды для ведения предпринимательской деятельности. 7.Субсидирование части затрат на обучение СМП. Величина субсидии составляет 95% от размера затрат на обучение, но не больше 100 тыс. рублей на СМП.Рост показателей, которые характеризуют деятельность субъектов малого бизнеса, стал возможен и за счет активной государственной политике, направленной на поддержку и развитие предпринимательства. Для этих целей в области до 01.01.2014 реализовывалась областная целевая программа (далее –ОЦП) «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательствав Кировской области» на 2010–2014 годы [7].Указанная программа была реализована по ряду направлений, связанных с совершенствованием нормативноправовой базы в области развития и поддержки СМП, формированием и развитием инфраструктуры поддержки СМП, развитием системы гарантийного кредитования СМП, развитием системы кредитной кооперации, субсидированием части затрат СМП, развитием системы льготного кредитования СМП и другие.На Портале малого и среднего предпринимательства Кировской области [8] также представлена информация по реестру получателей поддержки за 2011–2014гг. в разрезе малого, среднего предпринимательства и микропредприятий.Основными финансовыми итогами реализации указанной ОЦП в 2011–2013 гг. стали (в рамках государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области) стали[9,10,11]:1)гарантийное кредитование субъектов малого предпринимательства:за 2011 год заключен 101 договор гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –141,6 млнруб., объем привлеченных кредитных ресурсов–383,9 млнруб.;за 2012 год заключено68 договоров гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –136,5 млнруб., объем привлеченных кредитных ресурсов–349,7 млнруб.;за 2013 год заключено43 договора гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –89,03 млнруб., объем привлеченныхкредитных ресурсов–300 млнруб.2)система кредитной кооперации:за 2011 г. хозяйствующим субъектам выдано 12 167 займов на сумму 702,5 млнрублей;за 2012 г. хозяйствующим субъектам выдано 15 483 займов на сумму 728,1 млнрублей;за 2013 г. –данные не приведены.3)субсидирование части затрат СМП:За 2011 год СМП предоставлено 126 субсидий на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей на общую сумму 37,5 млнрублей. За счет предоставленных субсидий СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 246,5 млнрублей;Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
За 2012 год СМП предоставлено 189 субсидий и 8 грантов на общую сумму 46,7млнрублей. За счет предоставленных субсидийи грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 400 млнрублей;За 2013 год СМП предоставлено 196 субсидий и 4 гранта на общую сумму 60 млнрублей. За счет предоставленных субсидийи грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 449,6 млнрублей.4)льготное кредитованиеСМП:за 2011 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 918 СМП на общую сумму 367,9 млнрублей;за 2012 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 946 СМП на общую сумму 498,8млнрублей;за 2013 год льготные займы и льготные инвестиционныезаймы предоставлены 683 СМП на общую сумму 471млнрублей.Однако, как показывают исследования различных авторов и опросов предпринимателей, основной проблемой СМП является недостаточность источников финансирования. Следовательно, государству следует увеличить объемы именно финансовой поддержки, сделать механизм ее более прозрачным и доступным для бизнеса.Также Правительством Кировской области была государственная программа Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднегопредпринимательства»на 2013–2020 годы (далее–Государственная программа)[12], основной целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства прежде всего как фактора, «обеспечивающего устойчивое социальноэкономическое положение региона».Органы государственной власти региона признают, что, несмотря на принимаемые ими меры, остаются нерешенным ряд проблем:недостаточное развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;трудности в привлечении финансовых ресурсов СМП;низкий уровень качества предпринимательской среды;невысокая конкурентоспособность продукции, которую производят СМП;отсутствие положительного общественного мнения о сфере малого бизнеса;слабая активность органов местного самоуправления, связанная с развитием предпринимательства;неравномерность развития малого предпринимательства в Кировской области;дефицит производственных площадок с выстроенной инфраструктурой для реализации различных инвестиционных проектов СМП;другие проблемы.Целевыми показателями, характеризующими эффективность реализации государственной программы,являются:число малых и средних предприятий;доля среднесписочной численности работников СМП в среднесписочной численности работников всех организаций и предприятий;оборот по продукции (услугам), производимой СМП;размер среднемесячной заработной платы;величина налоговых поступлений от СМП в бюджет Кировской области (консолидированный);оборот по розничной торговлев расчете на душу населения региона;число нарушений по срокам рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
