Символика лилии в европейской художественной культуре

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm.
Аннотация. В статье прослеживается изменение символического содержания образа лилии в мифологии, христианской и народной традиции, воплотившегося в произведениях изобразительного искусства Европы в хронологических рамках от древнего мира до эпохи модерна.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Солоницына Марина Николаевна,старший преподаватель кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировkaf_cult@vshu.kirov.ru

Символика лилии в европейской художественной культуре

Аннотация. В статье прослеживается изменение символического содержания образа лилии в мифологии, христианской и народной традиции, воплотившегося в произведениях изобразительного искусства Европы в хронологических рамках от древнего мира до эпохи модерна.Ключевые слова:символизм, атрибут, хтонический образ, геральдика, христианская традиция.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Один из красивейших цветов –лилия –нежная, роскошная, обладающая чарующим запахом, привлекала к себе внимание в течение всего развития человеческой культуры. Образ лилии запечатлён в мифологии, пословицах, христианской символике, геральдике, изобразительном искусстве.В Древнем Египте, в древних шумерской и семитских культурах лилия иногда выступала символом плодородия. Водная белая лилия –лотос –в Верхнем Египте считалась символом власти фараона как солнечного божества. Согласно древнеегипетской мифологии бог Солнца рождается из распустившегося лотоса в виде младенца Нефертума. Голубая лилия являлась символом смерти. Из лотоса же родился, согласно индийской мифологии, бог –творец мира Брахма. Лотос у индусов олицетворяет и богиню –мать.В минойской цивилизации лилия, являвшаяся символом богини Бритомартис, являлась излюбленным мотивом декоративного искусства. В известнейшей фреске из Кносского дворца «Царь –жрец» молодой царь шествует по лугу с цветущими лилиями. Изящные, плавные очертания стеблей, листьев, лепестков хорошо сочетаются с формами человеческого тела. В Кносском дворце стены однойиз комнат расписаны фресками с изображением цветущих лиловых лилий в саду с плавно изогнутыми стеблями и лепестками.У древних греков белая лилия считалась цветком Геры, так как появилась из капель её молока. Помимо этого, лилия считалась олицетворением непорочности,и поэтому являлась атрибутом Артемиды и амазонок. С другой стороны, лилия являлась и атрибутом Афродиты, становясь воплощением плотской любви и брака. Брачное ложе Зевса и Геры было устлано лилиями. Лилии украшали плащ Зевса Олимпийского и волосы муз. Персефона была похищена Аидом во время сбора букета из лилий и фиалок. Итак, древнейшее семантическое значение лилии –воплощение богини –матери, рождающей мир природы, образ Солнца и олицетворение непорочности.Важное место занимает лилия в иудейской символике.Она символизирует колено Иуды. Звезда Давида –«Маген Давид» –лилия. В Ветхом Завете указывается, что лилия являлась украшением медных колонн храма Соломона: «И над столбами поставил венцы, сделанные на подобие лилии» (Третья Книга Царств,7). В «Песне Песней» Соломона лилия выступает как хтонический символ плодородия: «Живот твой –круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твоё –ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песней, 7: 2).Воплощая женские хтонические божества, позже мужские небесные (солнечные) божества, лилия выступала символом плодородия и в этом значении использовались чаще золотистые и красные виды растений. Белые же соотносились с непорочностью, а отсутствие потомства приближало к отождествлению со смертью.