Современные методы преподавания иностранных языков в вузе
Выпуск:
ART 75211
УДК
378
:
811.111
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алигаджиева
А.
Р. Современные методы преподавания иностранных языков в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S15. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75211.htm.
Аннотация. Метод «общины» и метод «советника»,разработанного американским психологом Ч.Курраном,был в дальнейшем развит последующими сторонниками его концепции.
Ключевые слова:
метод «общины», суггестопедический метод, метод «тихого» обучения, метод опоры на физические действия
Текст статьи
Алигаджиева Альфия Расуловна,кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностейФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала www.alfiya.aligadzhieva@mail.ru
Современные методы преподавания иностранных языков в вузе
Аннотация. Метод «общины» и метод «советника»,разработанного американским психологом Ч.Курраном,был в дальнейшем развит последующими сторонниками его концепции.Ключевые слова:метод «общины»,суггестопедический метод,метод «тихого» обучения, метод опоры на физические действия.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Понятие метода «общины»(метода«советника») был введен американским психологом Ч. Курраном,в основе котороголежит гуманистическийподход к обучению и психологическая теория «советника». Сущность этой теории заключается в том, что люди нуждаются в помощисоветникапсихолога и егоучастие желательно в любом виде социальной деятельности человека, в том числе, в образовании.Указанный метод«общины» определяется следующими чертами:Согласногуманистическому подходу к обучению студенты выполняют важную роль в организации курса. Ониопределяют содержание обучения и выбирают соответствующийдля них темп ирежим работы.Преподавательвыполняет роль«советника», который подсказывает студентуфразы, необходимые им для проведения бесед на иностранномязыке. Преподавательне должен бытьлидером или руководителемучебного процесса,а также не должен заставлять студентовпринимать активное участие в процессе общения, если они этого не желают.Программа обучения специально не устанавливается, и студентыспонтанномогут выбратьинтересующую их тему.Важнымприемом обучения является перевод с родного языка наиностранный.Процесс обучения организуется следующим образом. Студенты работают в группе, сидятвокруг столаи обсуждают на родном языке тему беседы. Затем общениепостепенно ведетсянаиностранном языке. Преподаватель не участвует в беседе и наблюдает за обсуждением, а затем включается в этот процесс, предлагаяэквиваленты на иностранном языке. Студентыповторяют фразы, а затем записывают их на магнитофон.Сторонники метода «общины» считают, что он носит истинно гуманистический характер, направлен на личность студентаи при этом характерно отсутствиестресса в процессе учения.Применениеданного метода требуетспециальную подготовку преподавателей, так как они не являются психологами и не могут применять соответствующие психологические методы[1].Суггестопедический метод, который был разработан под руководством психиатра Г. Лозанова,получил свое название от термина«суггестология» –наука о внушении. Важной чертой данного методаявляется активация резервов памяти, повышение интеллектуальной активности студентов, использование внушения.
Лазанов считает, что основными средствами активизации резервных возможностей человекаявляются следующие:Авторитет. Педагог выполняет важную роль в процессе обучения. Преподаватель должен обладать определеннымикачествами, способствующие повышению его авторитета.Инфантилизация.Необходимо создать в группе такую обстановку, в результате чегостудентыоказываются в благоприятных для обучения условиях взаимного доверия, освобождаются от напряженности.Двуплановость. Это означает, что необходимо использоватьжесты, мимику, интонацию для того, чтобы оказать влияние на собеседника, расположитьего к себе.