степень технической готовности системы электроснабжения заданной мощности объекта капитального строительства «Индустриальный парк предприятий малого и среднего бизнеса на территории Юрьянского района Кировской области»;числорегиональных инновационных кластеров региона.Мы же считаем, что указанные показатели эффективности являются по большей части количественными, которые не в полной мере отражают реальное состояние бизнеса. Так, например, среди количества предприятий СМП всегда присутствует определенное число предприятий, так называемых «нулевок», по которым нет оборота. Кроме того, указанные показатели эффективности не отражают финансовых показателей работы бизнеса, уровня его финансирования, в том числе за счет льготного и гарантийного кредитования при реализации государственных программ поддержки.Следовательно, данный список показателей эффективности необходимо расширить, включив внего показатели, отражающие качественные характеристики состояния малого и среднего бизнеса:1)скорость оборачиваемости товарноматериальных запасов, дней2)скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, дней;3)коэффициент автономии;4)рентабельность активов, %;5)рентабельность продаж, %;6)коэффициент текущей ликвидности;7)рыночная стоимость бизнеса.Кроме того, именно качественные характеристики становятся главными факторами, обеспечивающими национальное развитие и национальную конкурентоспособность в современном мире. Качество экономического роста в сфере СМП, также должно происходить и за счет углубления интенсивных факторов развития, достижений современного научнотехнического прогресса и инновационной модернизации экономики, внедрения новых информационных и нанотехнологий, применения ресурсосберегающих технологий. Параллельно должны также решаться проблемы развития человеческого фактора, социальной ориентации российского и регионального предпринимательства, защиты природных ресурсов страны.При совершенствовании государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской областинеобходимо учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с учетом специфики нашего государства. Практика стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что необходимо наличие прямых займов за счет средств фондов поддержки СМП, долевое участиев займах коммерческих банков, гарантирование займов коммерческих банков.Таким образом, необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, включая здоровое реформирование системы кредитования, что будет способствовать экономическому развитию нашего региона в частности и государства в целом.
Ссылки на источники1.Меркушев А. И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: дис.... дра экон.наук: 08.00.10.–М., 2008.–370 с.: ил. 2.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц.сайт. –URL: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/standards_of_life/. 3.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц.сайт. URL: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi. Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия) // АНО «НИСИПП».–URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html.
5.Портал малого и среднего предпринимательства. –URL: http://mbko.ru/infrastructure/. 6.Портал малого и среднего предпринимательства. –URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/. 7.Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области»на 2010–2014 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 №22/259 (ред. от 21.05.2013). –М., 2014. –URL: http://www.consultant.ru//. 8.Портал малого и среднего предпринимательства URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/. 9.Аналитическая записка о реализации в 2011 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 10.Аналитическая записка о реализации в 2012 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 11.Аналитическая записка о реализации в 2013 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 12.Об утверждении государственной программы Кировской области «Поддержка и развитие малогои среднего предпринимательства»на 2013–2020 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 №185/741 (ред. от 24.09.2014).–М., 2014. –URL: http://www.consultant.ru//.
Olesya Ryazanova,Senior Lecturer in Kirov branch of Russian State Humanitarian Universityolesya_pihota@mail.ruPublic policy support lending to small and mediumsized businesses in the Kirov region: status, problems and ways of improvingAbstract.The article is devoted to the support of small and mediumsized businesses.Keywords:Infrastructure to support small and mediumsized businesses, subsidies, microcredit, preferential loans.References1.Merkushev, A. I. (2008) Financial mechanism of small business development: theory, methodology, practice: the dissertation ... Doctors of Economics: 08.00.10, Moscow,370 p.(in Russian)..2.The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region. Official site. Available at: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/standards_of_life/. 3.The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region.Official site. Available at: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi(in Russian).
4.Saidullaev,F. S.“The dynamics of small business development in the regions of Russia in 2013 (small businesses,including microenterprises)”,ANO "NISIPP."Available at: http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html(in Russian).
5.Portal for small and mediumsized businesses.Available at:http://mbko.ru/infrastructure/(in Russian).
6.Portal for small and mediumsized businesses.Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/(in Russian).