Обширна христианская символика лилии. Согласно библейскому преданию, лилии появились из слёз изгнанной из эдемского сада Евы. Лилия –символ Девы Марии, её девственности и чистоты. Из предшествующей традиции христианство, прежде всего, заимствовало идею невинности, чистоты и надежды. Части цветка воплощают определённые качества Богоматери: прямота стебля –Божественный ум, белый цвет –чистоту, поникшие листья –скромность, аромат –Божественность. В западноевропейском искусстве эпохи Возрождения лилия непременно присутствует в сцене Благовещения (в иудейской традиции она являлась атрибутом Гавриила и доверия к Господу). Уже в маленькой картине Дуччо (1250/66 –1318/19) из Лондонской Национальной Галереи между фигурами архангела и Богоматери находится широкая круглая ваза с тонкими стебельками и маленькими цветами лилии, указывая на абсолютную безгрешность Девы Марии. «Ангел тихо, проникновенно приветствует Марию. Его одеяние, воздушность фигуры, скипетр с лилией (символ небесной власти) и приветственное движение правой руки –всё это отвечает канонам византийской иконографии, так же как и то, что Мария принимает ангела стоя» [1].В большой алтарной картине Симоне Мартини (ок. 1284 –1344) из флорентийской Галереи Уффици, воплотившей уже готическую традицию, ваза принимает изящную форму, стебли лилий высоки и имеют плавный изгиб, согласующийся с изгибами крыльев и взметнувшегося плаща Гавриила и sобразным поворотом фигуры Богоматери. Стебли имеют несколько цветков (христианский символ бессмертия). В «Благовещении» Сандро Боттичелли (1489 –1490) стебель с пятью цветками, как распустившимися, так и бутонами, написанный реалистично, находится в руке архангела, преклонившего колена перед Марией. Как отметила исследователь Т.К.Кустодиева: «Ангел здесь –вестник, принёсший мистическое предсказание. Он преклонил колени, но вся фигура полна нервного трепета. В его руке –огромная лилия, символ невинности, под тяжестью её цветов сгибается длинный стебель. За плечами ангела клубится прозрачная вуаль, а около ног вихрем разметалась розовая одежда. Приподнимая лицо, он протягивает к мадонне руку и, повинуясь этому жесту предсказания и предостережения, навстречу его руке мадонна простирает свою» [2].Композиционное построение картины повторяется в «Благовещении» Леонардо да Винчи. Только Дева Мария не находится в смятении, как в произведении Боттичелли. Сидя за прялкой, она достаточно спокойно воспринимает Благую весть. На стебле находящейся перед лицом архангела лилии семь цветков (число Бога).Тройная лилия в христианстве является символом Троицы и трёх добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия. Воплощающая совершенство лилия отражает надежду на спасение и божественную награду праведникам. Белая лилия, называвшаяся «Пасхальной», в раннехристианском искусстве являлась символом дев –мучениц.Лилия в искусстве являлась атрибутом Христа в сценах Воскресения и Страшного Суда. На алтарной картине «Жёны –мироносицы у гроба Господня» (Сиена, Музей Собора) Дуччо представил ангела, сидящего на Камне Помазания и возвещающего о воскресении Христа женщинам, держащим сосуды с благовониями, с белым скипетром, увенчанным изображением трёхлепестковой лилии. В сцене Страшного Суда «справа и слева от лика Христа могут быть лилия и меч, символизирующие соответственно, невинность и греховность» [2]. Изображение лилии, выходящей изо рта Христа, символизирует милосердие. В позднеготическом искусстве встречается сцена распятия Христа на лилии.Лилия предстаёт как символ доверия к Богу в Нагорной проповеди. Христос, говоря о необходимости заботиться о душе и надеяться на Бога, отмечает: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф, 6: 28, 29). Эти слова подчёркивают значимость красоты скрытой, смирения и кротости, а не внешней эффектности облика. Лилия являлась атрибутом наиболее почитаемых святых: Франциска Ассизского, Доминика, Фомы Аквинского, Альберта Великого, св. Иосифа Обручника, родителей Девы Марии –Иоакима и Анны, Иоанна Крестителя и др. Встречаются изображения сцен, в которых младенец Христос вручает святому символ его добродетели –лилию.В средние века сложилась геральдическая символика лилии. В Византии лилия воплощала процветание власти императора. Геральдическая лилия французских королей –fleurdelysвосходит к принятому на знамени основателя французского королевства Хлодвига изображению белой лилии. «Согласно легенде, Хлодвиг выбрал её в качестве эмблемы своего очищения престолом Крещения, когда принял христианство (лилия, символизирующая чистоту), но вплоть до XIIвека она не была официально принята монархией» [3]. При Людовике XII(1137 –1180) на синем французском знамени появилось множество золотых лилий. В XIIIвеке лилия стала украшать королевский герб, с XIVвека одежда короля стала украшаться золотыми лилиями. Три лепестка французской геральдической лилии символизируют мудрость, преданность и доблесть, на которых основывается королевство. В настоящее время лилии украшают Большой гербовый щит Франции и гербы 21 провинции.