История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S22. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития студенческих самодеятельных театральных коллективов Тольяттинского политехнического институт в период с 1969 по 1980 г. Особое место отведено рассмотрению деятельности таких творческих коллективов, как «Зеркало», «Обыкновенное чудо». В основу работы положены публикации разных лет газеты «Политехник».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75343УДК378.4

Козловская Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиKozlovskaya13@mail.ru

История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития студенческих самодеятельных театральных коллективовТольяттинского политехнического институт в период с 1969 по 1980 г. Особое место отведено рассмотрению деятельности таких творческих коллективов, как «Зеркало», «Обыкновенное чудо». В основу работы положены публикации разных лет газеты «Политехник».Ключевые слова:студенческое театральное творчество, студенческие театральные коллективы, студенческий театр эстрадных миниатюр, политтеатр, агиттеатр, агитбригада, фестиваль, «Студенческая весна». Раздел: 01) педагогика; история педагогики и образования;теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Самым значимым источником по истории студенческого театрального творчества в Тольяттинском политехническом институте является газета «Политехник». Издание выходило с 1 сентября 1969 г.и являлось печатным органом парткома, ректората, комитета ВЛКСМ, месткома и профкома Тольяттинского политехнического института. Проанализировав выпуски «Политехника» с 1969 по 1987 год, мы выявили четыре основных вида публикаций относящихся к деятельности студенческих театров:заметки о наборе в театральные коллективы;отчеты о ежегодных фестивалях «Студенческая весна»; отчеты о деятельности непосредственно студенческих театров ТПИ;анонсы гастролей иногородних театров, приезжающих в Тольятти.Внеучебнаядеятельность студентов ТПИ начинается с первых фестивалей «Студенческая весна»–ежегодных межфакультетских конкурсов художественной самодеятельности. Согласно положению о проведении XXVII фестиваля искусств «Студенческая весна83», опубликованному в газете «Политехник» в 1983 г., задачами проведения фестиваля студенческого творчества были: развитие художественного народного творчества, жанров самодеятельного искусства, создание новых и укрепление существующих коллективов художественной самодеятельности, обогащение репертуара высокохудожественными произведениями о Коммунистической партии и о Родине [1]. К участию в «Студенческих веснах» допускались самодеятельные артисты: студенты, выпускники и сотрудники института.Все выступления должны были соответствовать заданной тематике. Жюри строго оценивало программу факультета, выставляя баллы каждому коллективу за стиль исполнения, жанровое разнообразие и уровень профессионализма.Факультет, набиравший большее количество баллов, награждался почетной грамотой и переходящим призом «Хрустальная ваза», а наиболее успешные коллективы получали возможность принять участие в областном и всесоюзном фестивалях «Студенческая весна».Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 2