7.(2014) “On the regional target program "Support anddevelopment of small and medium enterprises in the Kirov region" for 2010–2014: [Decree of the Government of the Kirov region from 25.08.2009N 22/259 (Ed. By 05.21.2013) “,Consultant. VersiyaProf,Moscow. Available at: http://www.consultant.ru//(in Russian).8.Portal for small and mediumsized businesses.Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/(in Russian).9.Analytical Report on the implementation of the 2011 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 20102014. Available at:http://www.mbko.ru(in Russian).10.Analytical Report on the implementation of the 2012 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 2010–2014. Available at: http://www.mbko.ru(in Russian).
11.Analytical Report on the implementation of the 2013 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 20102014. Available at: http://www.mbko.ru(in Russian).
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
12.“On approval of the state program of the Kirov region "Support and Development of Small and Medium Enterprises" for 2013 2020: [Decree of the Government of the Kirov region from 10.12.2012 N 185/741 (Ed. by 24.09.2014)”,KonsultantPlyus.VersiyaProf, Moscow, 2014. Available at: http://www.consultant.ru//(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Караниной Е.В., доктором экономических наук
Поступила в редакциюReceived16.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.2015ОпубликованаPublished03.04.2015
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Рязанова О. А., 2015www.ekoncept.ru
ART75179УДК336.27
Рязанова Олеся Александровна,старший преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Кировolesya_pihota@mail.ru
Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственной финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.Ключевые слова: инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидирование, микрокредитование, льготное кредитование.Раздел: (04) экономика.
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее –СМП)–важнейший приоритет для региональной экономики, основа для развития конкурентной среды, обеспечения занятости населения и повышения качества жизни для жителей Кировской области, формирования среднего класса и демократических институтов современного гражданского общества.По А.И. Меркушеву [1],«малое предпринимательство–феномен региональный». Основная сфера его деятельности –это регион или территория, где функционирует бизнес.Предприниматели области берут на себя организацию торговли в самых разных населенных пунктах, оказывают услуги, занимаются производством и другими видами деятельности. Малые и средние предприятия, развиваясь в основном, за счет собственных средств, функционируютво всех отраслях экономики.Малое предпринимательство как субъект рыночной экономики существует в Кировской области более двадцати лет. Сегодня сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике региона достаточно мощную экономическую и социальную силу.Предпосылки к тому, чтобы малый бизнес как социальноэкономическое явление, занял достойное место в экономике региона, сформировались издревле.Вятская земля имеет богатую историю, период возникновения предпринимательства на Вятке относится ещё к средневековью, так какещё в домосковский период у предпринимателей на Вятке имелись многосторонние торговые связи.
Основные показатели деятельности малых предприятий [2]
Наименование показателя2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий, руб.9095987710401111251308414335Средняя численность работников–всего на малых предприятиях, чел.100555127634134879129956133847131736Количество малых предприятий94881443815797177481992822070Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) на малых предприятиях, чел.89794113851119553119247125332123397Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, млн руб.121838,3130744,4159193,5176019,7196513,5207388,4Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
Малый бизнес–это динамично развивающийся сектор экономики Кировской области, что подтверждает уверенный рост числа субъектов предприятий малого и среднего бизнеса.По итогам 2013 г.в Кировской области функционировало 22070 малых предприятий, в работе которых было задействовано свыше 131 тысячи человек. За 2008–2013 гг. отчетливо виден рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых предприятий, хоть он и на порядок отстает от средней заработной платы по Кировской области, которая в 2013 г. составляла 17458,8[3]руб. По состоянию на 01.01.2014 Кировская область входит, по данным Национального института системных исследованийпроблем предпринимательства, в число лидеров регионов по количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей–на 176,2 ед.[4](среднее увеличение). Кировская область по всем показателям занимает позиции выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее–ПФО):количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения–6еместо по России и 1еместо по ПФО;доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в регионе–2еместо по России и 1еместо по ПФО;оборот малых предприятий в расчете на душу населения–13еместо по России и 3еместо по ПФО;инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения–6еместо по России и 1еместо по ПФО.Среднее предпринимательство в области можно охарактеризовать устойчивой тенденцией его развития, которая соответствует динамике развития крупного предпринимательства региона, что подтверждается ключевыми экономическими показателями развития Кировской области (статистика среднего предпринимательства не выделяется).Деятельность субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках законодательного поля, в том числе на региональном уровне законы Кировской области, подзаконные акты, документы Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.