Разработка серии графических работ «Город за полярным кругом»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болдырев Р. Е. Разработка серии графических работ «Город за полярным кругом» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75243.htm.
Аннотация. В статье рассматривается концепция и поэтапная разработка серии графических работ. Проводятся аналогии с работами художников соцреализма 60-х гг. ХХ в. Рассматриваются климатические, природные, национальные особенности за-полярного города и их отражение в создании художественных работ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Болдырев Роман Евгеньевич,преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа», г.Воркута romanboldyrev@mail.ru

Разработка серии графических работ «Город за полярным кругом»

Аннотация. В статье рассматривается концепция и поэтапная разработка серии графических работ. Проводятся аналогии с работами художников соцреализма 60х гг. ХХ в. Рассматриваются климатические, природные, национальные особенности заполярного города и их отражение в создании художественныхработ.Ключевые слова: город за полярным кругом, графика, индустриальный, сюжетное рисование.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Пейзаж как в живописи, так и в графикеявляется одним из популярных жанров. В современном мире, мире урбанистическом, когда больше половины всего населения живёт в городах, городской пейзаж становится неотъемлемым направлением в изобразительном искусстве. Выбирая данное направление, художник в своей работе должен не просто констатировать факты, изображая тот или иной городской объект, здание, площадь, улицу, а пытаться донести до зрителя сущность города, его «лицо», передать его атмосферу, «душу» города.Россия большаямногонациональная страна, протянувшаяся с запада до дальнего востока, и с юга до крайнего севера. Такое положение не могло не повлиять на изобразительное искусство в целом, и на выбор тематики работ художников в частности. Выбирая тему городского пейзажа, художник в полной мере может раскрыть сущность своего родного края, показать его особенности.Воркута–один из немногих городов России,находящихся за полярным кругом. Город расположен насеверовостоке Республики Комина западных склонах Полярного Урала в долине реки Воркуты. Выбирая темой художественного произведения город Воркуту, художникунеобходимо учитывать его особенности, местоположение. Находясь в большеземельной тундре, он всегда являлся местом выпаса оленей и жизни коренного населения –ненцев, ведущих кочевойобраз жизни. Но с 1930х годовпосле открытия Печёрского угольного бассейна городстановится угольным центром республики Коми. Такое соединение этнического и индустриальногоявляется яркой особенностью города. Нельзя обойти стороной и климатическую составляющую Воркуты. Трудные погодные условия, девять месяцев зимы и полярной ночи, холодное короткое лето, скудная растительность –это суровая действительность заполярного города.Разрабатывая данную тему, мы приходим к так называемому«суровому стилю» в изобразительном искусстве. Данный термин ввёл в употребление заслуженный художник РСФСР Оссовский Пётр Павлович. Картины Оссовского утвердили его известность как художника работающего в «суровом» мужественном стиле, а также как художника городского пейзажа, художника современного восприятия,остро чувствующего ритм городской жизни. Данный стиль как нельзя лучше подходит для разработки темы художественных работ «Города заполярным кругом». Так что же такое «суровый стиль»?Суровый стиль –направление в советском изобразительном искусстве конца 1950х –начала 60х годов. Возник в рамках официального искусства как реакция на политическую «оттепель»в стране, проявился в творчестве многих художников. Характеризуется преобладанием гражданских мотивов, диалектическим осмыслением жизни общества, часто нелицеприятной, подчёркнуто драматической трактовкой жизненных ситуаций, образов, характеров, нередко их героизацией. В качестве художественных средств использовалисьмонументализация форм, фрагментарность композиций, сложные ракурсы, усиление декоративногозвучания и т. д. [1].Разрабатывая тему города за полярным кругом, встаёт вопрос выбора технических средств выполнения работы. Размышленияо городе, прогулкипо его улицам, наблюденияза воркутинцамиискудностьюкрасок, нехваткойдневного света, суровостьюлиц шахтеров,стоящих в ожидании «вахтовок» на остановках –здесь видно соединение несоединимого: колоритныененцыв национальных одеждахи современно одетые жители города. Оленьи упряжкии автомобили. Ответ о выборе средстве напрашивается сам собой –графика, монохромное изображение, возможность передачи строгогосурового, но, в то же время, романтичногов своей скупости пейзажа. В этом проявляется и интеллектуальная сторона искусства художников нынешнего поколения, которые много знают, осознают реальную взаимосвязь различных художественныхявлений и их противоречивость, стремятся овладеть такими средствами графической выразительности, которые позволяли бы им говорить языком современной эпохи, своего времени.Графика(от греческого –«пишу») –вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного чёрного),в редких случаях –два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой, а в иных случаях цветной, чёрной или реже фактурнойповерхностью бумаги –главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики –особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги, по выражению советского мастера графики В.А.Фаворского, –«воздух белого листа»[2].Задача передачи графическими средствами городского пейзажасложна, так какчеловеческий глаз воспринимает малейшее колебание света, а значит и цвета. «Воздух белого листа»–вот цвет снега и пасмурного неба северного города, но где же взять теплоту человеческого лица, яркость одежд и зданий? Есть ли цвет в чёрнобелой графике? И здесь хочется обратиться кстатьеН.Волкова о проблемах графики, где на примере рисунка И.Репина «Невский проспект» 1887 года он рассуждает о цвете в чёрнобелой графике. Он говорит о живом, полном движения рисунке в серый зимний день, задает вопрос почему мы видим серый день, когда небо в рисунке белое, т.