Еще одним важным фестивалем, проводимым по инициативе ТПИ в здании ДК «50 лет октября», являлся фестиваль «Дружба». Это смотр студенческой самодеятельности, в котором принимали участие творческие коллективы политехнических вузов страны, таких городов как Томск, Владимир, Харьков и др. Программа фестиваля составляла, как правило, несколько дней. Посредством участия в фестивалях студенты ТПИ могли проявить себя в различных направлениях внеучебной деятельности.Наиболее распространенными формами организации студенческих театральных коллективов в изучаемый период являлись агитбригады и СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) –постоянно действующая студенческая организация (театр), регулярно выступающая перед зрителями (большинство которых обычно —студенты и преподаватели) и представляющая на своих концертах весёлые эстрадные миниатюры, актёрами и исполнителями которых являлись студенты [2].На основе изученного материала, мы выделили два этапа в развитии театральных коллективов ТПИ:I этап –1969 –начало 80х гг. –период становления (появление первых СТЭМов и агитбригад);II этап –начало 80х –1987 г. –период триумфа (СТЭМы «Сарказм», «Зеркало», «Обыкновенное чудо» (лауреаты и дипломанты всесоюзных и областных фестивалей).На первом этапе проходил набор участников студенческих сомодеятельных коллективов. 19 октября 1972 г.В. Цымбаленко опубликовала заметку «Таланты, внимание!» в которой сообщалось о начале работы кружков художественной самодеятельности. Отмечалось, что студенческий театр «Градиент» приглашает студентов на репетиции по средам и воскресеньям. Руководителем театра был выпускник ТПИ, инженер научноисследовательского центра Ю.Тюнин [3].Однако самыми популярными театральными коллективами в семидесятые годы оставались СТЭМы и агитбригады. Их постановки были, как правило, яркими и музыкальными, что привлекало внимание зрителястудента.Значительных успехов в развитии СТЭМовского движения достигли студенты электротехнического факультета (ЭТФ). Корреспонденты газеты, освещающие события фестиваля «Студенческая весна» от выпуска к выпуску отмечали возрастающее мастерство, высокую художественную и музыкальную культуру участников самодеятельных театров. Отмечалось, что первые места занимали попеременно команды электротехнического и автомеханического факультетов [4]/С годами СТЭМовское движение все больше охватывало студенчество. Ирина Гендель –ответственная за культурномассовую работу на электротехническом факультете делилась впечатлениями о концерте фестиваля «Студенческая весна–78»: «Каждый номер получился ярким, оригинальным, впечатляющим. Бурными аплодисментами встретили зрители литературномузыкальную композицию «Беранже», буффоперу «Анна Каренина», эпилог «Страсти господни» [5].В 1979 г.на базе Тольяттинского политехнического института проходил фестиваль студенческой самодеятельности «Дружба», в котором принимали участие студенческие творческие коллективы городов России. Мероприятия проводились в большом заде Дворца Культуры им. 50летия Октября. СТЭМ ТПИ «Сарказм» представил на суд зала новые оригинальные миниатюры из жизни студентов. Зрители приветствовали аплодисментами СТЭМ города Владимира с миниатюрой «Робот» с Е. Думновым в главной роли [5].Однако у самодеятельных актеров студенческого театра эстрадных миниатюр случались и творческие неудачи. Член жюри «Студенческой весны 1974» В. НазароКозловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 3

ва в заметке «Весна пришла» отмечал, что «СТЭМу ЭТФ» еще далеко до совершенства выражения темы. СТЭМовцам предстоит серьезно поработать, чтобы довести до полной выразительности каждое движение, каждую сцену» [6].Состоянию художественной самодеятельности в ТПИ посвящена статья В.Цымбаленко «Не только от «Весны» до «Весны». Автор отмечает, что, несмотря на широкий комплекс мероприятий, проводимых в институте по развитию культурной жизни, лишь каждый пятый студент института занимается в творческих коллективах. Ежегодные смотры «Студенческой весны» свидетельствуют о большем количестве талантливых студентов, обучающихся в институте. Но, как правило, творческий всплеск, начинающийся за два месяца до «Весны» гаснет сразу же после нее. Некоторые коллективы занимаются не регулярно, практически отсутствует связь с куйбышевскими вузами, подбор руководителей коллективов проводится на недостаточно высоком уровне. В связи с этим В. Цымбаленко предлагает активнее использовать смотрыконкурсы агитбригад, организовать систематическую работу студентов по организации досуга [7]. С 1973 в Тольяттинском политехническом институте работает агитбригада–отряд, в состав которого входят самодеятельные художественные коллективы вуза. Выступления были направлены на поднятие трудового настроя студентовстройотрядцев. Каждый новый концерт ожидался с нетерпением и радостью, клубы всегда были заполнены. В 1975 г.бригада состояла только из ВИА «Апрель» электротехнического факультета (руководитель –студент третьего курса В. Силантьев). Но, несмотря на это, была создана программа, которая была отмечена на областном смотре агитколлективов [8].В 1976 г.в состав агитбригады включился драмтеатр «Софит» со спектаклем «Плутни Скопена». Студенческому театру эстрадных миниатюр поручена работа над новым фильмом и спектаклем «Синяя кошка» [9]. Агитбригады являлись важным элементом в развитии самодеятельного творчества ТПИ.Студенческие театры эстрадных миниатюр «Сарказм» и «Обыкновенное чудо» стали самыми признанными коллективами. Их постановки были многократными лауреатамии дипломантами всесоюзного и всероссийского конкурсов СТЭМов.Интерес к театральному искусству был высок настолько, что в «Политехнике» печатались обзоры книг по истории русского театра [10]. Важная роль придавалась книгам по истории куйбышевских театров,имеющихся в фонде библиотеки института. Студентам и преподавателям предлагалось ознакомиться с содержанием книги «Актерское счастье» Г.А. Шебуева –одного из организаторов театральной жизни Куйбышева после революции. Актер –народный артист РСФСР, лауреатГосударственной премии проработал более 30 лет в Куйбышевском драматическом театре им. М. Горького. В продолжение истории Куйбышевского драматического театра читателям также была представлена книга Л. Финка «В гриме и без грима» (Актеры нашего театра). Автор рассказал об известных куйбышевских актерах, о том, как складывается их судьба, описал прекрасные женские образы, созданные актрисами театра. Такие публикации имели важное воспитательное значение для участников студенческих театров.Художественная самодеятельность продолжала развиваться и в 1978 г.В ТПИ появился клуб, который изначально не имел собственного помещения, базируясь в актовом зале и красных уголках общежитий. При клубе создан художественный совет, в состав которого входили преподаватели, имеющие опыт в художественной самодеятельности, культорги факультетов, директор и председатель правления Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 4