В Кировской области создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая представлена рядом субъектов[5]:1)Координационный совет по развитию предпринимательства при Правительстве области;2)департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области;3)Исполнительный орган муниципального образования(44 субъекта);4)Областной/районный фонд поддержки предпринимательства(25 субъектов);5)Бизнесинкубатор(7 субъектов);6)Учебноделовой центр;7)Автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области» (АНО «Центр поддержки экспорта»).Перечисленные организации оказывают субъектам малого предпринимательства ряд услуг:консалтинг по широкому кругу вопросов; юридическая консультация и помощь; предоставление льготных кредитов; Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
предоставление поручительств, необходимых для привлечения банковских кредитов; юридический и бухгалтерский аутсорсинг; предоставление помещений для размещения в них компаний; развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности; иные виды и формы поддержки.Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами поддержки малого предпринимательства и представлена следующими формами[6]:1.Гарантийное кредитование СМП–предоставление поручительств фондами поддержки предпринимательства кредитным организациям (коммерческим банкам)засубъектов малого или среднего предпринимательства (далее –СМСП), испытывающих трудности в привлечении заемных средств изза недостаточности собственного залога. Максимальный размер поручительства Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства–70% от суммы запрашиваемого кредита, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства –50%. Оставшиеся соответственно 30% и 50% суммы залога СМСП должны предоставить самостоятельно. Поручительство Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется по кредитам в сумме более одного млнрублей, районными фондами поддержки малого предпринимательства –без установления минимальной суммы кредита.2.Льготное кредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на пополнение оборотных средств. Условиями льготного кредитования являются: максимальная сумма займа –1 000 000 рублей;максимальный срок займа –1 год;обеспечение по займу –не менее 70% от суммы займа;базовая ставка процента –от 5,5 до 9,5% годовых.3.Льготное инвестиционное кредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на приобретение основных средств, а также на строительство и реконструкцию коммерческой недвижимости.Условиями льготного инвестиционного кредитования являются:максимальная сумма займа –2,5 млнрублей;максимальный срок займа –2 года;обеспечение по займу –не менее 70% от суммы займа;базовая ставка процента –от 11,5 до 14,2% годовых.4.Микрокредитование СМП–это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях в размере до 100 000 рублей с целью оказания финансовой поддержки при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Условия кредитования:максимальная сумма займа –100 000 рублей;максимальный срок займа –1 год;обеспечение по займу –не менее 100% от размера займа с учётом процентов за весь период пользования займом;ставка процента –10% годовых.5.Микрофинансирование начинающих предпринимателей–предоставление начинающим СМП, прошедшим обучение по программе «Начинающий предприниРязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
матель» микрозаймов на льготных условиях для реализациибизнесинициатив. Микрозаймы предоставляются на условиях: срок до 2 лет, максимальная сумма микрозайма –500 000 рублей, базовая ставка процента –от 5,5% до 12% годовых.6.Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) –предоставление субсидийСМП, которые приобретают основные фонды по договорам финансовой аренды для ведения предпринимательской деятельности. 7.Субсидирование части затрат на обучение СМП. Величина субсидии составляет 95% от размера затрат на обучение, но не больше 100 тыс. рублей на СМП.Рост показателей, которые характеризуют деятельность субъектов малого бизнеса, стал возможен и за счет активной государственной политике, направленной на поддержку и развитие предпринимательства. Для этих целей в области до 01.01.2014 реализовывалась областная целевая программа (далее –ОЦП) «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательствав Кировской области» на 2010–2014 годы [7].Указанная программа была реализована по ряду направлений, связанных с совершенствованием нормативноправовой базы в области развития и поддержки СМП, формированием и развитием инфраструктуры поддержки СМП, развитием системы гарантийного кредитования СМП, развитием системы кредитной кооперации, субсидированием части затрат СМП, развитием системы льготного кредитования СМП и другие.На Портале малого и среднего предпринимательства Кировской области [8] также представлена информация по реестру получателей поддержки за 2011–2014гг. в разрезе малого, среднего предпринимательства и микропредприятий.Основными финансовыми итогами реализации указанной ОЦП в 2011–2013 гг. стали (в рамках государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области) стали[9,10,11]:1)гарантийное кредитование субъектов малого предпринимательства:за 2011 год заключен 101 договор гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –141,6 млнруб., объем привлеченных кредитных ресурсов–383,9 млнруб.;за 2012 год заключено68 договоров гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –136,5 млнруб., объем привлеченных кредитных ресурсов–349,7 млнруб.;за 2013 год заключено43 договора гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств –89,03 млнруб., объем привлеченныхкредитных ресурсов–300 млнруб.2)система кредитной кооперации:за 2011 г. хозяйствующим субъектам выдано 12 167 займов на сумму 702,5 млнрублей;за 2012 г. хозяйствующим субъектам выдано 15 483 займов на сумму 728,1 млнрублей;за 2013 г. –данные не приведены.3)субсидирование части затрат СМП:За 2011 год СМП предоставлено 126 субсидий на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей на общую сумму 37,5 млнрублей. За счет предоставленных субсидий СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 246,5 млнрублей;Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