По суггестопедическому методу, слушать необходимо определенным образом. Важные требования предъявляются к интонации и ритму звучащего материала. Текстовый материал должен звучать в определенном ритме в сопровождении специально подобранной музыки. Вышеупомянутый метод Г.Лозанова положил начало развитию в методикеряда методов, важнейшими изкоторых являются: метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской, метод погружения (А.С. Плесневич), гипнопедия (Э.В. Сировский),и др. Сторонники метода Лозанова развили многие положения. Так, Г.А. Китайгородская уделяетособоевнимание на личность обучаемого, его интеллектуальный потенциал ирольегов коллективе.Метод активизации резервных возможностей личности Китайгородской iпривносит в интенсивные методыэлементы личностно –ориентированного обучения (Learnercenteredapproach) и рассматривает обучение как процесс общения и диалога, который носит характер взаимно опосредованной активности между преподавателем и учащимися, когдаучение играет ведущую роль по сравнению с обучением.Г.А. Китайгородская пересматривает содержание термина «авторитет» и говорит о творческой роли преподавателя, создании доверительныхотношений в группе и между преподавателем и группой, которые способствуют повышению мотивации и эмоционального тонуса аудитории, обеспечивают раскрытие резервов личности учащегося[2].Метод активизации опирается на следующие принципы:− двуплановость;− поэтапноконцентрическая организация занятий;− глобальное использованиевсех средств воздействия на психику учащихся;− устное опережение;− использование индивидуального обучения через групповое;− взаимодействие ролевых и личностных элементов в обучении.Многие положения этого метода широко используются в практике преподаванияиностранных языков.Суггестопедический методвызывает интерес, так как направлен на обучение общению в кратчайшие сроки, а результат ощутим уже через несколько занятий.о необходимо отметить и отрицательные стороны вышеупомянутых методов.Речь учащихся изобилует ошибками, чтозатрудняетпониманиев процессе общения. Кроме того, применениеинтенсивных методик требует тщательной подготовки преподавателей.При этом целесообразноразличать понятия «интенсивные методы» и «интенсификация процесса обучения».Интенсификация обучения повышаетэффективность учебного процесса. Эффективность зависит от точностиобучения, предполагающая соответствующее владение всеми видами речевой деятельности в соответствии с ситуациями общения; отсутствие ошибок на уровне языка и речи. Метод «тихого» обучения(The silent way) базируетсяна структурный подход в лингвистике и гуманистическое направление в психологии. Автором данного метода является К. Гаттеньо. Он перенес свой опыт образования программ по обучению математике и чтению на родном языке наметодику преподавания иностранных языков.Автор считает, что инициатива на занятиях должна исходить от студента, речь которых занимает большую частьучебного времени, а преподаватель должен говоритькак можно меньше. Обучение в тишине являетсяприемом, который способствует мыслительной деятельности и концентрации студентов при выполнении задания[3].Использованиеметода «тихого» обученияпредполагает высокую степень заинтересованности студентови наличие внутренней мотивации, что не всегда реально, стимулирование самостоятельности и применение наглядных пособий.Психолог Дж. Ашерразработал метод опоры на физические действия(Totalphysicalresponse), основанный на структурной лингвистике, гуманистическом направлении в обучении, а также на положении психологии о координации речи. Сущность этого метода в том, что при обучении иностранному языку необходимо имитировать процесс овладенияродным языком[4].Обучение иностранному языку с помощью компьютера(Computerassistedlanguagelearning) базируетсяналичностноориентированном подходе, благодаря чему компьютерное обучение приобрело массовую популярность.Существуют следующие группы программ:− тренировочные программы для индивидуальной работы дома или вкомпьютерных классах, ориентированные на овладение грамматическими формами, лексическими единицами, речевыми образцами, а также программы по обучению чтению и письму;− текстовые программы для индивидуальной, парной и групповойработы, позволяющие модифицировать текст: расставлять знаки препинания, перегруппировывать предложения;− игровые программы, построенные на проблемных ситуациях и способствующие мотивации.Большинство считают, что компьютерные программы занимательны, интересны, повышают мотивацию, но все же они не формируюткоммуникативнуюкомпетенцию и не смогут заменить преподавателя.Сознательноориентированный подход(Consciousnessraisingapproach) основывается налексические и грамматические формы языка и базируется наиндуктивном способе овладения языком.Данный подход во многом схож ссознательносопоставительным методом, который исходит из того, чтомышление на всех языках одинаково, различаются лишь формы его выражения.Важнейшим достоинством этого подхода является бессознательноеовладение языком, использованиеизучаемых явлений в общении и применение аутентичных материалов. Но необходимоуказать и на отрицательные стороны: преувеличение роли лингвистических знаний, операций сопоставления, сравнения и анализа. Метод коммуникативных заданий(Taskbasedlearning) решает рядкоммуникативных задач, предлагаемых преподавателем.Студенты при этом выполняют речевые и неречевые действия, вступаютв контакт друг с другом. Могут часто использоваться имине только речевые, но и физические действия, жесты, мимика.Применяемые согласно данному методу учебные программы, предусматриваютнабор коммуникативных заданий, ноне отбираютязыковой материал.