клуба. Совет направлял деятельность всей художественной самодеятельности, вел смотр концертных программ, оценивал работу коллективов и руководителей. Длявоплощения творческих идей студентов объявлялся набор в сценарную группу клуба. О работе клуба и всех событиях культурной жизни института можно было узнать из еженедельного информационного листа [11]. В разное время студенческий клуб возглавляли С. Колесникова, О. Артемьева, Н. Муромец, И. Федорова, И. Гендель.Помимо творческой составляющей, внимание уделялось и материальной базе художественной самодеятельности. Количество творческих коллективов ТПИ с каждым годом возрастало, а значит, возникла необходимость расширить площадку для проведения репетиций. Помимо уже использовавшихся помещений актового зала и оборудованной комнаты отдыха общежития №5, в 1980 г. заключается договор о долевом использовании Дома культуры им. 50летия Октября. Студентами институтабыл подготовлен проект реконструкции здания, и штаб трудовых дел приступил к формированию строительных отрядов для ремонта Дома культуры [12].Подводя итоги первого периода развития творческих самодеятельных студенческих коллективов ТПИ, можно сделать следующие выводы. Практически с момента основания Тольяттинского политехнического института, помимо учебной, в вузе существовала и внеучебная деятельность. Направления ее работы были различны: танцевальные коллективы, духовой оркестр, агитбригады, хор, студенческие театры и др. Таланты студентов выявлялись и развивались в рамках ежегодного смотраконкурса «Студенческая весна». Изначально коллективы художественной самодеятельности не имели органа самоуправления и создавались «свыше»–по инициативе партийных органов и руководителей института. Постепенно количество и уровень самодеятельных коллективов возрастали. Многие коллективы создавались на один день, для участия в «Студенческой весне» и распадались сразу после ее окончания. Требовался орган, регламентирующий всю культурную жизнь института. В 1978 г.был создан студклуб, возглавляемый самими студентами. При клубе функционировал художественный совет, направляющий деятельность художественной самодеятельности вуза. 19691980 гг. –это период становления творческих коллективов ТПИ, выработки профессиональных навыков творческой и организаторской деятельности. В этот период создавалась основа для дальнейшего развития и совершенствования, накапливался опыт выступления на сцене, участия в конкурсах и смотрах.Следующий этап в развитии театральных коллективов ТПИ начинается с приезда в Тольяттинский политехнический институт московского режиссера А.А. Четверкина. К 1980 г.в институте существовало большое количество СТЭМов и агиттеатров, но уровень постановок попрежнему оставался любительским, многие коллективы пропускали репетиции и занимались не постоянно. У руководства студклуба возникает идея создания в вузе профессионального театра. Для его основания требовалось найти режиссера. Было принято решение пригласить М. Задорнова, но в связи загруженным графиком работы, он отказался, предложив вместо себя одногруппника, главного режиссера студенческого театра МГУ, лауреата премии Ленинского комсомола,–А.А. Четверкина. Он соглашается и в 1981 г.приезжает в Тольятти. Коллектив нового театра ТПИ был собран из студентов, не имеющих сценического опыта, но, по словам руководителя студклуба Н. Муромец, «после первой встречи с режиссером, они все превратились в актеров» [13]. Так в институте появился первый профессиональный театр –«Зеркало». А. Четверкин приезжал в Тольятти раз в месяц, «вдыхая жизнь» в постановку. В остальное время со студентами работал руководитель театра «Синтез», он занимался оттачиванием техники и заданиями, которые оставлял режиссер.Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 5