Эмблемой Флоренции является тёмнокрасная лилия –символ процветания города. Первоначально лилия появилась на гербе Медичи, а затем –Флоренции и Тосканы. Лилии встречаются на гербах многих римских пап, западноевропейских и русских дворян.Реалистичное изображение цветов появляется в живописи XVвека. Символика их остаётся христианской. У дорожки, на которой стоит юноша в картине Витторио Карпаччо «Рыцарь», растут цветы, в том числе и белая лилия (имеющая три цветка на стебле)–свидетельство духовных качеств изображённого. Рисунки лилий есть в наследии Леонардо да Винчи.На переднем плане центральной части «Алтаря Портинари» Гуго Ван дер Гуса представлен один из лучших натюрмортов с цветами в нидерландской живописи XVвека. Цветы –лилии, ирисы, колокольчики, гвоздики –написаны ботаническиточно и, в то же время, поэтично. Красная лилия в мавританской вазе (как и гвоздика) –символ крови Христовой. На обороте мужского портрета из триптиха с изображением Богоматери с младенцем и донаторов нидерландец Мемлинг поместил первый в истории искусства цветочный натюрморт, в котором на украшенном геометрическим орнаментом ковре помещена фаянсовая ваза с монограммой Христа и букетом из лилии, ириса и колокольчика. Великолепная белая лилия с прямым стволом (чистота) возвышается над тремя ирисами (страданием) и расположенными ещё ниже колокольчиками (символ победы жизни над смертью). Объединяющий цветы сосуд –источник вечной жизни –Иисус. Образ лилии встречался в искусстве романтизма и символизма. Часто цветы лилий украшали причёски или платья, находились в руках девушек, символизируя их непорочность. В работе прерафаэлита Чарльза Олстона Коллинза (1828 –1873) «ConventThoughts» (1851) представлена монахиня, возможно, в монастырском саду (видна высокая, ограждающая территорию стена) перед прудом в светлый солнечный день. В руках девушки в белых одеждах –цветок лилии, рядом с её фигуркой –клумба с высоким лилейным стеблем, а впруду –водные лилии. Сама чистая хрупкая дева подобна нежным белым лилиям, её окружающим. Декоративное обрамление живописного поля выполнено тоже в виде стеблей лилии. В импрессионистическом женском портрете работы Фредерика Карла Фриске (1874 –1939) фигура в кресле, освещённая ярким солнечным светом, окружена цветами: белыми лилиями, дельфиниумами, фиалками. Художники П. Баннистер и Ж. С. Сарджент (1856 –1925) представляли детей среди садовых клумб с цветущими лилиями («GardenStudyoftheVickersChildren», 1884). Женщины в окружении лилий, женщины, вдыхающие их аромат, предстают в произведениях Л. К. Германа («CharlotteBerendCorinthwithLities», 1911) и Д. У. Александра («Дама с лилиями»), А. Мухи (декоративное панно с изображением женщины в венке и с букетом из лилий). Модель в «Женском портрете» (1891) прерафаэлитки Спартали Марии Стиллман (1844 1927) представлена держащей в руках раскрытую Библию и чётки на фоне улицы южноевропейского города. Рассыпанные по плечам золотистые волосы красиво сочетаются с сиреневым платьем, прекрасное, с правильными классическими чертами лицо задумчиво.Окружающие её белые лилии (одна в руках, другая –за спиной) одухотворяют образ, подчёркивая возвышенную целомудренность. В известной картине И.Н.Крамского «Лунная ночь» (1880) взгляд освещённой луной девушки в белом платье, сидящей на скамье на берегу пруда, обращён к белым водным лилиям в тёмных водах. Как отмечает в статье, посвящённой образу лилии в искусстве модерна и поэзии И. Ф. Анненского, исследователь Н. Е. Леонова, «в модерне предпочтение отдавалось изысканным, культивированным цветам –лилиям, ирисам и орхидеям. Они требуют особого ухода, их нельзя оставлять без внимания человека» [4]. В «Примавере» М. А. Врубель создал образ меланхоличнопоэтичной женщины –лилии. Формы нежных цветков и стеблей белых лилий перетекают в пряди женских волос, бледное тонкое лицо подобно тонким полупрозрачным лепесткам. Данный приём ранее Врубель использовал в растительных орнаментах боковых приделов Владимирского собора в Киеве, сливая животные и цветочные формы. Исследователь А. А. Русакова отметила, что Врубель «никогда не впадал в мистическую цветочную символику в духе Новалиса, подхваченную рядом поэтов и живописцев конца века. Ни здесь, ни в дальнейшем при работе над «светскими» декоративными композициями не соблазнялся он и эротическим сопоставлением цветочныхформ с формами женского тела, как это делали Гюисманс в своей прозе и множество мастеров западноевропейского модерна –в живописи, графике и прикладном искусстве» [5].