За 2012 год СМП предоставлено 189 субсидий и 8 грантов на общую сумму 46,7млнрублей. За счет предоставленных субсидийи грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 400 млнрублей;За 2013 год СМП предоставлено 196 субсидий и 4 гранта на общую сумму 60 млнрублей. За счет предоставленных субсидийи грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 449,6 млнрублей.4)льготное кредитованиеСМП:за 2011 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 918 СМП на общую сумму 367,9 млнрублей;за 2012 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 946 СМП на общую сумму 498,8млнрублей;за 2013 год льготные займы и льготные инвестиционныезаймы предоставлены 683 СМП на общую сумму 471млнрублей.Однако, как показывают исследования различных авторов и опросов предпринимателей, основной проблемой СМП является недостаточность источников финансирования. Следовательно, государству следует увеличить объемы именно финансовой поддержки, сделать механизм ее более прозрачным и доступным для бизнеса.Также Правительством Кировской области была государственная программа Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднегопредпринимательства»на 2013–2020 годы (далее–Государственная программа)[12], основной целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства прежде всего как фактора, «обеспечивающего устойчивое социальноэкономическое положение региона».Органы государственной власти региона признают, что, несмотря на принимаемые ими меры, остаются нерешенным ряд проблем:недостаточное развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;трудности в привлечении финансовых ресурсов СМП;низкий уровень качества предпринимательской среды;невысокая конкурентоспособность продукции, которую производят СМП;отсутствие положительного общественного мнения о сфере малого бизнеса;слабая активность органов местного самоуправления, связанная с развитием предпринимательства;неравномерность развития малого предпринимательства в Кировской области;дефицит производственных площадок с выстроенной инфраструктурой для реализации различных инвестиционных проектов СМП;другие проблемы.Целевыми показателями, характеризующими эффективность реализации государственной программы,являются:число малых и средних предприятий;доля среднесписочной численности работников СМП в среднесписочной численности работников всех организаций и предприятий;оборот по продукции (услугам), производимой СМП;размер среднемесячной заработной платы;величина налоговых поступлений от СМП в бюджет Кировской области (консолидированный);оборот по розничной торговлев расчете на душу населения региона;число нарушений по срокам рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
степень технической готовности системы электроснабжения заданной мощности объекта капитального строительства «Индустриальный парк предприятий малого и среднего бизнеса на территории Юрьянского района Кировской области»;числорегиональных инновационных кластеров региона.Мы же считаем, что указанные показатели эффективности являются по большей части количественными, которые не в полной мере отражают реальное состояние бизнеса. Так, например, среди количества предприятий СМП всегда присутствует определенное число предприятий, так называемых «нулевок», по которым нет оборота. Кроме того, указанные показатели эффективности не отражают финансовых показателей работы бизнеса, уровня его финансирования, в том числе за счет льготного и гарантийного кредитования при реализации государственных программ поддержки.Следовательно, данный список показателей эффективности необходимо расширить, включив внего показатели, отражающие качественные характеристики состояния малого и среднего бизнеса:1)скорость оборачиваемости товарноматериальных запасов, дней2)скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, дней;3)коэффициент автономии;4)рентабельность активов, %;5)рентабельность продаж, %;6)коэффициент текущей ликвидности;7)рыночная стоимость бизнеса.Кроме того, именно качественные характеристики становятся главными факторами, обеспечивающими национальное развитие и национальную конкурентоспособность в современном мире. Качество экономического роста в сфере СМП, также должно происходить и за счет углубления интенсивных факторов развития, достижений современного научнотехнического прогресса и инновационной модернизации экономики, внедрения новых информационных и нанотехнологий, применения ресурсосберегающих технологий. Параллельно должны также решаться проблемы развития человеческого фактора, социальной ориентации российского и регионального предпринимательства, защиты природных ресурсов страны.При совершенствовании государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской областинеобходимо учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с учетом специфики нашего государства. Практика стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что необходимо наличие прямых займов за счет средств фондов поддержки СМП, долевое участиев займах коммерческих банков, гарантирование займов коммерческих банков.Таким образом, необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, включая здоровое реформирование системы кредитования, что будет способствовать экономическому развитию нашего региона в частности и государства в целом.