Метод коммуникативных заданий находится в стадии развития, процесс егоеще не завершен, чтопозволяет вносить уточнения и изменения.Нейролингвистическое программирование(NeuroLinguisticProgramming) представляет собой науку, изучающуюдостиженияличности, навыкилидерства, а такженаправление в методике преподаванияиностранного языка, раскрывающее и активизирующеерезервные возможности личности в процессе речевого общения.Нейролингвистическое программирование охватываетспособ мышления, моделируяпри этоммыслительный процесс, возникновение и развитие чувств и убеждений[4].
Основоположниками нейролингвистического программирования былиДжон Гриндер, вто время ассистент кафедры лингвистики, и Ричард Бэндлер –студент психологического и математического факультетов, которыепопытались «смоделировать» деятельность трех психотерапевтов. Имибыли Фриц Перлз, опытныйпсихотерапевт, основатель гельштаттерапии, Вирджиния Сатир, исследователь в области семейной терапии и Милтон Эриксон, знаменитый гипнотерапевт, основатель современной гипнотерапии.Гриндер и Бэндлерпытались воспроизвести такиемодели общения, которыми пользовались этиталантливыеученые для того, чтобы в последующемприменятьих в своем труде. Итогом данного этапа исследования явился набор техник, используемыхдля повышения эффективности общения, результативностипроцессавнес немалый вклад в дело развития НЛП, работая в областях психотерапии и биологии.НЛПразвиваетсястремительно, предлагая людям различные методы достижениясовершенства в разнообразных сферахчеловеческойдеятельности.Несмотря на многофункциональность метода НЛП, названиеего разъясняется довольно просто.Нейро выражает отношениек мышлению или чувственному восприятию –к процессам, протекающим внервной системе и играющим решающую роль в формировании человеческого поведения, а также к нейрологическимпроцессам в областивосприятия –зрения, слуха иощущений.Лингвистический выявляетотношение к языковым моделям, решающим основную роль в достижении взаимоотношений между людьми и образующих ядро коммуникативных процессов.Программирование определяет такойспособ, при помощи которого мы выражаемнаше мышление, чтобы врезультате достичь намеченных целей.Теориюмножественногоинтеллекта(TheTheoryofMultipleIntelligencies)создалГовардГарднер, которыйявляется одним из самых знаменитых ученых в области образования в США по вопросам когнитивного развития и нейропсихологии [5].Его книга «Границы мышления: теориямножественного интеллекта»,сделала Г.Гарднераизвестнейшимпредставителемобразовательной теории и практики и завоевала ему мировую славу.Г. Гарднер отметилвосемь относительно автономных интеллектуальных способностей: лингвистическую, логикоматематическую, пространственную, музыкальную, телеснокинестетическую, межличностную, внутри личностную и естествоиспытательскую. Последняя дает возможность опознавать,категоризовать и применять свойства окружающей среды.Г. Гарднер также акцентирует внимание на выявлениеновых интеллектуальных способностей, если они будут соответствовать выработанным критериям. Вышеуказаннуютеорию используют навсех уровнях обучения,при обучении академическим дисциплинам и в ходе профессиональной подготовки.Даннаятеория выявляет то, с чем педагоги сталкиваются ежедневно: людимыслят и учатся различными способами.Эта теория позволяет выявитьконцептуальные основыдля организации и рефлексии при разработкахучебных планов, оценки эффективности образования.Подобного родарефлексия позволяет многим педагогам применять современные подходы, способные более эффективно удовлетворять образовательные потребности. Г. Гарднер выявилнеоднородность приложения теории множественногоинтеллекта на практике. В связи с этимонуделил огромное вниманиеразработке новых подходов к проблемам эффективностиобразования. Он отмечает, что важнейшей задачей образования должно быть развитие понимания. Он полагает, что глубокое понимание являетсяосновной целью, и мы должны добиваться пониманиятого, что в том или иномконтексте считается истинным или ложным, прекрасным или безобразным,хорошим или плохим.Соответствующие темы позволяютиндивидамизучать и понимать окружающий их мир. Теорияобразования Г. Гарднера является не только продолжением концепцииСократа, Джона Дьюи, кардинала Ньюмана, но и соответствует эмпирически обоснованному пониманию когнитивных процессов, а также реальности новейшихобразовательных систем, которые используютсяв полиэтническом контексте, в обществах, развитие которыхнемыслимо безсовременных технологий[6].
