К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милкова
Н.
А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S18. – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75257.htm.
Аннотация. Статья содержит общие сведения о способах стилизации изображения. В статье описываются этапы выполнения стилизации с элементами архитектуры и пейзажа.
Текст статьи
Милкова Наталия Александровна,художникоформитель, Яраснкое РайПО, г. Яранскsaily@yandex.ru
К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа
Аннотация. Статья содержит общие сведения о способах стилизации изображения. В статье описываютсяэтапы выполнения стилизации с элементами архитектуры и пейзажа.Ключевые слова:стилизация, композиция, архитектура, пейзаж.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Стилизация –это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента;образный, когда происходит переработка реалистического изображения вобраз [1].Кроме того, Г.М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2].Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Стилизация базируется на выделении одного главного, привлекающего внимание элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может, наоборот, за счёт усложнения формы и насыщения декоративными деталями, создать единый композиционный ансамбль, если это созвучно основной идее построения композиции.Также можно построить композицию на плавной пластике силуэтов объектов и на введении такого жетипа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим орнаментом [1]. Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приёмы должны подчиняться основной идее, быть обдуманы, взвешены и должны служить для создания декоративной выразительности.Для того чтобы стилизация объектов с элементами архитектуры и пейзажа была выполнена грамотно, кроме поиска композиционного и цветового решений, необходимо работать и над рядом других задач. Любая композиция, в том числе стилизованная с элементами архитектуры и пейзажа должна быть уравновешена игармонична [3]. Важным является понимание того, что стилизованная композиция с изображением архитектуры и пейзажа строится на упрощении деталей и акцентировании внимания на характерных изображаемому фрагменту линиях и очертаниях конструктивных и природных форм, поэтому целесообразно использование геометрических фигур в передаче объемов построек. Таким образом, стилизованная композиция с элементами архитекруры и пейзажа строится на ритмичном сочетании плавных и округлых, строгих и прямолинейных линий.При стилизации архитектурных построек и пейзажа возможно количественное несоответствие предметов с натуралистическим изображением, если этого требует замысел художника. Также допускается перестановка объектов изображения взависимости от равновесия композиции, но не стоит кардинально менять внешний вид изображаемой местности, изменяя его до неузнаваемости, если целью является передача еёхарактерных особенностей [2].Стилизация пейзажа может быть дополнена мелкими декоративными элементами, линиями, орнаментом. Детали могут заполнять всю работу или акцентировать внимание на более значимых участках декоративной композиции.Приведем несколько примеров. За основу взят Успенский собор Трифонова монастыря (см. Рис.1). Художник А.Н.Белик выполнил диптих с использованием плоскостного способа построения композиции и геометризации изображения (см. Рис.2).
Рис. 1.Успенский собор
Рис. 2.А.Н.Белик, диптих «Успенский собор»
Художница В.Максимова выполнила коллаж с использованием образного способа построения композиции. Панно объединяет в себе архитектурные постройки разных исторических периодов. За основу взята Церковь Рождества Иоанна Предтечи (см. Рис.3). А на рисунке 4 показана преобразованная в колаж композиция этой церкви.
Рис.3. ЦерковьРождества
Рис.4.В.МаксимоваИоанна Предтечи
Коллаж «Старый Углич»В другой работе за основу коллажа из цикла «Петербург»М.С.Принцевой взят канал Зимняя канавка (см. Рис.5). Художнца выполнила панно с использованием конструктивного способа построения композиции и сохранением перспективы (см. Рис. 6).