Репертуарный план театральных постановок поднялся на новый уровень, если ранее это были в основном небольшие юмористические миниатюры, театральные зарисовки, то с приходом профессионального режиссера на сцене ТПИ стали показывать полноценные спектакли.Одновременно с «Зеркалом» в ТПИ продолжали существовать и другие театральные коллективы. 23 апреля 1983г. в Куйбышеве проходил вечер юмора и сатиры, участником которого стал коллектив театра ТПИ «Синтез» (руководитель В.А.Мушкат) со спектаклем «Свадьба» по М. Зощенко [14]. В 1986 г.на традиционном смотреконкурсе художественной самодеятельности вузов «Юность беспокойная моя» театрстудия машиностроительного факультета «Обыкновенное чудо» показал инсценировку Т. Свиридова «Конец охотничьего сезона», в которой прослеживаласьидея о бессмысленном уничтожении жизни на земле и об ответственности человека за судьбу человечества [15].СТЭМ «Обыкновенное чудо» стал лауреатом фестиваля «Студенческая весна–1987», технических вузов СССР «Дружба», награжден Дипломом I степени на Всесоюзном фестивале СТЭМов в 1984 г. Еще одним успехом коллектива стала победа во Всероссийском конкурсе студенческих театров эстрадной миниатюры в 1987 г.Первым большим успехом профессионального студенческого театра ТПИ было участие «Зеркала» в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проводимом в 1985 г. в Москве. Агиттеатр «Зеркало», созданный на электротехническом факультете ТПИ в ноябре 1981г., добился признания во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества, посвященном 40летию Победы, и получил право участвовать в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Как отмечается в статье Е. Доценко «Агиттеатр «Зеркало»», «к студентам пришел заслуженный успех» [16]. Для достижения профессионализма участники коллектива, а это 20 человек основного состава, много и упорно работали под руководством режиссера А. Четверкина. В программу выступления театра на московском фестивале входили спектакли «И вновь продолжается бой» и «Ради мира на Земле…», в которых отражались страницы истории нашего государства и политическая сатира. Именно поэтому, в программе Всемирного фестиваля «Зеркало» значилось как политтеатр. Помимо собственной программы, коллектив был приобщен к организации студенческого карнавала.За период с 1981 по 1985 гг.театром было дано 129 представлений, в том числе, перед студентами ТПИ, жителями города, села и рабочими Волжского автомобильного завода. «Зеркало» не стал «театромоднодневкой», возникающим в канун «Студенческой весны» и исчезающим сразу после ее окончания. Сила таланта режиссера сыграла в становлении коллектива определяющую роль, театр не распался, как это обычно случается, а сплотился и пополнился новыми членами, превратился в институтский молодежный театр.Коллектив «Зеркала» имел большуюпопулярность не только у студентов, но и у жителей города, о чем свидетельствует статья Н. Витковской «Удачи тебе, «Зеркало»» [17]. 28 февраля 1987г. в ДК «Синтезкаучук» проходил бенефис труппы. Выступление было посвящено пятилетию руководства коллективом профессионала–главного режиссера А.А. Четверкина. «Режиссерпрофессионал –это тот человек, который приходит и делает из «не актеров» (обычных студентов технического вуза) актеров, которые, выходят на сцену и удивляют всех» [18]. Именно таким человеком стал для «Зеркала» А.А. Четверкин. Об успехе театра говорят многочисленные награды –дипломант XII Всесоюзного фестиваля народного творчества, двукратный лауреат Интернационального фестиваля в Киеве, пятикратный лауреат областного Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 6