Ссылки на источники1.Г.Лозанов «Суггестология»София: Наука и искусство. –19712.Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа., 20103.ДилтсР. «НЛП: навыки эффективного лидерства»Спб. –20094.AsherJ.Languagebycommand. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer–19845.Адлер Г. «НЛП современныепсихотехнологии». СПб –20116.Основные направления в методике преподавания иностранных языков в ХIХХХ/под редакцией И.В. РахманиноваМ.: «Педагогика» –2013
Aligadzhieva Alfiya RasulovnaCandidate of philological sciences, senior lecturerofthe department of foreign languages for technical specialties, Dagestan state technical university, Makhachkalawww.alfiya.aligadzhieva@mail.ruModern methods of foreign languages teaching at the UniversityAbstract.The method of "community" and "counselor", developed by the American psychologistCurran was further developed by subsequent supporters of the concept.Key words:"community" method, suggestopedic method, the "quiet" trainingmethod, method relying on physical actions
Современные методы преподавания иностранных языков в вузе
Аннотация. Метод «общины» и метод «советника»,разработанного американским психологом Ч.Курраном,был в дальнейшем развит последующими сторонниками его концепции.Ключевые слова:метод «общины»,суггестопедический метод,метод «тихого» обучения, метод опоры на физические действия.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Понятие метода «общины»(метода«советника») был введен американским психологом Ч. Курраном,в основе котороголежит гуманистическийподход к обучению и психологическая теория «советника». Сущность этой теории заключается в том, что люди нуждаются в помощисоветникапсихолога и егоучастие желательно в любом виде социальной деятельности человека, в том числе, в образовании.Указанный метод«общины» определяется следующими чертами:Согласногуманистическому подходу к обучению студенты выполняют важную роль в организации курса. Ониопределяют содержание обучения и выбирают соответствующийдля них темп ирежим работы.Преподавательвыполняет роль«советника», который подсказывает студентуфразы, необходимые им для проведения бесед на иностранномязыке. Преподавательне должен бытьлидером или руководителемучебного процесса,а также не должен заставлять студентовпринимать активное участие в процессе общения, если они этого не желают.Программа обучения специально не устанавливается, и студентыспонтанномогут выбратьинтересующую их тему.Важнымприемом обучения является перевод с родного языка наиностранный.Процесс обучения организуется следующим образом. Студенты работают в группе, сидятвокруг столаи обсуждают на родном языке тему беседы. Затем общениепостепенно ведетсянаиностранном языке. Преподаватель не участвует в беседе и наблюдает за обсуждением, а затем включается в этот процесс, предлагаяэквиваленты на иностранном языке. Студентыповторяют фразы, а затем записывают их на магнитофон.Сторонники метода «общины» считают, что он носит истинно гуманистический характер, направлен на личность студентаи при этом характерно отсутствиестресса в процессе учения.Применениеданного метода требуетспециальную подготовку преподавателей, так как они не являются психологами и не могут применять соответствующие психологические методы[1].Суггестопедический метод, который был разработан под руководством психиатра Г. Лозанова,получил свое название от термина«суггестология» –наука о внушении. Важной чертой данного методаявляется активация резервов памяти, повышение интеллектуальной активности студентов, использование внушения.