Рис.5. Канал Зимняя канавка
Рис.6.М.С.ПринцеваКоллаж из цикла «Петербург»
Таким образом, художники передают архитектурное сходство, которое подтверждают фотографии изображаемых объектов. Создавая стилизованную композицию, они используют как основные приёмы стилизации, такие как упрощение и геометризация формы, так и законы построения композиции, связанные с пространственной и воздушной перспективой, используют плоскостной, образный и конструктивный способы построения композиции.Также необходимо отметить, что работа над любым художественным произведением имеет свою последовательность выполнения. Так К.Т. Далгинян
рекомендует выполнять стилизацию изображения в четыре этапа.Первый этап. Сбор материалов, выборнаиболее интересного ракурса и выполнение реалистического изображения. Для выполнения стилизации необходимо выбрать наиболее характерное положение изображаемого объекта. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тоне и цвете мягкими материалами или гуашью, которые будут включать в себя все основные детали объекта. Второй этап. Компоновка композиции в листе и поиск декоративного решения. Выполняется контурное решение композиции. Для этого форма объекта упрощается, убираются все второстепенные детали изображения. При расположении композиции важно добиться равновесия, нужно следить за тем, чтобы все части листа были равномерно заполнены. Главное на этом этапе –добиться ритмичности изображения. Третий этап. Определение цветового акцента. Им может стать одинили два насыщенных пятна. Выполняется заполнение контуров, изображенных на втором этапе, любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Для этого нужно определиться, какие цвета являются более характерными для изображаемого объекта. На этом этапе необходимо знание законов цветоведения о взаимодополнительных цветах, контрасте ярких и светлых цветов по отношению к темным. Цветовые сочетания в работе должны быть выразительны, и вызывать определенные эмоции зрителя.Четвертый этап. Проработка объектов и их силуэтов, добавление деталей. В рамках данного этапа происходит заключительное декорирование композиции. Главное не увлечься излишней детализацией, чтобы работа имела законченный, целостный вид.Следует помнить, что при выполнении стилизации можно отталкиваться и от натуралистического изображения, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения [1]. Анализ различных подходов позволил представить этапы работы над стилизацией изображения в виде схемы (см.Рис.7).
Рис. 7.Этапы стилизации изображенияТаким образом, при создании стилизованной композиции с элментами архитектуры и пейзажа, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема архитектурных сооружений. Все элементы декоративной композиции должны быть подчинены основной идее, при этом не обязательно добиваться полного сходства с изображаемой местностью, но необходимо передать основные еёособенности, чтобы стилизованные объекты были узнаваемы. Эти правила являются основой создания гармоничнойкомпозиции.
Ссылки на источники1.ДаглидянК.Т. Декоративная композиция.–М.: Феникс, 2010. –312с.2.ЛогвиненкоГ.М. Декоративная композиция. –М.: Владос, 2005.–144с.3.УстиновВ.Б. Композиция в дизайне. –М.: Астрель, 2007. –239с.
Natalia Milkova,Painterdecorator,YarasnkDistrict Settlement, Yaransksaily@yandex.ruOn the question of styling images with elements of architecture and landscapeAbstract. The papercontains general information about the process ofstyling images. The author presents the stages of styling with elements of architecture and landscape.Keywords:stylization, composition, architecture, landscape.
Рекомендованокпубликации:
Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»
К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа
Аннотация. Статья содержит общие сведения о способах стилизации изображения. В статье описываютсяэтапы выполнения стилизации с элементами архитектуры и пейзажа.Ключевые слова:стилизация, композиция, архитектура, пейзаж.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Стилизация –это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента;образный, когда происходит переработка реалистического изображения вобраз [1].Кроме того, Г.М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2].Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Стилизация базируется на выделении одного главного, привлекающего внимание элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может, наоборот, за счёт усложнения формы и насыщения декоративными деталями, создать единый композиционный ансамбль, если это созвучно основной идее построения композиции.Также можно построить композицию на плавной пластике силуэтов объектов и на введении такого жетипа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим орнаментом [1]. Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приёмы должны подчиняться основной идее, быть обдуманы, взвешены и должны служить для создания декоративной выразительности.Для того чтобы стилизация объектов с элементами архитектуры и пейзажа была выполнена грамотно, кроме поиска композиционного и цветового решений, необходимо работать и над рядом других задач. Любая композиция, в том числе стилизованная с элементами архитектуры и пейзажа должна быть уравновешена игармонична [3]. Важным является понимание того, что стилизованная композиция с изображением архитектуры и пейзажа строится на упрощении деталей и акцентировании внимания на характерных изображаемому фрагменту линиях и очертаниях конструктивных и природных форм, поэтому целесообразно использование геометрических фигур в передаче объемов построек. Таким образом, стилизованная композиция с элементами архитекруры и пейзажа строится на ритмичном сочетании плавных и округлых, строгих и прямолинейных линий.При стилизации архитектурных построек и пейзажа возможно количественное несоответствие предметов с натуралистическим изображением, если этого требует замысел художника. Также допускается перестановка объектов изображения взависимости от равновесия композиции, но не стоит кардинально менять внешний вид изображаемой местности, изменяя его до неузнаваемости, если целью является передача еёхарактерных особенностей [2].Стилизация пейзажа может быть дополнена мелкими декоративными элементами, линиями, орнаментом. Детали могут заполнять всю работу или акцентировать внимание на более значимых участках декоративной композиции.Приведем несколько примеров. За основу взят Успенский собор Трифонова монастыря (см. Рис.1). Художник А.Н.Белик выполнил диптих с использованием плоскостного способа построения композиции и геометризации изображения (см. Рис.2).