е. незачерченый кусок бумаги, рассуждает о контрастах белого и чёрного пятна, цветовом тоне,синеватости серого, светлоте. И все это в карандашномчёрнобелом рисунке. Откуда же эти градации светлоты белого и его разные хроматические оттенки? Загадка. Метод визуального установления различий субъективен только по величине порога различения. Иными словами каждый видит поразному одно и то же изображение, но общим остается вычленение различных деталей и оттенков. У когото их много, а кто то видит два, три.Мы видим внешние формы, мы узнаем изображенный предмет. Мы можем не замечать связеймежду внешней формой и предметами. Но в характеристике и богатстве этих связей вся суть дела. Уровень восприятия, на котором появляются хроматические и светлотные оттенки разного смысла и эмоционального действия, оттенки, внушенные убедительностью рисунка, –это уровень внутренней формы. Он открывает нам собственно эстетические ценности [3].Нами выбраны технические средства выполнения работы «Город за полярным кругом». Этографика, с еёконкретностью, чёткостью, ритмом, контрастами. Возможностью передачи сурового пейзажа северного города, с его самобытностью и особенностями. Но техническая составляющая это лишь полдела, выборсюжета, композиционное решение –этонеотъемлемая составляющая любого художественного произведения.Работа над композицией пронизывает почти весь творческий процесс, представляющий собой чрезвычайно сложное явление. Не случайно к изучению этого феномена подключились эстетики, философы, физиологи, социологи, психологи, педагоги. Например, проблемыразвития творческих способностей (методологические аспекты) рассматриваются в исследованиях В.А.Разумного, Н.Н.Ростовцева. Сюжетное рисование и рисование на темы –это своего рода венец всей предшествующей изобразительной деятельности. Выполнение такой композиции требует наличияопределённых умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, а также в развитии фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности. Все указанные качества развиваются и в процессекомпозиционного рисования [4].Владение композиционными умениями позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоциональноволевые процессы творчества. Необходимо помнить о важности основных законов композиции, правилах, приемах, средствах композиции. Основныезаконыкомпозиции –это закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу.Процесс разработки нашей темы серии графических листов «Город за полярным кругом» длительный. Первый этап работы –это сбор материала, пленэрные зарисовки. Этот этап является одним из важнейших, так как только живая натура и природапридадут работе живость, ощущение пространства и воздуха. Выходы на пленэр сопряжены с рядом сложностей:поиск нужной точки, с которой будет выполнена зарисовка, быстро меняющийся свет, а значит и состояние природы, движущиеся люди и машины. Но без этого невозможно выполнить качественную, убедительную композицию. Также пленэрные зарисовки к теме нашего исследованияосложнены спецификой заполярного города: суровость климата, короткий период до наступления полярной ночи. Учитывая все эти особенности, мывыполнилисериюзарисовок, поисков по теме «Город за полярным кругом» Второй этап работы –это анализ и обработка собранного материала. На этом этапе важно правильно оценить собранный материал, выполненные поиски. Так какв серии должна прослеживаться определенная тенденцияи отражатьсяспецифика заполярья, урбанистичности, индустриальности, то и материал должен соответствовать данным особенностям.Отбирая и анализируя поиски к нашим работам, сы должны выбрать наиболее удачный ракурс, определиться со временем года и дня для большей выразительности и отраженияспецифики изображаемого пейзажа.Третий этап –выполнение серии графических листов. Для работ хорошо подойдет тонированная фактурная бумага тёплых коричневых оттенков, так как она будет служить наилучшим фоном для графических пейзажей северного края. Материал для выполнения работ –уголь, так как он позволяет работать всамой широкой тональной гамме. Уголь имеет порошкообразную структуру, поэтому им лучше всего рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка. При рисовании углем первоначальный набросок (контуры фигур и объектов) лучше сделать графитным карандашом 2В, потому что он легко стирается ластиком. При этом штрихи должны быть короткие и лёгкие. После этого можно брать в руки угольный карандаш и прорисовывать тени и детали. После штриховки углёмлинии, сделанные графитным карандашом, станут не заметны.Рисунки, сделанные углём, со временем могут осыпаться и потерять свой первоначальный вид. Поэтомудлясохранениярисунка углем его обязательно надо обработать специальным закрепляющим составом. Закрепитель для угля продается во флаконах и аэрозольных баллонах. Наносится закрепитель на рисунок с помощью пульверизатора. Если нет закрепителя, можно использовать обыкновенный лак для волос в аэрозольном баллончике. После высыхания на поверхности рисунка образуется тонкая плёнка, прочно удерживающая уголь на бумаге. Таким образом, создание композиции –это сложный процесс, требующий определённых знанийвпоследовательности выполнения работы и наличия определённых умений и навыков в рисовании, это процесс, способствующий формированию взглядов, чувств, вкусов и идеалов.

Ссылки на источники1.Энциклопедии и словари на Академике / Толкование понятий. –URL: http://dic.academic.ru/ Композиция, свободный(дата обращения 12.12.2014г.).2.Свободная энциклопедия.–URL: http://ru.wikipedia.org/ Википедия, свободный(дата обращения 12.12.2014г.).3.Советская графика –73 /под ред. Д.А.Шмаринова, Д.С.Бисти, О.Г.Верейского, Ю.А. Молок.–

М.: Советский художник, 1974. –187 с.4.РостовцевH.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб.для студ.художественнографических факультетов педагогических институтов.–3е изд., доп.и перераб.–М.: АГАР, 1998. –386 с.

RomanBoldyrev,Teacher, ChildrenArtSchool, Vorkuta

romanboldyrev@mail.ruDevelopment of series of graphic works “the Cityabove the Arctic circle”Abstract. The paperdiscusses the concept ofseries of graphic works, holds theanalogy with the works of artists of social realism in the 60ies of the XX century,considers climatic, naturaland national features of a polar city and their reflection in the creation of artistic works.Key words: city above the Arctic circle, graphic, industrial, scene painting.

Рекомендовано к публикации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»