Лазанов считает, что основными средствами активизации резервных возможностей человекаявляются следующие:Авторитет. Педагог выполняет важную роль в процессе обучения. Преподаватель должен обладать определеннымикачествами, способствующие повышению его авторитета.Инфантилизация.Необходимо создать в группе такую обстановку, в результате чегостудентыоказываются в благоприятных для обучения условиях взаимного доверия, освобождаются от напряженности.Двуплановость. Это означает, что необходимо использоватьжесты, мимику, интонацию для того, чтобы оказать влияние на собеседника, расположитьего к себе.
По суггестопедическому методу, слушать необходимо определенным образом. Важные требования предъявляются к интонации и ритму звучащего материала. Текстовый материал должен звучать в определенном ритме в сопровождении специально подобранной музыки. Вышеупомянутый метод Г.Лозанова положил начало развитию в методикеряда методов, важнейшими изкоторых являются: метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской, метод погружения (А.С. Плесневич), гипнопедия (Э.В. Сировский),и др. Сторонники метода Лозанова развили многие положения. Так, Г.А. Китайгородская уделяетособоевнимание на личность обучаемого, его интеллектуальный потенциал ирольегов коллективе.Метод активизации резервных возможностей личности Китайгородской iпривносит в интенсивные методыэлементы личностно –ориентированного обучения (Learnercenteredapproach) и рассматривает обучение как процесс общения и диалога, который носит характер взаимно опосредованной активности между преподавателем и учащимися, когдаучение играет ведущую роль по сравнению с обучением.Г.А. Китайгородская пересматривает содержание термина «авторитет» и говорит о творческой роли преподавателя, создании доверительныхотношений в группе и между преподавателем и группой, которые способствуют повышению мотивации и эмоционального тонуса аудитории, обеспечивают раскрытие резервов личности учащегося[2].Метод активизации опирается на следующие принципы:− двуплановость;− поэтапноконцентрическая организация занятий;− глобальное использованиевсех средств воздействия на психику учащихся;− устное опережение;− использование индивидуального обучения через групповое;− взаимодействие ролевых и личностных элементов в обучении.Многие положения этого метода широко используются в практике преподаванияиностранных языков.Суггестопедический методвызывает интерес, так как направлен на обучение общению в кратчайшие сроки, а результат ощутим уже через несколько занятий.о необходимо отметить и отрицательные стороны вышеупомянутых методов.Речь учащихся изобилует ошибками, чтозатрудняетпониманиев процессе общения. Кроме того, применениеинтенсивных методик требует тщательной подготовки преподавателей.При этом целесообразноразличать понятия «интенсивные методы» и «интенсификация процесса обучения».Интенсификация обучения повышаетэффективность учебного процесса. Эффективность зависит от точностиобучения, предполагающая соответствующее владение всеми видами речевой деятельности в соответствии с ситуациями общения; отсутствие ошибок на уровне языка и речи. Метод «тихого» обучения(The silent way) базируетсяна структурный подход в лингвистике и гуманистическое направление в психологии. Автором данного метода является К. Гаттеньо. Он перенес свой опыт образования программ по обучению математике и чтению на родном языке наметодику преподавания иностранных языков.