Рис. 1.Успенский собор
Рис. 2.А.Н.Белик, диптих «Успенский собор»
Художница В.Максимова выполнила коллаж с использованием образного способа построения композиции. Панно объединяет в себе архитектурные постройки разных исторических периодов. За основу взята Церковь Рождества Иоанна Предтечи (см. Рис.3). А на рисунке 4 показана преобразованная в колаж композиция этой церкви.
Рис.3. ЦерковьРождества
Рис.4.В.МаксимоваИоанна Предтечи
Коллаж «Старый Углич»В другой работе за основу коллажа из цикла «Петербург»М.С.Принцевой взят канал Зимняя канавка (см. Рис.5). Художнца выполнила панно с использованием конструктивного способа построения композиции и сохранением перспективы (см. Рис. 6).
Рис.5. Канал Зимняя канавка
Рис.6.М.С.ПринцеваКоллаж из цикла «Петербург»
Таким образом, художники передают архитектурное сходство, которое подтверждают фотографии изображаемых объектов. Создавая стилизованную композицию, они используют как основные приёмы стилизации, такие как упрощение и геометризация формы, так и законы построения композиции, связанные с пространственной и воздушной перспективой, используют плоскостной, образный и конструктивный способы построения композиции.Также необходимо отметить, что работа над любым художественным произведением имеет свою последовательность выполнения. Так К.Т. Далгинян
рекомендует выполнять стилизацию изображения в четыре этапа.Первый этап. Сбор материалов, выборнаиболее интересного ракурса и выполнение реалистического изображения. Для выполнения стилизации необходимо выбрать наиболее характерное положение изображаемого объекта. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тоне и цвете мягкими материалами или гуашью, которые будут включать в себя все основные детали объекта. Второй этап. Компоновка композиции в листе и поиск декоративного решения. Выполняется контурное решение композиции. Для этого форма объекта упрощается, убираются все второстепенные детали изображения. При расположении композиции важно добиться равновесия, нужно следить за тем, чтобы все части листа были равномерно заполнены. Главное на этом этапе –добиться ритмичности изображения. Третий этап. Определение цветового акцента. Им может стать одинили два насыщенных пятна. Выполняется заполнение контуров, изображенных на втором этапе, любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Для этого нужно определиться, какие цвета являются более характерными для изображаемого объекта. На этом этапе необходимо знание законов цветоведения о взаимодополнительных цветах, контрасте ярких и светлых цветов по отношению к темным. Цветовые сочетания в работе должны быть выразительны, и вызывать определенные эмоции зрителя.Четвертый этап. Проработка объектов и их силуэтов, добавление деталей. В рамках данного этапа происходит заключительное декорирование композиции. Главное не увлечься излишней детализацией, чтобы работа имела законченный, целостный вид.Следует помнить, что при выполнении стилизации можно отталкиваться и от натуралистического изображения, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения [1]. Анализ различных подходов позволил представить этапы работы над стилизацией изображения в виде схемы (см.Рис.7).
Рис. 7.Этапы стилизации изображенияТаким образом, при создании стилизованной композиции с элментами архитектуры и пейзажа, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема архитектурных сооружений. Все элементы декоративной композиции должны быть подчинены основной идее, при этом не обязательно добиваться полного сходства с изображаемой местностью, но необходимо передать основные еёособенности, чтобы стилизованные объекты были узнаваемы. Эти правила являются основой создания гармоничнойкомпозиции.
Ссылки на источники1.ДаглидянК.Т. Декоративная композиция.–М.: Феникс, 2010. –312с.2.ЛогвиненкоГ.М. Декоративная композиция. –М.: Владос, 2005.–144с.3.УстиновВ.Б. Композиция в дизайне. –М.: Астрель, 2007. –239с.
Natalia Milkova,Painterdecorator,YarasnkDistrict Settlement, Yaransksaily@yandex.ruOn the question of styling images with elements of architecture and landscapeAbstract. The papercontains general information about the process ofstyling images. The author presents the stages of styling with elements of architecture and landscape.Keywords:stylization, composition, architecture, landscape.
Рекомендованокпубликации:
Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»