Символика праведности и смертная сочетаются в рисунке О. Бердслея «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1894): из пролитой крови вырастает лилия. «Смертная» символика лилии встречается в народной традиции. Лилия сломленная в западноевропейских странах воспринималась как утрата девушкой невинности. Таинственно появляющаяся лилия считались вестницей смерти монаха. В народной традиции считалось, что на могиле невинно осуждённых вырастают белые лилии. В образе белой лилии могут появляться души умерших. Таким образом, лилия являлась и образом загробного мира, седины. Среди цветов в офорте М. Якунчиковой «Смерть и цветы» представлен череп. Н. Е. Леонова отметила, что «художники модерна смерти не боялись. Тема смерти в модерне была преподнесена таким образом, что доставляла эстетическое наслаждение. Смерть завораживала, была поражающе красива» [6].В декоративных мотивах модерна встречается образ водяной лилии (традиционный символ чистоты сердца, души и помыслов). Он часто присутствует в оформлении интерьеров, лестничных перил, в архитектурном декоре (продолжение врубелевского мотива перетекания в женские волосы), в оформлении водосточных труб. «В тесной связи с этими безликими, стихийными фигурами находятся изображения женских масок с длинными волосами, ставшие визитной карточкой модерна. В лицах подчеркивается не индивидуальность, не живость выражения, не движение, показывающее, что мы видим часть цельного человеческого существа. Напротив, широко раскрытые (или закрытые) глаза, их взгляд, устремленный в никуда, сонное или экстатическое выражение, превращение их волос то в извивы трав, то в цветочные гирлянды, то в архитектурные тяги говорят о том, что перед нами —стихия, антропоморфное, а не человеческое начало. Грезит с закрытыми глазами женский лик на фасаде дома 6 по Кузнецкому мосту, волосы его сливаются и с волнообразными спиралями, и с цветочными гроздями. Из ниши с женским бюстом, которая украшает угол доходного дома Л.Р.Шредер по набережной Пряжки, 34б, в Петербурге, ниспадают, стекают вниз по стене широкие длинные листья аканфа… Садсимвол —это цельный образ, в котором реальность и тайна слиты неразрывно, просвечивают друг через друга и превращают процесс восприятия в путь к глубинным прозрениям, к постижению непостижимого, «несказанного» мира»[7].Развитие культурной традиции вносило в образ нежнейшего и прекраснейшего из цветов –лилии –новые значения, одухотворяя и переосмысливая его. И древнюю космическую символику, и олицетворение ценных духовных качеств, надежды, печали воплотил в себе образ этого чарующего цветка.

Ссылки на источники1.Прокоп М.Итальянская живопись XIVвека. –Будапешт: «Корвина», 1988. –С. 76.2.Холл Д.Словарь сюжетов и символов в искусстве. –М.: КРОН–ПРЕСС, 1996. –С. 536.3.Леонова Н. Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И. Ф. Анненского// Вестник Новгородского государственного университета. –2010. –№ 56. –С. 41.4.Русакова А. А.Символизм врусской живописи. –М., 2001. –С.71.5.Леонова Н. Е. Указ. соч. –С. 43.6.Кустодиева Т. К.Сандро Боттичелли. –Л.: Аврора, 1971. –С. 88.7.Соколов Б. Каменный сад русского модерна. –URL: http://nasledierus.ru/podshivka/7516.php.

Marina Solonitsyna,Senior lecturer, chairof Culture Studies, Vyatka State Universityof Humanities, Kirovkaf_cult@vshu.kirov.ruSymbols of lilyflower in the European artAbstract.The paperis devoted to the lily‱s symbolic meaning in the mythological context according to the Сhristian and folk tradition. The image of lily is analyzed through the period from the archaic to the modern art.Keywords:symbolism, attribute, chthonic image, heraldry, Christian tradition.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»