фестиваля «Студенческая весна». К началу 1987 г.в репертуаре коллектива были четыре спектакля, одна эстрадная программа и четыре театрализованных представления. Все постановки пользовались большим успехом у зрителей, особенно спектакли, представленные на бенефисе: «Так умираютлегенды», «19 октября. А.С.Пушкин», «23го года рождения», «Чудакчеловек» и «Ради мира на земле». Успешность театра «Зеркало» отмечал и ректор ТПИ В.И. Столбов, выражая со сцены благодарность за труд, упорство, преданность искусству и за то, что агиттеатр не стал «бабочкойоднодневкой» [19]. Секретарь парткома И.П. Плеханов отмечал большую роль агиттеатра в воспитании советской молодежи в духе патриотизма и любви к Родине. Приглашенным на юбилейный концерт стал не только СТЭМ «Обыкновенное чудо», но и коллектив эстрадного танца «Кредо», кантригруппа «Альтаир». Завершился бенефис рокпостановкой на стихи Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Д. Кедрина «Красная площадь».Помимо постановок собственных театральных коллективов, студенты и сотрудники ТПИ имели возможность посещать спектакли приезжих коллективов.В октябре 1987 г.Тольяттинский политехнический институт посетили участники театра Рижского политехнического института «Камертон». Этот коллектив стал первым театром, который приехал на гастроли в рамкахмежвузовской филармонии. Журналисты газеты «Политехник» не оставили без внимания это важное событие. Концертная программа рижского театра продлилась два дня. Первый спектакль, который показали гости –«Душа и имя» по стихам и письмам М. Цветаевой. В статье Е. Лысенко «В гостях –«Камертон» отмечалось, что участники коллектива «вкладывают всю душу в спектакль, это и сделало его интересным и запоминающимся» [20]. Программу второго дня составили пьесы Сударева «В Альдебаран, в Альдебаран» и Петрушевской «Анданте», «Квартира Коломбины». Рижане были тепло приняты зрителями. В последний день гастролей ответное слово держали театры ТПИ «Зеркало» со спектаклем «Лобное место» и «Обыкновенное чудо» с рядом миниатюр. В 1984 г.вышла заметкаотчет Н. Муромец о деятельности студклуба «Возродить фестиваль» [21]. В ней говорилось о том, что, несмотря на некоторые недостатки и сложности в работе студклуба, он играет важную роль в воспитании студентов и подготовки их к общественнополитической деятельности. Среди сложностейавтор отметил, что многие студенты не вовлечены в активные формы клубной деятельности, а клубы слабо влияют на жизнь в общежитиях. Под руководством студклуба к 1984 г.работало 10 художественных коллективов. Среди них хор, агиттеатр «Зеркало», танцевальный коллектив «Кредо», духовой оркестр и др.Своему успеху студенческие театры ТПИ обязаны сценаристу и режиссеру А.А.Четверкину. Уровень его профессионализма позволил вывести самодеятельные коллективы вуза на новый уровень. Студенты, не имеющие навыков актерской игры стали обладать техникой профессионального актера. Выступления проводились на всесоюзном и даже международном уровнях. Помимо занятий с театральными коллективами, А. Четверкин помогал организовать выступления всей художественной самодеятельности вуза, вплоть до народного ансамбля.Студенческий театр —это возможность молодому человеку проявить творчество, самостоятельность, инициативность, активность. Именно с помощью театральной деятельности он может примерить на себя разные роли. А приобретение позитивного эмоционального опыта, анализ жизненных ситуаций средствами театра, через этюдную работу и познавание событийного ряда и логики жизни являются основой процесса становления личности студента. Приобретенные навыки способствуют всестороннему развитию творческого потенциала.Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 7