Ссылки на источники1.Меркушев А. И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: дис.... дра экон.наук: 08.00.10.–М., 2008.–370 с.: ил. 2.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц.сайт. –URL: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/standards_of_life/. 3.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц.сайт. URL: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi. Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия) // АНО «НИСИПП».–URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html.
5.Портал малого и среднего предпринимательства. –URL: http://mbko.ru/infrastructure/. 6.Портал малого и среднего предпринимательства. –URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/. 7.Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области»на 2010–2014 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 №22/259 (ред. от 21.05.2013). –М., 2014. –URL: http://www.consultant.ru//. 8.Портал малого и среднего предпринимательства URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/. 9.Аналитическая записка о реализации в 2011 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 10.Аналитическая записка о реализации в 2012 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 11.Аналитическая записка о реализации в 2013 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010–2014 годы. –URL: http://www.mbko.ru. 12.Об утверждении государственной программы Кировской области «Поддержка и развитие малогои среднего предпринимательства»на 2013–2020 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 №185/741 (ред. от 24.09.2014).–М., 2014. –URL: http://www.consultant.ru//.
Olesya Ryazanova,Senior Lecturer in Kirov branch of Russian State Humanitarian Universityolesya_pihota@mail.ruPublic policy support lending to small and mediumsized businesses in the Kirov region: status, problems and ways of improvingAbstract.The article is devoted to the support of small and mediumsized businesses.Keywords:Infrastructure to support small and mediumsized businesses, subsidies, microcredit, preferential loans.References1.Merkushev, A. I. (2008) Financial mechanism of small business development: theory, methodology, practice: the dissertation ... Doctors of Economics: 08.00.10, Moscow,370 p.(in Russian)..2.The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region. Official site. Available at: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/standards_of_life/. 3.The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region.Official site. Available at: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi(in Russian).
4.Saidullaev,F. S.“The dynamics of small business development in the regions of Russia in 2013 (small businesses,including microenterprises)”,ANO "NISIPP."Available at: http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html(in Russian).
5.Portal for small and mediumsized businesses.Available at:http://mbko.ru/infrastructure/(in Russian).
6.Portal for small and mediumsized businesses.Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/(in Russian).
7.(2014) “On the regional target program "Support anddevelopment of small and medium enterprises in the Kirov region" for 2010–2014: [Decree of the Government of the Kirov region from 25.08.2009N 22/259 (Ed. By 05.21.2013) “,Consultant. VersiyaProf,Moscow. Available at: http://www.consultant.ru//(in Russian).8.Portal for small and mediumsized businesses.Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/(in Russian).9.Analytical Report on the implementation of the 2011 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 20102014. Available at:http://www.mbko.ru(in Russian).10.Analytical Report on the implementation of the 2012 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 2010–2014. Available at: http://www.mbko.ru(in Russian).
11.Analytical Report on the implementation of the 2013 activities of the regional target program "Support and development of small and mediumsized enterprises in the Kirov region" for 20102014. Available at: http://www.mbko.ru(in Russian).
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75179. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75179.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
12.“On approval of the state program of the Kirov region "Support and Development of Small and Medium Enterprises" for 2013 2020: [Decree of the Government of the Kirov region from 10.12.2012 N 185/741 (Ed. by 24.09.2014)”,KonsultantPlyus.VersiyaProf, Moscow, 2014. Available at: http://www.consultant.ru//(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Караниной Е.В., доктором экономических наук
Поступила в редакциюReceived16.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.2015ОпубликованаPublished03.04.2015
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Рязанова О. А., 2015www.ekoncept.ru