Автор считает, что инициатива на занятиях должна исходить от студента, речь которых занимает большую частьучебного времени, а преподаватель должен говоритькак можно меньше. Обучение в тишине являетсяприемом, который способствует мыслительной деятельности и концентрации студентов при выполнении задания[3].Использованиеметода «тихого» обученияпредполагает высокую степень заинтересованности студентови наличие внутренней мотивации, что не всегда реально, стимулирование самостоятельности и применение наглядных пособий.Психолог Дж. Ашерразработал метод опоры на физические действия(Totalphysicalresponse), основанный на структурной лингвистике, гуманистическом направлении в обучении, а также на положении психологии о координации речи. Сущность этого метода в том, что при обучении иностранному языку необходимо имитировать процесс овладенияродным языком[4].Обучение иностранному языку с помощью компьютера(Computerassistedlanguagelearning) базируетсяналичностноориентированном подходе, благодаря чему компьютерное обучение приобрело массовую популярность.Существуют следующие группы программ:− тренировочные программы для индивидуальной работы дома или вкомпьютерных классах, ориентированные на овладение грамматическими формами, лексическими единицами, речевыми образцами, а также программы по обучению чтению и письму;− текстовые программы для индивидуальной, парной и групповойработы, позволяющие модифицировать текст: расставлять знаки препинания, перегруппировывать предложения;− игровые программы, построенные на проблемных ситуациях и способствующие мотивации.Большинство считают, что компьютерные программы занимательны, интересны, повышают мотивацию, но все же они не формируюткоммуникативнуюкомпетенцию и не смогут заменить преподавателя.Сознательноориентированный подход(Consciousnessraisingapproach) основывается налексические и грамматические формы языка и базируется наиндуктивном способе овладения языком.Данный подход во многом схож ссознательносопоставительным методом, который исходит из того, чтомышление на всех языках одинаково, различаются лишь формы его выражения.Важнейшим достоинством этого подхода является бессознательноеовладение языком, использованиеизучаемых явлений в общении и применение аутентичных материалов. Но необходимоуказать и на отрицательные стороны: преувеличение роли лингвистических знаний, операций сопоставления, сравнения и анализа. Метод коммуникативных заданий(Taskbasedlearning) решает рядкоммуникативных задач, предлагаемых преподавателем.Студенты при этом выполняют речевые и неречевые действия, вступаютв контакт друг с другом. Могут часто использоваться имине только речевые, но и физические действия, жесты, мимика.Применяемые согласно данному методу учебные программы, предусматриваютнабор коммуникативных заданий, ноне отбираютязыковой материал.
Метод коммуникативных заданий находится в стадии развития, процесс егоеще не завершен, чтопозволяет вносить уточнения и изменения.Нейролингвистическое программирование(NeuroLinguisticProgramming) представляет собой науку, изучающуюдостиженияличности, навыкилидерства, а такженаправление в методике преподаванияиностранного языка, раскрывающее и активизирующеерезервные возможности личности в процессе речевого общения.Нейролингвистическое программирование охватываетспособ мышления, моделируяпри этоммыслительный процесс, возникновение и развитие чувств и убеждений[4].