Участие в театральной деятельности ТПИ помогло вчерашним студенческим «театральным звездам» покорить карьерные вершиныВ студенческих театрах ТПИ дебютировали будущие «новыерусские бабки» И.Касилов и С. Чванов, депутаты Тольяттинской городской Думы –Б. Гринблат, С.Анташев, актер сериалов –А. Мясников, ведущие радиостанции «Август»–Лариса Пронина, Илья Фирсанов.Таким образом, можно сказать, что период начала 1980х –1987 гг. был для студенческих театральных коллективов ТПИ временем наибольшего расцвета и успеха: участие во всесоюзных и всемирных фестивалях, первенство в областных «Студенческих веснах» и др. Окончательно оформилась система самоуправления внеучебной деятельности студентов (студклуб). В репертуаре коллективов теперь были полноценные спектакли и мюзиклы. Среди городского населения самодеятельные коллективы ТПИ пользовались большим успехом. Театральная жизнь ТПИ вышла на новый высокий уровень.Традиции высокого театрального искусства, заложенные в ТПИ в 1970е–1980е гг. продолжаются и в настоящее время, но уже в новых формах.

Ссылки на источники1.«Юность беспокойная моя» // Политехник. –1983. –23 февр.2.Студенческий театр эстрадных миниатюр.–URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Студенческий_театр_эстрадных_миниатюр. 3.Цымбаленко В. Таланты, внимание!// Политехник. –1972. –19 окт.4.Горский О. Праздник самодеятельного искусства // Политехник. –1975. –10 апр. 5.ЕгороваЛ. Приобщились к прекрасному // Политехник. –1975. –10 апр.6.ГендельИ. Студенческая весна 78 // Политехник. –1978. –5 апр.7.НазароваВ. Весна пришла // Политехник.–1974.–10 апр.8.ЦымбаленкоВ. «Не только от «Весны» до «Весны»// Политехник. –1980. –12 февр.9.ТушиеваЕ. Агитбригада действует// Политехник. –1975. –21 авг.10.ТюринаГ. Время творческих поисков // Политехник. –1975. –20 окт.11.АртюховаГ. Обзор книг о театре к Международному дню театра // Политехник.–1980. –20 окт.12.КолесниковаС. Мечты и реальность // Политехник. –1978. –18 ноября.13.Квасов Ю. Зачем инженеру хор// Политехник. –1980. –2 дек.14.Интервью с Н.Н. Муромец, директором студклуба ТПИ, О работе студенческих самодеятельных театров ТПИ в период 1970–1980 гг. Интервьюер А. Бердникова, 15 мая 1912 г.15.Сергеева Е. «Синтез» в Куйбышеве // Политехник. –1983. –4 мая.16.ИвановаК. Ждали большего // Политехник. –1986. –21 марта.17.ДоценкоЕ. Агиттеатр «Зеркало» // Политехник. –1985. –6 сент.18.ВитковскаяН. Удачи тебе, «Зеркало» // Политехник. –1987.–№9.19.МахаевЮ. Впервые на тольяттинской сцене // Политехник –1984.–8 июня. 20.ЛысенкоЕ. В гостях –«Камертон» // Политехник. –1987. –3 ноября.21.Муромец, Н. Возродить фестиваль // Политехник.–1984. –30 окт.

Tatiana Kozlovsky,Ph.D., Associate Professor, Department of History and Philosophy,Togliatti State University,TogliattiKozlovskaya13@mail.ruThe history of formation of student theater groups TPI 1969–1980 years (based on the periodical press)Abstract. The article deals with the formation and development of student's amateur theater groups Togliatti Polytechnic Institute in the period from 1969 to 1980. Special attention is paid review of the activities of these creative teamsas "Mirror", "Ordinary Miracle". In the study is based on the publication of different years of the newspaper "Polytechnic".Keywords: student theatrical creativity, student theater groups, student theater pop miniatures politteatr, agitteatr, propagandateam, the festival "Student Spring".

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969–1980 гг. (по материалам периодической печати)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22.–ART75343. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75343.htm. –ISSN 2304120X. 8

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.04.15ОпубликованаPublished03.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Козловская Т. Н., 2015www.ekoncept.ru