Основоположниками нейролингвистического программирования былиДжон Гриндер, вто время ассистент кафедры лингвистики, и Ричард Бэндлер –студент психологического и математического факультетов, которыепопытались «смоделировать» деятельность трех психотерапевтов. Имибыли Фриц Перлз, опытныйпсихотерапевт, основатель гельштаттерапии, Вирджиния Сатир, исследователь в области семейной терапии и Милтон Эриксон, знаменитый гипнотерапевт, основатель современной гипнотерапии.Гриндер и Бэндлерпытались воспроизвести такиемодели общения, которыми пользовались этиталантливыеученые для того, чтобы в последующемприменятьих в своем труде. Итогом данного этапа исследования явился набор техник, используемыхдля повышения эффективности общения, результативностипроцессавнес немалый вклад в дело развития НЛП, работая в областях психотерапии и биологии.НЛПразвиваетсястремительно, предлагая людям различные методы достижениясовершенства в разнообразных сферахчеловеческойдеятельности.Несмотря на многофункциональность метода НЛП, названиеего разъясняется довольно просто.Нейро выражает отношениек мышлению или чувственному восприятию –к процессам, протекающим внервной системе и играющим решающую роль в формировании человеческого поведения, а также к нейрологическимпроцессам в областивосприятия –зрения, слуха иощущений.Лингвистический выявляетотношение к языковым моделям, решающим основную роль в достижении взаимоотношений между людьми и образующих ядро коммуникативных процессов.Программирование определяет такойспособ, при помощи которого мы выражаемнаше мышление, чтобы врезультате достичь намеченных целей.Теориюмножественногоинтеллекта(TheTheoryofMultipleIntelligencies)создалГовардГарднер, которыйявляется одним из самых знаменитых ученых в области образования в США по вопросам когнитивного развития и нейропсихологии [5].Его книга «Границы мышления: теориямножественного интеллекта»,сделала Г.Гарднераизвестнейшимпредставителемобразовательной теории и практики и завоевала ему мировую славу.Г. Гарднер отметилвосемь относительно автономных интеллектуальных способностей: лингвистическую, логикоматематическую, пространственную, музыкальную, телеснокинестетическую, межличностную, внутри личностную и естествоиспытательскую. Последняя дает возможность опознавать,категоризовать и применять свойства окружающей среды.Г. Гарднер также акцентирует внимание на выявлениеновых интеллектуальных способностей, если они будут соответствовать выработанным критериям. Вышеуказаннуютеорию используют навсех уровнях обучения,при обучении академическим дисциплинам и в ходе профессиональной подготовки.Даннаятеория выявляет то, с чем педагоги сталкиваются ежедневно: людимыслят и учатся различными способами.Эта теория позволяет выявитьконцептуальные основыдля организации и рефлексии при разработкахучебных планов, оценки эффективности образования.Подобного родарефлексия позволяет многим педагогам применять современные подходы, способные более эффективно удовлетворять образовательные потребности. Г. Гарднер выявилнеоднородность приложения теории множественногоинтеллекта на практике. В связи с этимонуделил огромное вниманиеразработке новых подходов к проблемам эффективностиобразования. Он отмечает, что важнейшей задачей образования должно быть развитие понимания. Он полагает, что глубокое понимание являетсяосновной целью, и мы должны добиваться пониманиятого, что в том или иномконтексте считается истинным или ложным, прекрасным или безобразным,хорошим или плохим.Соответствующие темы позволяютиндивидамизучать и понимать окружающий их мир. Теорияобразования Г. Гарднера является не только продолжением концепцииСократа, Джона Дьюи, кардинала Ньюмана, но и соответствует эмпирически обоснованному пониманию когнитивных процессов, а также реальности новейшихобразовательных систем, которые используютсяв полиэтническом контексте, в обществах, развитие которыхнемыслимо безсовременных технологий[6].
Ссылки на источники1.Г.Лозанов «Суггестология»София: Наука и искусство. –19712.Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа., 20103.ДилтсР. «НЛП: навыки эффективного лидерства»Спб. –20094.AsherJ.Languagebycommand. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer–19845.Адлер Г. «НЛП современныепсихотехнологии». СПб –20116.Основные направления в методике преподавания иностранных языков в ХIХХХ/под редакцией И.В. РахманиноваМ.: «Педагогика» –2013
Aligadzhieva Alfiya RasulovnaCandidate of philological sciences, senior lecturerofthe department of foreign languages for technical specialties, Dagestan state technical university, Makhachkalawww.alfiya.aligadzhieva@mail.ruModern methods of foreign languages teaching at the UniversityAbstract.The method of "community" and "counselor", developed by the American psychologistCurran was further developed by subsequent supporters of the concept.Key words:"community" method, suggestopedic method, the "quiet" trainingmethod, method relying on physical actions